Алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ
Внимательно читаем задание и варианты; Определяем время представленных слов
Это важно, так как от времени зависит выбор правила; Для слов настоящего и будущего времени подбираем инфинитивы, от которых они образованы (не забываем о виде: он должен быть одинаковым у слова и инфинитива, лучше задать вопрос); Определяем спряжение инфинитива. В зависимости от спряжения ставим в окончания и суффиксы У, Ю, Е или А, Я, И
(см. таблицу ниже) Для глаголов настоящего и будущего времени и действительных причастий настоящего времени есть общее правило – это спряжение (см. таблицы); Если слово прошедшего времени, буква инфинитива сохраняется и в личной форме. (см. таблицы ниже).
Изменения в Задании №16
Задание №16 всегда приносило два самых легких балла в разделе пунктуации. Видимо, составители экзамена тоже это поняли. Поэтому в ЕГЭ по русскому 2022 года это задание приносит только один балл, а вот подходящих предложений, вместо однозначно двух, может быть неограниченное количество.
Так, в этом задании из ЕГЭ по русскому 2022 не указано ни минимальное, ни максимальное количество возможных вариантов, поэтому разобрать придется все предложения:
- в первом ставится одна запятая перед второй частью составного союза, то есть перед «так и»;
- во втором ставится одна запятая между первым и вторым однородными прилагательными, между которыми нет союзов, то есть перед «простой»;
- в третьем запятая не нужна, так как «мелкий» и «клейкий» характеризуют разные признаки, а значит, эти прилагательные не являются однородными;
- в четвертом запятая не нужна, так как союзы не повторяющиеся, они либо относятся к разным группам слов (в преемственности и верности, успеха и популярности), либо служат для усиления (и содержится);
- в пятом одна запятая между частями сложносочиненного предложения с основами «лес отдыхает» и «степь обдает», то есть перед «и».
Таким образом, в этом задании три предложения с одной запятой — 125.
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-
- Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
- В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
https://youtube.com/watch?v=nZNQfPLxWsA
Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку
https://youtube.com/watch?v=2eIV1tsJRcM
- Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий. Настоящее и будущее время.
Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться (и всех производных от них)
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть (и всех производных от них).
В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я
!!!Запомните!!!
- глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).
- глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.
Хотеть в ед.ч. имеют безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)
Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут
Правописание суффиксов причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ определяется спряжением.Сначала находим инфинитив, от которого образовано причастие, далее определяем спряжение.
В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, в суффиксах пишем буквы У, Ю, Е
В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, в суффиксах пишем буквы И, А, Я
Правописание суффиксов глаголов и причастий прошедшего времени.
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом “Л” пишется та буква, которая была в неопределенной форме глагола перед -тьНапример: раста..ла
Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растаять, значит, перед “Л” пишем букву “Я” – растаЯлА
Правописание суффиксов причастий прошедшего времени определяется по инфинитиву глагола, от которого оно образовано.Перед -вш-, -ш- пишется та же гласная, что и в основе неопределенной формы глагола (читать – читавший, растаять – растаявший)
↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4…СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка | вероисповЕданиеновостЕйеретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.
Примеры:
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4… СЛОГИ |
кУхонныйслИвовыйзнАчимый | оптОвыйпрожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли | клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3…СЛОГИ |
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя | завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго |
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные | когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь |
Причинные | так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что |
Условные | если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро |
Целевые | чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы |
Следствия | так что |
Уступительные | хотя, несмотря на то что |
Сравнительные | как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.) |
Изъяснительные | что, как, чтобы |
В начале предложения не употребляются союзы: | так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы |
https://youtube.com/watch?v=px0XRreTZYs
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительные материалы по теме: Средства связи предложений в тексте
Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
- Внимательно прочитайте все слова.
- Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.
- Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Вводные слова – это слова, которые входят в состав предложения, но не вступают в грамматическую связь с членами предложения.
Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:
Различная степень уверенности
конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др. Чувства к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
Источник сообщения (кому оно принадлежит) по мнению, по словам, по сообщению и др. Порядок мыслей и их связь во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др
Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателей одним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
- Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
- Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
- Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
- При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
- Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
- Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом. Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
- якобы,
- словно,
- даже,
- едва ли,
- вдруг,
- буквально,
- будто,
- ведь,
- вряд ли,
- всё-таки,
- как раз,
- к тому же,
- по решению,
- по представлению,
- поэтому,
- вдобавок,
- в конечном счете,
- небось,
- как будто
Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):
Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.
Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций
Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции:
Мой рассказ, наверное, расстроил её.Мой рассказ расстроил её.Омонимичные слова нельзя опустить, они являются членами предложения:Было очевидно, что она нервничала.Озеро казалось бездонным.
https://youtube.com/watch?v=Uvsw2r1p6AA
Видеоразбор 18 задания ЕГЭ по русскому языку
https://youtube.com/watch?v=_t89neZEHbo
- Решай задание 18 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительный материал:
Знаки препинания:
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- при обособленных определениях и обстоятельствах
- в сложноподчиненном предложении
- в сложных предложениях с разными видами связи
↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку
Алгоритм выполнения (план работы):
1) Внимательно прочитайте все слова.2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)
Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
1
Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.2
Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить.3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.
Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения.
1. Обособленные определения
- причастным оборотом; Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустарником, находилась аллея.
- одиночными причастиями или прилагательными; Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.
- прилагательным с зависимыми словами; Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.
2. Обособленные приложения
- именами существительными; Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.
- именами существительными с зависимыми словами; Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
3. Обособленные обстоятельства
- одиночными деепричастиями; Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
- деепричастным оборотом; Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
Вид | Определение | Пример |
Уточняющие члены предложения | сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры | В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна. |
Пояснительные члены предложения | называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» | Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых. |
Присоединительные члены предложения | передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др. | В людях есть много благородства, особенно в женщинах. |
5. Сравнительные обороты
Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми. Например: Он, как вихрь, залетел в комнату.
https://youtube.com/watch?v=yp4zcmSHqOo
- Решай задание 17 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительный материал:
Знаки препинания:
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- в предложениях с вводными словами
- в сложноподчиненном предложении
- в сложных предложениях с разными видами связи
↑ Теория к заданию к 15
Причастия и прилагательные. Признаки и различия. Примеры.
Важно знать о прилагательных и причастиях!Прилагательное:
- отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета;
- может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида;
- имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»
Причастие:
- совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия;
- имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»;
- бывает действительным и страдательным.
Действительные причастияНапример: читающий человек (человек сам читает)Страдательные причастияНапример: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами (можно заменить прилагательным синонимом).
Примеры:
Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый).
Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый).
Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям).
Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям.
Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т.е. причастия, утратившие видовременное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия).
Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом);
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида;
3) могут иметь зависимые слова.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий
Н |
НН |
1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных.Юбилей-юбилейныйСиний, зеленый2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:Песок-песчаныйКожа-кожаныйИскл: оловянный, стеклянный, деревянный | 1. В отыменных прилагательных с основой на -н.Сон – сонныйДлина – длинный2. В отыменных прилагательных с суффиксами -енн- , -онн-Искусство-искусственный,Лекция-лекционныйУтро-утренний |
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых словКрасить (гл НВ без приставки) — крашеныйПугать – пуганыйЗвать-званыйНе меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный | 3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм.Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный |
4. В кратких причастиях:Засеянный -засеян(а,о,ы)Отраженный — отражен(а,о,ы) | 4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:Балованный, циклеванныйИскл: кованый, жёваный |
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-Юная девушка – девушка юнаЗеленые деревья – деревья зелены | 5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн-Ценная вещь – вещь ценнаДлинная дорога – дорога длинна |
Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил. | |
Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная тканьМасляный (=на масле) насос, двигательВетреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренныйВетряной (=приводимый в движение ветром) двигательРаненый солдатРаненный в ногу солдат |
Правописание Н и НН в существительных
НН |
Н |
Если корень оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н.Например: конница, бесприданница, малинник | Если существительное образовано от основы прилагательного (отыменного) с одним Н.Например: песчаник, пряности, юность |
↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку
Общая схема стилистического анализа текста:
- Определяем стиль и жанр текста;
- Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
- Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
- Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
- Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
- Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.