Дети-аудиалы
«В одно ухо влетело, в другое вылетело» — это о ком угодно, но только не про аудиалов! Именно слух является главным каналом восприятия данного психотипа. Такие дети ловят интонацию собеседника, оценивают тембр голоса, им не важно, что говорят, важно — как. Аудиалу нетрудно узнать любого человека по голосу. У него прекрасная память и слух. Лучше не перебивайте аудиала — он этого не любит. «Слушатель» — большой любитель споров и невероятных историй, обожает музыку, знает на память много стихотворений, с удовольствием декламирует. Предпочитает учиться по лекциям и аудиокнигам, не любит читать и писать. Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость
Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения
Типичные проблемы ребенка-аудиала – трудности с орфографией и чтением, рассеянность и забывчивость. Для улучшения навыков концентрации детям рекомендуется проговаривать свои действия. Полезно походить на курсы ментальной арифметики, чтобы внутренняя сосредоточенность вошла в привычку и не вызывала напряжения.
Немного теории
Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:
- Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
- Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
- Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
- Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.
Восприятие обладает такими специфическими свойствами:
- Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
- Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
- Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
- Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
- Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
- Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.
Информация стала для нас строительным материалом
Технологии дали каждому возможность творить, создавая новые информационные объекты с нуля или компилируя их из уже существующих. Каждый фрагмент информации рассматривается нами как кирпич, который мы можем использовать для конструирования собственных нарративов и смыслов.
Потребности пользователей чутко улавливаются разработчиками софта, написавшими уже не один десяток различных программ и онлайн-сервисов для генерации мемов, создания простых композиций и роликов. Отличный пример — Coub. Это один из самых популярных сервисов для создания собственного вирального контента путём компиляции готовых видео- и аудиофрагментов.
Мы воспринимаем информационные объекты как кирпичи для новых сообщений, а не как законченные неизменные вещи. Любой фрагмент может стать частью нового смыслового коллажа.
Как распознать кинестетика
К кинестетикам относятся люди, которые в большей степени полагаются на тактильные или вкусовые ощущения. Обоняние тоже играет роль, но не слишком большую, если речь идет о ритейле или деловых отношениях. Кинестетик получает максимум информации при первом тактильном контакте с продуктом, о чем никогда нельзя забывать. К примеру, посетив незнакомое ему кафе, кинестетик вряд ли в мельчайших подробностях опишет интерьер заведения или сможет сказать, какая музыка звучала в зале. Но то, что еда была невкусной, а кофе – чуть теплым, он запомнит навсегда. Как и аудиалов, у кинестетиков очень развито выборочное восприятие и эту особенность можно использовать для создания эффективного коммуникационного канала.
Как это можно использовать
Предприятия общественного питания, парфюмерные магазины, косметические салоны и бутики – это места, где основной акцент нужно делать на кинестетиков. Именно эта категория людей формирует основное общественное мнение о бренде или розничной точке. Именно кинестетики скорей всего расскажут, вкусно ли кормят в ресторане, насколько интересен выбор ароматов в отделе парфюмерии и какого качества материал, из которого пошита одежда, претендующая на звание дизайнерской. Чтобы увеличить продажи за счет кинестетиков, потребуется не только показать товар лицом – нужно будет дать его потрогать. Примерить, помять в руках, попробовать или даже понюхать – все зависит от вида товара.
Общая информация о видах восприятия
Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:
- Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
- Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
- Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
- Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.
Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.
https://youtube.com/watch?v=f_-8fmwxLgA
Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:
- доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
- влияние ведущего канала восприятия на характер;
- соотношение вида восприятия с типом личности человека;
- набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.
Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:
- Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
- Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
- Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
- На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
- Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.
Общая информация о видах восприятия
Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:
- Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
- Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
- Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
- Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.
Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.
Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:
- доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
- влияние ведущего канала восприятия на характер;
- соотношение вида восприятия с типом личности человека;
- набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.
Повседневная жизнь и деятельность человека связаны с многочисленными потоками информации. Информация может быть представлена в следующих видах:
- Текстовый способ представления информации являет собой совокупность специальных символов, записанных на бумажном или электронном носителе. Такими символами являются цифры и буквы алфавита.
- Графический способ представления информации часто используют для изображения статистических данных или в том случае, когда появляется необходимость использования наглядности для лучшего понимания текста. Для этого применяют диаграммы, гистограммы, рисунки, схемы, таблицы.
- Телефония и радиовещание используют радиоволны и звуковые сигналы для представления информации.
- На телевидении для представления информации используют световые сигналы.
- Мультимедиа. Этот вид представления информации предполагает использование компьютера и объединяет в себе текстовую, звуковую, графическую информацию и видео.
Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал
Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.
Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:
- Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
- Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
- Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
- Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.
Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.
Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.
Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.
С чего всё началось
В начале девяностых годов ХХ века новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг решил разобраться в том, что давно не давало ему покоя. Он посетил около 9 тысяч разных классов и заметил, что иногда даже самые профессиональные и талантливые учителя не могли найти подход к части своих учеников, и в то же время абсолютно ординарным учителям порой везло — ни у кого в их классах не возникало трудностей с пониманием нового материала. Флемингу стало интересно, в чём тут секрет.
После некоторых размышлений он решил, что это связано с тем, что разные люди предпочитают получать информацию разными способами. Проще говоря, если ученикам не подходит тот способ, который использует учитель, то они его не понимают, будь он хоть суперпедагогом. И наоборот: если всем детям в классе подходит тот способ, который использует учитель, то они хорошо его поймут, даже если он педагог отнюдь не блестящий.
Например, для кого-то лучшим ответом на вопрос «Как пройти к музею?» будет нарисованная карта, а другому достаточно словесного описания. Исходя из этих различий, Флеминг разработал опросник VARK — это акроним для слов Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic («визуальное, слуховое, чтение и письмо, кинестетическое»). По результатам ответов на вопросы VARK делит людей на четыре группы в зависимости от того, как они воспринимают информацию:
- визуалы (предпочитают зрительный способ восприятия — проще говоря, любят картинки);
- аудиалы (предпочитают воспринимать информацию на слух);
- вербалы (лучше воспринимают через чтение или письмо);
- кинестетики (через тактильные ощущения, обоняние, осязание).
Типы восприятия в общении
В ситуациях межличностного общения типы восприятия обнаруживают различия, что прослеживается в поведении людей.
Так, визуалы большое внимание при общении уделяют внешности человека, мимике и жестам. Для них важен контакт глаз
Иногда создается впечатление, что такие люди умеют угадывать мысли собеседника.
Восприятие в общении
Сам визуал в процессе общения чувствует себя комфортно, занимает открытую позу. Это великолепные рассказчики.
Внимание! Они склонны устанавливать пространственную дистанцию с собеседником: находясь слишком близко к партнеру по общению, визуалы испытывают дискомфорт. Общаться с аудиалом приятно
Их речь грамотная, богата интонациями, а темп ее комфортен для восприятия. Партнеров по общению они понимают с полуслова. Повышенный тон и оскорбления в адрес аудиала приведут к тому, что он откажется от общения
Общаться с аудиалом приятно. Их речь грамотная, богата интонациями, а темп ее комфортен для восприятия. Партнеров по общению они понимают с полуслова. Повышенный тон и оскорбления в адрес аудиала приведут к тому, что он откажется от общения.
Для кинестетов условием хорошей беседы является обстановка. Им доставляет истинное удовольствие обсуждение личностных переживаний и эмоций, как своих, так и чужих.
Следует помнить! Кинестет не подпустит близко малознакомого человека. В общении с близкими кинестетику нужны физические прикосновения.
Дигиталы в общении с окружающими редко открыто проявляют эмоции. Они быстро улавливают смысл сказанного собеседником. Они не любят предисловий, им хочется поскорее перейти к сути и фактам.
Виды восприятия
В зависимости от анализаторов
От того, какой анализатор является ведущим, восприятие подразделяется на:
- Простое. Кинетическое (ощущение, движение), визуальное (зрение), аудиальное (слух).
- Сложное. Сочетание сигналов, исходящих от разных органов чувств. Если часто опираться на две и более анализаторные системы, выработается двигательно-зрительно-слуховая или двигательно-зрительная перцепция.
Таким образом, выделено шесть различных анализаторов восприятия:
- Зрительный.
- Слуховой.
- Осязательный.
- Кинестетический.
- Обонятельный.
- Вкусовой.
Процесс перцепции имеет одноименное название с тем анализатором или группой анализаторов, которые участвуют в восприятии в данный момент.
По форме материи
Выделяют следующие виды восприятия по форме материи:
- Восприятие времени.
Представляет собой отражение объективной последовательности, длительности и скорости явлений. При данном восприятии отображаются изменения, происходящие в окружающем мире.
- Восприятие пространства.
Обязательное условие для возможности ориентирования в окружающем мире. Различают восприятие удаленности, формы, объемности и величины объектов.
- Восприятие движения.
Заключается в отражении изменения положения, которое занимают объекты в пространстве.
По видам деятельности
По виду деятельности перцепцию подразделяют на два типа:
- Самопроизвольное (непреднамеренное)
Вызывается особенностями объектов вокруг, а именно яркостью, расположением, уникальностью. При самопроизвольной перцепции отсутствует волевое усилие, а также определенная цель, подготовленная заранее. Пример: все находящиеся в аудитории поворачивают голову, когда входит опоздавший.
- Преднамеренное
Прилагаются волевые усилия для лучшей реализации задуманных намерений, произвольно выбираются предметы восприятия. Имеет цель, заранее поставленную. Пример: чтение научного материала, желая познавать новое.
Сознательное, подсознательное
Чаще всего бессознательное восприятие противопоставлено сознательному, и наоборот. Но на основе психоаналитических исследований их принято рассматривать как единое целое в человеке, однако на разных уровнях.
Сознательное восприятие – одна из форм отражения объективной реальности на человеческой психике. Бессознательное – психический процесс, не находящий отражения в сознании человека и не управляемый им. Особенностью бессознательного восприятия является отсутствие субъективного контроля.
Выделяют несколько видов проявления бессознательного восприятия:
- Подпороговое восприятие, не поддающиеся осознанию, так как содержит большой объем информации.
- Стереотипы в поведении и атавизмы, которые отработаны до автоматизма.
- Неосознаваемое побуждение к действию, истинный смысл которого не осознается из-за неприемлемости с точки зрения социальности или противоречия иными побуждениями.
- Надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение.
Представление информации
По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:
- Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
- Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
- Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
- Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.
Принципы восприятия
Группа психологов, вместе с Максом Вертгеймером, немецким психологом и основоположником гештальтпсихологии, сформулировали законы восприятия, которые стали теоретической основой гештальтпсихологии.
1. Принцип близостиЭлементы, которые близки друг к другу в пространстве и во времени и кажущиеся нам объединенными в группы, мы воспринимаем совместно.
2. Принцип непрерывностиСуществует тенденция следовать в направлении, позволяющим связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или определенную ориентацию. На рисунке мы видим не просто отдельные точки, а две пересекающиеся линии.
3. Принцип сходстваПодобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Из-за цвета точки на рисунке мы воспринимаем как строки, а не столбцы.
4. Принцип замыканияСуществует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков.
5. Принцип простоты (закон содержательности, принцип хорошей формы, закон прегнантности)Мы воспринимаем и интерпретируем составные или сложные объекты как простейшую форму или объединение простейших форм. На рисунке мы видим три разные простые фигуры, а не одну сложную.
Прегнантный гештальт означает, что в любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно.
6. Фигура-фон
Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигура) и задний фон, на котором он проявляется. Объект более ярок, значим, заметен.
Витамины для глаз
Принцип полезного питания для глаз очень простой: нужно употреблять в пищу продукты, которые в большом количестве содержат витамины А, Е и С.
- Витамин А. Является важным компонентом в составе пигмента сетчатки. Помогает избежать так называемой куриной слепоты.
- Витами С. Удивительно, но зрение напрямую зависит от состояния сосудов. ОТ изменений кровяного давления меняется работа сетчатки. Витамин С как раз отвечает за нормализацию и стабилизацию давления, что благотворно сказывается на работе глаза.
- Витамин Е. Является сильным антиоксидантом и снижает темпы старения глазных тканей.
Развитие тактильного восприятия у детей
Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность
Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки
Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя
Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком
Роль тактильных ощущений в восприятии формы
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.
Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
Аудиал, визуал, дигитал и кинестетик
Каждый человек представляет собой индивидуальную личность, которая по-разному воспринимает внешний мир.
Кто-то прислушивается к каждому слову, тембру голоса, лучше воспринимает информацию на слух. Это аудиал
Кто-то акцентирует внимание на цвете, форме, внешнем виде. Таких людей называют визуалами
Дигитал – это человек, который в основном воспринимает мир с помощью логического мышления, уделяя меньше внимания восприятию через анализаторы (глаза, уши, руки).
Кинестетик — это человек, который воспринимает мир на ощупь, тактильно.
Кроме специфики главного канала, через который поступает информация, аудиал, визуал и кинестетик отличаются друг от друга, например, способом обучения, который нужно применять для эффективного результата, манерой поведения.
Это интересно: 2431,Кто такие тайцы? (видео)
Кинестетики
Кинестетики воспринимают мир через ощущения.
Для них важны тактильные чувства и эмоции. В их речи присутствует много соответствующих выражений: мурашки по коже, я вне себя, в восторге, я так чувствую. Всегда стремятся к телесному контакту: объятиям, приветствию через рукопожатие, похлопыванию по плечу
Умеют утешать и поддерживать, остро чувствуют переживания других людей.
Этот тип лучше других запоминает движения, поэтому из них получаются отличные танцоры, хореографы и актеры. Кинестетикам важно участвовать в процессе. Это люди действия
Они не воспринимают долгих обсуждений и планирования, а просто делают. В большинстве своем трудоголики: не сидят без дела, активные и эмоциональные. Не выносят монотонной работы, стремятся к разнообразию. Очень тщательно следят за личными границами и не терпят, когда их нарушают. В то время как сами делает это постоянно.