Требования к преподавателю
Деятельность учителя удивительно многообразна. Требования к человеку, решившему посвятить жизнь этому занятию, очень высоки. Для того чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо иметь множество качеств. Так, в характеристику педагога должны входить:
- любовь к детям, доброта;
- безусловная грамотность;
- эрудированность, высокий интеллект;
- справедливость, беспристрастность;
- ответственность и авторитетность;
- стрессоустойчивость и самообладание;
- внимательность и отличная память;
- доброжелательность, такт, чуткость;
- усидчивость, терпеливость и выдержка;
- отличное владение своим предметом;
- энергичность и высокая работоспособность;
- умение заинтересовать своим предметом;
- обладание навыками общения с детьми разных возрастных групп;
- умение индивидуально подходить к каждому ученику при подаче учебного материала;
- хорошая дикция и использование ораторского искусства;
- владение психологическими приемами;
- умение концентрироваться;
- коммуникативные и организационные способности;
- гибкость при общении с детьми и родителями;
- умение ориентироваться в ситуациях и принимать решения;
- творческий подход к преподавательской деятельности;
- умение подстраиваться под учебный процесс, корректировать планы;
Условий много, но если есть изначальная предрасположенность к работе с детьми, они не покажутся столь многочисленными и трудновыполнимыми. К тому же положительных сторон в работе педагога немало. Плюсы: общение с молодежью, умственная нагрузка, статусность, признание общественностью, стабильность, наличие длительного отпуска. Минусы тоже есть, конечно: постоянные психологические нагрузки, ответственность, относительно невысокая зарплата.
Основные задачи и основные обязанности профессии учитель
Основными задачами, которые решает учитель, являются такие:
- приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;
- формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;
- развитие собственного достоинства и самоуважения;
- воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;
- развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.
Еще одна важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику. Профессии, связанные с психологией
Но существуют и другие не менее важные обязанности. Учитель должен:
- планировать учебный материал по своему предмету,
- обеспечивать выполнение учебных программ,
- участвовать в методической работе,
- использовать самые эффективные средства, формы и методы обучения,
- проводить анализ успеваемости своих учеников,
- обеспечивать соблюдение дисциплины,
- формировать навыки и умения самостоятельной работы у учеников,
- стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность,
- добиваться глубокого и прочного усвоения знаний, а также умения применять их на практике.
Плюсы и минусы
Эта профессия будет востребована всегда и везде. Однако она считается довольно сложной и подойдёт далеко не каждому. Часто можно услышать мнение, что это скорее призвание. Иногда трудно понять, будешь ли ты хорошим учителем, пока не попробуешь себя в этом деле. Как и любой другой специалист, педагог сталкивается с негативом: документационной рутиной, нерадивыми учениками, невысокой зарплатой. Но в учительских буднях есть место светлым и вдохновляющим моментам, которые компенсируют неприятности. Общение с разными людьми, возможность делиться знаниями и опытом, простор для творчества и развития способностей — всё это позволяет учителю наслаждаться работой.
Богатство и щедрость
Недавно Россию потряс неординарный случай: пенсионер, всю жизнь проработавший в школе преподавателем, стал одним из самых крупных меценатов детского дома «Гаврош», находящегося в Коми.
Всю свою преподавательскую деятельность мужчина копил деньги для покупки дома. Семьи у этого мужчины нет, поэтому он откладывал зарплату от месяца к месяцу, и к моменту выхода на пенсию накопил большую сумму. Но долгожданная покупка не состоялась: сердце бывшего преподавателя дрогнуло, когда он прочёл о детском доме. Решение перевести деньги на нужды детей пришло само собой.
Сам мужчина шутит, что теперь у него сразу несколько десятков внуков, ровно столько, сколько деток в детском доме. Видимо, настоящий учитель – это состояние души, а не просто профессия.
Условия работы: про оптимальное количество детей в классе
В деревнях и сёлах выполнение данного правила возможно. Но в городах, когда постоянно увеличивается рождаемость, а новые школы при этом не строятся, редко встретишь классы хотя бы с 25 учащимися. Как минимум 29, а иногда и доходит до 35. Поэтому многие школы вынуждены работать в 2 смены, ведь ни кабинетов, ни учителей не хватает.
Следующие пункты я беру из собственного учительского опыта, потому что эти функции наши министры (которые наверняка не видели школы со времен своего выпускного вечера) вписали в громоздкие словесные формулы «учебная работа», «воспитательная работа» и «другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом». Что-то я уже попыталась раскрыть, расписав выписку из закона «Об образовании в РФ», но продолжим.
Где получить образование учителя начальных классов?
Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:
- 5 лет в вузе;
- 3 года 10 месяцев, если учиться заочно в колледже на базе 11 классов или очно на базе 9 классов;
- 2 года 10 месяцев при очном обучении в колледже на базе 11 классов;
- 5 лет 4 месяца, если учиться в колледже заочно после окончания 9 классов.
Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.
Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.
Ознакомьтесь с программами профессиональной переподготовки АНО ДПО «УрИПКиП». Окончив любую из них, вы получите диплом учебной организации с государственной лицензией — этот документ станет подтверждением вашей квалификации и позволит вам устроиться на работу в школу, гимназию или лицей.
Если вам понадобится помощь в выборе программы или возникнут вопросы по поступлению на программу обучения для учителей младших классов, пожалуйста, обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО ДПО «УрИПКиП».
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Рекомендуемые программы обучения
Все программы направления
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (620ч)
17100 руб. 10600 руб.
Педагогика и методика начального общего и дошкольного образования с присвоением квалификации «Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста» (1100ч)
23700 руб. 17400 руб.
Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области методики обучения предмету «Русский язык» с учетом требований ФГОС ООО с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» (1100ч)
23700 руб. 17400 руб.
Педагогика и методика начального образования с дополнительной подготовкой в области организации и методического обеспечения образовательного процесса начальной школы с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» с дополнительной квалификацией «Преподаватель педагогики начального образования» (1100ч)
23700 руб. 17400 руб.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Для кого подойдет профессия?
Учителем могут стать подростки, которые:
- Обладают терпеливостью. Специалист должен уметь сдерживать свои эмоции. Только в этом случае он сможет добиться от учеников желаемого. Сделает так, что они комфортно себя будут чувствовать на уроке.
- Являются добрыми. Учитель — это работа с детьми. Специалист в обязательном порядке должен быть добрым. Для того, чтобы дети чувствовали это. И лучше его воспринимали.
- Являются внимательными. К детям нужно проявлять участие. Только в этом случае они будут воспринимать учителя, как хорошего друга.
- Имеют отличную память. Педагог должен уметь запоминать всех своих подопечных. Знать, как их зовут. Какую фамилию они имеют. И так далее. Это необходимо для того, чтобы ученики знали: их уважают. И поэтому знают, как зовут каждого. А еще, отличная память нужна для того, чтобы запоминать важную информацию по предмету. И чтобы легко доносить ее на уроках. Не подглядывая, при этом, в учебник.
- Имеют отличную дикцию. Если у человека плохая дикция, то работать учителем он не сможет. Дети просто не будут иметь возможности его воспринимать. Преподаватель должен говорить грамотно. Четко проговаривать каждое слово. Только в этом случае у тинейджера будет возможность доносить что-либо до аудитории. Так, чтобы она понимала, о чем идет речь. И с легкостью воспринимала информацию.
Каким должен быть педагог?
Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией – будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру – ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести – а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.
Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель – это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.
Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка – профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы – преподавания – есть немало и других обязанностей.
Описание профессии учитель
Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.
Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.
История появления профессии учитель
Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.
Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.
Зачем нужна профессия учитель?
В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):
- обучение детей по установленной программе с учетом общепринятых стандартов;
- оценка эффективности обучения по определенному предмету;
- внесение корректив и предложений в образовательный процесс;
- обеспечение сохранности жизни и здоровья обучающихся;
- привитие ученикам эстетических и моральных норм поведения;
- проведение родительских собраний.
Виды аттестации
С 2021 года предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки педагогов будут оценивать с помощью единых федеральных оценочных материалов или ЕФОМ. Материалы разработали по заказу Министерства Просвещения, они устанавливают единые правила аттестации по всем регионам России.
Регламентирует аттестации . Ее цель — повышение уровня профессионализма педагогов.
- Аттестация педагога на соответствие занимаемой должности, которую учителя и педагоги дополнительного образования проходят раз в пять лет, теперь состоит из двух этапов: экзамена по ЕФОМ и оценки работодателя. Учитель сдает экзамен комиссии и получает баллы за свои компетенции, а руководство организации предоставляет информацию о сотруднике и его характеристику, включающую оценку профессиональных, деловых и личных качеств. В 2021 на аттестацию впервые выйдут сотрудники без квалификационной категории, проработавшие в одной организации более двух лет.
- Аттестация на установление квалификационной категории проводится по желанию педагога. По итогам учителю присваивают первую или высшую категорию. Ее правила не поменялись: чтобы получить квалификацию, педагог предоставляет комиссии свое профессиональное портфолио, благодарности, награды, информацию об успехах учеников. Подойдут справки об успеваемости, дипломы, результаты ЕГЭ и ГИА. Кроме того, учитель может приложить сертификаты об участии в профессиональных семинарах и конференциях.
С 2021 года появятся новые категории: старший учитель (методист) и ведущий учитель (наставник). Чтобы стать методистом или наставником, нужно иметь педагогическое образование, а также дополнительную подготовку по предмету. При получении сразу двух категорий прибавка к зарплате будет за обе.
Методистом может быть педагог первой или высшей категории, который работает в образовательном учреждении больше пяти лет. Он внедряет новые образовательные технологии, организует семинары для учителей и курирует участие в них коллег.
В наставники идут со стажем не менее 10 лет и высшей квалификационной категорией. Задача наставника — помогать коллегам в вопросах профессионального роста и развития мастерства.
С 2021 года специалисты, которые только устраиваются на работу в сфере образования, пять лет не работали по профессии и выпускники ВУЗов проходят обязательный первичный экзамен. Результаты тоже оценивает комиссия по ЕФОМ.
Где учиться на педагога?
В настоящее время, преподавать в школе разрешено только лицам, имеющим педагогическое образование (направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки»), или образование, связанное с тем предметом, которое педагог собирается преподавать. При этом в дипломе должно быть указано «преподаватель». Например, «историк, преподаватель истории».
Профессию можно получить как в колледже, так и высшем учебном заведении. Среднего профессионального образования достаточно, чтобы работать учителем младших классов (специальность 44.02.02). В каждом среднем и крупном городе есть колледжи, где можно обучиться по этой специальности. Например, в Москве таких организаций сразу пять:
- Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
- Педагогический колледж им. С.Я. Маршака
- Педагогический колледж №10
- Педагогический колледж «Медведково»
- ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
В ВУЗах готовят преподавателей всех направлений. Основные специальности:
- 44.03.01 Педагогическое образование
- 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
- 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
- 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
- 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
- 44.05.01 Педагогика девиантного поведения
Основные московские ВУЗы, готовящие педагогов:
- МПГУ — Московский педагогический государственный университет
- МГПУ — Московский городской педагогический университет
- МГОУ — Московский государственный областной университет
- МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
- МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
- МПСУ — Московский психолого-социальный университет
- МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Если вы планируете быть преподавателем в ВУЗе и дополнительно заниматься наукой, стоит поступать в профильное учебное заведение. У выпускников большинства институтов и университетов в дипломе есть слово «преподаватель» (например, биолог, преподаватель биологии), что позволяет вам преподавать данный предмет.
Курсы
При наличии у вас высшего образования любого профиля, вам не нужно получать второе высшее образование, чтобы пойти работать учителем. Достаточно пройти курсы переподготовки, которые займут от 1,5 до 3,5 месяцев, в зависимости от выбранной специализации. Примеры подобных курсов:
- Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва), программа длительностью 280–520 часов (что займёт от 1,5 до 3,5 месяцев обучения);
- Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, программа длительностью от 252 часов до 516 в зависимости от профиля
- Российский университет дружбы народов (Москва), программа длительностью 600 часов для учителя начальных классов и от 260 до 1400 часов для предметников;
- Томский государственный университет предлагает программы переподготовки для будущих учителей дошкольных учреждений, тренеров и тьюторов.
Личные качества учителя
Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:
Терпение. Не всегда дети могут освоить тему с первого раза, поэтому учителю иногда приходится объяснять одну и ту же информацию несколько раз. Делать этого необходимо с максимальным уровнем спокойствия.
Лояльность. Мудрый преподаватель не должен скупиться на похвалу, если ученик заслужил этого своим трудом
Он не должен высмеивать недостатки других детей или акцентировать на этом внимание класса.
Большой объем памяти. Учителям нужно запоминать не только фамилию и имя ребенка, но и данные, касающиеся его здоровья или родителей
В силу профессии учителям приходится запоминать большой объем информации, чтобы донести ее до учеников, не заглядывая в учебник.
Беспристрастность и справедливость. Эти качества необходимы педагогу, чтобы грамотно реагировать на нестандартное поведение детей.
Задачи и обязанности педагога
Главная задача учителя — стать примером и другом для учеников. Формирование личности человека, его принципов и правильных взглядов на жизнь происходит под неусыпным контролем наставника. Помимо умения подобрать индивидуальный подход обучения к каждому подопечному, преподаватель реализует следующее:
- воспитание в учениках трудолюбивости и ответственности;
- введение во взрослую жизнь путем приобщения к государственным нормам, законам, которые необходимо соблюдать;
- формирование моральных основ личности и целого ряда положительных качеств;
- прививание добропорядочности и патриотизма;
- развитие правильного отношения к здоровому образу жизни.
Современный учитель должен грамотно направлять сознательность вверенных ему детей, чтобы после окончания школы они умели пользоваться полученными знаниями и осознавали свое значение в обществе. Для своей успешной деятельности по достижению поставленных задач преподаватель должен быть тщательно подготовлен. В его обязанности входят:
Методическая работа: календарное планирование на год, разработка учебной программы, составление поурочных планов, где имеет место описание целей, задач, хода урока и предполагаемых результатов.
Подбор и использование самых эффективных способов, форм, средств обучения. Учитель как психоаналитик должен ориентироваться в ситуациях на занятиях, доступно донося материал до каждого. Усвояемость предмета учениками полностью зависит от учителя.
Проведение уроков. Помимо совершенного владения знаниями о своем предмете, каждый педагог должен идеально знать русский язык, иметь грамотную речь и хорошую дикцию. Его аудитория будет воспринимать информацию лучше, если она поступает в открытой, четкой, понятной форме.
Анализирование успеваемости. Проверка тетрадей и знаний у доски — обычное дело для педагога
Плохо или хорошо себя ведет ученик вне класса — не важно. Выставление оценок должно быть справедливо и беспристрастно
Объективность — одна из главных характеристик достойного учителя.
Контроль над учащимися, дисциплина. Важная часть работы педагога заключена в правильной расстановке приоритетов в поведении учеников. Умение перенаправлять буйную энергию подростков в правильное русло — бесценное качество.
Формирование навыков самостоятельной работы. Учитель должен научить своих подопечных не только теории, но и добиться успешного применения полученных знаний на практике.
Ведение классного журнала. Обязательный пункт в работе преподавателя — это фиксирование успеваемости класса. Заполнение журнала требует серьезного подхода и внимательности. Кроме того, в письменные обязанности входит составление официальных бумаг разного рода.
Организация мероприятий, кружков и секций. Учитель много внимания посвящает воспитательной работе. Более трети его рабочего времени уходит на организацию различных праздников, викторин, олимпиад, всевозможных проектов. Помимо участия в школьных мероприятиях, преподаватель сопровождает учеников вне школы на выставки, в театр, туристические походы и т. д.
Самообразование — значимая часть жизни педагога. Чтобы идти в ногу с молодым поколением, необходимо постоянно совершенствовать и расширять свои знания с помощью специальной литературы, посещения специальных курсов по повышению квалификации и т. д. Нужно обладать широким кругозором, чтобы понимать все течения современности.
Проведение родительских собраний. Психологический аспект профессии направлен на индивидуальную работу с людьми. Обеспечение актуальной информацией родителей об их детях, разбор сложных или неприятных ситуаций, решение проблем, организационные моменты — все лежит на учителе.
Подведем итог
Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.
Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.
Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам. Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться
Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!
Да, найти общий язык с детьми и подростками, а также их родителями, учитывая то, что каждый из них имеет свои особенности характера и темперамент, задача не из легких и этому действительно стоит поучиться. Освоить самые эффективные коммуникативные техники вам поможет наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», которые обязательно пригодятся вам в работе учителя. Рекомендуем!
Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.
Желаем вам успехов!