Учитель года россии

О престижном профессиональном конкурсе – предыстория, идея, основные этапы

Ежегодно, начиная с 1992 года, при поддержке Министерства образования РФ, Общероссийского профсоюза работников образования и «Учительской газеты», за звание «Учитель года России» в рамках одноименного всероссийского конкурса, состязаются передовые школьные учителя всей страны. При этом, кроме поддержки в виде поощрений победителям и поднятия престижа профессии в целом, целью конкурса является распространение передового опыта.

Идея организации профессионального всесоюзного конкурса родилась еще в 1989 году, на «закате» СССР, по американскому аналогу (в США подобный конкурс проводится с 1952 года). Но несмотря на нестабильность, с которой России пришлось столкнуться после распада Союза, значимость учительского труда и поднятие престижа профессии остались в зоне внимания российского правительства и общества.

Это говорит о том, что роль учительского труда была и остается одной из ведущих во всем мире. Сложность же российского конкурса, отмеченная зарубежными коллегами, подчеркивает, что отечественное образование остается на высоте, не растеряв лучших традиций и опыта советской школы, преумножив его в новых условиях.

Российский конкурс «Учитель года» состоит из трех этапов, в каждом из которых участникам предлагается выполнить несколько заданий.

Первый этап:

  • Публикация в интернет-ресурсах авторских разработок, новаторских идей, демонстрирующих умение педагога представлять информацию в публичном пространстве (Интернете);
  • Презентация своих методик и учебного материала на методическом объединении в устной форме, для коллег, общественных организаций, представителей других отраслей хозяйства и культурной сферы, а также презентация наработок просветительской и консультационной работы с родителями учеников на основе собственного опыта;
  • «Открытый урок» – занятие, на котором учитель демонстрирует свою методику в действии;
  • Еще одно из практических заданий – организация и проведение 20-минутного диспута; актуальная тема выбирается учениками, они задают тон в обсуждении, а учитель демонстрирует свое умение организовать класс и «прийти к финишу» с готовым решением, которое будет принято большинством;
  • Важная часть работы каждого учителя – умение взаимодействовать с родителями учеников, и поэтому первый этап также включает 20-минутное обсуждение смоделированной ситуации, требующей правильного педагогического решения.

Второй этап – мастер-класс урока со своими учениками и учениками в другой школе. Затем – участие в общественной дискуссии на актуальную, социально-значимую тему.

Третий этап – «круглый стол» с участием министра образования и других лиц, представляющих образовательную систему на всех уровнях и направлениях работы.

В разные годы, в зависимости от ситуации, условия конкурса незначительно варьировались. Но сложность прохождения отборочных, региональных и финальных этапов оставалась неизменной. Но это не останавливает педагогов с «горящими взглядами и открытыми сердцами», увлеченными профессией и любовью к детям. И дело тут не в призовом фонде и звании: чтобы разработать собственную уникальную, и самое главное – эффективную методику, которая будет полезна в работе коллегам и понятна детям, нужны немалые усилия и время (порой на это уходят годы!). Труд учителя предполагает, что его плодами будут пользоваться ученики и общество – это работа на перспективу, а не на сиюминутный результат.

Учитель года – 2020: самое интересное

Финал 2020 года из-за пандемии несколько задержался, и состоялся 2 февраля 2021 года в Волгограде, куда в 2019 году увезла Хрустального Пеликана победительница прошлого года — Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы волгоградской школы. В этот же день, после третьего этапа и пресс-конференции «Вопрос учителю года», в ходе которой были названы имена 15 лауреатов и главного победителя, состоялось торжественное закрытие конкурса и встреча лучших учителей России с Президентом В. В. Путиным.

Правда, на этот раз традиционная беседа с главой государства и поздравления президента прошли в режиме видеосвязи (из-за ограничений, связанных с пандемией)

Но внимание к одному из главных событий в профессиональной учительской среде, тем не менее, не ослабело. В современных условиях, когда детей «пустили в интернет» с неограниченным и бесконтрольным контентом, роль учителя, формирующего осознанный выбор, только возрастает

Потому и внимание к самим педагогам является одной из важнейших стратегических задач.

Участники-лауреаты получили возможность лично задать вопросы и высказать пожелания президенту по улучшению образовательной системы. В. В. Путин, как всегда, сделал письменные заметки, пообещал принять участие в майском Всероссийском педагогическом форуме, который состоится в Ленинградской области, в Гатчине, если позволит эпидемиологическая ситуация.

Говорили также о недопустимости шаблонов в воспитании, о роли личности учителя и престиже профессии, о внедрении в школу технологий, о возрастающей важности преподавания математики в изменяющейся действительности и других вопросах, волнующих педагогов. Примечательно, что кроме главного победителя, учителя математики из Ростовской области, Михаила Гурова, в число 15 лауреатов вошло еще два учителя математики

Из этого можно сделать вывод, что в последнее время наметилась тенденция к возрастанию роли точных наук, хотя в предыдущие годы гораздо большую активность проявляли учителя гуманитарных дисциплин.

Результаты конкурса «Учитель года России» убедительно доказывают, сложившийся в советской системе образования стереотип, что учитель – женская профессия, постепенно уходит в прошлое. Сегодня число мужчин-педагогов возросло, и это заметно даже по составу основных призеров «Учитель года России – 2020», а присутствие мужчин в школьном педагогическом коллективе существенно влияет на воспитание детей. Кроме того, тот факт, что профессия становится не только «женской», вселяет надежду, что будет достигнута гармония воспитания в школе.

Нельзя не отметить и тот факт, что за тридцать лет конкурс «Учитель года России» значительно «помолодел». В числе конкурсантов – молодые, энергичные педагоги. Казалось бы, откуда у них взялся опыт, если в былые времена, чтобы заслужить авторитет и уважение среди коллег и детей, нужно было иметь не меньше 10 лет стажа. Но факты говорят сами за себя:

  • самой молодой победительнице 1999 года, Марии Филиппенко, преподавателю латыни – 23 года;
  • учителю русского языка и литературы из Калининградской области, Евгению Славгородскому – абсолютному победителю 2004 года, всего 25 лет.

И тенденция к омоложению состава конкурсантов сохраняется.

По мнению специалистов, причина очень простая: молодые учителя общаются с детьми на их языке – «цифра» сближает. Кроме того, традиционно и психологически обусловлено, что ученики тянутся к молодым, им нравится общаться со старшими на равных, без авторитарного давления, когда, кроме безапелляционного мнения учителя, допускается обсуждение другой точки зрения. У молодых – «не зашоренный» взгляд, их не ограничивают собственные регалии и закостенелые стереотипы, они не боятся быть с детьми «живыми», не озабочены тем, что не соответствуют образу типичного экранного учителя времен цензурированного советского кинематографа.

Финалисты номинации

«Учитель года»

Ахтанин
Павел Александрович

ГБОУ Школа №1411

учитель информатики

«Учитель года»

Баранов
Роман Владимирович

ГБОУ Школа № 1534

учитель физики

«Учитель года»

Башкирцева
Мария Вячеславовна

ГБОУ Школа № 67

учитель информатики

«Учитель года»

Варинова
Мария Михайловна

ГБОУ Школа № 2005

учитель истории

«Учитель года»

Дунин
Александр Вячеславович

ГБОУ Школа № 1512

учитель физики

«Учитель года»

Жуковская
Елена Витальевна

ГБОУ Школа № 536

учитель биологии

«Учитель года»

Картавцева
Полина Андреевна

ГБОУ Школа им. Н.М. Карамзина

учитель английского языка

«Учитель года»

Киреев
Вадим Валерьевич

ГБОУ Школа № 1527

учитель истории

«Учитель года»

Кошелева
Елена Борисовна

ГБОУ Школа № 1507

учитель английского языка

«Учитель года»

Кузнецова
Ольга Вадимовна

ГБОУ Школа № 1370

учитель математики

«Учитель года»

Лысова
Алёна Александровна

ГБОУ Школа № 2009

учитель русского языка

«Учитель года»

Марков
Никита Александрович

ГБОУ Школа № 1566

учитель истории

«Учитель года»

Мерщиев
Александр Валерьевич

ГБОУ Школа № 2010

учитель биологии

«Учитель года»

Орлова
Ирина Валериевна

ГБОУ Школа № 1770

учитель химии

«Учитель года»

Самойлова
Елена Сергеевна

ГБОУ Школа № 2036

учитель информатики

«Учитель года»

Сенько
Светлана Александровна

ГБОУ Школа № 1195

учитель математики

«Учитель года»

Соколова
Юлия Валериевна

ГБОУ Школа № 1577

учитель биологии

«Учитель года»

Страхова
Елизавета Сергеевна

ГАОУ Школа № 548

учитель русского языка

«Учитель года»

Упшинская
Алла Евгеньевна

ГБОУ Школа № 1527

учитель математики

«Учитель года»

Филиппов
Сергей Александрович

ГБОУ Школа № 2025

учитель информатики

«Учитель года»

Хмельницкий
Григорий Валентинович

ГОУ Школа «Спектр»

учитель английского языка

«Учитель года»

Шарапова
Оксана Сергеевна

ГБОУ Школа № 2109

учитель географии

«Учитель-дефектолог года»

Авдеева
Елена Сергеевна

ГБОУ Школа № 887

Учитель-логопед

«Учитель-дефектолог года»

Андреева
Екатерина Львовна

ГБОУ Школа на проспекте Вернадского

Учитель-дефектолог

«Учитель-дефектолог года»

Орехова
Татьяна Николаевна

ГБОУ Школа № 1512

Учитель-дефектолог

«Учитель-дефектолог года»

Сиканова
Наталья Сергеевна

ГБОУ Школа № 1474

Учитель-дефектолог

«Учитель-дефектолог года»

Сироткина
Татьяна Юрьевна

ГБОУ Школа на проспекте Вернадского

Учитель-дефектолог

«Воспитатель года»

Артанова
Алена Александровна

ГБОУ «Школа № 2109»

воспитатель

«Воспитатель года»

Миронова
Татьяна Вячеславовна

ГБОУ «Школа № 1363»

воспитатель

«Воспитатель года»

Павлова
Сюзанна Константиновна

ГБОУ «Школа № 1494»

воспитатель

«Воспитатель года»

Храбан
Екатерина Алексеевна

ГБОУ «Школа Глория»

воспитатель

«Воспитатель года»

Шаталова
Галина Васильевна

ГБОУ «Школа № 1517»

воспитатель

«Педагог-психолог»

Жарикова
Анна Юрьевна

ГБОУ Школа № 283 Северо-Восточный округ

Педагог-психолог

«Педагог-психолог»

Романова
Елена Ивановна

ГБОУ Школа № 1793 Юго-Восточный округ

Педагог-психолог

«Педагог-психолог»

Самченко
Мария Андреевна

ГБОУ Школа № 554 Юго-Западный округ

Педагог-психолог

«Педагог-психолог»

Сычева
Наталья Васильевна

ГБОУ Школа № 1558 имени Росалии де Кастро

Педагог-психолог

«Педагог-психолог»

Юраник
Вероника Борисовна

ГКОУ СКОШИ № 79

Педагог-психолог

«Педагог-психолог»

Шабалина
Олеся Александровна

ГБОУ Школа № 618

Педагог-психолог

«Педагог-психолог»

Горбачева
Елена Геннадьевна

ГБПОУ Колледж «Царицыно»

Педагог-психолог

«Педагог доп.образования»

Гриньков
Сергей Юрьевич

ГБОУ Школа № 1159

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Гурова
Ирина Андреевна

ГБОУ «Курчатовская школа»

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Овчинникова
Ольга Александровна

ГБОУ Школа № 90

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Сечина
Екатерина Евгеньевна

ГБОУДО ДТДИМ «Восточный»

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Сулейманов
Роман Джабраилович

ГБОУ «Курчатовская школа»

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Чекин
Владимир Александрович

ГБОУ Школа № 1494

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Шляпкина
Наталия Александровна

ГБОУ Школа № 1539

Педагог доп.образования

«Педагог доп.образования»

Шунькова
Галина Сергеевна

ГБОУ Школа № 2073

Педагог доп.образования

Виды аттестации

С 2021 года предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки педагогов будут оценивать с помощью единых федеральных оценочных материалов или ЕФОМ. Материалы разработали по заказу Министерства Просвещения, они устанавливают единые правила аттестации по всем регионам России. 

Регламентирует аттестации . Ее цель — повышение уровня профессионализма педагогов. 

  1. Аттестация педагога на соответствие занимаемой должности, которую учителя и педагоги дополнительного образования проходят раз в пять лет, теперь состоит из двух этапов: экзамена по ЕФОМ и оценки работодателя. Учитель сдает экзамен комиссии и получает баллы за свои компетенции, а руководство организации предоставляет информацию о сотруднике и его характеристику, включающую оценку профессиональных, деловых и личных качеств. В 2021 на аттестацию впервые выйдут сотрудники без квалификационной категории, проработавшие в одной организации более двух лет. 
  2. Аттестация на установление квалификационной категории проводится по желанию педагога. По итогам учителю присваивают первую или высшую категорию. Ее правила не поменялись: чтобы получить квалификацию, педагог предоставляет комиссии свое профессиональное портфолио, благодарности, награды, информацию об успехах учеников. Подойдут справки об успеваемости, дипломы, результаты ЕГЭ и ГИА. Кроме того, учитель может приложить сертификаты об участии в профессиональных семинарах и конференциях.

С 2021 года появятся новые категории: старший учитель (методист) и ведущий учитель (наставник). Чтобы стать методистом или наставником, нужно иметь педагогическое образование, а также дополнительную подготовку по предмету. При получении сразу двух категорий прибавка к зарплате будет за обе.

Методистом может быть педагог первой или высшей категории, который работает в образовательном учреждении больше пяти лет. Он внедряет новые образовательные технологии, организует семинары для учителей и курирует участие в них коллег. 

В наставники идут со стажем не менее 10 лет и высшей квалификационной категорией. Задача наставника — помогать коллегам в вопросах профессионального роста и развития мастерства. 

С 2021 года специалисты, которые только устраиваются на работу в сфере образования, пять лет не работали по профессии и выпускники ВУЗов проходят обязательный первичный экзамен. Результаты тоже оценивает комиссия по ЕФОМ. 

Процедура аттестации

Основная часть аттестации по ЕФОМ состоит из письменного тестирования по дисциплине, которую преподает учитель, видеоурока с разбором работы учеников в классе и педагогического кейса. 

Предметное тестирование 

Двухчасовой тест проверяет уровень владения учителя предметом и умение создавать методические материалы. Например, учителю химии предлагают решить химические уравнения, найти и исправить ошибки в решении ученика, поставить оценку за работу и составить план урока. 

Демонстрация урока

На этом этапе педагог предоставляет видеозапись занятия, а комиссия оценивает его умение работать с детьми, личностный подход и способность передавать знания по предмету. К видео аттестуемый прикладывает два-три выполненных задания учеников с оценкой и самоанализ урока.

Педагогический кейс

Задания блока выполняются на компьютере. Учитель получает индивидуальный кейс, с которым ему предстоит разобраться. Предугадать педагогические случаи сложно, но суть напоминает государственный экзамен в педагогическом ВУЗе, поэтому полной неожиданностью не станет. Например, учителю предлагают порассуждать, как работать с классом, в котором происходит травля ученика. 

Представление работодателя включает в себя данные об успехах учеников, условиях профессиональной деятельности и личных достижениях. 

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Экономика образования

Канал влияния: как YouTube можно использовать для обучения

Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Цифровая грамотность

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

Аналитические способности

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

Умение учиться

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Экономика образования

Глава Coursera Джефф Маджионкальда: «Учиться придется всю жизнь»

Эмоциональный интеллект

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста

Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов

Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

Организационные навыки и проектное мышление

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков

Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Послесловие

Участие в профессиональном конкурсе – это возможность поделиться собственным опытом, найти единомышленников, зажечь их сердца таким же творческим энтузиазмом, чтобы еще больше детей могли учиться легко и с интересом. Для общества, на первый взгляд, не имеющего непосредственного отношения ни к профессии, ни к проблемам образования в принципе, профессиональное состязание лучших учителей России, пока не стало столь же интересным, как чемпионат по футболу, танковый биатлон или авторалли. Потому и нужно освещение событий в образовательной среде наравне со спортивной, культурной и общественно-политической жизнью страны.

«Учитель года России» – конкурс, который можно было бы проводить в узком профессиональном кругу, если бы не одно принципиальное отличие профессии: с учителя начинается артист, космонавт, ученый и даже президент; от его творческой самоотдачи зависит, каким будет общество через 10, 20 или 100 лет, как будет развиваться научно-технический прогресс и вся цивилизация, кем будет гордиться страна

И когда общество поймет, что это не менее важно, чем футбольный чемпионат, система образования выйдет на совершенно новый уровень развития

Источники изображений: ug.ru, vspu.ru

Как подготовиться

На подготовку к аттестации лучше отводить целый год. За это время можно вспомнить теоретическую базу, собрать портфолио и потренироваться. К заданиям тестирования ЕФОМ есть демоверсии. Если пройти их заранее, можно выявить основные трудности и темы для повторения. 

Портфолио учителя-предметника лучше наполнить дипломами за призовые места в олимпиадах. Для этого несколько раз в неделю нужно уделять время для прохождения тестов по предмету со способными учениками. Олимпиады часто проводятся в онлайне, дипломы участников и благодарственные письма педагогам высылают в электронном варианте. Виды олимпиад и особенности подготовки к ним собраны на отдельном сайте. 

ТОП 5

Борец с парками и коронавирусом: что помнит Севастополь о Евгении Кабанове

Тигр откусил палец годовалому малышу в крымском сафари-парке

Новый «Бенефис»? Приезжий зарезал бармена в Севастополе

Скандальные отставки в правительстве Крыма раскачали кресло Аксенова  

Городская электричка Севастополя получит 28 поездов, второй маршрут и новые станции

Показать все новости

Городская электричка Севастополя получит 28 поездов, второй маршрут и новые станции

Борец с парками и коронавирусом: что помнит Севастополь о Евгении Кабанове

Путин поручил сократить число контрольных работ в школах

Белик станет вторым депутатом Госдумы от Севастополя вслед за Лобач

Коммунисты заявили, что показали бы один результат с ЕР на выборах в Севастополе

Показать все новости

Выбор Редакции

Дурнопахнущее советское наследие: почему лесничие объявили войну туалетам

Выборы и пенсии: «тебе, старичок, в крематорий пора»

«Политическая неблагонадежность» севастопольского городского головы. «Дело Максимова»

Кошачий ОМС: почему медпомощь животным должна стать бесплатной

Как простой русский князь Александр Невский большой сакральной фигурой стал

«Банкиры, чей Крым?»: как сделать российские банки более патриотичными

Показать все новости

Что делать педагогам, которые не прошли аттестацию

Если педагог не соответствует занимаемой должности, руководитель может его уволить. Но обычно работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем — повторную аттестацию. Сделать это можно уже через год. 

В случае отказа комиссии при подаче документов на первую категорию, учитель подтверждает соответствие занимаемой должности. А при отказе в повышении квалификационной категории до высшей, первая сохраняется до окончания срока действия. 

Решение аттестационной комиссии можно обжаловать. Для этого составляют апелляцию и направляют в региональный Департамент образования и науки или комиссию по трудовым спорам.

При любых результатах аттестации не могут уволить беременных женщин, матерей-одиночек и женщин, воспитывающих детей до 3 лет или детей-инвалидов.