Основные ступени профессионального образования. типы образовательных учреждений

Уровни образования

В Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни:

  1. основное общее образование;
  2. среднее (полное) общее образование;
  3. начальное профессиональное образование;
  4. среднее профессиональное образование;
  5. высшее профессиональное образование;
  6. послевузовское профессиональное образование.
  • В Российской Федерации установлены следующие

ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени)
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени)

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:
для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года (именно этого срока обучения и придерживаются вузы);
для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет (обычно 5 или 5,5 лет);
для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

Степени «бакалавр» и «магистр» относят к первым научным степеням. Степень «магистр» позволяет в дальнейшем поступить в аспирантуру. Степень «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома специалиста или магистра. По истечении первых четырех лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать дальше. Если в дальнейшем вы не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам стоит остановить свой выбор на дипломе специалиста, иначе, выбирайте диплом магистра. Если у вас нет возможности продолжать обучение дальше, тогда можно становиться не дипломе бакалавра.

Следует отметить, что возможность получить диплом магистра может предоставить не любой вуз. К тому же вузы могут предоставлять такую возможность не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования, доступных для вас на каждой специальности, можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приемной комиссии вуза. Это не очень популярная тема среди абитуриентов, поэтому интересующую вас информацию можете получить не сразу.

Что дает высшее образование?

Высшее образование всегда дает больше, чем на него тратится времени и денег, если есть заинтересованность брать – учиться, вникать, практиковаться. Есть железные универсальные факты, которые всегда говорят в пользу вуза.

  • Профессия=работа

    После выпуска у вас будет диплом с квалификацией, с ним пойдете на работу и будете получать деньги. Какая профессия, ее востребованность, характер работы c высшим образованием и возможность роста – это то, что вы будете пожинать за выбор специальности и усердие в учебе.

  • IQ

    Специалисты с образованием высших учебных заведений имеют более высокий показатель по тестам на IQ. Учеба стимулирует мозговую деятельность, вы учитесь решать задачи, адаптироваться к изменениям, применять знания на практике. Это все позволяет лучше приспосабливаться к жизни и повышает ее качество.

  • Надпрофессиональные навыки

    Университет, независимо от формы обучения, за 4-5 лет обеспечивает список soft skills, которые вы получаете автоматически, то есть специально делать ничего не нужно, но опыт будет. Например, научитесь:

    • Трудиться: учеба приучает к дисциплине, ответственности, пунктуальности, самоорганизованности и просто регулярной работе, что ждет вас после выпуска десятки лет.
    • Общаться: сталкиваетесь с разными людьми, учитесь с ними взаимодействовать, договариваться, находить подходы. (Дистанционное обучение на уровне высшего образования дает опыт удаленного общения, не менее актуальный и применимый, чем в случае с личным).
    • Учиться: получать и применять новые знания – это один из главных критериев приема на работу. Вузовская практика научит это делать эффективно, быстро и без страха.
    • Работать с технологиями: чем больше профильных программ и технологий освоите, тем быстрее и эффективнее сможете выполнять обязанности.
  • Связи

    Вы учитесь с теми, с кем вам предстоит работать – люди вашего возраста и сферы интересов. Возможно, вы найдете друзей на всю жизнь, но то, что у вас будет 100% – это сеть из коллег, которые помогут, подскажут, возьмут в проект, напишут рекомендацию.

Если вы сознательно и целенаправленно намереваетесь получить высшее профессиональное образование, у вас будет инструмент, который может раскрыть потенциал, дать возможности для самореализации.

Что лучше — бакалавр или специалист

Какой диплом больше ценится при трудоустройстве

В России уровни подготовки магистра и специалиста признаются примерно равными.В крупных компаниях и за границей степень магистра ценится больше. На западе бакалавриат и специалитет воспринимаются как одинаковый уровень. А вот уровень магистра считается более высоким уровнем знаний, компетенций и осознанности.В то же время специалитет топового вуза, участника российских и международных рейтингов, ценится выше магистратуры вуза среднего уровня.

На каком уровне обучения можно продолжить учёбу в Европе

  1. Во время обучения в бакалавриате отучиться 1–2 года в российском вузе → перевестись в университет за рубежом (с потерей 1–2 курсов).Сразу после окончания школы поступить в бакалавриат нельзя: для европейского образования стандартный срок обучения в школе — 12–13 лет, и в российском аттестате о среднем образовании зафиксировано недостаточное количество часов.
  2. Поступить на магистерские программы после бакалавриата и специалитета.Это наиболее популярный и выгодный формат для россиян. Европейский бакалавриат имеет общий характер, а в российских вузах студенты уже на первых курсах изучают профильные предметы и получают неплохую подготовку. Кроме того, для магистров и аспирантов предусмотрено больше стипендий, компенсирующих расходы на образование в странах Европы, чем для бакалавров.
  3. Перейти в докторантуру и получать степень доктора наук после магистратуры. Докторантура соответствует нашей аспирантуре и длится от 2 до 6 лет.

Недостатки и преимущества дипломов бакалавра

Бакалавриат – одна из ступеней высшего образования. Студенты получают диплом после 4 лет обучения. Чтобы подтвердить свои знания, сдают госэкзамен, защищают дипломную работу. Преимущества первой ступени: 

  • небольшой срок обучения – 4 года; 
  • право трудоустройства вне территории РФ; 
  • можно продолжить обучение в другом учреждении по смежной или другой специальности. 

Недостатки бакалавриата: 

  • путаница после перехода на новую систему образования привела к тому, что многие работодатели считают бакалавриат не высшим образованием. Хотя это полноценная первая ступень. Но, согласно опросам, их относительно немного; 
  • есть список должностей, на которые нельзя попасть бакалаврам. 

Какую страну и вуз выбрать?

Не будем лукавить, это самый основной и сложный вопрос, на который только единицы семей сходу дают уверенный ответ. В остальных 98% случаев проработка этой темы требует усилий и четких ответов по следующим пунктам:

— Основная цель учебы в зарубежном учреждении

Например, если изначально обучение рассматривается как вариант иммиграции, то имеет смысл задуматься о странах с лояльной иммиграционной политикой для своих выпускников.

Обратите внимание

В США на каждом уровне обучения можно стать участником программы Optional Practical Training (OPT), которая также позволяет получить практический опыт по профессии в любом американском штате в течение 12–36 месяцев.

— Какую дисциплину планируем изучать

Везде можно найти подходящие направления и учреждения, но есть определенные нюансы. К примеру, получить сертификат врача в Англии или Штатах достаточно сложно и затратно по времени, большинство факультетов закрыты для международных учащихся. А в Венгрии стать выпускником медицинской школы вполне реально, вступительные испытания и общие затраты приемлемы, аттестаты местных вузов котируются во всем мире.

— Хотите ли вы уйти в науку или ищете прикладную специальность

Всемирно известные учебные заведения предлагают отличную фундаментальную базу и богатые ресурсы для научных исследований. В то время как менее известные вузы часто более ориентированы на конкретные запросы отрасли и помогают получить первый опыт работы в настоящих проектах. Это касается как бакалавриата, так и магистратуры.

Обратите внимание

— Финансовые возможности

Насколько вы готовы и можете вложиться в эту образовательную поездку – базовое уравнение, исходя из которого многое прояснится. Государственные заведения Германии, Норвегии, Чехии, Бельгии предоставляют бесплатное обучение даже для международных учеников. Правда, будьте готовы, чаще всего преподавание ведется на языке выбранной местности. В других государствах образование платное, но при отличной успеваемости абитуриент вправе побороться за стипендию или грант, частичной покрывающий стоимость учебы.

Отдельно стоит упомянуть о возможностях подработки в дни учебного семестра. В США или Австралии учащимся со студенческой визой разрешено работать до 20 часов в неделю и полный день (40 часов) в период каникул на территории кампуса университета. Это позволяет получить деньги на карманные расходы и помочь семье снизить общие затраты.

Маргарита Далит

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Уровни образования в России

Теперь в России на государственном уровне приняты обе системы обучения: Болонская (бакалавриат и магистратура) и специалитет.

  • Бакалавриат. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени бакалавра составляет четыре года.
  • Магистратура. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени магистра составляет два года на базе бакалавриата.
  • Специалитет. Нормативный срок обучения не менее 5 лет, сохранился лишь по некоторым специальностям, перечень которых утверждён Правительством РФ.Некоторые специальности могут требовать большего срока обучения — например, медицинские.

Есть ли жизнь без высшего образования?

Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:

  • Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
  • Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
  • Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
  • Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.

Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех

Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.

Какие у белорусского высшего есть трудности

Проблемы белорусского высшего образования такие же, как во многих других постсоветских странах, и связаны с отставанием. Информационная среда, технологии, характер профессий изменились, но высшие учебные учреждения все еще не смогли перейти или разработать принципы, соответствующие времени.

Слабости высшего образования в Беларуси по пунктам:

Теоретичность
Студенты слушают, записывают и читают теорию гораздо больше, чем работают с практикой. Бывает, преподаватели сами теоретики, не работавшие «в поле».
Речь не только о выработке навыков, но о том, как воплотить свои идеи, изобретать, улучшать. Вузовский уровень должен учить связывать способность находить решения с реальностью: уметь применять знания, придумывать свое и понимать, как это внедрить.

Скорость обновления информации
То, что выпускник вуза не работает по специальности, проблема вуза. Значит он не дал современного высшего образования, не обучил нужного рынку труда специалиста. Причины могут быть или в неактуальности профиля, или в том, что он дает устаревшие знания. За пять лет, которые студент учится, информация по его специализации может пройти полный цикл обновлений несколько раз. Сегодня нет смысла запоминать невозможные объемы информации, ей нужно уметь правильно распоряжаться.

Уравнивание
Вузы Беларуси лишены академической свободы

При том, что они между собой очень похожи и имеют одинаковое устройство, сотрудничают и делают что-то новое вместе нечасто.

Осторожность к Болонскому процессу
Безусловное следование принципам Болонского процесса дало бы развитие высшему образованию: самостоятельность вузов, мобильность студентов, участие общества и самих студентов в устройстве образования, взаимное признание дипломов в Европе. Движение навстречу этим изменением неохотное и невероятно медленное.

Уровень, статус преподавателя
Вузовскими преподавателями должны работать профессионалы самого высшего уровня в своей области знаний, которые умеют вдохновлять своим примером, объяснять сложные вещи, инициировать и курировать проекты и исследования.
Статус профессии в Беларуси настолько ниже, чем должен быть, что на позиции могут брать соискателей, которые минимально соответствуют требованиям

Из-за недостаточной оплаты преподаватели отвлекаются от работы на подработки, в том числе связанные с написанием студенческих работ в своем же вузе.

Высокая стоимость
Для среднего дохода обычной белорусской семьи, расходы на образование в 2 900 — 4 600 рублей в год, – тяжелое бремя. В 2020-2021 учебном году вузы подняли цены на 3-12%.

Ненастоящие знания
Это проблема студентов, а не организации высшего образования. Списывать на ЦТ или на внутренних испытаниях сложно, это происходит все-таки редко. Значит абитуриенты поступают сами, с реальными знаниями. Но дальше все идет не так: списывание превратилось в норму – от шпаргалок до заказа квалификационных работ.

Игнорирование английского или другого иностранного
Этот инструмент, который есть в каждом вузе и на каждой специальности, воспринимается нелингвистами как «форточка» в расписании. Это проблема с двух сторон: со стороны студентов и со стороны преподавателя, никто из них не прикладывает усилий для обучения. Знание иностранного – это не опциональная возможность, а незнание – пробел в высшем. По некоторым белорусским специальностям высшее образование можно получать полностью на английском, например в БГУИРе, но это дорого (2700$ в год).

Ситуация не катастрофическая и не безнадежная: если начать действовать, больше вузов попадут в мировые рейтинги, выпускники будут лучше подготовлены. Это значит смогут лучше и быстрее решать профессиональные задачи, разрабатывать более дорогие продукты, продавать их другим странам и повышать свой уровень жизни. На практике, как обычно, все сложнее.

Бакалавр

Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.

Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.

«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

Существуют ли другие нюансы?

Третья ступень профессиональной подготовки завершается квалификацией кандидата наук (следующий уровень — докторантура). Последнюю можно получить другим способом — через соискательство.

Соискатель не является аспирантом, но может заниматься научными изысканиями, сдавать кандидатские экзамены, публиковаться в изданиях ВАК, из индекса РИНЦ. Соискательство — ответственный поиск интересного направления развития, становления человека.

Соискатель прикрепляется к вузу для сдачи экзаменов. В случае успеха — становится аспирантом без вступительных. Стать соискателем может магистр, специалист, бакалавр. Но перейти на третью ступень образования после экзаменовки могут только первые двое (специалист, магистр).

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Чем отличаются дипломы

В дипломе бакалавра будет указано БАКАЛАВР такого-то направления. В дипломе специалиста будет указана определенная специальность: инженер, эколог, юрист.

Кроме того, отличается программа подготовки и глубина освоения материала. Выпускникам специалитета открывается больше возможностей для начала карьеры. Выпускник бакалавриата сможет перегнать специалиста только после окончания магистратуры.

Покажем разницу подготовки и компетенций на примере на популярных направлениях – юриспруденции и экономики.

Юридическое образование

Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Экономическое образование

Бакалавриат – Экономика

Вы сможете осуществлять базовые экономические операции, вести бухгалтерский учет, разрабатывать бизнес-планы, планировать бюджет, проводить аудит компании и работать с финансовой отчетностью.

Специалитет – Экономическая безопасность

Это уже специалист более высокого уровня. Вы сможете выявлять и расследовать экономические правонарушения, проводить налоговые проверки и обеспечивать правопорядок в сфере экономики.

В дипломе бакалавра указано общее направление

Виды обучения

Обучение в ВУЗах всех видов высшего образования идет на русском языке и ведется по трем ведущим формам высшего образования: наиболее массовой – очной (дневной), заочной (дает возможность одновременно с учебой работать) и вечерней (занятия идут вечером после работы или в выходные дни). В последние годы часть частных вузов предлагают еще одну, дистанционную форму получения образования, при которой студент работает в другом населенном пункте (и даже регионе), делает учебные задания в домашних условиях, регулярно прибывая на сессию. По этой же системе учебные занятия могут проходить через скайп, если, в частности, речь пойдет об обучении иностранным языкам.

После завершения обучения студент получает типовой российский диплом государственного образца с отметкой о квалификации. Виды дипломов о высшем образовании в России обычно делятся на документы с отличием (будет красного оттенка) и общие (синий). Надо указать, что сейчас российские дипломы о высшем образовании слывут действительными и даже престижными во всех государствах мира.

Какую работу необходимо проделать на протяжении всего обучения

Ограничений по срокам защиты диссертационного труда законами не предусмотрены. Он может стать как первой серьезной заявкой молодого ученого, так и работой всей его жизни. А вот к периоду самой учебы аспиранта предъявляются жесткие требования.

Попасть на последипломный уровень высшего образования в аспирантуру можно только при соблюдении 2 условий.

  • Прохождение первых ступеней обучения с высоким баллом (вуз определяет его самостоятельно).
  • Успешная сдача испытаний (профильный предмет, философия/история науки, иностранный язык).

Проходной балл определяет вуз. Для тех, кто не оказался среди аспирантов, открыт «обходной путь» — соискателя научной степени. Последний должен сдать кандидатские экзамены и прикрепиться на 6 месяцев максимум к учебному заведению.

Практика подготовки будущих ученых/педагогов предполагает огромный пласт самостоятельной работы. За 3−4 года обучения студент должен:

  • Заниматься созданием/продвижением авторских/соавторских научных работ. Приветствуются оформление патентов, разработка авторских проектов, формирование отчетов по исследованиям.

  • Публиковать статьи. Определен минимальный набор публикаций (от 4 из перечня ВАК, от 3 из индекса РИНЦ). Желательно расширить его статьями научных журналов, газет, каталогов, не индексируемых РИНЦ, вне перечня ВАК.

  • Выступать на конференциях с докладом о собственных исследованиях. Активность участия в подобных мероприятиях во многом определяет перспективы дальнейшей научно-исследовательской практики.

  • Проводить практические, лабораторные занятия студентам, читать лекции. Аспиранты-очники сдают экзамен по педагогике.

  • Сдавать кандидатские экзамены, проходить промежуточную аттестацию.

  • Посещать занятия (в нашем вузе они проводятся вечером для удобного совмещения работы с учебой).

  • Собирать материал (эмпирический, научный, теоретический) будущей диссертации.