Классификация голоса

Отличия от других стилей

Современный эстрадный вокал имеет специфические особенности. В отличие от академического вокала, нацеленного на передачу красоты голоса, в эстрадном вокале передаются эмоции. Особенности эстрадного пения состоят в том, что вибрации голоса ощущаются не фиксировано, а в грудной клетке и носоглотке исполнителя. Мышцы, задействованные в исполнении, подталкивают воздух, а не полностью преобразуют его в звук. Эстрадный вокал предполагает разнообразный репертуар, выделяют следующие виды эстрадных вокальных композиций:

  • джазовое исполнение;
  • современная интерпретация народных композиций;
  • произведения рок-исполнителей и шансонье;
  • авторские, бардовские песни. 

Как научиться петь в домашних условиях

Начните играть на инструменте

Разумеется, можно научиться петь, не играя на каком-либо другом инструменте, однако это будет гораздо менее эффективно и сложнее. Именно поэтому очень часто преподаватели по вокалу дают основы игры на пианино.

Самый простой вариант – это начать петь под гитару. Так вы научитесь слышать и слушать музыку и со временем разовьете свой музыкальный слух. Подобное обучение будет намного эффективнее, чем простое пение под минусовку.

Пойте чужие песни

Регулярно пойте под чужую музыку, которая вам хорошо знакома. Вслушивайтесь в то, что вы поете, и пытайтесь попадать в ноты вместе с вокалистом. Самый лучший вариант – любимая композиция, которая хорошо подходит вам по своему диапазону и исполняется певцом того же пола, что и вы. Так вы сможете избежать ситуаций, когда большая часть нот в песне просто не берется вами.

Уже позднее начните брать композиции с более широкими по диапазону вокальными партиями, и постепенно тренируйте свой голос брать нужные ноты. Таким образом, вы потихоньку начнете расширять свой голос.

Записывайте свой голос

В процессе пения под гитару или минусовку очень важно записывать свой голос. Так вы сможете услышать себя со стороны и понять, какие вещи вам даются сложнее, а какие – проще

Для этого подойдет любой микрофон, который может нормально и без артефактов записывать голос.

Если вы поете под студийную запись с вокалом – то попробуйте пустить дорожку с вами параллельно с дорожкой трека. Так вы услышите еще лучше, какие проблемы у вас есть и куда развиваться дальше.

Обратитесь к преподавателю

Все эти советы, безусловно, будут работать и принесут плоды, однако, чтобы научиться петь быстро и правильно – лучше всего обратиться к преподавателю. Каждый человек и голос уникален, и с ним требуется уникальная методика работы. Только тот, кто уже знает, как петь, сможет понять, что вам требуется и дать упражнения вместе с песнями и распевками для вокала.

Советы в этой статье помогут вам понять основы и специфику вокального мастерства, но чтобы по-настоящему освоить все тонкости, вам в любом случае потребуется грамотный преподаватель.

Виды вокала

Разделяют три вида вокального исполнения – академический, эстрадный и народный. Освоение каждого из них происходит по-разному, а также различаются аспекты техники и звукоизвлечения.

Академический

Тот самый способ пения, которым исполняются оперы и другие классические произведения. Главная вещь, которая отличает этот вид вокала от остальных – в нем певцы не используют микрофоны и другие способы увеличения громкости. Все достигается за счет самого пения. Из-за этого к данной вокальной технике предъявляются довольно жесткие требования.

Во-первых, вы должны тренировать свой тембр голоса, потому что исполнение академических произведений требует широкий вокальный диапазон, в котором все ноты звучат чисто и без призвуков.

Во-вторых, академический вокал требует безупречную артикуляцию – опять же, цель добиться идеального звука, который бы пробивал оркестр и звучал хорошо без каких-либо средств обработки.

Научиться данному типу вокала в домашних условиях очень тяжело, и если вы хотите освоить его – то лучше всего обратиться к преподавателю.

Народный

Это довольно распространенная манера пения, которой пользуются многие эстрадные певцы – например, Пелагея. Народный вокал – это разговорная манера исполнения, которая содержит в себе специфические приемы, свойственные конкретному народу.

Еще одна отличительная особенность – это почти постоянное нахождение в высокой певческой позиции. Именно благодаря этому данный тип вокала получает свое специфическое звучание.

Народному вокалу в наши дни обучаются практически так же, как и эстрадному. В нем есть все основные приемы, необходимые для любого вокалиста. Вопрос остается только в том, чтобы понимать специфику жанра, в котором вы поете.

Эстрадный

На данный момент эстрадный вокал – наиболее распространенный среди всех остальных видов. Именно им пользуется большая часть певцов на большой сцене. Главная его особенность заключается в том, что, как правило, вокальные партии находятся внутри одного не очень широкого диапазона. Кроме того, эстрадная техника пения предполагает, что артист будет каким-то образом двигаться на сцене и взаимодействовать с публикой – это нашло свое отражение в используемых приемах.

На данный момент именно эстрадный вокал является одним из самых разнообразных. В этой статье мы рассказываем, как научиться петь именно в эстрадной манере.

Народный вокал

Ассоциации с застольной «По Дону гуляет» уместны, но не совсем точны. Рюмка водки и кокошник не добавит вам скиллов. К тому же, фольклорное пение не заканчивается русскими-народными песнями. Вспомните хотя бы тирольский или кантри йодль.

https://youtube.com/watch?v=PEXe-8PLSgk

Йодль — особая манера пения без слов, с чередованием грудных и фальцетных звуков.

Народные песни прекрасно трансформируются в эстрадные, как у Пелагеи:

https://youtube.com/watch?v=qPuffyhHXgQ

Иногда начинающие не хотят заниматься народным пением, так как опасаются приобрести характерное плоское звучание. Татьяна Четвертных советует не бояться:

Это очень интересное направление, так как оно напрямую связано с историей и чем-то сродни археологии. Это огромный пласт культурного наследия, который надо изучать очень кропотливо. Если мы рассматриваем Россию, то в каждой области свой особенный колорит, свои традиции… „Плоский“ звук в народном пении остался глубоко в прошлом! Это лишь один из множества способов звукоизвлечения. И всё опять возвращается к тому, насколько педагог любит и знает свое дело.

Тембр человеческого голоса

Итак, с музыкальными инструментами разобрались. А что с голосом человека, спросите вы? Вроде бы «материал» у всех людей один и тот же, и конструкция – тоже: головной аппарат у всех устроен одинаково. Воздух проходит через связки, они колеблются, и получается звук. А звучат все голоса по-разному… И без труда можно угадать, кто говорит или поёт, даже с закрытыми глазами.

Прежде всего, все голоса можно разделить на мужские, женские и детские. Заметили, что детские не делятся на девочек и мальчиков? Потому что на слух их отличить невозможно. Все одинаково звонкие и мимимишные. Хотя каждый отличается, то есть уже имеет свой тембр.

Что влияет на окраску голоса человека? Конечно, строение его голосового аппарата. Ширина и толщина голосовых связок, размеры гортани и основных резонаторов. Да, у голоса человека тоже есть «корпус инструмента». Это полости, которые усиливают проходящий через них звук:

  • Преддверие гортани
  • Глоточная полость
  • Ротовая полость
  • Носовая полость

Понятно, что двух одинаковых людей не бывает. Все мы – уникальны, каждый – единственный в своём роде экземпляр. И уникальный голос нам даётся от природы, как цвет глаз или отпечатки пальцев. Но, в отличие от них, один раз в жизни наш голос (или его тембр) меняется кардинально. Когда это происходит?

Вернёмся к девочкам и мальчикам. Вступая в подростковый возраст, дети постепенно становятся взрослыми. Под действием гормонов мальчики превращаются в юношей, затем в мужчин. А девочки – в девушек и женщин. Именно в этот период происходит мутация голоса. У девочек эта перемена происходит плавно и незаметно. А у мальчиков – более резко и отчётливо. Вам знакомы ситуации, когда вчерашний юнец вдруг заговорил басом? Это как раз наглядное проявление внутренних изменений. Гортань «выросла», приняла взрослые очертания. И теперь она останется такой на всю жизнь. А вместе с ней и тембр голоса.

На то, как звучит наш голос, могут влиять многие факторы. Простуда, усталость, стресс. Но эти изменения временны и обратимы. Вылечились, отдохнули – и вернули себе прежнее звучание. Можно изменить голос, если начать ему вредить целенаправленно. Курение, хронические простуды, недосып и постоянное напряжение голосовых связок – не лучшие спутники нашего голоса.

Можно ли существенно изменить тембр голоса? Тут однозначного мнения нет. Как нет пока и однозначного определения – что же такое тембр. Одни считают, что тембр можно изменять, если овладеть вокальной техникой. Но это не значит, что можно радикально «исправить» тип голоса. Например, был тенор, стал бас. Скорее речь идёт именно об окраске звука, умении сделать его более насыщенным и красивым. То есть вокальная техника не изменяет тембр голоса, а обогащает его новыми красками.

Другие приводят в пример пародистов. Ведь иногда их пародии так похожи на оригинал, что отличить практически невозможно! Но это скорее – технические приёмы, рассчитанные на короткий срок действия. Они слышны, пока вокалист поёт или выступает артист разговорного жанра. Возвращается он к обычной повседневной речи – и тембр его голоса становится таким, каким мы его привыкли слышать.

Самым талантливым пародистом всех времен я считаю Виктора Чистякова. И вы можете насладиться его талантом:

https://youtube.com/watch?v=6FlX827cCcs%3F

А теперь, позвольте познакомить вас с Имой Сумак — певицей, которая по материнской линии является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков. Диапазон ее голоса составляет 5 октав, а тембр невозможно перепутать с чьим-либо еще:

https://youtube.com/watch?v=7JWxNqyIRtk%3F

Исследованиями тембра голоса занимаются многие службы, весьма далёкие от пения и музыки. Политики изучают, какой тембр вызывает наибольшее доверие у избирателей, и призывает их голосовать «правильно». Социологи и психологи убеждены, что голоса лидеров и успешных людей отличаются от голосов обычных людей. Криминалисты делают спектральный анализ голосовых аудиозаписей. Ведь тембр каждого человека уникален как молекула ДНК или отпечатки пальцев. И порой запись телефонного разговора помогает выявить преступника. С помощью голоса можно закодировать сейф в банке или доступ к своему телефону.

Но как говорится лучше 1 раз увидеть:

https://youtube.com/watch?v=A4H795lhuYc%3F

Какой вид вокала выбрать для ребенка?

В нашей школе преподают эстрадный, академический, народный вокал для детей 6 лет и старше. На первом занятии преподаватель оценивает способности малыша и определяет, какой жанр ему больше подходит. Конечно, учитываются пожелания ребенка и его родителей.

После распевок вокала для детей голос становится более выразительным. Положительно отображаются упражнения и на дикции юного исполнителя. Ребенок начинает контролировать свое дыхание, чувствовать музыку, брать более высокие ноты.

На различных школьных и городских конкурсах вокал для детей 11 лет встречается довольно часто. Многие юные исполнители хотят продемонстрировать именно талант пения. Если ваш ребенок имеет соответствующий для вокала для детей голос, тогда запишите его в нашу музыкальную школу. После наших занятий он точно станет победителем в любом конкурсе таланта.

Эстрадный вокал

С этим стилем мы сталкиваемся чаще всего, но не стоит ставить знак равенства между эстрадой и попсой. Все-таки Арета Франклин, Уитни Хьюстон, Сэм Смит, Нина Симон, Адель — исполнители высокого класса!

https://youtube.com/watch?v=rYEDA3JcQqw

Не обманывайтесь — просто подпевая любимому исполнителю, особых успехов вы не добьетесь. Татьяна Четвертных, преподаватель вокала школы Staccato объясняет:

Настоящий эстрадный вокал — это синтез различных вокальных направлений. Заниматься с педагогом необходимо прежде всего для того, чтобы освоить базу: певческое дыхание, опору звука, чистоту интонации, дикцию и артикуляцию… Тем более, что спеть один в один, как Beyonce, вряд ли у вас получится. Да и зачем? Ведь гораздо интереснее найти свою манеру, раскрыть все краски своего голоса, чем пародировать уже известных исполнителей.

От эстрадного вокалиста требуется открытость и естественность звучания, правильные вокальная позиция и опора звука, многообразие тембральных оттенков голоса. На первый взгляд кажется, что это исключительно врожденные способности. Но, например, Уитни Хьюстон помимо роскошного грудного голоса, владела идеальным вибрато — могла быстро изменять громкость и высоту голоса. Этим и другими певческими приемами вы можете овладеть на уроках вокала.

https://youtube.com/watch?v=ardglr9MVVQ

Уитни Хьюстон вживую исполняет свой главный хит «I Will Always Love You».

Обучение академическому вокалу

Для новичков иногда сложно начать обучение самостоятельно. Поэтому, обратите внимания на следующие советы: 

  • Найдите преподавателя. Чтобы у вас появилась академическая манера пения, необходимо найти такого педагога, который сможет помочь вам в этом, давая специальные упражнения. Основным навыком, которыми нужно научиться обладать – разработка зева и высокое позиционирование языка.
  • Уделяйте время практике. Академическое хоровое и сольное пение требует довольно долгого времени чтобы добиться результата. Тренируйтесь как можно чаще, пока не почувствуете себя свободно в исполнении специальных приемов и не достигните достаточного широкого диапазона голоса. 

Упражнения и распевки

Распевку у вокалиста можно сравнить со спортивной разминкой. Важно помнить, что тут тоже необходимо разогреть мышцы для дальнейшей их нагрузки и предупреждения травм. Следующие упражнения предназначены для развития хорошей дикции

После постановки дыхания, отработки дикции и артикуляции и классической позиции можно приступить к развитию технических навыков: скачки, отрывистое голосоведение.

Наиболее эффективное упражнение для распевки – мычание. Для начала нужно выбрать удобную позу, обычно это позиция стоя: спина ровная, голова приподнята вверх. Затем необходимо выровнять дыхание и быть расслабленным, и только потом протянуть звук «м-м-м» обычным голосом, в комфортном диапазоне и без усилия. Начните с небольшого временного промежутка и постепенно его увеличивая, это поможет научиться контролировать дыхание и поток воздуха. Это одно из самых эффективных упражнений, которое помогает научиться расслаблять голосовые связки и управлять потоком воздуха. 

Аккомпанемент для распевки

Музыкальный слух

Сомнения в собственных силах были у каждого. Некоторые забрасывают академический вокал занятия только из-за мнения окружающих. Однако пение мимо нот не означает, что вы не можете исполнять любимые песни. Если вам слышно, как фальшивите во время исполнения, то можете обрадоваться – это и есть главный признак наличия музыкального слуха. Методика работы над музыкальном слуха достаточно проста. Развивать музыкальный слух можно, слушая классические музыкальные произведения, занимаясь сольфеджио и играя на фортепиано. Главное — делать это регулярно и уже через короткий промежуток времени вы поймете, что можете узнать каждую ноту на слух.

Советы и предупреждения

Может показаться, что занятие вокалом — это что-то легкое и развлекательное. Но доводя свои вокальные умения до совершенства, начинающие исполнители могут столкнуться со сложностями и ошибками. Чтобы их избежать, можно обратиться в школу современного вокала и пройти обучение быстро и увлекательно. Если же вы решили заниматься самостоятельно, то приведем несколько советов, которые помогут избежать распространенных проблем и сделать занятия академическим вокалом результативными и приятными.

Пейте много воды. Необходимо пить именно воду, негазированную, а не всеми любимые чай/кофе/соки. После занятий певец может почувствовать першение в связках. Как правило, при долгих концертах, исполнителю дают время на отдых, и он не разговаривает ни с кем, тем самым дает восстановиться связкам. Вода в этом случае смягчает связки и ускоряет восстановительные процессы.

Полезная еда и хороший сон. Голос человека – полноценный акустический прибор. Как и любое приспособление, оно требует ухода. Поэтому вокалисту необходимо быть в форме не только психически, но и физически. Занятия пением забирают много сил и энергии, и чтобы их восстановить необходимо правильно питаться и спать не менее 8 часов в сутки. 

Научитесь дышать. Для правильной постановки голоса необходимо контролировать свое дыхание

Важно научиться дышать, использую брюшные мышцы и диафрагму, петь на опоре, не создавая перенапряжения в голосовых связок. Так вокалист сможет избежать травм, а голос будет сильным, ярким и здоровым

Направления академического вокала

Обратите внимание, что профессиональное академическое пение – это не только опера, но еще и бельканто, камерное и литургическое исполнение. Рассмотрим более подробно виды классического вокала:

  • В оперном пении исполнителям необходимо выражать эмоции и не быть перекрытым игрой оркестра. В связи с этим голос должен иметь широкий диапазон и мощное звучание.
  • Литургия – это богослужение. Чаще всего она исполняется без инструментальной музыки а капелла, так как голоса певцов напоминают их звучание. Чаще такое исполнительство основано на хоровом пении с солирующим вокалистом.
  • Правила профессионального исполнения литургии стали основоположными в исполнении бельканто. Для него свойственно плавные переходы, непринужденное и спокойное исполнение.
  • С помощью камерного пения исполняются романсы и арии. Такой вокал рассчитан на небольшие помещения, поэтому тут немного другие требования к голосу: исполнять композиции нужно с меньшим напором, чем при оперном вокале. 

Пример исполнения бельканто

Джазовый вокал

Строго сформулировать определение джазового вокала сложно. Каждый исполнитель создает собственный стиль пения, исходя из возможностей голоса. У Эллы Фитцжеральд был широкий диапазон — более двух октав, а Билли Холидей обходилась всего одной.

https://youtube.com/watch?v=CJb5mxuZ-9g

Джазовая манера исполнения требует безупречно ощущать ритм и гармонию и владеть разными техниками звукообразования. Вокал этого стиля часто подражает инструментальным импровизациям. Послушайте скэт Эллы Фицджеральд:

https://youtube.com/watch?v=nrcIsUH6RfI

Исполнители, стремясь добиться особого звучания, порой культивируют голосовые недостатки: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация — все это успешно существует в джазе.

https://youtube.com/watch?v=kmfeKUNDDYs

Диапазон голоса

Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист

Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот.  Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:

  • упражнения на дыхание;
  • распевка;
  • правильная постановка вокала;
  • снятие зажимов через дыхание и придыхание.

Упражнения для развития и расширения диапазона

Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске

Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание

Субтон

Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.

https://youtube.com/watch?v=stOdbWR_-7w

Снижение придыхания

После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.

Удержание звучания

Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.

От низкого до высокого

Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым

Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным

Расслабление

Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.

На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.

Упражнение для шейно-воротниковой зоны

Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад

Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы

Упражнение разминка артикуляционного аппарата

Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.

После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.

Академический вокал

Наиболее заслуженный, хоть и не самый популярный сегодня стиль появился еще в в XVII веке. Академическое пение предполагает высокую позицию голосового аппарата, сильное дыхание, сглаженность гласных звуков и смешение регистров, широкий вольный диапазон от самых низких до самых высоких звуков. Важна сила голоса — исполнитель обычно поет без микрофона.

Академическое пение дает хорошую вокальную базу. Начинающим исполнителям часто кажется, что они не смогут исполнять ничего, кроме оперных партий, романсов и духовной музыки. Но на самом деле, если заниматься академическим вокалом у хорошего педагога, то впоследствии вы сможете петь в любых направлениях.

https://youtube.com/watch?v=E1mrkV88IE0

«Хулиганский» номер Анны Нетребко из концерта «Три звезды в Берлине», 2011 год.

Смешение рок-вокала Фредди Меркьюри и академического — Монсерат Кабалье, дает совершенно потрясающий эффект. Посмотрите видео с их совместного выступления.

https://youtube.com/watch?v=pPG5DP2RQZk

Упражнения

Упражнение для отработки опоры дыхания

Встаньте и вдохните. После этого напрягите живот и диафрагмой попробуйте как бы вытолкнуть воздух из легких, выкрикивая какой-то звук – например «а» или «о». Вы почувствуете, что на каждый из криков тратите меньше воздуха, несмотря на то, что звучит он громче вашего обычного крика.

Когда вы привыкните к этому ощущению, начните тянуть звуки таким же способом. Ваш живот должен быть напряжен и как бы выдавливать воздух, опираясь на него. Вам нужно приучить себя делать так при каждом вокальном исполнении.

Мычание

Для этого и последующих упражнений вам потребуется инструмент или секвенсор, в котором можно создать последовательность правильно звучащих нот.

Возьмите любую ноту на инструменте и попробуйте ее промычать, попадая в нужный тон. Сначала это будет сложно, однако со временем начнет получаться все лучше и лучше. Выстройте небольшой паттерн, который будете исполнять, и тренируйтесь на нем, стараясь, чтобы переход между нотами был плавным.

После того, как вы сможете нормально исполнять ноты последовательно, попробуйте придумать небольшую мелодию, и подпевать ей.

Гласные

Упражнение похоже на предыдущее, но разница в том, что вам нужно будет не мычать, а петь гласные звуки вслед за мелодией и нотами. Начинайте с медленных партий, где изменение нот редкое и долгое, без резкой смены тесситуры, и постепенно пытайтесь исполнять все более сложные мелодические рисунки.

Скороговорки

Вокал – это так же и про дикцию

Тренируйте ее на скороговорках, особенно обращайте внимание на последние фразы и слоги, которые в привычной речи как бы проглатываются

Основные приемы и техники

Техники и приемы эстрадного вокала весьма разнообразны. Самые распространенные вокальные техники:

  1. субтон;
  2. фальцет;
  3. штробас или фрай;
  4. расщепление;
  5. драйв;
  6. обертон;
  7. глиссандо;
  8. тванг.

Субтон 

Под субтоном подразумевается имитацию шепота, когда исполнитель ставит своей целью быть услышанным ни одним человеком, а целым залом. Эта техника эстрадного вокала заключается в контроле потока воздуха, который добавляется в голос помимо звука, и его расхода. 

Прием «Субтон» в исполнении Мирайи Керри

Фальцет 

Фальцет подразумевает высокий диапазон звучания голоса, который применяется исполнителями чтобы подчеркнуть кульминацию композиции. Может применяться при громком и негромком пении в зависимости от желаемого эффекта. Это – пение без опоры, придающее композиции особенную энергетику, добавляющее напряжение. Также основы фальцета используется мужчинами, исполняющими женские соло. К этой технике не раз обращались Джастин Тимберлейк, Том Йорк.

Пример исполнения приема «Фальцет»

Штробас или фрай 

Штробас – самый низкий диапазон звучания голоса. Это эстрадное пение отличается отсутствием напряжения в голосовых связках во время вибрации. Голос исполнителя, работающего в этой технике, напоминает треск, имитацию которого представляет собой второе название штробаса – фрай. Данная техника применяется в немногих направлениях и является основной в экстремальном вокале. Пример звучания штробаса можно услышать у Энрике Иглесиаса.

Пример исполнения приема «Штробас»

Расщепление 

Во время расщепления голос исполнителя представляет собой чистый звук и шум. Субтон, о котором говорилось ранее, является разновидностью расщепления. С данным приемом работают эстрадное направление и экстремальный вокал, а преподаватели академического вокала считают его серьезным дефектом. Яркие примеры расщепления голоса можно найти среди отечественных (Александр Маршал) и зарубежных вокалистов (Джаред Лето).

Прием «Расщепление» в исполнении Джареда Лето

Драйв 

Драйв – еще одна разновидность расщепления голоса. Методика заключается в том, что для того, чтобы правильно выполнить эту технику, нужно научиться работать с диафрагмой, тогда сольное пение получится чистым и не дребезжащим. 

Стили драйва – гроулинг и скриминг. Этим приемам можно научиться на уроках экстрим вокала. Скриминг, применяли Ольга Кормухина и Честер Беннингтон. 

Пример «Скриминга» в исполнении EXO—K

Обертон 

Обертон также является разновидностью расщепления голоса, история которой очень интересна. Это горловое пение, во время которого задействованы не только голосовые связки, но и горло. Обертон – распространенная техника среди народов Дальнего востока. Его можно услышать в песнях монголов, тувинцев, тибетцев. Помимо одновременного задействования голосовых связок и горла, обертон подразумевает вокальное многообразие – свист, подражание звукам, издаваемым животными. Этот прием часто использует современный эстрадный вокал, в частности фолк-рок коллективы, такие, как, например, группы Мельница, Хелависа. 

Пример исполнения приема «Обертон»

Глиссандо 

Прием глиссандо заключается в скольжении с одной ноты на другую. Он напоминает игру на гитаре, во время которой пальцы музыканта скользят по струнам. Во время обучения следует начинать в медленном темпе и подниматься с одной ноты на другую, стараясь не упустить ни одной и постепенно ускоряясь. Помимо классического глиссандо, подразумевающего поднятие тона, существует обратный, исполнение которого певец начинает с высоких нот и заканчивает низкими. Этим приемом характеризуются эстрадно джазовое и джазовое направления. Изучить распевки, которые помогут освоить данный прием, можно на уроках джаз вокала. Глиссандо используют джазовые исполнители, среди которых Билли Холидей. 

Пример исполнения приема «Глиссандо»

Тванг 

Тванг подразумевает звонкое и резкое звучание голоса. Для детей обучение этому приему начинается с задания изобразить звуки живой природы – кошки, лягушки и т.д., чтобы найти резонанс. 

Прием «Тванг» в исполнении Sia

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом

Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное

Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства  занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта».  При этом всём любая песня – это последовательность  интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму   по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент  — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.