Вузы липецкой области 2021

Начало педагогического образования в Липецке (30-е годы)

Начало подготовки педагогов в г. Липецке связано с тридцатыми годами XX века. В эпоху первых пятилеток важнейшей задачей для страны была ликвидация безграмотности населения.

Создание индустриально-педагогического техникума (16.04.1931)

Строительство гиганта индустрии, Новолипецкого металлургического завода,1931 год

В протоколе заседания секции отдела народного образования при Липецком городском Совете от 7 апреля 1931 года сообщалось: «Липецк растет за счет рабочих. Создается индустриально-металлургический комбинат. Растет и политех­низируемая школа. Вызывается необходимость получения квалифицированных педагогических кадров, в которых особенно ощущается недостаток в Липецком районе. Создание индустриально-педагогического техникума в данный момент особенно целесообразно».

Позднее учебному заведению было присвоено имя С.М. Кирова.

1936 г. – ЛИПТ переименован в Липецкий педагогический техникум им. С.М. Кирова,

1937 г. – переименован в Липецкое педагогическое училище им. С.М. Кирова.

Первым директором техникума стал инициатор его создания Петр Васильевич Хлебников. Вскоре он был «отозван на партработу», и с 1 августа директором ЛИПТ стал выходец из крестьян Федор Илларионович Касьянов.

Старейшая липецкая учительница Л.В. Криницкая, работавшая в педагогическом техникуме во второй половине 30-х годов, рассказывала о том, как учащиеся в общежитии по репродуктору регулярно всем коллективом слушали программы передач с ее комментариями (как одеты герои, как они выглядят). Так молодежь знакомилась с шедеврами мировой культуры: пьесами «На бойком месте», «Доходное место», романом в стихах «Евгений Онегин» и др…

Учебный корпус Липецкого индустриально-педагогического техникума, позже – Липецкого учительского института (угол улиц Советской и Канавной) Фото 1930-х годов.

Преподаватели и учащиеся ЛИПТ. В центре – Ф.И. Касьянов и В.И. Устинов

Справа – директор техникума Ф.И. Касьянов,
слева – заместитель директора В.И. Устинов

Учащиеся ЛИПТ, конец 30-х годов. Впереди была война

Занятия в ЛИПТе. Конец 30­х годов ХХ века

Учащиеся ЛИПТа. Довоенный период

Скромный буфет ЛИПТа

Экзамен в ЛИПТе

ЛИПТ в конце 30-х годов ХХ века

В техникуме был трехлетний срок обучения, шесть семестров. Учебный план предусматривал три цикла дисциплин для изучения: общественно-экономический; политехнический и педагогический

В первом наиболее важное место занимал главный предмет: «История классовой борьбы», для которого отводилось 210 часов «по расписанию» и 105 часов для изучения «дома» (аналог современной самостоятельной работы)

Студенты получали стипендии, размер которых был невелик и колебался в зависимости от успеваемости. По сведениям за 1937 г., стипендия составляла: на 1 курсе – 40 или 50 р., на 2 курсе – от 45 до 60 р.; на третьем – от 50 до 70 руб. Существовали и две «крупных» стипендии: одна в 80 р. и одна в 100 р. (имени 8 марта). Нуждающимся учащимся выдавались пособия, единовременные или периодические, размер пособия составлял 30 р.

Стоимость дневного рациона составляла 1 р. 40 к. и увеличивалась на 40 коп. во время сессий и экзаменов. Калорийность питания составляла, по подсчетам того времени, 1200-1600 калорий. Выдавался хлеб – в день 500 г., и в столовой еще 100 г. Натуральное снабжение получали преподаватели. Оно состояло в 1932 г. из хлеба – 400 г., пшена – 500 г. и сахара – 400 г.

В 1939 г. в училище обучалось 619 человек, а педагогический состав включал 26 преподавателей. Оборудование составляли 2 патефона, 56 пластинок, один рояль, три пианино, 15 скрипок. В библиотеке числилось около 35 тыс. экземпляров книг.

ЛИПТ в годы Великой Отечественной войны

В прифронтовых городах во время войны создавались отряды ПВО

В плане воспитательной работы ЛИПТа появились кружки станковых пулеметчиков и автоматчиков для юношей и девушек.

Протоколы партийных собраний за военные годы включали вопросы о подсобном хозяйстве, о посевной кампании на участке в 5 га земли, выделенном училищу. В январе 1944 г. коллектив преподавателей просил увеличить норму выдачи хлеба для служащих до 500 гр.

Самым сложным было обеспечение преподавателей дровами, выручала товарищеская взаимопомощь и коллективизм.

Особенно хорошо учился краснознаменный класс: «несмотря на то, что там было много больных малярией и недостаточно питающихся», не было неуспевающих.
В 1943-1944 учебном году в техникуме не было преподавателей педагогики, русского языка, географии. Все ушли на фронт.

Летом 1944 г. студенты училища заработали на строительстве тракторного завода 509 человеко-дней. Средства были перечислены в фонд подшефного детского дома.

Календарь событий

Сентябрь
25

18:00

Киноклуб Ностальгия» приглашает на просмотр и обсуждение фильма Робера Брессона Четыре ночи мечтателя» (Франция) (проект Вечерний киносеанс»

Октябрь
06

10:00

Всероссийская научно-практическая конференция Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве»

Октябрь
08

10:00

Конференция Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей: IХ–ХXI вв.», посвященная 300-летию Российской империи.

Октябрь
11

Всероссийская научная конференции XVII Барышниковские чтения Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский – о судьбах мира и человечества поверх барьеров времени»

Октябрь
14

План мероприятий, приуроченных к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I

Октябрь
15

09:00

VI Международная научно-практическая конференция Гносеологические основы образования», посвященной памяти профессора С. П. Баранова и 10-летию кафедры дошкольного и начального образования

Октябрь
20

Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция МЕДИАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Октябрь
27

10:00

Всероссийская научная конференция с международным участием Парадоксы образования ХХI века: гуманизация – цифровизация, индивидуализация – индивидуализм?»

Ноябрь
10

ХVII международный форум Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения “Формирование национально-духовной идентичности в современном социокультурном пространстве”»

Ноябрь
12

Международная научно-практическая конференция Святитель Тихон Задонский и пути развития русского богословия, культуры, образования»

Декабрь
14

10:00

XV областная научно-практическая конференция студентов и школьников «ЛИПЧАНЕ – МЫСЛИТЕЛИ, ДЕЯТЕЛИ, ВОИНЫ И РАБОТНИКИ РОССИИ»

Все события     Календарь

Наука

Экспертные, консалтинговые, научно-методические услуги

  • Наиболее значимые публикации
  • Конкурс инноваций в образовании – 2021
  • Расписание вебинаров компании Антиплагиат в марте 2021 г.
  • Семинары Web of Science февраль 2021
  • Серия вебинаров о библиометрии и продуктах Clarivate Analytics и практические рекомендации по публикации в международных журналах международной базы научного цитирования Web of Science
  • Регистрация на мероприятия
  • Конкурс 2020 года на соискание медалий РАН с премиями для молодых ученых
  • XII Всероссийский конкурс молодых ученых
  • Конкурсы РАН на соискание золотых медалей и премий имени выдающихся ученых, проводимые в 2021 году
  • II Всероссийский конкурс предметного дизайна «Придумано и сделано в России»
  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) объявляет конкурс на лучшие проекты организации онлайн-конференций
  • Центр молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) о старте конкурсного отбора образовательных проектов «Молодежное предпринимательство».
  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) объявляет Конкурс на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных обзорных статей
  • Конкурс 2020 года на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, выполняемые молодыми учеными, обучающимися в аспирантуре («Аспиранты»)
  • Конкурс инноваций в образовании КИвО – 2020 пройдет в онлайн-формате
  • Международный конкурс Oткрытая Евразия-2020
  • Объявлен всероссийский конкурс «УМНИК – Цифровая Россия» 2020
  • Обновлен список ВАК
  • Обновлен список российских журналов в Scopus
  • Гранты фонда «Русский мир»
  • Фонд президентских грантов проводит конкурсы среди некоммерческих организаций

Лучшие институты — рейтинг, адреса и телефоны

  1. 9 Мая, 16

    • 8 (474) 243-11-44
    • пн–чт с 09:00 до 18:00; пт с 09:00 до 17:00

  2. 9 Мая, 27

    • 8 (474) 225-12-69
    • будни с 09:00 до 18:00

  3. Циолковского, 18

    • 8 (474) 232-94-60
    • пн–чт с 08:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; пт с 08:30 до 13:00, с 14:00 до 16:30

    Липецкий институт развития образования — ИРО

  4. Гагарина, 35а

    • 8 (474) 272-22-83
    • пн–чт с 08:00 до 12:00, с 12:48 до 17:00; пт с 08:00 до 12:00, с 12:48 до 16:00

    МОУ ВО Институт Права и Экономики

  5. Калинина, 1в

    • 8 (474) 277-69-01
    • пн–чт с 09:00 до 13:00, с 14:00 до 17:00; пт с 09:00 до 13:00, с 14:00 до 16:00

    Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова – это частное образовательное учреждение высшего образования, основанное в 1993…

  6. Семашко, 1

    • 8 (474) 271-21-30
    • будни с 10:00 до 13:00, с 14:00 до 18:00; сб с 10:00 до 14:00

  7. Боевой проезд, 36

    • 8 (474) 235-07-08
    • пн–чт с 09:00 до 12:00, с 13:00 до 18:00; пт с 09:00 до 12:00, с 13:00 до 17:00

  8. Петра Великого площадь, 5

    • 8 (474) 225-00-99
    • будни с 10:00 до 16:00

  9. Сержанта Кувшинова проезд, 5Б

    • 8 (474) 232-55-19
    • будни с 18:00 до 21:00; сб с 08:30 до 14:30

  10. Ангарская, 23а

    • 8 (474) 255-92-12
    • пн–чт с 08:00 до 17:00; пт с 08:00 до 16:00

    Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов центрально-черноземного региона | НОП Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов…

  11. Калинина, 1в

    • 8 (474) 222-42-76
    • пн–чт с 08:00 до 12:00, с 12:45 до 17:00; пт с 08:00 до 12:00, с 12:45 до 16:00

    МОУ ВО Институт Права и Экономики

  12. Крайняя, с6

    • 8 (474) 250-05-06
    • пн–чт с 10:00 до 17:00; пт с 10:00 до 16:00

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

  13. Гоголя, 21

    • 8 (474) 225-32-64
    • пн–чт с 09:00 до 17:00; пт с 09:00 до 16:00

    Главная — НОУ ДО Липецкий институт консалтинга безопасности

  14. Елецкая, 63

    • 8 (474) 227-61-52
    • будни с 09:00 до 12:30, с 13:00 до 17:30

  15. Логовая Нижняя, 2

    • 8 (474) 228-03-75
    • пн–чт с 09:00 до 12:00, с 13:00 до 17:00; пт с 09:00 до 12:00, с 13:00 до 16:00

  16. Советская, 35

    • 8 (474) 237-78-20
    • пн–чт с 09:00 до 17:00; пт с 09:00 до 16:00

  17. Калинина, 1

    • 8 (474) 277-15-68
    • пн–чт с 08:30 до 12:00, с 12:48 до 17:30; пт с 08:30 до 12:00, с 12:48 до 16:30

  18. Зои Космодемьянской, 1а

    • 8 (474) 243-25-38
    • пн–чт с 08:30 до 12:30, с 13:18 до 17:30; пт с 08:30 до 12:30, с 13:18 до 16:30

    ООО ПТИ «ЛипецкАгроПромТехПроект» — проектные работы, сметная документация, архитектурно-строительные решения, инженерное оборудования, сети и системы

  19. Советская, 35

    • 8 (474) 222-15-93
    • пн–чт с 08:30 до 12:30, с 13:00 до 17:00; пт с 08:30 до 12:30, с 13:00 до 16:00

  20. Космонавтов, 80а

    • 8 (474) 231-01-60
    • пн–чт с 08:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; пт с 08:30 до 13:00, с 14:00 до 16:30

    Липецкий институт развития образования — ИРО

  21. Победы площадь, 8

    • 8 (474) 277-43-54
    • пн–чт с 08:00 до 12:00, с 13:00 до 17:00; пт с 08:00 до 12:00, с 13:00 до 16:00

  22. Логовая Нижняя, 9

    • 8 (474) 227-04-53
    • будни с 11:00 до 15:00

Педагогика детских оздоровительных лагерей в истории ЛГПИ

Профессор С.А. Шмаков

В 60-80-х одним из наиболее известных и талантливых педагогов института был Сталь Анатольевич Шмаков. Сфера его интересов – организация досуга детей и молодежи; рассмотрение теории игры; анализ структуры свободного времени школьников; воспитательные практики ДОЛ и т.д.. На протяжении многих лет эффективно работал созданный им клуб «Радуга», где студенты общались с педагогами-новаторами, космонавтами, киноактерами, журналистами. Впоследствии 12 членов Клуба стали заслуженными учителями Российской Федерации.

Шмаковская традиция воспитания вожатых развивается до сих пор. Студентов ЛГПУ охотно приглашают на работу в ДОЦ «Орленок», «Артек», «Океан», «Прометей», даже в США.

Вожатые ЛГПИ. Снимок 70-х гг. XX в.

ЛГПИ в 70-е, начало 80-х годов ХХ века

В 1975 году институт переезжает в центр города, в новые корпуса. Появляются удобные, светлые аудитории, большая библиотека с несколькими читальными залами, общежитие.

Подготовка учителей в 1970 году идет по 11 специальностям. Открываются факультеты: биолого-химический (ныне естественно-географический), иностранных языков, физической культуры и спорта, в 1974 г. – индустриально-педагогический (теперь – технологии и предпринимательства), художественно-графический, учителей начальных классов. Квалифицированными кадрами, выращенными в ЛГПИ, теперь можно было укомплектовать почти весь состав учителей-предметников средней общеобразовательной школы.

В 1975 г. открывается международный факультет, за свою 40-летнюю историю подготовивший более 2 тысяч специалистов для многих стран мира.

В первом ряду: проректор В.Ф. Чернова и ректор ЛГПИ Б.Н. Бабин

Строители вручают ректору института Б.Н. Бабину символический ключ Знаний

Традиционно в сентябре студенты выезжали на сбор яблок

Студенты межфака, 80-е годы

«Трудовой семестр» в колхозах области. Коллективный труд, в лучших традициях педагогики А.С. Макаренко

Выпускники ЛГПИ 70-х годов

Целевое распределение выпускников ЛГПИ. Целина

Выпускницы ЛГПИ после распределения. Надпись на обратной стороне фотографии: «Перед поездкой на Колыму»…

Выпускница Липецкого учительского института, работавшая на целине, всю жизнь бережно хранила целинный колосок как дорогую реликвию

Благодарственное письмо выпускнице Липецкого учительского института Кривченко Эрне Александровне за доблестный труд на целине

В первом ряду третий слева – С.Н. Кузнецов

Длительное время в ЛГПИ существовала система распределения выпускников в разные районы страны, которые нуждались в квалифицированных кадрах. Девушки и юноши уезжали на Алтай, в Сибирь, Казахстан, Свердловск, Воронежскую область и т.д.; многие, отработав положенный срок, возвращались назад, многие оставались на новой родине, отдавая ей свои силы и талант.

Директором Мяконьской школы на Целине был выпускник физмата ЛГПУ С.Н. Кузнецов. Сейчас школа названа его именем. Это единственный случай в истории ЛГПИ.

ЛГПИ в 60-е годы ХХ века

Директор ЛГПИ в 1958-1960 годах – Василий Иванович Карасев.

Все выпускники 50-х и 60-х годов лично знали друг друга. Ректор Николай Семенович Перелыгин (1961-1970 гг.) знал всех студентов по именам.

В начале 60-х годов в вуз пришла целая плеяда ярких личностей. Это преподаватели В.М. Важинский, А.И. Борозняк и О.П. Околелов, С.Т. Вайман и В.В. Щеулин, К.Р. Лапина и Б.Т. Панов, К.А. Москаленко, Г.И. Горская и С.А. Шмаков.

Благодаря К.А. Москаленко и Г.И. Горской получил всеобщее признание «Липецкий опыт», подтолкнувший педагогов к поиску эффективных форм обучения.

Ректор института с 1960 по 1961 г. А.М. Доманк

Ректор института с 1961 по 1970 г. Н.С. Перелыгин

Основатель Липецкой педагогической школы К.А. Москаленко

Соратник К.А. Москаленко, Г.И. Горская

Студенческая группа исторического факультета на занятиях. Крайняя справа – Т.М. Микова

Г.И. Горская и В.Ф. Чернова с выпускниками исторического факультета

80-е годы ХХ века в истории ЛГПИ

Расширялась сеть базовых городских и сельских школ для производственной практики. Как правило, это были школы с передовым педагогическим опытом. Складывалось сотрудничество кафедр и факультетов с лучшими учителями города. Традиция сохраняется до сих пор.

Вуз продолжал плодотворную работу при ректорах Павле Ильиче Карташове (1983-1986 гг.) и Василии Васильевиче Шахове (1986-1988 гг.).

П.И. Карташов (ректор в 1983-1986 гг.)

В.В.Шахов (ректор в 1986-1988 гг.).

Студенты 80-х

Профессор О.А. Казанский

Общественные клубы в ЛГПИ

Существовали и активно работали: факультет общественных профессий, общественно-политическая практика, комсомольская организация, дискуссионные клубы.

Наиболее яркие клубы – «Точка зрения», созданный талантливым педагогом Олегом Анатольевичем Казанским, и общественно-политический клуб «СоМнение», действовавший на истфаке под руководством Виктора Николаевича Томилина. Клубы в конце 80-х гг. привлекали на свои заседания множество студентов, преподавателей и просто липчан, интересовавшихся вопросами культуры и социальной жизни.

Рождение Липецкого государственного учительского института

29 июля 1949 г. приказом Министерства высшего образования СССР Липецкое педагогическое училище было реорганизовано в государственный учительский институт.

Вкладыш в диплом Марии Федоровны Журавлевой, выпускницы ЛИПТа. Дисциплины: основы марксизма-ленинизма, школьная гигиена и т.д.

В нем числилось около 200 студентов. Первым директором института стал доцент кафедры математики Воронежского сельскохозяйственного института Борис Лаврентьевич Панферов.

Из 200 зачисленных на первый курс студентов 108 прошли войну и вернулись с наградами; заместитель директора С.В. Щепров был награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, первый зав. физико-математическим отделением Н.Н. Крапивин – кавалер ордена Александра Невского.

Институт (как учительский) сделал три выпуска, выполнив задачу конкретного исторического периода.

Появилось всеобщее бесплатное среднее образование, поэтому резко возросла необходимость в подготовке учителей по разным предметам.

Новейшая история вуза

Ректор ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Н.В. Федина

В 2015 году началась реорганизация практически всех сфер жизни в ЛГПУ, направленная не только на стабилизацию процессов, но на опережающее развитие, интенсификацию деятельности и выработку новых стратегических ориентиров.

В вуз пришло новое руководство. И.о. ректора стала кандидат педагогических наук, доцент Нина Владимировна Федина. Она предложила новую динамичную программу развития вуза, частью которой стала и реструктуризация ЛГПУ.

На основе 13 факультетов было создано 6 крупных профильных институтов, которые объединили в своих рядах специалистов кафедр, занимающихся родственными проблемами. Произошло объединение ресурсов, появились новые возможности для научной, учебной и творческой работы в едином направлении. Благодаря этому актуализируется содержание преподаваемых дисциплин, возрастает обеспеченность научности и фундаментальности знаний студентов, их познавательной самостоятельности, вкуса к исследовательской и профессионально-конструктивной деятельности.

Одна из актуальных задач – развитие потенциала университета, который позволит ему готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям. Внедряются новые подходы к практической подготовке будущих учителей. Один из примеров – разработанный проект «МастерКласс», когда уроки практикантов будут проводиться он-лайн и записываться на видеоносители для анализа, что позволит сделать процесс воспитания педагогов наглядным, воспроизводимым и диалектичным.

Сегодня университет активно развивается, взяв уверенный курс на совершенствование учебной деятельности; развиваются инновационные процессы, качественно меняется воспитательная и научная работа. Унивеситет активно участвует в проектах федерального уровня.

У Липецкого педагогического университета есть славная история, но и впереди – большое будущее.