Заочка в институте
Если говорить совсем просто, то заочное образование — сокращённая версия дневного с добавлением дистанционного. Студенты не ходят в институт ежедневно, поэтому получают меньший объём лекций, чем очники.
После поступления начинается установочная сессия. Вся группа собирается в вузе, знакомится с преподавателями, особенностями и предметами выбранной профессии. В это время студенты получают необходимый минимум по учебному плану: вводные лекции, темы заданий для самостоятельной работы. Установочные сессии проходят в сентябре и феврале в течение одной или двух недель. Когда все задания выполнены, а материал изучен, начинается экзаменационная сессия. Этот период длится десять дней в январе и тридцать — в мае.
Отличие заочного от очного
Если про очный формат обучения все понятно, то вечерний нередко вызывает много вопросов. Есть ли желанная специальность, выбрать государственный вуз или коммерческий, как поступить, как сдавать сессию? На самом деле эти две формы отличаются по сути только тем, как часто приходится приезжать на занятия. Если очники вынуждены каждый день присутствовать в вузе, то заочники встречаются с преподавателями дважды в год — в сессионный период. Это может быть тяжело тем, кто не обладает достаточной мотивацией к тому, чтобы осваивать профессию. С другой стороны, когда человек учится, самостоятельно добывая знание из учебной литературы, не перекладывая ответственность на преподавателя, это знание и ценится выше, и надежнее откладывается в памяти. Впрочем, при активном желании студент может получить право являться на лекции и в течение учебного года. Хотя большинство заочников все же предпочитает больше внимания уделять практике: работа занимает большую часть личного времени, давая тем самым шанс получать истинное представление о выбранной профессии. А диплом будет един как для очников, так и для заочников, разница — только в форме обучения, которая в нем указывается.
https://youtube.com/watch?v=6cAT4F6FTWk
Плюсы и минусы образования
Единственное ограничение касается выбора специальностей: действительно, не все направления деятельности можно изучать в режиме самообразования. Однако список профессий, которые нельзя освоить с помощью заочной формы, на самом деле не так уж велик, и речь идет скорее об исключениях. Еще один минус — отсутствие студенческой жизни, хотя и этот недостаток весьма спорный. При этом обучение на заочном более доступно для подавляющего большинства поступающих, поскольку обладает важными преимуществами, среди которых:
- отсутствие необходимости ежедневно посещать вуз. Хотя для кого-то это обстоятельство является недостатком, все же возможность учиться частично в удаленном режиме очень подходит некоторым будущим «заочникам» — например, молодым мамам в декрете или начинающим специалистам, которых затруднит перспектива постоянно отпрашиваться с работы, а также студентам из регионов, которые приезжают в столицу лишь на период сессии, и тем, кому состояние здоровья не позволяет совершать регулярные поездки в учебное заведение;
- более простые условия поступления. Будущим студентам не обязательно покорять вершины ЕГЭ — в том, что касается баллов: для заочного отделения их проходное количество значительно ниже, чем для других форм обучения;
- отсутствие возрастных ограничений: можно стать студентом на любом жизненном этапе;
- более выгодные условия обучения — если речь идет о платной основе. Тут все понятно: тем, кому финансово не потянуть очное отделение, «заочка» предоставляет реальный шанс получить высшее образование и не остаться в этой жизни без диплома.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Чем семейное и заочное обучение отличаются от дистанционного
Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.
В нашей стране дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования. Юридически это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
И на семейном, и на заочном обучении можно применять такие технологии. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно изучать все предметы школьной программа, причём не нужно никуда идти или ехать. В нашей школе есть расписание, домашние задания, а главное — занятия в режиме реального времени, где можно задавать вопросы преподавателям и тут же получать ответы.
Программы обучения на заочной форме
Получать знания на «заочке» можно в любое удобное время — после работы или в выходные, в любом удобном месте — дома, в офисе или в поездке, однако придерживаясь при этом определенного учебного плана. Неправильно при этом думать, что только очный формат обеспечивает высокий профессиональный уровень: качество подготовки зависит от стараний самого студента, от того, насколько он настроен учиться, а также от того, использовал ли он возможность трудоустроиться по специальности еще в период обучения.
На заочном отделении проходит подготовка специалистов в области предпринимательства, психологии, информационных технологий, юриспруденции, дизайна, экономики и по другим не менее актуальным и интересным направлениям. Оставьте Ваш электронный адрес, чтобы получить полный образовательный каталог университета «Синергия» и узнать, какая программа из выбранных Вами имеет максимально доступный формат — заочный или дистанционный.
Поступление в вуз
Как мы увидели, в вуз все-таки можно попасть в обход ЕГЭ. Однако вышеперечисленные способы все же недоступны основной массе абитуриентов. Современные выпускники школ морально уже более подготовлены к тому, чтобы сдавать экзамены в новом формате — формате ЕГЭ, чем те, кто оканчивал школы несколько лет назад, так что, возможно, сегодня гораздо проще получить заветный сертификат и пробовать поступать в институт или университет со всеми наравне, достойно выдерживая конкуренцию в борьбе за государственный диплом.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Куда поступать: ступени, профили
На заочном можно получать среднее и высшее образование. Среднее – только дистанционно. Высшее – бакалавриат, специалитет и магистратура. После окончания курса выпускник получает квалификационную степень.
Средне-профессиональное образование
Это колледж или другое учреждение СПО. Заочные колледжи чаще всего удаленные, например, Московский международный колледж. Поступать можно после 9 и 11 класса. Обучение длится 3-4 года.
Бакалавриат
Это высшее вузовское образование первой ступени. Поступать на бакалавриат можно после одиннадцатого класса. Обучение длится от 4,5 лет, после СПО или высшего возможно сокращение сроков. Бакалавриат в РФ – это базовое образование по выбранному профилю, выпускники сдают госэкзамены, квалификационную работу, могут поступать в магистратуру. На бакалавриате специальности общего профиля, не узкого.
Специалитет
Специалитет – высшее образование с присвоением специальности, это углубленное образование. Например, в бакалавриате вы получите общее юридическое, а в специалитете освоите узкий профиль, например, по уголовному делу. Обучение длится 5-6 лет. На специалитете доступны не все профили.
Магистратура
Это вторая ступень высшего образования. Поступать можно после бакалавриата и специалитета. Обучение обычно длится 2-2,5 года. После магистратуры можно поступать в аспирантуру.
Аспирантура
Это послевузовская ступень обучения, которая дает возможность развиваться в научном направлении, претендовать на звание кандидата наук. Заочное обучение длится три года, можно учиться на бюджете.
Дипломы гособразца любого уровня выглядят почти одинаково
Профили
- После любой специальности СПО, можно продолжать обучение на любой специальности бакалавриата, но срок обучения будет полным. То же с магистратурой после бакалавриата и специалитета – можно продолжать обучение по более узкому и углубленному профилю своего направления, можно выбрать профиль, совершенно не связанный с предыдущим образованием. Это значит, что заочная форма обучения в вузе дает возможность учиться по горизонтали и осваивать новую профессию, и по вертикали, повышая глубину и уровень образования в одной сфере.
- Интерактивные и интернет-технологии обучения позволяют изучать заочно и заочно-дистанционно огромное количество направлений, например, любые технические: строительство, электронику, машиностроение, робототехнику. Студенты не ограничены в практической составляющей, благодаря тренажерам, симуляторам, программному обеспечению. Те профили, где больше теории – юриспруденция, гуманитарные, экономические, управленческие, преподаются без ограничений уже много десятилетий.
- Образование по профилям, обучение на которых прямо связано с практикой: военные, медицинские, фармакологические, творческие специальности (хореография, музыка) – невозможно получить заочно.
Бесплатные образовательные платформы для дистанционного обучения
Среди популярных платформ для организации дистанционного обучения действительно существует несколько бесплатных. Самыми лучшими считаются:
- Moodle.
- Edmodo.
- Google Classroom.
Moodle
Это одна из самых популярных цифровых образовательных платформ для дистанционного обучения, которые используют в России. Именно Moodle чаще всего выбирают высшие учебные заведения нашей страны.
Moodle стала лидером среди дистанционных образовательных платформ в 2020 году по количеству пользователей — их больше 118 миллионов!
Преимущества платформы:
- бесплатное программное обеспечение;
- это Open Source система, которая позволяет создавать дополнительные модули и расширения;
- удобные встроенные редакторы для создания курсов и их наполнения;
- разные форматы обучения: аудио, видео, тестирование;
- лекции, в которых есть обратная связь;
- возможности для проектного обучения;
- доступ к мобильному приложению;
- аналитика и отчётность;
- возможности для дифференцированного обучения студентов;
- более 100 языков, в том числе и русский.
Недостатки платформы:
- установка требует определённых знаний в сфере программного обеспечения;
- необходимо выкупить сервер или хостинг для хранения ПО;
- сервис использует много ресурсов, что может повлечь дополнительные расходы;
- нужна дополнительная настройка интерфейса и доработка программ;
- для применения необходимо пройти обучение.
Edmodo
Edmodo — это облачная образовательная платформа для дистанционного обучения. Это значит, что данную платформу не надо нигде устанавливать.
Создатели Edmodo позиционируют её не как образовательную платформу, а как социальную сеть для обучения, сравнивая её с Facebook. И действительно, между ними есть много общего: регистрация, создание групп, закрытых чатов и календарь событий.
Преимущества платформы:
- не нужно скачивать и устанавливать;
- лёгкая регистрация;
- возможность проведения тестов, заданий, опросов;
- импорт образовательного контента из других ресурсов;
- журнал оценок и отслеживание прогресса;
- разные входы для трёх групп пользователей: учителей, обучающихся и родителей.
Недостатки платформы:
- нет русского языка;
- группы не объединяются между собой, а значит, ученику придётся учить не только учебные материалы, но и помнить ссылки;
- довольно ограниченный перечень образовательных инструментов.
Многие онлайн-платформы поддерживают версии для мобильного телефона и планшета
Google Classroom
У интернет-гиганта Google всегда было много инструментов, которые позволяли успешно обучаться. Google Classroom стал своеобразным центром, объединившим в себе все возможности сервиса. Это не классическая образовательная платформа для дистанционного обучения, а скорее набор инструментов для совместной работы.
Преимущества платформы:
- простая регистрация;
- русский язык интерфейса;
- больше подходит для организации уроков в школах;
- мировой бренд.
Недостатки платформы:
- использование только инструментов Google;
- самый ограниченный набор образовательных элементов;
- неудобные ссылки;
- нет возможности автоматической проверки работ.
Основные отличия между очной и заочной формами обучения
После того как узнали о возможности получения первого высшего образования в заочной форме целесообразно рассмотреть отличия между основными форматами обучения. Для этого необходимо перечислить самые характерные черты каждого из них, начиная с традиционного – очного. Особенностями этой формы обучения выступают:
- посещение вуза в дневное время, что исключает возможность совмещения с постоянной работой;
- объемный пакет образовательных программ;
- непосредственное и личное общение с преподавателями;
- минимальная продолжительность – 4 года;
- наличие стипендии для студентов и предоставление им отсрочки от службы в армии;
- личное присутствие студента на занятиях и сопутствующих учебе мероприятиях, которые проводятся в виде лекций, семинаров и практики.
Классическая заочная форма обучения характеризуется следующим:
- пребывание в вузе, по большей части, во время сессий;
- освоение 70–80 % учебного материала в самостоятельном режиме (в зависимости от особенностей программы конкретного образовательного учреждения);
- отсутствие стипендии и отсрочки от военной службы;
- личный контакт с преподавателями во время сессии или по дополнительной договоренности студента.
Упоминание о классической заочной форме связано с тем, что в последние года большая часть вузов успешно комбинирует разные форматы подготовки. Особенно хорошо сочетаются заочное и дистанционное обучение. Использование современных методов коммуникации и возможностей образовательных онлайн-порталов позволяют свести к минимуму недостатки заочной подготовки и одновременно реализовать в полной мере ее очевидные преимущества.
Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?
- Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
- Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
- Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
- Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
- Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.
Что значит заочная форма обучения, как устроен учебный процесс?
Заочное обучение – вузовское образование по выбранной программе, которое предполагает самостоятельное изучение 70-85 процентов учебного материала. Содержание учебного плана, квалификационные требования, методы контроля знаний студентов заочной и очной формы обучения равнозначны. Заочное дает возможность получать образование всем, кто не может посещать дневные занятия и способен эффективно самостоятельно организовывать время.
Есть учебный план – это документ, где описывается: сколько дисциплин, каких, в каком объеме должен изучить выпускник специальности, последовательность предметов, форма получения и аттестации знаний (теория, практика, контроль). По часам расписано все, что студент должен пройти за курс.
Учебный план, как и время изучения каждого предмета, одинаковые для очников и заочников. Разница только в аудиторных часах и форме изучения материала. Например, в аудиторной нагрузке очника 720 часов экономической теории: лекции, семинары, практики; у заочника будет 90: лекции и практики на установочной сессии. Но в учебном плане в обоих случаях будет значиться 720 часов, просто 630 часов заочник должен изучать материал самостоятельно по рекомендациям преподавателя.
Процесс обучения на классическом заочном отделении по шагам
-
Установочная сессия
Базовый теоретический курс и блок инструкций для самостоятельного изучения материала.
Студент каждый день, в течение 20-25 дней, приходит на занятия в вузе. Проводятся вводные лекции по основным дисциплинам семестра, введению в профессию. Даются рекомендации по организации самостоятельного учебного процесса: литература, ресурсы, методические указания; практика для тренировки и выполнения, задания на контрольные и самостоятельные. Проходит один раз за все время обучения.
-
Самостоятельная работа
Теория, регулярное выполнение практических заданий – удаленно. Практика – на предприятии (по месту работы).
Студент учится самостоятельно в удобном режиме по рекомендациям каждого преподавателя, совмещая учебу с работой или другими делами. Есть обязательный перечень работ по каждому предмету, которые нужно регулярно выполнять и отправлять на проверку преподавателю. Это контрольные, рефераты, эссе, тестовые задания. За работы ставятся оценки. Положительные оценки – допуск к экзамену или зачету.
-
Экзаменационная сессия
Итоговый контроль усвоенных знаний и навыков.
Таких сессий две в год – зимой и летом. В это время проводятся практические занятия, семинары, лабораторные. Затем зачеты и экзамены. И новый блок лекций и консультаций на следующий период самостоятельного обучения. Сессия длится от 20 дней до месяца.
На период сессии работающие студенты имеют право на учебный отпуск. Первые курсы – до 40 дней, старшие – до 50 дней. Вуз присылает справку-вызов на место работы.
Второй и третий этапы чередуются весь учебный период. Раз в год студенты пишут курсовые работы и защищают во время летней сессии, на последнем курсе – дипломные. Раз в год проходят практику (ознакомительная, производственная, преддипломная). В конце учебы защищают квалификационную работу и сдают государственный экзамен.
Выпускники очной и заочной форм обучения получают одинаковые дипломы: государственного образца в вузах с аккредитованными программами обучения; установленного образца в вузах, где есть лицензия, но нет аккредитации. В дипломе указывается: ступень образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); специальность или квалификация. К диплому выдается приложение, где указаны пройденные предметы с оценками. В приложении может быть указана форма обучения, обычно, по согласованию с выпускником.
Преимущества заочного обучения
- Можно учиться в любом месте, где есть интернет;
- гибкий учебный график и расписание занятий;
- не надо каждое утро вставать и ехать в школу, а вечером забирать своего ребенка из школы;
- дети с ограниченными возможностями здоровья могут полноценно проходить лечение, не отвлекаясь на уроки в обычном режиме;
- обучение проходит практически в индивидуальном режиме, не нужно тратить время и деньги на репетиторов;
- при всей свободе ребенок быстрее приучается к самостоятельности и ответственности за результат учения;
- свободное время используется рационально, для всестороннего развития ребенка;
- не нужно каждый год запасаться школьной формой, сменной обувью, огромным количеством учебников, наконец.
Порядок зачисления
1
2
Вступительное тестирование:Математика;Русский язык;Английский;Собеседование с психологом
3
Оплата банковским переводом на реквизиты школыЗачисление
4
Получение доступа в личный кабинет
5
Обучение
Преимущества и недостатки заочного образования
Если вы еще колеблетесь между двумя основными формами получения высшего образования, то, возможно, вам поможет сделать правильный выбор список плюсов и минусов «заочки».
Плюсы
- Экономия времени, возможность совмещать с работой и начать трудовой стаж по специальности уже с опытом.
- Отсутствие необходимости снимать жилье (если вуз расположен в другом городе).
- Более низкая стоимость обучения.
- Меньший конкурс.
- Как правильно, чуть менее строгие требования к студентам, чем на очном.
- Возможность обучаться в межсессионный период в удобном темпе и формате.
Минусы
- Прямо пропорциональная зависимость качества образования от собственных усилий.
- Как следствие – достаточно часто более низкий уровень знаний.
- «Усеченные» программы лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий.
- Отсутствие отсрочки от армии.
- Отсутствие «романтики» студенческой жизни.
Таким образом, заочное обучение имеет ряд преимуществ и недостатков, но оно может дать вам ничуть не менее серьезное образование, чем дневное.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Рассмотрим со стороны учащегося и обучающего. В качестве учащегося не берем школьника, а самостоятельного человека, который имеет право принимать решения без родителей или опекунов. То есть, начиная с СПО.
Для учащегося
Плюсы | Минусы |
Поступление круглый год из дома. Не нужно ждать сентября и лично подавать документы. | Сложно найти качественную программу обучения. Много мошенников и «для галочки» сделанного учебного контента даже в госвузах. |
Нет привязки ко времени, графику и месту. Доступно как из глухой деревни, так и с другого конца света. Не нужно два раза в год ездить на сессии. | Нет живого эмоционального общения. У кого-то это может снижать мотивацию. |
Неограниченный выбор университетов и курсов. Можно слушать лекции гарвардских преподавателей из дома в Перми. | Привязка к интернету, иногда к технологиям. Чтобы учить ПГС, нужно профессиональное ПО и компьютер, который его потянет. |
Стоимость в 1,5-2 раза ниже очного. Как гособразование РФ, так и тот же гарвардский курс будут стоить меньше, чем если платно и без грантов учиться на очном или заочном. | Платно. Бюджетную программу дистанционного обучения даже государственного университета найти очень сложно. Надежда только на работодателя. |
Нет зависимости от обстоятельств. Дистанционные занятия не отменят из-за коронавируса или из-за болезни преподавателя. | Низкий процент защит. Многие сами бросают учебу, до диплома доходят 25% от тех, кто начинал (по данным статистики courseburg – это вместе со всеми курсами). |
Нет привязки к количеству мест, возрасту, статусу. Места не ограничены, вузу все равно, сколько студенту лет, какой у него цвет кожи, взгляды, положение в обществе. | |
Тренировка надпрофессиональных навыков: самоорганизация, самодисциплина, поиск информации. | |
Адаптация к реальности: подготовка к удаленной работе. | |
Интересно и без воды. Если курс написан качественно, от него не устаешь; вовлеченность и погруженность достигаются сотнями методик и инструментов. |
Для обучающего
Плюсы | Минусы |
Экономия: помещения, коммунальные, материалы, аудиторное время преподавателей. | Время, специалисты, расходы на:
|
Охват: одновременно программу могут изучать неограниченное количество человек разной успеваемости, занятости, уровня владения материалом, компьютером. | |
Многократное использование материала, нужно только обновлять. | |
Учебный процесс дистанционного обучения работает в любых внешних условиях и обстоятельствах. |
Объективно о плюсах и минусах дистанционного обучения можно судить только по конкретному учебному учреждению, программам обучения или курсам, потому что различия могут доходить до того, что в одном месте какой-то параметр будет достоинством, в другом – огромным минусом. Например, если вуз выдает диплом государственного образца, это плюс, если никому неизвестный сертификат, минус.
Если система и методы дистанционного обучения организованы не под давлением обстоятельств, не «для галочки» или одного только заработка, а с заботой и вниманием к учащимся, чтобы дать знания, это всегда будет положительный опыт. Самое сложное – найти и распознать стоящее
Как проходит заочное обучение?
Перед тем, как выяснять, куда можно поступить на бюджет заочно, не помешает получить общее представление о принципах организации заочного обучения. Учебный процесс включает в себя следующие основные этапы:
- Установочная сессия. В первый раз она проводится отдельно от экзаменационной, впоследствии – как правило, совмещается с ней. Во время установочной сессии преподаватели начитывают студентам лекции по предметам, которые они должны изучить в этом семестре. Поскольку длится такая сессия не больше 3-4 недель, дать весь материал они не успевают – скорее, задают направления, в рамках которых студенты впоследствии обучаются сами. Во время первой установочной сессии также происходит знакомство студентов друг с другом и с преподавателями, решаются основные организационные вопросы.
- Самостоятельная подготовка. В течение нескольких месяцев до следующей сессии студенты изучают дисциплины, которые нужно сдать в текущем семестре. Процесс самостоятельной учебы включает в себя чтение учебников, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ – все зависит от предмета и преподавателя. Обычно контрольные нужно сдать незадолго до сессии, но по некоторым дисциплинам может понадобиться выполнять какие-либо работы и отчитываться об этом и в течение межсессионного периода. Подготовка курсовых работ предполагает частое общение с научным руководителем (в том числе, в удаленном формате).
- Экзаменационная сессия. Ее основное назначение – проверить качество освоение материала студентами. В нее включены зачеты и экзамены, и она, как уже было сказано, объединяется с установочной сессией на новый семестр. Например, утром учащиеся могут сдавать экзамены и зачеты, защищать курсовые работы, а вечером – слушать лекции, посещать лабораторные занятия и семинары. Если какие-то экзамены или зачеты не удается сдать с первого раза, то допускается ограниченное количество пересдач (или студента отчисляют).
Завершается учеба (при условии успешно пройденных сессий) сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.