Как быть хорошим учителем?
Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.
Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.
Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.
Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.
https://youtube.com/watch?v=q7bvUHGFtCw
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Нотация – запись шахматной партии
Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:
- Самостоятельно записывать игровые партии;
- Читать и понимать специальную литературу;
- Играть «в слепую»
- Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками.
Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволит вам анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая. Разобрать с ней помогут приведенные фото. На них можно увидеть, что доска состоит из 64 клеток, каждая из которых имеет свое условное обозначение.
Свое обозначение имеет и каждый персонаж:
- Кр (К) – король;
- Ф (Q) – ферзь;
- Л (R) – ладья;
- К (N) – конь;
- С (C) – слон;
- П (p) – пешка.
Далее следует познакомиться с системой знаков, в том числе и означающих результаты игры. Вот основные из них:
- + — шах;
- ++ — двойной шах;
- # — мат;
- Х – взятие фигуры;
- 0-0 – рокировка;
- !! – отличный ход;
- ?? – грубая ошибка и т.д.
Основные термины записи игровой партии должны знать даже начинающие шахматисты. Они позволят самостоятельно разрабатывать удачные стратегии, гарантирующие победу в игре.
Играть в шахматы с компьютером на весь экран
Хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как играть в шахматы с компьютером на весь экран. Данные рекомендации особенно пригодятся новичкам, которые только осваивают эту древнюю игру. Но если вы уже серьезно занимались, но не пробовали своих сил в борьбе с машиной, эта заметка также будет вам полезна.
Советы по игре в шахматы с компьютером
- компьютер часто играет по шаблону, поэтому сразу постарайтесь запомнить, какие ошибки он допускает. В последующих партиях вы наверняка сможете прийти к той же позиции и легко его обыграть.
- обязательно анализируйте сыгранные партии, так как это поможет вам повысить уровень своего мастерства. Если у вас появятся вопросы по какой-то позиции, то сделайте скрин экрана и ссылку на изображение скиньте в чат (чуть выше этой статьи), мастер по шахматам обязательно вам всё объяснит.
- силу игры компьютерной программы можно устанавливать вручную, так что после первых партий вы без проблем сможете оценить свои навыки и в дальнейшем соперничать с равным себе оппонентом. Так ведь гораздо интереснее, чем если бы играли гораздо сильнее или слабее, чем ваш противник.
- не расстраивайтесь после поражений, так как каждый человек ошибается. Опытные шахматисты гораздо легче переносят неудачи, так как понимают, что в этой игре обязательно определяется победитель и проигравший. Рассматривайте их как повод подтянуть свои знания, например, посмотрев видеоуроки по дебютам и шахматным ловушкам, которые в большом количестве собраны на нашем портале.
- старайтесь играть с компьютером только в свободное время, чтобы шахматы не мешали вашей работе и другой деятельности. К тому же, эта такая игра, для победы в которой нужна особая концентрация.
То, как технически реализована игра, во многом зависит от сайта. Есть площадки, на которых виртуальная доска небольшого размера — и это удобно далеко не всем пользователям. Но есть такие ресурсы, где вы можете включить шахматы на весь экран и играть с компьютером максимально удобно.
Когда экран при игре в шахматы развернут, вы лучше охватываете происходящее, не отвлекаетесь на другие изображения или текст на мониторе. Благодаря этому концентрация на процессе гораздо эффективнее. Особенно это касается тех людей, которые имеют некоторые проблемы со зрением
Для них возможность играть в шахматы с компьютером на весь экран — это очень важно
Почему стоит играть в шахматы регулярно?
Играть в шахматы с компьютером — это не совсем возможность как-то убить время, потратить его на что-то интересное. Дело в том, что такая игра (даже в виртуальном формате) приносит очень много пользы игрокам, например:
- Учит логическому мышлению. Хороший шахматист продумывает свои шаги надолго вперед. Это означает, что он не только держит в голове текущую ситуацию, но и выстраивает несколько вариантов будущего. Для этого нужно уметь концентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.
- Повышает уровень внимания. Если вы решили играть в шахматы с компьютером (бесплатно и без регистрации), то знайте, что против вас выступает хладнокровный соперник. Компьютер не отвлекается, не расстраивается — у него нет совершенно никаких эмоций. Это говорит о том, что вам тоже нужно держать себя в руках и избегать лишних эмоциональных всплесков, а также не обращать внимания на все, что происходит вокруг. Такая ситуация и тренирует столь необходимую концентрацию.
- Учит настойчивости, последовательности. Если вы садитесь в шахматы играть с компьютером, то заранее готовитесь к тому, что если и проиграете, то «бездушной» машине. Ваше самолюбие вряд ли будет задето, как в случае с человеком. Вы видите цель и идете к ней, не отвлекаясь на свои внутренние переживания, ожидания, обиды и другие проявления. В результате вы учитесь работать над конкретной задачей, отбрасывая все лишнее. Эту стратегию затем можно использовать в жизни и добиваться больших успехов в разных сферах жизни.
Интересно то, что играть в шахматы с компьютером можно начинать в любом возрасте. Если вам 30, 40 и даже 50, но вы никогда не увлекались таким делом, самое время начать. Пластичность мозга разрабатывается постепенно, поэтому при должном усердии в любом возрасте можно выйти на очень высокий уровень и выигрывать даже у машины, которая не подвержена человеческим слабостям.
Как установить доску и расставить отряды?
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику. Первое, что нужно узнать начинающим игрокам – как правильно расставить все. Об этом вам расскажет любой самоучитель.
Расстановка начинается с правильной установки доски — нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.
Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
- 2 ладьи;
- 2 слона;
- 2 коня;
- Его величество с королевой (ферзем);
- 8 пешек.
Правила расстановки довольно просты. На крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Где стоит король — рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.
Шахматная доска
Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…
Не пренебрегайте изучением шахматной доски!
Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.
Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.
У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:
Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и т.д. Таким образом, каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4. Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями.
Играть онлайн бесплатно
Под игрой имеется описание, инструкции и правила, а также тематические ссылки на похожие материалы — рекомендуем ознакомиться.
» Логические » Шахматы
3.4 (45)
Похожие игры
- ШАХМАТНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР
- ШАХМАТЫ С КОМПЬЮТЕРОМ
- ШАХМАТЫ 2 ИГРОКА
- ШАХМАТЫ 3D
- ШАХМАТЫ С АНИМАЦИЕЙ
- ШАХМАТЫ ПРОТИВ КОМПЬЮТЕРА
- ШАХМАТЫ С ЗАПИСЬЮ
- ШАХМАТЫ 2 УРОВНЯ
- СУМАСШЕДШИЕ ШАХМАТЫ
- ПРАВИЛА ШАХМАТ: ИНТЕРАКТИВ
Как играть — правила и описание
Если Вы любите шахматы, то советуем не обделять вниманием эту игру. Веселые и забавные фигуры расставят для Вас на доске несколько шахматных задач, среди которых будут как простые, так и сложные
Сборник задач представляет собой башню из кирпичей, по вершине которой туда-сюда бродит красный король. Каждый кирпич башни скрывает задачу, решив которую, Вы его разрушите. Цель — разбить все кирпичи, полностью разрушив башню, то есть, решить все задачи.
Почему король красный? Просто авторы решили, что для этой игры стоит скучные черный и белый цвета заменить соответственно на красный и голубой. Поэтому фигурки здесь и одеты в красноватые и голубоватые одежды. Кроме того, все они как живые — с глазами и эмоциями. Например, короли забавно нервничают, когда им ставят шах.
Заметьте, кирпичи башни помечены черепами. Один череп означает, что задача легкая, два — средней сложности и, наконец, три кирпича символизируют повышенную сложность. Нажимайте на любой кирпичик и увидите доску с расставленными на ней фигурами. Это и есть задача. Сверху на темно-зеленом табло будет показано, за сколько ходов нужно ее решить. Например, 1 move означает, что решение возможно за 1 ход, 2 moves — за два, 3 — за три. Все задачи имеют цель — поставить мат красному королю. Превышать заявленное число ходов нельзя — придется переигрывать.
Некоторые шахматные задачи могут содержать нестандартную конфигурацию для обыкновенной шахматной партии. Например, Вы можете увидеть на доске по три ферзя с каждой стороны — это не ошибка — решайте! Итак, помните, цель — сокрушить башню красного короля, разбив все до одного кирпичи. За дело!
Скачать игру ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ нельзя, но подумайте, имеет ли смысл это делать, ведь здесь она всегда доступна, Вам достаточно лишь открыть эту страницу.
Сделайте перерыв и сыграйте в онлайн игры, которые развивают логику и воображение, позволяют приятно отдохнуть. Расслабьтесь и отвлекитесь от дел!
• Головоломки • Стратегии • Для планшета
Во весь экран
Игра ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ в категориях Логические, Головоломки, Стратегии, Для планшета доступна , круглосуточно и без регистрации с описанием на русском языке на Min2Win. Если возможности электронного рабочего стола позволяют, можно развернуть сюжет ШАХМАТНЫЕ ЗАДАЧИ во весь экран и усилить эффект от прохождения сценариев. Многие вещи действительно имеет смысл рассмотреть детальнее.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Ценность фигур
Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:
- Ферзь – 9 очков;
- Ладья – 5 очков;
- Слон и Конь – по 3 очка;
- Пешка – 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.
Цель игры
Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.
Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:
- Как расставлять;
- Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
- Удачный шахматный ход;
- Роль пешки в шахматах.
Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Варианты шахмат
Как научиться играть в шахматы мы разобрались, теперь переходим к разным вариантам этих интеллектуальных игровых баталий.
Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
- 30 минут до конца настольной битвы;
- Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.
Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.
Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.
Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианты – стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
- Рокировки;
- Взятия на проходе;
- Признания ничьи;
- Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.
История шахмат, когда были изобретены
Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.
Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Ребята смотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.
Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу. Тот, кто любит кошек, скажет мяу.
Тот, кто любит молочные ломтики киндер сюрприз похлопает в ладоши. Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».
Молодцы!
Давайте с вами отправимся в сказочное увлекательное шахматное путешествие.
— Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие? Дети отвечают.
— Но так-как наше путешествие сказочное. Мы полетим на ковре самолете, который нам прислала Шахматная королева.
Воспитатель расстилает ковер самолет.
— Ребята посмотрите на что похож наш ковер самолет? (дети- на шахматную доску). Присаживайтесь поскорей на ковер самолет. Прежде чем отправится в полет нам нужно вспомнить, что мы знаем о шахматной игре.
Вопросы для детей:
— В какой стране появилась игра в шахматы? (Индия)
— Для скольких игроков предназначена игра в шахматы? (Для двоих)
— Сколько полей на шахматной доске? (64) Сколько черных? (32) Сколько белых? (32)
— Как передвигаются фигуры по шахматному полю? (по горизонтали, вертикали, диагонали)
— Сколько всего белых фигур? (16) Сколько всего черных фигур? (16)
— Вот мы и готовы к полету? Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова. Очутится в новой сказке
Мы хотим, мы хотим На ковре, на самолете Полетим, полетим.
— Мы прилетели. Открываем глаза, встаем. Ребята смотрите мы в сказочном шахматном королевстве.
Воспитатель обращает внимание детей на экран – Нас встречает сама шахматная королева. Шахматная Королева: «Ребята! Кто – то хитрый, кто-то вредный моё чёрно- белое королевство заколдовал
Сначала он оживил все клеточки поля они посмотрели друг на друга оттолкнулись и разбежались, затем разбросал все фигуры и они от страха даже забыли как их зовут и где их место на шахматной доске. Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания и расколдовать королевство. И каждое задание нужно выполнить за определенное время. А помогут вам в этом мои шахматные часы Жду вашей помощи!»
Шахматная Королева: «Ребята! Кто – то хитрый, кто-то вредный моё чёрно- белое королевство заколдовал. Сначала он оживил все клеточки поля они посмотрели друг на друга оттолкнулись и разбежались, затем разбросал все фигуры и они от страха даже забыли как их зовут и где их место на шахматной доске. Помогите расколдовать Шахматное Королевство. Для этого вам необходимо выполнить задания и расколдовать королевство. И каждое задание нужно выполнить за определенное время. А помогут вам в этом мои шахматные часы Жду вашей помощи!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ведь действительно и шахматная доска и фигуры заколдованы. Вы, согласны прийти на помощь? (Ответы).
— Сначала нам нужно собрать шахматное поле. Посмотрите, на нем нет черных полей. Возьмем черные квадраты и вернем их на место,соблюдая главное правило расположения доски перед игроком: нижнее правое поле должно быть белым.
Дети вместе с воспитателем собирают настенное шахматное поле закрепляя на доске черные квадраты, соблюдая правило расположения доски перед игроком (нижняя правая клетка должна быть белая).
— Мы справились с первым заданием.
— Шахматные часы напоминают нам, что пора идти дальше.
— Теперь мы можем расставить (дети) шахматные фигуры по местам. Пройдем за столы и расставим шахматные фигуры по местам.
Дети проходят за столы и расставляют шахматные фигуры на шахматные доски соблюдая правила расстановки фигур.
— Шахматные часы напоминают нам, что пора приступить к следующему заданию.
— Давайте назовем все фигуры шахматной игры. И поможет нам в этом
«Кубик». Подойдите пожалуйста ко мне. Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.
— Шахматные часы сообщают нам о выполненных заданиях и напоминают нам, что шахматная королева ждет нас во дворце шахматного королевства. Пойдемте скорей.
Шахматная королева: — Ребята! Какие вы молодцы! Выполнили все задания, расколдовали мое Королевство. Приглашаю ребят в компьютерный класс. Проходите, садитесь. (Дети слушают фрагмент игры: «Динозавры учат шахматам», урок № 4 «Слон» и выполняют практические задания с использованием ИКТ).
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Сядем на ковер самолет произнесем волшебные слова