Теория к заданию 14 по русскому языку егэ 2022

Задание №15. -Н- и -НН- в частях речи

-Н- и -НН- в отымённых прилагательных

-Н-

-НН-

В прилагательных с суффиксами – ан, -ян, -ин:

песчаНый, серебряНый, соловьиНый.

В прилагательных с суффиксами –ОНН, — ЕНН:

соломеННый, революциоННый.

В притяжательных прилагательных с основой на Н: кабаНий, вороНий, фазаНий

В прилагательных с основой на Н:

карман- кармаННый, осень- осеННий.

-Н- и –НН- в отглагольных прилагательных и причастиях

Запомните случаи, когда пишется –НН-, в остальных- -Н-.

  • Есть приставка, кроме НЕ- : покрашеННый, написаННый.
  • В словах на ОВАННЫЙ, ЁВАННЫЙ : организоваННый, раскорчёваННый.
  • Если есть зависимое слово: вязаННый мамой шарф.
  • Если слово образовано от глагола совершенного вида: решёННый- от глагола решить, совершенного вида.

Во всех остальных случаях пишется –Н-.

Сравните:

крашеНый пол нет ни одного из четырёх случаев)

ПокрашеННый пол — есть приставка

крашеННый МАСТЕРОМ пол (есть зависимое слово)

Будьте внимательны, когда определяете, сколько Н пишется в слове. Определяйте часть речи, смотрите, есть ли зависимые слова, всегда помните данные правила.

-Н- и –НН- в существительных и наречиях                  

В существительных и наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы , эти части речи пишутся по тем же правилам.

Примеры:

Вёл себя воспитаННо- наречие, образовано от слова воспитаННый, в котором –НН-, так как есть приставка.

ТружеНик- существительное. образовано от глагола ТРУДИТЬСЯ, несовершенного вида.

Исключения

-Н-

-НН-

Ветреный

Оловянный

Юный

Деревянный

Зелёный

Стеклянный

Синий

Румяный

Нежданный

Пряный

Негаданный

Невиданный

Посажёный отец

Неслыханный

Названый брат

Нечаянный

Прощёное воскресенье

Отчаянный            

Приданое

Желанный

Смышлёный

Священный

Кованый

Медленный

Жёваный

Виденный

Клеваный                                       

Жеманный

Раненый( кто? боец, зверь)

Но: израненный, раненный в руку.

Недрёманноё око

Пеклеванный

Считанный

Чеканный

Чванный

Деланный

Ставленник

Нетленный

Обещанный

Штукатуренный

Трудные случаи

Пишутся с одной Н сложные слова типа:

читаный-перечитаный

глаженый-переглаженый

хоженый-перехоженый

В этих словах во второй части есть приставка ПЕРЕ-, однако пишется Н.

Но если слово употреблено отдельно, то оно пишется по общему правилу:

перечитаННая книга.

В сложном слове наличие первого корня не влияет на написание НН:

свежеморожеНая рыба, но свежеЗАморожеННая рыба

  • Запомните: тяжелоранеНый, легкоранеНый – термины
  • воеНачальник, НО воеННообязННный
  • ОкаяННый- образовано от слова ОКАЯТИ( осудить )- совершенного вида, поэтому в слове НН.
  • серебрЕник- хотя образовано от слова серебрЯНый( чередование гласных)
  • тружеНик- от слова ТРУДИТЬСЯ, несовершенного вида
  • мучеНик — от слова МУЧИТЬ, несовершенного вида.
  • Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с Н, хотя в полной имеют НН:

глаза заплакаНы

пальто поношеНо     

 Мельникова Вера Александровна

↑ Алгоритм выполнения задания 22

1) Прочитайте внимательно задание. Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную (главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому

Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.  

2) Прочитайте текст. 

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. Не надейтесь на удачу

Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки. Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, «незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали. 

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5. Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.  

↑ Теория для задания 23

 Повествование

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки. 

Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

 Описание

ОписаниеБывают следующие описания: 

  • описание предмета, характеристика человека (какой он?);
  • описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
  • описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д. 
  • описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.

фактографическимитворческимиФактографические описанияПример:Творческие описанияПример: 
 

 Рассуждение

Рассуждение
Рассуждение-доказательство — почему так, а не иначе? что из этого следует?

Рассуждение-объяснение — что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)

Рассуждение-размышление — как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)

Оценка действительности — отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.
!!! Внимательно читайте формулировку 

↑ ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: теория для задания 16 ЕГЭ в таблице

ЗАПЯТАЯПримеры:Запахло гарью, и воздух посинел от дыма. (Чехов)Постояльцы с ним не разговаривали, да и он сам не любил тратить попусту слова. (Тургенев)

Запятая в ССП (сложносочиненном предложении) не ставится

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (=и), или, либо запятая не ставится в следующих ситуациях:

1. Если части ССП имеют что-то общее:

Общий второстепенный член В эту ночь на море дул крепкий береговой ветер и шел снег (А. Куприн).
Общую придаточную часть Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы (С. Аксаков).
Общее вводное слово Возможно, прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится.
Общий обособленный член предложения Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.
Общую частицу в побудительных предложениях Только бодрствовали двое часовых да шагал взад и вперед <…> вахтенный унтер-офицер (К. Станюкович).

2. Если части ССП представляют собой

Два назывных предложения Зной и свет…(А. Толстой)
Два безличных предложения Светло и жарко (А. Черемнов).
Два неопределенно-личных предложения Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.
Два вопросительных предложения Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе? (А. Тарковский.)
Два побудительных предложения Пусть светит солнце и птицы поют!
Два восклицательных предложения Как хороша сирень и память хороша! (А. Тарковский.)

Алгоритм выполнения 14 задания ЕГЭ

Слитно, раздельно или через дефис: как писать правильно

1) Определите часть речи выделенного слова.

Важно уметь различать предлоги, союзы, частицы и самостоятельные части речи: наречия, существительные, прилагательные. Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе

Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам. Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д

Предлоги ставят следующее слово в нужный падеж и участвуют в вопросе. Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. Частицы образуют некоторые формы слов и добавляют смысловые оттенки словам. Наречия отвечают на вопросы КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ? и т.д.

2) Особого внимания заслуживают слова чтобы, тоже, также, зато, притом, причем, потому, настолько, несмотря на, невзирая на, вследствие и некоторые другие, ​поскольку ​имеют как слитное, так и раздельное написание. Это зависит от того, к какой части речи они относятся в конкретном предложении.

Например, возьмем слова ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО. Если это союзы, их можно заменить другими союзами (Чтобы=для того чтобы. Тоже, также = и), и они пишутся слитно. Пример: Я пришел, чтобы (для того чтобы) победить. (И) Я тоже хочу в парк. (И)Он также был там. Он был не очень красивым, зато (но) хорошим.

3) Союз ТО ЕСТЬ всегда пишется раздельно, союз БУДТО всегда слитно.

4) Частицы бы, ли, же (если они частицы) пишутся всегда раздельно. (Что_бы, то_же) Часто можно понять, что перед нами частица, если попытаться убрать ее. Пример: Что (бы) мне почитать?

Частицы ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, ТАКИ, КА, КОЕ пишутся через дефис, если слово, к которому примыкают эти частицы существует и без них.

Например, что-то (пишем через дефис), будто – здесь нет частицы, это союз.

Частицы да(же), разве, неуже(ли) пишутся СЛИТНО (даже, разве, неужели)

5) Предлоги в течениЕ, в продолжениЕ, в заключениЕ, в отличиЕ, (в конце может быть И, если это не просто предлог, а предлог с существительным); в целях, в силу, в меру, в области, на протяжении, в отношении, за исключением, за счет, не считая пишутся всегда раздельно.

6) Предлоги несмотря на и невзирая на пишутся в два слова, а если перед нами деепричастия с частицей НЕ и предлогом “не _ смотря на, не_взирая на”, то пишем в три слова.

7) Следует различать: иметь в виду, ввиду (из-за) непогоды, в виде.

8. Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх, вслед, навстречу пишем слитно, если это предлоги (можно заменить другими предлогами). Если это предлог + существительное, пишем раздельно. Как проверить: попытайтесь вставить слово между. Пример: Поговорить насчет (о) работы. Положить деньги на (твой) счет.

9) Предлоги из-за, из-под, по-над пишем черед дефис.

10) Пол с существительными пишется слитно (полпомидора), если существительное начинается на согласную. Через дефис, когда существительное начинается на л (пол-лимона), прописную букву (пол-Москвы) и гласную (пол-арбуза). И если между пол и существительным есть еще прилагательное, пишется раздельно (пол чайной ложки)

11) Запомните, в большинстве случаев наречия все-таки пишутся СЛИТНО. Через дефис пишем, если есть приставки ПО-, В-, ВО- в сочетании с суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ, -ИХ, -И (по-хорошему, во-первых, по-волчьи, в -третьих)

Задачи для практики

Задача 1

Укажите сумму всех положительных десятичных чисел, не превосходящих 26, запись которых в системе счисления с основанием 3 оканчивается на 22.

Заметим, что любое число x10 ≤ 2610, которое в системе счисления с основанием 3 оканчивается на 22, можно представить в виде a·32+2·31+2·3 = 9a+8.Следовательно, это число в десятичной системе счисления при делении на 9 в остатке должно давать 8. В десятичной системе счисления среди положительных чисел, не превосходящих 26, этому условию удовлетворяют числа 8, 17 и 26. Их сумма равна 51.

Ответ: 51

Показать решение

Полный курс

Задача 2

Сколько единиц содержится в двоичной записи числа, которое можно представить в виде 8800 + 21020 − 32?

Запишем данное выражение через степени двойки: 8800 + 21020 − 32 = 22400 + 21020 − 25.

Если в выражении присутствует одно действие вычитания и одно — сложения, то сначала следует выполнить вычитание из положительного числа с меньшей степенью, а затем прибавить положительное число с наибольшей степенью. (Такой порядок действий позволит произвести вычисления устно.)

Из формулы представления числа в двоичной системе счисления и правила вычитания видно, что имеет место следующее равенство

Для данного в задаче выражения имеем

1) 21020 − 25 =

2) 22400 + (21020 − 25) =

Следовательно, в двоичной записи числа 8800 +21020 − 32 содержится 1015 + 1 = 1016 единиц.

Ответ: 1016

Показать решение

Полный курс

Задача 3

Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа $24_{10}$ трёхзначна.

Ответ: 3

Показать решение

Полный курс

Задача 4

Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа $53_{10}$ трёхзначна.

Ответ: 4

Показать решение

Полный курс

Задача 5

Укажите сумму всех положительных десятичных чисел, не превосходящих 35, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 11.

Ответ: 37

Показать решение

Полный курс

Задача 6

Найдите основание системы счисления x, при котором выполняется равенство $423_{x+1} − 460_{x} = 45_{10}$.

Ответ: 9

Показать решение

Полный курс

Задача 7

Найдите основание системы счисления x, при котором выполняется равенство $325_{x+1} − 312_{x} = 57_{10}$.

Ответ: 7

Показать решение

Полный курс

Задача 8

Значение арифметического выражения: $16^{500}−2^{1300}+7$ — записали в системе счисления с основанием 2. Сколько цифр «0» содержится в этой записи?

Ответ: 1297

Показать решение

Полный курс

Задача 9

Значение арифметического выражения: $16^{1000}−4^{800}+5$ — записали в системе счисления с основанием 2. Сколько цифр «0» содержится в этой записи?

Ответ: 1598

Показать решение

Полный курс

Задача 10

Значение арифметического выражения: $16^{1000} + 8^{500} − 2^{300}$ — записали в системе счисления с основанием 2. Сколько цифр «1» содержится в этой записи?

Ответ: 1201

Показать решение

Полный курс

Задача 11

Значение арифметического выражения: $8^{200} + 2^{600} − 32$ — записали в системе счисления с основанием 2. Сколько цифр «1» содержится в этой записи?

Ответ: 596

Показать решение

Полный курс

Задача 12

Значение арифметического выражения: $4^{56} + 16^{23} − 4^{25}$ — записали в системе счисления с основанием 4. Сколько цифр «3» содержится в этой записи?

Ответ: 21

Показать решение

Полный курс

Задача 13

Значение арифметического выражения: $9^5 + 3^{32} − 27$ — записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр «2» содержится в этой записи?

Ответ: 7

Показать решение

Полный курс

Задача 14

Значение арифметического выражения: $9^{3300} + 3^{700} − 3^{75} + 10$ — записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр «2» содержится в этой записи?

↑ Алгоритм выполнения задания 23

1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком «+», а неверные «-» .

2

Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы «представлено» и «содержит». Представлено — это значит целиком, полностью. Содержит — это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.

3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже. 

Как проверить себя?

Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе.

Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.).

Рассуждение нельзя представить при помощи картины.

↑ Список наречий меры и степени

Очень, весьма страшно, удивительно, исключительно, слишком, много, гораздо, прямо, абсолютно, совершенно, чересчур, крайне, необычно, , совсем, настолько, вдвое, впятеро; едва, едва-едва, еле, еле-еле, чуть-чуть, немного, несколько, капельку, крошечку, в высшей степени очень, весьма, крайне, совершенно, совсем, слишком, почти, немного, чуть-чуть, дважды и т.п, вдвоём и т.п, пополам, много, мало, вдвойне и т.п. , абсолютно и т.д.

Значение степени может быть заключено и в качественном наречии: абсолютно, необыкновенно, невероятно, необычайно, фантастически, чрезвычайно, бешено, чудовищно, невыразимо, несказанно, неслыханно, божественно, бесконечно, беспредельно, безмерно, безумно, смертельно, ослепительно, нестерпимо, невыносимо, блестяще, феноменально, гениально, сверхъестественно, сравнительно, относительно.    

Подготовка

Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.

Теория

Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:

  1. Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
  2. Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
  3. Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
  4. Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
  5. Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
  6. Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
  7. Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
  8. Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.

План сочинения

План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.

  • Знакомство с текстом (стоит прочесть несколько раз, выделяя в тексте ключевые слова).
  • Определение проблемы и главного вопроса, который поднимает автор в тексте.
  • Подбор двух примеров-иллюстраций в исходном тексте. Они должны проиллюстрировать проблему, выбранную Вами, а Вы должны дать свой комментарий.
  • Краткое описание позиции автора текста.
  • Описание и аргументация своей позиции. Она может не совпадать с мнением автора. Подкрепить ее можно литературным аргументом, но дополнительные баллы за это Вы не получите.
  • Подвести итог сочинения, а не исходного текста.

Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут. 

Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!

Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.

Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.

Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:

  • Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  • Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
  • Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
  • Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
  • Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!

↑ Теория для задания 24

 Лексическое значение слова

Лексическое значение слова
Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. 

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). 

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). 

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). 

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье). 

 Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова 

Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать — размышлять).

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)) 

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.   

Фразеологизмы  — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. 

Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков. 

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского). 

 Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная) 

Историзмы
Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты — щёки, длань-ладонь) 

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.) 

 Ограниченная в употреблении лексика 

Диалектизмы
Примеры: жОна вместо жена, векша — белка (северный диалект). 

Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок. 

Жаргонная лексика — слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь) 

Сленг- чаще понимается как «молодежный». 

Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык). 

Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т.д. 

 Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Нейтральная лексика — используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать). 
Книжная лексика
Разговорная лексика — используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга).

Тема: «Слитное, дефисное, раздельное написание слов»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И самое большое счастье сейчас было в том, ЧТО(БЫ) безраздельно п…

Задача 2

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней над озером летали чайки (НА)ПОДОБИЕ неболь…

Задача 3

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

— ЧТО(ЖЕ) тут досказывать? — отвечала она. — Мне уж КАК(ТО) расхо…

Задача 4

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • ГДЕ(ТО) (С)ПРАВА раздавался ровный стук копыт.
  • (В)НАЧАЛЕ ТОГО(ЖЕ)…

Задача 5

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • (ИЗ)ЗА леса показался (ПОЛУ)РАЗРУШЕННЫЙ особняк.
  • Он исчез ТАК(ЖЕ)…

Задача 6

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)НАЧАЛА председатель выманил Тимофея на кухню, а потом ушёл (В)…

Задача 7

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Художник, скульптор, график, ТАК(ЖЕ) как и композитор и режиссёр,…

Задача 8

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Подлинный художник-творец идёт (В)ПЕРЁД, а не цепляется (ЗА)ТО, ч…

Задача 9

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как двигалась колонна, стало понятно, что впереди нас ж…

Задача 10

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. Френсис был благодарен проводнику (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ оказал…

Задача 11

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВСЮДУ лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне (Н…

Задача 12

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВРЯД(ЛИ) я КОГДА(НИБУДЬ) увижу реку более таинственную, чем эта.

Задача 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Действия героя никак не вытекают из обстоятельств и в ТО(ЖЕ) врем…

Задача 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Древнекитайская медицина (В)ТЕЧЕНИЕ многих веков использовала лек…

Задача 15

Укажите все предложения, в которых выделенное слово пишется СЛИТНО.

  1. Казалось, (КАК)БУДТО наступили сумерки.
  2. Овсяная каша хвалилась, БУД(ТО) с коровьим маслом родилась.
  3. К сторожке …

Задача 16

Определите предложения, в которых выделенные слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова.

  • (В)ЗАКЛЮЧЕНИИ статьи шли таблицы.
  • (НЕ)СМОТРЯ на усталость мы быстро дошли…

Задача 17

Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

У тебя роль комическая, у меня ТО(ЖЕ).

  1. ТОЖЕ — всегда пишется слитно
  2. ТО ЖЕ — всегда пишется раздельно
  3. ТОЖЕ — здесь это …

Задача 18

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ПО(ТОМУ), как изгибался берег, Настя поняла, что высокий лесис…

Задача 19

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Дамы (НА)ПЕРЕБОЙ восхищались КАКИМ(ТО) поручиком.
  • (НА)ВСТРЕЧУ поп…

Задача 20

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Стена получалась жиденькой, (В)РОДЕ плетня, а скала ЕЛЕ(ЕЛЕ) держ…

1

Теория к заданию 14 по русскому языку: Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Новое задание №1

Как и в прошлые годы, задания №1-3 ЕГЭ по русскому в 2022 относятся к небольшому отрывку текста. С 2022 года дается фрагмент не только научного, но и любого другого стиля. Это связано с изменением типа задания: вместо понимания текста теперь проверяются способности выпускников к стилистическому анализу.

Разбор 1 задания ЕГЭ по русскому

Для выполнения задания №1 ЕГЭ по русскому 2022 необходимо помнить, какие языковые средства существуют, на что они влияют и к какому типу текста относятся. Это пригодится также и для задания №26, поэтому обязательно воспользуйтесь нашей средств выразительности. Также необходимо понимать цель, которую преследует автор при написании текста.

Итак, что это дает на практике? Разберем задание ЕГЭ по русскому 2022. Примеры, приведенные в пунктах, действительно соответствуют тексту, поэтому нужно разобраться именно с формулировками. Экология и ее виды — это терминология, а культура, ценности и пр. — обобщения, которые называются тематической группой. Действительно ли перечисленные тематические группы отражают проблематику текста? Да, речь идет сначала об экологии и природе, а после о культуре и ее составляющих. Значит, первый пункт нам однозначно подходит.

Смотрим дальше. «Экология культуры» и «ключ к пониманию» — это действительно метафоры, так как в них имеется скрытое сравнение (культура как мир, понимание как закрытая дверь). Антонимичность — противоположность, следовательно, свой – чужой — антонимы. А на сравнение указывает составной союз «как… так и». Ну и, конечно, любые языковые средства способствуют выразительности изложения.

В третьем пункте нам даны сложные конструкции и слова. Устная речь стремится к максимальному упрощению, поэтому да, отглагольные прилагательные и конструкции с родительным падежом — это особенности письменной речи.

Синтаксические средства, к которым относятся средства построения предложения, — это такие же средства выразительности, следовательно, четвертый пункт нам подходит.

А вот цель текста из задания к ЕГЭ по русскому 2022 — это явно не составление инструкции, ведь для инструкции характерен четкий порядок (списки), понятные и не терпящие возражений указания. А здесь автор размышляет и дает советы, обращается к разуму читателей, призывает их задуматься, следовательно, текст — публицистический. Последний пункт не подходит.