Учеба и ЕГЭ
Один из первых вопросов, если вы выбрали профессию звукорежиссера, – где учиться. Некоторые считают, что иметь высшее образование для этого необязательно. Вполне хватит знания специальных компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком, и хорошего слуха. Также неплохим подспорьем будет обучение на тематических семинарах и курсах. Однако в таком случае трудоустройство ограничится должностью, например, клубного ди-джея или человека, который включает музыку на свадебных торжествах. Как стать востребованным профессионалом? Для начала – получить соответствующий диплом университета. Наличие музыкального образования будет существенным преимуществом.
Вот несколько вузов в России, где учат на звукорежиссера:
-
Белгородский госинститут искусств и культуры. Факультет музыкального творчества.
- Волгоградский госинститут искусств и культуры. Факультет художественного творчества.
- Московский госинститут культуры. Театрально-режиссерский факультет.
- Алтайский госинститут культуры. Факультет художественного творчества.
- Сибирский госинститут искусств им. Д. Хворостовского. Музыкальный факультет.
- Московский технический университет связи и информатики. Общетехнический первый факультет.
- Санкт-Петербургский электротехнический госуниверситет «ЛЭТИ» им. В. Ульянова (Ленина). Факультет радиотехники и телекоммуникаций.
- Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики. Факультет мобильной радиосвязи и мультимедиа.
- Всероссийский госинститут кинематографии им. С. Герасимова. Режиссерский факультет.
- Санкт-Петербургский госинститут кино и телевидения. Факультет экранных искусств.
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Некоторые вузы также могут потребовать результаты экзамена по профильной математике.
Особенности специальности звукорежиссер
Звукорежиссер — востребованный специалист в сфере кинематографа. А также всех видов бизнеса, которые связаны с произведением музыкального-, видеоконтента. Специалист этого спектра занимается не только творчеством. Но и техническими видами работы.
Основная задача звукорежиссера — сделать так, чтобы звук в видео-произведении был целостным. Чтобы он подходил под общую концепцию картины. А также полностью соответствовал замыслу режиссера. И сценарию.
Звукорежиссер должен подбирать звуки
Опытные звукорежиссеры имеют огромную базу звуков. Которые подходят под любую ситуацию. И любое драматургическое действие.
Например, звукорежиссер может:
- Подбирать под действие, в рамках которого офицер армии идет по снегу, звук скрипящих ботинок.
- Подбирать под действие, в рамках которого закрывается тяжелая дверь, громкий звук захлопывания.
- Подбирать под течение реки звук журчания.
И многое другое. Основная задача специалиста — делать так, чтобы происходящее на экране «издавало звуки», максимально приближённые к реальности. Например, если персонаж фильма выбегает из здания и передвигается по гравию, то и звук материал должен издавать соответствующий.
Как звукорежиссер может имитировать различные звуки?
Возьмем в качестве примера ту же ситуацию с гравием. Чтобы добиться нужного звука, звукорежиссер может попросить принести ему настоящий гравий. А затем попросить одного из сотрудников команды пройтись по нему. Записать звуковую дорожку с помощью микрофона. И вставить это в фильм.
Особенности профессии звукорежиссер
Профессия звукорежиссер или, с английского, Audio Engineer (Sound Director), как мы уже сказали, напрямую связана с формированием звуковых образов, созданием новых звуков, звуковой концепции и так далее. Между тем, нередко непосвященные путают эту профессию с профессией звукооператора. На самом же деле звукооператор и звукорежиссер — это столь же разные специализации, как, например, оператор и монтажер. Безусловно, на звукорежиссере, равно как и на звукооператоре, лежит ответственность за качественные характеристики звуковой картины мероприятия в целом, однако задачи, решаемые им, существенно шире.
В чем же заключается работа звукорежиссера? Он не просто занимается поддержанием «технического» качества и грамотного баланса звуков, но и трудится над формированием самих звуковых образов, выстраивает «драматургию» звука — например, в соответствии со сценарием и индивидуальным режиссерским замыслом, фиксирует и обрабатывает эти образы, микширует звуковые «ингредиенты», создавая из них неповторимый авторский «коктейль» при помощи современных технических средств. Таким образом, деятельность звукорежиссера находится на границе технологий и творчества, что придает ей особый шарм и обеспечивает разнообразие в любых рабочих условиях.
О кафедре
«Музыкальная звукорежиссура» является одной из самых современных творческих специальностей. Эта профессия находится на стыке музыки и техники. Поэтому она требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории и теории музыки и особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но владения всеми существующими технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий и др.
Дисциплины профессионального цикла преподают такие высококлассные специалисты, как Заслуженный работник культуры РФ, звукорежиссер высшей категории С.Г. Шугаль; Заслуженный работник культуры Российской Федерации, ведущий звукорежиссер «Петербургской студии грамзаписи» В.Г. Динов; один из специалистов мирового класса в области акустики, доктор технических наук, профессор И.А. Алдошина.
Практические занятия по специальности «Звукорежиссура» проводятся на базе «Петербургской студии грамзаписи», первой студии Петербургского Дома Радио, студии документальных фильмов, студии «M-Records» музыкального фонда Санкт-Петербурга и студии «Контакт» при СПбГУП, где студенты осваивают современные технологии звукозаписи. Желающие освоить специфику звукорежиссуры телевидения имеют возможность приобрести опыт работы на телестудии СПбГУП. Звукотехнический комплекс Большого театрально-концертного зала Университета дает возможность получения студентами навыков проведения театрально-концертных мероприятий и подробного ознакомления с системами озвучивания и звукоусиления.
Какие требования предъявляются к специалистам?
Говоря о профессии звукорежиссер, стоит учитывать не только те требования, которым он должен соответствовать, но и уровню подготовки. Причем уровень знаний и умений должны полностью соответствовать месту его занятости.
Например, если дело касается концертной деятельности, то здесь ему нужно уметь обеспечивать нужное качество звука во время концертов или на выступлениях. Именно звукорежиссер должен знать, как правильно расставить все необходимое оборудование. Они проводят тестирование всей необходимой аппаратуры.
На телевидении или радио, звукорежиссеры должны будут квалифицированно осуществлять монтаж звукового ряда. Они могут заниматься разработкой специальных заставок или отбивок.
Кроме того, чтобы считаться профессионалом, звукорежиссер обязан:
- осуществлять подборки, предназначенные для решения различных задач;
- умело руководить расстановкой музыкального оборудования;
- уметь осуществлять тестирование имеющегося музыкального оборудования перед мероприятием;
- проводить звукозапись всех необходимых композиций, которые потребуются в дальнейшей работе;
- проводить контроль качества исполнения музыкальных композиций;
- осуществлять запись голосов актеров в процессе озвучки фильма или записи фонограммы;
- уметь делать аранжировку различных музыкальных композиций;
- умело использовать фонограммы во время работы:
- контролировать качество настройки оборудования для воспроизведения звука и звуковых эффектов, настройку оборудования.
Это далеко не самый полный перечень всего, что должен знать и какими знаниями обладать специалист звукорежиссер.
Как стать звукорежиссером
Привет, меня зовут Эльвира, мне 24, живу в Краснодаре, работаю звукорежиссером 4 года в компании “KingSizeRec”. Звукорежиссура очень важна в современном мире технологий и прогресса
Ни один фильм, ни один праздник, ни одна реклама и ни одна песня или аудиокнига не появились бы на свет, не будь такой важной профессии, как звукорежиссер. Поэтому можно считать, что труд специалистов данной области очень востребован, ведь большая часть медиа-носителей нуждается в услугах звукорежиссера
Звукорежиссер — весьма перспективная профессия из-за нехватки квалифицированных кадров. Прямо скажем, станете специалистом — вас будут носить на руках, и везде вам будут рады. Это, кстати, учитывая достойную оплату труда звукорежиссера, очень приятное ощущение.
Наушники на пульте
Какое нужно образование для работы звукорежиссером
Чтобы качественно выполнять работу звукорежиссера, конечно, нужно высшее образование, но не всё так однозначно. Часто самоучки гораздо более продвинуты, чем дипломированные специалисты. Азам данной профессии можно выучиться и самостоятельно, имея соответствующие данные и желание. И, конечно, терпение. Особенно сначала, когда будет казаться, что ничего не выйдет, а все эти кривые линии и цифры напоминают китайские иероглифы.
Но если вы еще не напуганы, то скажу, что нужно иметь для начала обучения:
- ноутбук;
- микрофон;
- хорошие наушники;
- колонки.
Стоимость звукорежиссерского оборудования может исчисляться миллионами рублей, но пока вы еще не профессиональный звукорежиссер, достаточно ПК, наушников за пару тысяч и нужного программного обеспечения, о котором расскажу позднее.
Собеседование и прием на работу
Огромный плюс в том, что при приеме на работу вас могут не спросить о дипломе, а сразу захотят проверить ваши навыки, что, в конечном итоге, может послужить решающим фактором при принятии (или не принятии) вас на должность. Путем проб и ошибок, штудирования литературы и просмотров обучающих роликов на youtube или иных сайтах, можно добиться неплохих результатов, которые позволят записывать песни и диалоги для рекламных роликов.
Профессия звукорежиссер подойдет для подростков, которые:
Любят музыку, звук. И все, что с ним связано.
Имеют тонкий слух. Различают даже очень тихие звуки.
Знают, где добыть звук, который подойдет под определенное драматургическое действие.
Хотят работать в сфере создания видеоклипов. Кинематографе. Журналистике. И многом другом.
Являются креативными. Могут найти выход из любой ситуации. И сделать все для того, чтобы достичь требований режиссера.
Являются находчивыми. Умеют создавать звук из подручных материалов. Например, могут воссоздать шелест гравия, пройдясь по кубикам сахара.
Обладают звуковой памятью. На высоком уровне. Это нужно, чтобы у звукорежиссера была возможность запомнить звук. А затем воссоздать его при съемке кинокартины. Или клипа.
Развиты в музыкальном плане. Слушают много музыки. Знают различные звуки. А также классические музыкальные произведения.
Смотрят много фильмов
Уделяют особое внимание тому, как там работают со звуком.
Являются коммуникабельными. Могут быть как хорошим другом, так и строгим начальником
Которому необходимо сделать так, чтобы вся звуковая группа его слушала.
Знают меру. Не будут перебарщивать со звуковыми эффектами в видео. Будут вставлять в них только то, что действительно нужно. Ни больше, ни меньше.
Являются стрессоустойчивыми. Круглосуточно работать со звуком — очень сложно. Чтобы держать себя в тонусе, нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. Иначе, можно сойти с ума.
Звукорежиссёр в кинематографе
Звукорежиссёр в кинематографе является участником съёмочной группы, руководящим звуковым цехом. Он занимается записью звука, работая напрямую с микрофонным оператором. В задачу звукорежиссёра входит создание озвучивания (фонограммы; саундтрек) фильма в соответствии с идейно-художественным замыслом автора сценария и режиссёра.
Звукорежиссёр выполняет следующие функции:
- осуществляет звуковое оформление фильма в соответствии с общим замыслом автора сценария и режиссёра;
- отвечает за художественное и техническое качество звука фильма;
- готовит звуковую экспликацию, записывает пробы актёров, отбирает фонетический материал, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма.
В кинематографе также есть звукооператор — участник съёмочной группы, входящий в состав звукового цеха, работает с записью — отслеживает уровни звука фоновых шумов и звука диалогов. Звукооператор подчиняется звукорежиссёру.
Ответственность за запись, обработку и создание звука в процессе съёмки фильма полностью ложится на звуковой цех.
Состав звукового цеха
Звукорежиссёр работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом (микрофонным оператором (бум-оператором) и звукооператором).
Микрофонный оператор обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
В настоящее время понятия звукооператор и режиссёр звука (звукорежиссёр) путают, хотя оба специалиста играют разные роли в процессе работы над звуком. Однако ещё чаще эти функции приходится совмещать в одном лице, поскольку отношение работодателя к требованиям по комплектации звукоцеха организации обычно довольно скептическое. Вообще, звукорежиссёру часто приходится быть и звукоинженером, и микрофонным оператором, и помощником режиссёра/дирижёра, и т. п. Идеальный состав звукоцеха в настоящее время — два человека.
Кто такой звукорежиссер?
Звукорежиссер – работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.
Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались «управлять» непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.
Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и «навороченнее» аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.
Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).
Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.
Секрет долголетия проекта
Съёмки одного сезона «Битвы экстрасенсов» длятся от 4 до 6 месяцев.
Сейчас у нас работает 5-6 редакторов, которые устраивают безумные мозговые штурмы, чтобы придумать испытание. Вторая сложность — состыковать героя, локацию, группу, операторов, всю службу в одном и том же месте. Редакторы часто сидят до утра. На первом этапе отбора героев программы — это тысячи человек по регионам, потом приходим к 300 человек. После этого отбирается 30, а в проект попадают лишь 13 экстрасенсов.
Изначально этот проект был британский, но за рубежом прошло несколько сезонов и его закрыли, а у нас такая ментальность — люди всегда хотят знать, что у них будет завтра. Интерес к собственной личности как к таковой никогда не иссякает. Появились новые экстрасенсы, у нас бывает, что и дети участвуют в проекте. За 7 лет сменилось поколение телезрителей, которые смотрели первый сезон. Получается, что этот процесс бесконечен. Познать себя или познать что-то для себя — это будет интересно всегда.
Приобретаемые навыки
Звукорежиссер – одна из профессий, которые требуют от специалиста не только высокого уровня мастерства, но и зависит непосредственно от развития техники: чем более совершенную аппаратуру использует профессионал, тем больше у него возможностей создания концептуально новых звуковых оформлений, придания абсолютно нового звучания произведению.
Работа над трансформацией зрительного ряда в музыкальные образы требует сформированности профессиональных умений, включая следующие:
- Профессиональное использование звукотехнической аппаратуры: микшерных пультов, громкоговорителей, микрофонов, различных стереофонических систем, приборов обработки звука.
- Настройка аппаратной для реализации студийной записи, звукоусиления, трансляции.
- Осуществление планирования звукозаписи спектакля, ролика, клипа, размещение мизансцены, создание и реализация концептуального музыкального оформления последних.
- Осуществление микширования музыки.
- Осуществление реставрации архивных записей и фонограмм.
- Осуществление обеспечения музыкального сопровождения театральных постановок, развлекательных программ, концертов, шоу, спортивных мероприятий, парадов, дискотек.
- Осуществление руководства работой технического персонала.
- Создание эстрадных фонограмм, записи ансамблей.
В чем заключаются особенности профессии
Выбирая профессию, стоит знать, чем занимается специалист той, которая была выбрана
Все это очень важно, чтобы стать профессионалом
Так профессиональный звукорежиссер должен уметь при помощи различных звуков создать атмосферу и передать возникающие у человека эмоции. Он может заставить своих слушателей правильно реагировать на то или иное действие.
Именно по этой причине, они могут найти себя в кино, театре, где требуется организовать профессиональный концерт. Кроме того, они занимаются созданием специальных звуковых эффектов. Всем тем, что помогает быстрее погрузиться в атмосферу совершаемого действия или событий.
Профессиональный звукорежиссер осуществляет:
- производит сведение песен;
- осуществляет редактирование композиций;
- производит аранжировку с наложением разнообразных звуковых эффектов.
Это не просто творческая личность, но и человек, который будет постоянно совершенствоваться, изучая и достигая новых результатов. Ведь технологии постоянно совершенствуются и появляются новые возможности. Причем многие начинают, посещая кружки для детей, пробуют свои силы как диджей и только потом пройти обучение в специальных учебных заведениях.
Обязанности специалиста
Профессиональный звукорежиссер должен уметь:
- * уметь делать подборки различных звуковых решений;
- * осуществлять руководство правильностью расстановки музыкального оборудования
- * проводить тестирование музыкального оборудования;
- * выполнять запись необходимых для работы музыкальных треков;
- * контролировать качество, с которым исполняются музыкальные композиции;
- * выполнять запись голосов актеров во время озвучки;
- * выполнять аранжировку музыкальных композиций;
- * уметь работать с различными фонограммами. Сюда входит запись, обработку композиций, добавления звукового сопровождения, осуществление редактирования записанных ранее треков и их перезапись:
- * производит качественную настройку звука, при подготовке к проведению различных публичных мероприятиях, концертов, театральных постановок, радиопостановок.
Особенности профессии
Звукорежиссер – одна из ключевых профессий в кино, на телевидении, в шоу-бизнесе. В этой профессии творческая сторона сочетается с технической.
Звукорежиссёра иногда путают со звукооператором. Однако главная задача звукооператора – качество звука и его сбалансированность. А у звукорежиссёра задача значительно шире. Он не только отвечает за качество звукового ряда, но и работает над его драматургией, над созданием звуковых образов. Звукоряд (фонограмма) должен соответствовать сценарию и режиссёрскому замыслу.
В арсенале опытного звукорежиссёра есть множество уже записанных шумов – от журчания ручья до ударов лома по заледенелой дороге. Но обычно непосредственно во время озвучки он записывает так называемые синхронные шумы, имитирует звучание происходящего на экране. Например, на экране герой убегает от погони по груде гравия. Как изобразить прямо в студии звуки шагов по гравию? У звукорежиссера есть на этот счёт свои хитрости. Например, можно принести в студию немного гравия и шагать по нему синхронно с человеком на экране.
Для имитации звуков в студиях специально хранятся материалы разной фактуры: паркет, асфальт, камни, тростник и пр. Там же хранятся предметы, издающие разные звуки. Например, двери из всевозможных материалов – каждая из них скрипит по-своему. И конечно, в хорошей студии обязательно есть приспособления для создания звуковых эффектов: эффект пустой комнаты, эха и пр.
В процессе озвучки звукорежиссёр контролирует синхронность звука и изображения, руководит монтажом звука. Когда все элементы звукоряда готовы, он занимается их сведением, т.е. перезаписывает исходные элементы звукоряда в единую фонограмму.
Звукорежиссёру подчиняется звуковой цех, в котором, в частности, работают звукооператор, микрофонный оператор (управляет микрофонами в процессе съёмки), монтажёр звука.
Сами звукорежиссёры признаются, что выбрав эту профессию, ты неизбежно привыкаешь прислушиваться к звукам окружающего мира, запоминать их. Это развивает особое чутьё на подлинность звука, без которого сложно добиться качественного озвучания.
В искусстве кино звуковое решение фильма рассматривается как художественное произведение. И работа звукорежиссёра отмечается особыми премиями на кинофестивалях.
Например, знаменитый фильм «Матрица» в 2000 году получил Премию Британской киноакадемии за лучший звук, и сразу двух «Оскаров»: в номинациях «Лучший звукорежиссёр» и «Лучший звук». На радио и телевидении звукорежиссёр разрабатывает звуковое оформление передач, анонсов, заставок. Он также работает на трансляциях различных событий, ток-шоу, новостей и пр. в прямом эфире. На телевидении это означает постоянную работу в команде. Звукорежиссёр выполняет указания режиссёра программы и находится в контакте с линейным монтажёром, со звукотехниками, телеоператором, редактором, продюсером. На телевидении звукорежиссёр может также участвовать в создании фильмов, телеспектаклей.
Звукорежиссёр в театре, на концертных площадках занимается звуковым оформлением действа, также применяя различные музыкальные произведения, шумы и пр. Он разрабатывает вместе с режиссёром концепцию этого оформления и воплощает её в жизнь. А в ходе представления следит за качеством звука и своевременностью подачи.
Чудеса на съёмочной площадке
У нас на каждом испытании происходит чудо. Я к ним уже практически привык. Мы уже даже членами съёмочной группы можем определить, кто из экстрасенсов действительно что-то может, что-то видит, а кто нет. Как правило, это всё выясняется на дополнительных вопросах. Есть рыба испытания — само событие или происшествие, но есть такие повороты, которые сам экстрасенс вскрывает в процессе разговора с людьми, которые даже сами люди забывают. Вот это я считаю чудом. Этого не знал никто: ни редакторы, ни герой, а экстрасенс это почувствовал, когда пришёл к человеку. Такое у нас происходит практически на каждом испытании.
Профессия звукорежиссер
Человек данной профессии требуется во всех сферах деятельности, где необходим высококачественный звук. От звукорежиссера требуется создание на вечеринке, фильме, концерте или другом мероприятии определенной атмосферы, которая должна быть по задумкам организаторов. Желательно, чтобы звукорежиссер был еще и творческой личностью, а не только имел высокую квалификацию, так как с помощью звука необходимо создать общую картину происходящего. Также донести до слушателя или зрителя эмоциональный настрой всего происходящего вокруг в целом.
В зависимости от того, в какой сфере работает звукорежиссер, он выполняет обязанности разного рода. Например, в сфере шоу-бизнеса он отвечает за качественный звук. Под руководством специалиста идет расстановка оборудования для максимально качественного воспроизведения звука. В сфере кинематографа от звукорежиссера требуют осуществлять контроль звукопередачи, следить за его качеством, чтобы погрузить зрителя в нужное режиссеру настроение. Для получения нужных звуков используются подручные и специальные средства, с помощью которых записывают звук для озвучивания кинокартины.
В сфере телевидения и радиовещания требуется монтаж звукозаписи, вставка отбивок и заставок. Звукорежиссер театра знает о влиянии типа помещения и его акустических свойств на качество звуков. В целом звукорежиссер отвечает за множество моментов: техническое состояние, спецэффекты, создание нужной тональности, синхронизацию звука и другое.
Описание профессии
Эта профессия – одна из самых важных на телевидении и на радио, в кинематографе и в шоу-бизнесе. Иногда ее путают с другими – родственными. Внесем ясность, в чем заключается различие между звукооператором и звукорежиссером.
Звукооператор – это специалист, который обеспечивает высокое качество звука и выдерживает его баланс. А вот задача звукорежиссера гораздо масштабнее. Ведь эта профессия сочетает в себе творческое начало с техничностью. Ее представитель не только несет полную ответственность за уровень качества звукоряда, но и привносит в него драматургию, прорабатывая образы. Кстати, последние должны органично вплетаться в сценарий и соотноситься с замыслом режиссера.
Арсенал звукорежиссера с опытом содержит большое количество записей разнообразных звуков – начиная от журчащего ручья и заканчивая ударами лома по льду на дороге. Как правило, синхронные шумы записываются прямо в процессе озвучивания. Они служат имитацией того, что делается на экране. К примеру, персонаж кинофильма бежит, спасаясь от преследователей, по россыпи гравия. Как передать в студийных условиях звук таких шагов? Специалист идет на маленькую хитрость. Он приносит с собой на работу гравий и шагает по нему в ногу с экранным героем.
Опытные звукорежиссеры отмечают, что у профессионала постепенно вырабатывается привычка сосредоточиваться на звуках природы и запоминать их. Таким образом у него развивается внутренний «определитель» подлинности звука. Этот «инструмент» очень важен для качественного озвучивания.
В кинематографе работа представителя этой профессии квалифицируется как отдельное художественное произведение. Ее даже отмечают на кинофестивалях особой премией. Это, вне всякого сомнения, относится к плюсам. Но есть и минусы. Принадлежность к индустрии развлечений и значительная загруженность требуют от специалиста часто оставаться в студии допоздна, иногда даже пренебрегать ради работы выходными. Помимо этого, он вынужден регулярно слушать звуки и музыку на высокой громкости. Со временем это может привести к снижению слуха.