Теория егэ по химии

Теория к заданию 32 из ЕГЭ по химии

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах. Выделим наиболее характерные признаки таких рядов:

1. Все вещества этого ряда должны быть образованы одним химическим элементом. Например, ряд, записанный с помощью следующих формул:

$Br_2 → HBr → NaBr → NaNO_3$,

нельзя считать генетическим, т.к. в последнем звене элемент бром отсутствует, хотя реакция для перехода от $NaBr$ к $NaNO_3$ легко осуществима:

$NaBr + AgNO_3 = AgBr↓+ NaNO_3$.

Этот ряд мог бы считаться генетическим рядом элемента брома, если бы его завершили, например, так:

$Br_2 → HBr → NaBr → AgBr$.

2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам, т.е. отражать разные формы его существования.

3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны взаимопревращениями. По этому признаку можно различать полные и неполные генетические ряды.

Например, приведенный выше генетический ряд брома будет неполным, незавершенным. А вот следующий ряд:

$Br_2 → HBr → NaBr → AgBr → Br_2$

уже можно рассматривать как полный: он начинался простым веществом — бромом и им же закончился. Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение генетического ряда.

Генетическим называется ряд веществ — представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.

Генетическая связь — понятие более общее, чем генетический ряд, который является пусть и ярким, но частным проявлением этой связи, реализующейся при любых взаимных превращениях веществ. Тогда, очевидно, под это определение подходит и первый приведенный в тексте ряд веществ.

Для характеристики генетической связи неорганических веществ мы рассмотрим три разновидности генетических рядов.

Генетический ряд металла.

Наиболее богат ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. В качестве примера рассмотрим генетический ряд железа со степенями окисления $+2$ и $+3$:

${Fe}{\text»металл»}→{FeCl_2}{\text»соль — хлорид железа(II)»}→{Fe(OH)_2}{\text»основание — гидроксид железа(II)»}→{FeO}{\text»основный оксид — оксид железа(II)»}→{Fe}{\text»металл»}→{FeCl_3}{\text»соль — хлорид железа(III)»}→{Fe(OH)_3}{\text»гидроксид железа (III) — амфотерное соединение с преобладанием основных свойств»}→{Fe_2O_3}{\text»оксид железа(III), аналогичен по свойствам соответствующему гидроксиду»}→{Fe}{\text»металл»}$

Напомним, что для окисления железа в хлорид железа (II) нужно взять более слабый окислитель, чем для получения хлорида железа (III):

Генетический ряд неметалла.

Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметалла с разными степенями окисления, например, генетический ряд серы со степенями окисления $+4$ и $+6$:

${S}{\text»неметалл»}$→${SO_2}{\text»кислотный оксид — оксид серы (IV)»}→{H_SO_3}{\text»сернистая кислота»}→{Na_SO_3}{\text»соль — сульфит натрия»}→{SO_2}{\text»кислотный оксид — оксид серы (IV)»}→{SO_3}{\text»кислотный оксид — оксид серы (VI)»}→{H_SO_4}{\text»серная кислота»}→{SO_2}{\text»кислотный оксид — оксид серы (IV)»}→{S}{\text»неметалл»}$

Затруднение может вызвать лишь последний переход. Руководствуйтесь правилом: чтобы получить простое вещество из окисленного соединения элемента, нужно взять для этой цели самое восстановленное его соединение, например, летучее водородное соединение неметалла. В нашем случае:

${SO_2}{+4}+2H_2{S}{-2}=2H_2O+S{0}↓.$

По этой реакции в природе из вулканических газов образуется сера.

Аналогично для хлора:

Генетический ряд металла, которому соответствуют амфотерные оксид и гидроксид, очень богат связями, т.к. они проявляют в зависимости от условий то кислотные, то основные свойства.

Например, рассмотрим генетический ряд цинка:

Теория к заданию 25 из ЕГЭ по химии

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

Качественные реакции на катионы и анионы некоторых неорганических веществ

Качественные реакции на анионы.

Анион Условие, реактив, катион Признаки и сокращенное ионное уравнение реакции
$Cl^{-}$ Нитрат серебра $Ag^{+}$ Белый творожистый осадок:$Ag^{+}+Cl^{-}→AgCl↓$
$Br^{-}$ Нитрат серебра $Ag^{+}$ Желтоватый творожистый осадок: $Ag^{+}+Br^{-}→AgBr↓$
$I^{-}$ Нитрат серебра $Ag^{+}$ Желтый творожистый осадок: $Ag^{+}+I^{–}→AgI↓$
$SO_4^{2-}$ Растворимые соли бария $Ba^{2+}$ Белый осадок: $Ba^{2+}+SO_4^{2-}→BaSO_4↓$
$NO_3^{-}$ $H_2SO_4(конц)$ и $Cu$ Выделение бурого газа: $Cu+NO_3^{-}+2H^{+}=Cu^{2+}+NO_2↑+H_2O$
$PO_4^{3-}$ Нитрат серебра $Ag^{+} Ярко-желтый осадок:$3Ag^{+}+PO_4^{3-}→Ag_3PO_4↓$
$CrO_4^{2-}$ Растворимые соли бария $Ba^{2+}$ Желтый осадок: $Ba^{2+}+CrO_4^{2-}=BaCrO_4↓$
$S^{2-}$ Растворимые соли меди $Cu^{2+}$ Черный осадок: $Cu^{2+}+S^{2–}=CuS↓$
$CO_3^{2-}$ Кислоты $H^{+}$ Выделение газа без запаха: $2H^{+}+CO_3^{2-}=H_2O+CO_2↑$
$OH^{-}$ Лакмус Синий цвет раствора
Фенолфталеин Малиновый цвет раствора
Метиловый оранжевый Желтый цвет раствора

Качественные реакции на катионы.

Катион Условие, реактив, анион Признаки, сокращенное ионное уравнение реакции
$H^{+}$ Лакмус Красный цвет раствора
Метиловый оранжевый Розовый цвет раствора
$NH_4^{+}$ Щелочь, $OH^{–}$, $t°$ Выделение газа с резким запахом: $NH_4^{+}+OH^{-}=NH_3↑+H_2O$
$Ag^{+}$ Соляная кислота, растворы хлоридов, $Cl^{–} Белый творожистый осадок: $Ag^{+}+Cl^{–}→AgCl↓$
$Li^{+}$ Пламя Красное окрашивание
$Na^{+}$ Пламя Желтое окрашивание
$K^{+}$ Пламя Фиолетовое окрашивание
$Ca^{2+}$ Пламя Кирпично-красное окрашивание
Растворы карбонатов, $CO_3^{2−}$ Белый осадок: $Ca^{2+}+CO_3^{2-}→CaCO_3↓$
$Ba^{2+}$ Пламя Желто-зеленое окрашивание
Серная кислота, растворы сульфатов, $SO_4^{2−}$ Белый (мелкокристаллический) осадок: $Ba^{2+}+SO_4^{2-}→BaSO_4↓$
$Cu^{2+}$ Пламя Зеленое окрашивание
Вода Гидратированные ионы $Cu^{2+}$ имеют голубую окраску
Щелочь, $OH^{–}$ Синий осадок: $Cu^{2+}+2OH^{-}=Cu(OH)_2↓$
$Fe^{2+}$ Щелочь, $OH^{–}$ Зеленоватый осадок: $Fe^{2+}+2OH^{–}=Fe(OH)_2↓$
Красная кровяная соль $K_3, Fe(CN)_6^{3−}$ Синий осадок (турнбулева синь): $3Fe^{2+}+2^{3-}=Fe_3_2↓$
$Fe^{3+}$ Щелочь, $OH^{–}$ Бурый осадок: $Fe^{3+}+3OH^{–}=Fe(OH)_3↓$
Роданид аммония $NH_4SCN, SCN^{–}$ Кроваво-красный осадок: $3Fe^{3+}+3CNS^{-}⇄Fe(SCN)_3↓$
$Fe^{3+}$ Желтая кровяная соль $K_4$ Темно-синий осадок (берлинская лазурь): $4Fe^{3+}+3^{4–}=Fe_4_3↓$
$Al^{3+}$ Щелочь, $OH^{–}$ Желеобразный осадок белого цвета, растворяется в избытке раствора щелочи: $Al^{3+}+3OH^{–}=Al(OH)_3↓$
Вещество Реактив, условие Признаки реакции
$CH_2=CH_2$ Раствор $KMnO_4, H^{+}$ Обесцвечивание раствора
Раствор $Br_2$ Обесцвечивание раствора
$C_2H_5OH$ $CuO$ Изменение цвета проволоки, выделение паров с фруктовым запахом
$Cu(OH)_2$ Образование ярко-синего раствора
Раствор $Br_2$ Выпадение белого осадка
Раствор $FeCl_3$ Фиолетовое окрашивание
$Cu(OH)_2, t°$ Образование красного осадка $Cu_2O$
$Ag_2O, t°$ Образование «серебряного зеркала»
$CH_3COOH$ Лакмус Красное окрашивание
Раствор $Na_2CO_3$ Выделение газа
$HCOOH$ Лакмус Красное окрашивание
Раствор $KMnO_4, H^{+}$ Обесцвечивание раствора
Раствор $Na_2CO_3$ Выделение газа
$C_{17}H_{33}COOH$ Раствор $Br_2$ Обесцвечивание раствора
Раствор $KMnO_4$ Обесцвечивание раствора
$C_{17}H_{35}COONa$ раствор мыла $H^{+}$ Образование белых хлопьев
$C_{6}H_{12}O_6$ $Cu(OH)_2$ Ярко-синее окрашивание; при нагревании образование красного осадка
$Ag_2O$ Образование «серебряного зеркала»
$(C_{6}H_{10}O_5)_n$ крахмал Раствор $I_2$ Синее окрашивание
Раствор $Br_2$ Выпадение белого осадка
Белок яичный (раствор) $HNO_3$ Образование осадка желтого цвета
$Cu(OH)_2$ Фиолетовое окрашивание

Ответы ко второй части варианта №25

Задание 30

Zn(ClO3)2 + 12HCl = ZnCl2 + 6Cl2 + 6H2O

5∙ | 2Cl-1 − 2ē → Cl2

1∙ | 2Cl+5 + 10ē → Cl2

хлор в степени окисления -1 (или хлороводород) является восстановителем;

хлор в степени окисления +5 (или хлорат цинка) – окислителем.

Задание 31

Al2(SO4)3 + 3Na2SO3 + 3H2O = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4 + 3SO2

2Al3+ + 3SO42- + 6Na+ + 3SO32- + 3H2O = 2Al(OH)3 + 6Na+ + 3SO42- +3SO2

2Al3+ + 3SO32- + 3H2O = 2Al(OH)3 + 3SO2 

Задание 32

1) 4Cr(NO3)3 = 2Cr2O3 + 12NO2 + 3O2

2) 4Cu + 2NO2 = 4CuO + N2

3) 2CuO + 4NaI + 2H2SO4 = 2CuI + I2 + 2Na2SO4 + 2H2O

4) I2 + KHS = KI + HI + S

Задание 34

Навеску смеси ацетата серебра и ацетата меди (II) растворили в воде. Полученный раствор массой 88 г подвергли электролизу с инертными электродами и остановили процесс в момент, когда на катоде начал выделяться газ. Масса раствора при этом уменьшилась на 10%. Определите массовую долю ацетата серебра в исходной навеске, если известно, что для поглощения одного из газообразных продуктов электролиза необходимо минимум 89,6 г 5%-ного раствора гидроксида калия. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Решение:

Запишем уравнения происходящих реакций:

2CH3COOAg = 2Ag + 2CO2 + C2H6                 (I)

Cu(CH3COO)2 = Cu + 2CO2 + C2H6               (II)

KOH + CO2 = KHCO3                                     (III)

Вычислим массу и количество щелочи:

m(KOH) = m(p-pa KOH) · ω(KOH)/100% = 89,6 г · 5%/100% = 4,48 г;

ν(KOH) = m(KOH)/M(KOH) = 4,48 г/56 г/моль = 0,08 моль.

Далее определим количество углекислого газа:

ν(CO2) = ν(KOH) = 0,08 моль.

Рассмотрим данные об изменении массы раствора. Процесс электролиза остановили в момент, когда на катоде начал выделяться газ. Это означает, что электролиз воды в процессе не происходил, а соли израсходовались до конца. Поскольку в ходе электролиза соли полностью переходят в газ и осадок, изменение массы раствора по значению равно сумме масс исходных солей. Вычислим их массу:

Δm = m(p-pa)·10%/100% = 88г · 10%/100% = 8,8 г;

m(CH3COOAg + Cu(CH3COO)2) = Δm = 8,8 г.

Пусть в исходной смеси было х моль ацетата серебра и у моль ацетата меди (II) по массе 167х г и 182у г соответственно. Тогда при их электролизе получилось (х + 2у) моль углекислого газа. Составим и решим систему уравнений:

х + 2у = 0,08

167х + 182у = 8,8

х = 0,08 — 2у

167(0,08 — 2у) + 182у = 8,8

х = 0,08 — 2у

13,36 — 334у + 182у = 8,8

х = 0,08 — 2у

4,56 = 152у

у = 0,03

х = 0,02

ν(CH3COOAg) = 0,02 моль;

ν(Cu(CH3COO)2) = 0,03 моль.

Найдем массу ацетата серебра:

m(CH3COOAg) = ν(CH3COOAg) · M(CH3COOAg) = 0,02 моль · 167 г/моль = 3,34 г.

Вычислим массовую долю ацетата серебра в исходной навеске:

ω(CH3COOAg) = m(CH3COOAg)/m(CH3COOAg + Cu(CH3COO)2) · 100% = 3,34 г/8,8 г · 100% = 37,95%.

Ответ: 37,95%.

Задание 35

При сжигании 3,9 г неизвестного органического вещества было получено 2,7 г воды и 6,72 л углекислого газа (н.у.). Известно, что вещество может реагировать с бромом в соотношениях 1:1, 1:2 и 1:3 по молям. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;  2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции данного вещества с 1 моль хлороводорода. (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

1) Представим молекулярную формулу искомого соединения в виде CxHyOz. Определим количества продуктов его сгорания:

ν(CO2) = V(CO2)/Vm = 6,72 л/22,4 л/моль = 0,3 моль;

ν(H2O) = m(H2O)/M(H2O) = 2,7 г/18 г/моль = 0,15 моль.

Далее определим количества и массы элементов в составе органического вещества:

ν(C) = ν(CO2) = 0,3 моль;

ν(H) = 2ν(H2O) = 2 · 0,15 моль = 0,3 моль;

m(C) = ν(C) · M(C) = 0,3 моль · 12 г/моль = 3,6 г;

m(H) = ν(H) · M(H) = 0,3 моль · 1 г/моль = 0,3 г.

Проверим наличие кислорода в составе органического вещества:

m(O) = m(в-ва) — m(C) — m(H) = 3,9 г — 3,6 г — 0,3 г = 0.

Делаем вывод, что искомое вещество представляет собой углеводород CxHy. Далее определим молекулярную формулу вещества:

x : y = ν(C) : ν(H) = 0,3 : 0,3 = 1 : 1, что дает нам (CH)n.

Для установления индекса n обратимся к описанию в задаче. Из общих соображений понятно, что значение индекса может быть только четным. Это дает нам ряд углеводородов C2H2, C4H4, C6H6 и далее. Поскольку вещество может реагировать с бромом в нескольких целочисленных соотношениях, то можно сделать вывод о наличии нескольких кратных связей в молекуле. Подобные рассуждения приводят нас к значению индекса n=4 и структуре винилацетилена.

Молекулярная формула: C4H4.

2) Структурная формула искомого соединения:

3) Запишем уравнение взаимодействия этого вещества с хлороводородородом:

Тема: «Химическая лаборатория»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Установите соответствие между названием полимера и его классификацией: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ ПО…

Задача 2

Установите соответствие между происхождением полимера и его названием: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ПРОИСХОЖДЕН…

Задача 3

Установите соответствие между веществом и процессом/оборудованием, который(-ое) используется для его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую поз…

Задача 4

Установите соответствие между веществом и способом его промышленного получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕ…

Задача 5

Установите соответствие между веществом и схемой его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО СХЕМА ПОЛ…

Задача 6

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТ…

Задача 7

Установите соответствие между веществом и технологическим приёмом/оборудованием, который(-ое) используется при промышленном получении этого вещества: к каждой позиции, обозначенной…

Задача 8

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТ…

Задача 9

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ОБЛАСТ…

Задача 10

Установите соответствие между аппаратом и процессом, который в этом аппарате осуществляется: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную …

Задача 11

Установите соответствие между смесью веществ и способом разделения данной смеси: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

С…

Задача 12

Установите соответствие между природным источником углеводородов и продуктом, полученным в результате его переработки: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствую…

Задача 13

Установите соответствие между веществом и способом его попадания в окружающую среду: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Задача 14

Установите соответствие между лабораторным оборудованием и его применением: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ОБОРУД…

Задача 15

Установите соответствие между названием полимера и схемой его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ …

Задача 16

Установите соответствие между веществом и основной областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТ…

Задача 17

Установите соответствие между названием процесса переработки нефти и его результатом: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.…

Задача 18

Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

АППАРАТ ОСУЩЕСТ…

Задача 19

Установите соответствие между схемой процесса и получаемым продуктом: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СХЕМА ПРОЦЕС…

Задача 20

Установите соответствие между мономером, используемым в реакции полимеризации, и схемой реакции его получения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую пози…

1

Теория к заданию 26 по химии: Химическая лаборатория