Задание 27. задача по цитологии

Структура экзамена по биологии

Экзамен по биологии длится 3,5 часа и включает в себя 28 вопросов. Вопросы делятся на 2 части: требующие краткого ответа (в виде цифры или последовательности цифр) и требующие развернутого ответа.

Вопросы с 1 по 22 – это первая часть экзамена. Вопросы с 22 по 28 – вторая часть. В среднем на каждый ответ из первой части требуется 5 минут. Эта часть включает базовые знания.

На ответы второй части требуется больше времени: 10-20 минут, так как требуется дать развернутый комментарий.

По уровню сложности все вопросы делятся на 3 типа:

  • Базовый уровень включает 4 задания. Это вопросы  1, 2, 3, 6.
  • Повышенный уровень сложности – 18 заданий (4, 5, 7-22).
  • Высокий уровень – это 6 заданий с 23 по 28.

В ЕГЭ по биологии предполагаются 4 формата ответов на вопрос:

  1. Ответ, состоящий из одной цифры
  2. Ответ в виде последовательности цифр
  3. Развернутый ответ (от одного слова до одного предложения)
  4. Подробное описание (несколько предложений, описывающие последовательность действий)

Ответы 1 и 2 формата требуются в первой части ЕГЭ. Ответы 3 и 4 форматов – во второй.

Не берись сразу за сложные вопросы – они требуют больше времени. Ответь сначала на вопросы первой части – с ними ты разберешься быстрее и спокойно приступишь к решению заданий из части 2.

Вот пример задания №4, где ответ нужно оставить в виде цифр.

4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль 

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна удваиваться в клетке

5) в комплексе с белками образует хромосомы

Ответ: 2, 3

А вот пример задания №6, где требуется указать правильную последовательность цифр.

6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

 Ответ: ________________________.

10. Установите соответствие между функциями и органами растения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ФУНКЦИИ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ 
А) осуществление минерального питания 1) корень
Б) поглощение воды  2) лист  
В) синтез органических веществ из неорганических   
Г) транспирация  
Д) образование микоризы  
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода  

Ответ:

А Б В Г Д Е
2 2 1  2

А вот пример задания №25, где требуется дать развернутый ответ.

25. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково.  Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

Как видишь, задания разной сложности и на разные темы. Оцениваются они по-разному, но об этом позже. Давай пока обсудим, какие же темы входят в ЕГЭ и что нужно знать для сдачи экзамена.

Как грамотно оформлять решение?

Если это задача на биосинтез белка, нам необходимо:

  1. Найти, что нам дано в задаче
  2. Определить молекулу, которую нужно найти
  3. Определить, есть ли специальные условия
  4. Оформить решение по формуле

Пример

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):
5′ — T A A T Г Ц Ц Ц Г Ц A T A T A T Ц Ц A T — 3′
3′ — А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А — 5′

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Дано: ДНК (транскрибируемая): 3’ — А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А — 5 ’

Найти: нуклеотид, с которого начинается информативная часть гена, последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка

Специальные условия: информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ.

Как оформлять решение? Формула для одного пункта ответа

Решение

  1. Странскрибируемой цепи ДНК находим молекулу иРНК по принципу комплементарности:
    иРНК: 5′ — УААУГЦЦЦГЦАУАУАУЦЦАУ- 3′
  2. Информативная часть гена начинается с третьего нуклеотида Т на ДНК, так как аминокислота МЕТ кодируется кодоном АУГ на иРНК

  3. С молекулы иРНК находим последовательность аминокислот в белке по таблице генетического кода:
    Последовательность аминокислот: мет — про — ала — тир — иле — гис

Если это задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки:

  1. Найти, что нам дано в задаче
  2. Определить, что от нас требуют найти
  3. Определить, есть ли специальные условия (например, дано ли нам конкретное число хромосом)
  4. Оформить решение по формуле

Пример

Хромосомный набор в клетках корешка риса посевного равен 24. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток риса посевного в интерфазе и в анафазе мейоза 1, а также перед началом второго деления мейоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.·

Дано: диплоидный хромосомный набор соматической клетки 2n – 24 хромосомы, деление в задаче — мейоз

Найти: хромосомный набор в интерфазе мейоза,в анафазе мейоза 1, перед началом второго деления, объяснить процессы на этих стадиях

Как оформлять решение?

Решение

  1. хромосомный набор в интерфазе мейоза – 2n4c (24 хромосомы, 48 ДНК) – диплоидный, так как в интерфазе происходит репликация ДНК и хромосомы становятся двухроматидными, соединенными в области центромеры
  2. хромосомный набор в анафазе мейоза 1 – 2n4c (у каждого полюса 1n2c) (24 хромосомы, 48 ДНК. у каждого полюса 12 хромосом и 24 ДНК) – диплоидный, так как происходит редукция числа хромосом: нити веретена деления укорачиваются и гомологичные хромосомы (состоящие из двух хроматид), растягиваются к полюсам клетки. У полюсов образуются гаплоидные наборы хромосом

  3. хромосомный набор перед началом второго деления – 1n2c (12 хромосом и 24 ДНК) – гаплоидный, так как произошла редукция числа хромосом в анафазу мейоза 1

Если это задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений необходимо:

  1. Найти, что нам дано в задаче
  2. Определить, что от нас требуют найти
  3. Оформить решение по формуле

Пример

У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки.

Дано: деление в задаче – мейоз, растение — водоросль хламидомонада

Найти: хромосомный набор взрослого организма, спор + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются, хромосомный набор гамет + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются

Как оформлять решение?

Решение

  1. хромосомный набор взрослого организма — n (гаплоидный)
  2. хромосомный набор споры — n (гаплоидный), споры (зооспоры) образуются из диплоидной зиготы путём мейоза

  3. хромосомный набор гамет — n (гаплоидный), гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митоза