Структура экзамена по биологии
Экзамен по биологии длится 3,5 часа и включает в себя 28 вопросов. Вопросы делятся на 2 части: требующие краткого ответа (в виде цифры или последовательности цифр) и требующие развернутого ответа.
Вопросы с 1 по 22 – это первая часть экзамена. Вопросы с 22 по 28 – вторая часть. В среднем на каждый ответ из первой части требуется 5 минут. Эта часть включает базовые знания.
На ответы второй части требуется больше времени: 10-20 минут, так как требуется дать развернутый комментарий.
По уровню сложности все вопросы делятся на 3 типа:
- Базовый уровень включает 4 задания. Это вопросы 1, 2, 3, 6.
- Повышенный уровень сложности – 18 заданий (4, 5, 7-22).
- Высокий уровень – это 6 заданий с 23 по 28.
В ЕГЭ по биологии предполагаются 4 формата ответов на вопрос:
- Ответ, состоящий из одной цифры
- Ответ в виде последовательности цифр
- Развернутый ответ (от одного слова до одного предложения)
- Подробное описание (несколько предложений, описывающие последовательность действий)
Ответы 1 и 2 формата требуются в первой части ЕГЭ. Ответы 3 и 4 форматов – во второй.
Не берись сразу за сложные вопросы – они требуют больше времени. Ответь сначала на вопросы первой части – с ними ты разберешься быстрее и спокойно приступишь к решению заданий из части 2.
Вот пример задания №4, где ответ нужно оставить в виде цифр.
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна удваиваться в клетке
5) в комплексе с белками образует хромосомы
Ответ: 2, 3
А вот пример задания №6, где требуется указать правильную последовательность цифр.
6. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Ответ: ________________________.
10. Установите соответствие между функциями и органами растения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФУНКЦИИ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ |
А) осуществление минерального питания | 1) корень |
Б) поглощение воды | 2) лист |
В) синтез органических веществ из неорганических | |
Г) транспирация | |
Д) образование микоризы | |
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
А вот пример задания №25, где требуется дать развернутый ответ.
25. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?
Как видишь, задания разной сложности и на разные темы. Оцениваются они по-разному, но об этом позже. Давай пока обсудим, какие же темы входят в ЕГЭ и что нужно знать для сдачи экзамена.
Как грамотно оформлять решение?
Если это задача на биосинтез белка, нам необходимо:
- Найти, что нам дано в задаче
- Определить молекулу, которую нужно найти
- Определить, есть ли специальные условия
- Оформить решение по формуле
Пример
Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь — смысловая, нижняя — транскрибируемая):
5′ — T A A T Г Ц Ц Ц Г Ц A T A T A T Ц Ц A T — 3′
3′ — А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А — 5′
Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.
Дано: ДНК (транскрибируемая): 3’ — А Т Т А Ц Г Г Г Ц Г Т А Т А Т А Г Г Т А — 5 ’
Найти: нуклеотид, с которого начинается информативная часть гена, последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка
Специальные условия: информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту МЕТ.
Как оформлять решение? Формула для одного пункта ответа
Решение
- Странскрибируемой цепи ДНК находим молекулу иРНК по принципу комплементарности:
иРНК: 5′ — УААУГЦЦЦГЦАУАУАУЦЦАУ- 3′ -
Информативная часть гена начинается с третьего нуклеотида Т на ДНК, так как аминокислота МЕТ кодируется кодоном АУГ на иРНК
-
С молекулы иРНК находим последовательность аминокислот в белке по таблице генетического кода:
Последовательность аминокислот: мет — про — ала — тир — иле — гис
Если это задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки:
- Найти, что нам дано в задаче
- Определить, что от нас требуют найти
- Определить, есть ли специальные условия (например, дано ли нам конкретное число хромосом)
- Оформить решение по формуле
Пример
Хромосомный набор в клетках корешка риса посевного равен 24. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток риса посевного в интерфазе и в анафазе мейоза 1, а также перед началом второго деления мейоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.·
Дано: диплоидный хромосомный набор соматической клетки 2n – 24 хромосомы, деление в задаче — мейоз
Найти: хромосомный набор в интерфазе мейоза,в анафазе мейоза 1, перед началом второго деления, объяснить процессы на этих стадиях
Как оформлять решение?
Решение
- хромосомный набор в интерфазе мейоза – 2n4c (24 хромосомы, 48 ДНК) – диплоидный, так как в интерфазе происходит репликация ДНК и хромосомы становятся двухроматидными, соединенными в области центромеры
-
хромосомный набор в анафазе мейоза 1 – 2n4c (у каждого полюса 1n2c) (24 хромосомы, 48 ДНК. у каждого полюса 12 хромосом и 24 ДНК) – диплоидный, так как происходит редукция числа хромосом: нити веретена деления укорачиваются и гомологичные хромосомы (состоящие из двух хроматид), растягиваются к полюсам клетки. У полюсов образуются гаплоидные наборы хромосом
-
хромосомный набор перед началом второго деления – 1n2c (12 хромосом и 24 ДНК) – гаплоидный, так как произошла редукция числа хромосом в анафазу мейоза 1
Если это задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений необходимо:
- Найти, что нам дано в задаче
- Определить, что от нас требуют найти
- Оформить решение по формуле
Пример
У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки.
Дано: деление в задаче – мейоз, растение — водоросль хламидомонада
Найти: хромосомный набор взрослого организма, спор + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются, хромосомный набор гамет + описать каким делением и из каких исходных клеток они образуются
Как оформлять решение?
Решение
- хромосомный набор взрослого организма — n (гаплоидный)
-
хромосомный набор споры — n (гаплоидный), споры (зооспоры) образуются из диплоидной зиготы путём мейоза
-
хромосомный набор гамет — n (гаплоидный), гаметы образуются из клетки взрослого организма (гаметофита) путём митоза