Преимущества академического и прикладного бакалавриата

В чем отличие магистратуры от бакалавриата? — вузы нижнего новгорода

nikolayhg/pixabay.com

Современные студенты в отличие от своих родителей получают вузовский диплом не через пять-шесть лет, а гораздо быстрее. Они обучаются по двухступенчатой системе образования, становясь сначала бакалавром, а потом уже магистром. Сегодня мы рассмотрим основные различия бакалавриата и магистратуры, а также выясним: кому необходима вторая ступень обучения в университете.

Бакалавриат

Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», вступившему в силу 12 сентября 2013 года, в системе высшего образования обозначены уровни «бакалавриат», «магистратура» и «специалитет». Большинство российских вузов, как показывает практика, сделали выбор в пользу «болонской» системы образования — двухуровневой, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.

Первым уровнем вузовской образовательной системы является бакалавриат.

За четыре года обучения студент получает фундаментальную базу знаний и навыков, которая позволит ему в дальнейшем работать по профессии.

Действовавшая ранее советская система подразумевала для будущих специалистов пятилетний срок обучения, по истечении которого можно было сдать государственные экзамены и получить долгожданный диплом.

Академический бакалавриат — это классическая форма получения высшего образования. Предполагается, что на получении соответствующей «корочки» студент не завершит свое обучение, а продолжит его в магистратуре.

Прикладной бакалавриат в большей степени ориентирован на практику. За четыре года студенты получают необходимый для трудоустройства объем информации и практических навыков, что позволяет им расстаться с вузом ради работы на производстве.

Важно отметить, что программа обучения будущих прикладных и академических бакалавров в первые семестры является абсолютно идентичной. Такой подход позволяет студентам грамотно расставить свои приоритеты и сделать выбор дальнейшего пути в университете и жизни

Нижегородский институт МИУ предлагает получить образование в одном из вузов Консорциума инновационных вузов: Московского инновационного университета и/или Международного инновационного университета.

Магистратура

Магистратура — это второй уровень профессиональной подготовки студента. Обучение длится в среднем два года, завершаясь защитой магистерской диссертации.

Ян Гусар, аспирант, закончивший магистратуру в МИУ, рассказал, что решил не ограничиваться бакалавриатом, поскольку был заинтересован в получении более глубоких знаний.

Дальнейшее обучение в университете позволило ему должным образом подготовиться к научно-исследовательской деятельности и продолжить образование в аспирантуре.

https://youtube.com/watch?v=C6qeBcEMIw0

Ян Гусар отметил также, что с дипломом магистра сегодня значительно проще найти работу не только в России, но и за рубежом. Все больше вакансий в иностранных компаниях содержат отметку «MD», что расшифровывается как Magister Diploma (диплом магистра).

Помимо международного признания магистры могут похвастаться тем, что им значительно проще подниматься по карьерной лестнице и занимать руководящие посты. Нередко бывает так, что получив диплом бакалавра и отправившись покорять рынок труда, специалист возвращается в вуз, чтобы стать магистром.

В магистратуре студент изучает различные дисциплины и занимается научно-исследовательской деятельностью, получая более широкий спектр знаний по сравнению с бакалавриатом.

Срок обучения варьируется от двух лет до двух лет и пяти месяцев.

Третья ступень современной системы вузовского образования — аспирантура. Данный вид подготовки специалистов в дальнейшем позволяет им не только заниматься научно-исследовательской деятельностью, но и преподавать в высших учебных заведениях. Пойти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру или специалитет, нельзя.

Продолжительность обучения в аспирантуре составляет около трех лет для очного отделения и четырех — для заочного.

Окончание аспирантуры подтверждается дипломом с присвоением квалификации «Исследователь» и «Преподаватель-исследователь», а по итогам защиты кандидатской диссертации в специализированном Совете аспирант получает степень кандидата наук. После этого он может продолжить научную деятельность и претендовать на степень доктора наук.

Особенности бакалавриата

В зарубежных вузах давно введена двухступенчатая модель высшего образования:

  • 1 ступень — бакалавриат;
  • 2-я ступень — магистратура.

Длительность бакалавриата на очном обучении составляет 4 года, магистратуры – 2 года.

Следует иметь в виду, что сокращение сроков обучения на бакалавриате подразумевает увеличение времени на самостоятельное изучение предметов. В процессе внедрения бакалавриата это вызвало массу негативных реакций как со стороны преподавателей (в том числе, в связи с сокращением нагрузки), так и со стороны студентов. Особенно это коснулось технических вузов, где обучение всегда жестко контролировалось кафедрами и администрацией вузов.

Диплом бакалавра дает право работать по полученной специальности. Одной из особенностей европейской системы обучения бакалавров является практико-ориентированная направленность.

Поэтому в России часто считают степень бакалавра аналогом среднего профессионального образования (СПО). Но это не так. Согласно Болонской декларации, бакалавриат является законченным высшим образованием. Иногда его называют незавершенным, имея в виду, что есть более высокая ступень обучения – магистратура.

Болонский процесс направлен на формирование общего образовательного пространства и повышение мобильности человеческого капитала. Отсюда вытекают положительные стороны бакалавриата, по сравнению со специалитетом, к которым можно отнести:

  • меньший срок обучения, что может быть решающим фактором при поступлении на платное отделение;
  • гибкость образовательного процесса: проще построить индивидуальную образовательную траекторию, сочетая различные курсы;
  • вариативность учебного плана – до 30% могут составлять дисциплины по выбору;
  • диплом более понятен зарубежным работодателям.

У студентов появилась возможность после бакалавриата изменить специализацию, выбрав магистратуру по другой специальности, причем не только в своем вузе и не только внутри страны. Например, студенты технических вузов могли продолжить обучение в магистратуре по одной из экономических специальностей. Такое сочетание давало им весомое преимущество на рынке труда после окончания вуза. Продолжение образования в магистратуре возможно на бюджетной основе, даже если степень бакалавра выпускник получил на контрактном обучении. Но эта возможность скорее теоретическая, поскольку конкурс на бюджетные места очень высокий.

Преимущества бакалавриата в большей степени оценили вузы экономической и бизнес-направленности. Присоединение к Болонской системе позволило им организовать взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными образовательными организациями: создавать совместные программы обучения, включая защиту совместных дипломов и присуждение степеней и т.п.

Кроме того, введение бакалавриата делает учебу в российских вузах привлекательной для иностранных студентов.

Недостатки бакалавриата связаны с тем, что эта система не очень понятна российским преподавателям и студентам, а тем более работодателям. Можно отметить следующие отрицательные факторы:

  • в России часто рассматривают бакалавра, как «недоученного», т.е. неполноценного специалиста;
  • чтобы поступить в аспирантуру нужно закончить магистратуру — поэтому для студентов, нацеленных на научную карьеру, специалитет будет более предпочтительным.

Бакалавр не только не может поступить в аспирантуру. В 2016 г. был принят законопроект, запрещающий бакалаврам занимать должности, требующие высокой квалификации, на государственной службе. Также лица с дипломом бакалавра не могут стать преподавателями вузов (но могут преподавать в системе СПО) или работать научными сотрудниками (но могут занимать должность инженера-исследователя).

Определенные ограничения существуют для бакалавров в области права. Они могут работать, например, следователями, но не смогут стать судьями или юристами в органах государственной службы.

При занятии должности по конкурсу бакалаврам следует внимательно прочитать предъявляемые квалификационные требования. Если в них указан уровень образования не ниже специалитета и магистратуры, участвовать в конкурсе, имея диплом бакалавра, не удастся. Если при трудоустройстве требуется соответствие профессиональным стандартам, с ними тоже следует ознакомиться.

Обучение и трудоустройство

Во время лекций

Если у бакалавра имеется фундаментальная подготовка и практические навыки, то он сможет получить работу по специальности. Он может устроиться на работу в качестве инженера, экономиста или технического работника. Но за счет более низкого уровня образования, он не получает продвижение по карьерной лестнице.

Бакалавры могут продолжать обучение по специальности. Они имеют право получить степень магистра, а также устроиться в аспирантуру или ординатуру. Это позволяет любому человеку выбрать траекторию, соответствующую его способностям и навыкам.

Во время трудоустройства бакалавры сталкиваются с проблемами:

  • настороженное отношение со стороны потенциальных работодателей;
  • жесткая конкуренция с магистратами и специалистами;
  • ограничения карьерного роста;
  • в будущем придется повышать квалификацию и продолжать обучение.

Виды бакалавриата

Несмотря на то что образовательный эксперимент проходит уже без малого десять лет, не всем абитуриентам понятно, чем отличается прикладной бакалавриат от академического, поэтому остаются сомнения: стоит ли на него поступать и будет ли цениться диплом после окончания учебы. Давайте разбираться.

Академический

Главная цель академического бакалавриата – дать студентам глубокие теоретические знания в конкретной области профессиональной деятельности, подготовить их к научно-исследовательской работе. Выбирая при поступлении любую из его программ, абитуриент может ориентироваться на продолжение учебы по специальности и получение степени магистра.

Академический бакалавриат – это классический вариант высшего образования.

Прикладной

По задумке Минобрнауки прикладной бакалавриат – это учебная программа, направленная на практическую профподготовку. Базой этого уровня стало сочетание ФГОС СПО, максимально нацеленных на овладение утилитарными аспектами производственных специальностей, и стандартов высшего образования, ориентированных на глубокую теоретическую подготовку.

Задача прикладного бакалавриата состоит в том, чтобы вместе с дипломом об окончании института или университета выпускник получил исчерпывающий всесторонний набор не только знаний, но и навыков, необходимых для того, приступить к работе по специальности без дополнительных стажировок.

Если речь о технических направлениях, то выпускники с квалификацией прикладного бакалавра позиционируются как профессионалы высокого уровня – инженеры, обладающие ценными навыками рабочего. В процессе обучения основной упор делается на производственную практику, что способствует повышению востребованности молодых специалистов на рынке труда. По планам Минобрнауки к 2020 году около 30 % выпускников вузов будут получать степень прикладного бакалавра.

Прикладной бакалавриат пришел на помощь молодым специалистам

Термин «Прикладной бакалавриат» появился относительно недавно и многие из нас не до конца понимают в чем его суть. Какой смысл получить подобный диплом, если нам всем хорошо известна старая и привычная система образования? Все мы после окончания школы размышляем над тем, что дальше делать. Какой ВУЗ выбрать? Какую специальность? Где работать после вуза? Это три основных вопроса каждого абитуриента. Выбираем ВУЗ, выбираем специальность, которая по душе.

Впереди 4 года обучения и по окончанию в кармане диплом бакалавра. Что делать дальше? Интернет переполнен предложениями о поиске новых молодых сотрудников. Но по приходу на собеседование все говорят одну фразу: «У Вас нет опыта работы» или «Ваши теоретические знания нам могут пригодиться, но необходима платная (бесплатная) стажировка». И это позитивный ответ. Что делать таким выпускникам, спросите Вы? Министерство образования ответило на этот вопрос: Программа «прикладного бакалавриата».

Что это за программа и когда она появилась? Она стала активно использоваться несколько лет назад, а именно с 2009 года. Этот, так называемый, эксперимент, должен был стать новой альтернативой для студентов рабочих специальностей.

Зачем это нужно?

Мы живем в веке стремительно развивающихся технологий. Следовательно, требования работодателей к своим сотрудникам, к их знаниям и навыкам, растут с каждым днем. И сейчас многие специальности требует намного больше квалификации, чем было раньше.

К, примеру, знание работы с компьютером, с нанотехнологиями, знание иностранных языков даже для технических специальностей необходимо в наше время. Любому работодателю нужны высококвалифицированные специалисты, молодые, продвинутые, способные к обучению. По окончанию вуза у каждого выпускника на руках имеется диплом, будь то бакалавр или магистр. И, естественно, все планируют далее трудоустраиваться по своей специальности. Но каждого ли студента возьмут с набором теоретических знаний и с отсутствием малейшего представления, как их использовать на практике?

https://youtube.com/watch?v=-QnMSl8epl0

Что это всё даёт?

Диплом «прикладного бакалавра» ориентирован не только на программу высшего образования длительностью в 4 года, с целью получения теоретических знаний, но и на получения практического опыта. Это выражается в том, что студентов будут готовить, учитывая пожелание работодателей, для конкретных работ и предприятий. Выпускник, после получения такого диплома, сможет устроиться на работу без дополнительной стажировки и начать сразу работать по специальности. Это и является главной целью данной программы.

Иными словами, эта программа – нечто среднее между колледжем и университетом, после которой студент полноценно может работать, а в будущем, при желании, получить диплом магистра.

И так, в чем же сходства и различия академического диплома и прикладного бакалавриата?

1. Оба диплома можно получить через 4 года после обучения.2. Академический курс приближен к классической форме обучения с целью получения теоретических навыков, в то время как в программе прикладного бакалавра половина учебных часов отведена на практику или на стажировку.3. Академический диплом предусматривает дальнейшее обучение на магистра. Прикладной диплом дает возможность трудоустройства за специальностью.4. Оба диплома равноценны.5. Прикладные бакалавры в дополнение получают документ о СПО (среднее профессиональное образование), в том случаи, если учеба была организована на базе техника и колледжа.6. Дальнейшее обучение на магистра, академическим бакалаврам достаточно пройти экзаменационную проверку (зависит от Вуза).

https://youtube.com/watch?v=yh3WxmPaWC4

Плюсы и минусы

Прикладные бакалавры, обычно начинают дальнейшее обучение только через несколько лет после работы на предприятии по специальности, так как их задача после окончания Вуза, в первую очередь практически доказать приобретенные навыки на производстве, к которым их готовили.

Прикладной бакалавриат – это возможность не только освоить общеобразовательную программу теории, но и возможность стать компетентным в решения различного рода задач социально-экономической или технологической деятельности, с целью приступить к трудовой деятельности сразу по окончанию высшего учебного заведения. Он решает одновременно две проблемы: проблема выпускника, который ищет работу после окончания Вуза и работодателя, который ищет молодого и перспективного специалиста.

Бакалавриат и специалитет: в чем разница?

Стоит немного коснуться истории – еще до 2003 года в России не было разделения на бакалавриат и специалитет. Точнее в этом году РФ только присоединилась к процессу, а официальный статус закон о разделении двух уровней получил в 2009 году. Но до сих пор идет некая путаница между этими двумя понятиями, считая их взаимозаменяемыми синонимами. Или же, наоборот, идет слишком весомое расхождение в роли. Поэтому начнем изучать все по порядку.


Базовые различия

Что собой представляет бакалавриат?

Бакалавр – ученая степень, которую получает учащийся по истечении четырех лет. Зря многие считают такую систему обучения незаконченной высшей формой. Это полновесное образование, что позволяет студенту в выбранной им специальности получить базовые познания и ключевой опыт.

После окончания ранга «бакалавриат» возможно на условиях конкурса продолжить учебу на магистратуре, где период еще охватывает 2 года. Или непосредственно приступить к профессиональной деятельности. Как пример, молодой дизайнер уже после третьего курса может отдаться свободному творческому полету.

Плюсы образования «бакалавриат»:

  • время остается на то, чтобы кардинально сменить профиль деятельности или перейти учиться в другой ВУЗ;
  • появляется осуществимость пройти на магистратуру любого учебного заведения Европы;
  • образец диплома выдается в соответствии с европейскими стандартами. Поэтому вы можете трудоустроиться даже за рубежом, поскольку в зарубежных странах бакалавриат считается полноценным дипломом;
  • если молодой человек обучается на очной форме, то ему полагается отсрочка от армии.

Кроме положительных сторон существуют и некоторые недостатки:

  • для продолжения учебы в аспирантуре необходимо окончить магистратуру, где количество бюджетных мест ограничено. А оплата «контрактников» — достаточно непосильная ноша для многих семей;
  • некоторые работодатели считают звание «бакалавриат» недостаточно обширным для своей профессии. Но это зависит только от путаницы в нашей стране.


Бакалавры более востребованы за границей

А что дает специалитет?

Студенты, которые получили диплом после пяти лет учебы в ВУЗе, называются специалистами. Таким учащимся открыта прямая дорога в аспирантуру. Это привычная форма обучения еще со времен СССР. То есть, 4 года специалист учится по той же схеме, программе и даже за одной партой с бакалавром! И лишь последний год уже идет по узкому профилю специальности.

Но в последнее время начинает немного «отмирать» такая отрасль, вытесняясь более современными формами обучения. Ведь зарубежные страны не слишком знакомы со специалитетом. Да и такая форма обучения, как и звания выпущенных специалистов, не настолько популярна и понятна за рубежом. Например, в США или другой западной стране нет понятия «инженер».

Первенство такой формы обучения состоит из нескольких моментов:

  • специалист обретает сразу после окончания учебы специализированное высшее образование;
  • но и магистратура также открыта – вы можете перейти на другую специальность или в другое заведение. И это уже даст вам второе высшее образование;
  • Россия так до конца и пошла за принятым законом, поэтому специалисты в нашей стране при трудоустройстве очень востребованы;
  • появляется возможность получить полноценную квалифицированную узкопрофильную подготовку или профессиональную классификацию.

Но есть и минусы у «старой» схемы:

  • студенты мужского пола — военнообязанные. Им отказано в отсрочке от служения в вооруженных силах государства;
  • также специалистам не положено бесплатное обучения на магистратуре. Ведь это же второй диплом;
  • если учащийся захочет посвятить себя учебе за границей, то могут возникнуть проблемы с признанием его диплома.


А вот нашей стране все же нужны специалисты

В чем разница между бакалавриатом и специалитетом

Большинству окончивших вуз нет необходимости объяснять, что такое специалитет. Ведь, по сути, даже в советские времена действовала данная система получения образования. Студент обучался на протяжении 5 лет во всех вузах, кроме медицинских, где длительность учебы составляла 6 лет.

По окончании ему присваивалась квалификация «специалиста». Продолжать учебу по желанию можно было в аспирантуре, с дальнейшим присвоением, при успешной защите, степени кандидата наук.

В 1999 году правительством было принято решение о присоединении к Лиссабонской конвенции. Результатом стало внедрение двухступенчатой системы. В связи с этим в рамках переходного периода при поступлении в вузы студентам приходится выбирать, что лучше – специалитет или бакалавриат.

На первом этапе, при поступлении, абитуриент зачисляется на бакалавриат, где он должен отучиться 4 года для того, чтобы получить диплом и степень «бакалавра» по выбранной специальности. Затем, по желанию, он может повысить свой уровень знаний путем поступления в магистратуру, пока не являющуюся обязательной ступенью.

То есть высшее образование может ограничиться получением степени бакалавра, после которой выпускник вуза может устроиться на работу согласно своему профилю.

Еще не все вузы в РФ перешли на обновленную систему. Однако в большинстве учебных заведений теперь практически по всем образовательным программам бакалавриат полностью заменил специалитет.

Изменилась не только длительность обучения и название, но и система оценивания. В большинстве институтов и университетов осталась старая, 5-балльная система оценивания. Новые программы бакалавриата учитывают эквивалентные оценки в соответствии с 100-балльной шкалой, применяемой в западных странах.

История проекта

Эксперимент проходил в 2010–2014 годах. Некоторые вузы набирали студентов в прикладной бакалавриат и позже, но пик активности университетов в приеме на практико-ориентированные варианты бакалаврских программ пришелся на 2013–2014 гг.

Например, РЭУ им. Плеханова приглашал поступать на направления:

  • «Менеджмент» с профилем «Менеджмент торговых сетей»;
  • «Дизайн» на профиль «Графический дизайн»;
  • «Экономика» с профилями «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»;
  • «Технология продукции и организация общественного питания» на профиль «Технология и организация предприятий быстрого питания»;
  • «Прикладная информатика» с профилем «Прикладная информатика в экономике».

ТюмГУ (ректором которого до 2020 года был действующий министр высшего образования и науки В. Фальков) на направления:

  • «Экология и природопользование»;
  • «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»;
  • «Информационные системы и технологии»;
  • «Физическая химия»;
  • «Химия окружающей среды, экологическая безопасность и химическая экспертиза».

В общей сложности Тюменский госуниверситет в 2015–2016 годах предлагал абитуриентам около 40 очных программ бакалавриата, больше 20 из них – прикладного. В плане приема 2014 года четко указывались особенности подготовки: академический или прикладной вариант, конкурс проходил отдельно для «теоретиков» и «практиков». Но уже в 2017 году в информации для абитуриентов о количестве мест на направлениях и профилях ТюмГУ дифференциации на прикладников и академиков не было – бакалавриат снова стал «общим».

Южный федеральный университет последний набор в прикладной бакалавриат провел в 2018 году. Вуз принимал абитуриентов на 43 направления подготовки (с несколькими профилями на каждом) – от адаптивной физкультуры, дефектологии, туризма до нанотехнологий, инноватики и радиоэкологии.

Примерно такая же ситуация сложилась и в остальных вузах. К 2017–2018 годам университеты в основном прекратили прием в прикладной бакалавриат. В конце 2017-го Минобрнауки отредактировало свой приказ с перечнем специальностей высшего образования – убрало деление на «академиков» и «теоретиков».

Сравнение редакций приказа № 1061 – актуальной и действовавшей на 2015/16 учебный год

И все-таки не все вузы распрощались с идеей подготовки прикладных бакалавров. На сайте РЭУ им. Плеханова остались описания программ, на которые университет принимал в 2013–2016 годах.

Направления прикладного бакалавриата в РЭУ им. Плеханова

Но информации о факультете прикладного бакалавриата Плехановского университета уже (или пока) нет.

МИРЭА тоже не спешит удалять сведения о своей программе прикладного бакалавриата «Системное программирование и компьютерные технологии» (направление 01.03.02 «Прикладная математика и информатика». Она аккредитована до 2023 года.

Программа прикладного бакалавриата в РТУ МИРЭА

Но на сайте информация о приеме на эту программу только в 2016 году.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

https://youtube.com/watch?v=hydWGwkML7M

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что ваших детей.

Предыдущая запись Куда и как пишется жалоба на управляющую компанию, образец
Следующая запись До скольки в Москве продают алкоголь?