Буллинг в школе

Причины буллинга

Прежде всего, буллинг – это попытка самоутверждения. Пытаясь лучше, понять, что такое буллинг и почему он возникает, психологи выделили несколько причин, заставляющих людей находить жертву для травли и травить её. Чаще всего агрессор, сознательно или бессознательно, преследует одну из следующих целей:

демонстрация собственного превосходства, силы и влиятельности;
стремление привлечь внимание к своей персоне;
попытка скрыть собственные комплексы и неуверенность в себе;
удовлетворение потребности в доминировании.

Беспричинная агрессия чаще всего является следствием неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением человек пытается захватить инициативу, чтобы самому не стать жертвой более инициативного агрессора.

Российский психолог А. Реан выделяет следующие причины буллинга:

  1. Стремление к власти. Некоторым людям необходимо ощущение собственной власти над другими. И причинение неудобств другому человеку позволяет им насладиться собственным доминированием.
  2. Внутренняя агрессия. У некоторых людей, как правило, обладающих властью и статусом, присутствует внутренняя агрессивность, которая проявляется через буллинг.
  3. Превентивная самооборона. Если агрессор сам боится стать жертвой буллинга, он может начать травить другого человека, чтобы перехватить инициативу. По этой причине агрессором может стать тот, кто в прошлом сам подвергался травле и не желает повторения данного опыта.
  4. Попытки заслужить авторитет. Буллинг часто является попыткой продемонстрировать собственную силу и решительность, чтобы заслужить авторитет и признание в коллективе.

Распространенность буллинга

Первое анонимное исследование,проведенное Д. Ольвеусом в 1980-х гг.в Норвегии и Швеции, показало, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли: 9% являются жертвами, 7% — преследователями,2% осваивают обе роли (Olweus,1993a). По данным 2007 г., в США32% учеников переживали опыт школьной травли — насмешки, распространение слухов, битье, плевки, угрозы, отказ в общении, их заставляли делать то, что они не хотели,или портили их имущество (Roberset al., 2010). Кросскультурное исследование травли подростков в Европе показало разброс: от 9% мальчиков в Швеции до 45% в Литве и от 5% девочек в Швеции до 36% в Литве переживали два или более эпизодов буллинга за прошедший месяц (Craiget al., 2009; Zaborskis et al., 2005).

Воспитание булли

Эксперты назвали главные векторы работы с агрессором.

Во-первых, до него нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств.

Во-вторых, агрессору нужно вернуть ответственность за сделанное и дать возможность исправить ситуацию. Что именно ребенок-булли может сделать, решается в диалоге со взрослым — учителем или школьным психологом. «Если речь идет о физической порче вещей, может стоять вопрос компенсации испорченного», — поясняет Мария Новикова. Если травля выражалась в слухах и сплетнях, то нужно их официально опровергнуть и извиниться перед жертвой.

«Важно помнить, что у взрослого ни в коем случае нет задачи унизить агрессора, сделать ему так же больно, как он делал жертве. Это, как мы уже говорили, приведет только к большей агрессии в будущем», — подчеркивает исследовательница

В-третьих, у многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Их надо использовать во благо: они могут организовывать школьные события, помогать с учебой тем, кто в этом нуждается. «Им также стоит побольше иметь дело с теми, кто старше: им легче будет держать себя в рамках», — добавляет Новикова.

В-четвертых, в рамках профилактической работы важно доносить до детей разницу между доминированием и лидерством. Не понимая ее, активные ученики могут «перегибать палку» и причинять другим боль

И, наконец, иногда причиной буллинга бывает банальная скука. Когда учебный процесс предполагает активную вовлеченность учеников и им интересно, то сил и времени на то, чтобы обидеть «ближнего своего по классу», остается гораздо меньше, заключает Мария Новикова.IQ

Авторы исследования:

Артур Реан, профессор, руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Мария Новикова, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

19 августа, 2019 г.

Психология

Статья

безопасность

дети

Подпишись на IQ.HSE

Вербальный

Что это такое — буллинг в школе вербального типа? Это вербальное издевательство либо угроза с помощью ожесточенных слов, которые содержат в себе стабильные оскорбления, запугивания и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, вере, этнической принадлежности, инвалидности, спецификах стиля одежды и т. п.). Пример: один заявляет другому: «Ты жирный и толстый, точно как твоя мать».

Характерные черты: ребята, подвергшиеся словесному буллингу, зачастую закрываются в себе, делаются капризными либо имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать родителям о досадных словах, которые кто-то сказал в их адрес, и задать вопрос, правда ли это.

Что следует делать? Обучите собственных детей самоуважению. С помощью своей модели действий усиливайте их в мысли о том, что всякий заслуживает уважительного отношения, – благодарите преподавателей, расхваливайте приятелей, выражайте хорошее отношение к работникам магазинов. Развивайте чувство собственного достоинства ребенка и обучите его дорожить собственными сильными сторонами. Наилучшая защита, которую могут предоставить отец с матерью, – усиление чувства собственного достоинства, самостоятельности ребенка и его готовности принять определенные меры в случае необходимости. Оговаривайте и практикуйте безвредные, полезные методы реагирования ребенка на фразы и поступки хулигана. Совместно сочиняйте ключевые слова, которые малыш способен сказать собственному обидчику жестким, однако не недоброжелательным тоном, к примеру: «Твои слова малоприятны», «Оставь меня в покое» либо «Отвяжись».

Практическая часть

  • Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
  • Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
  • Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
  • Общаться с вашим окружением более эффективно
  • Управлять конфликтами
  • Выстраивать гармоничные отношения

Автор курса — Олег Калиничев. Эксперт по невербальному поведению, эмоциональному интеллекту и распознаванию лжи. Аккредитованный тренер Paul Ekman International. Управляющий директор Paul Ekman International в России (PEI Russia).

Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:

  1. Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам.
  2. Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам.
  3. Всем, кто занимается воспитанием детей.
  4. Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.

Обучение состоит из 4 блоков:

  1. Эмоции. Основы.
  2. Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость.
  3. Социальная эффективность.
  4. Построение гармоничных отношений.

Этот тренинг поможет не только узнать много нового об эффективном общении, но и поможет научиться применять полученные знания на практике.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Что такое буллинг?


Что такое буллинг: определение

В последнее время стало очень модно подменять исконно русские слова их иностранными аналогами. У нас всё жизнь были в ходу слова «травля», «издевательства», «издёвка» и т. п.

Но теперь всё чаще звучит не очень понятное «буллинг». В своей сути это обозначает из себя одно и тоже. Попробуем сегодня сообща в этом разобраться. Выясним причины возникновения и попробуем найти полезные советы. Итак, приступим.

«Буллинг» это крайне агрессивное физическое или психологическое давление на личность со стороны группы лиц. Такое чаще всего происходит в школе. Хотя известны факты проявления в студенческой среде и даже в рабочих коллективах. Когда подобная травля происходит на работе, то применяют термин «моббинг».

Дети сами по себе жестокие. У них в компаниях ценится сила и грубость. Не будем вдаваться в психологические аспекты подобного поведения. Согласно исследованиям, всё дело в психологических проблемах и личных комплексах, которые могут остаться и во взрослой жизни.

Буллинг: это в психологии

Перечислим основные особенности:

  • Неравные силы. Агрессор всегда сильнее физически или чувствует превосходство благодаря большей численности.
  • Ложное чувство безнаказанности. Осуществляя свои поступки редко задумываются о возможности понести наказание.
  • Повторение. На практике это не единовременный, а долго длящийся процесс. Если жертва не оказывает сопротивления, то скорее всего ей придётся столкнуться с издевательствами ещё ни один раз.

Не всегда применяют только физическое воздействие. Унижения, угрозы, оскорбления, распространение фейковой информации и даже обман — всего хватает в арсенале агрессоров.

Даже безобидные, на первый взгляд, розыгрыши могут стать впоследствии переходом к более серьёзным нападкам.

Хуже других

Чем опасен буллинг? Самое страшное, что может случиться с подростком в такой ситуации, — суицид.

«Сталкиваясь с регулярным буллингом, жертвы воспринимают ситуацию как безнадежную, непреодолимую, начинают воспринимать себя бременем для окружающих, ненавидят себя за неспособность справиться со всем этим. В итоге смерть начинает им казаться единственным способом избавления от отчаяния. Нередко возникают различные проблемы со здоровьем», — говорит Лютых. Низкая самооценка, социальная изоляция, повышенная тревожность, ощущение беспомощности — такое наследие ожидает жертву подростковых нападок во взрослой жизни.

bulling4

Жертвы воспринимают ситуацию как безнадежную, ненавидят себя за неспособность справиться

Фото: Global Look Press/blickwinkel/W. G. Allgoewer

Однако буллинг калечит не только жертву, но и тех, кто долгие месяцы, а иногда и годы наблюдал за измывательствами над одноклассником.

«Очевидцы буллинга могут перенести в свою взрослую жизнь ощущение беспомощности перед агрессией, а также ту роль (защитника, безразличного, пособника агрессора), к которой они привыкли в школе», — говорит собеседник «Известий».

В чем отличия буллинга от моббинга

Моббинг является одной из форм психологического насилия, выражающегося в травле одного человека группой людей в рамках отдельного коллектива.

Отличительными чертами данного вида насилия от буллинга являются:

  • Моббинг характерен для взрослых коллективов, проявляется на работе.
  • Если в буллинге зачинщиком травли является один лидер, то моббинг — это воздействие группы людей, «прайда».
  • Целью буллинга является унижение чести и достоинства жертвы, психологическое подавление. Моббинг, как правило, имеет цель выживания человека из коллектива, его подсиживание.

Моббинг не проявляется в форме физического насилия, агрессоры действуют более тонко и изощренно. О человеке распускают необоснованные слухи, принижают его деловые качества, обсуждают личную жизнь. Это и понятно, ведь взрослый человек за рукоприкладство может получить реальный срок лишения свободы, и он этот факт осознает.

Если моббинг «вертикальный», то группу «товарищей» против жертвы возглавит первый руководитель, который старается повысить собственную самооценку за счет другой личности или устранить конкурента. При «горизонтальном» моббинге агрессорами становятся сослуживцы, стоящие с жертвой на одной служебной ступени.

При кажущейся мягкости моббинга в сравнении с буллингом, он также может привести к тяжелым последствиям для преследуемого, таким как нервный срыв или попытка суицида.

Взрослый против взрослого

При этом важно, что буллинг встречается не только среди подростков и школьников, но и во взрослых коллективах. Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (Eurofound) выяснил, что в 2010 году работников в странах Европы, сообщивших о случаях буллинга на рабочем месте, было в два раза больше тех, кто заявил о физическом насилии (4 % против 2 %)

Эксперты организации говорят о нормализации разных форм насилия на работе: оно происходит так часто, что становится нормой жизни и даже формой взаимоотношений в рабочем коллективе.

«Взрослый» буллинг иногда принимает не менее драматичные формы, чем детский. Жертвы признаются, что над ними назойливо и жестоко подшучивают коллеги, их просьбы игнорируют, их внешность и привычки обсуждаются вслух, а бойкот или «исключение из коллектива» становится не метафорическим, а вполне реальным — например, неопытную сотрудницу одного из социальных учреждений заставляли делать работу, от которой остальные отказывались, а однажды просто заперли в комнате. Бывает, что жертву травли демонстративно не зовут на корпоративные праздники: «Меня перестали звать на дни рождения: пока все ели пиццу-пироги, я сидела в отделе одна», — рассказывает одна из пострадавших от буллинга. 

Советы для учителей

А. Б. С НКО «Журавлик» и их программой «Травли Нет» Mail.ru сделало серию роликов для учителей, которые помогают отличить травлю от конфликта и правильно с ней справляться. Это немножко сейчас про оффлайн, но, как я уже говорила, этой грани жесткой между онлайном и оффлайном в принципе нет.

Проблема в том, что большинству школьных учителей никто не рассказывает, что есть отдельно конфликты, а есть отдельно травля. И когда на одного ребенка нападает весь класс, огромное количество обидчиков, и это длится бесконечно, и ребенок в уже очень плохом психологическом состоянии, некоторые учителя, правда, могут думать, что они так просто играют, во-вторых, это просто у них какой-то личный конфликт, они видят, что дерутся, а потом, наверное, станут лучшими друзьями.

А главная проблема отличия травли от конфликта в том, что травлю ребенок остановить вообще не может. Без вмешательства взрослого травлю не остановить. И это значит, что кто-то из взрослых должен взять на себя эту ответственность

Это может быть учитель, это может быть школьный психолог, это может быть директор, это может быть как-то простимулировано родителями, то есть это суперважно, у нас уже вышло четыре ролика

На лендинге, посвящённому дню борьбы с кибербуллингом, эти видео тоже есть. Это наш такой маленький вклад, чтобы помочь учителям.

2/ Агрессоры

Как правило, хулиганы всегда находятся в меньшинстве, ведь им противостоят все — родители, жертвы, администрация. Секрет их поведения заключается в пренебрежении к общепринятым правилам. Но так ли оправдан вызов?

По сути имеет место блеф. У любого школьного агрессора есть свои изъяны и слабые стороны, но он будет держаться до тех пор, пока не почувствует, что его личный предел достигнут. Дети могут не понимать таких нюансов. Однако взрослые должны это знать, чтобы действовать сообразно. В противодействии буллингу необходимо как можно быстрее завести обидчика на экстремум, когда он будет вынужден отступить.

Объясните ответственность перед законом

По законам большинства государств, любое телесное повреждение может закончится административным взысканием, а при определённом стечении обстоятельств — и уголовной ответственностью. Все школьные горе-авторитеты это знают, а если нет, то очень расстраиваются, когда узнают.

В случае проявления агрессии необходимо поставить хулигана в известность о возможных юридических последствиях. Если это не сработает, стоит эскалировать на уровень учительского состава и администрации. Здесь уже возможны серьёзные меры по отношению к взрослым за попустительство, включая увольнение с работы.

Внушите уверенность

В большинстве случаев хулиганы используют кратчайший путь при выборе цели — внешность. Не нужно сутками просиживать в библиотеке или ходить на заумные уроки, чтобы выяснить, что новичок — очкарик, а девочка из соседнего класса — дылда.

Несложные умозаключения и банальные приставания — вот арсенал большинства забияк. На уверенный вопрос «Да, дылда, а что дальше?” обидчику обычно нечего ответить. Предложение продолжить разговор о физических недостатках (особенностях) он вряд ли захочет поддержать.

Напомните, что это не игра

Вопреки общим представлениям, многие булли не осознают серьёзности наносимого вреда и не имеют структурированных планов по изматыванию жертвы. Чаще всего для них это просто игра. Многие из тех, кто во взрослой жизни находил своих обидчиков, на замечания о грехах прошлого обнаруживали в качестве их реакции искреннее удивление и непонимание.

Это подтверждает тезис о том, что любая допустимая (несиловая) конфронтация с хулиганом, чёткость и жесткость позиции наряду с вразумлением могут прекратить преследование. Задача — сфокусировать агрессора на потенциальном вреде, который он собирается нанести, и возможных последствиях для него, которые непременно наступят.

Заставьте булли бороться против буллинга

В некоторых школах существует практика привлечения наиболее одиозных представителей булли к решению проблем буллинга. В этом нет противоречия. Как правило, такие ученики являются отличными спортсменами и авторитетными лидерами. Они успешны и собираются делать карьеру. 

Вместо угроз администрация школы выходит к такому ученику, обозначая серьёзную проблему и прося его о помощи как школьного авторитета. Такая тактика показывает осведомлённость старших о происходящем и ставит булли в сложное положение. Данный подход упоминает профессор психологии и преподаватель Стэнфордского университета Кэрол Дуэк в своей хорошо известной книге “Гибкое сознание”.

Сформируйте нетерпимость к буллингу

К сожалению, многие из тех, кто подвергался буллингу, сами становятся булли. Очевидно, что факт издевательств не формирует в их мозгу чувства стопроцентной нетерпимости.

Не общайтесь с девочками-булли в сети

Прекрасная половина хулиганов гораздо более изобретательна по сравнению с мальчиками. Девочки не ограничиваются прямолинейными препирательствами, выбирая командную игру. При этом они способны проявлять особую жестокость «за глаза». По мнению психологов, практикующие кибербуллинг особы выливают такие потоки изощрённой онлайн-ненависти, какие никогда не выскажут очно. Излишне говорить, что высказываемое таким образом гипертрофированное отношение не имеет адекватного обоснования.

Данную проблему можно попытаться решить. Если ребёнка бойкотируют, посоветуйте ему организовать свой собственный, пусть небольшой круг. Если не с кем или ребёнок не слишком коммуникабельный, нужно больше читать и не пропускать секции после школы. При первой же попытке неконструктивной брани в сети — блокировать. Всё фиксировать, делать скриншоты. Никогда не отвечать на оскорбления в сети. Никогда не оскорблять в ответ. Не бояться высказывать свои взвешенные аргументы в глаза, но без излишнего усердия. Обидчики, скорее всего, не дружат с логикой. Оказавшись неспособными нанести вред, они сами пересмотрят своё поведение. Выйдя же на контакт, скорее всего, окажутся в ущемлённом положении.

Буллинг и конфликт — не одно и то же

Для начала нужно научиться различать буллинг и конфликт в коллективе, потому что эти ситуации имеют совершенно разные решения. Конфликт – это хоть и не очень приятная, но естественная и нормальная часть социальной жизни. Сталкиваются интересы, точки зрения разных людей. В конфликтной ситуации можно (и нужно) вести диалог, искать компромисс, отстаивать свою точку зрения или идти на уступки. Обе стороны конфликта, как правило, заинтересованы в его разрешении.

А вот буллинг – это совершенно иная ситуация, это уже вид психологического насилия. Дело в том, что те, кто устраивают травлю, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Обидчики даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации.

Буллинг обычно длится долго. Жертва постепенно устает сопротивляться, и это может еще больше обострять ситуацию, доставляя удовольствие обидчику.

Буллинг бывает вертикальным и горизонтальным. “Вертикальный” обычно направлен сверху вниз, когда начальник может унижать и буквально издеваться над подчиненным. “Горизонтальный” буллинг – это травля между коллегами или членами коллектива, примерно равными по статусу.

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

️Предпосылки буллинга

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Демонстрация силы

Буллинг, или травля — одна из острейших проблем школьной жизни. В подростковой среде, среди одноклассников, нередко случаются драки, издевательства, угрозы, шантаж, клевета. Одному или группе учеников намеренно и регулярно причиняют вред: физический, психологический, социальный, причем силы булли (агрессора) и жертвы заведомо неравны. Авторы статьи, заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан и научный сотрудник Лаборатории Мария Новикова, поясняют: Одна из главных целей обидчика — самоутвердиться в классе, продемонстрировать превосходство среди сверстников.

В странах, где распространены программы противодействия буллингу (Великобритания, скандинавские страны, США), показатели подростковой агрессии действительно снижаются. Важен сам факт нетерпимости к травле, ее социальная неприемлемость. Об этом говорит и российское исследование. Если в школьном коллективе не возбраняется издеваться и оскорблять, то агрессор может набирать популярность и навязывать свой стиль поведения остальным. А это только подхлестывает травлю. И наоборот: в тех классах, где подростки и учителя осуждают агрессию, нападок и драк становится меньше. Их не считают достойным способом решения проблем, а булли не воспринимаются как лидеры.

Кибербуллинг

Пример: кто-то размещает в интернете последующий документ: «Петр — полный неудачник. По какой причине кто-то вообще с ним контактирует?! Он же голубой».

Характерные черты: следите за тем, как ведет себя школьник, переписываясь в соцсетях, становится ли он при этом унылым и беспокойным. Даже если он читает малоприятные сообщения в компьютере, в телефоне либо планшете, это способно быть его единственным методом социализации

Кроме того, концентрируйте внимание, имеются ли у ребенка проблемы с ночными кошмарами, упрашивает ли он остаться дома и не идти в школу, отказывается ли от занятий, которые раньше любил

Что следует делать: информации унизительного характера могут распространяться анонимно и моментально, что приводит к постоянному киберзапугиванию, по этой причине сперва определите семейные правила использования интернета. Договоритесь с ребенком о подходящих его возрасту временных лимитированиях. Будьте в курсе распространенных и вероятно унизительных веб-сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде нежели ребенок станет ими пользоваться. Дайте детям знать, что собираетесь прослеживать их работу в интернете. Сообщите ему о том, что в случае, если он подвергается киберзапугиванию, он не обязан втягиваться в прочтение неприятных текстов, отвечать либо стимулировать притеснителя. Взамен этого ему следует проинформировать о киберзапугивании взрослых, для того чтобы они сумели распечатать провокационные сообщения, включая даты и период их получения. Оповестите о киберзапугивании школу и интернет-провайдера. В случае, если прессинг усиливается и содержит угрозы либо сообщения очевидного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Что делать, если вы столкнулись с буллингом

Поведение взрослых агрессоров похоже на поведение агрессоров-детей: буллинг методично направляется на человека с намерением запугать, подорвать волю или унизить. И тактика включает в себя: сплетни, публичный позор, игнорирование и другие формы притесняющего поведения.

Чтобы справиться с буллингом, Эллен Хендриксен, клинический психолог, приводит следующие советы :

  • Не вините себя. Иногда травля может вызывать такое чувство. Будьте уверены, что здесь нет вашей вины. Помните об этом.
  • Скажите о том, как бы вы хотели, чтобы с вами общались. Если издевательства еще не далеко зашли, в случае повторного грубого поведения скажите о том, какого поведения вы бы хотели в дельнейшем по отношению к вам. Например, если вместо имени человек обзывается, скажите ему, чтобы он прекратил и начал называть вас по имени.
  • Не реагируйте на провокацию. Запугивание — это продуманная, модель поведения, которая будет только усиливаться, если получит обратную связь. Реакция на поведение показывает агрессору, что тактика работает.
  • Обратитесь за поддержкой. Обратитесь к своим коллегам, семье и друзьям, чтобы они помогли вам объективно оценить ситуацию, и напомнить себе, что вы не заслуживаете жестокого обращения.
  • Не давайте себя в обиду! Помните о низкой самооценке провокаторов, и что они, возможно, в детстве тоже подвергались жестоким издевательствам. И если вам нужна помощь, попросите о ней тех людей, которым доверяете.

Если же буллингу подвергается ваш ребенок, вы должны либо сами попытаться разрешить ситуацию, побеседовав с агрессором, либо обратиться к руководству учебного заведения (если, например, ребенка травят в школе) или в правоохранительные органы.