Олимпиадные классы

Набор в середине учебного года

Так что, устроим овацию безоговорочному лидеру среди всех школ России по результатам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников или сначала попытаемся разобраться в феномене?

Интернатов, ежегодно набирающих талантливых детей, которые либо уже добились заметных успехов на олимпиадах, либо демонстрируют очевидный потенциал, много, а таких результатов – 127 дипломов ВсОШ за один сезон – ни у кого нет, да и раньше никогда не было. В чем же секрет успехов ОШ ЦПМ?

Тщательный отбор учащихся, углубленная олимпиадная подготовка по профильным предметам и прекрасный преподавательский состав? Безусловно, это обязательные составляющие высоких результатов, но они характерны и для Президентского физико-математического лицея №239, и для СУНЦ МГУ, и для Школы «Летово», и для Физтех-лицея имени П. Л. Капицы, и для Республиканского лицея для одаренных детей в Саранске. Что же отличает школу ЦПМ от этих образовательных организаций?

Полагаю, одним из главных отличий является подход к комплектованию. Речь идет не только об активной кампании ОШ ЦПМ по привлечению талантливых детей, которые, обучаясь в школах в регионах, уже становились победителями и призерами заключительного этапа ВсОШ или показывали высокие результаты на региональном этапе

Такой, можно сказать, традиционной работой в той или иной форме занимаются все школы, в которых пристальное внимание уделяется подготовке детей к предметным олимпиадам

Школа ЦПМ использовала кардинально новый подход, пригласив в середине учебного года учащихся, показавших на проходивших в январе-феврале региональных этапах ВсОШ высокие результаты, которые гарантировали проход на заключительный этап. Как уже было отмечено, школьники совместно с родителями могли выбрать формат обучения: для очного требовался переезд из родного города в Москву и проживание в общежитии, для очно-заочного – только стабильное интернет-подключение и желание учиться под руководством тренеров сборной Москвы.

А кого-то даже и учить не нужно. Достаточно пригласить к выступлению на заключительном этапе за школу ЦПМ детей, продемонстрировавших на региональном этапе, скажем, в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Казани или Владимире прекрасное знание французского, итальянского или немецкого языков, – и «золотой ключик в кармане». Имеется в виду, что можно смело заносить в актив столичной школы дипломы ВсОШ. Беспроигрышный алгоритм действий, не правда ли?

Возможно, и раньше наблюдались время от времени единичные случаи переезда олимпиадников в середине учебного года, но такой массовой смены школ – именно накануне заключительного этапа ВсОШ – в истории еще не было. В совокупности около 30 дипломов ВсОШ завоевали для школы ЦПМ дети, которые еще в феврале учились совсем в других образовательных организациях. Выделю 7 дипломов по информатике, по 4 – по химии и астрономии.

Разумеется, все официальные московские сайты с гордостью именовали юных жителей Воронежа и Перми, Самары и Архангельска, Мурманска и Кургана, Новосибирска и Казани, Саранска и Владимира, Санкт-Петербурга и Хабаровска столичными школьниками, которые принесли Москве очередной грандиозный и заслуженный успех.

Предметы и учебная нагрузка по профилям

Очное направление

В таблицах в качестве примера указаны комплексы предметов, изучаемые на разных профилях. Набор на некоторые представленные профили закрыт. Актуальную информацию о статусе набора на тот или иной профиль можно уточнить в форме-заявке ниже.

Профиль
Предмет
Количество часов


Астрономия

Астрономия*
Физика

6
10


География

География
Обществознание
Химия
Биология
История

6
2
2
2
2


Литература

Литература
История
МХК

8
4
2


Русский язык

Русский язык
Литература

10
4


Физика

Физика
Химия

10
2


Химия**

Химия
Физика

12
4


Экономика

Экономика
Обществознание
История
Математика

10
2
2
8

* — занятия по предмету проводятся в заочном формате с использованием электронных образовательных технологий
** — только 10 класс

Заочное направление

Профиль
Предмет
Количество часов

Астрономия

Астрономия
Физика

6
10


Информатика

Информатика
Математика

6
8


История

История
История русской культуры
Обществознание
МХК

8
2
2
2

Литература

Литература
История
МХК

8
4
2


Математика

Математика
Физика

10
4

Русский язык

Русский язык
Литература

10
4

Физика

Физика
Химия

8
2

Химия

Химия
Физика

10
4


Экология

Экология
Биология

6
10

Экономика

Экономика
Обществознание
История
Математика

10
2
2
8

Как поступить?

Для поступления на программу ребенок должен пройти вступительное испытание по профильному предмету, а также получить согласие своей школы на участие в проекте.Примеры заданий и список литературы для подготовки можно посмотреть в разделе Рекомендации по подготовке. По физике, истории, обществознанию и праву вступительный экзамен помимо написания тестовой части предполагает прохождение устного собеседования. Максимальный балл за экзамен – 60 баллов.

Поступающий может написать в одну волну не более одного профильного экзамена.
Отбор в классы осуществляется на конкурсной основе. Результаты приходят на почту в течение 14 рабочих дней с момента прохождения экзамена.

Что мы предлагаем?


Комплексное изучение предмета с возможностью подготовки к олимпиадам

Олимпиады по многим предметам содержат задания и вопросы из смежных предметных областей: история связана с обществознанием, для химии нужна сильная математика, для астрономии — физика. Мы понимаем особенности олимпиад, поэтому предлагаем изучение нескольких предметов, дополняющих знания по основному профилю.


Изучение профильного предмета под руководством тренеров сборной Москвы

Преподаватели профильных предметов — опытные педагоги, выпустившие множество призеров и победителей ВсОШ и перечневых олимпиад.


Удобный формат обучения

Мы понимаем, что дополнительное образование в рамках основного учебного времени не всегда удобно совмещать с обучением в школе. Поэтому, отталкиваясь от расписания, вы можете выбрать:

очное обучение — все занятия проходят по адресу Олимпийский проспект 11с1;

заочное обучение — занятия проходят в первой половине дня с учениками профильных классов очно-заочной формы обучения в онлайн-режиме.


Аттестация по изучаемым предметам

Обучающиеся на очной и заочной формах аттестуются по посещаемым предметам. Выписка оценок отправляется в школу в конце аттестационного периода. Если ребенок отсутствует на занятиях по какому-либо предмету, оценки по нему не выставляются и аттестация, соответственно, не проводится.


Поддержка куратора

Познакомиться с классом, помочь разобраться с расписанием, учебной нагрузкой и узнать ответы на все вопросы вам поможет куратор. Связаться с ним можно лично в школе или в рабочие часы через электронную почту.


Диплом об окончании курса

При прохождении полноценного курса подготовки (с сентября/октября 2021 по май 2022 учебного года) каждый обучающийся получает подтверждающий диплом.

Сочетание традиций и новых форматов

Не секрет, что самые высокие результаты на всероссийских и международных олимпиадах показывают, как правило, учащиеся школ, в которых, во-первых, организован тщательный отбор способных детей, во-вторых, олимпиадная подготовка включена в учебный процесс, в-третьих, среди педагогов много бывших победителей предметных олимпиад, опытных олимпиадных тренеров, кандидатов наук, университетских преподавателей. Кроме того, важным элементом является наличие интерната, что позволяет таким школам набирать талантливых детей из разных регионов страны.

Все перечисленное характерно для многих российских общеобразовательных организаций, назовем лишь самые известные из них: специализированные научно-учебные центры (СУНЦ) в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге; Президентский физико-математический лицей №239 в Санкт-Петербурге; Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске; Школа «Летово» в Москве; Физтех-лицей имени П. Л. Капицы в Московской области.

Школа ЦПМ не ограничивается этим традиционным набором и предоставляет еще и возможность выбора формата, то есть учебные программы предлагаются как на очной, так и очно-заочной формах обучения:

Можно сказать, что ОШ ЦПМ не только использует проверенные временем и отлично зарекомендовавшие себя подходы в работе с талантливыми детьми, но и стремится активно применять современные образовательные технологии.

Стоит подчеркнуть, что оценка возможности и целесообразности получения качественного школьного образования исключительно в дистанционном формате выходит за рамки статьи. Что же касается изучения одного-двух профильных предметов с применением дистанционных технологий под руководством олимпиадных тренеров ЦПМ, то 29 дипломов победителей и 98 дипломов призеров ВсОШ, завоеванных в этом году учащимися школы, убеждают в эффективности такого формата.

К сожалению, данных о том, какова доля лауреатов, учившихся дистанционно, у меня нет, но, к примеру, профильная специализированная подготовка по математике и информатике в 10-11-х классах осуществлялась исключительно в очно-заочной форме. При этом по информатике учащиеся школы ЦПМ показали на ВсОШ прекрасный результат: 4 победителя и 8 призеров.

Довести до абсурда

Хорошо понимаю мотивы школьников, переложивших в середине учебного года документы из провинциальных школ в ОШ ЦПМ. Многие из них, даже не меняя место проживания и оставаясь в привычной домашней обстановке, получили шанс заработать солидные московские призовые вместо флешки или сертификата в книжный магазин от губернатора родного региона. И стоит заметить – сполна этим шансом воспользовались. Да и занятия, пусть и дистанционные, с бывшими многократными победителями всероссийских и международных олимпиад, а ныне тренерами сборной Москвы для настоящих олимпиадников никогда лишними не бывают. Словом, к школьникам и их родителям – никаких вопросов.

А вот к учредителям и руководителям школы ЦПМ вопросы есть. Например, такой: станет ли зачисление в ОШ ЦПМ накануне заключительного этапа ВсОШ талантливых школьников из региональных образовательных организаций, по сути дела – очевидных фаворитов любых школьных олимпиад, традиционным способом комплектования? Можно такой способ набора довести вообще до абсурда, то есть заключать договоры с сотней-двумя обладателей самых высоких баллов регионального этапа по разным предметам исключительно на время проведения заключительного этапа: школьник из другого региона становится на месяц учащимся школы ЦПМ – выигрывает для школы и Москвы диплом ВсОШ – получает премиальные от мэра Москвы – возвращается в свою школу. На следующий год цикл повторяется.

Если и этой меры для установления ежегодных рекордов по количеству дипломов ВсОШ на одну школу окажется мало, можно, к примеру, организовать массовое приглашение на работу в ЦПМ учителей, подготовивших в регионах победителей и призеров ВсОШ, или добиться обязательного включения в состав жюри заключительного этапа и предметно-методических комиссий, разрабатывающих задания заключительного этапа, сотрудников ЦПМ. 

Москва в этом случае обязательно станет по результатам школьных олимпиад лучшим регионом в Солнечной системе, а школа ЦПМ будет каждый год устанавливать рекорды и гарантированно получать грант мэра Москвы в размере нескольких десятков миллионов рублей.