Сценические упражнения

Упражнения для улучшения дыхания

Упражнения по сценической речи для детей будут в обязательном порядке включать в себя правильное дыхание. Этот прием в ораторском искусстве имеет огромное значение. Тот, кто произносит важную речь перед аудиторией, не может позволить себе вдыхать воздух посредством рта. Это может привести к тому, что он собьется, из-за чего человек не сможет соблюдать интонацию и правильно расставлять акценты. Для работы над голосом ребенку нужно будет регулярно выполнять следует специальные упражнения:

  1. Дышать носом с открытым ртом на протяжении трех-пяти минут.
  2. Положить сразу две руки на солнечное сплетение. Сделать глубокий медленный вдох (задержаться в таком состоянии на 3-4 секунды). При этом руки почувствуют, как живот поднимается, наполняется воздухом, а после опустится назад. Такое колебание должно быть хорошо выраженным. Если ребенок ничего не ощущает, то во время вдоха ему следует наклонить свое тело немного вперед. Со временем манипуляцию по втягиванию воздуха нужно будет увеличивать по длительности.
  3. Упражнения для улучшения грудного дыхания. Для этого нужно сделать глубокий вдох, как словно вдыхая аромат цветов, после сделать медленный выдох с втягиванием живота. Это упражнение содействует свободной плавной речи. Короткий вдох и длительный выдох помогут улучшить грудное дыхание. После того как такое упражнение будет выполняться просто и быстро, на выдохе следует начать произносить длинные фразы.

Такие занятия довольно просты и прекрасно подойдут при развитии сценической речи для детей 7-9 лет. Проводить их следует каждый день, и вскоре появится возможность произносить длинные фразы без заминок и сбоя дыхания.

Как проходить занятия

Естественно, невозможно в полной мере освоить актерское искусство самостоятельно в домашних условиях, проходя лишь онлайн-занятия. Подборка уроков на нашем сайте подготовлена, во-первых, для общего ознакомления с основами искусства перевоплощения, во-вторых, для того, чтобы вы могли попробовать какие-то актерские упражнения и техники.

Такая апробация позволит понять, насколько легко вам даются сценические навыки, интересна ли для вас актерская профессия, и даже то, насколько хорошо вы знаете свой внутренний мир. Уроки, размещенные на нашем сайте, предназначены для детей, подростков и взрослых и, по сути, представляют собой бесплатные актерские курсы, которые можно проходить в режиме онлайн.

Время и режим занятий вы можете выбирать самостоятельно

Конечно, важно понимать, что чем больше и чаще вы работаете над собой и над своими ролями, тем больше вы будете узнавать, тем больше и лучше у вас будет получаться перевоплощение

Также важно, чтобы вы нашли человека, который будет помогать вам, оценивать вас со стороны. Это может быть как профессиональный педагог, так и просто ваш знакомый-единомышленник

На крайний случай, вы можете использовать зеркало или видеокамеру, чтобы видеть себя со стороны и вносить коррективы собственными силами.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу

от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом посвоему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть

превращения. Варианты превращения разных предметов:

карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц,

градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и

т. д. ;

маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик,

колобок, цыпленок и т. д. ;

записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная

щетка, игра.

Специальная театральная игра: «Одно и то же по-разному»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия

нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами,

развивать воображение, веру, фантазию.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать — погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Что такое сценическая речь?

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра

Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена.

Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.

Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.

Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».

К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.

Развитие актерского мастерства

В этой рассылке вы найдете несколько упражнений, развивающих актерские навыки оратора. Добавьте их в свою копилку полезных игр.

Подробное описание различных актерских приемов можно найти в специальной литературе, например, в книге К. Станиславского «Работа актера над собой».

Упражнение: Смена ролей

Смена роли — один из самых простых способов разнообразить свое выступление. Разные роли требуют и различных интонаций, жестов, эмоций, энергетики. Наработав богатый ролевой диапазон, вы сможете легко менять характер своего выступления и форму подачи материала.

Отработанное умение вживаться в разные роли дает внутреннее разрешение вести себя по-другому, необычно. Снимается страх сцены — «Ведь это не я это делаю! Я просто играю роль, в которой мне положено громко говорить, почти кричать, призывно размахивать руками и т.д.»

В этом упражнении вам будет предложено попробовать на себе 5 максимально отличающихся ролей. Потом вы сами сможете расширить список подобных типажей.

  1. Скучный, нудный лектор (сухой бюрократ).
  2. Продавец с востока (цыганка).
  3. Пенсионер (ворчащий, жалующийся на жизнь).
  4. Разозленный начальник, устраивающий разнос.
  5. Зажигающий шоумен (харизматичный лидер).

Ваша задача — войти сначала в первую роль и импровизировать секунд 40-60 из этой роли, затем переключиться на следующую и т.д. В одной роли нужно удерживаться не меньше 40 секунд, чтобы отработать не только навык вхождения в образ, но и способность оставаться в нем длительное время.

После того как вы отыграли эти 5 спектаклей, ваши партнеры-наблюдатели дают обратную связь: оценивают по 10-тибальной шкале, насколько хорошо у вас получалась каждая из ролей. Можете вместе подумать, что стоит изменить в вашей игре, что добавить к тому или иному образу.

Например: «Лучше всего удалась роль продавца с востока — 9 баллов из 10. На втором месте пенсионер — 7 баллов из 10. Здесь по ходу выступления стоило сильнее сгорбиться и чуть тише говорить…»

Если какая-то роль не удалась, то попробуйте отыграть ее еще раз, учитывая полученную обратную связь!

Все получается легко? Устройте себе бонус-игру: сами придумайте роль и произнесите речь исходя из этой роли, а партнеры пусть угадывают, что за роль вы играли.

Упражнение: Зеркало (Моделирование)

Как учатся дети? Они повторяют то, что делают взрослые. Обезьянничают! И это — один из самых быстрых и эффективных способов обучения!

Как можем мы обогатить свою копилку стилей выступления и расширить диапазон своих ораторских возможностей?

Очень просто. Раздобудьте видеозапись с выступлением оратора, который вам нравится, и стиль которого вы хотели бы перенять.

Включите телевизор. Встаньте рядом. Запустите видеозапись. И начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности копируйте голос, интонации, речь.

Поначалу может быть сложно, вы будете запаздывать, не успевать. Это нормально. Но через некоторое время вдруг, как по щелчку, вы почувствуете, что ваше тело включилось в игру и стало двигаться, жестикулировать в манере вашей модели.

Чтобы такой «щелчок» произошел, важно делать это упражнение не менее 15 минут за один раз. Желательно взять не одну модель, а четыре-пять

Подражая одному человеку, вы рискуете стать его «двойником»

Желательно взять не одну модель, а четыре-пять. Подражая одному человеку, вы рискуете стать его «двойником».

Возьмите лучшее от нескольких ораторов, переосмыслите все это — и создайте свой уникальный стиль.

Руководитель и ведущий тренер

«Университета Риторики и Ораторского Мастерства»

Быстрое улучшение техники речи

Если родитель хочет развить правильную, четкую и красивую речь у своего ребенка, то ему следует записать его на специальные уроки. Преподаватели помогут справиться с такой задачей.

Многим приходилось бывать на лекции либо другом занятии и выслушивать нудную и невнятную речь, от которой больше хочется спать, чем что-то делать

Профессиональный оратор применяет все доступные возможности своего речевого аппарата, что помогает регулярно сохранять внимание аудитории и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи хорошо подойдут как для артистов, так и бизнесменов, политиков, специалистов тех сфер, в которых требуется правильное и грамотное общение с людьми

В любом случае вашему ребенку пригодятся в жизни такого рода навыки, и чем раньше начнется обучение, тем лучше будут развиваться его способности в дальнейшем.

Чтобы в короткие сроки малыш научился правильно управлять своим голосом и улучшить дикцию, ему будет нужно регулярно выполнять простые упражнения сценической речи для детей 3-6 лет. Они не займут слишком много свободного времени, но при этом помогут достичь хорошего результата. Концентрация внимания у маленьких детей по времени более ограничена, чем у взрослых, поэтому специалисты разработали для них специальную систему обучения.

Для правильной и четкой речи важно внимательно следить за своим дыханием. На уроках сценической речи могут даваться следующие задания: проговаривание скороговорок, выразительное чтение с правильной интонацией, а также специальная дыхательная гимнастика

Игра «Покажи!»

Импровизации в детских театральных студиях уделяют немало времени, но практика никогда не будет лишней. Юный актер должен чувствовать себя легко не только на сцене театральной школы для детей, но и в любой обстановке. Сыграйте с детьми в игру «Покажи!». Задача проста: ведущий говорит участнику: «Покажи» и называет предмет, явление, даже звук. Покажи воздушный шар, сломанную машину или звук летнего дождя — чем необычнее будет задание, тем лучше. Каждому участнику начисляются баллы в зависимости от того, насколько хорошо он справился с заданием. Эта игра развивает не только навык импровизации, но и способствует социальному развитию ребенка, поэтому играть в нее лучше в компании.

В центрах раннего развития малышей просят показать с помощью пантомимы животного или птицу, а с дошкольниками можно изображать уже более сложные постановки.

Что такое сценическое движение?

Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Сегодня сценическое движение изучают не только на актёрских факультетах, но и хореографических, а также как методику развития детей (техника простых двигательных навыков: осанка, поза, жестикуляция).

Одними из первых о необходимости развития техники сценического движения заявили К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. В частности, Станиславский советовал: «Стремитесь так усовершенствовать своё тело, чтобы ничто не могло помешать выразить вам свою внутреннюю жизнь роли чётко и точно». Как театральный предмет сценическое движение оформилось в трудах Е. Шишмаревой, И. Коха, А. Немеровского и других.

Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола очки и газету – берём

На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые ставит ситуация, обыгрываемая в произведении. А это не только натуральность движений бытовой жизни, но и понимание норм поведения эпохи, случая.

В наше время человек меньше вынужден трудиться физически, что делает его тело менее приспособленным к значительным нагрузкам. Но хороший актёр должен владеть каждой группой мышц, поддерживать мышечный тонус, понимать как «работает» тело. Это позволит не только лучше справляться с возможными трудностями физического воплощения роли, но и бороться с повседневным автоматизмом движений, который неуместен на сцене. Н. Карпов в «Уроках сценического движения» пишет: «Чувство движения – это слияние ряда психофизических качеств актёра, которые проявляются в видимой форме и могут и должны быть проконтролированы через амплитуду, скорость, силу и чёткость линий движения. Чувство движения – это навык, который формируется в процессе «переживания» движения, то есть сознательного освоения его структуры, и совершенствуется через сознательное отношение к процессу построения движения».

Движение на сцене делают выразительными такие составляющие:

  • Развитие движения как единого процесса;
  • Отсутствие автоматизма;
  • Умение построить колоритную и пластическую, но точную фразу жеста;
  • Умение понять и передать своё эмоциональное состояние через язык тела;
  • Пластический диалог с партнёрами.

Обучение технике движения строится на выполнении учащимися сначала простейших заданий моторного типа, позже – простых физических упражнений, и полноценных сценических этюдов в конце. Практические навыки сценического движения приобретаются не только в результате выполнения специальных заданий, часть которых приведена ниже, но и во время занятий фехтованием и танцами, практикуемых многими театральными вузами.

Психотехника Станиславского и биомеханика Мейерхольда

Конечно, не только одна школа Станиславского принята во всем мире, существует и система Всеволода Эмильевича Мейерхольда – ученика Станиславского, оспорившего в своём труде, названном «Биомеханика», принципы постановки театральной игры системы Станиславского. Спор возник из-за несовпадений взглядов двух театральных режиссёров по ряду вопросов, в частности, вопросов касающихся понятий: душа — тело, живое – механическое, жизнь – театр. В системе Станиславского главный акцент сделан на «психотехнике» (то есть на внутренних переживаниях) – в основе его трудов техника эмоций, а не тела (как у Мейерхольда).

Нельзя не отметить и тот факт, что свою достаточно весомую роль в судьбе становления театра сыграл – кинематограф. А для Мейерхольда и Станиславского он послужил ещё одним поводом задуматься о построении принципов своих систем: выразительности, тела актёра и границ сцены. Мейерхольд всячески пытался понять и овладеть кинематографической техникой актёрской игры. В отличие от него, влияние кино на Станиславского было более опосредованным, но при всем этом в его системе также читаются параллели с кино (крупный план, приёмы монтажа). Что самое удивительное, «консервативная» система Станиславского оказалась для века кино куда более актуальной, нежели «новаторство» Мейерхольда. И парадокс в том, что Станиславский, в отличие от Мейерхольда, не мыслил категориями будущего.

Биомеханика Мейерхольда призывает идти от точно найденных интонации и движений – к эмоциональной правде. Мейерхольд выражал критические замечания в адрес театра настроения и натуралистического театра. По причине того, что он сам стремился к возрождению античного театра – театра празднества и театра действия. По Мейерхольду тело – это биологический организм, один из элементов театрального зрелища, где выразительность движений тела — достигается путём правильного использования физических возможностей организма. Мейерхольд постоянно подчёркивал о необходимости освобождения от лишних движений, настаивал на верном поиске центра тяжести тела, то есть на достижении его устойчивости и ритмичности.

Мейерхольд также искал всевозможные пути вовлечения зрителя в процесс постановки, тем самым он стремился вывести «гостей театра» из разряда пассивного зрителя. Вёл работу по созданию условий для зрителя, с целью, чтобы зритель мог отождествлять себя не только с героем пьесы (как в психологическом театре Станиславского), а именно с коллективной общественностью в целом. Методы биомеханики, которые разработал Всеволод Эмильевич Мейерхольд – призваны помочь актёрам естественно и точно управлять механизмами движения тела и внутренней энергией: он предлагает не пускать выплески энергии на самотёк, а подчинять энергию себе.

Всеволод Мейерхольд внёс также ощутимый вклад в оперную режиссуру за счёт контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актёра внутри музыкальной фразы. Всеволод Эмильевич оставил обширное актёрское наследие: лекции, статьи, заметки и письма.

В основу нашего тренинга, всех последующих его уроков по актёрскому мастерству легла известнейшая система – система, оставшаяся на века: именно система выработанная Константином Сергеевичем Станиславским. Что касается других систем театрального и сценического мастерства, в том числе и методов Всеволода Мейерхольда, то они также будут отражены в уроках на нашем сайте, но как дополнение к урокам по системе Станиславского.

Элементы искусства перевоплощения

Основу актёрского творчества составляет главная его идея — перевоплощение. Перевоплощение бывает внешнее и внутреннее. В процессе подготовки к роли актёр подбирает определенную мимику, жесты, интонации голоса, походку, прибегает к помощи грима, костюма, маски. Все ради того, чтобы передать с максимальной достоверностью манеру поведения и другие внешние атрибуты изображаемого им персонажа. Но подлинное перевоплощение заключается не только в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.

Понятия внешнего и внутреннего перевоплощения могут быть разделены только условно. Можно сказать, что это две стороны одной медали — творческого процесса, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство находятся в неразрывном единстве.

Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:

1

Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера

Все это названо Станиславским элементами творчества актера, к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.
2

Вторая группа: работа актера над ролью. Элементы второй группы актерского искусства связаны с работой актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с образом своего персонажа, то есть перевоплощением в образ

К этой группе, по мнению Станиславского, относятся 2 вида мастерства: искусство представления и искусство переживания.

Но актерское мастерство — это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа, о котором известно всё. Актеру приходится додумывать, воображать своего персонажа, то есть включаться в творческий процесс. Знаменитый театральный педагог Станиславский отмечал, что истинное творческое состояние актера складывается из четырех важнейших взаимосвязанных элементов:

Сценическое внимание (активная сосредоточенность);

Сценическая свобода (свободное от напряжения тело);

Сценическая вера (правильная оценка предлагаемых обстоятельств);

Сценическое действие (возникающее желание действовать).

Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:

Получаю письма – ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’

Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит

Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Упражнения на развитие внимания

Элементы актерского мастерства, направленные на внимательность (концентрацию), являются основой работы артиста. Человека всегда окружают предметы, другие люди, мешающие выполнять свою работу с максимальной отдачей, безошибочно и точно. Актеру необходимо уметь, невзирая на раздражающие факторы, за краткий период времени полностью «отключиться» от внешнего мира, сосредоточившись на поставленной задаче (воплощении образа).

Одним из самых простых способов, как научиться актерскому мастерству дома, является техника обратного отсчета. Для этого нужно, закрыв глаза, ровно, в одном и том же темпе считать от 100 до 1. При этом тренирующийся сохраняет ровное и глубокое дыхание, стараясь представить себе образ каждого числа.

Второй способ связан с умением концентрироваться на определенном предмете. Следует занять удобное положение, сосредоточившись на какой-нибудь вещи, например, минутной стрелке часов

Очень важно представить себе, что ничего другого, кроме данного предмета, не существует. Подобной практикой пользуются гипнотизеры и психотерапевты, когда вводят пациента в состояние глубокого транса