Вузы россии: рейтинг лучших университетов рф, список и цены

Факультеты и специальности

Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.

К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:

  • институты:
    • инженерный;
    • математики и механики им. Лобачевского;
    • экономики, управления и финансов;
    • физики;
    • фундаментальной медицины и биологии;
    • психологии и образования;
    • вычислительной математики и ИТ;
    • международных отношений, истории и востоковедения;
    • экологии и природопользования;
    • социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
    • геологии и нефтегазовых технологий;
    • институт филологии и межкультурных коммуникаций;
    • химический им. Бутлерова;
  • высшая школа информационных технологий и систем;
  • юридический факультет.

Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.

Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).

Концепция создания

Федеральные вузы созданы для углубления связей университетов с экономикой и социальной сферой округов, в которых они расположены. Их миссия состоит в подготовке вооруженных современными знаниями специалистов для экономики и управления, фундаментальной и прикладной науки, образования и культуры, технологических отраслей, приоритетных для национальных интересов. Федеральные университеты не только готовят высококонкурентоспособных профессионалов для своего региона, но и занимаются разработкой и практическим применением в округе расположения научно-технологических решений, ведут фундаментальные исследования.

Финансируются федеральные университеты не только из общегосударственного бюджета, но и за счет средств региональных властей и бизнеса. Благодаря такому комплексному подходу эти вузы стали высокотехнологичными научными центрами с собственными исследовательскими лабораториями, не уступающими мировому уровню, и оборудованными по последнему слову технологий кампусами.

Федеральные вузы строят свою деятельность по принципу максимального взаимодействия с работодателями и другими учебными заведениями, в том числе зарубежными – европейскими, азиатскими, американскими, добиваясь международного признания собственных программ обучения с целью интеграции в мировое образовательное пространство.

К отличительным чертам федеральных университетов России относятся:

  • большое число инновационных образовательных программ (по ВО, ДПО, переподготовке и повышению квалификации);
  • постоянное участие в научных проектах международного, всероссийского и регионального уровней;
  • использование всех современных методов образования (включая удаленный on-line формат обучения);
  • многоканальное финансирование (федеральное и региональное субсидирование плюс собственные доходы от выполнения госзаказов и сотрудничества с предприятиями);
  • массовый характер научных исследований (в том числе междисциплинарных) по приоритетным для России направлениям развития науки и техники.

Выбрав такое учебное заведение, абитуриент получает гарантию того, что его подготовка будет полностью соответствовать потребностям регионального рынка кадров, а приобретенные знания окажутся конкурентоспособными на мировом уровне.

Программа стратегического развития

Для достижения стратегической цели поставлены следующие задачи, которые должны быть решены при реализации программы развития:

  • подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики Южного федерального округа и страны в целом;
  • разработка и реализация востребованных междисциплинарных образовательных программ, обеспечение их непрерывной адаптации к запросам бизнеса и общества;
  • проведение фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня на основе конвергенции наук, производство инновационных знаний и технологий, способствующих социально-экономическому развитию приоритетных отраслей Южного федерального округа;
  • формирование на базе университета ядра инновационной системы Южного федерального округа посредством взаимодействия с крупными российскими и зарубежными высокотехнологичными компаниями в рамках технологических платформ и инновационных кластеров, сетевой научно-инновационной и информационной инфраструктуры, сетевых центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием и иных центров;
  • создание условий для максимально полной реализации личностного и профессионального потенциала сотрудников и обучающихся в университете;
  • повышение финансово-экономической устойчивости университета;
  • накопление и приумножение поликультурных и полиэтнических традиций и ценностей.

Институты

Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

  • Санкт-Петербургский государственный университет:
    • Институт химии;
    • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
    • Высшая школа журналистики;
    • Институт философии;
    • Институт педагогики;
    • Высшая школа менеджмента;
    • Институт истории.
  • МИСиС (с 2008 года – национальный исследовательский технологический университет) объединил несколько институтов:
    • Горный;
    • Новых материалов и нанотехнологий;
    • ИТ и компьютерных наук;
    • Экотехнологий и инжиниринга;
    • Экономики и управления промышленными предприятиями.

В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

  • факультет дизайна и моды;
  • факультет управления бизнесом.

Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

Список

На сегодняшний день в список входят 10 университетов. Их полное и сокращенное название, расположение, количество бюджетных мест на очном отделении, стоимость платного обучения представлены в таблице. Позиции в списке – согласно сводному рейтингу Interfax за 2019 год.

Позиция в рейтинге Название вуза Расположение Количество бюджетных мест на очное обучение Стоимость обучения в год, руб.
9–10 КФУ – Казанский федеральный университет Казань 2 916 122 460 – 193 500
13 УрФУ – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Екатеринбург 3 144 138 700 – 275 200
15 СФУ – Сибирский федеральный университет Красноярск 3 225 141 018 – 210 418
17 ЮФУ – Южный федеральный университет Ростов-на-Дону 2 649 108 000 – 214 000
19 ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет Владивосток 1 825 190 000 – 285 000
30 БФУ – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Калининград 953 124 000 – 284 000
31 СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова Якутск 2 052 265 500 – 502 000
35 СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь 1 443 109 100 – 221 000
66 САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова Архангельск 1 698 84 500 – 217 640
90-91 КФУ – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского Симферополь 2 681 93 400 – 162 900

Серьезная государственная поддержка позволяет учебным заведениям ежегодно проводить внушительный набор на бюджетные места. Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует контрольные цифры приема текущего года.

Есть в федеральных вузах и платные места. Стоимость обучения разная и зависит от специальности (ее востребованности и сложности процесса подготовки).

В число самых дорогих направлений входят:

  • дизайн;
  • литературное творчество;
  • стоматология;
  • дерматовенерология;
  • мировая экономика и международный бизнес;
  • адаптивная физическая культура;
  • нанотехнологиии и микросистемная техника;
  • медицинская биохимия и биофизика;
  • кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры.

Ценовой разброс платных образовательных услуг представлен на графике.

Абсолютный максимум зафиксирован в Северо-Восточном университете им. Аммосова по специальности «Литературное творчество» (более полумиллиона за один год обучения в вузе). Дешевле всего обойдется договор с Крымским федеральным вузом (он имеет наиболее низкие расценки по всем направлениям обучения).

Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности

место, 2020 год место, 2020 год
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет
4 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
5 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
6 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
7 Санкт-Петербургский государственный университет
8 Санкт-Петербургский государственный университет
9 Казанский (Приволжский) федеральный университет
10 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
11 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
12 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
13 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
14 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
15 Южный федеральный университет
16 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
17 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
18 Сибирский федеральный университет
19 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
20 Российский университет дружбы народов

Основанием для ранжирования послужили результаты вузов при оценке по группам показателей: «научные достижения», «инновационная активность» и «исследовательская инфраструктура». По этому показателю ТГУ обогнал даже МИФИ, заняв третье место в России!

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Национальный рейтинг университетов международной группы «Интерфакс»

В то же время в июле прошлого года был опубликован новый Национальный рейтинг университетов за 2020 год, который составляет международная группа «Интерфакс». И его результаты весьма отличаются от рейтинга РАЕХ.

 
Вузы оценивались по шести параметрам:

  • образовательная деятельность,
  • научные исследования,
  • социальная среда,
  • международное сотрудничество,
  • бренд,
  • инновации
  • технологическое предпринимательство.

Рейтинг основан на информации из анкет, которые заполнили представители вузов, а также из открытых источников, среди которых сайты вузов и Минобрнауки, информационно-аналитические системы СПАРК и СКАН.
 

Топ-10 Национального рейтинга университетов:

  1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  2. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  3. Московский физико-технический институт
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  5. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  6. Санкт-Петербургский государственный университет
  7. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  8. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  9. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
  10. Казанский (Приволжский) федеральный университет

Проходные баллы

Учитывая высокие требования, предъявляемые к результатам работы университетов, имеющих федеральный статус, все вузы основательно подходят к отбору абитуриентов: большинство устанавливает минимальный порог, значительно превышающий аналогичный показатель рядового государственного университета. Это делается для того, чтобы даже на платное обучение попадали наиболее способные выпускники школ.

Диапазон разброса минимальных и проходных баллов приведен в таблице.

Название вуза Минимальные баллы Проходные баллы
КазФУ 99–150 182–357
УрФУ 99–156 нет официальной информации
СФУ 111–228 115–265
ЮФУ 150–250 159–315
ДВФУ 123–195 140–368
БФУ 145–185 155–301
СВФУ 99–229 110–343
СКФУ 95–131 124–278
САФУ 110–125 133–245
КФУ 99–150 106–254

Минимальные баллы федеральные вузы устанавливают в стандартном порядке. Они формируются из достаточных для участия в конкурсе результатов ЕГЭ по профильным предметам (как правило, их всего 3) и оценок за дополнительные вступительные испытания, если они требуются на определенные специальности (в большинстве своем это творческие направления). Минимум может служить ориентиром для платников, тем, кто планирует попасть на бюджетное место, лучше оценивать свои шансы, исходя из реально сложившихся проходных баллов прошлых лет. Конечно, и это условный показатель, но, он более адекватно отражает действительную конкурсную картину.

Визуально разницу минимальных и проходных баллов по каждому федеральному вузу отображает диаграмма (для примера взяты предельные значения).

Каких-то особых требований для поступления в федеральный вуз нет. Порядок участия в конкурсе или заключения договора на оказание платных образовательных услуг такой же, как и в других институтах и университетах. Чуть больше внимания уделяется только одному показателю – минимальным баллам. Взамен абитуриент получает шанс освоить выбранную специальность в вузе с прекрасным материально-техническим оснащением и мощным профессорско-преподавательским составом.

Оксана Киреева

Научно-исследовательская база СКФУ

В структуру Северо-Кавказского федерального университета входит 9 институтов. Порядка 80 % преподавательского состава имеют научную степень, средний возраст преподавателей СКФУ – 45 лет, что делает вуз одним из лучших в РФ в плане кадрового состава. К приоритетным научным направлениям университета относятся:

  • Аэрокосмические технологии.
  • Теория функций и функционального анализа.
  • Оптика.
  • Высоконагруженные базы данных.
  • Математическое моделирование в социально-экономических системах.
  • Разработка защитных информационных систем.
  • Социально-политическое развитие современного общества.

Самым молодым в списке федеральных университетов России стал Крымский университет им. В. И. Вернадского. Его образовательные программы также соответствуют запросам региона и связаны с сейсмологией, вопросами востоковедения и рационального природопользования. Можно считать, что образовательная реформа принесла свои плоды: 9 из 10 федеральных университетов (за исключением крымского) входят в топ-100 вузов РФ. Рейтинг федеральных университетов России распределился следующим образом: лидирующую позицию занял УрФУ (12-е место в общем списке), за ним следует КФУ (16-я строчка) и СФУ (17-е место).

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Топ-30 лучших вузов России 2020

Место в рейтинге

Название

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
3. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
4. Санкт-Петербургский государственный университет
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
7. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
8. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
9. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
10. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
11. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
12. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
13. Университет ИТМО
14. Финансовый университет при Правительстве РФ
15. Национальный исследовательский Томский государственный университет
16. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
17. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
18. Казанский (Приволжский) федеральный университет
19. Российский университет дружбы народов
20. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
21. Сибирский федеральный университет
22. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина
23. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
24. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
25. Дальневосточный федеральный университет
26. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ
27. Южный федеральный университет
28. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ
29. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ
30. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX

Что такое национальный исследовательский университет

Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:

  • обладает высоким кадровым потенциалом;
  • имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
  • участвует в международных проектах по обмену;
  • представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.

Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.

Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:

  • Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается.            В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.  

Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .

Оценка деятельности НИУ

, по которым оценивается развитие НИУ:

  • доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
  • число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
  • доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
  • доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
  • уровень технической базы;
  • наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.

В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:

  • в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
  • научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
  • на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
  • успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.