Как научиться играть на скрипке

Где сидит первая скрипка

Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.

Тимоти Ли рассказывает: «‎Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.

В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.

На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».

Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».

История инструмента

Основой для скрипки стало сразу несколько музыкальных инструментов: испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта, казахский кобыз. При их соединении появилась первая виола. В это же время славяне изобрели четырехструнный инструмент и назвали его жига. Позже это слово стало означать скрипку на немецком языке — geige.

Современная конструкция появилась в Италии еще в середине XVI века, отсюда и начинается история скрипки. Основоположником производства считается Гаспаро да Сало, который основал кремонскую школу. Самые лучшие инструменты изготавливали мастера из Ломбардии, они использовали качественные материалы. Высоко ценились итальянские скрипки мастеров Страдивари и Гварнери (Джузеппе и Андреа).

Первые произведения для сольного инструмента написали Карло Фарина и Бьяджо Марини. Известные скрипачи и основатели художественной игры:

  • Арканджело Корелли;
  • Тартини и Торелли;
  • Локателли;
  • Никола Маттейс;
  • Магдалена Лаура Сирмен;
  • Джованни Антонио Пьятти.

Любопытные факты

С историей и происхождением скрипки связано множество интересных фактов. Знаменитым виртуозом-рекордсменом стал Атхира Кришна из Индии. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса, так как 32 часа подряд играл на скрипке на фестивале Тривандрама. Один час занятий на музыкальном инструменте сжигает около 170 калорий, поэтому ребенку перед уроками лучше поесть.

В Тайвани в 2011 году собрался самый большой ансамбль скрипачей. На стадионе выступило 4645 музыкантов возрастом от 7 до 15 лет. До 1750 года вместо струн на инструменте натягивали овечьи кишки. Родиной этого изобретения была Италия.

У мастеров скрипичных дел есть странное хобби — делать миниатюрные изделия. На юге Китая изготовили скрипку длиной всего 1 см, а в Шотландии был инструмент на 0,5 см больше. На этих изделиях можно играть. А в Швеции и Чехии скрипки делают из камней. Они получаются массивными, но внешне не уступают деревянным изделиям.

Леонардо да Винчи во время работы над «Моной Лизой» приглашал к себе скрипачей, каждый день они играли разные мелодии. Искусствоведы считают, что именно благодаря влиянию музыки разных жанров у художника получилось написать загадочную улыбку. Ученые подтвердили, что скрипка стимулирует развитие интеллекта. Многие знаменитые личности владели этим инструментом.

Самые дорогие изделия принадлежат Гварнери и Страдивари — 18 и 16 млн долларов соответственно. А за смычок мастера Франсуа Ксавье Турта заплатили 200 000 долларов. Самая молодая скрипачка Ванесса Мэй уже в 10 лет выступала вместе с Лондонским филармоническим оркестром. А через год она стала ученицей класса Королевского музыкального колледжа.

Наиболее сложными композициями, которые можно сыграть на скрипке, считаются «Каприсы» и другие произведения Паганини, «Соната Дьявола» Тартини и мелодии Сибелиуса, Чайковского и Брамса. На большой скорости нужно играть «Полет шмеля», эпизод из «Сказки о царе Салтане». Многие виртуозы соревнуются в скорости исполнения этой композиции.

Скрипка — это сложный музыкальный инструмент, обучаться игре на нем трудно и долго. Но если добиться успеха, то можно исполнять любые мелодии, ведь даже современные песни легко интерпретировать под акустическое звучание.

Немой

Две разные формы скрипичных немов

Прикрепление к мосту скрипки небольшого резинового, деревянного или металлического приспособления, называемого «немой», изменяет тон, смягчая звук инструмента, добавляя массу к мосту и, следовательно, уменьшая его способность свободно вибрировать, уменьшая громкость и давая больше мягкий тон, с меньшим количеством слышимых обертонов . В спектаклях может дать желаемый приглушенный эффект. Приглушения в основном используются в оркестрах, где вся струнная секция играет с приглушениями, что приводит к мягкому, приглушенному звуку. Партии, которые будут воспроизводиться без звука, помечены как согласие. , для итальянского sordino или иногда mit Dämpfer на немецком языке. (Инструкция по отключению немого звука — это senza sord. , Иногда обозначается просто senza или «ohne Dämpfer» на немецком языке.) На французском языке дается инструкция по применению немого звука в начале приглушенных пассажей, « mettez les sourdines » и для удаления в конце » ôtez les sourdines «.

Имея одно и то же название, но с совершенно другой целью, доступны массивные металлические, резиновые или деревянные «тренировочные немы» или «гостиничные немы». Эти приглушения используются для значительного уменьшения громкости во время занятий там, где другие могут беспокоить.

Разновидности и функции

Существует несколько видов скрипок — народная и классическая. Первый также делится на подвиды в зависимости от музыкальный традиций и предпочтений. Оба варианта практически не отличаются, это родственные музыкальные инструменты. Разница между классической и народной скрипкой заключается только в сфере использования. Если первая подходит для исполнения академической музыки, то вторую покупают скрипачи-самоучки.

В разные эпохи у инструмента были свои функции. Барокко стало периодом расцвета классической скрипки. Она стала ведущим инструментом в ансамблях благодаря особому звучанию, похожему на человеческий голос.

В оркестрах музыкантов делят на две группы — первая (исполняет мелодическую линию) и вторая скрипка (аккомпанемент или имитация). Первый музыкант, которого еще называют концертмейстером, может исполнять мелодию сольно. Но такая честь предоставляется только известным музыкантам.

Часто встречаются выступления струнного квартета. В его состав входят две скрипки, виолончель и альт. При этом сольная партия может быть у любого из этих инструментов. Игра на скрипке входит во многие конкурсные программы.

Скрипка. Что надо знать начинающему музыканту?

Преподаватели советуют приступать к этой нелегкой задаче в раннем детстве. Для малышей четырех лет найдется инструмент по размеру их крошечных ручек.

Стоит разъяснить, что полный комплект для занятий состоит из самой скрипки, смычка (он представляет собой деревянную трость, на которую натянут конский волос), мостика или подушечки, которые служат для удобства музыканта и, желательно, футляра.

Для начала нужно выбрать преподавателя или музыкальную школу с отделением скрипки. Будет лучше, если их вам посоветует кто-нибудь из опытных в этом деле людей. Затем взять в аренду, а еще лучше приобрести собственный инструмент.

С одной поправкой: покупка делается обычно в тот момент, когда вы достигли «своего» размера скрипки — перестали расти и вам уже не понадобятся большие габариты. Детям с их быстрым развитием приходится неоднократно менять скрипку.

Многие учителя обладают небольшой коллекцией собственных инструментов от мала до велика, и с удовольствием дают их в пользование своим ученикам.

Стоит купить хороший футляр — его можно найти в любом музыкальном магазине или в Интернете (разделы объявлений, работающие по системе «Из рук в руки»).

Второй вариант обойдется вам дешевле — как уже говорилось, дети быстро вырастают из своих инструментов, и, даже несмотря на то, что футляр способен вмещать в себя несколько разных размеров, его рано или поздно приходиться менять.

Дома стоит тоже заботиться о состоянии своей скрипки. Я не имею в виду повреждения физического характера, преподаватели обычно говорят, что такое вообще не должно допускаться.

Корпус может рассохнуться, а это уже тянет за собой ряд серьезных проблем.

Позаботьтесь о том, чтобы футляр с инструментом не хранился на проходе. И подальше от маленьких детей, от их желания сделать из скрипки игрушку.

Стоит сразу объяснить ребенку, что перед ним очень хрупкий предмет, к которому нужно относиться с любовью.

Существует еще одна проблема, связанная с хранением, — это вредные насекомые-клещи, которые занимаются поеданием конского волоса на смычке! Для этого неплохо положить внутрь футляра гвоздику.

Если этого не делать, то сначала в том месте появятся белые липкие смолянистые пятна, а со временем они превратятся в черные грязевые разводы. И снимите все кольца с пальцев, прежде чем взять скрипку в руки, — они может помешать. По окончании игры не забывайте расслаблять смычок так, чтобы конский волос немного провисал.

Это избавит вас от возможных поломок.

Ознакомившись с этими правилами, можно приступать к занятиям. Какой бы ни был возраст, начинать придется с самых простых песенок. Обычно их выбирают из соответствующих сборников, или — для интереса детишек — родителей просят завести музыкальную тетрадь или альбом, расчерченные нотными строками, где ноты будут появляться наряду с иллюстрациями, нарисованными ребенком.

Во время игры всегда помните о том, что плечи, шея, руки и ноги должны быть расслаблены. Только так возможно получить хороший результат. Всегда следите за траекторией смычка — он должен скользить перпендикулярно струнам и не сползать на гриф — это условие хорошего звучания.

Старайтесь точно следовать советам и наставлениям преподавателя, играя дома, потому что хуже всего заниматься заучиванием неправильных вещей — от них порой очень сложно бывает потом избавиться.

Если вы серьезно настроены, то надо уделять внимание занятиям не только в классе, но и дома. Для вашего удобства можно приобрести некоторые аксессуары

В силу того, что скрипку достаточно часто приходится настраивать, — так как меняется сила натяжения струн — вы должны ясно слышать, как звучит нота Ля, от которой настраиваются все остальные струны.

Если совершенным слухом вы не обладаете, хотя это большой минус в игре на скрипке, так как здесь нет ладов, то советую приобрести камертон. Если вас оставило чувство ритма, то тут метроном вам помощник — он будет настойчиво отбивать заданный счет, на концертах его заменяет аккомпанемент фортепьяно.

Также следует более внимательно относиться к самому себе, не советую активно заниматься волейболом и баскетболом — пальцы нужно беречь.

Скрипка считается одним из самых сложных инструментов для обучения. Но упорный труд, который в музыкальной школе обычно занимает лет семь, явно стоит результата.

Удивительная музыка, которая льется из-под смычка, — самая высокая награда. Хочу пожелать удачи тем, кто решит выбрать этот путь!

Устройство скрипки

Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.

Корпус

Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:

душка – еще одна деревянная деталь

Она передает высокочастотное звучание на нижнюю деку, очень важно правильно установить ее, чтобы не испортить звучание, поэтому этим занимается только мастер-настройщик.
уголки – служат для определения положения смычка.
струнодержатель – состоит из петли и отверстий по количеству струн, служит для их крепления.
петля – является частью подгрифка, изготавливается из проволоки или части струны.
пуговка – плотно вставленная в отверстие в нижней части корпуса, удерживает подгрифок.. Еще одна важная деталь скрипки – подставка

Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Гриф

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».

Струны

Тембр скрипки зависит от качества изготовления струн. Количество их – четыре, каждая настраивается на определенную ноту: «ми», «ля», «ре», «соль». Во времена возникновения в качестве струн выступали жилы животных. Сегодня их изготавливают из высокоуглеродистой стали или полимерных материалов, оформляя алюминиевой, стальной или серебряной оплеткой. Диапазон скрипки – «соль» малой октавы – ля четвертой и выше.

История происхождения скрипки

Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.

XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.

Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.

В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.

Необходимые навыки

Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.

«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое

Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.

Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.

Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.

Поза

Мужчина играет на скрипке

На скрипке можно играть разными способами. Большинство игроков держат нижнюю часть инструмента между левым плечом и челюстью, часто при этом используются полупостоянная опора для подбородка и съемная опора для плеча . Если держать инструмент правильно под подбородком, скрипач может отпустить инструмент руками, и он останется там прочно. Другие распространенные способы удержания инструмента включают сидячую позу Карнатика , когда свиток лежит на ступне, или удерживание « кита » или « сумочки » учителя танцев вдоль предплечья за нижний край грудной клетки, даже если это не очень традиционные приемы. В Марокко скрипку часто держат в вертикальном положении, опираясь на бедро сидящего игрока, при этом левая рука стабилизирует равновесие во время аппликатуры.

Аксессуары для опоры для подбородка и плечевого упора бывают самых разных стилей и форм, поэтому каждый может найти комбинацию, которая наилучшим образом соответствует его телосложению и стилю игры. Поиск идеальной комбинации в некоторых случаях может быть долгим. Каким бы ни было снаряжение, игрок обычно стремится поддерживать сбалансированное, естественное и удобное положение с прямой спиной, особенно шеей. У многих скрипачей на шее есть красноватая отметина, так называемый «засос скрипки» (или «засос скрипача») от длительного давления в этом месте. Пятно может усугубляться аллергической реакцией на никелирование зажимных приспособлений для подбородочного упора или микробными патогенами, присутствующими на инструменте.

Сохранение левого запястья расслабленным и почти «прямым» дает свободу движений пальцев и снижает вероятность травм от повторяющихся деформаций . Сжимать запястье, чтобы «поддержать» скрипку пяткой руки, — неприятная привычка, в которую впадают многие начинающие музыканты, и для ее преодоления могут потребоваться годы постоянной бдительности. Левое предплечье будет довольно сильно , а левый локоть вытянут медиально или вправо. Иногда игрокам можно посоветовать поднести левый локоть так, чтобы он мог его видеть, чтобы легче было дотянуться до нижних струн.

Поднимать любое плечо сверх естественного расслабленного положения — легко приобрести привычку, даже не замечая этого. Как и любое другое неоправданное натяжение, оно ограничивает свободу движений и увеличивает риск дискомфорта, снижая при этом качество звука

Полезно обратить внимание на «квадрат», образованный правой рукой и луком, удерживая его в плоскости и отмечая, какие части «ведут» в движениях, перекрещивающихся с тетивой.

Происхождение скрипки

Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.

Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.

У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.

Минусы игры на скрипке

  • Рабочий день. Он состоит не столько из выступлений, сколько их подготовки к нему. Постоянные репетиции – это не для слабонервных: придется много трудиться, причем повторять одно и то же.
  • Повторение одних и тех же композиций. В работе скрипача нет разнообразия. И это, по правде говоря, пугает не на шутку. На такой работе люди быстро выгорают, у них повышается уровень стресса, и это уж точно не способствует ни хорошему отношению к работе (пусть горячо и любимой – от повторения одно и того же быстро устаешь), ни улучшению навыков, ни появлению желания заниматься чем-то новым и более сложным. Люди выгорают – и это очень печально, крайне, крайне печально, особенно учитывая, что в силу музыкального образования они обычно теряют возможность устроиться на другую работу.
  • Сложное обучение. Обычно скрипачи в оркестрах – это люди, настрадавшиеся в детстве (а иногда и в юношестве – те, кому особо не повезло). Так, берут в такие места (и консерватории) только после полного курса музыкальной школы. Обычно года могут варьироваться, но 7 лет (средний показатель) – это уже немало. 7 лет после школы каждый день идти в музыкальную школу, а по приходу домой тренироваться вновь и вновь, не имея возможности ни провести время с друзьями (если их вообще удалось завести), ни посмотреть что-нибудь, ни отдохнуть как-нибудь. Пусть и считается, что музыкальные школы (а вместе с ними и художественные) развивают детей, на деле же все происходит наоборот: в детях, по словам некоторых психологов, убивается детство. А потерянные социальные навыки (и возможность заняться чем-то по-настоящему интересным) уже не вернуть. Конечно, можно работать и не в оркестрах, но много особо таким не заработаешь. Исключение – те, кому удалось попасть в группы, к примеру, кавер-группы струнных исполнителей.
  • Утерянная социализация. Про нее только что было сказано: мало времени – мало друзей. Вот и все. Это весьма печально, но музыканты часто и чаще замыкаются на себе и своем окружении, нежели ищут разносторонние интересы на стороне.
  • Тяжелый труд. Учиться играть на скрипке тяжело. Морально – ни друзей, ни интересов, ни отдыха, — и физически – без сна, без перерыва (почти) постоянно играть, стачивая пальцы нитями. В конце концов кончики пальцев человека-скрипача теряют чувствительность. Это не страшно: если перестать играть, кожа обновится, и жесткие «подушечки» уйдут. Но, увы, скрипачу нужно играть, чтобы жить и кушать, так что о мелкой чувствительности можно забыть.
  • Дорогой инструмент. Не такой и сложный в плане «найти и купить», как орган, конечно, но все же. Гитары продаются повсюду, пианино и фортепиано (а также синтезатор – тоже). И стоит немало – недешево. Скрипка – удовольствие не для каждого, да и по карману не всем подойдет.

FAQ

Почему первой стала именно скрипка?

Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.

Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?

Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.