Как красиво фотографировать на телефон

Переключайтесь на ручной режим

Чем раньше вы начнете по-настоящему контролировать экспозицию, тем раньше перестанете быть человеком, который просто щелкает по кнопкам. Это не всегда легко – вам потребуется узнать многое об измерениях, экспозиции, фокусе и других вещах.

Выход за рамки режима автоматической экспозиции – самый главный шаг для перехода от новичка до мастера. Когда вы начнете контролировать фотографию и научитесь разбираться с нюансами экспозиции, то перевернете работу с ног на голову и сможете предвидеть результат. Вы будете использовать подсветку, создавать креативную экспозицию, а также придумаете множество сценариев, с которыми камера справится самостоятельно.

Отличный промежуточный шаг – научиться контролировать один дополнительный фактор за раз. Начните с понимания ISO, его влияния на снимок и свет, который попадает на сенсор. Затем можно перейти к контролю выдержки и апертуры, также изучив визуальные изменения от них. Работа над выдержкой или апертурой – важный тренировочный шаг на пути к полному ручному контролю экспозиции.

Ошибка в настройке экспозиции

Если фотограф ошибся с настройками экспозиции и получил очень тёмную (очень светлую) фотографию, то и фон и модель будут близки по яркости — и нам сложно будет отличить одно от другого. Вопрос очевиден: а почему фотоаппарат не смог зафиксировать контраст модели и фона — на самом деле контраст был очень высоким (например, фон был чёрным, а платье модели — белым).

Тут можно вспомнить о такой характеристике фотоаппарата, как динамический диапазон. Не вдаваясь в сложные технические подробности, для простоты, скажем, что динамический диапазон фотоаппарата — это диапазон яркостей, которые он (фотоаппарат) может зафиксировать.

И если фотограф неправильно настроил выдержку, диафрагму и светочувствительность, тогда световой поток будет слишком большим (или малым) и фотоаппарат сможет запечатлеть лишь часть контраста фотографируемой сцены — остальная часть контраста будет безнадёжно утеряна и на изображении будет область белых точек или область чёрных точек, внутри которой не будут видны детали, а общий контраст на фотографии будет меньше реального.

Что же делать? Ответ прост — научиться настраивать фотоаппарат и ориентироваться на гистограмму яркости.

Всегда берите камеру с собой

Вы никогда не получите хорошие снимки, если камера лежит дома. Я сказал себе, что, если хотя бы раз оставлю камеру дома, в этот день я потеряю шанс выиграть награду за фотожурналистику, которую я так ждал. Поэтому меня редко можно увидеть без фотоаппарата

Не важно, носите ли вы с собой зеркалку или iPhone с вашим любимым приложением, инструмент для фотосъемки должен быть всегда под рукой!

Более того, философия «всегда носи с собой» во многом сформировала мои недавние решения касательно оборудования. Я не куплю еще одну огромную тушку, которая будет лежать в сумке, ведь какая разница, насколько она качественная, если она все равно не будет задействована. Этого мне совершенно не надо.

Расставляйте приоритеты для объективов

Ключ к избеганию лишних трат на оборудование – делать разумные покупки и сразу же использовать их. Первые два года моей карьеры фотографа прошли в перескакивании от одной тушки к другой. Я гнался за мегапикселями, большим количеством точек фокуса и всем, что, по моему мнению, должно улучшить снимки

В процессе я всегда находил способ избежать покупки того, что было действительно важно: объективов!

Если привязаться к дешевому китовому объективу, который продается вместе с камерой, вы ограничите свои возможности. Хотя со стандартным объективом можно делать отличные снимки, у него есть свои ограничения; обычно это 18-55мм объективы с медленной апертурой, которая заставляет снимать только в хорошо освещенных местах. Если сократить ее до f/8 или около того, снимки будут резкими, но недостаточно.

Может показаться, что этот пункт противоречит одному из предыдущих, постоянно требуя больше оборудования для лучших снимков, но в покупке объективов есть разумное зерно. Намного важнее сделать правильный выбор, купив более быстрый (с широкой апертурой) объектив, который будет выдавать отличные снимки.

Идеи красивых фотографий

Несколько идей красивых фотографий.

С парнем

Фотографии влюбленных, сидящих вдвоём на скамейки в парке или целующихся на празднике, изрядно надоели. В них нет ничего необычного. Кадр должен нести некий посыл. Тогда, посмотрев на снимок через несколько лет, можно воспроизвести в памяти все краски чувств запечатлевшегося момента времени.

«Ты мое солнце и звезды». Нарисовать на спине парня звездное небо. Рисунки созвездий можно найти в интернете, а воспроизвести их не составляет никакого труда. Можно использовать любые краски. Все зависит от фантазии. В роли фона, возможно, выбрать белую простынь, постелив ее на полу.

«Сплетены навсегда». Изобразить на руках пары корни деревьев до локтя. Взяться за руки, обхватив запястьями руку партнера. Тоже действие повторяет вторая половина пары. Сфотографировать одни руки с рисунком на белом фоне.

«Мы ранены любовью». На спине парня создать имитацию ран. Для этого надо нанести клей ПВА на тело в хаотичном порядке. Далее наложить куски ваты, придав рваный вид. На вату нанести руками тональный крем. Растушевать поверхность красной краской с помощью кисти для рисования.На чистые участки тела частично нанести смесь из тонального крема и краски, создавая впечатление царапин. Передним планом должна выступить спина парня. Партнерша обнимает возлюбленного, обхватив руками участки ран.

С девушкой

Отдельный объект. Фотографируется конкретный участок тела. Это могут быть руки, глаза, губы и т.д. Можно нанести любой рисунок. На переднем плане обязательно должна быть девушка. В роли заднего фона выступает парень.

С цветами

Цветы в очках. Из очков удалить стекла, оставив одну оправу. На пустые места вставить цветы.

Цветочная лента. Вырезать из материала, выбранного пожеланию, полоску шириною 2 -3 см. Длина должна соответствовать обхвату шеи. С помощью клея закрепить цветы на ленте по всей длине. Бутоны должны быть небольших размеров. Повязать цветочную ленту вокруг шеи.

С машиной

Облокотившись на капот машины. Одна нога поднята на колесо. Руки на груди сплетены между собой.

На капоте машины. Положение тела произвольное на собственное усмотрение.

В зеркале

  1. Встать вполоборота. Вид будет казаться стройнее.
  2. Руки должны быть видны на передней части тела (лицо, бедро и т.д.).
  3. Плечи опущены.
  4. Спина прямая.
  5. Одна нога согнута в колене и немного выступает вперед.

Главное отключить вспышку, иначе ее блики будут видны на снимке.

На аватарку

Аватар – первое, что представляет личную страницу в сети.

Улыбка. Кадр со смайлом воспринимается людьми позитивно.
Портрет должен быть сделан крупным планом или по пояс.
Правильный ракурс. Положение камеры выше или ниже глаз дает разный эффект. Надо выбрать наиболее удачный.
Не помещать лицо в центр кадра. При кадрировании оставить больше свободного пространства в направлении взгляда.
Выбрать естественное освещение вместо вспышки. Например, свет, исходящий от окна.
Выбрать простой размытый фон без деталей.
Добавить креатива

С нестандартной подачей важно не перестараться.

Как сфотографировать саму себя

Селфи – один из самых распространенных видов фотографий. Но не всегда такие снимки получаются удачными. Необходимо знать несколько секретов, чтобы свое изображение радовало глаз:

  1. Расслабленность. Напряженный вид в кадре смотрится неудачно.
  2. Правильный ракурс. Помогут тренировки перед зеркалом. Надо выбрать самую удачную и понравившуюся позу.
  3. Уловить блики в глазах. Для этого надовыбрать подходящее освещение (солнечный свет и т.д.).
  4. Правильная осанка (описана выше).
  5. Телефон держать выше лица. Это поможет избежать второго подбородка.
  6. Смотреть в камеру в три четверти. Лицо не должно быть прямо направлено.
  7. Не подводить телефон близко к лицу. Держать на расстоянии вытянутой руки.
  8. Повернуться к одному источнику света. Так убираются тени на лице. Это касается магазинов, кинотеатров и других общественных мест, где света всегда много.
  9. Горизонт должен проходить на уровне шеи (груди) и быть параллелен краю кадра.

Направление взгляда и движения в кадре

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы обычно оцениваем и любое изображение, любую картину. Поэтому считается, что смысловой центр лучше располагать в правой части фотографии. Таким образом взгляд и главный объект на картине как бы движутся навстречу друг другу. Такой прием способствует созданию гармонии в кадре.

!!!НО: если мы хотим показать много воздуха и пространства вокруг героя, его лучше расположить слева.

Снимая движущийся объект (автомобиль, идущего человека, летящую птицу), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Чтобы ему было куда идти. Эта же рекомендация касается взгляда в портрете. Оставляйте место с той стороны, куда смотрит герой, чтобы его нос не упирался в границы кадра.

!!!НО: если вы хотите передать безысходность, усталость, ограниченность, угнетенность, пусть герой снимка идет в никуда и пусть его взгляд упрется в край кадра.

На фотослете-2019 Наталья Прядко проводила воркшоп на азиатскую тему. Было отснято много кадров в разных ракурсах. Но журнал Vogue опубликовал именно тот кадр, в котором сборщица риса упирается в край кадра. Такая композиция передает ощущение усталости, большого объема проделанной работы, трудного пути, который остался позади. И нет просвета впереди. Непростая история. Сравните этот кадр с другими фото из серии.

Меняется видение

Когда вы начнете серьезно подходить к фотографии, то никогда больше не увидите вещи по-прежнему. Если ваш опыт критичного изучения вещей такой же, как у меня, вы заметите, что начали пристально разглядывать каждую увиденную фотографию и видео. Для меня почти невозможным стало смотреть фильм, не анализируя кинематографию и способ съемки. Кино – уникальная среда, но я все еще черпаю много вдохновения от профессиональных фотографий.

Как только вы начнете гнаться за хорошими снимками, можете рассчитывать, что ваш стиль жизни изменится. Ранее пробуждение или бодрствование до поздней ночи, чтобы получить уникальное освещение станет рутинной частью жизни. Лично я считаю, что пристальное изучение хороших снимков – отличный способ улучшить свои работы. Если с головой окунуться в мир фотосъемки, это заставит правую долю мозга работать активнее.

Купите быстрый полтинник

Если у вашей текущей камеры взаимозаменяемый тип объективов, я не могу придумать лучший «второй» объектив, чем 50мм. Обычно их апертура f/2, f/1.8, f/1.4, что отлично подходит для съемки в условиях плохой освещенности и позволяет контролировать глубину резкости так, как китовый объектив никогда не сможет. Если вы используете меньший сенсор формата APS-C, 35мм объектив создаст почти такое же поле зрения, как полтинник на полнокадровой камере.

Для меня главная креативная возможность – это контроль глубины резкости. Если вы не знакомы с этим понятием, оно отвечает за то, сколько содержимого кадра находится в фокусе. Объективы с широкой апертурой (как, например, f/1.8 полтинник) позволяют оставить в фокусе только небольшую часть снимка.

Курсы по основам фотографии

До того как выбрать конкретное направление фотографии, рекомендуем изучить основы профессии. Онлайн-курсы предлагают обучение разным жанрам, чтобы подготовить специалиста широкого профиля. После такого курса можно углубиться в одно из направлений или быть универсальным фотографом.На уроках студенты изучают: работу с техникой, съемку разного формата, композицию и свет, ретушь и цветокоррекцию, обработку и подачу материала.

ПрофессияФотограф от Skillbox

Учиться можно в удобном для себя темпе, совмещая курс с работой. За первые полгода учебы можно заплатить позже. Студентов ждут лекции, практика, воркшопы, съемки. В портфолио будут снимки разных жанров. И диплом поможет найти работу.

Официальная страница курса

225 000 руб. Скидка для первых 20 студентов -40%. Рассрочка на 3 года по 4 355 руб./мес. Первый платеж через 6 месяцев.

1 год. 5 онлайн-курсов (на выбор). 72 модуля. 360 видеоуроков. От 3 до 5 часов в неделю на обучение.

В чате Telegram можно задавать вопросы куратору. Преподаватель проверит домашние работы и даст фидбек по каждой.

Практические задания с проверкой после каждой темы + съемки с заказчиком. По итогам 30 фотографий в портфолио.

Диплом Skillbox после успешной сдачи дипломного проекта.

Примеры работ преподавателей

  • Работа преподавателя курса
  • Работа преподавателя курса

Фотографияс нуля от Skillbox

Обучение основам с нуля (на практике). Курс подходит тем, кто никогда не фотографировал. Доступ к лекциям остается навсегда. Автор курса — Катя Туркина, фотограф Vogue, Elle, L’Officiel.

Официальная страница курса

67 000 руб. Рассрочка на 12 месяцев по 3 908 руб./мес. Скидка −30% для первых20 студентов.

8 месяцев. 2 модуля, 32 темы. 160 видеоуроков. От 3 до 5 часов в неделю на теорию и практику.

Преподаватель проверяет домашние задания и дает фидбек. Куратор поможет с вопросами по курсу в telegram-чате.

В конце в портфолио будет серия снимков в разных стилях. Домашку можно делать в удобном для себя темпе.

Диплом Skillbox с указанным количеством модулей.

  • Автор Катя Туркина
  • Автор Катя Туркина

«Time Blending»от Фотошоп-мастер

Обучение новой технике съемки — Time Blending (композитная фотография). Фотографируйте пейзажи, городские ландшафты, архитектуру и панорамы по-новому. Это 2 часа freeze съемки и столько же времени обработки.

Официальная страница курса

5 490 руб. Потраченные деньги можно вернуть в течение 15 дней.

3 недели. 8 тематических модулей. 2 часа 30 минут видеоуроков.

Куратор проверяет практические работы, и даст ответы на вопросы по съемке и обработке.

Нужно составлять композиции с фотографий автора. Практика на 4 локациях.

Именной сертификат.

Vk.com.

  • Автор Вадим Щербаков
  • Автор Вадим Щербаков

Основы фотографииот Profile Virtual School

Онлайн-курс в гибридном формате. Студенты получат неограниченный доступ к записанным урокам, а на вебинарах преподаватель проверяет домашние работы. Вопросы можно задавать в прямом эфире. После вебинара еще будет время для неформального общения.

Официальная страница курса

9 500 руб. Только одним платежом. Забронировав место на курсе, оплатить можно после первого занятия.

8 недель. 16 занятий по Вт и Пт. 8 видеоуроков и 8 онлайн вебинаров. Одно занятие длится 2 часа.

Это гибридный курс с упором на качественную обратную связь и интерактивную работу студентов.

Домашнее задание после каждого урока. Всего 15 домашек. Дипломного проекта нет.

Студенты, набравшие итоговый балл — 75% и выше, получат сертификат по почте.

, Vk.com, на оф. странице курса.

Примеры работ студентов

  • Автор Екатерина Фролова
  • Автор Каролина Король
  • Автор Павел Песок

Рекламнаяфотография от Skillbox

Лучше всего платят за рекламную фотографию. Обучитесь предметной и коммерческой съемке в удобном для себя темпе. На курсе много практики, а в конце защита дипломного проекта. Партнер курса — Eight Agency, ведуще агентство рекламных фото в РФ.

Официальная страница курса

Как выбрать технику и с чего начать

Для того чтобы подобрать технику для начинающих, нужно оценить финансовые возможности и навыки, которыми человек сейчас владеет. Чем выше стоимость товара, тем шире ассортимент возможностей. Однако неопытным фотографам лучше приобрести простой автоматический прибор.

В основном сейчас продаются цифровые модели, которые делятся на 2 категории:

  1. Автоматические с ограниченным набором функций.
  2. Зеркальные, использование которых без опыта невозможно.

При отсутствии знаний, как профессионально фотографировать, стоит отдать предпочтение максимально автоматизированной камере или телефону. Аппаратами с меняющейся оптикой пользуются только профессионалы.

Как выбрать объектив

Она отвечает нескольким основным параметрам:

  1. Высокое качество.
  2. Низкая цена.
  3. Универсальность.

Кроме объектива, в профессиональной камере важную роль играет вспышка.

Nikon D810 – пример отличной зеркальной камеры.

Ее нужно отбирать по 3 критериям:

  1. Мощность света.
  2. Производитель. Этот пункт особенно важен, т.к. модели китайских производителей не отличаются высоким качеством.
  3. Скорость перезарядки.

При необходимости можно попросить консультанта помощь в выборе.

Карта памяти

Перед тем как приобрести карту памяти, нужно изучить технические особенности фотоаппарата, чтобы понять, какая флэшка подойдет. Лучшими производителями данного аксессуара являются компании

  • Transcend;
  • SanDisk;
  • Kingston.

Хорошая модель не может быть дешевой.

Если в магазине при покупке фототехники продавец предлагает взять бесплатно или со скидкой карту памяти, то это не более чем маркетинговый ход. Хорошая модель не может стоить дешево.

Штатив

Для создания профессиональных фотографий необходим штатив, потому что любое движение камеры размывает снимок.

Штатив необходим для четких фотографий.

Выбирая предмет, нужно обратить внимание на 4 параметра:

  1. Рабочая высота. Это промежуток от земли до фотоаппарата. Лучше, если максимальная высота окажется больше роста человека.
  2. Размер техники и ее вес. Нужно отдавать предпочтение компактным и легким моделям, сделанным из композитных материалов. Такие штативы не сломаются под весом аппаратуры, но при этом легко переносятся.
  3. Аксессуары. Большая часть штативов продается с полным набором дополнительных деталей, однако лучше самостоятельно докупить все необходимое под стиль фотографии.
  4. Чехол.

Это дорогое хобби

Фотография – недешевое удовольствие, особенно, если вы планируете активно покупать оборудование. После покупки своей первой зеркалки, вы подписали обязанность покупать «систему» объективов и вспышек, которые работают только с этой маркой. Если после такого вам захочется продать всё и перейти на другой бренд, это может обойтись в немалую сумму (я достаточно раз это делал и знаю, о чем говорю).

Есть два подхода, чтобы избежать затратной стороны фотосъемки: первый – не привязывайте успех к используемому оборудованию. То есть, нельзя убеждать себя, что дополнительный объектив сделает ваши работы идеальными. Когда дело доходит до оборудования, не существует магической палочки; лучший подход – постепенно и вдумчиво докупать все необходимое.

Во-вторых, сократите стоимость при помощи экономии. Покупка подержанной техники поначалу казалась мне пугающей, но со временем стала шансом купить камеры и объективы, которые были за гранью моих возможностей. Умные решения, такие как покупка быстрого фикс-фокуса (больше об этом далее) поможет справиться с синдромом сбора оборудования. Продолжайте чтение и узнаете о том, как делать правильный выбор.

Экспозиция

Фотография – это свет. Новички часто думают, что вся «магия» происходит в фотоаппарате, но на самом деле за «волшебство» отвечает именно освещение. Фотографы говорят, что хорошо освещенный объект можно снять плохо, а вот плохо освещенный предмет или человек никогда не получится хорошо.

Для того, чтобы света было достаточно, вы должны иметь представление о т.н. «треугольнике экспозиции».

Во время съемки камера открывает затвор и начинает пропускать свет через линзу. Далее свет попадает на матрицу камеры и обрабатывается как изображение. Качество финального снимка зависит от трех факторов:

Диафрагма. Определяет, насколько открывается линза (и, соответственно, сколько света попадает на матрицу). Измеряется в отношении фокусного расстояния к размеру отверстия (f/2, f/5, f/11 и т.д.). Чем меньше цифра после слэша, тем шире диафрагма. А чем шире диафрагма, тем больше света вы получите и тем лучше будет фотография. Кроме того, этот показатель влияет на глубину резкости.

Выдержка. Параметр определяет, насколько долго открыт затвор фотоаппарата. Выдержку измеряют в секундах и долях секунды (1/200, 1/60, 5 сек. и т.д.). Работа с выдержкой дает простор для экспериментов – в частности, с количеством света на матрице и с четкостью картинки. Если значение высокое – фотографии будут размытыми, если выдержка будет короткой – наоборот, четкими (даже если во время съемки они быстро двигались).

Светочувствительность – способность матрицы воспринимать свет. Измеряется в единицах ISO (100, 400, 6 400 ISO и т.д.). Если светочувствительность большая – вы получите возможность снимать при плохом свете, но заплатите за это так называемым «шумом» (на фотографии появится некоторая «зернистость»).

Вот это – и есть «треугольник экспозиции». Ваша задача – знать и понимать эти три характеристики, и подбирать под каждую ситуацию идеально подходящие параметры.

Как научиться фотографировать с нуля

Чтобы поймать тот самый момент, сделать так, чтобы он превратился в искусство, нужно сделать несколько вещей. Первое -хотеть этого. Второе, все сделать для этого, запасясь всем необходимым.

Разделите все это на несколько этапов.

Этап №1: подготовка. Профи считают, что не от камеры (цифровой, зеркальной, камера на мобильнике и т.п.) зависит успех

Важно еще место, композиция. Хотя грешно будет пренебрегать качественной техникой

Только, как говорилось выше, выкладывать последние кровные на навороченные камеры нет смысла. Достаточно бюджетной зеркалочки. С ней вы точно сможете научиться азам фотосъемки, замечать прогресс или регресс на своем пути к искусству фотографии и понимать, где вы ошиблись, строя кадр.

Этап № 2: правильно фотографировать. Вряд ли кто-то, впервые взяв камеру в руки, сделал шедевр. Таких — единицы. Поэтому приготовьтесь к неудачам. Не вы — первый. Промахи бывают у всех. Учитесь правильно фотографировать, читая спецлитературу, знакомясь со своей техникой поближе, чаще фотографируя любые объекты в любое время дня и ночи, при любом освещении. Купив камеру, сразу изучите настройки:

а. диафрагма: узнавайте принцип работы камеры, всех ее комплектующих. И помните, что диаметр диафрагмы (небольшого отверстия) регулируется вами. этим вы изменяете освещаемость съемки;

б. выдержка: речь о времени, в которое через открытый затвор свет попадает в матрицу; если менять ее значения, вы получите классный снимок;
в. ISO: речь о чувствительности камеры, о восприимчивости матрицы к свету; если менять значения выдержки и диафрагмы, вы добьетесь определенного значения экспозиции.

Этап № 3: выбор режима съемки. Есть разные т.н. творческие режимы, кроме которых есть и такие понятия, как автоматический режим и работа со вспышкой; надо помнить, что автоматический режим — это встроенная программа, которая определяет, где делается нужный акцент, на чем сфокусироваться, какие настройки нужнее под положение объектива.

Этап 4: что главное для ремесла фотографа. Это самообучение и желание совершенствоваться в стиле, знакомясь с новым.

Этап №5: знакомство с советами профи.Вот только несколько таких советов:

1. делайте побольше фото, чтобы вы могли выбрать лучшее;
2. помните о золотом сечении и показателях композиции;
3. стремитесь заполнять целиком кадр, акцентируя то, что вам надо, светом и цветовыми акцентами;
4. создавайте естественный контраст на фотоснимке;
5. не забывайте о правильном фокусе съемки;
6. старайтесь обыгрывать кадр подручными средствами;
7. во время съемки выбирайте правильную точку, с которой получится хорошая съемка;
8. учтите то, что во время съемки может быть много людей, и их надо показать в выгодном ракурсе, а снимая портрет, надо выбрать ракурс, чтобы человек не был снят снизу вверх.

Не ленитесь. Читайте много. Смотрите фотографии знаменитых фотографов. Изучайте секреты фотографии. Фотографируйте. Используя эти и другие советы, вы, несомненно, будете делать каждый раз все новые и новые шаги вперед. А значит, фотографии будут получаться все совершеннее.

Золотые треугольники

Правило золотого треугольника работает по аналогии с правилом третей. Только вместо сетки прямоугольников мы делим кадр диагональной линией, идущей от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов, ведя их перпендикулярно к диагональной линии. Это делит кадр на ряд треугольников. Этот способ съемки помогает ввести элемент «динамического напряжения». Как и с правилом третей, мы используем линии (треугольники, в данном случае), чтобы помочь выделить положение различных элементов в сцене.

Фотография Барри О’Кэррола с Эйфелевой башней использует «правило треугольников» деликатным способом. Головы статуй создают «подразумеваемый треугольник». Эта линия ведет нас к Эйфелевой башне на заднем плане. Короткая линия справа проходит в точности между двумя статуями. Короткая линия слева соединяется с диагональю как раз на полпути к Эйфелевой башне.

Правило треугольников может показаться более сложным с точки зрения композиции, но результат его использования может быть действительно потрясающим. 

Полезные советы для начинающих фотографов

Как выбирать кадр? Типичные ошибки.

Самая распространенная композиционная ошибка — расположение ключевого объекта в центре кадра. Этого следует избегать, следуя главному правилу построения кадра — правилу золотого сечения.

Мысленно делим изображение на 9 частей, как показано на рисунке выше и ключевые объекты в кадре стараемся «приятнуть» к линиям золотого сечения. При горизонтальной компоновке кадра правило золотого сечения работает точно так же.

Фотографируя человека в полный рост, не помещайте его лицо в центр кадра. Во-первых, вы наверняка обрежете ему ноги, во-вторых, поле кадра будет использовано нерационально. Человек получится мелко, зато над головой у него будет много лишнего пространства. Лицо человека разместите в кадре на уровне верхней линии золотого сечения или чуть выше.

Выбирайте оптимальную дистанцию съемки. Если снимать объект издали, то он получиться слишком мелко, вокруг будет много лишнего пространства с ненужными деталями, а его детали самого объекта съемки будут плохо различимы.

Не снимайте против источников света — почти наверняка на фотографии получится лишь темный силуэт объекта съемки. Если других вариантов нет, попробуйте подсветить объект вспышкой.

Фотографируя группу людей, обязательно сделайте несколько снимков. По закону подлости почти наверняка кто-то моргнет, отвернется или состроит такое лицо, что хоть образа выноси 🙂

Если фотографируете ребенка, не снимайте «сверху вниз», не поленитесь присесть.

Используйте трансфокатор (зум) в соответствии со снимаемым сюжетом. Не снимайте крупноплановые портреты широкоугольным объективом, это искажает пропорции лица. Оптимальный диапазон фокусного расстояния для съемки портрета — 80-130 мм. (Соответствует зуму 3-4х у большинства компактных аппаратов). Для съемки портрета во весь рост используйте фокусное расстояние порядка 35-50 мм. (1.5-2x зум у цифрокомпактов).

О фотосайтах

Фотосайты это очень полезное средство обмена опыта опытом между авторами разных уровней и направлений творчества. Для новичков это прежде всего возможность получения отзывов и критики со стороны других авторов, для более опытных фотографов — поиск новых идей. Я вспоминаю, как сам зарегистрировался на Photosight.ru (это был 2002 год) и послал туда свою первую работу. На нее пришло всего 2 комментария, но положительных, это дало мне новый стимул работать над собой. Некоторые работы были удачные, встречались публикой достаточно тепло, но многие втаптывались в грязь. Тогда меня это конечно обижало и расстраивало (эти фотографии мне самому очень нравились!), многие из таких работ я удалил с сайта, но спустя год я понял, что критики были правы.

На фотосайте на первом этапе нужно больше слушать, чем говорить. Смотрите чужие фото, читайте комментарии. Прежде чем кого-то критиковать, сравните уровень работ этого автора со своими работами. Со временем вы научитесь отличать действительно хорошие фотографии от «ширпотреба». Главное — быть честным по отношению к другим авторам. Если чья-то работа нравится, не стесняйтесь похвалить. Если не нравится — не поленитесь корректно написать, почему не нравится. Если будете только хвалить, то вас тоже будут хвалить в ответ — вы не получите обоснованной критики и безвылазно застрянете на своем уровне (зачем куда-то расти, если мои работы всем нравятся?). Таких авторов пренебрежительно называют «медоносами». Они вовсю ставят отличные оценки фотографиям своих «друзей по переписке», за что те им отвеч

Как не надо фотографироваться

  1. Не стоять прямо. Одну ногу выставить немного вперед. Такое положение визуально удлиняет нижние конечности.
  2. Уровень горизонта не должен проходить по голове.
  3. Не делать кадры без акцента. Обо всем и ни о чем.
  4. Ковры, обои и прочие предметы домашнего быта – запрет для фотографий.
  5. Следить за тем, что попадет в кадр. Наводиться камерой только на нужный объект.
  6. То, что находиться впереди объекта, не должно его закрывать.
  7. Повороты головы вверх или вниз не приветствуются. Черты лица искажаются. Лучше наклонять голову в разные стороны.
  8. Не закрывать шею. Образ становится тяжелым.
  9. Сильно согнутые колени плохо сказываются на общем образе.
  10. Избегать прямых ракурсов.
  11. Руки не должна быть прижаты к телу.

Помня обо всех предостережениях и придерживаясь вышеописанных правил, сделать хороший снимок не составит никакого труда. Выбрав правильную позу и подключив фантазию, можно создать отличный кадр, способный подарить только положительные эмоции. На такое фото приятно будет посмотреть много лет спустя.

Сложность фотографии

Проблема фотографии в её обманчивой простоте. Если ещё полвека назад фотограф обязан был знать, что такое выдержка, диафрагма, чувствительность плёнки, наведение на резкость и т.д., то в настоящее время технический прогресс позволил практически полностью автоматизировать процесс съёмки. Управиться с современной цифровой камерой, не говоря уже о камере, встроенной в мобильный телефон, сможет даже ребёнок. Никому и в голову не приходит, что фотографии нужно учиться. Да и чему тут собственно учиться? Point & Shoot – наведи и снимай!

Живопись никому не кажется настолько простой. Хотя чего в ней сложного? Макай кисть в краску да мажь по холсту! Легко? Легко. А картины писать получается почему-то далеко не у всех.

Может быть, литераторам живётся вольготнее? Ведь нынче любой человек с клавиатурой уже писатель (и этот сайт тому подтверждение). Что может быть проще? Нажимаешь на кнопки – на экране появляются буквы. Но, далеко не каждый в состоянии сесть и написать «Войну и мир». Кстати, у Льва Николаевича даже клавиатуры не было.

Вернёмся к фотографии. Поверьте, навыки обращения непосредственно с фотоаппаратом – это самое несложное из того, что должен уметь хороший фотограф. Умение видеть свет, строить композицию, выражать свои мысли и эмоции через фотографию – вот чему действительно трудно научиться. А учиться нужно, и современные автоматизированные камеры – большое тому подспорье. Они в значительной степени освобождают вас от чёрной работы вроде определения экспозиции или наведения на резкость, позволяя всецело сосредоточиться на творчестве.

Равновесие и дисбаланс в кадре

Равновесие (или баланс) в фотографии ощущается тогда, когда все включенные в кадр элементы сбалансированы между собой. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением тональных пятен, предметов и фигур в рамке кадра.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, причем визуальное равновесие по горизонтали (то есть справа и слева) гораздо сильнее для восприятия, чем по вертикали (то есть сверху и снизу). Однако для этого закона композиции важно не буквальное равновесие разных частей кадра, а их визуальный вес, то есть количество внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения. Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии

Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре, оставить бездну за спиной скалолаза или под ногами канатоходца

Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии. Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре, оставить бездну за спиной скалолаза или под ногами канатоходца.

Равновесие и дисбаланс в кадре помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять этот вес по всему кадру.