Гении-самоучки. великие режиссеры, не имеющие профильного образования

Содержание

Режиссер и продюсер

На крупный проект режиссера часто нанимает кинокомпания или отдельно взятый продюсер, обладающий полной властью над ходом работы. Он может смело заменить одного режиссера на другого, и в индустрии, к сожалению, это нередкое явление. Отношения режиссера с продюсером — оплот всей дальнейшей работы. Именно продюсер может воплотить задумки режиссера в жизнь, найдя специалистов и выбив под это дело бюджет. Зачастую он ведет проект от самого его зарождения до финальных сборов от проката в кинотеатрах или продаж на интернет-платформах. Но не стоит путать: продюсер — это руководитель проекта, а режиссер — руководитель фильма. Оба преследуют один результат — сделать аудиовизуальное произведение, которое понравится зрителям. Нередко конфликт режиссера с продюсером заключается в том, что первый хочет «сделать красиво», а второй хочет сэкономить. Когда «нет бюджета, и мы просто не можем построить коридор космического корабля в павильоне», найти общий язык довольно сложно. Но секрет успешной работы кроется в коллаборации и умении находить компромиссы. Режиссеру в индустрии сегодня не будет лишним понимать, как устроен процесс продюсирования фильма, чтобы лишний раз не тратить время на «раскатывание губы», а искать более простые решения. И если вам кажется, что я сейчас говорю о малобюджетном отечественном кино, то нет. Даже на дорогостоящих по нашим меркам голливудских проектах режиссеры бывают ограничены временем, пространством, бюджетом и многими другими вещами, которые продюсер попросту не способен им дать. Коммуникация «режиссер-продюсер» — это постоянная работа над «тем, что мы имеем» и оценка своих сил. Ни в коем случае не борьба с «узурпатором и ограничителем творческого процесса».

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия высокооплачиваемая.
  2. Профессия перспективная, специалисты востребованы на рынке услуг.
  3. Можно работать как в известной компании, так и на частной основе, создавая авторское анимационное кино.
  4. Перспективы карьерного и профессионального роста.
  5. Использование новейших техник анимации.
  6. Работа не связана с тяжелым физическим трудом.
  7. Возможность принимать участие в отечественных и зарубежных проектах, получая премии и награды.

Минусы

  1. Профессия требует материальных вложений (хороший персональный компьютер, лицензионное программное обеспечение, оборудование рабочего места).
  2. Малоподвижная работа, которая может показаться рутинной.
  3. Претендовать на высокооплачиваемую должность режиссера-аниматора без профильного образования или портфолио невозможно.
  4. Обучение стоит дорого и не каждый ВУЗ выпускает специалистов этого профиля, поэтому необходимо рассматривать перспективу переезда в другой регион на время обучения.

Специальности

За последние сто лет представления о профессии несколько изменились и возникли следующие специальности:

  • Режиссер-постановщик. Человек, который возглавляет съемочную группу, но администрированием как таковым не занимается. Он отвечает за все творческие процессы в кинопроизводстве и на телевидении.
  • Театральный режиссер. Эту специальность стоит выделить как отдельную, поскольку в сценических искусствах своя специфика работы, и мыслит постановщик спектаклей не так, как автор кинофильмов. Тем не менее мастера из театра порой достигают больших успехов и в кино (Марк Захаров, Михаил Казаков).
  • Режиссер монтажа. Специалист, который просматривает отснятый материал, выбирает вместе с постановщиком удачные дубли и занимается склейкой. Именно в монтажной рождаются фильмы и телепередачи в том виде, в каком их показывают зрителям.
  • Звукорежиссер. Отвечает за музыкально-шумовое оформление, а также запись речи актеров в кино и на ТВ. Тесно сотрудничает с композитором, в крупных проектах руководит командой операторов.

Есть в рамках профессии и более узкие специальности: режиссер анимационных фильмов, неигрового кино, эстрады, массовых представлений. В масштабных проектах постановщику часто помогает помощник. Он участвует в подборе актеров, репетирует второстепенные сцены. Несколько иная работа у ассистента режиссера – сотрудника, который исполняет мелкие поручения и решает возникающие проблемы. В этой должности часто работают студенты творческих вузов, стремящиеся подготовить почву для будущей карьеры в кино или на телевидении.

В целом работа связана одновременно с творчеством и управлением. В театре чистого искусства больше, поскольку на телевидении и в кинематографе много времени уходит на работу с техникой. Кроме того, сцена дает больше творческой свободы: в кино фантазию режиссера зачастую ограничивают продюсеры, думающие в первую очередь о финансовом успехе фильма. Поэтому люди, которых интересует искусство в чистом виде, обычно стремятся в театр.

Оплата труда

Важные качества

Профессия режиссёра-постановщика предполагает артистизм, образное мышление, хороший интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплину, высокую трудоспособность и лидерские качества

И ещё одно важное качество – чувство современности. Режиссёр должен чувствовать, насколько актуальна та или иная тема, идея в современном мире

Знания и навыки

Режиссёр должен владеть теорией и практикой режиссуры, актерского мастерства, основами сценического и музыкального оформления, операторского искусства, понимать законы драматургии. Очень важны познания в области истории литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Необходимо знание классических и современных  произведений драматургии, кинематографа. Желательно знание иностранных языков.

Обучение на Режиссера-постановщика

Драматический и музыкальный театр

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры драмы
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Факультет искусств. Специальность «Режиссура театра»
  • Театральном институте им. Б. Щукина. Режиссёрский факультет. Специальность «Режиссура театра»

И др. вузы театрального искусства.

Цирк, шоу-программы

  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС. Режиссерский факультет. Кафедра режиссуры цирка. Специальность «Режиссура цирка»
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Театрально-режиссерский факультет. Специальность «Режиссура театра». Специализация «Режиссура эстрады». Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Специализации: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и  «Режиссура шоу-программ».
  • Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Кино и телевидение

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Режиссерский факультет. Специальности: «Режиссура игрового кино», «Режиссура неигрового кино», «Режиссура анимационного фильма»;
  • Высшие курсы кино и телевидения ВГИК. Профессии: «Кинорежиссура», «Режиссура неигрового кино- и телефильма»;
  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР). Факультет режиссуры ТВ и мультимедиа.

Особенности поступления на режиссуру

Обучение на режиссера имеет свои особенности поступления. В их число входит написание шести работ: основная информация о себе, небольшая биография, интересные случаи из жизни, фоторепортаж, личный проект и предпочтения.

Это требуют для базовой оценки творческой состоятельности или профпригодности человека для данной профессии – кому как угодно.

Если успешно сданы работы, то начинается собеседование, где с абитуриентом проводят беседу и в некоторых моментах пытаются «отговорить» от поступления. В процессе разговора также узнают его кругозор.

Великие самоучки есть везде, однако это не добавляет им компетентности и это также не значит, что нужно бросать образование в надежде добиться всего самостоятельно.

В этом видео вы узнаете о профессии режиссер игрового кино:

Повторный анализ сценария

Теперь, когда сценарий усовершенствован, режиссеру необходимо провести повторный анализ сценария для обновления и расширения замечаний, чтобы полностью разобраться в целях, возникающих препятствиях, методах достижения, действиях каждого героя от сцены к сцене, шаг за шагом. Эти замечания будут бесценны во время съемки. К этой части работы часто присоединяется ассистент режиссера, здесь определяются следующие моменты:

  • Сколько актеров и каких типажей необходимо
  • В скольких сценах будет участвовать каждый актер, и сколько времени в общем будет длиться его присутствие на экране
  • Требования, количество и типы помещений/мест съемок
  • Какие трюки и спецэффекты присутствуют в фильме
  • Какие потребуются специальные костюмы и грим
  • Какие понадобятся реквизиты

Подобный анализ сценариев часто в больших фильмах выполняют профессиональные компании. Хороший анализ сценария — неоценимый производственный инструмент в фильмах любого масштаба.

Важной частью анализа сценария будет точное определения длительности каждой сцены, которая считается по долям занятого на странице текста. Количество долей страницы, занимаемое каждой сценой, в верхнем левом углу каждой сцены. С учетом того, что съемочная группа за день укладывается в 2-5 страниц сценария, что сильно зависит от многих факторов, знание общего количества сцен, отснятых за день, поможет придерживаться графика в достаточной мере

С учетом того, что съемочная группа за день укладывается в 2-5 страниц сценария, что сильно зависит от многих факторов, знание общего количества сцен, отснятых за день, поможет придерживаться графика в достаточной мере.

Особенности профессии

Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом. По существу, он переводит сценарий (литературную основу фильма) в изобразительный ряд. Он разрабатывает эскизы, чертежи декораций, мебели, подбирает реквизит, помогает при составлении сметы, в выборе мест для натурных съёмок, в изготовлении декораций. Когда фильм снят, участвует в отборе дублей, в создании графического оформления фильма (титры, заставка и пр.).

Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей. Например, чтобы снять фильм о юном Петре I, нужно передать атмосферу царских хором XVII века, воссоздать предметы быта.  И чем больше художник знает, чем больше предметов  того времени он видел, тем достовернее будет созданный им мир.

Приступая к работе над картиной, художник-постановщик сначала читает сценарий, беседует с режиссёром, и в это время вырисовывается концепция будущего оформления. Не всегда художник отталкивается от эпохи, в которой разворачивается действие, в некоторых случаях он полагается на свою фантазию и фантазию режиссёра-постановщика. Например, эскиз пепелаца для фильма «Кин-дза-дза» (вышел на экраны в 1986 г.) нарисовал режиссёр  Георгий Данелия, еще когда вместе с Резо Габриадзе работал над сценарием. Однако переводили этот эскиз в чертежи и готовую конструкцию художники-постановщики Теодор Тэжик и Александр Самулекин. Папелац соорудили из частей самолёта Ту-104, найденных на свалке.

Но даже работая над историческим фильмом, не всегда можно представить, как выглядела ушедшая эпоха. Что можно сказать о жизни в IV веке? Какими предметами пользовались люди? Какую одежду они носили? Из исторических свидетельств можно найти черепки глиняной посуды в музее, а всё остальное художнику приходится додумывать самому.

Художник-постановщик работает под руководством режиссёра и второго режиссёра. В работе ему  помогают ассистенты. Также в группу  художника-постановщика входят декораторы, бутафоры, реквизиторы, художники по костюмам, художники-гримёры.  В некоторых случаях, художник-декоратор сам выполняет многие функции: занимается и декорациями, и костюмами, и поиском реквизита. Единственный, кого он не может заменить на профессиональном уровне, – художник-гримёр.

После института молодой специалист работает сначала в качестве ассистента, позже, набравшись опыта, может претендовать на самостоятельную работу в качестве художника-постановщика.

Профессия художника-постановщика считается мужской, потому что требует физической выносливости: приходится работать с тяжелыми декорациями, ездить в съёмочные экспедиции, выдерживать ненормированный рабочий день. Однако женщины в этой профессии всё же есть.

3 способа научиться режиссуре с нуля

Специальность режиссера можно освоить разными способами — заняться самообразованием, поступить в университет или записаться на курсы. Ниже расскажем о каждом.

Самостоятельно

При всех возможностях современных людей с их доступом к огромному количеству данных, стоит понимать, что для обучения любой профессии бывают чрезвычайно полезны советы опытных наставников.

Режиссура — далеко не исключение из этого правила. Лучше всего было бы осваивать эту профессию в университете/колледже или на курсах, параллельно занимаясь самообразованием.

Для этого посоветуем вам ТОП-5 книг:

  • «Кино между адом и раем» — Александр Митта.
  • «Композиция кадра в кино и на телевидении» — Питер Уорд.
  • «Уроки режиссуры» — Андрей Тарковский.
  • «Кадр за кадром» — Стивен Кац.
  • «Режиссура как практическая психология» — Петр Ершов.

Стать режиссером можно и без образования, но только если вы планируете работать в сфере авторского кино, для небольшой аудитории. В этом случае двери в индустрию, где вращаются деньги и где фильмы создаются для массового потребителя, скорее всего, будут закрыты. Все потому, что такое кино требует понимания и владения принципами драматургии. Авторское кино может идти в массы лишь в том случае, если оно произведено человеком с громким именем в индустрии.

Высшее образование

Вузов, в которых можно обучиться режиссуре на бюджете, не так уж и много. Да и те, что принимают бюджетников, предъявляют к ним серьезные требования.

Что касается экзаменов, которые нужно сдавать, чтобы стать режиссером, то они могут отличаться в зависимости от университета/колледжа. Чаще всего это литература, история или обществознание (разумеется, вместе с обязательными экзаменами по русскому языку и базовой математике).

А также почти всегда требуется сдача вступительных экзаменов. ВГИК и ГИТИС проводят эти испытания в несколько этапов, при этом попасть в каждый следующий этап — задача не из легких. Эта дорога для самых талантливых и зрелых специалистов.

В негосударственные вузы поступать гораздо проще, но за обучение придется платить. Если вас это устраивает, можете попробовать себя в таких университетах, как ГИТР им. М.А. Литовчина, Высшая Школа Изящных Искусств и т.д.

Направления режиссуры в вузах могут быть следующими: режиссура театра, театрализованных представлений и праздников, кино и телевидения, режиссура драмы.

Онлайн-школы

Если вузовское обучение может устаревать ввиду объективных причин, то курсы актуальны всегда. Вы можете самостоятельно выбрать любой понравившийся и обучаться в удобное время, смотря занятия онлайн или в записи. Возможность практиковаться и зарабатывать опыт — одно из преимуществ онлайн-курсов, тем более в такой прикладной профессии, как режиссура.

Подборка курсов
Все онлайн-курсы по написанию сценариев и режиссуре в 2021 году
Посмотреть подборку

Подготовительный этап

В истории известны случаи, когда на главную роль в фильме попадал случайный человек, которого заметил режиссер, или лицо, имеющее к нему отношение. Но это — исключения, а счастливчики обладали какой-то изюминкой — природным талантом, харизмой, неординарной внешностью или другими нужными для роли качествами.

В основном же центральных и второстепенных персонажей играют профессиональные актеры — люди с дипломом театрального вуза или большим опытом. Надеяться попасть на съемки фильма без актерского образования и определенных навыков не стоит. На начальных порах доступны роли в массовке и максимум небольшие эпизоды (например, в качестве статиста).

Чтобы привлечь внимание кастинг-директора или режиссера:

  • избавьтесь от комплексов по поводу внешности, материального положения, образования и т. д.;
  • работайте над дикцией — есть упражнения, скороговорки для развития речи;
  • тренируйте мимику и актерское мастерство — можно дома перед зеркалом, а лучше найти единомышленников и проводить совместные занятия для независимой оценки;
  • приобретите опыт игры перед публикой — аниматором и ведущим на мероприятиях, игроком в КВН, просто выступающим на сборах, блогером (отличный способ привыкнуть к камере);
  • определите имидж — найдите свой индивидуальный образ согласно типажу, не старайтесь угодить всем стилям;
  • улучшайте память — актерам нужно запоминать большие тексты и особенности сцен.

Благодаря таким занятиям над собой увеличивается шанс обойти конкурентов и заинтересовать создателей фильма.

Вы хотели бы сняться в кино?

Да
Нет

Две категории деятельности

Помощник режиссера — специалист, трудовую творческую деятельность которого разделяют на две категории, каждая из которых имеет определенные требования, особенности:

  • Помреж второй категории. Специалист должен иметь профессиональное высшее образование в сфере искусства и культуры. В этом случае не предъявляется требований к наличию опыта работы. Второй вариант — среднее профессиональное образование в сфере искусства и культуры. Тут необходим опыт работы (конечно, в схожей структуре) не менее трех лет.
  • Помреж первой категории. На должность специалисты как принимаются, так и переводятся с вышеобозначенной категории. Если у соискателя есть высшее профессиональное образование по направлению «культура» или «искусство», то необходим опыт работы по специальности не менее трех лет. Если же профессиональное среднее образование, то опыт работы должен рассчитывать не менее чем 5-летний срок.

Во время отсутствия помощника режиссера на рабочем месте (больничный, отпуск и проч.) его обязанности переходят к сотруднику, назначенному по установленному порядку. Данный работник берет на себя обязанности помрежа, временно перенимает его права. Во время замещения он несет полную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих временных обязанностей.

Помощник режиссера в театре или кино — квалификационная профессиональная группа «Должности работников искусства, кинематографии, культуры среднего звена». Нормируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 570 (31 августа 2007 года).

Плюсы и минусы профессии

Одним из главных преимуществ профессии режиссёра является возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Амбициозному и тщеславному человеку придётся по душе возможность поработать с признанными мастерами своего дела и известными специалистами, а также обрести популярность в определённых кругах. Совокупность таланта и работы рано или поздно должна привести к хорошим доходам

Важной составляющей престижной профессии является возможность путешествовать по стране и всему миру, а также знакомиться с большим количеством новых людей

Недостатком профессии режиссёра можно назвать довольно сложный путь к успеху. Специализированные учебные заведения каждый год выпускают сотни молодых режиссеров, но лишь единицы в итоге добиваются славы. В результате многие из них вместо того, чтобы блистать на премиях, занимаются организацией праздников, работают в камерных театрах или снимают короткометражки. Нужно добавить, что определённые сложности вызывает даже подготовительный этап — само поступление в вуз. На одно место, как правило, может претендовать более 25 человек.

Эмоциональное перенапряжение и ненормированный график часто приводят не только к творческим кризисам, но и к серьёзным проблемам со здоровьем. Наконец, нужно упомянуть, что довольно сложные условия работы иногда оказываются несовместимыми с семейной жизнью.

Денежный доход мастеровитого исполнителя в России и Украине

Финансовая сторона вопроса во многом зависит от региона расположения работы профессионала. Усредненный доход специалиста составляет 13040 рублей (около 224 доллара). Преимущественно, официальные вакансии открыты в Пермском крае и Омской области. Уровень жалований квалифицированных мастеров в разрезе регионов РФ имеет следующую картину:

  • Мурманский регион – 16,7 тыс. рублей;
  • Ростовская область – 18,1 тыс. рублей;
  • Хабаровский край – 19,0 тыс. рублей;
  • Нижегородская территория – 20,1 тыс. рублей;
  • республика Коми – 21,2 тыс. рублей;
  • Камчатский край – 22,7 тыс. рублей;
  • Свердловская провинция – 30 тыс. рублей;
  • Республика Саха – 30 тыс. рублей;
  • Ненецкая автономия – 32,3 тыс. рублей;
  • Московская область – 45,1 тыс. рублей.

По состоянию  на 2018-2019 год официально в России открыто 23 вакансии на оператора-постановщика. Преимущественно, работодатель предлагает исполнителю оклад от 7800 до 12700 RUB. Оператор фильма является ответственным лицом за качество изобразительного решения. Опытный специалист, который отвечает за художественный или документальный проект, по рангу является вторым после главного режиссёра. В зависимости от его профессионализма устанавливается тарифная ставка и премиальные:

  • Воронеж (35000 RUB) – выполнение репортажных съемок, контроль за функционированием оборудования, реализация программ авторского и коммерческого направлений;
  • Улан-Дэ (до 23 тыс. рублей) – ответственность за проведение фотографических съемок и картин. Приветствуется знание технологий освещения площадки, разновидности объективов и стилистическая визуализация;
  • Москва. Квалифицированный телеоператор в столице имеет месячное жалованье от 45 тыс. рублей + премиальные за гибкий график работы. Функционирование эксперта тесно коррелирует с выездом журналиста. План съемок согласовывается с руководителем отдела;
  • Ямало-Ненецкая автономия. Художественное оформление программ на телевидении может принести исполнителю доход в 36000 RUB. Оперативное выполнение графических проектов в таком случае специалист имеет месячный доход в 40 тыс. рублей (около 689 у.е.);
  • Ростов-на-Дону. Особенно ценятся эксперты по созданию динамической графики в процессе видеозаписей. Знание компьютерных система и специальных программ в приоритете. Такой профессионал зарабатывает от 37000 RUB;
  • Санкт-Петербург. Выполнение ряда функций студийного оператора + контроль за исправностью аппаратуры. Зарплата мастера в таком случае достигает 42000 RUB.

Среди выдающихся операторов-постановщиков России следует выделить:

  • Беркеши Шандор. Специалист с венгерскими корнями ранее интересовался лишь фото. Однако после окончания ВГИК, мастер начал снимать документальные фильмы и ленты короткометражного формата. Приз на «Кинотавре» эксперт взял, благодаря фильму «Небесные жены луговых мари». Зарплата профессионала достигает 180000 рублей в месяц;
  • Максим Осадчий. Красноярский эксперт в кризисный период кинематографа занимался съемкой клипов и рекламных роликов. В конце 90-х мастера начал работу над проектами «9-я рота», «Жара» и «Сталинград». Сегодня парень является знаменитостью на постсоветском пространстве и заработал капитал в 900 тыс. баксов;
  • Васьянов Роман. Профессионал является обладателем операторского приза кинофестиваля «Кинотавр». В начале карьеры специалисты работал помощником в культовом сериале «Бригада». Далее следовал успех по проекту «Охота на Пиранью». Сейчас мастер сотрудничает с режиссёром Девидом Эйром, зарабатывая до 800 баксов за 1 час;
  • Михаил Кричман. Известный оператор документальных фильмов путешественника Круглова Леонида. Самой успешной работой профессионала является «Левиафан». За годы деятельности исполнитель сколотил капитал в 1,8 млн. $;
  • Астахов Сергей. Постоянный оператор Балабанова Алексея. Это его фильмы, которые любит вся Россия полюбились и зарубежному зрителю («Брат», «Брат 2», «Война», «Анна Каренина» и сериал «Таежный роман».) Сегодня специалист получает до 300 тыс. рублей в месяц и солидные премиальные.

Работа оператором-постановщиком в Украине, преимущественно, связана с трудоустройством на ведущих телевизионных каналах:

  • ТРК «Украина»;
  • ICTV;
  • СТБ;
  • 1+1;
  • Интер и пр.

Наибольшее количество должностей данного профиля открыто в Киеве и области.

В среднем по стране зарплата толкового исполнителя равняется 6500 гривен (240 американских долларов).

Рассмотрим жалованье профессионалов по регионам:

  • Днепропетровская – 4300 гривен;
  • Черкасская – 4760 гривен;
  • Винницкая – 5150 гривен;
  • Полтавская – 5200 гривен;
  • Львовская – 5300 гривен;
  • Киевская – 5500 гривен;
  • Харьковская – 8000 гривен.