Учителя и кураторы

Маринченко Игорь

ВШЭ

Факультет компьютерных наук

Когда я в первый раз приехал в Лицей Ковчег, то первым увидел клоуна. Как потом оказалось – это был директор (с клоунским носом:)).

Потом я ушёл из этой школы и вернулся только в пятом классе. Я очень волновался, как меня встретят бывшие одноклассники, но, как оказалось, зря.

Меня встретили очень хорошо, и я быстро со всеми вновь подружился. Это одна из причин, почему мне нравится Лицей Ковчег – здесь очень дружеская атмосфера. Каждый раз, когда приходил кто-то новенький, я думал, что он будет долго вливаться в коллектив. Но проходила пара недель, и все уже общались с новичком так, будто он всегда здесь и учился.

За эти годы произошло очень многое. Среди моих одноклассников были очень непредсказуемые ребята. Как-то раз они подключили огурец к розетке, а однажды, вместо того чтобы пойти на физкультуру, решили засунуть велосипед на дерево.

В этой школе есть вещи, которые нигде не встретишь. Среди них мне больше всего понравился праздник “Ночь в Лицее” и Свободные полёты.

У меня всегда были проблемы с самыми нужными предметами: английским, русским и математикой. Но благодаря нашим любимым учителям я по этим предметам если не отличник, то уж точно хорошист.

Калугина Маша

Учится в Великобритании

Как же много я хотела бы написать об этой школе… Ведь за те четыре года, которые я проучилась в Ковчеге, произошло множество занимательных событий, о коих мне бы так хотелось еще раз вспомнить. Однако боюсь, будет невозможно разместить все эти невероятные воспоминания на одной этой странице, под моей фотографией. Поэтому, вместо того чтобы описывать все пережитые мной в этой школе приключения, я бы просто хочу сказать Лицею СПАСИБО.Я хочу поблагодарить учителей за то, что они никогда не заставляли меня учиться — ибо им удавалось пробудить мой собственный интерес к их предметам. Спасибо вам за то, что рассказывали больше, чем написано в учебниках. А иногда открывали глаза на то, что и вовсе не обязаны были нам объяснять. Но главная благодарность – нашему куратору, Светлане Александровне. Спасибо вам за то, что всегда хорошо ко мне относились и помогали, несмотря на огромное количество моих дисциплинарных промахов, а их уж, поверьте, было немало…И наконец, хочу сказать спасибо этой школе в целом, и всем людям, которые делали ее таковой на протяжении всей моей здесь учебы. Спасибо Ковчегу за его уютную, домашнюю обстановку, творческую атмосферу и, чего уж таить, — за некоторую сумасбродность. Лицей навсегда останется тем местом, куда мне будет приятно вернуться. Жалко только, что теперь таких поводов будет всё меньше…

Смирнова Татьяна Владимировна

Учитель английского языка

Хоть университет и был педагогическим, не считаю себя учителем в полной мере этого слова. Я скорее люблю языки и с радостью готова делиться познаниями. Ведь иногда просто невероятно, как наше сложноподчинённое предложение можно выразить одним только словом в английском языке!

Преподавать стараюсь так же: чтобы было интересно и увлекательно. Считаю, если мне за урок ни разу не захотелось сказать: «Вы представляете себе!?»/ ‘Can you imagine that!?’, то урок прошёл так себе.

Так как я сама в школе участвовала во всём, чём можно, на наших уроках отразилась моя вторая страсть — театр и кино (P.S. ещё и с концепцией школы повезло). Надеюсь и студентов заразить любознательностью в своей сфере!

Убеждена, что обучающий процесс должен быть интересен обеим сторонам и, если учитель сам ничему параллельно не учится, то и научить ему будет сложно. Поэтому сама увлекаюсь многим: повышаю уровень владения разными языками, занимаюсь экстремальными видами спорта и вожу детей в горы.

Самый ненужный в школе предмет

В сентябре на первом уроке каждый учитель начинает с того, что его предмет — самый главный в школе: без этого нельзя быть образованным человеком, в жизни очень пригодится, экзамен надо сдавать.

Новая книга написана от лица учителя, который ведёт предмет явно не главный: по нему точно не будет никаких единых экзаменов. История детства, мир русской деревни, генеалогическое древо, пение французском языке, советская повседневность, кино и кулинария… На почве обсуждения довольно неожиданных порой материй прорастают сюжеты часто весёлых, иногда грустных и всегда занимательных наблюдений учителя над размышлениями учеников и своими собственными. Над мыслями, которые приходят на уроках, соответствующих трём определившимся требованиям: — первое требование — некоторый беспорядок, — второе — умение ставить умные вопросы и ждать, — и третье требование — всё это должно иметь какое-то значение.

Даванкова Василиса

ВУЗ: МГУ им.Ломоносова Факультет: «Высшая Школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере», направление «Менеджер в спорте»

Я пришла в Ковчег в 6 классе. Если честно, из того времени мало что помню, так как в основном была занята профессиональными тренировками. Зато 9 класс помню отлично! Никогда бы не подумала, что школа может настолько сблизить людей. Сколько всего тогда происходило! И все так весело, интересно, а местами даже опасно:) Еще благодаря Ковчегу у меня появилась лучшая подруга. Иногда даже только ради нее в школу приходила, а не учиться. Отдельная тема — это преподаватели. Им действительно не все равно! Это настолько не похоже на обычное учебное заведение. Каждому учителю есть до тебя дело, он всегда тебе поможет, пойдет на встречу. Нигде больше такого не видела. Я очень счастлива, что провела часть своей жизни именно в такой школе, и очень рада, что здесь же учатся мои брат и сестра. Я буду скучать по Ковчегу, в какой то степени, и вспоминать только с улыбкой на лице!

Коврижных Анастасия Юрьевна

Учитель литературы

На уроках литературы мы учимся, в первую очередь, не бояться книги. Художественный текст бывает  непонятным/длинным/странным, но если вооружиться знаниями, в нем почти всегда можно отыскать что-то близкое. Желание понимать «странное» — ценный навык, который мы стараемся понемногу развивать на наших занятиях. Для этого мы много читаем, анализируем, в доступной форме изучаем теоретический материал и, конечно, пишем сами. Ищем помощи у кино, театра и живописи. Часто работаем в группах: рисуем, играем, спорим — и столкновение интерпретаций здесь нисколько не мешает сближению с текстом. Сможем ли мы понять в книге всё? Вряд ли. Да и зачем? Ведь тогда волшебные чары исчезнут и станут суммой приемов. Лучше позволим литературе себя очаровать — это будет вторая, не менее важная, задача наших уроков.

Мартынова Елена Сидоровна

Преподаватель театра. Художественный руководитель театральной студии «Ковчег»Специальность – режиссер театра

Моя главная задача – разбудить в ребенке творческий потенциал; развить внимание, память, фантазию, чувство ритма, пластичность. Работая над речью, исправить существующие дефекты

Сделать речь красивой, яркой, эмоциональной. Мой лозунг — «Нет неталантливых детей», поэтому я против отбора в коллектив наиболее способных. В студии нет «звезд» — есть более способные дети, которые помогают остальным стать таковыми. Срабатывает главный принцип театра – любить театр в себе, а не себя в театре.

Михальченко Саша

B.H.M.S. Business and Hotel Management School – Lucerne Switzerland

Пришло время и мне написать текст про свою любимую школу, хотя я думал, что это время никогда не настанет… Поделюсь впечатлениями за 11 лет обучения в Ковчеге. Те ребята, которых я знаю с первого класса, стали для меня не просто хорошими друзьями, они — мои товарищи, которые преодолели эти 11 лет вместе со мной

Эти ребята и есть самое важное и самое главное, что смогла подарить мне школа. Тем, кто усомнится в качестве образования, полученном мною в школе, я рассмеюсь в лицо, ибо в двадцать первом веке школьное образование никому не нужно — в институте все равно переучат

Главное — уметь учиться, а это я впитал без особых проблем.

Конечно, я могу упомянуть каждого учителя, ведь все они стали для меня очень близки, но те имена, которые я выделяю, привязаны к каким-то персональным воспоминаниям.

Конечно, не могу не вспомнить замечательную Светлану Валерьевну и ее потрясающее кураторство над нашим классом. Все были расстроены ее уходом от нас, но, к счастью, шефство над нами взяла Елена Борисовна, которую мы полюбили ничуть не меньше.

Говоря о лучших в мире учителях, хотел бы упомянуть Зою Сергеевну. Преподаватель, который смог научить меня выйти из любой непонятной ситуации при помощи математики, а также уметь изобрести велосипед, если дело совсем плохо.

В средней школе я полюбил английский. Спасибо, Екатерина Владимировна, Татьяна Владимировна и Дарья Борисовна, вы помогли мне сдать экзамен IELTS на высокий балл!

Плавно продолжая языковую тему, хочу упомянуть немецкий язык и его замечательное преподавание в нашей школе. Наталья Алексеевна заложила фундамент, а Галина Николаевна расширила горизонт, и язык понравился мне настолько, что в девятом классе я решил сдавать его на ОГЭ.

Подплывая к концу, расскажу о самом главном ковчеговском изюме — о студиях и спецкурсах. Начиная с пятого класса, благодаря этим предметам я смог почувствовать себя в роли поэта, певца, актера, психолога и режиссера, кроссвордного журналиста, художника и шахматиста. Всё это было великолепно, но константой среди всего этого хаоса стала Наталия Александровна и её музыкальная студия, именно они смогли подарить мне новые цели в жизни, к которым придется стремиться не один год.

Вообще с пятого класса (а именно тогда у нас появились студии) я метался между театральной студией и музыкальной, в первое время мне удавалось их комбинировать, но позже я четко понял — нужно сделать выбор, выбор настолько сложный, что даже Илона Маска он ввел бы в замешательство. И Елена Сидоровна, и Наталия Александровна — высококлассные специалисты и иметь их в качестве своих наставников в той или иной области искусства стало для меня невероятной честью. Но самой посещаемой студией в финальном году обучения оказались “Сады Лицея”, где под чуткой критикой двух замечательных людей я стал выпускать серии коротеньких рассказиков под названием “Жизненные коротОчки”, в которых я описываю анекдотичные случаи из своей жизни. Теперь о двух замечательных людях, упомянутых мною выше. Анастасия Юрьевна и Алексей Александрович. Это те учителя, с которыми у меня никогда не возникало конфликтов по поводу учебы, но также это те самые учителя, с которыми я больше всего спорил во время уроков, ведь именно им выпала трудная миссия ознакомить меня с программными произведениями.

Последнюю часть текста я хочу полностью посвятить своим одноклассникам. Друзья, с которыми я пережил невероятное количество незабываемых смешных историй и моментов. Люди, готовые поговорить со мной на любые темы, обсудить самые разные события в школе и в жизни. Ребята, терпящие мое общество, готовые поддержать меня в трудных ситуациях. И просто те, с которыми я знаком всю свою сознательную жизнь. Уезжая за границу, я очень не хочу вас терять и не хочу с вами прощаться!

Спасибо за совместно пережитую школьную жизнь, мы это сделали! Дальше будет круче.

Меликаев Никита

Московский финансово-промышленный университет Синергия 

Кинооператорство

Я был вырван из блеклых серых стен гос. школы, где во мраке рабской покорности учеников гонят плеткой гнета.

По привычке надев свой синий костюм с галстуком, я пришел на первое сентября в Ковчег. Но никто. Не был. Одет в костюм. Дальше еще хуже: все были почему-то рады этому дню.  Мне показалось, что я ошибся местом. Ведь где это было видано, чтобы ученики на первое сентября не выглядели как участники своих же похорон. Они не стояли с угрюмым видом вдоль искусственных стен, ожидая линейки под хриплый стон классного руководителя. Их окружал настоящий лес, а пение птиц шло в такт со всеобщей радостью.

Мне стало не по себе. Мне казалось, что я был узником, костюм — тюремной робой, галстук — цепью на шее. От старого здания веяло вечно молодой свободой.

Далее мне предстояло главное – знакомство с моими новыми одноклассниками.  Каждый человек был по-своему уникален. Я был охвачен страстной волной окружавшего меня веселья. Пока не стал ее частью.

Кто-то скажет, что в моем тексте не хватает критики. Этим людям так хочется сказать: и что с того? Конечно, ничто не лишено недостатков. Но они несопоставимы с тем, что происходило в моих прежних школах, где свобода задавлена закостенелым прагматизмом и бюрократией вперемешку с коррупцией. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Там всем было плевать на твою успеваемость — а здесь любым способом тебе прививают желание грызть гранит науки дальше, не останавливаясь ни перед чем. Там тебе нужно в обязательном порядке учить историю российского православия (упаси Господь кому-нибудь из вас попасть на этот урок краеведения) — в Ковчеге ты можешь выбрать себе хоть 7 часов увлекательной математики. Или жить в театре.

Так что хочется сказать лишь огромное спасибо.

Но самые яркие искры моих слов я хочу оставить вам, мои одноклассники. Мне однажды сказали, что глаза – это часть мозга, выставленная на периферию. Поэтому в каждом из ваших взглядов я вижу яркий пламень чистого ума. Я благодарен вам за ваш культурный нрав, который все эти годы я пытался у вас перенять.

Я верю, что Каждому из вас предстоит вершить историю, ломать старое, чтобы воздвигнуть новое, разрушать границы дозволенного, дабы начертить ориентир невозможного.

[править] Принципы обучения

В основу обучения в лицее «Ковчег-XXI» положен принцип анскулинга, то есть постановка на первое место интересов и предпочтения ребенка. Для этого разрабатываются специальные учебные программы, учитывающие жизненный опыт, развивающие в детях модели поведения, близкие повседневным, а также обучающие решению бытовых проблемных ситуаций. Несмотря на критику со стороны педагогов общеобразовательных школ, данная философия и практика широко применяется в ведущих странах мира, таких, как Франция, Англия, США, Швейцария и т. д.

Лицей «Ковчег-XXI» продолжает традиции гуманистической педагогики, формируя учебные программы с учетом индивидуально-личностных интересов и возможностей учеников. Регулярно проводятся тестирования для выявления предпочтений и уровня развития подопечных. Учебно-педагогические комплексы разрабатываются на основании теоретических и прикладных разработок таких ученых, как С.Френе, К.Роджерс, В.Выготского и др.

Молдавский Александр Фруимович

Учитель русского языка

Русский язык – это не просто набор знаков и правил. Язык – это наше Я, наше лицо, обращенное в мир. Задача преподавателя языка, на мой взгляд, не только в том, чтобы научить писать грамотно

Не менее важно привить чувство языка. Я стремлюсь воспитать в детях умение понимать нюансы значений, развить в них способность передавать свои мысли и переживания в слове

Иоганн Готфрид Гердер писал: «Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка». Я верю, что с моей помощью дети преодолеют все трудности овладения языком и вырастут умными, яркими людьми.

Нененкова Лиза

РГГУ

Перевод и переводоведение

В лицей я попала случайно. Изначально я собиралась поступать в совершенно другое учебное заведение. Но после разговора с подругой семьи родители узнали о Ковчеге (наша знакомая очень необычно описала эту школу), мы в тот же день зашли на сайт, позвонили и записались на тестирование. Наступил день Х. Я пришла в лицей, думая, что напишу тестирование и вернусь в свою школу писать итоговую контрольную по алгебре. После 2-х минут общения с куратором моим родителям поступило предложение: оставить меня на пробный день, чтобы всё понять, увидеть и почувствовать самой. Любопытство взяло верх — и уже через пару минут я попала на урок по литературе к Анастасии Юрьевне, потом на математику к Галине Ивановне… Прошёл день, два, три… Пробный день перерос в неделю. В Ковчеге ребята уже отдыхали, а я писала итоговые контрольные в старой школе и все больше склонялась к переходу в лицей. Первого сентября я стала его частичкой. Какое у меня было первое впечатление? О my God, почему никто из учителей не делает замечания? А как же форма? Аааааа, а вставать тоже не надо перед уроком? Свобода … её было так много для человека, который всю жизнь учился в государственной школе, что просто не описать словами. Первые недели две я вставала в начале каждого урока. Да и просто не понимала, что происходит вокруг меня…))) Одноклассники… При переходе в Ковчег я очень переживала, что не найду там друзей и проведу весь год в тоске и одиночестве, но мои опасения оказались напрасны: спустя неделю я подружилась с «дивами» (Женя, Эмма, Ира), и моя ковчеговская жизнь стала намного ярче… Я буду очень скучать по нашим разговорам на обедах и историческим мемам после пробников по истории. Учителя… Отношения с ними не меньше меня пугали. Но в итоге они оказались не просто хорошими педагогами, а профессионалами сотого левела, которые действительно любят своё дело. Каждый из учителей уникален, но больше всего я буду скучать по урокам и спецкурсам английского языка Екатерины Владимировны Галкиной. За 12 лет углубленного изучения языка я смогла его полюбить, только когда попала к ней в группу. Спустя месяц я даже домашку начала делать с удовольствием.Эта школа дала мне не только знания. Она научила меня быть более открытой, не бояться своих эмоций, мыслить и смотреть на все ситуации с разных ракурсов. Раньше я не понимала, почему в конце 11 класса всем так грустно, а теперь и я поняла. Поняла, что совсем скоро я уже не буду писать на коленках в машине д/з, болтать на уроках с Ирой и записывать разные цитаты из книг в её тетрадях, смеяться до слез вместе с Эммой и Женей, ныть о приближении ЕГЭ и многое другое… Вроде прошло всего ничего, вроде совсем недавно был сентябрь и я дрожала от страха на линейке… А сейчас я пишу этот текст, сдерживая слезы, и УЖЕ скучаю по тебе и твоей атмосфере, Ковчег.

Школа, где дети могут ходить на уроках

Есть школы специализированные: школы для так называемых одаренных детей. Есть школы специальные: для детей, требующих «особых условий воспитания и развития». Но есть еще группа детей, нуждающаяся в особой — другой — школе. Это обычные дети.

Потому что обычная школа становится невыносимой для них.

За что привычная школа готова хвалить ученика: за прилежание — то есть умение лежать и за усидчивость — то есть умение сидеть!

Школа требует от ребенка абсолютно невозможного для него — неподвижности. Имеющие за плечами десять лет строгой школы, мы свыклись со словом «надо» и не верим в «хочу». А если все-таки попробовать создать школу с верой в разумность детских интересов и желаний?

Двадцать два года назад Рустам Курбатов со своими друзьями учителями решил создать именно такую школу.

И у них получилось.

Как может быть устроена школа, где можно ходить на уроке? Об этом и рассказывает, и размышляет, и подшучивает ее директор, автор этой необычной книги.

[править] Общие сведения

Направление профильной подготовки

Подготовка осуществляется по утвержденным стандартам ФГОС (действующим с 2014 года) по всем направлениям.

Формы обучения

  • Очная
  • Индивидуальное обучение
  • Подготовка к школе по субботам
  • Школа искусств и ремесел по субботам
  • Курсы английского языка по субботам
  • Домашнее обучение

Административно-педагогический состав Численный состав преподавателей в 2014 году:

  • Начальная школа — 12
  • Основная школа — 25
  • Администрация — 12
  • Воспитатели-психологи — 18
  • Логопед — 1
  • Обслуживающий персонал — 20

С 2012 года в лицее преподавали 2 заслуженных учителя Российской Федерации, 5 отличников народного просвещения, 5 почётных работников общего образования Российской Федерации, 1 кандидат педагогических наук.

Директор лицея «Ковчег-XXI», Рустам Курбатов, является автором четырех книг:

  • Школа в стиле «экшн». Дневник директора частной школы
  • Попытка другой школы
  • Школа, где дети могут ходить на уроках
  • Танки директора школы

Олейникова Екатерина Владимировна

Учитель английского языка

Переводчик художественной литературы с английского.Иногда по-русски не знаешь, как высказаться точно, и — переходишь на английский. Но такая легкость — результат большой предварительной работы. Чтобы ученики не заскучали, стараюсь уходить от учебника, давать много интересных материалов из жизни, последние новости, события, рассказывать, чем живут сейчас сверстники, язык которых они изучают. Не забываю и о международных экзаменах, много слушаем, делаем упражнения, пытаясь понять и привыкнуть к определенной логике экзаменационных заданий. Но больше всего люблю в своей работе вместе с учениками смотреть, как красив язык английский, как много других возможностей самовыражения он дает русскому человеку. Грамматика как один из способов философствования? Давайте попробуем вместе!       

Олейников Алексей Александрович

Учитель русского языка и литературыЖурналист и литератор.Литература похожа на сад с тысячей расходящихся тропок, всякое движение по этому саду — уникально и неповторимо. Каждый читатель в классе идет своим маршрутом, даже если все читают одну книгу. Из десятков прочитанных текстов, пережитых, осмысленных или просто уловленных краем глаза, складывается внутренний ландшафт человека. Мы пойдем по этому саду, склоняясь то к цветкам, то к источникам, ловя след мысли давно ушедших, но все же живых писателей.Зачем читать, если можно не читать? Чтобы быть сложными. Сложность помогает человеку понять другого. Чем больше запас сложности, чем больший сад создан в душе человека, тем на большее понимание он способен. Понимание жизни, понимание людей, понимание себя.Этот внутренний сад создается усилием — усилием чтения, усилием мысли, усилием жизни.А преодоленная, обдуманная со всех сторон сложность после может привести к глубокой простоте, которая способна обнять весь мир.      

Танки директора школы

«Мои танки — не совсем обычные танки. Это небольшие такие рассказики, отдельные мысли, неоконченные фразы, карандашные зарисовки на полях Школы. Как хокку — только чуть подлиннее. О Школе можно писать серьезно: педагогические диссертации и поэмы. А можно, наверное, и так: несерьезно, в три-четыре строчки». Р. Курбатов.

Танки этой книги, действительно, в чём-то подражают рефлексивным интонациям танка и хокку восточной поэзии. Но вместе с тем, это именно те мысли и впечатления, которые придают силы директору школы пробивать незыблемую оборону традиций безразличной к детям педагогики, совершать решительные движения вперёд по сильно пересечённой местности.

[править] История лицея

Образован в 1992 году, как частное образовательное учреждение, являющееся некоммерческой организацией.

В 1995 году зарегистрирован как Негосударственное образовательное учреждение Лицей «Ковчег-XXI» в Администрации Красногорского р-на Московской области (свидетельство № 1669 от 24.05.1995 г.).

С 1992 года Лицей сменил несколько мест и в 1998 году переехал в здание, в котором находится и сейчас.

В 2005 году по результатам государственной аккредитации установлен статус: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа, изменено название: Негосударственное образовательное учреждение «Лицей «Ковчег-XXI».

Некрасова Маргарита Константиновна

Учитель французского языка

В Université Grenoble-Alpes изучала французскую литературу и методику преподавания иностранных языков. Работала преподавателем русского и французского языка в Éducation Nationale (France).

Связать свою жизнь с преподавательской деятельностью я решила, чтобы делиться своей страстью к французскому языку, а опыт жизни во Франции позволяет мне раскрыть своим ученикам современную Францию с разных сторон, с её плюсами и минусами.

Для меня огромное удовольствие доказывать, что история и культура Франции гораздо глубже и интереснее, чем кажется, и не ограничивается багетами, канканом и Наполеоном.

Осипова Анастасия Михайловна

Учитель истории

Выпускница Ковчега.Мама в детстве мне всегда говорила: «Станешь учителем — прибью!» Но вот я здесь)) И если бы меня попросили как-то обозначить свою миссию в школе, я бы ответила так: делать все для того, чтобы жизнь больше никогда не стала прежней. Чтобы после каждого урока все, что ребята увидят, начинало приобретать новый смысл. Банальная мысль: то, что нас окружает, имеет свою историю, порой настолько длинную, что даже представить сложно! Предметы, слова, музыка, реклама и радио, общение формальное и неформальное, бабушкины причитания «а раньше было лучше…» Я выбрала специальность именно за это – за то, что знания о прошлом добавляют красок современности. И хотя надеяться на всеобщую заинтересованность наивно :), сама возможность открыть этот мир для кого-то очень вдохновляет.