Вузы по специальности химия , специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021

Стратегии обучения

Самый распространенный метод обучения химии — лекция с лабораторной составляющей. К концу XIX века лабораторные курсы стали центральной частью учебной программы по химии. Немецкий ученый играет важную роль в переходе от модели лекции с демонстрациями к модели, включающей лабораторный компонент. Либих был одним из первых химиков, открывших лабораторию, и его методология получила широкое распространение в Соединенных Штатах благодаря усилиям Эбена Хорсфорда и Чарльза В. Элиота . После работы в лаборатории Либиха Хорсфорд вернулся в Соединенные Штаты и помог основать научную школу Лоуренса в Гарвардском университете . Школа была разработана по методике Либиха и открыла первый лабораторный курс химии. Два года спустя Чарльз В. Элиот начал работать волонтером в лаборатории. Интерес Элиота к лаборатории рос, и в конце концов он взял ее на себя. Позже Элиот был избран президентом Гарварда в 1869 году. Элиот также играл важную роль в образовании, что позволило ему повлиять на широкое распространение лабораторных методов. Сегодня Американское химическое общество по профессиональному обучению требует, чтобы студенты набрали 400 часов лабораторного опыта, помимо вводной химии, чтобы получить степень бакалавра. Точно так же Королевское химическое общество требует, чтобы студенты набрали 300 часов лабораторного опыта, чтобы получить степень бакалавра.

Однако с двадцать первого века роль лабораторных курсов в программе обучения химии подвергалась сомнению в крупных журналах. Главный аргумент против лабораторных курсов заключается в том, что существует мало доказательств их влияния на обучение студентов. Исследователи задают такие вопросы, как «почему у нас есть лабораторные работы в учебной программе? Что особенного в лабораторных работах, чего нельзя встретить в другом месте учебной программы?» Исследователи требуют доказательств того, что вложение пространства, времени и ресурсов в химические лаборатории дает ценность для обучения студентов.

Востребованные специальности

Студенты-химики на третьем курсе, а иногда и в самом начале обучения выбирают себе специализацию, которая определит их будущую профессию и возможность развития в своей области. Давайте рассмотрим, что можно выбрать.

Химик фармацевтической промышленности

Востребованная и интересная профессия, связанная с медициной. Специалист-химик в области фармацевтики принимает участие в разработке новых лекарств, контролирует технологические процессы при производстве препаратов. Он может специализироваться на исследовательских направлениях, участвовать в экспериментальных программах.

Востребованность химиков в фармацевтической отрасли стабильна. Средняя заработная плата по России – 40 тысяч рублей.

Химик-эколог

Специалист, занимающийся мониторингом воздействия на окружающую среду вредных и токсических веществ. Химики-экологи востребованы на промышленных предприятиях, где обеспечивается строгий экологический контроль.

Сотрудники принимают участие в разработке новых технологий производства, снижающих вред от использования различных токсичных веществ, проводят проверку качества продукции и сырья.

Выпускники могут найти работу в экспертных организациях, сертификационных лабораториях, санэпидстанциях, заводах и промышленных хозяйствах. Оплата труда молодого специалиста начинается от 20 тысяч рублей, опытный эколог может претендовать на заработок до 60 тысяч.

Биохимик

Биохимия востребована в научно-исследовательской области. Рабочий день специалиста проходит в лабораториях и связан с изучением различных процессов в живых организмах.

Биохимики принимают участие в экспериментальных программах по генетике, занимаются тестированием препаратов и анализом биологических функций веществ.

Нужны специалисты не только в медицинских исследовательских центрах, но и в пищевой и сельскохозяйственной промышленности. Опытные биохимики ценятся очень высоко. Заработная плата на начальном этапе карьеры от 20 тысяч рублей.

Биотехнолог

Эта специальность смежна с фармацевтикой, генетикой, медициной. Биотехнологи занимаются разработкой и производством лекарств, витаминов и пищевых добавок, продуктов питания.

Они проводят свое рабочее время в косметологических и фармацевтических лабораториях. Крупные пищевые производства также открывают в штате соответствующие вакансии. Еще специалисты занимаются научной работой – проводят исследования в области генетики, клеточных структур.

Результаты деятельности биотехнологов востребованы в сельском хозяйстве. Заработок варьируется от 20 до 80 тысяч рублей в зависимости от опыта и сферы деятельности.

Преподаватель или ученый – любой химик умеет проводить не только научные исследования, но и веселые опыты

Химик-технолог

Это техническая специальность. Можно рассматривать варианты трудоустройства в металлургии, нефтяной, энергетической и газовой отраслях. Основная деятельность специалиста связана с исследованиями, разработками и тестированием новых материалов.

Найти работу после окончания вуза не составит труда, начальная ставка молодого специалиста – 20 тысяч рублей, работники с опытом могут рассчитывать на суммы от 40 до 50 тысяч.

Преподаватель химии

Профессионалы востребованы в школах и среднеспециальных учебных заведениях. Тот, кто любит делиться знаниями и выбрал для себя педагогическое направление, без труда найдет работу. На начальном этапе доходы не будут высокими, но со временем можно построить неплохую карьеру.

Архитектор живых систем

Эта специальность позиционируется как профессия будущего. К моменту выпуска сегодняшних абитуриентов она станет новым и перспективным направлением. В ней сочетается работа эколога, биотехнолога и химика.

Основная задача специалиста – проектирование и создание технологий замкнутого цикла для автономного существования поселений и городов. Хотя сегодня это кажется фантастикой, направление воспроизводства и вторичного использования ресурсов считается перспективным.

Кроме перечисленных профессий, выпускники химических факультетов могут пробовать себя в науке, криминалистике, медицине и других областях.

Если вы поступите в медицинский вуз, то химия останется с вами навсегда

Важность

Химическое образование важно, потому что химия имеет фундаментальное значение для нашего мира. Вселенная подчиняется законам химии, в то время как люди зависят от упорядоченного протекания химических реакций в их телах

Химия, описываемая как центральная наука , связывает физические науки с науками о жизни и прикладными науками . Химия находит применение в продуктах питания , медицине , промышленности , окружающей среде и других областях. Изучение химии позволяет студентам узнать о научных методах и приобрести навыки критического мышления , дедуктивного мышления , решения проблем и общения . Преподавание химии студентам в молодом возрасте может повысить интерес студентов к карьере в сфере STEM . Химия также дает студентам множество передаваемых навыков, которые можно применить в любой карьере.

Какими личностными качествами должен обладать химик

Без искреннего интереса к химии добиться успеха данной области практически невозможно. Для качественного выполнения работы химику необходимо наличие таких личностных качеств, как:

  • внимательность,
  • ответственность,
  • аналитический ум,
  • способность к систематизации,
  • усидчивость,
  • умение фокусироваться на задаче и долгое время заниматься одним делом, удерживая концентрацию.

Также для специалиста химической отрасли важны хорошая память, чуткое обоняние, острое зрение, развитая мелкая моторика рук, аккуратность и собранность.

Нельзя не отметить, что любознательность и желание овладеть новыми знаниями позволяют специалисту не только постоянно совершенствоваться, но и находить новые решения рабочих задач, что по-настоящему ценно в этой сфере.

Топ вузов для будущих химиков

Столичные и региональные университеты, обучающие по направлению 04.03.01 — Химия:

  • Российский университет дружбы народов;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Новосибирский государственный университет;
  • Уральский федеральный университет;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского;
  • Южно-Уральский государственный университет;
  • Московский педагогический университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

Боязнь уроков химии [ править ]

Демонстрация на уроке химии

Курсы химии необходимы для многих студентов университетов, особенно для студентов, изучающих естественные науки. Некоторые студенты находят уроки химии и лабораторную работу стрессом. Это беспокойство получило название хемофобии . Страхи обычно связаны с успеваемостью, сложностью изучения химических уравнений и опасениями получить лабораторные химикаты в руки. Студентки были более обеспокоены, чем мужчины. Предыдущее изучение химии было связано с меньшим беспокойством. См. Также хемофобию как предмет отвращения к химическим соединениям, а не к химии.

В-третьих: ну и что всё это значит?

Университеты из России вошли уже в первые предметные и отраслевые рейтинги QS в 2011 году, но их позиции росли медленно. Например, в 2013 году в топ-100 по отдельным дисциплинам входил только МГУ. Сейчас в первую сотню предметных рейтингов прошли 16 вузов. Это действительно рекорд, и важную роль в таком результате сыграл проект повышения конкурентоспособности российских университетов «5-100», который совсем недавно попал под лавину критики.

Как заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на брифинге по результатам предметного рейтинга QS, можно считать, что проект выполнил поставленную правительством задачу.

Но изначально вхождение в предметные рейтинги не было целью Проекта 5-100. В президентском указе 2012 года говорилось, что к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. В первую сотню вообще, то есть в институциональных рейтингах.

Этой цели не добился ни один из 21 вуза-участника Проекта 5-100. В первые сотни мировых рейтингов QS и ARWU вошёл только МГУ, который не получал поддержки по этой госпрограмме.

Стоит ли результат усилий

Предметные рейтинги, конечно, выглядят помельче, чем институциональные, но тоже важны. В своих дисциплинах они играют роль рекламной витрины для абитуриентов и учёных, которых хотели бы привлечь вузы. По идее, участие в рейтингах помогает университетам продвинуться в тех самых направлениях, по которым их и оценивают, — то есть привлечь зарубежных студентов и талантливых сотрудников, повысить качество образования и исследований.

Недавняя проверка Счётной палаты показала, что как минимум часть из этих эффектов российские университеты от своего активного участия в мировых рейтингах получили. Участники Проекта 5-100 стали публиковать больше научных статей в престижных международных журналах, активнее позиционировать себя за рубежом, привлекать лучших абитуриентов и иностранных учёных.

Эта международная активность и повлияла на продвижение в рейтингах по отдельным дисциплинам.

Каких результатов российских вузов в рейтингах ждать дальше

Общие затраты бюджета на Проект 5-100 составили порядка 80 млрд рублей. И похоже, власти невысоко оценивают эффективность вложений в международное продвижение вузов.

В новой российской программе академического превосходства «Приоритет 2030», как рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, роль рейтингов будет пересмотрена. Вузы обяжут работать больше над внутренними изменениями, чем над продвижением в мировые топ-100. Утвердить новую программу должны в ближайшее время.

Есть вероятность, что в эпоху «Приоритета 2030» российские вузы станут уделять меньше внимания международным рейтингам, сосредоточившись на другом, и высокие позиции этого года будут потеряны. К такому развитию событий может привести и принятие законопроекта о просветительской деятельности, если он обяжет вузы получать специальное разрешение Минобрнауки для международного сотрудничества.

Заработная плата

Доходы подобных специалистов зависят, в первую очередь, от места их работы. Важен также опыт и профессионализм, и наличие дополнительных знаний и навыков (например, управленческих, юридических, медицинских, экономических, а также знаний иностранного языка).

Карьерный рост

Начальной ступенью карьерной лестницы химика-технолога может стать даже должность лаборанта, а высшей – пост инженера-технолога. На промышленном предприятии, при определенных умениях менеджмента, подобный специалист может со временем занять один из руководящих постов. Также есть возможность развиваться в исследовательском направлении, получая научные звания и степени.

Профессиональные знания

  1. Принципы проведения научных исследований.
  2. Правила работы над созданием новых составов, веществ и продуктов.
  3. Технологии использования, настройки и ремонта технологического оборудования, а также работы с программным обеспечением.
  4. Правила юридически грамотного заполнения различной документации, в том числе, графиков работы, смет, заявок на поставки сырья и оборудования, и так далее.
  5. Основы экономических расчетов эффективности работы предприятия и целесообразности внедрения новых технологий/расширения ассортимента за счет производства новых продуктов.
  6. Принципы контроля качества производимой продукции.
  7. Основы управления коллективом и организации работы подразделений предприятия.

Известные химики-технологи

  1. Д.И. Менделеев, создатель гидратной теории растворов, открыватель периодического закона, автор периодической системы химических элементов, автор лучших учебников по химии второй половины девятнадцатого века.
  2. Н.Н. Смирнов, профессор, доктор технических наук, автор более чем двухсот научных работ (преимущественно – по реакторной технике).

Предлагаемые степени по химии

США предлагает химии степени образования на студентов и аспирантов уровнях. Предлагаются следующие степени:

  • Бакалавр наук в области химического образования
  • Магистр наук в области химического образования
  • Кандидат химического образования

Кроме того, колледжи и университеты предлагают ученые степени по химии со специализацией в области химического образования. Вот несколько примеров:

  • Бакалавр химии со специализацией в химическом образовании — Университет Вирджинии
  • Магистр химии с упором на химическое образование — Калифорнийский университет в Санта-Барбаре

Студенты бакалавриата , интересующиеся химией, могут специализироваться по следующим направлениям:

  • Химия
  • Химическая инженерия
  • Биохимия
  • Экологическая химия
  • Аналитическая химия
  • Судебная химия

Правила приема

Каких-либо особых правил в отношении поступления в химические институты России нет (за исключением медицинских противопоказаний, о которых речь шла выше). Причем это ограничение весьма условно, так как многие вузы не требуют от своих абитуриентов особого врачебного освидетельствования, кроме стандартной справки 086/у. Но дальнейшая работа по специальности при наличии проблем со здоровьем будет практически невозможна.

Первое, с чего следует начать поступление, это выбрать те предметы ЕГЭ, которые требуются в намеченном вузе. Как правило, в число этих дисциплин входят:

  • обязательный русский язык;
  • математика профильного уровня сложности;
  • ну и, конечно, химия.

МГУ и СПбГУ проводят дополнительные вступительные испытания по профилю подготовки. Если стоит задача поступить именно на бюджет, то для повышения шансов на успех следует подавать заявки сразу по нескольким направлениям в стенах одного учебного заведения (их по закону об образовании можно выбрать не более трех).

В стандартный пакет документов абитуриента входят:

  1. Заявление о приеме.
  2. Анкета (иногда она совмещается на одном бланке с заявлением).
  3. Удостоверение личности (копия).
  4. Диплом об образовании (оригинал плюс копия).
  5. Сведения о результатах ЕГЭ.
  6. Документально подтвержденные данные о персональных достижениях.
  7. Согласие на обработку личной информации о поступающем.
  8. Фотографии.

Список может быть дополнен, требования нужно уточнять в приемных комиссиях.

Биохимическое направление (медицина)

Что требуется от абитуриента

Биология, химия, математика, английский и милосердие

Медицинские специальности требуют отличных знаний, как минимум, по биологии и химии. Если один из этих предметов у вас западает, то в медицинском будет особенно сложно. На факультете фундаментальной медицины ДВИ по химии ввели потому, что многие студенты вылетали с первых курсов из-за неаттестации по этому предмету. В некоторых вузах уже требуется профильный экзамен по математике вместо базового, поэтому нужно внимательно изучить информацию приёмной комиссии. Передовые научные исследования публикуют в международных журналах, поэтому пригодятся и знание английского языка.

«Медикам не чуждо самопожертвование. Это люди, которые во время учёбы не спят, а потом выходят на работу и тоже не спят. Случаются и прекрасные моменты, но нужно понимать, что медицина — времязатратное занятие», Полина Шлапакова.

Прежде чем подавать документы в медицинский, нужно понять, готовы ли вы каждый день общаться с незнакомцами и как сильно вы хотите помогать людям. Проверьте себя в волонтёрских проектах медицинской направленности: мероприятия ко дню донора, помощь в онкологических отделениях больниц и работа с детьми-отказниками. Погрузиться в атмосферу медицинской диагностики помогают специальные курсы для школьников.

Способность к клиническому мышлению

Хороший врач полагается на собственное чутьё, а не только на современное оборудование и методики. Компьютерные томографы и лучевая диагностика позволяют увидеть многое, но времени и денег на всестороннее изучение каждого пациента часто не хватает. Врач должен поставить предварительный диагноз и для его уточнения назначить анализы или обследования.

Медицинская диагностика напоминает расследования Шерлока Холмса: наблюдательный медик складывает фрагменты симптомов и жалоб пациента в единую картину. Такую способность при первичном осмотре просканировать человека называют клиническим мышлением.

«Считается, что правильно поставленный диагноз на 50% определяет успех лечения. Если врач вовремя «поймал» болезнь и назначил лечение, то прогноз более благоприятный, а вероятность осложнений ниже», — Полина Шлапакова.

Олимпиады по медицине

Медицинских олимпиад проводится мало. Вузы организуют локальные олимпиады, которые могут добавить пару баллов при поступлении. Хоть эти олимпиады и не входят в перечень Российского совета олимпиад школьников, участвовать в них полезно: вы прокачаете свои знания, познакомитесь с увлечёнными сверстниками, заработаете несколько бонусных баллов в портфолио.

Лучшие медицинские вузы страны

Самые известные медицинские вузы страны — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова и Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге.

В специализированных вузах с многолетней историей на первый курс ежегодно зачисляют до 1500 студентов. Там учатся и работают династии врачей. В крупных вузах успешные студенты после каждой сессии прощаются с нерадивыми одногруппниками.

Чтобы поступить на бюджет в военный медвуз, нужно пройти медицинскую комиссию. На гражданского врача там учат платно. Подробности поступления необходимо уточнять в документах приёмной комиссии.

Помимо обособленных университетов врачей готовят на медицинских факультетах немедицинских вузов. Поступить туда сложнее, но и вылететь тоже не так просто. На маленькие медфаки набирают до 100 студентов, которых курируют почти индивидуально. Студенты-медики в таких вузах, например в МГУ, могут посещать занятия и даже выполнять курсовые работы на других факультетах.

Обратите внимание, что многие медицинские вузы стали требовать профильный экзамен по математике

Теории образования

Есть как минимум четыре разных философские взгляды которые описывают, как выполняется работа в области химического образования. Первый — это то, что можно назвать точка зрения практикующего, где лица, ответственные за преподавание химии (учителя, преподаватели, профессора), в конечном итоге определяют химическое образование своими действиями.

Третья перспектива химическое образование (CER). По примеру физическое образование исследования (PER), CER имеет тенденцию брать теории и методы, разработанные в исследованиях естественнонаучного образования, которые обычно проводятся в школах образования, и применяет их для понимания сопоставимых проблем в учреждениях послешкольного образования (в дополнение к доуниверситетским настройки). Подобно исследователям естественнонаучного образования, практики CER склонны изучать методы преподавания других, а не сосредотачиваться на своих собственных классах. Исследования в области химического образования обычно проводятся на месте используя человеческие предметы из средних и послесредних школ. В исследованиях в области химического образования используются как количественные, так и качественные методы сбора данных. Количественные методы обычно включают сбор данных, которые затем могут быть проанализированы с использованием различных статистических методов. Качественные методы включают интервью, наблюдения, ведение дневника и другие методы, общие для исследований в области социальных наук.

Наконец, возникает новая перспектива, называемая В Стипендия преподавания и обучения (SoTL). Несмотря на то, что ведутся споры о том, как лучше всего определять SoTL, одна из основных практик заключается в том, чтобы преподаватели основных направлений (органические, неорганические, биохимические и т. собственное преподавание и о том, что составляет глубокое понимание в обучении студентов.

Теории образования

Существует несколько различных философских точек зрения , описывающих, как осуществляется работа в области химического образования.

Точка зрения практикующего

Первый — это то, что можно было бы назвать перспективой практикующего , в которой люди, ответственные за преподавание химии (учителя, инструкторы, профессора), в конечном итоге определяют химическое образование своими действиями.

Исследования в области химического образования (CER)

Третья перспектива — исследования в области химического образования (CER). CER — это тип исследований в области образования (DBER), ориентированных на преподавание и изучение химии. Общая цель исследователей в области химического образования — помочь студентам развить «экспертные» (последовательные и полезные) знания по химии. Таким образом, область CER включает исследование:

  • как студенты формируют свое понимание химических явлений и развивают практические навыки, относящиеся к дисциплине;
  • как результаты CER могут использоваться при разработке учебных программ, например, предлагая определенные цели обучения и учебные подходы;

и разработка инструментов для измерения вышеуказанного.

Следуя примеру исследований в области физического образования (PER), CER, как правило, использует теории и методы, разработанные в ходе исследований в области естественнонаучного образования, которые обычно проводятся в учебных заведениях, и применяет их для понимания сопоставимых проблем в условиях послесреднего образования ( в дополнение к настройкам дошкольного образования). Подобно исследователям естественнонаучного образования, практикующие специалисты CER склонны изучать методы преподавания других, а не сосредотачиваться на своих собственных занятиях в классе. Исследования в области химического образования обычно проводятся на месте с использованием предметов из средней и высшей школы. В исследованиях в области химического образования используются как количественные, так и качественные методы сбора данных. Количественные методы обычно включают сбор данных, которые затем могут быть проанализированы с использованием различных статистических методов. Качественные методы включают интервью, наблюдения, анализ документов, ведение журнала и другие методы, общие для исследований в области социальных наук.

Стипендия преподавания и обучения (SoTL)

Существует также новая перспектива под названием « Стипендия преподавания и обучения» (SoTL). Несмотря на то, что ведутся споры о том, как лучше всего определять SoTL, одна из основных практик для основных преподавателей (органические, неорганические, биохимические и т. Д.) — выработать более информированное представление о своей практике, о том, как проводить исследования и размышлять о своих собственное преподавание и о том, что составляет глубокое понимание в обучении студентов.

Системный подход к мышлению

В 2017 году в рамках проекта «Системное мышление в химическом образовании» (STICE) был предложен подход системного мышления для ( послесреднего) образования в общем химическом образовании. Химическое образование в значительной степени опиралось на редукционистский подход , который предполагает изучение сложной темы как суммы ее частей. Редукционистский подход полезен для расширения наших знаний о мире природы, однако его недостаточно для решения глобальных проблем — устойчивости, изменения климата, загрязнения, бедности и т. Д. Из-за ограничений редукционистского подхода исследователи предлагают дополнительные системы. мышление в химическом образовании. Подход системного мышления включает изучение концепций с целостной точки зрения, позволяя студентам-химикам критически подумать о том, как химия связана с более крупными социальными проблемами. Исследователи считают, что редукционистский подход, дополненный подходом системного мышления, может породить химиков с глобальным мировоззрением.