Где и кем работать, какая зарплата после специалитета по программе «медицинская кибернетика», окончив пгу

Врач-кибернетик, это важно знать

С 1.06.2021 года изменятся правила допуска к профессиональной деятельности медицинских специалистов. Вместо документа о сертификации необходимо будет получать документ о профессиональной аккредитации. Процедура получения аккредитационного свидетельства представляет собой экзаменационную проверку знаний и навыков медицинского работника аккредитационной комиссией. 

Образовательный курс «Медицинская кибернетика» подготовлен в контексте требований аккредитационных тестов Минздрава РФ: материалы курса соответствуют аккредитационным экзаменам.

Успешной аккредитации способствуют ЗЕТ-баллы, набранные по правилам, указанным в Концепции НМиФО Минздрава РФ. Согласно Концепции, за 5 лет медицинскому специалисту необходимо набрать 250 ЗЕТ-баллов. Баллы зачисляются на счет портфолио врача в личном кабинете Портала НМиФО в зависимости от категории обучения. 

Один из способов получения ЗЕТ-баллов – это обучение по образовательным программам НМО. За прохождение этих краткосрочных курсов можно получить до 36 ЗЕТ-баллов, причем организация, где проходил обучение медработник, сама внесет их на его счет.

Курс «Медицинская кибернетика» включает обучение по программе НМО «Базы биомедицинских данных», таким образом по окончании обучения 36 ЗЕТ-баллов будут зачислены на счет обучавшегося.

Подробнее об этом можно узнать на странице «Как пройти аккредитацию врача в 2021 году с помощью НМО»

Формат обучения

Обучение на курсе «Медицинская кибернетика» основано на использовании современных дистанционных образовательных технологий с применением очно-заочных форм, не требующих личного посещения учебного центра.  600 академических часов 8-ми учебных программ курса слушатели, на свой выбор, могут освоить за 3 или 6 месяцев.

В арсенале обучающегося должен быть компьютер и свободный доступ в интернет. Академия на своем портале обеспечивает слушателю доступ в личный кабинет, где собраны все учебные и лекционные материалы, а также видеоархив прошедших курсов. Статистика успеваемости и контроль обучения также проводится в личном кабинете.

Самостоятельное изучение учебных программ подкрепляется регулярными семинарами, практическими занятиями и вебинарами, которые в онлайн формате ведут преподаватели-практики.

Возникающие организационные, учебные и информационные вопросы помогает решить персональный наставник.

После успешной сдачи междисциплинарного экзамена слушателю выдается Диплом установленного государством образца, подтверждающий получение им дополнительного профессионального образования.

Диплом регистрируется в базе ФИС, соответствуют нормам действующего законодательства и имеет 6 степеней защиты.

Профпереподготовка по курсу «Медицинская кибернетика» в Академии

Учебные заведения по специальности

По специальности «Медицинская кибернетика» набор проводят следующие учебные заведения России:

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, где на медико-биологическом факультете впервые начали готовить этих специалистов
  • Сибирский Государственный Медицинский Университет (г. Томск)
  • Пензенский государственный университет
  • Северный федеральный университет (г. Архангельск)
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Псковский государственный университет (ПсковГУ, г. Псков)
  • Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
  • Юго-западный Государственный университет (ЮЗГУ г. Курск)
  • ДВФУ, г. Владивосток (от 2015 года)
  • СКГГТА, г. Черкесск (от 2016 года)
  • Воронежский государственный университет (от 2016 года)
  • Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (от 2017 года)

Ранее существовала инженерная специальность «Медицинская кибернетика», соответствующая ныне существующему направлению образования «Биотехнические системы и технологии». Сейчас с названием «Медицинская кибернетика» существует направление специалитета высшего медицинского образования. Выпускники его — врачи-кибернетики — получают право работать врачом только после окончания интернатуры или ординатуры. Но из-за того, что они изучают большой объём технических дисциплин, невозможно обеспечить изучение ими одного и того же медицинского предмета не менее трёх раз под руководством трёх разных преподавателей, как правило, разных кафедр, что по международным стандартам требуется от будущих врачей-клиницистов. Поэтому они не могут работать по особо ответственным медицинским специальностям в сфере хирургии, акушерства, терапии и т. д, поступать в интернатуры и ординатуры по этим специальностям. Круг их областей специализации в медицине, соответственно, ограничен. Это — клиническое лабораторное дело, функциональная диагностика, лучевая диагностика, медицинская физика. Но зато, в отличие от обычных выпускников по специальности «Лечебное дело», они без последипломного образования могут работать инженерами.

29 апреля 2010 года Ученым Советом Пензенского государственного университета была открыта новая специальности 060114 — «Медицинская кибернетика» по подготовке специалистов «Врач-кибернетик».
Продолжительность обучения по специальности — 6 лет. Вступительные испытания: Математика — профильный предмет, биология, русский язык. Врач-кибернетик подготовлен для осуществления практической и научной деятельности, направленной на разработку, внедрение и эксплуатацию автоматизированных технологических и административных систем управления в целях повышения качества медицинского обслуживания населения и эффективного использования ресурсов здравоохранения. Специалисты предназначены для работы в учреждениях, здравоохранения, учреждениях РАМН и других ведомств, заинтересованных в специалистах данного профиля.
Врач-кибернетик по специальности 30.05.03 готовится для работы:

1) в медицинских лечебно-диагностических организациях (больницах, поликлиниках, амбулаториях);

2) в научно-исследовательских медицинских и биологических центрах, лабораториях и институтах, связанных с эксплуатацией медицинской техники и проведением медико-биологических экспериментов;

3) в территориальных и региональных коммерческих структурах здравоохранения.

Чем занимается разработчик киберпротезов

Сначала такой специалист создает проект бионического протеза или органа. Он изучает биоэлектрические импульсы, связывающие нервную и мышечную системы человека, и придумывает, как их соединить с протезом. Например, чтобы на протезе руки двигались пальцы, в него встраивают специальные мио-датчики. Они считывают электрический потенциал сохранившихся мышечных тканей и посылают сигнал в протез — тут и происходит движение. Затем специалист создает 3D-модель для принтера. Он моделирует устройство по индивидуальным параметрам и готовит к покраске.

Дальше разработчик подбирает подходящие материалы: биологически совместимые, с симбиотическим потенциалом, которые не отвергнет организм

Важно максимально «сроднить» человека и его протез, чтобы конструкция из пластика и металла стала полноценной частью тела

Если человек будет плавно помахивать рукой, а потом резко захочет ее опустить, протез должен считать это желание так же быстро, как живая рука.

Индустрия 4.0

Когда мы сможем печатать новые органы на 3D-принтере

Учебные заведения, проводящие набор по специальности «Медицинская кибернетика»

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова , где на медико-биологическом факультете впервые начали готовить этих специалистов
  • Сибирский Государственный Медицинский Университет (г. Томск)
  • Пензенский государственный университет
  • Северный федеральный университет (г. Архангельск)
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Псковский государственный университет (ПсковГУ, г. Псков)
  • #перенаправление Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого
  • Юго-западный Государственный университет (ЮЗГУ г. Курск)
  • ДВФУ , г. Владивосток (от 2015 года)
  • СКГГТА, г. Черкесск (от 2016 года)

Ранее существовала инженерная специальность «Медицинская кибернетика», соответствующая ныне существующему направлению образования «Биотехнические системы и технологии». Сейчас с названием «Медицинская кибернетика» существует направление специалитета высшего медицинского образования. Выпускники его — врачи-кибернетики — получают право работать врачом только после окончания интернатуры или ординатуры. Но из-за того, что они изучают большой объём технических дисциплин, невозможно обеспечить изучение ими одного и того же медицинского предмета не менее трёх раз под руководством трёх разных преподавателей, как правило, разных кафедр, что по международным стандартам требуется от будущих врачей-клиницистов. Поэтому они не могут работать по особо ответственным медицинским специальностям в сфере хирургии, акушерства, терапии и т. д, поступать в интернатуры и ординатуры по этим специальностям. Круг их областей специализации в медицине, соответственно, ограничен. Это — клиническое лабораторное дело, функциональная диагностика, лучевая диагностика, медицинская физика. Но зато, в отличие от обычных выпускников по специальности «Лечебное дело», они без последипломного образования могут работать инженерами. 29 апреля 2010 года Ученым Советом Пензенского государственного университета была открыта новая специальности 060114 — «Медицинская кибернетика» по подготовке специалистов «Врач-кибернетик». Продолжительность обучения по специальности — 6 лет. Вступительные испытания: Математика — профильный предмет, биология, русский язык. Врач-кибернетик подготовлен для осуществления практической и научной деятельности, направленной на разработку, внедрение и эксплуатацию автоматизированных технологических и административных систем управления в целях повышения качества медицинского обслуживания населения и эффективного использования ресурсов здравоохранения. Специалисты предназначены для работы в учреждениях, здравоохранения, учреждениях РАМН и других ведомств, заинтересованных в специалистах данного профиля. Врач-кибернетик по специальности 060114 готовится для работы:

1) в медицинских лечебно-диагностических организациях (больницах, поликлиниках, амбулаториях); 2) в научно-исследовательских медицинских и биологических центрах, лабораториях и институтах, связанных с эксплуатацией медицинской техники и проведением медико-биологических экспериментов; 3) в территориальных и региональных коммерческих структурах здравоохранения.

Чему нас учит кибернетика

Медицинская биофизика: молекулы и болезни / МГУ

Школа науки управления. Кибернетика Норберта Винера.

Медицинская кибернетика

Медицинская кибернетика – это наука, исследующая закономерности получения, хранения, передачи и преобразования информации в организме человека. Основанная на создании имитационных моделей, в том числе математических, медицинская кибернетика позволяет сопрягать сложные технические устройства с системами управления, что помогает создавать новые решения для улучшения качества жизни больных людей.

В широчайший спектр интереса этой новой науки входит вычислительная диагностика заболеваний. В частности, математическое моделирование процессов, которые происходят при развитии болезни и поиск решений по её лечению в виртуальном мире. Кроме того, есть другая область вычислительной диагностики, которая связана с обработкой огромного массива персонализированных данных и построению возможных вариантов развития патологии по результатам этой обработки.

Профессии будущего

IT медик. Специалист с хорошим знанием ИТ, создаёт базы физиологических данных и управляет ими, создаёт программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации. А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы.

Клинический биоинформатик. В случае нестандартного течения болезни строит компьютерную модель биохимических процессов болезни, чтобы понять первопричины заболевания (выявляет нарушения на клеточном и субклеточном уровнях). На Западе эта специальность существует уже не первый год и направлена на то, чтобы по максимуму использовать весь багаж накопленной информации – генетической, биологической и медицинской для того, чтобы подобрать индивидуальный метод лечения для конкретного пациента. Трансляционная медицина есть и в России, и специалисты прогнозируют появление большого количества рабочих мест в этой области.

IT-генетик. Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры. В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями. Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей. Например, в 2014 году в Великобритании объявили, что у 6 пациентов, больных хороидеремией (наследственным генетическим заболеванием, до настоящего момента неизлечимым и ведущим к слепоте), в результате генотерапии улучшилось зрение. Но это лишь первый шаг. Следующий шаг – модификация генома: эксперимент с целенаправленным изменением двух генов уже провели на обезьянах.

Степень: Специалист

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) — профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология — по выбору вуза
  • Физика — по выбору вуза

Появление новых технологий приводит к возникновению профессий, которые сложно было представить в недавнем прошлом. Примером тому является специальность 30.05.03 «Медицинская кибернетика». Она собрала в себе знания из разных сфер, которые даже не соприкасаются друг с другом, с первого взгляда. Это биология и информатика, физика и медицина. Такое направление является молодым и очень перспективным, ведь оно соединяет в себе все последние достижения человечества.

Специалисты направления обладают широким спектром профессиональных компетенций. Они стоят впереди медицинской науки, способствуя ее развитию и движению вперед. Их миссия заключается в том, чтобы всесторонне способствовать интеграции дисциплин для достижения важнейшей задачи – обеспечения профилактики и лечения человека от недугов, используя инновационные технологии и методики.

Редкая медицинская профессия №5. IT-медик

Направление на стыке медицины и IT. Появляется все больше данных о физиологии человека, его особенностях, все эти данные необходимо систематизировать и обрабатывать, чтобы делать существенные выводы. 

Обязанности

  • создание и разработка базы физиологических данных,
  • обслуживание программного обеспечения медицинского оборудования,
  • обработка и алгоритмика работы с большими данными в медицине,
  • прогнозирование на основе работы с данными.

Образование

Мир еще не ввел направление обучения IT-медикам, так как профессия очень молодая. Однако в МФТИ готовят специалистов в области вычислительной и математической биологии, а в Санкт-Петербурге Университет ИТМО и НМИЦ им. В. А. Алмазова запустили образовательную программу магистратуры «Вычислительная биомедицина». Данное образование помогает IT-специалистам более углубленно работать в области медицины, например, в крупных медицинских лабораториях и диагностических центрах.

Трудоустройство и зарплата

Профессия пока достаточно редкая и пока только начинает свое развитие. Трудоустройство предположительно в крупных медицинских исследовательских центрах, а позже уже в более мелких, где также есть свои базы данных. Возможно привлечение в стартапы по профилю IT в медицине.

В данной области только начинают появляться специалисты, пока нет сформированной средней зарплаты по рынку. 

Биологические профессии и специальности

27 окт

42291

36

Читать позже

Профессиональная переподготовка по медицинской кибернетике

Образовательная программа соответствует квалификационным требованиям к врачам-статистикам по медицинской кибернетике и разработана на базе ФГОС по специальности «Медицинская кибернетика».

Она содержит широкий спектр естественно-научных, медицинских и математических дисциплин: биоинформатику, статистику, биофизику, биохимию, кибернетику, механику, электронику, биотехнологии, генетику, патологию, диагностику, терапию и другие.

Слушатель, успешно завершивший обучение, готов к самостоятельной работе в медицинских, научно-исследовательских, научно-производственных и информационно-аналитических организациях, а при наличии непрерывного стажа свыше 5 лет может претендовать может претендовать на карьерный рост и получение должности заведующего отделом или отделением.

С 1 января 2019 года после переподготовки необходимо пройти аккредитацию и получить свидетельство об аккредитации в соответствии с приказами Минздрава России от 02.07.2016 № 334н и от 22.12.2017 № 1043н.

Преимущества дистанционной переподготовки по медицинской кибернетике

При обучении в академии применяются дистанционные технологии:

  • учебно-методический комплекс размещен на образовательном портале академии;
  • консультации специалистов проводятся в режиме видеосвязи;
  • промежуточные и итоговая аттестации осуществляются в форме онлайн-тестирования;
  • диплом высылается выпускнику на дом курьерской службой.

Для получения новой квалификации достаточно персонального компьютера с выходом в Интернет. Это позволяет пройти обучение любому жителю России вне зависимости от места проживания.

Удобный формат обучения позволяет изучать материал и проходить тесты по удобному для слушателя графику. Поэтому он может совмещать обучение и основную деятельность, оперативно применяя полученные знания на практике, что способствует его профессиональному росту.

Более того, дистанционный курс позволяет применить индивидуальный подход и сформировать образовательную программу с учетом профессиональных потребностей обучающегося.

Требования к слушателям

Прием слушателей осуществляется без предварительных экзаменов или тестирования. Для записи на курс достаточно предъявить документы об образовании, которое соответствует требованиям приказов Минздрава России от 23.07.2010 № 541н и от 08.10.2015 № 707н: они должны иметь высшее образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика».

Специализация, карьера и перспективы

Существует несколько подкатегорий этой специальности:

  1. Биолог-ботаник — исследует растения, ищет всё новые экземпляры и изучает их характерные особенности. В его обязанности входит классификация изученных видов и определение их влияния на состояние других растений, животных и человека.
  2. Микробиолог — занимается изучением жизнедеятельности микроорганизмов, проводит исследования с использованием различных бактерий. Во многом именно благодаря ему появляются новые лекарства от различных заболеваний.
  3. Биолог-зоолог — занимается изучением всех аспектов жизни животных, исследует их болезни, определяет степень воздействия этих недугов на человека и открывает новые виды. Сфера работы зоологов очень широка.

Развитие карьеры биолога может проходить в нескольких направлениях:

  1. Ориентировка на свою специализацию и поэтапное освоение смежных областей научных знаний. С учётом выбранной специализации биолог может работать в той или иной сфере исследовательской или практической деятельности, изучая флору и фауну или же разрабатывая новые технологии в медицинской области, области технологий производства продовольственных товаров или в других смежных областях (экологии, микробиологии, зоологии, биотехнологии).
  2. Научное развитие. В этом случае биолог может либо заниматься исследованиями, либо писать кандидатские и докторские диссертации, вынося на всеобщее обозрение новые темы для научных дискуссий и открытия мира биологии. Научное развитие предусматривает постоянную научную деятельность, связанную как с теорией, так и с практикой, но частично.


Разумеется, чтобы преуспеть в любом из этих видов деятельности, придётся приложить немало усилий, но если человек действительно заинтересован в достижении успеха, то это будет не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Начало и развитие

В 1969 институтом сердечно-сосудистой хирургии был разработан алгоритм для автоматической диагностики заболеваний кардиоклапанов. Впервые серийное производство аппаратуры для лабораторного диагностирования началось на заводе имени Семашко в семидесятых годах. Автоматические системы управления, АСУ, уже к тому времени не являлись чем-то сверхъестественным. Их называли инструментами, необходимыми для успешной врачебной деятельности.

Хирурги получили комплекс для мониторинга «Симфония». Он обеспечивал отслеживание состояния пациента при проведении хирургической операции. Первая система обеспечения препаратами «Аптека» была тоже внедрена в тот период. Началось развитие отечественной медицинской кибернетики. Передовые принципы совершенствования диагностики различных заболеваний в лабораторных условиях требовали наличия квалифицированного штата работников.

Медицинские вузы приступили к обучению по интересной направленности. Профессия привлекала перспективностью. Во втором столичном мединституте на медико-биологическом факультете в 1979 был первый выпуск.

К середине восьмидесятых кибернетическими принципами решения медпроблем стало невозможно никого удивить. Мегаполисы и районные центры обзавелись диагностическими АСУ для определения самых тяжелых болезней по результатам обследований.

В лечебных учреждениях появились журналы автоматизированной обработки поступающей информации. При помощи автоматических комплексов проводится учет койко-мест, запись на прием.

Места работы

В зависимости от направления своей деятельности, биологи могут работать в самых различных учреждениях, среди которых чаще остальных встречаются следующие:

  • сельскохозяйственные институты, фермы и исследовательские центры, занимающиеся разведением животных и птицы, проверкой качества полученной от них продукции или культивацией и сбором растений;
  • лаборатории при НИИ;
  • ботанические и зоологические сады;
  • предприятия по выпуску продукции животноводства;
  • организации природоохранного направления и экологические клубы;
  • различные природные объекты (в частности, и питомники диких животных);
  • образовательные учреждения по данному направлению.

По правде говоря, рабочее место для биолога найдётся практически в каждом городе или посёлке, вот только количество вакансий везде разное.

Практическое применение нового направления

На кафедре медкибернетики в отечественных медвузах предоставляется подробнейшая информация о направлениях научного раздела. Наука занимается взаимодействием управленческих процессов, происходящих в живой природе, исследованием согласованной системной работы, способностью реагирования на раздражители извне, возвратом к исходному состоянию после таких воздействий.

Благодаря универсальности законов стало возможным их широкое применение. Так, медкибернетика при разработке практических технологий управления использует принципы системного взаимодействия. Ведется деятельность по разработке корректирующих жизненные процессы механизмов, улучшению методик распознавания недугов на ранних стадиях.

В любой диагностической системе есть три главных составляющих:

  • Первой является память. Она хранит все данные по группам недугом, включая симптоматику, показатели исследований.
  • Далее идет логическое устройство для обработки данных и сопоставления симптомов и результатов обследований пациентов с уже имеющейся информацией.
  • Третий компонент – устройства для вывода полученных аналитических данных.

При создании аппаратуры для диагностики вначале разрабатывают описательную методику  состояния самочувствия обследуемого, анализируемые признаки недуга. Из полученных данных отбирают только те, что годятся для проведения количественного анализа.

Также важна информация о частоте таких клинических проявлений, классификация и общая констатация. Все сведения надежно хранятся в памяти вычислительного устройства. По мере поступления дальнейшей информации о состоянии пациента машиной ведется сопоставление симптоматики с заложенными в памяти. Составляется предварительная карта обследования.