Решение об экспедиции на Амур принималось в самых высоких инстанциях
В 1846 г. Невельской получает чин капитан-лейтенанта. В том же году он делает первый шаг к исполнению своей заветной мечты – подает прошение о назначении командиром на двухмачтовое парусное судно «Байкал». Транспорт отправлялся из Санкт-Петербурга на Камчатку с партией казенного груза для Петропавловского гарнизона.
Сиденснер в книге 1913 года «Адмирал Геннадий Иванович Невельской» пишет:
Двухмачтовое судно «Байкал» Сибирской военной флотилии. Геннадий Иванович Невельской в 1849-м пересек на нем два океана и исследовал Амурский лиман
Примерно в это же время Невельской познакомился с другим энтузиастом Амурского дела генерал-майором Н. Н. Муравьевым, только что назначенным генерал-губернатором Восточной Сибири
В личной беседе Невельской поделился своими мыслями о том, как важно для России приобрести устье Амура. Капитан просил генерал-губернатора после сдачи груза в Петропавловске разрешить ему плыть в Амурский лиманСеверная часть Татарского пролива между проливом Невельского и Охотским морем, куда впадают воды Амура
Устье Амура представляет собой классический однорукавный эстуарий и опресняет Амурский лиман, исследовать берега и промерить глубины. Муравьев нашел в Невельском единомышленника, однако не спешил покровительствовать капитану, ибо в то время российские власти, не желая портить отношения с соседним Китаем, придерживались в отношении Амура консервативных позиций. Начальник Главного Морского Штаба князь Меншиков так отвечал на просьбу Невельского:
Невельской очень постарался, чтобы строящийся в ГельсингфорсеШведское название Хельсинки, которое официально употреблялось в России до 1926 года морское судно было завершено как можно скорее. В итоге вместо намеченного в смете конца августа новенький корабль сошел со стапелей 10 июля. Князь Меншиков остался доволен быстрой постройкой судна, и Невельской вновь просил разрешения провести опись юго-восточного побережья Охотского моря с заходом в устье Амура, куда «транспорт могло занести ветрами и течениями».
Пользуясь поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева, министра внутренних дел Перовского и генерал-адмирала Константина Николаевича Романова, Невельской получил указание от непосредственного начальника – князя Меншикова – «осмотреть юго-восточный берег Охотского моря между теми местами, которые были определены или усмотрены прежними мореплавателями». Несмотря на все старания, Невельской так и не добился разрешения произвести опись Амурского лимана.
С сентября 1848 по май 1849 капитан-лейтенант Невельской плывет на паруснике «Байкал» из Кронштадта через Атлантику мимо южноамериканского мыса Горн, затем пересекает Тихий океан, заходит на Сандвичевы островаТак в XIX веке называли Гавайи. 12 мая 1849 года «Байкал» достиг Петропавловского портаНыне Петропавловск-Камчатский. В общей сложности переход на Дальний Восток парусного судна через половину земного шара занимал тогда 9 месяцев.
Во время плавания из Петербурга на Дальний Восток «Байкал» вставал на якорь в Копенгагене, Рио-Жанейро, Вальпараисо, Гонолулу
В Петропавловске неутомимый исследователь получил частное письмо от генерал-губернатора Муравьева «с копией проекта инструкции, представленной на Высочайшее воззрение, но не получившей еще утверждения». Обращаясь к Государю Императору, Муравьев предлагал поручить капитану Невельскому:
- обследовать северную часть Амурского лимана и устье реки Амур;
- войти в саму реку, где она течет в определенных своих берегах;
- выяснить, есть ли при устье или близ него в самой реке места, где бы можно было защитить вход в нее;
- описать берег реки Амур и ее лимана в географическом и статистическом отношениях;
- определить является ли Сахалин островом и если да, то исследовать пролив, отделяющий Сахалин от материка.
Таким образом, у Невельского не было на руках ничего, кроме предложения Муравьева, которое тот отправил Императору и которое могло быть и не одобрено. Тем не менее морской офицер, рискуя званием и карьерой, вне Высочайших повелений по сдаче груза вышел из Петропавловска на «Байкале» к устью Амура для описи берегов, признававшихся китайскими.
Перед выходом в море Геннадий Иванович собрал в каюте всех офицеров и разъяснил им сущность амурского вопроса и его непреходящее значение для России.
Филиалы учебного заведения
Задать вопрос
Ваш вопрос будет опубликован на сайте
Из обращения в Госдуму РФ
Призываем партии и депутатов Государственной Думы РФ отнестись с уважением к правам человека и гражданам Российской Федерации: убеждаем снизить зарплату депутатам с 400 тысяч рублей до 150 тысяч рублей в месяц и в дальнейшем иметь совесть, т.к. граждане страны голодают. В противном случае, это будет восприниматься, как хищение, с соответствующим возмещением без срока давности.
Просим учесть, согласно совершаемым преступлениям руководства России за последнее время, отсутствия законных выборов и угнетения народов, может быть рассмотрено обвинение в преступлениях против человечности…
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского
Полное наименование: Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» |
Вид вуза: университет
Организационно-правовая форма: государственный
Телефон: (423) 230-12-50
Факс: (4232) 51-76-39
Информация обновляется представителем учебного заведения. Последнее изменение: 27.02.2015
Ректор: Огай Сергей Алексеевич
Наличие военной кафедры: Есть
Наличие общежития: Есть
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского обучает по образовательным программам, указанных в таблице.Всего образовательных программ: 29 .
ФГОС-2013 | Код ОКСО | Наименование | Уровень образования | Квалификация |
032101.65 | Физическая культура и спорт | высшее профессиональное | Специалист по физической культуре и спорту | |
190701.65 | Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | высшее профессиональное | Инженер по организации и управлению на транспорте; | |
080502.65 | Экономика и управление на предприятии (по отраслям) | высшее профессиональное | Экономист-менеджер | |
080507.65 | Менеджмент организации | высшее профессиональное | Менеджер | |
38.03.01 | 080100.62 | Экономика | высшее профессиональное | Бакалавр |
180406.51 | Морское судовождение | среднее профессиональное | Техник-судоводитель | |
190502.51 | Эксплуатация транспортных энергетических установок (по видам транспорта) | среднее профессиональное | Техник-судомеханик | |
26.05.05 | 180403.65 | Судовождение | высшее профессиональное | Специалист |
180402.65 | Судовождение | высшее профессиональное | Инженер | |
23.02.01 | 190701.51 | Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | среднее профессиональное | Техник |
050711.65 | Социальная педагогика | высшее профессиональное | Социальный педагог | |
230102.65 | Автоматизированные системы обработки информации и управления | высшее профессиональное | Инженер | |
190500.62 | Эксплуатация транспортных средств | высшее профессиональное | Бакалавр техники и технологии | |
11.03.01 | 210400.62 | Радиотехника | высшее профессиональное | Бакалавр |
080111.65 | Маркетинг | высшее профессиональное | Маркетолог | |
210300.62 | Радиотехника | высшее профессиональное | Бакалавр техники и технологии | |
37.03.01 | 030300.62 | Психология | высшее профессиональное | Бакалавр |
160905.65 | Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования | высшее профессиональное | Инженер | |
180404.65 | Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | высшее профессиональное | Инженер | |
190602.65 | Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов | высшее профессиональное | Инженер | |
032001.65 | Документоведение и документационное обеспечение управления | высшее профессиональное | Документовед | |
100105.51 | Гостиничный сервис | среднее профессиональное | Менеджер | |
280101.65 | Безопасность жизнедеятельности в техносфере | высшее профессиональное | Инженер | |
010801.65 | Радиофизика и электроника | высшее профессиональное | Радиофизик | |
150205.65 | Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов | высшее профессиональное | Инженер | |
37.04.01 | 030300.68 | Психология | высшее профессиональное | Магистр |
210402.65 | Средства связи с подвижными объектами | высшее профессиональное | Инженер | |
180104.65 | Судовое оборудование | высшее профессиональное | Морской инженер | |
220203.65 | Автономные информационные и управляющие системы | высшее профессиональное | Инженер |
Авторы Гайдпарка
-
Петр Новыш
Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата
Читать полностью
-
Владимир Фёдоров
Я бы тоже пошёл с ним в разведку
Читать полностью
-
Василий Иванов
Верите ли Вы, что партия «Новые люди» преодолела 5% барьер на выборах в Госдуму РФ?
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!
Читать полностью
-
Петр Новыш
Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение
Читать полностью
-
Василий Иванов
Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?
Читать полностью
-
Настя Иванова
США – главный организатор и спонсор мирового терроризма
Читать полностью
-
Артур Ахмедов
В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.
Читать полностью
-
Александр Ларин
Большинство тогда и сейчас
Читать полностью
-
Мiкалай Паддубiцкi
А могла бы обнулить…
Читать полностью
-
Александр Рохмистров
Вновь избранным депутатам официально запретили брать взятки. А раньше что – можно было?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Так в моей квартире снималась часть кинофильма Юлиана Панича «Проводы белых ночей».Свидетельствую
Читать полностью
Семья
Жена: Екатерина Ивановна Невельская, в девичестве Ельчанинова (15 октября 1831 — 8 марта 1879), племянница В. Н. Зарина.
Дочери:
- старшая дочь Екатерина Невельская (1 июня 1853 года — 12 мая 1854)
- Ольга Геннадьевна Сорохтина (2 апреля 1854 года — 13 октября 1933, Ницца, Франция) (муж — офицер Л. В. Сорохтин) — автор первой биографии Г. И. Невельского (1894). Детей не имела.
- Мария Геннадьевна Кукель (8 августа 1855 — примерно 1919—1920) (муж — Андрей Болеславович Кукель)
- Александра Геннадьевна Охотникова (8 апреля 1858 − 1929, Париж) (муж Платон Михайлович Охотников, офицер, позже помещик)
Сын: Николай Геннадьевич Невельской (14 сентября 1861 — примерно 1919). Женат не был.
Внуки:
- Сергей Андреевич Кукель (Кукель-Краевский) — морской офицер
- Владимир Андреевич Кукель (Кукель-Краевский) — морской офицер
Три дочери и два сына были у А. Г. Охотниковой. Их потомки живут во Франции, Бразилии, США и России.
Все даты — по старому стилю.
Предыстория
В конце XVI века в Приамурье начали появляться небольшие поселения-крепости, основанные отрядами русских казаков. Со временем такая активность на берегах Амура привела к конфликту России с Китаем, который был частично разрешен путем заключения Нерчинского договора в 1689 году. Однако часть Амура в его нижнем течении не была разграничена этим договором между Россией и Китаем, и оба берега считались китайскими.
Карта Амурской страны, 1850−1860. (wikipedia.org)
В 1845 году к устью Амура была направлена экспедиция под командованием поручика Петра Гаврилова на небольшом бриге «Константин». Кампания не увенчалась успехом, «Константин» не смог добраться до устья реки. За Амурский лиман Гаврилов ошибочно принял довольно большой залив Байкал на севере Сахалина и потратил слишком много времени на его изучение. Неудача побудила Николая I отказаться от дальнейших попыток экспансии.
Почетная отставка
По окончании Крымской войны в 1856 г. Амурская экспедиция была свернута, и корабли вместе с экипажами и офицерским составом отправлены на Балтику. По возращении в Петербург Невельской больше не участвовал в плаваниях, а лечил подорванное суровым дальневосточным климатом здоровье. Остаток жизни он посвятил систематизации материалов, собранных в ходе Амурских экспедиций, с целью написания книги. Будучи членом Императорского Русского географического общества, он занимался уточнением карт, консультировал политиков и крупных торговцев. Состоял членом директоров Амурской компании.
Книга Невельского под названием «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849—1855» вышла в свет в 1877 г. Даже из названия видно, что представители знатных родов все заслуги и достижения России приписывали исключительно себе. Простой народ: солдаты, воевавшие и гибнувшие под их началом, рабочие, строившие фабрики и прокладывавшие дороги в тяжелых условиях – были для власть имущих лишь расходным материалом. Писатели советской эпохи в своих произведениях пытались компенсировать эту несправедливость и воздать должное рядовым пионерам Дальнего Востока. В качестве примера можно назвать роман дальневосточного писателя Н. Наволочкина «Амурские версты».
В 1864 г. Невельскому был присвоен чин вице-адмирала, а в 1874 г. – полного адмирала.
Геннадий Иванович Невельской скончался в апреле 1876 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Краткая биография
Генна́дий Ива́нович Невельско́й (5 декабря 1813 года, Дракино, Костромской губернии — 29 апреля 1876 года, Санкт-Петербург) — российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров.
Геннадий Иванович Невельской родился в усадьбе Дракино(58°53′27″ с. ш. 42°21′42″ в. д., близ Солигалича. Отец: Иван Алексеевич Невельской (1774—1823) — потомственный морской офицер, из старинного костромского дворянского рода. Мать: Феодосья Тимофеевна (1787—1854) — принадлежала к старинному дворянскому роду Полозовых; известна тем, что подвергалась судебному преследованию за негуманное отношение к крепостным крестьянам.
В Морском корпусе
8 апреля 1829 года Геннадий Невельской поступил в Морской кадетский корпус. Начальником Морского корпуса был в то время знаменитый мореплаватель адмирал И. Ф. Крузенштерн, с именем которого связано первое российское кругосветное плавание. Среди кадетов тех времён особенной популярностью пользовалось не столько военное, сколько исследовательское, географическое направление обучения. Кадеты и гардемарины были воодушевлены знаменитыми морскими походами русских моряков. У всех на устах было открытие Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, походы Ф. П. Врангеля, М. Н. Станюковича, Ф. П. Литке и других. Не случайно поэтому многие одноклассники Невельского впоследствии стали знаменитыми мореплавателями, исследователями, географами.
Ещё в Морском корпусе Невельской увлёкся географией Дальнего Востока. Не вполне однозначные сведения, приводимые в книгах и на картах, Геннадий Невельской подвергал сомнению. Им овладела жажда собственных географических исследований. 7 января 1831 года произведён в гардемарины.
В 1832 году Невельской в числе лучших окончил Морской кадетский корпус. 21 декабря 1832 года получил чин мичмана и в числе избранных стал слушателем только что созданного Офицерского класса (прообраз будущей Военно-морской академии). В 1836 году мичман Невельской успешно сдал экзамены за курс офицерского класса и 28 марта ему был присвоен чин лейтенанта флота.
Первые годы службы на флоте
По окончании Офицерского класса лейтенант Невельской был назначен в эскадру адмирала Федора Петровича Литке офицером на корабль «Беллона» под командованием опытного морского офицера Самуила Ивановича Мофета. Затем служил на кораблях «Князь Варшавский» («Константин»), «Аврора» и «Ингерманланд». В эти годы он, как отлично подготовленный морской офицер, состоял вахтенным офицером при Его Высочестве Великом князе Константине Николаевиче. Цесаревич Константин, сын императора Николая I, в возрасте 9 лет был назначен генерал-адмиралом и определён под попечительство адмирала Литке. Фактическим попечителем юного Великого князя на многие годы стал Геннадий Невельской. Впоследствии это обстоятельство, возможно, послужило тому, что самовольства Невельского при освоении Амура были не только прощены, но одобрены императором Николаем I. Историк А. И. Алексеев предполагает, что Невельской в какой-то момент спас жизнь цесаревичу.
В годы службы Невельского в эскадре Литке, эта эскадра в дальних плаваниях участия не принимала, в основном плавала в пределах Европы. 15 июля 1846 года Невельской получил чин капитан-лейтенанта. Годом спустя он напросился на должность командира строившегося транспортного судна «Байкал», которое должно было отправиться на Камчатку с грузом.
Амурская экспедиция (1849—1855)
Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана, и что Сахалин — остров.
Заручившись поддержкой губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьёва и начальника главного морского штаба князя Меншикова, Невельской, без Высочайшего разрешения, летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин.Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. 6 декабря 1849 года ему был присвоен чин капитана 2 ранга, а уже 8 февраля 1850 года — капитана 1 ранга. В 1850 году Невельской был вновь направлен на Дальний Восток, однако с предписанием «не касаться устья Амура». Но, заботясь уже не столько о географических открытиях, сколько об интересах Российского государства, Невельской, вопреки предписанию, основал в устье Амура т. н. Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями.
Новая экспедиция
Особый Комитет, председателем которого теперь был назначен цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), рассмотрел амурский вопрос заново и решил: Николаевский пост, самовольно выставленный Невельским, сохранить в виде лавки Российско-Американской компании, но в дальнейшем никаких новых мест не занимать. Однако иностранным судам, которые обнаружили бы намерение занять какой либо пункт около устья Амура, объявлять, что без согласия российского и китайского правительств такие действия недопустимы.
Николаевский пост, основанный Невельским. Ныне — Николаевск-на-Амуре, фото конца XIX века. (wikipedia.org)
12 февраля 1851 г. император подписал постановление Особого Комитета об учреждении Амурской экспедиции. Начальником ее назначался капитан 1 ранга Невельской. Предприятие из исследовательского превратилось во внешнеполитическое.
Правительствующий Сенат уведомил китайское правительство о намерении России наблюдать за устьем Амура. Однако Невельскому «не давалось ни прав, ни средств предпринимать какие-либо меры для надлежащего водворения в этом крае». Ему придавались дополнительные силы (до 60 человек матросов, два офицера и доктор). Однако финансирование и снабжение экспедиции вновь возлагалось на Российско-Американскую компанию.
Весной 1851 года Невельской вернулся в Петровское и в дальнейшем не покидал берегов Амура вплоть до 1855 года. За два года он с подчиненными подробно исследовал Амурский край, описал берега, составил карты и собрал ценный материал.
Зимой 1852 года Дмитрий Орлов доказал, что Хинганский хребет, который согласно Нерчинскому договору был принят за границу России и Китая, от истока реки Уды направляется не к северо-востоку, как ошибочно до этого времени полагали и как обозначалось на всех картах, а к юго-западу. Это впоследствии стало одним из формальных поводов к пересмотру договора. «Согласно точному смыслу Нерчинского трактата весь Нижнеамурский и Уссурийский бассейны до моря принадлежат России, а не Китаю», — писал Невельской.
Памятник Невельскому в Хабаровске, 1987 г. (wikipedia.org)
Кроме того, южнее Амура были обнаружены стихийные русские поселения, хотя до этого считалось, что русского населения в этих местах нет. При этом китайской администрации обнаружено не было. Помимо исследований Невельской и его подчиненные устанавливали в крае российскую власть, разрешали споры между местными жителями, обеспечивали их защиту от иностранных мореплавателей, обращали аборигенов в христианство.
Сомнения в судоходности Амура
В первой половине XIX века существовало ошибочное убеждение, будто устье Амура недоступно для крупных морских судов и в него могут входить только лодки.
Откуда возникло такое заблуждение? Из доклада председателя Главного правления Российско-Американской торговой компании барона Фердинанда Петровича Врангеля министру иностранных дел графу Карлу Васильевичу Нессельроде:
Введенный в заблуждение Николай I собственноручно поставил на докладе резолюцию:
Сейчас трудно утверждать появилось ли это заблуждение случайно или же было запущено американскими партнерами по торговой компании с умыслом не допустить российское государство в крайние восточные земли, чтобы использовать их в корыстных интересах.
Официальная карта северо-западной части Восточного (Тихого) океана, составленная И. Ф. Крузенштерном в 1806 г., на которой Сахалин представлен полуостровом, а русло Амура теряется в песках
В 1832 г. Геннадий, как звали его учителя и однокашники, окончил кронштадтский Морской кадетский корпус в звании мичмана. Затем поступил в Офицерский класс Военно-морской академии, куда направляли выпускников Морского корпуса «для усовершенствования из числа отличнейших к морской службе потребных».
Во время обучения в летние месяцы Геннадий ходил на судах Балтийского флота. Амурский вопрос занимал будущего мореплавателя уже в офицерских классах. Он не верил, что «такая большая река, как Амур, могла теряться где-то в неведомых песках, не найдя для себя выхода в море». Он мечтал отправиться на Дальний Восток, войти в Амурский лиман и доказать, что дальневосточная река судоходна и «орошаемый ею край необходимо должно быть присоединен к России».
В 1836 г. Геннадий окончил Офицерские курсы с присвоением чина лейтенант. На протяжении 10 лет с 1836 по 1846 гг. Невельской получал богатую мореходную практику, служил на различных морских судах в должности помощника старшего офицера у Великого князя Константина Николаевича, сына Николая I, за что пользовался лояльностью императора. Таким образом, в течение 19 лет с 1829 по 1847 гг. Невельской ни одного лета не провел на берегу и во время трудных парусных плаваний в совершенстве изучил морское дело. Это был успешный образованный офицер, ратовавший за гуманное отношение к матросам и техническое усовершенствование Российского флота.
Дерзость Невельского
Теперь на очереди встал вопрос о заселении и освоении нижнего Приамурья. Однако в политических кругах опасались спешки из-за риска столкновений с китайцами. Было принято решение ограничиться основанием зимовья на юго-западном берегу Охотского моря.
29 июня 1850 г. на берегу залива Счастья было основано Петровское зимовье. Невельской понимал, что этого мало для утверждения России в Приамурье. Тогда на мысе Куэгда он основал Николаевский пост и «в присутствии собравшихся из окрестных деревень гиляков и при салюте из фальконета и ружей поднял русский военный флаг».
Поступком Невельского были недовольны в Петербурге. У него состоялся серьезный разговор с императором по приезде в Петербург. Николай I отчитал капитана за самовольство и положил перед ним приказ о разжаловании в матросы. Однако тут же разорвал документ, подошел к столу, взял заранее приготовленный крест св. Владимира, поцеловал Невельского и вдел ему крест в петлицу.
Муравьеву Николай I сказал, что находит поступок Невельского молодецким, благородным и добавил: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен».
Основные заслуги Невельского
Александр Карлович Сиденснер в монографии, посвященной столетию рождения Невельского называл его
Невельской был из тех редких и благородных натур, которые «славу и выгоды своего отечества ставят выше личных выгод и собственного спокойствия». Деятельность Невельского непосредственно способствовала присоединению к Российской Империи огромных территорий в нижнем течении Амура и правого бассейна Уссури.
В ходе возглавляемых им Амурских экспедиций Невельской сделал следующие открытия:
- устье Амура судоходно, т.е. доступно для прохода морских судов;
- к югу от Амурского лимана имеется много удобных бухт для стоянки судов (Де-Кастри, Императорская гавань);
- Сахалин является островом и отделен от материка судоходным проливом;
- богатые залежи каменного угля на о. Сахалин.
Другие результаты Амурских экспедиций:
- Включение в состав России Приамурья, Сахалина и Уссурийского края от устья Амура до корейской границы;
- Гуманное обращение с местными племенами обеспечило их симпатии к русским. Присоединения к Российской Империи дальневосточных земель проходило в мирной атмосфере без вооруженных столкновений и жертв с обоих сторон.
Помимо этого, Г.И. Невельской заложил в 1850 году Николаевский военный пост – будущий Николаевск-на-Амуре. До 1880 г. город был административным центром Приморской области в составе Восточно-Сибирского генерал-губернаторства.
Путь на Дальний Восток
Невельской выбрал Западный маршрут: Кронштадт — Портсмут — Рио-де-Жанейро — Мыс Горн — Вальпараисо — Гавайские острова — Петропавловск-Камчатский. «Байкал», пробыв в пути 8 месяцев и 23 дня, 12 мая 1849 года вошел в Авачинскую бухту и бросил якорь в Петропавловской гавани. Однако высочайшего разрешения на экспедицию, которое Невельской надеялся получить по прибытии на Камчатку, не было. Офицер получил лишь копию инструкции, составленной для него Муравьевым и направленной на утверждение императору. В ней генерал-губернатор предписывал Невельскому исследовать устье и берега Амура, точнее изучить побережье Охотского моря и выяснить, действительно ли Сахалин можно считать полуостровом.
Поскольку период навигации в Охотском море недолог, Невельской не стал ждать высочайшего разрешения императора. Он решил начать экспедицию, следуя копии инструкции Муравьева. 30 мая 1849 года «Байкал» снялся с якоря в Петропавловской бухте и направился в сторону Сахалина.
Портрет Невельского. (wikipedia.org)
Русификация Приамурья
В начале 1853 года в политике России на Дальнем Востоке произошли изменения. Причиной этому послужили перестановки в правительстве и международная обстановка. Было учтено и то, что Китай никак не отреагировал на появление российских моряков в устье Амура. Фактически была дана установка на подчинение этого края России. Амурская экспедиция стала уже не предприятием Российско-Американской компании, а полномочным органом России на Дальнем Востоке.
Территории, отошедшие России по Пекинскому и Айгунскому договорам. (wikipedia.org)
Невельской, которому вскоре было присвоено адмиральское звание, получил право действовать на правах губернатора. Был существенно расширен и штат экспедиции. В течение лета 1853 года были основаны новые посты: Александровский (ныне город Александровск-Сахалинский) и Ильинский (ныне поселок Ильинское) — на побережье Сахалина; в бухте Де-Кастри (ныне поселок Де-Кастри) и Константиновкий (ныне город Советская Гавань), а также Мариинский (ныне село Мариинское) на правом берегу Амура, в северо-восточной части озера Большое Кизи.
В 1854 и 1855 годах были организованы походы из верховьев Амура к его устью на множестве судов, доказавшие судоходность реки на всем ее протяжении. Помимо прочего, эти сплавы принесли к устью дополнительные людские силы, средства и вооружение.
Сам Муравьев участвовал в этих экспедициях, лично посетил устроенные Невельским посты и некоторые бухты. К середине 1850-х устье Амура, Сахалин и другие дальневосточные территории в основном были де-факто закреплены за Россией. Экспедиция во многом опиралась на лояльность и даже помощь местного населения. Начиная с 1855 года русские поселения стали появляться уже десятками в год. Фактически, миссия экспедиции на этом была исчерпана: началось масштабное освоение Россией Дальнего Востока.
В конце 1855 года Невельской покинул амурские берега. Вступивший в 1855 году на престол император Александр II поручил Муравьеву вступить в переговоры с правительством Китая об Амуре и об уточнении границ. Начавшиеся в 1857 году переговоры были оформлены сначала Айгунским договором (1858), а затем Пекинским (1860). В результате Приамурье и Уссурийский край были признаны владениями России.