Сезонные сокращения: почему в мхт отказались от двух спектаклей богомолова

Эпоха двух Олегов: Ефремова и Табакова

Однако все же вернемся к истории театра. В биографии коллектива были разные этапы. Например, он успешно функционировал и в годы Великой Отечественной войны. В тот период в репертуаре появились такие произведения как «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но все же самые яркие этапы в современной истории развития театра связаны с именами Олега Ефремова и Олега Табакова. Благодаря руководящей политике Ефремова в коллектив удалось привлечь таких артистов как Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Евгений Евстигнеев. В период руководства Олега Ефремова были поставлены такие спектакли как «Горе от ума», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Кабала святош», «Дядя Ваня».

Труппа под руководством Ефремова значительно разрасталась и в 80-х годах достигла почти 200 человек. Естественно, при таком раскладе работы на всех не хватало. Многие актеры сидели по два-три года без ролей, что, конечно, сказывалось на творческой форме артистов. Такое положение порождало волну недовольства, в результате чего труппа раскололась на две части. Так в России появилось сразу два театра: МХАТ им. Чехова под руководством Олега Ефремова, который ныне располагается в Камергерском переулке, и МХАТ им. Горького под началом Татьяны Дорониной, расположенный по адресу Тверская, 22.

После ухода из жизни Олега Ефремова его место занял Олег Табаков, с которым связывают расцвет МХАТа. (Кстати, в 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический). Табаков удачно комбинировал классический репертуар (спектакли Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф») и современную драматургию. К работе над постановками были приглашены талантливые режиссеры, работающие в самых разных стилях, —  Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и многие другие деятели искусства. При Табакове коллектив пополнился и новыми именами одаренных актеров: Авангард Леонтьев, Марина Голуб, Сергей Сосновский, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Игорь Миркурбанов и многие другие.

Многие из этих артистов так отдают себя сцене, что хочется им сказать: «Чуть помедленнее…»

После ухода Олега Табакова из жизни пост художественного руководителя МХТ им. Чехова занял Сергей Женовач. Хочется надеяться, что он продолжит прежние традиции, заложенные легендарным театром.

Неидеальный «Муж»

Из афиши МХТ уходят два спектакля Константина Богомолова — «Идеальный муж» и «Карамазовы». Этой новостью в своих соцсетях поделился режиссер. Ему непонятно, почему аншлаговые спектакли снимают. «Известия» поинтересовались у первого заместителя худрука-директора МХТ Марины Андрейкиной, в чем причина такого решения.

Сезонные сокращения

Сцена из спектакля «Карамазовы»

Фото: МХТ им. А. П. Чехова/mxat.ru/Екатерина Цветкова

— Снятие кассовых спектаклей, конечно же, у экономической части театра неизбежно вызывает переживания. Но иногда это приходится делать, театр — это живой организм, одни спектакли приходят на смену другим. Решение об изменении репертуара принимает художественный руководитель

Конечно, для жизни театра важно, чтобы на место прошлых приходили новые кассовые спектакли. Тогда это нормальный здоровый театральный процесс, — сказала она

Как говорит худрук, дело тут не в спектаклях, а в жизнедеятельности театра. Потому что как только выпускается премьера, минимум один-два спектакля должны уходить. Это происходит в любом театре.

— Когда Константин Юрьевич ушел в Театр на Малой Бронной, он оставил здесь пять работ. Это естественное движение вперед. Уходят не только его спектакли, но и другие. В сезоне делаются шесть-семь премьер, и чтобы они игрались хотя бы два раза в месяц, в репертуаре не может быть больше 30 названий. Иначе, если спектакль играется раз в три месяца, это очень трудно, — добавил Сергей Женовач.

В прошлом сезоне в последний раз сыграли спектакли «Примадонны», в котором блистали Дмитрий Дюжев, Михаил Трухин, Анатолий Белый, и «Контрабас» с Константином Хабенским. По словам Женовача, постановки Богомолова хорошие, они вошли в историю МХТ и даже записаны для архива. К тому же у режиссера уже свой театр, где он работает, и свои планы. И в репертуаре остаются другие спектакли Богомолова — «Мужья и жены» и «Три сестры».

— Здесь дело не в личности, не в эстетических пристрастиях, — уточнил худрук «Известиям». — Здесь очень много нюансов. Возраст спектакля. И если в спектакле играют семь приглашенных артистов, то это уже сложно. Это связано с естественным движением театра вперед. Кстати, здесь шел мой спектакль «Белая гвардия», успешный. И я даже не знал, когда его сняли. Поэтому к таким переменам спокойно отношусь.

Сезонные сокращения

Сергей Женовач и Анатолий Белый

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Худрук хотел бы снять еще несколько спектаклей, потому что считает, что естественный путь их уже завершен. Женовач мечтает, чтобы скорее наполнились залы. Трудно было, когда они заполнялись всего на четверть. Сейчас допустимо лишь 50% зрителей в зале.

— Понимаю, что эта напасть за два месяца не уйдет. Но жизнь продолжается, самолеты летают, метро ездит, электрички ходят, в ресторанах люди сидят, надеюсь, что и в театр они придут, — не теряет уверенности худрук.

Конечно, театрам обидно, что с них до сих пор не сняли ограничения.

— Мы очень благодарны всем, кто любит и поддерживает наш театр, — поделилась с «Известиями» Марина Андрейкина. — В 2020 году финансовая помощь от наших друзей и партнеров составила 20 млн рублей, в этом году — 25 млн рублей. Помимо этого было оказано партнерской помощи в различной форме на сумму еще на 10 млн в прошлом и на 15 млн в 2021 году.

Интерьеры МХТ

Первые четыре сезона спектакли проходили в арендованном театре «Эрмитаж» (театр Я. В. Щукина) в Каретном ряду (зал на 815 мест). И только осенью 1902 года у театра появилось собственное здание в Камергерском переулке. Помещение было реконструировано на средства мецената Саввы Морозова, который все финансовые вопросы взял на себя: по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания.

Проект реконструкции, оформление интерьеров, освещение, орнаменты, выполнил архитектор Федор Шехтель — бесплатно. Он же стал автором идеи дизайна занавеса со знаменитой чайкой, летящей над волнами. Кстати, изначально занавес был раздвижным, а не поднимающимся.

В художественном театре было: три сцены — большая, вращающаяся, малая и совсем маленькая, вся затянутая черным бархатом, подсценические трюмы, карманы для хранения декораций. Зрительный зал был рассчитан на 1 200 мест. Подъезд здания украшал гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна».

Сказочные планы

Традиционно сбор труппы начали с минуты молчания. Коллеги помянули тех, кто ушел из жизни в прошлом сезоне: народных артистов Андрея Мягкова, Бориса Плотникова, Валерия Хлевинского, Ольги Барнет, старейшего помрежа театра Александры Кулыбиной.

Первая премьера на Основной сцене МХТ состоится уже 16 октября. Константин Хабенский выйдет на сцену в главной роли в постановке Виктора Крамера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Как сообщил худрук, пьеса, основанная на реальных событиях из жизни Карла Фридриха Иеронима, была переработана при содействии народного артиста. Главным сюжетом спектакля на сцене МХТ станет история о не знающей преград человеческой фантазии, способной преобразовать мир, дать свободу и счастье.

Дмитрий Назаров и Игорь Верник сыграют в ноябрьской премьере режиссера Уланбека Баялиева по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Олег Глушков готовит к апрелю 2022 года премьеру мюзикла «Свет нового человека, или Второе пришествие Гагарина». Какие бы аллегории у зрителя ни возникали, но Сергей Женовач тут же предупреждает.

— Это, конечно, другой Гагарин, не Юрий. Спектакль-фантасмагория, фантазия, абсурд, — интригует Женовач.

Сезонные сокращения

Игорь Верник

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Юрий Чурсин и Паулина Андреева станут главными героями в постановке Егора Перегудова по знаменитой пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Премьера запланирована на весну 2022 года.

— Мы вели переговоры с любимым Юрием Николаевичем Бутусовым, — рассказал худрук. — И я очень рад, что они увенчались успехом. Юрий Николаевич приступит к работе над пьесой Михаила Булгакова «Адам и Ева».

На Малой сцене Михаил Рахлин инсценирует роман Виктора Пелевина «Омон Ра». А из более отдаленных планов — пьеса известного американского драматурга Ричарда Нельсона о гастролях Художественного театра в 1923 году в Америке. В 2023 году будет сто лет с тех самых знаменитых гастролей Художественного театра, где решалась судьба, оставаться ли труппе в Америке или возвращаться домой. Как анонсировал Сергей Женовач, если всё будет хорошо, то через два года премьеру сыграют в Нью-Йорке. Эта смелая идея пришла в голову худруку Бруклинской академии музыки Дэвиду Биндеру. Он предложил выступить именно в том центре, где сто лет назад и проходили гастроли МХАТа.

Эпоха Чехова

Но Антона Павловича Чехова открыл все-таки Немирович-Данченко, а не Станиславский. Именно Немирович-Данченко убедил Станиславского и труппу, что чеховская «Чайка» — это гордость русской драматургии, благодаря чему она была включена в репертуар театра и стала его путеводной звездой.

17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера спектакля. Пьеса в театре прошла с огромным успехом. Также все произведения Чехова — «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Иванов» были поставлены в Художественном театре, а в качестве режиссера выступил Немирович-Данченко. В газете «Известия» от 26 октября 1938 г. в статье, посвященной 40-летию МХАТа, Владимир Немирович-Данченко писал: «Искусство чеховского театра воцарилось у нас настолько, что трудно было бы назвать какую-нибудь репетицию какой угодно пьесы, не только современной или классической русской, но и Шекспира или Софокла, где бы мы не использовали того творческого запаса, который накопился от работы над Чеховым».  В театре ставились также пьесы А. М. Горького («На дне», «Мещане»), А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович») и другие.

Но существует и еще одна, критическая сторона вопроса о «системе Станиславского», высказанная историком и автором книги «История русского театра» Н.Н.Евреиновым: «его система вызывает сомнение в основном своем пункте — подменить на сцене «театр» «живой, подлинной жизнью» (см. «Моя жизнь в искусстве»)». По его мнению, это сделать невозможно.

Может быть, в этом есть доля правды, ведь мы знаем много случаев, связанных с нашими гениальными артистами, которые так отдавались своему искусству, что умирали на сцене. Так, например, произошло с Андреем Мироновым, Виталием Соломиным. Александр Михайлов рассказывал, что играя роль Ивана Грозного, так входил в образ, что заболел, и отказался от этой роли, опасаясь за свое здоровье.

Поэзия заразна

— Кто те зрители, что посещают лекции об «амазонках поэзии»?

— Они самые разные, конечно, среди них есть и любители поэзии, но гораздо больше просто интересующихся новыми знаниями. И молодежи много приходит. Это бесплатный городской проект. Попасть на него можно, зарегистрировавшись на сайте. У нас даже сейчас, в посткарантинные дни, насколько это возможно, полные залы.

— Можно сказать, что мода на поэзию возвращается?

— Не то чтобы возвращается, нет. Я наблюдаю интерес к литературе в целом, не только к поэзии. Сейчас многое, в том числе и творческие встречи, стало доступно. Если ты интересуешься поэзией, несложно найти место, где об этом рассказывают. Москва — город огромных возможностей.

— Если с детства не приучили к хорошей литературе, разве получится вызвать интерес позже?

— Я бы не была так категорична. Человек, который хочет развиваться, развивается сам. Он найдет и нужную книгу, и проводника в хорошую литературу. А это может произойти случайно, где-то на Facebook попадется интересный пост. Подумает: «О, симпатичная девчонка читает стихи. Пойду посмотрю на нее вблизи». Девчонка, может, оказалась не настолько симпатичной, насколько симпатична фотография, зато стихи интересные. Так и пристрастится.

— Кроме прочего вы играете в антрепризном спектакле Юрия Стоянова «Спасти рядового Гамлета». Он артист МХТ имени Чехова. Не было соблазна попроситься в этот театр?

— Где только не работает Юрий Николаевич, и снимается много. А с МХТ меня ничего не связывает, кроме того, что я знаю многих артистов из труппы. Из МХТ ушла буква «А» неслучайно. Это уже не «академический» театр. Там другая направленность, смелые режиссерские решения, поиски. Это тоже интересно, но не совсем мое. И если говорить о современном театре, то мне нравится то, что происходит в Театре Наций, что делают Евгений Миронов и Роман Должанский.

— Что вас там привлекает?

— Интересные режиссеры, которые там ставят, экспериментальные спектакли. Из премьер этого сезона мне очень понравился «Лекарь поневоле» Олега Долина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Для расширения кругозора они очень полезны. Что-то неподдельное привлекает мое сердце.

— Не переживаете, что, прочитав о ваших предпочтениях, руководство МХАТа сочтет это непатриотичным?

МХАТ

Актер Николай Коротаев, актриса Мария Янушевская, актриса Алиса Гребенщикова и художественный руководитель МХАТа им. М. Горького Эдуард Бояков выступают на ежегодном российском книжном фестивале на Красной площади, июнь 2020 года

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— Плохое подмечаете у коллег?

— Конечно. Некоторые постановки кажутся мне спорными, но это моя частная точка зрения. А потом читаю отзывы в соцсетях и понимаю, что большому количеству людей нравится. И слава богу. У каждого спектакля своя аудитория.

Театральная Москва многообразна. Каждый зритель может найти себе спектакль по душе. Кто-то придет на мой нежный спектакль «Капель», оммаж шестидесятым, а кто-то пойдет на шумную, острую постановку в «Гоголь-центр». Мне же самой интересно смотреть и первое, и второе.

— Вы человек неконфликтный и предпочитаете нейтралитет? Забастовки, «собираем подписи» — это не про вас?

— Совсем не про меня. Мне не хватает душевных сил на войну. Я работаю много, и потом — я же мать. Мне бы в семье со всем успеть.

— А сын не хочет пойти по вашим стопам?

— Нет. Алеша с удовольствием ходит в театр как зритель. А над тем, кем ему быть, пока размышляет. Моя задача, чтобы у сына был максимально широкий кругозор. Пусть учится прислушиваться к себе.

— Перед вами стояла проблема выбора?

— Нет. Я всегда знала, чего мне хочется больше. Я до сих пор себя слушаю, куда меня потянет — туда и иду. Доверяюсь интуиции и сердцу.

МХАТ

Сцена из спектакля «Капель»

Фото: МХАТ им. М. Горького/mxat-teatr.ru

— А если сердце велит полениться и послать все к черту?

— Со мной так не бывает! Мне нравится жизнь, ну и я не смогу послать всё к черту, дисциплина превыше всего. Никогда не нарушаю обещания и выполняю обязательства. Я человек организованный.

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Софья Ардова

Елизавета Мартинес Карденас

Сергей Беляев

Сергей Медведев

Марина Брусникина

Евгений Миллер

Александр Булатов

Дарья Мороз

Виктор Вержбицкий

Анжелика Немирович-Данченко

Александра Виноградова

Василий Немирович-Данченко

Мариэтта Волкова

Ясмина Омерович

Ольга Воронина

Лаура Пицхелаури

Игорь Гордин

Евгений Раев

Андрей Давыдов

Михаил Рахлин

Марина Зудина

Татьяна Розова

Валентина Иванова

Мария Смольникова

Любовь Инжиневская

Юлия Снигирь

Карина Каграманян

Юрий Стоянов

Виталий Кищенко

Елизавета Струнина

Софья Ковалёва

Леонид Тимцуник

Лариса Кокоева

Павел Филиппов

Юрий Кравец

Роза Хайруллина

Константин Крюков

Вера Харыбина

Андрей Кузичев

Игорь Хрипунов

Татьяна Кузнецова

Павел Чинарёв

Дарья Кулида

Сергей Чонишвили

Дмитрий Куличков

Юрий Чурсин

Алина Кушим

Елизавета Янковская

Рената Литвинова

Филипп Янковский

Олег Мазуров

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова выражает искреннюю признательность Андрею Леонидовичу Костину за финансовую поддержку труппы театра.

Личности основателей театра

«Театр должен быть народным», — говорил герой фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева. «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того актер должен где-то работать… Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка. Звание народного театра ко многому обязывает». Ну, это шутка народного режиссера Эльдара Рязанова… А какими же на самом деле были режиссеры Московского художественного театра?

Владимир Немирович-Данченко отличался умом и волей, дисциплинирующей талант. Своей творческий путь он начинал молодым журналистом, драматургом, романистом, критиком и теоретиком, но это лишь этапы его жизни. А основная творческая работа Немировича-Данченко отдана воплощению своей мечты о настоящем театре.

А Константина Станиславского, совмещающего обязанности директора, режиссера, актера и теоретика драматического искусства называли душой театра. В его книге «Работа актера над собой» описана система, которая известна всему миру как «система Станиславского» или «школа Станиславского». В частности, в ней Станиславский требует «упорно следить за тем, чтобы ученики на сцене всегда действовали подлинно, продуктивно и целесообразно и отнюдь не представлялись действующими. Все это не может дать хорошего результата и вызывает лишь желание лицедействовать, а не подлинно действовать». 

«Мы протестовали, — рассказывал Станиславский, — и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условий постановки, декораций, мы объявили войну всякой условности в театре, в чем бы она ни проявлялась: в игре, постановке, декорациях, костюмах, трактовке пьесы и прочее».

Артисты труппы

Алексей Агапов

Ксения Лаврова-Глинка

Паулина Андреева

Авангард Леонтьев

Армэн Арушанян

Ольга Литвинова

Кристина Бабушкина

Антон Лобан

Анатолий Белый

Владимир Любимцев

Надежда Борисова

Станислав Любшин

Андрей Бурковский

Раиса Максимова

Артём Быстров

Игорь Миркурбанов

Алексей Варущенко

Ирина Мирошниченко

Ольга Васильева

Дмитрий Назаров

Павел Ващилин

Вячеслав Невинный-мл.

Игорь Верник

Артём Панчик

Кирилл Власов

Владимир Панчик

Анастасия Вознесенская

Ирина Пегова

Артём Волобуев

Евгений Перевалов

Павел Ворожцов

Маруся Пестунова

Олег Гаас

Михаил Пореченков

Ульяна Глушкова

Софья Райзман

Нина Гуляева

Александра Ребенок

Нина Гусева

Наталья Рогожкина

Иван Дергачёв

Николай Сальников

Евгения Добровольская

Александр Семчев

Станислав Дужников

Анастасия Скорик

Софья Евстигнеева

Мария Сокова

Наталия Егорова

Артём Соколов

Елизавета Ермакова

Мария Сокольская

Антон Ефремов

Сергей Сосновский

Надежда Жарычева

Данил Стеклов

Вячеслав Жолобов

Дмитрий Сумин

Валерий Зазулин

Евгений Сытый

Игорь Золотовицкий

Павел Табаков

Мария Зорина

Наталья Тенякова

Светлана Иванова-Сергеева

Ксения Теплова

Надежда Калеганова

Владимир Тимофеев

Никита Карпинский

Вероника Тимофеева

Мария Карпова

Олег Тополянский

Евгений Киндинов

Валерий Трошин

Галина Киндинова

Кирилл Трубецкой

Алексей Кирсанов

Михаил Трухин

Георгий Ковалёв

Александр Усов

Юлия Ковалёва

Светлана Устинова

Янина Колесниченко

Даниил Феофанов

Светлана Колпакова

Мария Фомина

Борис Коростелев

Константин Хабенский

Римма Коростелева

Алёна Хованская

Кузьма Котрелёв

Виктор Хориняк

Наталья Кочетова

Юлия Чебакова

Ульяна Кравец

Дмитрий Чеблаков

Алексей Кравченко

Эдуард Чекмазов

Алексей Краснёнков

Николай Чиндяйкин

Владимир Краснов

Наташа Швец

Владимир Кузнецов

Софья Эрнст

Виктор Кулюxин

Дарья Юрская

Ростислав Лаврентьев

Ольга Яковлева

Русские люди (1943)

В Великую Отечественную войну МХАТ был един со своим народом. Многие из актеров и служащих театра пали смертью храбрых. Оставшиеся в театре служили на культурном фронте. «Русские люди» К. Симонова – первая советская пьеса, героем которой стал рядовой солдат. А спектакль в МХАТ – самая глубокая и значительная из постановок по этому тексту.


Сафонов – Б. Добронравов, Валя – А. Комолова. Из фондов Музея МХАТ

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. М. ГОРЬКОГО (1944-1987)

После кончины В. Немировича-Данченко во главе МХАТ на несколько лет оказались актеры Н. Хмелев и И. Москвин. После их смерти театром два с лишним десятилетия руководил Художественный совет в составе В. Станицына, Б. Ливанова, М. Кедрова, В. Богомолова. В 1970 году руководителем МХАТ был назначен актер, режиссер, создатель театра «Современник» О. Ефремов.
Выпускник Школы-студии МХАТ, Ефремов попытался вернуть театр к истокам – к понятию «театр-дом», художественному поиску и созвучности времени. В репертуаре появились пьесы молодых драматургов: М. Рощина, А. Володина, В. Розова, А. Гельмана, А. Вампилова. Одновременно шла работа с русской и зарубежной классикой, прежде всего – с пьесами А. Чехова. К работе в театре были привлечены молодые талантливые режиссеры: А. Васильев, А. Эфрос, К. Гинкас, М. Розовский, Р. Виктюк. Ефремов привел в труппу выдающихся актеров: А. Калягина, И. Смоктуновского, О. Борисова, А. Вертинскую, Е. Евстигнеева, О. Табакова, Т. Доронину.
Постановки театра вызывали большой культурный резонанс и пользовались широкой популярностью у зрителей.

Плакать запрещается

— С чьей подачи вы стали заниматься благотворительностью?

— Слово «подача» не очень сюда подходит. Моя путеводная звезда в этом деле — Чулпан Хаматова, конечно. Много моих коллег потянулись в благотворительные фонды благодаря ей. Глядя на Чулпан, нам тоже хотелось быть полезными и помогать. Вначале «Подари жизнь» был для всех самым главным фондом. Многие ездили туда волонтерами.

Последние несколько лет я тесно сотрудничаю с фондом «Галчонок», учредитель которого Юлия Пересильд. Энергия, с которой она погружена в проблему больных детей, восхищает и заражает. Невозможно остаться в стороне. Хочется максимально подставить плечо, когда есть такая возможность.

— Артур Смольянинов рассказывал, что в какой-то момент у волонтера наступает выгорание. И ты уже не можешь ездить в онкоцентр. Требуется эмоциональная перезагрузка. С вами такого не происходило?

— Мне понятно, о чем говорит Артур, но я посвящаю этому не так много времени. Работа и личные обязательства не позволяют мне включаться на сто процентов.

— Вы плачете при виде больных детей?

— Нет.

МХАТ

Юлия Пересильд во время благотворительного забега «Патрики бегут» в поддержку фонда «Галчонок», 2018 год

Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

— Почему?

— Когда мы плачем, как правило, жалеем себя. А в ту минуту, когда навещаешь больного ребенка, ты про себя не думаешь, ты думаешь только про него. Этому маленькому человеку ты нужна не в растрепанных чувствах, а в качестве человека с внимательными глазами, слушающего и умеющего чуть-чуть раскрасить его жизнь. Настраиваешься на волну другого человека, и твои собственные эмоции отходят на второй план.

— Не всем под силу совладать с эмоциями. Поэтому многие просто готовы перечислить деньги.

— Да, это тоже хорошо и полезно. Я только за! У актеров есть практика: в свой день рождения объявляем сбор в пользу одного из благотворительных фондов. У моей подруги Светы Ивановой был недавно день рождения. Она сделала пост в соцсетях: «Друзья, если хотите меня поздравить, то лучший способ — перевести деньги в фонд «Дом с маяком». Каждый раз, когда я вижу такие объявления, всегда делаю перевод, потому что знаю: деньги собираются очень тяжело.Для меня сделать репост такого объявления, не перечислив самой ни рубля, невозможно. Если проигнорирую, как же буду призывать к этому других?

— В пандемию благотворительность замерла?

— Не то чтобы она замерла, но обороты пожертвований серьезно снизились. Благотворительные фонды писали, что спасением во многом стали подписки на регулярные пожертвования.

МХАТ

Ирина Линдт, Алиса Гребенщикова и Алика Смехова на сборе труппы театра МХАТ им. М. Горького

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Что за подписки?

— Допустим, видите пост: «Собираем на лечение Вани Иванова». Вы хотите помочь и переводите деньги на счет благотворительного фонда. А можно оформить регулярную подписку на пожертвования. И у тебя со счета каждый месяц снимается определенная тобой сумма в пользу фонда. Эти регулярные маленькие пожертвования могут спасти чью-то жизнь. И это самое главное. Жить надо, заботясь не только о себе, но и о других.

Справка «Известий»

Алиса Гребенщикова в 1999 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. До 2001 года играла на сцене МХАТа им. М. Горького, затем — в антрепризах. С 2009 года занята в спектаклях театра «Практика». Телеведущая, участница популярных проектов «Ледниковый период», «Танцы со звездами», «Форт Боярд». В фильмографии актрисы — более 60 ролей. Лауреат национальной премии «Триумф».