Мулы сегодня
К сожалению, современность утратила нужду и популярность таких животных, как мулы. Многие даже не подозревают, насколько бесценны гибридные животные в науке и жизнедеятельности человека. Из-за того, что ручной труд заменился машинным, инновационные технологии облегчили быт и трудовую деятельность человечества, нужда и значимость мулов резко упала.
Численность животных демонстрирует неутешительную статистику — количество поголовья сокращается. Так как нет хозяйственной нужды в мулах сегодня, редко можно встретить частных и государственных заводов, занимающихся разведение мулов.
Спаривание ослов для многих фермеров – процесс не слишком изученный, так как в России ослов разводят довольно редко. В основном это связано с отсутствием потребности в таких животных и суровым климатом некоторых регионов. Кроме того, численность поголовья увеличивается благодаря естественному размножению — в условиях дикой природы, за такой процесс отвечают инстинкты.
Однако, на юге нашей страны разведение ослов довольно популярно, и знать некоторые нюансы процесса фермеры должны. В первую очередь, чтобы не допустить близкородственных скрещиваний, человеку предстоит контролировать спаривание особей. Сегодня мы и поговорим об этом.
Содержание пошаговой инструкции:
«Московский мул» и его коллеги
История «Московского мула» началась с Владимира Смирнова, владельца водочного завода, который после Октябрьской революции бежал из России и пытался восстановить алкогольное производство за рубежом. В итоге права были проданы американскому предпринимателю Джону Гилберту Мартину. Так в Америке появилась водка Smirnoff.
Американцы стали смешивать водку со всем подряд, но никак не могли понять, как ее пить. В один прекрасный день в 1941 году друг Джона Мартина, Джек Морган смешал водку с другим не совсем понятым американцами напитком — имбирным элем (пусть слово «эль» не вводит вас в заблуждение — это безалкогольная газировка со вкусом имбиря).
Получившийся напиток всем полюбился, но основной бум пришелся на послевоенные годы. Вернувшийся со службы Джон решил провести основательную маркетинговую кампанию: для подачи коктейля он заказал фронтовые медные кружки, купил новый «Полароид» и отправился в турне по барам и ресторанам Америки, где смешивал коктейль для владельцев заведений и фотографировал их, оставляя одну фотографию себе, а одну на стене заведения. Так слава про «Московского мула» разлетелась по всей Америке, и американцы толпами повалили пробовать водку и диковинный коктейль с ней.
К 1950-м годам Америку захлестнула антикоммунистическая истерия, и «Московский мул» вместе с водкой тоже попали под раздачу из-за с ассоциаций с Россией. В Нью-Йорке прошли митинги против алкогольного напитка, но эффект, как водится, был обратный: каждый американец побежал пить «Московского мула», пока его не запретили.
Водка «Смирнофф» также эксплуатировала «свой» коктейль, называя его «Смирнофф мул», для рекламы которого приглашали, например, Вуди Аллена. Как потом писали журналисты, «Московский мул» стал «троянским конем», который принес водку в Америку. А несложный микс водки с имбирным пивом в запоминающейся медной кружке стал классикой алкогольной культуры на многие годы.
М
Мазхаб — «Школа» или «доктрина». В исламской терминологии является названием мусульманского религиозно-правового учения, богословско-правовой школы, подразумевая мазхаб по фикху. Существует несколько наиболее распространенных мазхабов по фикху: Шафиитский, Маликитский, Ханбалитский и Ханафитский. Среди мазхабов по акыде выделяют матурадитов, ашаритов и саляфитов, то есть акыда до каляма.
Макрух — нежелательные действия: макрух танзихи означает нечто «нежелательное», макрух тахрими – нечто запретное.
Мансух — исламский термин, называющий аннулированные религиозные предписания или аяты из Корана.
Масджид аль-Акса — название Мечети в Иерусалиме, которая является третьей святыней Ислама. Буквально означает — «отдалённая мечеть».
Мать правоверных — звание, которое носили все жены Пророка Мухаммада ﷺ.
Махди — переводится как «ведомый». Так называют мессию, провозвестника приближающегося конца света, самого последнего преемника Пророка Мухаммада ﷺ. В хадисах идея Махди толкуется широко, но в Коране нет о нем упоминания.
Махрам — исламский термин, которым называют человека, за которого не может выйти женщина, поскольку он является ей близким родственником. Для женщины махрам – это сын, брат, муж или отец и т.д., а для мужчины – дочь, сестра, мать, жена и т.д. С такими людьми женщина может оставаться наедине или отправиться вместе в путешествие.
Ма ша Аллах — с араб. — «то, что пожелал Бог». Используется в качестве выражения благодарности Богу или изумления его деяниям.
Минбар — в араб. переводе — «возвышенность». В исламской терминологии — кафедра, на которой находится имам во время произнесения пятничной проповеди, с которой вовремя джум‘и и прочих праздников имам-хатыб проводит свои проповеди.
Мисвак — дословно переводится как «сивак». Название щетки, предназначенной для чистки зубов, которая изготавливается из корня или веток дерева арак. При разжевывании волокон древесины они разделяются, образуя кисточку.
Мубах — нейтральное, допустимое или свободное действие.
Муджахид — в переводе — «совершающий усилие» или «борец». Участник джихада либо мусульманин, борьба которого соответствует одному из определений джихада и укладывается в его причинные рамки.
Муджизат — нечто чудесное, что выходит за пределы возможностей человека и тем самым служит доказательством истинности миссии Пророка Всевышнего ﷺ.
Мустахаб — с араб. — «рекомендованный». Одобряемое или желаемое действие.
Мут‘а — с арабского — «брак для удовольствия» или временный брак, распространенный у арабов еще в доисламские времена, а также разрешенный в первые годы ислама, но запрещенный впоследствии
Также этим термином называли освобождение от ихрама после того, как было совершено малое паломничество имеющим намерение вступить в ихрам, чтобы снова совершить хадж.
Муташабихат — исламский термин, который подразумевает аяты, которые трудны для понимания или неясны, поэтому на них обращают пристальное внимание комментаторы.
Муфтий — в переводе с арабского — «высказывать мнение». Исламская терминология именует так знатока Шариата, ученого, которые дает разъяснение основных положений Шариата, а также принимает решение в спорных вопросах, делая особое заключение, которое основывается на шариатских принципах и имевших место прецедентах.
Мухаддис — так именуют ученого, который глубоко изучил науку о хадисах.
Мухкам — так именуют аяты Корана, которые содержат религиозные предписания, которые ясны или не аннулированы.
Муэдзин — с арабского – «призывающий на молитву»
Человек, который служит в мечети и призывает на молитву мусульман, провозглашая азан, икамат.
Мусульманин или муслим – человек, который придерживается религиозной доктрины Ислама. Дословно с арабского переводится как «предавшийся Аллаху».
Небольшая историческая справка: человек и мул
Описание этого животного стоит начать с истории. Разводить мулов люди начали достаточно давно. Достоверно известно, что 4000 лет назад этих животных уже успешно разводили в Месопотамии, Северной Африке, Средней Азии и Закавказье. О том, что жеребята осла и кобылицы превращаются в прекрасных сильных животных с добрым характером, хорошо знали в Древнем Риме и Греции. Процветало муловодство и в Китае. Словом, древний мир умел использовать все лучшие качества гибрида, причем здоровый молодой мул мог стоить вдвое дороже лошади.
В Средние века мулы были распространены во всей Европе. Люди научились выводить вьючную, ездовую и упряжную разновидности. Мул мог выдержать даже рыцаря в латах, однако в военном деле этих животных никогда не применяли для боевых задач. Мулы использовались только для решения вопросов обеспечения, на них перевозили орудия, провизию и фураж. А вот заставить это животное ринуться в сечу невозможно.
Существует версия, что в Америку муловодство привез сам Колумб. На новом материке до прихода европейцев этих животных не было. Вскоре гибридов начали разводить практически повсеместно.
https://youtube.com/watch?v=PNv-nw_j1WY
https://youtube.com/watch?v=3_bI5zungfo
https://youtube.com/watch?v=MxVYP0KslNw
На поминки зовут всю родню
Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.
Согласно пророку Мухаммеду с.а.в, обычай вспоминать родных называется Сунной, и он не является обязательным, хотя на официальном уровне никаких запретов нет.
Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.
Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.
Знаменитые имамы и муфтии
В период возникновения ислама функции имама исполнял сам Пророк Мухаммад.
Самый известный имам современности — иранец, глава Исламской Республики с 1979 г. Хомейни Рухолла ибн Мустафа Мусави (1900-1989 гг.), которого чаще называли аятолла Хомейни. В 1979 году он был предводителем народного восстания против Пехлеви, в результате которого шах Реза был свергнут.
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России.Верховный Муфтий России — Талгат Таджуддин, Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин, Председатель ЦДУМ России
ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО – условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В отличие от других мировых религий в исламе нет особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью, как нет и института церкви, служащего посредником между верующими и Богом (лишь в шиитском (см. Шииты) исламе признается особая связь «людей веры» с Божеством и имеется более четкая иерархия служителей культа – см. Аятолла). Поэтому среди мусульман теоретически любой совершеннолетний мужчина, обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан (как, например, рукоположение у христианских священнослужителей), не приобретая при этом никаких социальных привилегий. В отечественной исламоведческой литературе духовенство в мире ислама определяется как «социальный слой, в функции которого входят сохранение религиозного знания и осуществление религиозного и морального руководства общиной единоверцев». Зачастую термином «исламское духовенство» обозначаются улама (улемы; от араб. алим – «знающий», «ученый») – знатоки богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама. В понятие «улама» включают как теоретиков, занимающихся разработкой вопросов богословия (улемы, муджтахид) и мусульманского права (факих), так и практических деятелей, специализирующихся на религиозно-общественных функциях – отправлении культа (мулла, муэдзин), судопроизводства на основе шариата (кади), духовном руководстве общиной (имам), орденов и братств (шейх, ишан), традиционном образовании (преподаватели мектебов, медресе и т.д.). В Арабском халифате и последовавших за ним средневековых мусульманских государствах улама не обрели четких организационных форм и строгой субординации, подразделяясь на многочисленные группировки сообразно принадлежности к различным направлениям ислама, общинам и богословско-правовым школам, а также профессиональным занятиям и месту проживания. Корпоративный дух улама получил развитие лишь в пределах крупных мусульманских империй – Османского государства и державы Сафавидов. Здесь в XVI–XVIII вв. при поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал ад-дин), тесно взаимодействующий с государственным аппаратом, и сравнительно строгая иерархия официальных духовных руководителей массы верующих, наиболее заметная в шиитской среде (Иран) и в ряде суфийских братств (см. Суфизм). Руководители орденов и братств некоторых сектантских общин нередко воспринимаются массовым сознанием верующих как выразители интересов и чаяний широких народных масс. См. также Имам, Мулла, Муэдзин, Муджтахид, Ишан, Кади, Муфтий, Шейх-уль-ислам.
А
- Абдуллах (на арабском عَبْدُ الله)- имя раба Аллаха или раба Божьего. Слово состоит из части слова «абд», производного от корня айн-ба-даль или ибада, что значит «поклонение» и имени Всевышнего. В данном случае имеется в виду «раб» в значении «поклоняющийся», «служащий Богу». Отличается от слов «ракык» или «мамлюк», которые как раз употребляются в значении раба, как «несвободного, находящегося в рабстве».
- Аврат или Аурат (на арабском عورة) — обозначение частей тела, которые следует прикрывать от чужих взглядов. Для женщины ауратом будет считаться полностью тело, исключая кисти рук и овал лица, а для мужчины – это всё что между пупком и коленями. Также могут употребляться словоформы «гаурат» и «аура», а также некоторые другие.
- Азан (на арабском أذان) — провозглашаемый муэдзином призыв к молитве.
- Акида, Акыда (на арабском عَقِيدَةٌ) — «Верить во что-либо твердо». В исламской терминологии используется как обозначение комплекса мусульманских вероубеждений.
- Акика — «Перерезание». Речь идет о принесении одного-двух баранов как жертва в благодарность Богу за рождение ребенка.
- Алим — переводится «ученый» или «знающий». Так называют ученых-мусульман, занимающихся различными науками.
- Алла́х — прямая транслитерация араб. слова со значением «Бог», но в арабском языке само значение слова «Бог» гораздо глубже и шире, чем в русском языке: термин «Аллах» переводится как «Единственный Бог» или «Единый». Для употребления слова «бог» в значении «божество» или других возможных значениях применяется «илях». В Коране и хадисах употребляется как первое из девяноста девяти имен Аллаха.
- Аль-Китаб — так именуют Коран или Священную Книгу, которая была ниспослана Господом. В русском языке использование термина «китаб» вместе с артиклем «аль» часто указывает именно на значение «Священный»: Священный Коран.
- Аманат — надежность или хранение в широком смысле этого слова, то, что Бог вверил, доверил, поручил на хранение людям.
- Ансары — дословно переводится как «помощники». Так именуют коренных жителей Медины, ставших подвижниками Мухаммада и обратившихся в ислам.
- Аср — время после полудня, когда следует читать намаз аср. Такое название носит сто третья сура Корана.
- Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух — «Мир вам и милость Аллаха и Его благословение». В исламской терминологии так звучит форма приветствия (одна из форм) среди мусульман.
- Ахль аль-Байт — так называют жен Пророка Мухаммада ﷺ и его членов семьи, и дословно термин переводится как «люди дома».
- Ахлю сунна валь джамаат — так именуют мусульман-суннитов, которые следуют пути Пророка ﷺ и мнению авторитетных ученых-богословов мусульманской общины. Переводится как «люди Сунны и общины».
- Ахлю-ль-китаб — так именуют Людей Писания (дословно – «люди книги»), из числа христиан и иудеев, которые являются наследниками тех людей, которым были переданы пророками священные Писания Таура, Инджиль и Забур.
- Ахират — название вечной загробной жизни, которая наступает после смерти, когда человек попадает либо в рай, либо в ад.
- Ахляк или ахлак – так называют исламскую этику, нравственность.
- Аятолла — религиозный шиитский титул, которого удостаиваются эксперты в исламоведении, философии, этике или юриспруденции. Дословно переводится как «знамение Аллаха».
- Ахшам или акшам намаз — с тюркского языка — магриб-намаз, вечерний намаз.
- Аят или айат в переводе — «знамение», «чудо» или «знак». Стих Корана, его мельчайшую структурную единицу. В более широком смысле аят может называть события и процессы, которые подчинены определенным закономерностям, над сущностью которых призывает поразмышлять Коран, чтобы человек смог осознать, что все эти процессы и события не возникают и не происходят из ничего. Тем самым аяты представляют собой знамения, которые подтверждают само существование Всевышнего.
От них пошли породы
Родословную нынешних тяжеловозов зоологи ведут от лесных лошадей. Ширококостный мощный скелет животных, покрывала толстая кожа с грубой шерстью. Рост достигал более полутора метра в холке. Лесные лошади крепко упирались в землю мощными ногами. Лошадиные кости обнаружены в слоях поздних палеолетических стоянок, раскопанных в долинах рек от Западной Двины до Днепра и Дона. Останки лесной лошади были найдены и в других местах Европы. Например, на территории нынешней Архангельской и Вологодской областей России. Исследователи обнаружили на берегу Ладожского озера кости очень крупной дикой лошади, жившей около 4 тыс лет назад. При желании, в облике массивных тяжеловозов можно увидеть черты их далекого предка, обитавшего в хвойных лесах ледникового и послеледникового периода.
Большеголовая степная лошадь сохранилась до наших дней только в зоопарках. Она известна под именем лошади Пржевальского. Названа по фамилии русского путешественника, открывшего этот лошадиный подрод в монгольских степях в 19 в. Со времен неолита жеребцы и кобылицы этого вида сохранили небольшое, но хорошо развитое тело, короткие уши, жесткую черную гриву «ёжиком». Нижнюю часть ее морды украшают длинные баки. Саврасая масть встречается в различных оттенках. До колен у лошади Пржевальского словно натянуты темные «чулки». Эти небольшие лошадки (рост 120 – 130 см) с каменного до 70-80 гг прошлого века обитали в засушливых районах Центральной Азии. Здесь полупустыни заняты полынью, солончаками, в низинах произрастают сухие колючие кусты саксаула. В поисках корма табуны преодолевали огромные безводные расстояния. Тысячелетия суровой жизни выработали у лошадей поразительную выносливость. В неволе сейчас находится около 2 тыс особей степных лошадей. В дикой природе их не встречали уже несколько десятилетий.
Тарпаны — еще один вид, чья кровь течет в жилах представителей современных домашних лошадей. Их многочисленные табуны мяли ковыли в донских, поволжских, украинских и крымских степях вплоть до второй половины 19 в. По безлюдным, нераспаханным просторам неслись вольные дикие скакуны. Встречались они также в литовских лесах, в Беловежской Пуще. У южнорусского тарпана была короткая толстая шея, серая шкура. По спине шла темная полоса в виде ремня. По одним свидетельствам, последний тарпан погиб в 80-е г 19 века. По другим — это случилось позднее, в 1918-19 гг . Зоологи считают, что кровь этой неутомимой лошадки с миниатюрной головой, течет в представителях многих русских пород.
Дикие тарпаны отличались агрессивным норовом, были осторожны, легко уходили от погони, могли долгие часы бежать на высокой скорости. Взрослых тарпанов приручить никому не удавалось. Только пойманные жеребятами, тарпаны с трудом, но подчинялись человеку. Диких тарпанов истребили с помощью огнестрельного оружия. Но это уже другая история…
Интересные факты:
- Во времена Средневековья на мулах ездили священнослужители. Таким удобным средством для передвижений охотно пользовались также и дворяне. Когда начались Великие открытия, этих животных завезли на территорию Америки. Мулов начали разводить в Мексике, и применять в перевозке грузов, а также на шахтах, которые занимались добычей серебра. Испанцы содержали животных большими табунами на плантациях. При военных действиях мулов использовали для перевозки артиллерийских пушек, провианта, раненых.
- Центром разведения мулов были Иберийский полуостров, Каталония и Андалузия. Экспорт мулов из Испании активно продолжался до начала 19-го века. К примеру, король Испании передал в качестве подарка Джорджу Вашингтону мула черного цвета крупного размера. Его так и прозвали «королевский подарок», и он – основатель разведения мулов на территории США. Мулов американцы часто применяли в перевозке артиллерийских пушек в армиях, а также для того чтобы увозить раненых солдат с поля боя. Существует американская легенда о двадцати мулах, которые занимались перевозкой буры из Долины Смерти и прочих шахт запада США. В городах даже специально занимались постройкой широких улиц, чтобы позволить развернуться упряжкам с мулами.
Суфийские ранги
В суфизме существуют следующие ранги:
- Абдал (араб. — «заменяющий») — ранг суфийской иерархии (авлия).
- Абрар (араб. — «исполняющий обеты») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Автад (араб. — «колья») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Ариф (араб. عارف — «познавший») — обладатель мистического знания, мистик.
- Ахйар (араб. — «самые лучшие») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Ашик (араб. — «влюбленный») — возлюбивший Бога, суфий.
- Баба (тюрк.) — религиозный бродячий проповедник; старец-наставник, глава обители турецкого ордена.
- Вали (араб. ولي — «друг») (мн. ч. авлия) — близко стоящий к Богу, святой, который может обладать сверхъестественными способностями (караматами).; «друг Бога».
- Дервиш перс. درویش — бедняк, нищий) — термин, обозначающий членство в мистическом братстве (тарикат).
- Кутб (араб. قطب — «ось», «полюс», «точка опоры») — ранг суфийской духовной иерархии. Глава суфийского братства, «мастер».
- Мавла, мола, мевла (тюрк.) — господин, покровитель; мавлана — «наш господин», титул Джалаладдина Руми.
- Мурид араб. مريد — суфийский ученик, послушник.
- Муршид (араб. مرشد — руководитель) — в суфизме руководитель тариката, наставник, учитель.
- Нуджаба (араб. — «превосходящие») — ранг в суфийской иерархии святых.
- Нукаба (араб. — «предводители») — ранг суфийской иерархии (авлийа).
- Пир (перс. (پیر — старец) — старец, название руководителя суфиев в Иране и Индии.
- Устаз (араб. أستاذ — учитель) — в суфизме руководитель тариката.
- Факир (араб. فقیر — бедняк), мн.ч. фукара — бедный, нуждающийся в божьей милости. Синоним дервиша и суфия.
- Халифа (араб. خليفة — «преемник», «заместитель») — заместитель шейха суфийского братства.
- Шахид (араб. شهيد — «свидетель») — возлюбленный; свидетельствующий Бога.
- Шейх (араб. شيخ —)мн.ч.- шуюх, — руководитель суфийской общины; духовный наставник; тот, кто имеет право посвящать в орден.
Особенности профессии
В мусульманском мире существует два основных религиозных направления: шииты и сунниты. По шиитской доктрине выборность имамов отрицается изначально и верховная власть имама предопределена свыше. То есть, шииты считают, что духовный сан имама и верховная власть передается по наследству от отца к сыну исключительно в роду божественного происхождения Али ибн Абу Талиба.
По шиитскому вероучению функции имама заключаются в следующем:
- исполнение обязанностей правителя исламской общины в решении людских проблем;
- истолкование религиозных знаний, Корана, прав и обязанностей верующих;
- разъяснение мусульманам смысла мироздания в качестве высшего духовного лидера.
У шиитов высшее духовенство вызывает изначальное уважение и признание авторитета, как представителей семьи самого Пророка и божественного происхождения их власти. Звание муллы у шиитов ниже звания имама. Мулла занимается только разъяснением населению принципов Корана и веры.
Сунниты, напротив, считают должность имама выборной. То есть, практически человек любого происхождения при наличии соответствующего образования, освоивший хадисы и Коран, разбирающийся в вероучении, справедливый и здравомыслящий, может стать имамом. Со времен Османской империи и позднее в России на должность имама официально, специальным указом назначался человек для проведения служб при конкретной мечети.
Мусульманские поминки в разных странах
Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.
Поминки в Турции
Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.
Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:
- Рисовый плов.
- Долму.
- Турецкие лепешки.
- Яйла чорбасы.
- Тушеную фасоль.
Поминки в Азербайджане
По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.
В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.
По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.
Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.
В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.
Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.
https://youtube.com/watch?v=nE8Tqsl3sus
Обучение на имама
Профессии религиозных деятелей утверждены в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) 14 октября 2013 г. как направление подготовки «Теология». Исламские университеты есть во многих городах России — Москве, Казани, Ульяновске, Махачкале, Нальчике, Уфе, Саратове, Чебоксарах. Существуют средне-специальные и начальные (медресе) мусульманские учебные заведения.
Московский Исламский университет (МИУ) занимается подготовкой теологов-богословов, преподавателей и специалистов по различным направлениям исламских наук;
Российский исламский университет в Казани, основанный Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и Советом муфтиев России.
Институт Теологии и Международных Отношений имени Маммадибира ар-Рочи (ИтиМО), в котором объединены светское и религиозное образование. Здесь готовят специалистов с широким кругозором и высоким уровнем исторических, теологических, филологических знаний. Профессиональное исламское образование представлено изучением следующих дисциплин:
- вероубеждение — акида;
- религиозное право -фикх;
- религиозная философия;
- теория иудаизма и христианства;
- корановедение и комментарий — тасфир;
- логика — мантик;
- этика — сулук;
- арабский язык;
- риторика и ораторское искусство.
Особо отличившиеся студенты получают стипендию и стажируются в профильных университетах зарубежных стран.