Словарь абитуриента

Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Национальным образовательным стандартом в России является ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который представляет собой совокупность требований к образованию каждого конкретного уровня и направления, специальности, профессии.

Целью образовательных стандартов является обеспечение:

  • единства процессов образования на всей территории РФ;
  • воспитания и развития духовно-нравственных ценностей учащихся;
  • преемственности основных программ дошкольного, школьного, профессионального (начального, среднего и высшего уровня) образования;
  • выработка профессиональных и общекультурных компетенций студентов вузов.

При разработке национальных образовательных стандартов учитываются потребности развития:

  • личности;
  • государства и общества;
  • социальной сферы;
  • экономики;
  • техники и технологий;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • обороны и безопасности государства.

Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную общеобразовательную программу, которая включает в себя:

  • методические и оценочные материалы;
  • рабочие программы по всем учебным дисциплинам, предметам, курсам;
  • календарный учебный график;
  • учебный план. 

Образовательные стандарты высшего образования являются обязательными для вузов, имеющих государственную аккредитацию. Внутренние стандарты вузов не могут быть ниже требований установленных на законодательном уровне федеральных стандартов.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
Преемственность основных программ.
Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

  • К их структуре.
  • К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
  • К итоговым результатам по их освоению.

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Как правильно выбрать ВУЗ?

При выборе подходящего учебного заведения для получения высшего образования необходимо смотреть на целый ряд критериев:

Лицензирование. В первую очередь ВУЗ должен быть аккредитирован на свою деятельность, то есть иметь все соответствующие лицензии. В противном случае полученный диплом о высшем образовании окажется недействительным на территории России

При этом важно уточнять наличие лицензии по всем выбранным программам обучения. Если государственные ВУЗы практически все имеют соответствующую аккредитацию, то с частными дела обстоят намного сложнее.
Профессионализм преподавателей

Основные предметы должны вести только доктора и профессора наук. В этом случае студентам будет гарантировано качественное обучение по выбранному направлению. Молодые и неопытные педагоги могут выступать в качестве лаборантов или читать лекции по непрофильным дисциплинам. Однако две трети преподавательского штата должны представлять доценты и научные руководители.
Программа обучения. При анализе программы необходимо учитываться предметную область, которую она охватывает, а также степень углубления в дисциплины. Если речь идет о подготовке инженеров, проектировщиков или программистов, то главным критерием выбора будет максимальное количество часов, выделенных на практические занятия и исследовательскую работу. Психологам и социологам больше важны теоретические знания, семинары и конференции.
Дополнительные источники опыта. Престижные университеты часто приглашают на лекции известных гостей, которые добились славы самостоятельно в пределах данной области. Они могут поделиться собственным опытом, который станет отличным дополнением к имеющейся профессиональной базе студентов. Кроме того, для некоторых профилей важны экскурсионные мероприятия и занятость в лаборатории.
Перспективы выпускников. Большинство авторитетных ВУЗов предлагают своим выпускникам распределение на производство, предприятия, в различные организации, компании и государственные учреждения, с которыми у них есть договоренность. Это важный момент, если абитуриент строит на будущее конкретные карьерные планы. Возможно, предлагаемые ВУЗом варианты не будут соответствовать запросу поступающего.
Формы обучения. Сегодня принято выделять очную, заочную, вечернюю и дистанционную форму обучения в университете. Каждый абитуриент самостоятельно выбирает, какая из них ему больше подходит, но иногда ВУЗ не располагает нужной формой обучения по конкретным профилям.
Уровни образования. Поступая на бакалавриат, абитуриент должен убедиться в том, что он сможет продолжить обучение по специальности в выбранном ВУЗе, к примеру, на магистратуре. Если речь идет о прикладном бакалавриате, то есть смысл сразу задуматься о распределении.
Программы двойного диплома. Если абитуриент ставит перед собой цель трудоустройства за границей или в филиале иностранной компании, то ему понадобится диплом о высшем образовании международного образца. Эту возможность предоставляет программа двойного диплома. Дополнительными плюсами являются обязательная стажировка по обмену в другой стране и углубленное изучение иностранных языков.
Географическое положение. Этот критерий играет важную роль, если абитуриент собирается поступать в отдаленный ВУЗ, который не предоставляет иногородним студентам общежитие. В таком случае придется дополнительно тратиться на аренду жилья. Если общежитие предоставляется, то нужно узнать о его состоянии, условиях проживания и местонахождении.
Финансовые запросы. Некоторые университеты повышают стоимость обучения, особенно это касается самых востребованных и известных ВУЗов страны. Однако статус образовательного учреждения еще не гарантирует качество обучения. Иногда региональные ВУЗы готовят более квалифицированных специалистов, чем те же столичные.

Для анализа всех приоритетных вариантов поступления информацию рекомендуется брать не только с официальных сайтов ВУЗов и их буклетов, но и из независимых источников, к примеру, из социальных сетей и форумов, от действующих студентов, недавних выпускников и т.д.

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Острая проблема отсутствующего профильного обучения

Сформированная в России система среднего образования охватывает широкий круг дисциплин, поскольку направлена то, чтобы ученики получали всесторонние знания. Равномерное распределение нагрузки между предметами абсолютно оправдано до момента перехода в 10 класс, когда приходит время выбирать специализацию, с которой старшеклассник хотел бы связать жизнь.

В западных образовательных учреждениях на этом этапе к работе с подростками подключается педагог по профильной ориентации

Основываясь на многочисленных тестах и личном общении, наставник помогает молодым людям определиться с вектором дальнейшего развития и подсказывает, на какие предметы стоит обратить повышенное внимание.. Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз

Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.

Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз. Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.

В российских же школах до недавнего времени подростки в 10-11 классах тратили одинаковое количество времени на подготовку ко всем предметам вне зависимости от того, какие именно ЕГЭ они собирались сдавать.

Структура университета

1 сентября 2016 года на базе Университета машиностроения (МАМИ) и Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова (МГУП им. Ивана Фёдорова) образован Московский политехнический университет.

Факультеты Московского Политеха

  • Факультет информационных технологий
  • Транспортный факультет
  • Факультет машиностроения
  • Факультет химической технологии и биотехнологии
  • Факультет урбанистики и городского хозяйства
  • Факультет базовых компетенций
  • Инженерная школа (факультет)
  • Факультет довузовской подготовки
  • Художественная школа Полиграф
  • Факультет дополнительного образования
  • Факультет технологического предпринимательства
  • Факультет экономики и управления
  • Институт новых образовательных программ и технологий
  • Высшая школа печати и медиаиндустрии
    • Институт графики и искусства книги имени В. А. Фаворского
    • Институт коммуникаций и медиабизнеса
    • Институт издательского дела и журналистики
    • Институт принтмедиа и информационных технологий

Кафедры

  • Кафедра «Автоматизация полиграфического производства»
  • Кафедра «Автоматика и управление»
  • Кафедра «Аппаратурное оформление и автоматизация технологических производств»
  • Кафедра «Аэрокосмическая инженерия»
  • Кафедра «Гидравлика»
  • Кафедра «Гуманитарные дисциплины»
  • Кафедра «Государственное управление и право»
  • Кафедра «Дизайн»
  • Кафедра «Динамика, прочность машин и сопротивление материалов»
  • Кафедра «Журналистика и массовые коммуникации»
  • Кафедра «Издательское дело и книговедение»
  • Кафедра «Иллюстрация и эстамп»
  • Кафедра «Инженерная графика и компьютерное моделирование»
  • Кафедра «Инновационные материалы принтмедиаиндустрии»
  • Кафедра «Иностранные языки»
  • Кафедра «Информатика и информационные технологии»
  • Кафедра «Информационная безопасность»
  • Кафедра «Маркетинговые коммуникации»
  • Кафедра «Математика»
  • Кафедра «Материаловедение»
  • Кафедра «Машины и технологии литейного производства»
  • Кафедра «Менеджмент»
  • Кафедра «Металлургия»
  • Кафедра «Наземные транспортные средства»
  • Кафедра «Оборудование и технологии сварочного производства»
  • Кафедра «Обработка материалов давлением и аддитивные технологии»
  • Кафедра «Полиграфические машины и оборудование»
  • Кафедра «Прикладная информатика»
  • Кафедра «Промышленная теплоэнергетика»
  • Кафедра «Промышленное и гражданское строительство»
  • Кафедра «Процессы и аппараты химической технологии»
  • Кафедра «Реклама и связи с общественностью в медиаиндустрии»
  • Кафедра «Рисунок и живопись»
  • Кафедра «Русский язык и история литературы»
  • Кафедра «СМАРТ-технологии»
  • Кафедра «Стандартизация, метрология и сертификация»
  • Кафедра «Техника и технология горного и нефтегазового производства»
  • Кафедра «Техника низких температур» имени П. Л. Капицы
  • Кафедра «Техническая механика»
  • Кафедра «Технологии и оборудование машиностроения»
  • Кафедра «Технологии и управление качеством в полиграфическом и упаковочном производстве»
  • Кафедра «Управление персоналом»
  • Кафедра «Физика»
  • Кафедра «Физическое воспитание»
  • Кафедра «ХимБиоТех»
  • Кафедра «Художественно-техническое оформление печатной продукции»
  • Кафедра «Экологическая безопасность технических систем»
  • Кафедра «Экономика и менеджмент медиабизнеса»
  • Кафедра «Экономика и организация»
  • Кафедра «Электрооборудование и промышленная электроника»
  • Кафедра «Электротехника»
  • Кафедра «Энергоустановки для транспорта и малой энергетики»

Филиалы

  • Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета
  • Коломенский институт (филиал) Московского политехнического университета
  • Чебоксарский институт (филиал) Московского политехнического университета
  • Ивантеевский филиал Московского политехнического университета
  • Тучковский филиал Московского политехнического университета
  • Федеральный музей профессионального образования (филиал) Московского политехнического университета в г. Подольске
  • Электростальский институт (филиал) Московского политехнического университета

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной). 

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз. 

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема. 

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.  

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.

Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.

Основные отличия и пример

Теперь на конкретных примерах предлагаем рассмотреть основные отличия этих терминов, чтобы в дальнейшем не путаться на практике.

Иванов С.П. работает в компании на должности «начальник юридического отдела». Имеет диплом «специалиста юриста» по направлению «международное право». В этом случае:

  • профессия – юрист;
  • специальность – международное право;
  • квалификация – специалист юрист;
  • должность – начальник юридического отдела;
  • профессиональная направленность – юрист.

Сидоров Д.П. занимает должность «архитектор» в строительной компании. По образованию он «инженер строитель». Здесь:

  • профессия – строитель;
  • специальность – инженер строитель;
  • квалификация – специалист (по направлению инженер строитель);
  • должность – архитектор;
  • профессиональная направленность – строитель.

https://youtube.com/watch?v=8YEI1d6FN4w

Форма для приема вопроса, напишите свой

Кем можно работать?

Специалист по вопросам права в контексте уголовных дел может успешно применять свои профессиональные навыки в следующих областях:

  • Юридическая практика;
  • Криминалистика;
  • Расследованием преступлений;
  • Защита прав различных категорий граждан;
  • Адвокатура;
  • Юридические консультации;
  • Эксперт по юридическим вопросам;
  • Судебный исполнитель;
  • Охрана правопорядка;
  • Должностное лицо органов дознания;
  • Оперуполномоченный;
  • Сотрудник службы безопасности.

Фундаментальные знания, полученные в высшем учебном заведении, позволяют эффективно применять знания и навыки в смежных профессиональных областях.

Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)

Большинство людей путают понятия: «профиль» и «направление», считая их одним и тем же. Хотя, это совершенно не так.

Направление или специальность ВУЗа, – это подготовка, входящая в любое более крупное направление. Все они имеют собственные коды. Нужно учитывать, что по каждому профилю можно получить различную профессию. Чтобы узнать ее, можно заглянуть в учебный план.

Специализация означает более детальное изучение необходимых знаний и навыков

Профиль или специализация – это углубленное изучение определенной части знаний и навыков. Стандартный блок предметов у разных профилей одного направления обычно одинаковый.

Например, у базовой специальности высшего образования 01.03.00 «Математика и механика» есть следующие направления:

  • 03.01 «Математика»;
  • 03.02 «Прикладная математика и информатика»;
  • 03.03 «Механика и математическое моделирование»;
  • 03.04 «Прикладная математика».

Стоит разобраться прежде всего для себя на какую специальность стоит идти учиться

А у специальности 01.03.04 «Прикладная математика» существуют такие специализации:

  • прикладная математика;
  • математические методы в информационных технологиях;
  • математическое моделирование в экономике и технике;
  • прикладная информатика в химии;
  • математические методы в экономике.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования

Гуманизация базового образования заключается в создании нового образца получения знаний, умений, навыков, взамен устаревшего, который был ориентирован на наиболее полное усвоение знаний по предмету, переданных линейным путем от учителя одновременно большой группе учащихся.

Понятие нового подхода к образованию базируется на признании главной социальной ценностью самого человека. Он ориентирован на личность каждого конкретного ученика, позволяет наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, удовлетворить разнообразные образовательные потребности всех учащихся.

Гуманизация образования способствует воспитанию чувства собственного достоинства, гармонии в отношениях с окружающим миром, свободы личности и самовыражения.

Гуманитаризация образовательного процесса нацелена на формирование у учащихся целостной картины мира, планетарного мышления, гармоничного духовного и культурного развития личности. Она неразрывно связана с усвоением базовой гуманитарной общечеловеческой культуры.