Как играть красивые аккорды на пианино

Tesler KB-8850

​Фото:https://beru.ru

Данная модель отлично подойдет новичку. Цена этого электропианино не сильно ударит вас по карману. Также присутствует функция обучения пользованием устройства. Полноразмерная чувствительная клавиатура на 88 клавиш, 3 уровня чувствительности к нажатию, стерео-акустическая система 5Вт х 2 динамика, педаль сустейна (идет в комплекте) и MIDI-выход — все это делает цифровое пианино Tesler KB-8850 отличным вариантом для тех, кто ценит качественный звук и функционал.

Tesler KB-8850

Недостатки:

  • не самое лучшее звучание
  • залипают клавиши

После прочтения данной статьи вопрос о том, как выбрать цифровое пианино для обучения, больше не принесет головной боли и постоянных сомнений в том или ином устройстве. Мы подобрали самые отличные варианты, опираясь на мнение многих пользователей данных устройств. Помогли выяснить плюсы и минусы, и решить, какое пианино подойдет именно вам и вашему малышу! Надеемся, что вы примете правильное решение и смело приобретёте, возможно, долго откладывающуюся покупку.

Что в теории особенно важно

Итак, как мы сказали выше, теория — основа основ для любого пианиста, который имеет желание стать профессионалом

Но что же в теории самое важное? 

Нотная грамота. Это такой способ передачи музыки на бумагу, когда используются не буквы и цифры, а ноты. Правильнее будет сказать — обозначения. Именно они показывают темп мелодии, ритм, длительность

Почему же знать ноты так важно? Все просто. Если, например, в гитарном деле все решают аккорды, то у пианистов ноты — главный язык.

 Каждое произведение, каждая песня для пианино адаптирована с помощью нот. Если вы не сможете их прочитать и сыграть, то останется надеяться только на видео в интернете. А это не очень хорошо для настоящего профи. 

Ритм и темп

Это — очень важно. Ритм и темп — порядок исполнения, которому подчинены абсолютно все мелодии

Если вы не слышали эту песню ранее, то вы не можете знать, какая ритмичность должна быть в той или иной части композиции. И сыграть вы ее также не сможете правильно. Это теоретические знания, которые, в совокупности с практикой, дадут правильное понимание ритмики в целом.
Гармония. Это слово подразумевает соединение звуков между собой таким образом, чтобы получалась слаженная и приятная для слуха композиция. В этой дисциплине очень много теоретических знаний обо всем, включая тональности, интервалы, законы построения аккордов, различные звукоряды.

Изучение гармонии поможет вам в будущем создавать собственную музыку, причем делать это грамотно и правильно. Также очень хорошо развивает                                                         музыкальный слух. 

Как играть «Собачий вальс» на пианино?

Не глядя в ноты, его на пианино может сыграть любой, начиная с детей 7- 8 летнего возраста, нажимать придется почти только черные клавиши.

Как найти нужные клавиши на фортепиано не зная нот:

  1. Необходимо найти первую октаву. Все черные клавиши на пианино группируются поочередно по две и три, итого в каждой октаве — пять темных клавиш. Первая с левого края фортепиано — это последняя клавиша субконтр октавы, последующие 5 — контр октава, далее расположены еще по пять клавиш большой и малой октав, а после — необходимая первая.
  2. Первой играется (черная) клавиша, расположенная восемнадцатой с левого края пианино.
  3. Далее, для удобства следует найти все ноты, которые нужно сыграть и пронумеровать их (считая с левого края клавиатуры фортепиано): 19-я, 18-я, 17-я,16-я,14-я, 13-я, 12-я.
  4. Также нужно будет использовать и пару белых клавиш: справа от 16-й и слева от 19-й
  5. Теперь нужно нажать на клавиши в нужном порядке:
  • 18-17-14-19/16-19/16 (две одновременно), и еще раз: 18-17-14-19/16-19/16.
  • Дальше немного по-другому:18-17-14-19/16-13-19/16-12-нажать на две белые клавиши, которые расположены справа от 16-й и слева от 19-й два раза подряд.
  • После чего: 18-17-12-белые-18-17-12-белые-18-17-12 -белые-13-белые-14-16/19-16/19.
  • Окончание вальса: 14-16/19-13-16/19-12-белые клавиши (два раза),12-белые-13-белые-14-16/19 — повторяется неизменно два раза.
  • Ритмический рисунок нужно запомнить на слух.

Ноты

Для начинающих ноты знаменитого «вальса» для фортепиано покажутся не такими уж и простыми, дело в том, что они написаны в тональности Ges-dur, или «соль-бемоль мажор», которая имеет шесть бемолей. Для бывалого пианиста — это проще простого, а вот новичку с этими бемолями придется повозиться.

Начинающему музыканту намного легче будет запомнить ноты данной мелодии через визуальное восприятие, то есть чтобы кто-то показал как это делается.

Также есть ноты пьески в энгармонически равной диезной тональности Fis-dur, или «фа-диез мажор».

Энгармонически равные — разные на бумаге, но одинаковые на клавиатуре, например: соль диез — ля бемоль, си бемоль-ля диез и т. д.

Суть в том, что некоторым музыкантам удобнее играть в диезных тональностях, а некоторым — в бемольных.

Ноты музыки из русских фильмов

  1. Остров невезения
  2. Песня про зайцев
  3. Помоги мне

Ирония судьбы или с легким паром

  1. Со мною вот что происходит
  2. Я спросил у ясеня
  3. Никого не будет в доме
  4. По улице моей
  5. У зеркала
  6. Мне нравится, что вы больны не мной

Кавказская пленница

  1. Если б я был султан
  2. Песенка о медведях

Служебный роман

  1. Мелодия
  2. Моей душе покоя нет
  3. У природы нет плохой погоды

Гардемарины вперед

  1. Не вешать нос, гардемарины!
  2. Дороги любви
  3. Ланфрен-ланфра
  4. Разлука
  5. Песня о дружбе
  6. Баллада о Байстрюке

Жестокий романс

  1. А напоследок я скажу…
  2. Снегурочка
  3. Романс о романсе

12 стульев

  1. Вальс
  2. Кафешантан
  3. Краковяк
  4. Мадам Грицацуева в погоне за Остапом
  5. Марш тиражной комиссии
  6. Полосатая жизнь
  7. Птичка на ветвях его души
  8. Художники
  9. Эллочка-людоедка

Земля Санникова

  1. Все было
  2. Есть только миг
  3. Сюита

На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди

  1. Мой поезд уехал
  2. Хелло, Америка

Прочие

    1. Смуглянка из фильма “В бой идут одни старики”
    2. Темная ночь из фильма “Два бойца”
    3. Старый клен из фильма “Девчата”
    4. Александра из фильма “Москва слезам не верит”
    5. Позвони мне, позвони… из фильма “Карнавал”
    6. Мне нравится, что Вы больны не мной (Ирония судьбы)
  1. Город, которого нет (Бандитский Петербург)
  2. Не растравляй моей души! (Петербургские тайны)

Как выучить ноты на пианино

Конечно, хочется уметь играть что-то наизусть без костыля в виде листка с нотами. И самому приятно, и близкие похвалят за прогресс. Чтобы нас, разобравшихся во всех нотных перипетиях, наконец уже похвалили за прогресс, придется попотеть над разучиванием. Изучение нот на пианино для начинающих лучше всего превратить в игру.

Вы ведь учили стихи в школе или играли в игру на запоминание, когда сначала надо нажать красную кнопку, затем красную и синюю, красную-синюю-зеленую и так далее, увеличивая последовательность? Принцип примерно тот же.

Возьмем, к примеру, такие легкие ноты для пианино для начинающих:

Здесь подписаны слова, что, во-первых, дает понять, как делить запись на логические части, во-вторых, поможет вам запоминать песню, если вы будете напевать во время игры.

Итак, как выучить ноты на пианино наизусть:

  1. Разберите запись, поймите, как песня играется в целом, пусть пальцы привыкнут;
  2. Сыграйте первый такт, затем повторите то же самое без подглядываний;
  3. Теперь играйте первый и второй такт, то есть запомнить нужно четыре ноты подряд. Повторяйте увеличившийся кусок наизусть, пока не получится;
  4. Третий такт по размеру, как первые два, поэтому выучите его весь отдельно, а потом играйте три такта подряд.
  5. Запоминаем четвертый такт, сыграли все вместе. Ура, вы выучили целую строку!
  6. Тем же способом можно выучить и все следующие строки по очереди, разбираясь с каждой отдельно, а затем играя их подряд.

Не бойтесь нотной записи! Если вы усвоили чтение один раз, то больше его никогда не забудете. Учим ноты на пианино и наслаждаемся игрой!

Знаки альтерации – изменения высоты тона звука

Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.
Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез – повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль – понижает на столько же
  • Дубль-диез – повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль – понижает на столько же
  • Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:
си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.  Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Песенки для тренировок

Теоретическая часть закончилась и теперь можно сыграть песни на синтезаторе для начинающих. Ниже приведен список простеньких мелодий, которые хорошо подойдут для обучения.

Ну вот пришла лягушка

С этой песни по цифрам на синтезаторе начинают все дети. Куплет играется всего на 4 клавишах первой октавы. Мелодия простая, но зато она учит чувству ритма и помогает научиться быстро перемещать пальцами.

Мелодия из Гравити фолз

Конечно, кроме классики по нотам-цифрами для синтезатора можно играть и современные песни. Например, вступительная мелодия из мультика «Gravity Falls».

Здесь подключены аккорды, записанные в столбик. Они как-бы соединяются в один звук, поэтому их зажимают быстро и последовательно.

Играется мелодия аж на 4 октавах: малой, первой, второй и контроктаве, поэтому на тренировку понадобится больше времени. К тому же, здесь нужно быстро нажимать по клавишам.

С Днем Рождения Тебя (Happy Birthday To You)

Красивая и простая песенка, которой можно поздравить с Днем Рождения друзей или родственников. Не сложнее кузнечика, но здесь уже включены сразу 2 октавы: первая и вторая.

В лесу родилась ёлочка

Традиционная новогодняя песенка, которую можно исполнить на утреннике. В усвоении она чуть сложнее «Кузнечика», зато —  циклична. Последующие куплеты играются точно также, как и первый.

Используется 2 октавы: первая и малая. Она научит малыша быстро играть двумя руками.

Песня из мультфильма «Фиксики»

Красивая детская песня из «Фиксиков» легко играется на синтезаторе. Хоть она и кажется сложной, используется всего 3 октавы: первая, вторая и малая.

Облака, белогривые лошадки

Песенка из старого советского мультика «Трям-здравствуйте» до сих пор преподается в большинстве музыкальных школ. Она простенькая, но для развития способностей подходит отлично. Хоть мелодия и простая, одна партия включает от 10 нот. Ребенок научится дольше играть без перерывов. А вот гармония легкая: всего 3 октавы.

Улыбка (из мультфильма Крошка Енот)

Еще одна советская классика, которая подойдет для «продвинутых» пианистов. Песенка богатая на ноты и партии быстро сменяют друг друга. К тому же она длинная, что хорошо развивают сенсорную и механическую память.

А вот октав всего 2: первая и вторая. С ее изучением не возникнет проблем, если ребенок осилил «Облака, белогривые лошадки».

Пусть всегда будет солнце!

Настоящий гимн человеческому счастью, который часто поют на утренниках и детских праздниках. Песенка была написана так, чтобы ее смело могли играть дети, хоть нот здесь и много.

Играется на первой, второй и третьей октаве. Хоть она и кажется сложной, здесь куплет и припев повторяются несколько раз, поэтому достаточно выучить небольшой отрывок.

«Маленькая страна» (Николаев)

Милая песенка за авторством Игоря Николаева. Почти вся мелодия играется на контроктаве с небольшим включением третьей.

Так как интервалы между нотами короткие, придется быстро перемещать пальцы по клавишам. А учитывая, что контроктава предназначена для левой руки – это хорошая тренировка.

«Спят усталые игрушки» колыбельная из передачи «Спокойной ночи, малыши!»

Под эту песню засыпали миллионы детей в СССР. Она медленная, размеренная и очень простая в усвоении. Целиком играется на контроктаве.

Ноты для синтезатора по цифрам представлены ниже.

«Пусть бегут неуклюже» из мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку

Одна из самых грустных и красивых советских мелодий. Композитором Шаинским были задуманы красивые переходы на полутонах из третьей октавы, когда основная часть играется на контроктаве.

«Прекрасное далеко» ноты песни из фильма «Гостья из будущего»

Очень простая в усвоении песенка, практически полностью играющаяся на контроктаве. Дети с ее помощью могут развить хорошее чувство ритма, так как в припев построен на повторяющихся нотах.

«Лесной олень» ноты для синтезатора, фортепиано цифрами

И напоследок, настоящая классика советской эстрады – «Лесной олень» Крылатова. Мелодия с резкими, неравномерными интервалами и плавными переходами из третьей октавы.

Разница между верхом и низом

Первое, что стоит сделать – научить малыша понимать разницу между верхом и низом. Различать он должен и на листе тоже – тогда он сможет понять, как движется гамма, и как звуки соотносятся по высоте. Самый простой пример – птички, которые поют «тонкими голосами» и высоко летают, соответственно, «тонкие звуки» — высокие. Такой же пример нужно придумать для низких звуков – с помощью ассоциации дети понимают их очень хорошо. Если малыш не различает понятия высоких и тихих звуков, нужно объяснить, что произноситься тихо могут и высокие, и низкие звуки. Произнесите для него высокие и низкие звуки, чтобы он услышал их и понял еще лучше.

Как читать ноты

Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.

Как быстро выучить ноты?

Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:

  • C — до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль;
  • A — ля;
  • H — си.

Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.

Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.

Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.

Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.

Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто  ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.

Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.

Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.

Бемоль — понижает звук на полтона.

Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.

Построение простых аккордов

Построение простых аккордов

Одним из важнейших этапов обучения игры на пианино является построение аккордов. Это уже довольно серьезное занятие, хотя и не сложное. 

Итак, что же такое аккорд? Аккорд — это когда три или больше тонов соединяются между собой и звучат одновременно. Между тонами обязательно должно сохраняться определенное постоянное расстояние. Если тонов два — то это уже не аккорд, а интервал. 

Аккорды, состоящие из трех нот, зовутся трезвучиями. Такие аккорды ведут свои построения от нижней ноты, ее еще называют основным тоном. Это когда две терции последовательно соединяются. Вид аккорда зависит от терции и ее интервала. А интервалы в терции бывают полтора и два. Давайте рассмотрим, какие же бывают трезвучия:

  • Мажорное трезвучие. Складывается из большой, а после из малой терций(б3+м3). На письме обозначается большой латинской буквой.
  • Минорное трезвучие. Тут наоборот — сначала малая, а после большая терция(м3+б3). Минор обозначается маленькой буквой m рядом с большой латинской буквой.
  • Уменьшенное трезвучие. Строится на двух малых терциях(м3+м3). Возле большой латинской буквы оно обозначается как dim.
  • Увеличенное трезвучие. Тут главніе две большие терции(б3+б3). Обозначение идет все той же большой латинской буквой с припиской +5.

Аккорды тут делятся на основные и неосновные. Основные это те, которые построены на главных ступенях тональности. В свою очередь, главные ступени тональности — первая, четвертая, пятая. Остальные аккорды строятся на всех других ступенях. 

Итак, давайте же на примере рассмотрим, как строятся аккорды. К примеру, в тональности До мажор. Главными ступенями тут являются как раз первая, четвертая и пятая. Главные ноты  — до(аккорд C), фа(аккорд F), соль(аккорд G). До мажор, как известно, не имеет никаких знаков при ключе. Все аккорды тут будут играться на белых клавишах.

 Аккорд C состоит из трех нот( до, ми, соль). Их довольно легко нажать левой рукой, тремя пальцами.  Нужно сделать это одновременно. Теперь нужно попытаться сыграть левой рукой этот аккорд, начиная с любой ноты до на клавиатуре. Попытайтесь сыграть этот аккорд на разной высоте, привыкните к нему, постарайтесь запомнить. На такой же манер постройте и следующие аккорды — F, G. Должно получиться не сложно. Попробуйте сыграть их на разной высоте. Это поможет понять, что клавиатура у  пианино — не так страшна, как кажется. 

Также можно попробовать взять тональность, в которой есть какие-то знаки. Практикуйтесь, и когда это дойдет до автоматизма, вы сможете сами создавать что-то. 

Watch this video on YouTube

Практики должно быть много

Итак, теория — это конечно хорошо, но какой же пианист и без практики. Давайте немного о ней. Практика — неотъемлемая часть любого процесса, и обучения в том числе. И второе правило — практики должно быть много. Как и теории. Ведь знания без применения никуда вас не приведут. Если вы будете просто изучать теоретические сведения, но не закреплять их игрой на пианино, то они просто-напросто забудутся через время. 

Да, на это нужно время, но лучше так, чем никак. Старайтесь тренироваться как можно больше. Идеально уделять этому каждый день, можно даже несколько раз в день. Если это сложная композиция, а времени у вас немного — поделите на части и изучайте каждую из них отдельно. 

Здесь отлично подойдет сравнение со спортом. Представьте себя спортсменом, который стремится стать асом и профессионалом своего дела. Спортсменам нужны ежедневные тренировки. Вот и вы постарайтесь уделять этому время, ежедневно выполнять хотя бы что-то. Лучше немного, но часто, чем один раз много. Это известное правило. Постоянное получение новых знаний вместе с их отработкой в реальности позволят вам стать намного лучше в игре на пианино. Разве не это ваша цель?

Watch this video on YouTube

Полезные советы

Для того чтобы выучить ноты, необходимо запомнить не только их название, но и звучание. Так, вы сможете хорошо ориентироваться на фортепианной клавиатуре, при чтении музыкального произведения с листа, а также сможете улучшить свои слуховые данные. При изучении новых музыкальных произведений или гамм следует пропевать слоговое обозначение всех нот со знаками, к примеру, «ля, си, до-диез, ре, ми, фа-диез, соль-диез, ля»

Если вы учите ноты на примере какой-либо тональности, то необходимо запоминать их расположение на нотном стане, обращать внимание на то, где пишутся ключевые знаки. Будет нелишним и записывать весь новый нотный материал в тетрадях в нескольких ключах, указывая название каждой ноты

Обратите внимание! Только систематические занятия помогут вам уверенно ориентироваться в любом музыкальном произведении, а также во время исполнения пьес на инструменте

Помните, как и все новое, первые музыкальные занятия могут вызвать у ребенка серьезный интерес. Юные музыканты с интересом воспринимают и сами инструменты. Но, столкнувшись с первыми трудностями, ребенок может полностью утратить желание заниматься дальше. Потому родители должны сделать все, чтобы необходимую информацию ребенок усваивал качественно, и в то же время легко. Основа всей музыкальной науки – знание нот. Родителям нужно понимать, как выучить ноты с ребенком, и как упростить для него эту задачу.

Сначала теория – потом практика

Это — пожалуй одно из самых главных правил обучения игры на пианино. Да и в принципе, какого-либо обучения

Конечно, не обязательно штудировать книги и специальную литературу часами, но очень важно понимать и знать хотя бы какие-то азы. Возможно, какие-то другие музыкальные инструменты менее требовательны к такому, но не пианино

Здесь просто нельзя выбрать правильную клавишу, если не знаешь, за что она отвечает. 

Очень многие сначала смотрят видео уроки и туториалы про определенные песни, кое-как их играют и на этом останавливаются. Да, такое может прокатить, если ваша цель — именно такие песни. Но, если вы хотите действительно понять, как играть, уметь это делать самостоятельно, без подсказок, то нужно читать. 

Да, пианино может казаться простым инструментом, и, возможно, так и есть. Но лишь для тех, кто изучил все его тонкости досконально и готов сыграть что угодно. Для остальных же это будет непокоренная вершина

Особенно это важно тем, кто хочет импровизировать, что-то сочинять, делать аранжировки. Без изучения теории это никак не сделать. 

Конечно, любую теорию необходимо закреплять практикой и делать это следует постоянно. Даже если вы уже умеете играть какую-то мелодию или знаете определенные приемы — лучше отточить до совершенства, и тогда все будет происходить на автомате. Разве не это главная цель?

Что такое октава?

Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

— до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд — это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш — 52 белых и 36 черных.

Кстати, в этом уроке я рассказываю, что нужно, чтобы петь ровно на всем диапазоне.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный — самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый — второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый — обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

 Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез — повышение на полтона,
  • бемоль — понижение на полутон,
  • бекар — отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые — пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные — ставятся перед нотой.

Тон и полутон.

Полутон — это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон — это 2 полутона.

 Интервалы

  1. Интервал — 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.
  2. Нижний звук интервала является его основанием, а верхний — вершиной.
  3. Интервалы делятся на 2 типа:
  • мелодичные — нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные — одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

  • Прима (1)
  • Секунда (2)
  • Терция (3)
  • Кварта (4)
  • Квинта (5)
  • Секста (6)
  • Септима (7)
  • Октава (8)

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Если вы хотите научиться петь любые интервалы точно и громко, используйте эти видео уроки. 

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота — самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота — в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота — ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота — ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота — естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

  • Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:
  • Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.
  • Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.
  • Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.


Понятно307Запутался151

Как читать ноты

Итак, ноты — это важнейшая часть игры на пианино, с этим мы разобрались. Теперь же давайте рассмотрим основы, и как читать ноты. Итак, какие же основные понятия, которые нам пригодятся:

  • Октава — это звукоряд, который разделен на равные части. Одна октава начинается с ноты до, а заканчивается нотой си. 
  • Скрипичный ключ, или же ключ Соль — это самый распространенный вид ключа, с которым работают пианисты. Используется для высоких нот и не каждый инструмент может с ним работать. На пианино ноты этого ключа играют правой рукой. 
  • Ключ Фа(басовый) — как ясно из названия — применяется для басовых партий. Используется на инструментах с низким звучанием. 
  • Такт — отрывок в композиции перед сильными долями. В середине черта такта тонкая, а если она заканчивает произведение  — она выделена. 
  • Сильная доля — кульминационный момент в каком-то конкретном такте. Она подчеркивается музыкантом и звучит иначе. 
  • Размер такта — цифры, которые на бумаге обозначаются после ключа и обозначают частоту сильных долей в этом моменте. Верхняя цифра будет обозначать количество долей, а нижняя — их длительность. Чаще всего размерность считается как 4\4, 3\4, 2\4.

Партия не всегда полностью заполнена тактом. Существуют и паузы, они тоже имеют свои обозначения. Если рядом с нотой стоит черная жирная точка — значит длительность нужно продлить наполовину. 

Ноты имеют разную длительность и это также отображается в их написании. Делится нота на такие длительности: половинную, восьмую, четвертую. В одном такте может поместиться столько нот, сколько и длительностей, не больше единицы. 

Watch this video on YouTube

Виды и выбор инструмента

Всего существует четыре вида синтезатора:

  1. Аналоговый. Основным отличием аналогового синтезатора является, конечно же, метод синтеза звука: при нем не используются цифровые технологии, а работа ведется с аналоговыми сигналами.
  2. Цифровой. Принцип работы цифрового синтезатора совершенно другой: чтобы получить нужное звучание, необходимо настроить определенные параметры цифрового блока.
  3. Цифровой с аналоговым синтезом. При использовании цифрового синтезатора с аналоговым синтезом используется изменение электронного сигнала при помощи цифровых технологий. Основным отличием от аналоговой технологии является управление генератором базовых колебаний дискретными значениями, а не напряжением.
  4. Цифровой с виртуально-аналоговым синтезом. Моделирование звука при помощи цифрового синтезатора с виртуально-аналоговым синтезом отличается тем, что для него необходимо специальное программное обеспечение. Именно при помощи программного обеспечения и процессора происходит обработка цифровых сигналов.

Чтобы правильно купить синтезатор для новичка, нельзя ориентироваться только на стоимость. В первую очередь нужно изучить основные характеристики.

Число клавиш

Число клавиш влияет на число октава и их диапазон. Бывает:

  • 88 — на 7 октав;
  • 76 — на 6 октав;
  • 61 — на 5 октав.

Больше всего возможностей представляют аппараты с восемьюдесятью восемью клавишами и такое количество клавиш считается наиболее оптимальным для перспективного развития игры.

Тип клавиш

Синтезаторы разделяются на два вида клавиш:

  • механические — громкость и тон звука не зависят от силы нажатия;
  • динамические — клавиши чутко реагируют на нажим.

Для серьезных занятий лучше выбирать динамическую взвешенную клавиатуру.

Автоаккомпанемент

Лучшие модели содержат автоматический аккомпанемент. При включении функции к основному звуку синтезатора прибавятся гитарные басы, барабаны, духовые инструменты. Количество стилей аккомпанемента может быть от 30 до 200.

Тембры

Синтезатор имитирует не только пианино, но и другие инструменты — гитару, скрипку, барабаны. В стандартных моделях присутствует примерно 200-300 вариантов, в профессиональных — до 700.

Производитель

Наибольшей известностью пользуются несколько производителей:

  • Yamaha;
  • Korg;
  • Roland ;
  • Casio.

Выбор популярной модели избавит вас от головной боли при ее настройке, ведь так вы сможете найти подробные инструкции на YouTube.

Yamaha – самый известный производитель.

Дополнительные эффекты

Помимо аккомпанемента, для придания звуку насыщенности, синтезатор может предложить встроенные хорус, ревербацию и так далее. В самых простых моделях предусмотрено всего по 3-10 эффектов, а в лучших устройствах — от 50 и больше.