Логопед

Где работают логопеды?

Традиционные места работы логопедов:

  1. детсады;

  2. медицинские учреждения;

  3. центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

  4. дома ребенка;

  5. частные логопедические кабинеты.

Логопеда в сфере образования принято называть учителем-логопедом, в медицине – просто логопедом. График работы определяет организация, где трудится специалист. Обычная ставка учителя-логопеда – 20 часов в неделю. На свободный график работы могут рассчитывать только те, кто ведет частную практику. В основном такие логопеды принимают пациентов на дому.

От того, где вы собираетесь работать, напрямую зависит способ освоения профессии. Работать в учебном учреждении можно после получения диплома о переподготовке. Логопед в школе, как и логопед в детском саду, имеет дело в основном со здоровыми ребятами, которые неправильно выговаривают отдельные звуки – им требуется не лечение, а лишь коррекция произношения.

А вот логопед в медицинском учреждении, работающий с отстающими в психическом развитии детьми и людьми, перенесшими инсульт или черепно-мозговую травму, обязан иметь соответствующий сертификат врача.

Чем занимается логопед?

Для начала обозначим, что входит в обязанности логопеда.

Согласно приказу Минздрава РФ, логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и психических функций, составляет индивидуальные программы реабилитации, консультируясь при этом с врачами, дает рекомендации родственникам своих пациентов, участвует в ведении медицинской документации. Кроме того, специалист имеет право принимать участие в тематических конференциях, совещаниях врачей и педагогов.

Как правило, на одного пациента логопед тратит от 5 месяцев до 1 года (в запущенных случаях дольше).

Требования различных к поступающим

Для поступления на выбранную специальность, требуются либо баллы ЕГЭ, либо ВУЗ проводит вступительные испытания самостоятельно

На последний пункт следует обратить пристальное внимание, так как происходит это далеко не всегда. В качестве примера, можно рассмотреть то, если у абитуриента уже имеется диплом о В.О

Для того, чтобы поступить на логопедию, следует сдавать предметы по выбору. Для различных университетов характерен «свой» предмет: у кого-то это — обществознание, а для третьих — литература. Обязательный предмет по выбору на эту специальность — биология. Наиболее точную информацию нужно узнавать в выбранном университете.

Например, в один из знаменитых ВУЗов России — РГПУ им. Герцена можно поступить, сдав математику, биологию и русский язык; а в МПГУ — биологию, обществознание и русский язык (математика остаётся обязательной для получения аттестата!).

Профессия логопед-дефектолог: особенности и социальная значимость

Следует разобрать, к какому типу профессий относится эта специальность. Считается, что логопед — это человек, сочетающий в себе талантливого педагога и опытного врача. Он должен безошибочно определять причину возникновения речевого дефекта и грамотно составлять эффективные упражнения и техники для устранения проблем. Для этого профессиональному логопеду следует досконально знать, как устроена человеческая физиология, в частности устройство речевой системы и связанные с ней патологии. Помимо этого, хороший специалист должен обладать специальными навыками, например, умением делать логопедический массаж для расслабления мышц гортани и других органов глотки.

Можно без преувеличения сказать, что логопед — профессия будущего. Ведь именно он обучает людей правильно говорить, а речь является самой главной составляющей коммуникаций всего человечества: благодаря ей мы можем общаться с другими, делиться мыслями и передавать информацию.

Зачастую человек, у которого есть речевые нарушения, ощущает себя неполноценным, у него могут возникнуть серьезные комплексы, негативно влияющие на всю его жизнь. Вот почему профессия «логопед» является незаменимой, эти специалисты устраняют многие дефекты речи, обучают правильно произносить звуки и тем самым практически меняют судьбу человека. Помимо этого, они оказывают и психологическую помощь: помогают влиться в общество, адаптируют человека под социальную жизнь и способствуют его развитию в плане самосовершенствования.

Где учат на логопеда?

Жизнь человека, который заикается или некорректно выговаривает буквы, нельзя вверить в руки кому угодно, а логопед – это как раз тот специалист, который способен помочь. Но в специальность нельзя прийти с улицы, нужно окончить школу, сдать экзамены на ЕГЭ и поступить в профессиональное учебное заведение.

Где же учиться на логопеда и как долго? Логопедию часто относят к медицине, но наука эта педагогическая, соответственно и обучение на логопеда студенты проходят в педагогических учебных заведениях.

Лучшими вузами, где можно выучиться на логопеда будут известные всем вузы — МГПУ, МГГУ им. М. А. Шолохова, РГПУ им. А. И. Герцена.

Особенностью этих учебных заведений является ни на минуту не прекращающийся процесс обучения: преподаватели регулярно проходят курсы по повышению квалификации, разрабатывают новые методики коррекции речевых дефектов.

Этот вариант доступен абитуриентам, поступающим в вуз после 11 класса и после сдачи ЕГЭ.

Также есть другой способ получения диплома. Выучиться на логопеда или дефектолога можно посредством прохождения курсов повышения квалификации. Этот вариант удобен тем, что при поступлении на курсы на логопеда экзамены сдавать не потребуется, никаких ЕГЭ не будет. Но, к сожалению, с нуля на курсы не поступишь. Для обучения логопедии нужно иметь диплом о высшем образовании.

Есть и третий вариант поступить на логопеда — учеба по соответствующей специальности в педагогическом техникуме или колледже после 9 класса. Год за годом этот способ становится всё более доступным, так как услуги логопеда чаще пользуются спросом и многие организации среднего профессионального образования вводят соответствующие программы обучения.

Формат работы

Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.

Я консультирую и очно, и онлайн. Сначала узнаю у родителей, чего они хотят и что их волнует. Затем начинаю общаться с ребёнком, тестирую его с помощью диагностического материала, чтобы понять, соответствует ли речь возрасту, а если нет, то почему и какие есть отклонения и нарушения. Способы взаимодействия зависят от ребёнка: в лёгких случаях мы обычно занимаемся за столом, я показываю картинки, в игровой форме работаю с разными сторонами речи. В сложных случаях нужно прикладывать больше усилий, подбирать особый подход и методики. После диагностики я сообщаю родителям, какие проблемы вижу, разрабатываю программу занятий, договариваюсь о графике коррекционных занятий.

В первый год после вуза я начала работать с простыми случаями — постановкой звуков у детей без сопутствующих диагнозов. Постепенно с опытом я стала брать детей с более серьёзными нарушениями речи. Например, они плохо выговаривали не один звук, а много. Потом к ним добавились сложные дети с ДЦП, аутизмом и другими диагнозами. Запомнился один из первых таких клиентов. Ему было два с половиной года, он не говорил и вообще с трудом устанавливал контакт с людьми. Впоследствии ему поставили диагноз аутизм. Я перепробовала всевозможные методы, и ребёнок заговорил, смог общаться с окружающими. Это один из самых приятных моментов в моей работе — видеть положительный результат и понимать, что смогла помочь.

Что нужно сдавать дополнительно

Не стоит забывать и про такое дополнительное испытание, как собеседование с абитуриентом. Именно на нём поступающий может проявить себя и продемонстрировать своё желание учиться именно на этом направлении подготовки.

На личном собеседовании вопросы могут быть как профессионального характера, так и культурологического

Поскольку это очень ответственная профессия и она требует специальных навыков, на собеседовании могут задать вопросы. Вопросы могут быть как профессионального характера, так и культурологического плана. Поэтому будет совсем не лишним целенаправленно к нему подготовиться, читая профессиональную литературу.

Где можно получить профессию логопеда?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на логопеда. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии

Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения – постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.)

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России, которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся:

  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга;
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат 315 000,00 ₽
Бакалавриат 169 800,00 ₽

Российский университет дружбы народов

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 310 000,00 ₽

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 290 000,00 ₽

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. Павлова

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 240 000,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 200 000,00 ₽

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 195 000,00 ₽

Казанский государственный медицинский университет Минздрава РФ

Казань

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Похожие термины:

  • отрасль педагогической и исторической наук, изучающая развитие логопедии (теории и практики) в неразрывной связи с развитием общественно- экономических формаций и с общей историей культуры. В И.Л.

  • работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок.

  • составная часть системы профилактической педагогической работы образовательного учреждения и конкретного специалиста (учителя-логопеда). Является разделом общей системы психопрофилактической

  • специальное учреждение, в котором под руководством логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи. См.: Помощь логопедическая.

  • метод исследования лица с речевой патологией посредством прямого или косвенного получения от обследуемого (или от родственников и хорошо знающих его ребенка лиц) сведений, необходимых для диагно

  • отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения.

  • вид специализированной помощи, оказываемой специалистом-логопедом (под контролем и при участии врача) в учреждениях здравоохранения и просвещения лицам (главным образом детям), имеющим расстройс

  • система специальных занятий, которая служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так и психотерапевтические и воспитательные мероприятия.

  • (лат. terminus — граница, предел) – система терминов, используемых в логопедической науке и практической деятельности. Терминологический тезаурус в логопедии мультидисциплинарен, т.е. ассимилирован и

  • от франц. sonde — щуп) — инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке дефектно произносимых звуков. В логопедии используются 3. л. различ

  • (лат. abbreviare — сокращенно излагать) – система специальных общепринятых сокращений, используемых в логопедии и в коррекционной педагогике понятий, например: ЗПР, ОНР, РДА, ФФНР и др. См.: Аббревиатура.

  • (греч. archajos — старый, древний) — устаревшие термины, отражавшие в свое время уровень развития логопедической науки и смежных с нею научных дисциплин, в настоящее время имеющие лишь историческое знач

  • специальные термины, за которыми закреплены имена специалистов, впервые описавших явление или создавших авторские типологии, классификации, инструменты, приспособления и т.п. Определенную часть

  • набор инструментов (специально изготовляемых или заимствованных из других областей практик) и механических приспособлений, используемых в практике работы учителя-логопеда при формировании необ

  • (греч. anamnesis — воспоминание) — специальный метод исследования субъекта с речевой патологией, заключающийся в сборе путем опроса самого субъекта, либо хорошо знающих его других лиц (родители и др.) св

  • краткое врачебное заключение о характере, форме и степени выраженности речевого расстройства, устанавливаемое на основании речевого заключения (см.: Заключение речевое), данных клинического и па

  • специальное учреждение, в котором под руководством логопеда (см.) проводятся занятия по устранению недостатков речи.

  • педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

  • (лат. principium — начало, основание; ‹…›; + греч. diagnosticos — способный распознавать). Собственно в основе диагностического искусства в практической психологии и логопедии лежат четыре главные принципа: о

  • (лого- + греч. pais – дитя + logos — учение, слово) – ярлык используемый логопедами-педагогами в борьбе с логотерапевтами в период самостоятельного формирования логопедии как научно-практической дисцип

Учитель-(педагог)-дефектолог

детского сада, школынапример, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слухаДефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.

Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения.

Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением), дизартрия (неясная, смазанная речь), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.

Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе

Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью), помогает находить общий язык со сверстниками.

Работа дефектолога с детьми

как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологомнапример, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе

по виду, по степени выраженностиСуществуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь).

Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.

Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев

Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию), целью которых является соблюдение личной гигиены.

Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры

На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.

стремление к учебе

Как поступить на логопеда?

Для успешного поступления на логопеда необходимо выполнить ряд простых требований: наличие аттестата, который выдается после 9 или 11 класса (первый вариант подходит только для поступающих в колледжи или техникумы), успешная сдача ГИА-9 или ГИА-11 соответственно, высокие баллы при прохождении дополнительных вступительных испытаний или собеседования в учебном заведении.

Подготовку к поступлению на профессию логопеда оптимально начинать за год. Это позволит выбрать наиболее подходящее учебное заведение, подготовиться к успешной сдаче необходимых экзаменов, комфортно чувствовать себя при выполнении дополнительных вступительных испытаний или прохождении собеседования.

Особое внимание следует обратить на последние два пункта: система ГИА становится менее эффективной и объективной, поэтому учебные заведения создают свои системы оценки знаний.

Поступление на логопеда на заочное отделение на базе 9 классов вряд ли будет успешным, но при наличии диплома о высшем или среднем профессиональном образовании, проблем быть не должно. Если вы планируете поступать в вуз, заочное обучение на логопеда возможно во множестве учебных заведений. Только будьте готовы, что поступить на логопеда можно по результатам сдачи ЕГЭ или вступительных экзаменов в самом вузе.

Какие качества необходимы

Логопед – достаточно интересная работа, требующая усидчивости. Процесс корректировки речи – длительный, невозможно добиться значительных успехов за короткий срок. К тому же, представители этой профессии часто работают с совсем маленькими детьми, которых нужно уметь занять.

Хороший логопед одновременно должен сочетать несколько профессиональных характеристик. Он должен быть:

  • отличным психологом – к каждому ученику нужен свой подход;
  • терпеливым учителем – ни у одного человека не получится идеально выговорить проблемный звук в первые несколько занятий;
  • опытным врачом – чтобы решить проблему, нужно распознать, что именно требует корректировки или лечения.

Помимо этого, профессия обязывает вести документацию. У хорошего специалиста всегда много клиентов и к каждому применяется своя методика, прогресс которой нужно внимательно отслеживать и записывать – поэтому такой человек должен иметь хотя бы базовые сведения о самоорганизации.

Где учиться

Думая, как стать логопедом, многие решают отправиться на обычные курсы. Однако они не дадут вам права официально заниматься этим видом деятельности. Лучше всего поступить в какой-то именитый ВУЗ на дефектологический факультет, отучиться, а затем иметь местом работы престижное медицинское учреждение.

Можно рассматривать курс, если у вас уже есть педагогическое образование. Вы просто доучите необходимые дисциплины на курсах (лучше всего выбирать курсы от лучших ВУЗов страны)

Обратите внимание на факультеты, занимающиеся переподготовкой специалистов. Есть курсы, которые длятся всего 1000 часов (если вы не хотите терять несколько лет на заочном обучении)

В Москве факультеты дефектологии есть на базе МПГУ и МГГУ им. Шолохова, в Санкт-Петербурге – на базе факультетов университета им. Герцена, института Валленберга, ЛГУ им. Пушкина.

Учтите, что нельзя получить специальность «Логопед» с помощью учебы в колледже. Если вы решили уйти после 9 класса, то направляйтесь в обычный педагогический колледж, после которого вы сможете поступить на выбранную ВУЗовскую специальность и получить профессию логопеда.

Когда логопеды должны повышать квалификацию?

Законодательство предусматривает обязательное направление логопедов на повышение квалификации каждые три года (не менее 144 часов). Повышение квалификации можно пройти как от организации, так и самостоятельно. Особой популярностью у специалистов пользуется дистанционная учеба, позволяющая сотруднику не отрываться от работы и выбирать любое учебное учреждение, не ограничиваясь своим городом. Правда, перед началом учебы у вас потребуют паспорт и документ, подтверждающий получение высшего образования – ксерокопии придется отправить по электронной или обычной почте.

Некоторые считают, что постоянно повышать квалификацию важно в первую очередь логопедам, трудящимся в медучреждениях, а на то, как давно обучение проходил учитель-логопед, работодатели почти не смотрят. Однако на логопедических форумах можно встретить жалобы вроде: «Работаю в садике 30 лет – и вдруг заставили идти на повышение квалификации логопедов»

В любом случае, работать над своей квалификацией полезно в любом возрасте и с любым стажем работы. Тем более, повышение квалификации намного дешевле, чем обучение на логопеда – стоимость начинается от 4 тысяч рублей.