Сотрудничество со школой. классный час: профессия

Кто такой дефектолог?

Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:

  • логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
  • сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
  • амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
  • олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.

Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.

В чем отличия детского логопеда от афазиолога и дефектолога?

Этих специалистов часто путают, ведь они так или иначе работают с постановкой речи. Кроме того, все они в той или иной степени имеют дело с психологией.

Приведем сравнительную таблицу:

Логопед в школе или детсаду
Психолог Общее: работают с людьми, имеющими логопедические отклонения. Различия: задача логопеда – профилактическая и коррекционная помощь, психолога – снятие тревожности, моральная поддержка.
Афазиолог Общее: специализируются на проблемах речи. Различия: логопед-афазиолог занимается устранением приобретенных вследствие болезней (инсульта, опухолей) речевых нарушений. Другие логопеды работают, как правило, над врожденными дефектами.
Дефектолог Общее: и те, и другие специалисты изучают специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию), занимаются коррекцией звукопроизношения. Различия: логопед широкого профиля работает со всеми желающими, дефектолог – с детьми, имеющими физические и психические нарушения развития. Соответственно, логопед учит умению говорить и общаться, а дефектолог – в большей степени содержанию общения, адаптации к окружающей среде.

И детскому логопеду, и афазиологу, и дефектологу необходимо иметь высшее педагогическое образование. В медучреждениях, как правило, на работу принимают дефектологов.

Где можно получить профессию логопеда?

МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки на логопеда. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

.

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии

Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения – постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.)

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России, которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся:

  • Московский педагогический государственный университет;
  • Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга;
  • Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 400 000,00 ₽

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат 315 000,00 ₽
Бакалавриат 169 800,00 ₽

Российский университет дружбы народов

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 310 000,00 ₽

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава РФ

Москва

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 290 000,00 ₽

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. Павлова

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 245 000,00 ₽

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 240 000,00 ₽

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Якутск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 200 000,00 ₽

Дальневосточный федеральный университет

Владивосток

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 195 000,00 ₽

Казанский государственный медицинский университет Минздрава РФ

Казань

Профессия — военный психолог: какие предметы нужно сдавать?

Военный психолог — особая профессия, и обучение проходит в военных вузах на различных по специализации кафедрах. Военный психолог должен обладать навыками практически во всех сферах психологической отрасли.

Это клиническая психология, реабилитационная, социальная, конфликтная и многие другие. Чтобы поступить в военный вуз на кафедру психологии, требуются ЕГЭ по следующим предметам:

математика;

русский язык;

биология.

В связи с острой нехваткой военных психологов в некоторых гражданских вузах действуют программы переподготовки обычных психологов на военных. Специалисты этого профиля универсальны и они востребованы во многих организациях, в том числе не имеющих никакого отношения к армии.

Лучшие вузы для обучения

Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
  • Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».

В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:

  • Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
  • Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.  
  • Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.

Подготовка к началу работы

Первым делом мне нужно было определиться с тем, какие конкретно услуги я буду предлагать. Так, хорошенько обдумав и взвесив все плюсы и минусы, определившись с занятиями и возрастной группой деток, я составила примерный перечень предоставляемых услуг:

  • логопедические занятия с детьми (с 3 лет);
  • общеразвивающие занятия с детьми (с 3 лет);
  • развивающие занятия для детей с задержкой психоречевого развития (с 4 лет);
  • помощь в освоении программы ДОУ (с 3 лет);
  • коррекция легких речевых нарушений (с 4 лет);
  • коррекция тяжелых речевых нарушений (с 3 лет);
  • преодоление общего недоразвития речи (с 4 лет);
  • преодоление фонетико – фонематического недоразвития речи;
  • избавление от заикания (от 3 лет);
  • повышение техники чтения (с 6 лет);
  • комплексная подготовка детей к школе – математика, чтение, письмо (с 4 лет).

Комната для занятий и финансы на её обустройство

Для проведения занятий нужно было выделить отдельную комнату в квартире. С поиском места проблем не возникло – я проживала одна в собственной двухкомнатной квартире, нужно было только вынести мебель из спальни и обставить ее всем необходимым для репетиторства.

Оборудование кабинета логопеда.

Также требовалось приобрести соответствующее оборудование. Список выглядел следующим образом:

  • стол, стул для работы;
  • столы и стулья для детей;
  • напольный ковер;
  • доска для занятий;
  • компьютер;
  • шкаф для методических пособий;
  • демонстрационный материал;
  • раздаточный материал;
  • различные картотеки;
  • дидактические, настольно-печатные, конструктивные игры;
  • зеркало для индивидуальной работы;
  • логопедические шпатели и зонды.

Некоторые материалы для работы на дому у меня уже имелись, ведь я часто приобретала наглядные пособия и развивающие игры, работая в детском саду. Но имеющегося количества было явно недостаточно, к тому же отсутствовала необходимая мебель. Поэтому еще раз продумав все до мелочей, исходя из собственных накопленных сбережений и возможности вложений в свой бизнес, я отправилась за покупкой всего необходимого.

Поиск клиентов

Чтобы не терять время даром, во время подготовки кабинета начала искать потенциальных клиентов: расклеила объявления по городу, дала рекламу на местное телевидение, разместила информацию на нескольких сайтах в интернете. Цены на свои услуги указала весьма демократичные – если в среднем занятие логопеда за 1 час в нашем регионе составляет 500 руб., то за свои услуги я просила всего 250 руб.

Такую политику решила вести с целью привлечения как можно большего числа клиентов, к тому же доходы людей в нашем городе зачастую не позволяют обратиться к частному логопеду даже при всем желании. Работа за символическую плату была бы большой конкуренцией на рынке в данной сфере  и обеспечила бы спрос на мои услуги.

Где учиться

Думая, как стать логопедом, многие решают отправиться на обычные курсы. Однако они не дадут вам права официально заниматься этим видом деятельности. Лучше всего поступить в какой-то именитый ВУЗ на дефектологический факультет, отучиться, а затем иметь местом работы престижное медицинское учреждение.

Можно рассматривать курс, если у вас уже есть педагогическое образование. Вы просто доучите необходимые дисциплины на курсах (лучше всего выбирать курсы от лучших ВУЗов страны)

Обратите внимание на факультеты, занимающиеся переподготовкой специалистов. Есть курсы, которые длятся всего 1000 часов (если вы не хотите терять несколько лет на заочном обучении)

В Москве факультеты дефектологии есть на базе МПГУ и МГГУ им. Шолохова, в Санкт-Петербурге – на базе факультетов университета им. Герцена, института Валленберга, ЛГУ им. Пушкина.

Учтите, что нельзя получить специальность «Логопед» с помощью учебы в колледже. Если вы решили уйти после 9 класса, то направляйтесь в обычный педагогический колледж, после которого вы сможете поступить на выбранную ВУЗовскую специальность и получить профессию логопеда.

История профессии

Еще 50 лет назад профессия «логопед» относилась к категории редких видов деятельности. Раньше люди не так сильно желали исправить свои речевые дефекты, как в современное время. Да и ранее неправильное произношение букв и звуков не считалось болезнью и проблемой.

Первые логопеды появились еще в 17 веке в Европе, там такие специалисты помогали детям со слабым слухом правильно произносить слова и звуки. Так же в те времена ошибочно полагали, что дефекты речи необходимо лечить медикаментозными препаратами, а не с помощью упражнений.

В 19 веке нашей эры логопедия стала самостоятельной наукой, а вследствие этого появились официальные специалисты логопеды.

Эти люди изучали причины, вызывающие недостатки речи, разрабатывали методы лечения подобных случаев.

Современные специалисты в своем арсенале пользуются не только методами коррекции дыхательных путей и связок и челюстных составляющих, но и знаниями в области дефектологии, психологии и педагогики.

Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения

Сайт: https://niidpo.ruТелефон: 8 (800) 707-52-87, 8 (495) 150-17-11Стоимость: курс проф. переподготовки — 17298 р., курсы повышения квалификации — 1760-4900 р.

Курс проф. переподготовки: Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы»

Квалификация: «Учитель-логопед (логопед)». Продолжительность обучения: 620 ч., 24 недели.

В программу входит изучение следующих разделов:

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Нарушения фонационного (внешнего) оформления высказывания
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания
  • Нарушения письменной речи
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

Кем вы сможете работать после получения доп. образования:

  • В образовательных учреждениях: логопед в детском саду (логопедические группы), на дошкольном логопункте, на школьном логопункте, в специальной коррекционной школе 5 вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
  • Частная практика
  • Здравоохранение: в логопедическом кабинете поликлиники, в реабилитационной центре, стационаре
  • Социальная сфера: логопед в интернате, психоневрологическом санатории

Что входит в стоимость программы:

  • Лекции от преподавателей (текстовые и видеолекции)
  • Тестирование после каждой дисциплины
  • 30 практических заданий и кейсов
  • Общение с преподавателями
  • Более 15 видов схем анализа, конспектов, алгоритмов проведения занятий
  • Диплом о профпереподготовке после успешного прохождения итогового тестирования

Направления повышения квалификации для специалистов в области логопедии:

  • Нейропсихологические технологии в диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (144ч)
  • Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы (108ч)
  • Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (108ч)
  • Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения. Технологии постановки звуков (144ч)
  • Организация процесса и технологии обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста (210ч)
  • Общее недоразвитие речи у детей (ОНР). Содержание работы логопеда (36ч)
  • Афазия. Содержание работы логопеда по восстановлению речевых функций (36ч)
  • Заикание (логоневроз) у детей и подростков. Содержание работы логопеда (36ч)
  • Использование it-технологий в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (36ч)
  • Частная практика логопеда. Организация и содержание работы логопедического кабинета (108ч)
  • Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
  • Ринолалия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)
    и другие программы

Особенности учебного процесса

Дистанционный метод обучения по направлению «Логопедия» подразумевает не только теоретическое изучение материала, но и проведение большого количества практических занятий. Это можно сделать в любом учебном или лечебном учреждении, согласовав варианты с куратором в высшем учебном заведении.

Студенты могут получать допуск ко всем лекционным материалам, вебинарам и записям конференций, которые имеются в базе вуза. Преподаватели обязаны регулярно выделять время для консультаций студентов, обучающихся в дистанционном режиме — это осуществляется с помощью интернета.

Промежуточные тесты, дифференциальные зачеты и экзамены студенты сдают в удаленном режиме — им на персональный адрес электронной почты присылаются вопросы и задания, ответы принимаются в четко оговоренное время. Для сдачи государственных экзаменов и защиты дипломной работы необходимо присутствовать лично.

Практические занятия для студентов могут проходить отдельно от основного обучения (например, во время летних каникул, если трудовая деятельность не связана с будущей профессией), а могут проводиться и на месте работы. В последнем варианте у студентов есть немало преимуществ:

  • Можно сразу после изучения внедрять полученные знания на практике и вести аналитическую работу;
  • При неясных результатах или нетипичном динамическом развитии нарушений речи можно получить консультацию онлайн у преподавателя с предоставлением результатов практики.

Описание профессии

Логопед занимается корректировкой речи детей и взрослых, при этом применяемые для разных возрастных категорий методики существенно отличаются. Специалисты работают с нарушениями устной и письменной речи. Наибольшее количество пациентов страдает расстройствами именно устной речи (заикание, шепелявость, картавость, гнусавость и др.), но могут быть проблемы и с письмом (дисграфия или аграфия).

Логопед может быть широкого профиля или концентрироваться на каком-либо конкретном расстройстве. Если ребенок (или взрослый) «тяжелый», то есть имеет кроме речевых недостатков другие проблемы со здоровьем (плохой слух, зрение или сниженный уровень интеллекта), то им занимается логопед со специализацией на дефектологии.

Места, где может работать логопед:

  • медицинские учреждения (поликлиники, больницы);
  • детские дошкольные учреждения;
  • центры коррекции речи;
  • центры психолого-педагогической реабилитации.

Также можно работать в частном логопедическом кабинете, используя самые продвинутые методики коррекции и инновационные технологии.

Какие органы и психические явления лечит логопед

К компетенции доктора относится вся система органов речевого аппарата:

  • ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо);
  • голосовые связки;
  • язык.

Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления как логоневроз. Этим термином обозначается заикание различного происхождения.

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Доктор-логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задачей является устранение:

  • дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия);
  • дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
  • дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
  • речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
  • баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
  • ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
  • дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).

Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Кому подходит специальность

Дефекты речи часто становятся причиной комплексов у людей. Оттуда вытекает неоправданная агрессия, скованность, нежелание идти на контакты и взаимодействовать с обществом. В таких случаях логопеду нужна не только методическая, теоретическая, медицинская подготовка, но и психологическая.


Логопед должен быть коммуникабельный и стрессоустойчивым

Если человек располагает такими качествами, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, тактичность и доброжелательность, то логопедия может оказаться нужным профилем.

Профессия «логопед» подойдет людям, которые охотно контактируют с обществом и стремятся быть полезными. Терпимость, уравновешенность и целеустремленность помогут достичь высот в логопедической деятельности, ведь люди идут на контакт с теми, кто к ним расположен. Частные клиники, медицинские и реабилитационные центры ждут таких профессионалов.

Чем занимается логопед?

Для начала обозначим, что входит в обязанности логопеда.

Согласно приказу Минздрава РФ, логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и психических функций, составляет индивидуальные программы реабилитации, консультируясь при этом с врачами, дает рекомендации родственникам своих пациентов, участвует в ведении медицинской документации. Кроме того, специалист имеет право принимать участие в тематических конференциях, совещаниях врачей и педагогов.

Как правило, на одного пациента логопед тратит от 5 месяцев до 1 года (в запущенных случаях дольше).

Методы диагностики и лечения

Диагностирование проблем с речью, в первую очередь, происходит на слух. Врач, осуществляя консультацию и приём, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по её связности может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, доктор проводит специфические тестирования, при необходимости назначает консультации у смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра.

Проведя диагностику и установив проблему, врач-логопед определяет, относится ли она к его компетенции, или необходимо направить пациента к другому специалисту.

Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается в том плане, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Доктор применяет комплексные методики воздействия и на сам дефект, и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от увлечённости и упорства пациента, так как заметные результаты дают только многократные тренировки и повторения. Занятия проходят по схеме усложнения, и, в основном, представляют собой комплексы упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию.

Логопед – специалист, благодаря которому люди с проблемами речи получают шанс на полноценную коммуникацию с окружающим миром. Этот вопрос актуален и для детей, и для взрослых. Дефекты речи могут становиться серьёзным препятствием для нормальной жизни, учёбы, работы, выстраивания отношений.

В зависимости от того, какое образование получил логопед, он может заниматься педагогической работой, или же осуществлять врачебную деятельность на базе клиник, больниц, специализированных коррекционных центров.

Особенности профессии дефектолог

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д

Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми

В мире существует огромное количество профессий, направленных на оказание помощи людям, которые вызывают уважение и чувство глубокой благодарности: работники медицинской и социальной сферы, педагоги, спасатели и т.д

Однако ни одна из них не может сравниться по сложности и важности с профессией дефектолога, представители которой работают с особенной категорией людей – с аномальными детьми

Необходимо отметить, что профессия дефектолога по своему уникальна, поскольку находится на стыке сразу нескольких наук: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Именно эти специалисты помогают детям с отклонениями в психическом развитии социализироваться в обществе и дают им шанс на счастливую и полноценную жизнь в будущем. И нет ничего удивительного в том, что к тем, кто мечтает посвятить свою жизнь этому нужному и безусловно благородному делу предъявляются повышенные требования. Ведь дефектологи должны не только понимать, что от качества их работы зависят судьбы детей с непростой судьбой, но и быть готовым к тем сложностям, которые таит в себе эта профессия. Что это за сложности? А вот об этом мы и постараемся рассказать в рамках данной статьи.

Понятие «логопед-дефектолог»: в чем особенность профессии

Логопед коррекционного учреждения является специалистом широкого профиля. В штат коррекционной группы входит учитель-дефектолог, воспитатели и помощник воспитателя. Логопед-дефектолог же в свою очередь, как и врач, может быть закреплен за определенной группой воспитанников, а может курировать детей всего учреждения. Все будет зависеть от наполняемости групп и специфики психического развития малышей.

Педагог помогает компенсировать речевые недостатки каждого из детей, также проводит индивидуальную работу, как и учитель-дефектолог группы (тифло-, олигофрено-, сурдопедагог и т. д.), согласно развитию ребенка, его возрасту и психическим особенностям. Логопед в коррекционном детском саду взаимодействует с психологом, учителем-дефектологом, с воспитателями и врачом-педиатром, работающими с данными детьми. Как правило, речевые нарушения у таких детей являются вторичными, то есть проявившимися на фоне первичной (основной) проблемы развития. И уже в зависимости от того, что выступает в качестве первопричины, будет строиться работа логопеда-дефектолога. Поэтому данный специалист имеет доступ к медицинским картам каждого воспитанника: заключениям нейропсихолога, психиатра и других врачей.

Где можно получить профессию логопеда?

Получить профессию логопеда
можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии

Однако важно понимать, что выбор этой профессии означает готовность к процессу непрекращающегося обучения — постоянные повышения квалификации, мониторинг и изучение новейших методов и методик коррекции дефектов речи, самообразование по смежным направлениям (психология, медицина, педагогика, социология и т.д.)

Выбор учебного заведения во многом зависит от того, какие цели вы преследуете. Если вы выбрали профессию логопеда только потому, что вы гарантированно сможете трудоустроиться, то не имеет значения, какой именно ВУЗ вы выберете. Если же вы поставили перед собой задачу добиться больших успехов на профессиональном поприще, а выбор профессии сделан по велению души и сердца, то лучше всего отдать предпочтение ведущим ВУЗам, которые дают не только диплом, но и качественные знания.

К лучшим ВУЗам России
, которые отлично зарекомендовали себя среди работодателей, сегодня относятся.

Профессия логопед: плюсы и минусы

Преимуществами работы можно считать:

  • большой выбор организаций для трудоустройства;
  • высокую востребованность логопедов;
  • непродолжительный рабочий день;
  • длительный отпуск в летнее время;
  • возможность заниматься частной практикой;
  • искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.

Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.

Как поступить на логопеда?

Для успешного поступления на логопеда необходимо выполнить ряд простых требований: наличие аттестата, который выдается после 9 или 11 класса (первый вариант подходит только для поступающих в колледжи или техникумы), успешная сдача ГИА-9 или ГИА-11 соответственно, высокие баллы при прохождении дополнительных вступительных испытаний или собеседования в учебном заведении.

Подготовку к поступлению на профессию логопеда оптимально начинать за год. Это позволит выбрать наиболее подходящее учебное заведение, подготовиться к успешной сдаче необходимых экзаменов, комфортно чувствовать себя при выполнении дополнительных вступительных испытаний или прохождении собеседования.

Особое внимание следует обратить на последние два пункта: система ГИА становится менее эффективной и объективной, поэтому учебные заведения создают свои системы оценки знаний.

Поступление на логопеда на заочное отделение на базе 9 классов вряд ли будет успешным, но при наличии диплома о высшем или среднем профессиональном образовании, проблем быть не должно. Если вы планируете поступать в вуз, заочное обучение на логопеда возможно во множестве учебных заведений. Только будьте готовы, что поступить на логопеда можно по результатам сдачи ЕГЭ или вступительных экзаменов в самом вузе.

Лучшие вузы для обучения

Получить образование логопеда в Москве и Санкт-Петербурге можно в ряде престижных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Студенты, окончившие факультет клинической и специальной психологии, имеют глубокие познания в дефектологии и могут работать в интернатах, больницах, коррекционных центрах, учреждениях социальной сферы.
  • Московский институт психоанализа. Здесь на факультете психолого-педагогического и специального образования дают самые актуальные знания в области логопедии.
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург). Студенты вуза учатся корректировать речевые нарушения, обеспечивать социализацию особенных детей, оказывать поддержку воспитанникам и их родным.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В его структуру входит Институт дефектологического образования и реабилитации, выпускники которого приобретают навыки работы с детьми, имеющими различные физические и психологические проблемы. Диплом можно получить по профилям «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика», «специальная психология».

В регионах тоже есть куда поступать, чтобы получить специальность логопеда, например:

  • Новосибирский государственный педагогический университет. В его Институте детства, созданном в 2011 г., можно получить образование в том числе и по разным профилям дефектологии: логопедии, сурдопедагогике, олигофренопедагогике, дошкольной дефектологии.
  • Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Факультет социальной и коррекционной педагогики разработал бакалаврские и магистерские программы по логопедии.
  • Педагогический институт им. В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета готовит логопедов с 1994 года.
  • Школа педагогики ДВФУ (Дальневосточного ФУ). Студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» изучают логопедию под руководством практиков, совмещающих работу с научными исследованиями.