Чем дистанционное обучение отличается от заочного и очного

Плюсы и минусы очного обучения

Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.

У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:

  1. Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.
  2. Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.
  3. Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.
  4. Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).
  5. Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.
  6. Отсрочка от армии для парней призывного возраста.
  7. Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
  8. Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.

К недостаткам традиционной формы обучения относятся:

  1. Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.
  2. Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.
  3. Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.
  4. Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.

Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.

Чем отличается очное обучение?

От заочного обучения дневной стационар отличается регулярной нагрузкой и постоянными проверками полученных знаний. Постоянные лекции и семинары стимулируют студентов и позволяют им постоянно получать актуальную информацию. К тому же нельзя сбрасывать со счетов общие мероприятия, спортивные соревнования, участие в конкурсах и олимпиадах на государственном уровне. У студентов дневного отделения больше шансов быть замеченными международными студенческими организациями, получать гранты и участвовать в научной работе. Более того, студенты старших курсов могут попасть на стажировку в престижные компании и там уже заработать себе хорошую репутацию. Начав свою трудовую карьеру в качестве старшекурсника, после получения диплома бывший студент может продолжить свою работу в этой компании и обеспечить себе устойчивый карьерный взлет.

От чего зависит выбор формы обучения

Перед поступлением необходимо разработать стратегию. Тщательно изучите рынок вакансий по выбранной специальности, если работодатели требуют оконченное высшее образование по очной форме, то стоит пытаться попасть на дневное отделение.

Очное обучение необходимо выбирать, если вы хотите работать в сфере:

  • медицины;
  • промышленности;
  • компьютерных технологий;
  • применения иностранных языков.

Специальности, которые относятся к техническому направлению, лучше всего изучать на дневном отделении. Такие предметы как высшая математика, техническая механика и сопротивление материалов практически невозможно с нуля постичь самостоятельно, без полного курса лекций.

Легче всего заочно изучать гуманитарные науки, не связанные с языковедением. Кафедры иностранных языков чаще всего имеют только очное отделение. Для успешного изучения языков необходимы практические занятия. Только опытный преподаватель может исправить произношение и объяснить правильность построения предложений.

Заочное обучение подойдет, если вы уже постигли азы выбранной специальности в техникуме или получаете второе по счету высшее образование в смежной отрасли. В этом случае часть предметов будет вам знакома, и вы с легкостью сможете самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов и написать все необходимые контрольные без посторонней помощи. Притом одновременно можно работать и получать практический опыт.

https://youtube.com/watch?v=C3SEp7jyqLg

Виды заочного обучения

«Заочка» бывает нескольких видов: классическая, модульная, дистанционная и очно-заочная.

Если выбрали классическую форму обучения, то ваша задача — посещать лекции и экзаменационные сессии несколько раз в году. Заочная юридическая форма доступна в высшем и в средне специальном образовании.

Выбирая модульный вид «заочки», будьте готовы к посещению университета по выходным несколько месяцев в году. Студент  встречается с преподавателем, который уделит время на ваше обучение и поможет разобраться во всех сложных вопросах. Так вам будет легче освоить нужный материал во время индивидуальных лекций.

Ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью

Если выбрали дистанционную форму с использованием обучающих технологий, то будете получать лекции, задания и экзамены в электронном формате. Для вас создадут индивидуальный учебный план, по которому и будут выдавать нужный для изучения материал. Это удобный вариант, если живёте далеко от университета и не можете лично посещать занятия. Обсудить сложные вопросы по лекциям можно с преподавателем в онлайн-режиме. Но есть и минус такой формы обучения. Вам все равно придется приехать в университет для сдачи государственных экзаменов и получения диплома российского образца.

Особенности заочного обучения

Обучение на заочном отделении имеет свои особенности:

  • студенты учатся по программе, которая отличается от программы очного обучения;
  • обучающийся посещает небольшое количество лекций, практических работ и семинаров, проводимых преподавателями;
  • большую часть учебного материала студент изучает самостоятельно;
  • все обучающиеся обязательно должны посетить краткий курс установочных лекций – эти занятия дают возможность кратко познакомиться с основными материалами учебных дисциплин, изучаемых в текущем семестре;
  • на заочном отделении роль преподавателей меняется. Они выполняют функции не только лектора, но и консультанта;
  • обучение на заочном отделении основано на идее, что студенты достаточно активно будут сами находить и запоминать новую информацию, степень усвоения учебного материала студентами преподаватель может контролировать при помощи проверки письменных работ (контрольных и рефератов), которые каждый обучающийся выполняет самостоятельно и сдаёт к определенному сроку;
  • начиная со второго курса, студент обязательно раз в год самостоятельно пишет курсовую работу по определенному учебному предмету, если курсовая не сдана вовремя, то преподаватель вправе не допустить юношу или девушку до очередного экзамена или зачета;
  • при обучении на заочном отделении учебный год делится на две, иногда на три сессии, в эти периоды молодые люди прослушивают определенное количество лекций и одновременно сдают зачеты и экзамены;
  • принимая решение о поступлении на заочное отделение, будущий студент должен помнить, что ему, скорее всего, придется платить за обучение, поскольку бюджетных мест, выделяемых на заочное обучение очень мало, а иногда вообще нет.
  • срок заочного обучения больше на год по сравнению с очной формой;
  • при заочном обучении юноши не получают отсрочки от службы в армии;
  • цены заочного обучения значительно ниже, чем при очной форме, это обусловлено тем, что студентам-заочникам предоставляется меньшее количество аудиторных занятий.

Как оптимизировать график занятости?

Что делать, если у студента заочно-очного вузовского отделения фармакологии нет возможности отказаться от определенного количества рабочих часов? В этом случае придется на время забыть о полноценном отдыхе, гаджетах, компьютерных играх и просмотре телевизора. Досуг будет сводиться к приему пищи и приготовлению ко сну. При этом сон тоже должен быть быстрым. Психологи доказали, что человеку может быть достаточно краткосрочного сна продолжительностью в 4-5 часов. Однако это возможно только после долгого период тренировки организма.

Также выспаться помогает быстрый получасовой дневной сон, к примеру, в обеденный перерыв. Со временем организм человека привыкает к новым биологическим часам

К этому вопросу важно подходить планомерно и четко придерживаться составленного графика занятости и отдыха

Кроме того, быстрее восстанавливаться организму и мозгу помогает правильное полноценное питание, а вот количество кофеина лучше сократить до минимума.

Куда поступать?

  • 10 лучших московских ВУЗов, о которых надо знать
  • Рейтинг самых эффективных факультетов российских ВУЗов
  • 10 критериев выбора ВУЗа и факультета
  • Скидки на оплату обучения в ВУЗах Москвы
  • Рейтинг самых востребованных ВУЗов для экономистов
  • Сравнение ведущих технических ВУЗов России

Выбери ответ

Отличие заочного от очного

Если про очный формат обучения все понятно, то вечерний нередко вызывает много вопросов. Есть ли желанная специальность, выбрать государственный вуз или коммерческий, как поступить, как сдавать сессию? На самом деле эти две формы отличаются по сути только тем, как часто приходится приезжать на занятия. Если очники вынуждены каждый день присутствовать в вузе, то заочники встречаются с преподавателями дважды в год — в сессионный период. Это может быть тяжело тем, кто не обладает достаточной мотивацией к тому, чтобы осваивать профессию. С другой стороны, когда человек учится, самостоятельно добывая знание из учебной литературы, не перекладывая ответственность на преподавателя, это знание и ценится выше, и надежнее откладывается в памяти. Впрочем, при активном желании студент может получить право являться на лекции и в течение учебного года. Хотя большинство заочников все же предпочитает больше внимания уделять практике: работа занимает большую часть личного времени, давая тем самым шанс получать истинное представление о выбранной профессии. А диплом будет един как для очников, так и для заочников, разница — только в форме обучения, которая в нем указывается.

https://youtube.com/watch?v=6cAT4F6FTWk

Плюсы и минусы образования

Единственное ограничение касается выбора специальностей: действительно, не все направления деятельности можно изучать в режиме самообразования. Однако список профессий, которые нельзя освоить с помощью заочной формы, на самом деле не так уж велик, и речь идет скорее об исключениях. Еще один минус — отсутствие студенческой жизни, хотя и этот недостаток весьма спорный. При этом обучение на заочном более доступно для подавляющего большинства поступающих, поскольку обладает важными преимуществами, среди которых:

  • отсутствие необходимости ежедневно посещать вуз. Хотя для кого-то это обстоятельство является недостатком, все же возможность учиться частично в удаленном режиме очень подходит некоторым будущим «заочникам» — например, молодым мамам в декрете или начинающим специалистам, которых затруднит перспектива постоянно отпрашиваться с работы, а также студентам из регионов, которые приезжают в столицу лишь на период сессии, и тем, кому состояние здоровья не позволяет совершать регулярные поездки в учебное заведение;
  • более простые условия поступления. Будущим студентам не обязательно покорять вершины ЕГЭ — в том, что касается баллов: для заочного отделения их проходное количество значительно ниже, чем для других форм обучения;
  • отсутствие возрастных ограничений: можно стать студентом на любом жизненном этапе;
  • более выгодные условия обучения — если речь идет о платной основе. Тут все понятно: тем, кому финансово не потянуть очное отделение, «заочка» предоставляет реальный шанс получить высшее образование и не остаться в этой жизни без диплома.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)

Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:

Пн — Пт: 09.00−20.00;

Сб — Вс: 10.00−17.00.

Необходимые для перевода документы

Процедура перевода проста

В завершение сегодняшней статьи конкретизируем вопрос документов, необходимых для перевода на заочное обучение

Для начала обратим внимание на перевод в пределах одного учебного заведения. В таком случае потребуются:

  1. соответствующее заявление (форма узнается в деканате)
  2. зачетная книжка
  3. справка из библиотеки об отсутствии долгов по сдаче книг
  4. студенческий билет

Если же осуществляется межвузовый или межколледжный перевод, то соответствующее заявление необходимо дополнить тем перечнем документации, который запросит новое учебное заведение. Зачастую в него входят паспорт, аттестат, выписки из прошлого ВУЗа или колледжа, сертификат о прививках и справка о составе семьи.

В некоторых учебных заведениях могут потребоваться и дополнительные документы, бояться этого не следует.

Как видите, ответ на вопрос «Как перевестись с очного обучения на заочное?» крайне прост. Особых условий подобные переводы не имеют, поэтому могут быть реализованы абсолютно любым студентом. Надеемся, представленный сегодня материал был полезен всем читателям нашего ресурса и дал ответы на интересующие вопросы.

В этом видео вы узнаете, как относятся за рубежом к нашему заочному образованию:

https://youtube.com/watch?v=kyla7jnAl8s

Дистанционная

Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.

Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.

В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.

Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.

Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался . Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет. 

Формы получения среднего образования в школе

С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.

Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.

А зависит это вот от чего:

  1. Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях.
  2. Учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного.
  3. Директору необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать и не хотят начинать.

Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.

Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.

Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу. Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом. Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.

Очное обучение и его особенности

Перед поступлением каждому абитуриенту необходимо определиться не только с учебным заведением, но и с формой получаемого образования. В зависимости от ваших целей, вы можете выбрать удаленную (заочную) и дневную форму обучения.

Очное обучение представляет собой систематическое получение знаний. Занятия необходимо посещать регулярно. При этой форме практически не остается времени на работу, но считается, что такое образование более качественно. Если вы были перспективным учеником в школе, то стоит постараться попасть именно на очное отделение. Ведь на нем вы сможете посещать:

  • практические занятия;
  • вести лабораторные исследования;
  • государственные конкурсы и олимпиады;
  • получать больше информации на лекциях.

Также очное обучение подойдет тем, кто не уверен в своих возможностях самоорганизации. Вам не нужно уметь распределять свой день, так чтобы выделить время на учебу. Жесткое расписание сделает эту работу за вас. При этом на старших курсах можно попасть на практику в перспективную компанию, в которой реально продолжить свою трудовую деятельность.

Для юношей дневное отделение имеет еще одно преимущество – на нем впору получить отсрочку от армии, если ВУЗе есть военная кафедра. Если вы обучаетесь в техникуме или училище, то оттуда вас имеют право призвать в армию.

Некоторые специальности доступны только очно. Традиционно к ним относятся врачебные и языковые направления. Если вы желаете стать медиком, то помните, что заочного отделения в медицинских ВУЗах и техникумах (колледжах) нет.

Преимущества вечернего обучения в университете

Часть студентов выбирает очно-заочное образование потому, что оно оказывается доступней дневной формы:

  • проходные баллы на бюджет ниже,
  • при учебе на контрактной основе цены на вечернее обучение доступней «очки»,
  • зачисление проходит позже, поэтому подать документы на очно-заочное отделение можно в том случае, если абитуриент не прошел по конкурсу на очную форму,
  • возможность работы во время учебы позволяет оплачивать обучение «профессии мечты».

Для многих молодых людей вечернее обучение становится шагом к самостоятельности и независимости от родных. Студентов-очников обычно во время учебы содержат родители, и они продолжают считаться «детьми», в то время как совмещение работы с учебой дает возможность самому строить свою жизнь.

С точки зрения соотношения очного и заочного компонента вечернее обучение представляет собой хороший компромисс между дневной формой, когда студент проводит в университете все дни напролет и «заочкой», когда он по сути предоставлен самому себе:

  • можно самостоятельно планировать темп выполнения домашних заданий,
  • систематическое посещение занятий не дает «запустить» учебу,
  • есть возможность «вживую» консультироваться с преподавателями по сложным вопросам,
  • активная работа и хорошее посещение в течение семестра часто дает возможность получать зачеты и экзамены «автоматом», разгружая сессию;
  • отношение к «вечерникам» обычно довольно лояльное, преподаватели склонны идти навстречу.

Очевидный плюс вечернего обучения – возможность раннего старта карьеры. Даже на первых курсах студенты часто трудятся на начальных позициях в выбранном направлении, и имеют возможность расти профессионально параллельно с учебой. А, если отношения с работодателем строятся в рамках трудового законодательства, то «вечерник» может пользоваться обширным пакетом льгот:

  • оплаченные отпуска на время сессий (40 дней в год, для старшекурсников – 50),
  • четыре месяца отпуска для подготовки и защиты диплома и сдачи госэкзамена,
  • в последние 10 месяцев учебы – сокращенная на 7 часов рабочая неделя (эти часы оплачиваются на 50%).

Основные понятия

Лекция – это вид доклада, когда преподаватель преподносит информацию, а студенты его слушают (записывают). Вопросы обычно во время процесса не задаются, но и такое возможно. Лекция нужна тогда, когда даётся большой и разнообразный объём материала. Здесь можно преподавать одновременно большому количеству студентов: в аудитории собираются сразу несколько групп, которым читает лекцию один человек.

Семинар – это углубленны метод преподнесения материала. Каждой группе (или даже полугруппе) даётся один человек (учитель), который рассказывает конкретный материал, показывает, как решаются задачи. Далее он даёт возможность справиться с заданием студентам. На семинаре между учителем и студентами идёт довольно активный диалог, который и является главной задачей такого вида учебного процесса. Также, на семинарах могут делаться доклады студентами.

Во время учебы проводятся лабораторные работы. Преподаватель заранее выдаёт задание, чтобы студент ознакомился дома с теорией и установкой. Далее лабораторная работа проходит внутри ВУЗа. Данные, полученные в результате опытов, студент записывает, а дома оформляет саму работу. В серьёзных ВУЗах набор оборудования приходится на одного-двух студентов во время выполнения лабораторного опыта.

Сегодня есть тенденция замены реального оборудования виртуальным или вообще программой, что является недостатком.

Как совмещать работу с учебой на очно-заочном отделении

Вечерняя форма обучения в советское время была введена как раз для того, чтобы люди имели возможность получать образование «без отрыва от производства». И совмещать учебу с работой на полную ставку можно вполне успешно, но при соблюдении ряда условий:

  • готовность студента к повышенным нагрузкам,
  • сочетаемость графика работы с графиком учебы,
  • готовность работодателя идти навстречу.

Студент очно-заочного отделения после работы сразу же отправляется на учебу, таким образом «рабочее-учебный» день, начавшись утром, заканчивается около 10 вечера – и так три дня в неделю. Кроме того, в выходные дни надо уделять время самостоятельной отработке материала, так что времени на отдых и восстановление сил остается очень мало.

При этом учеба на вечернем плохо «стыкуется» с ненормируемым рабочим днем, сменным графиком или работой в вечерние часы. Конечно, преподаватели «вечерников» обычно с пониманием относятся к проблемам работающим студентов и готовы «закрывать глаза» на опоздания или периодические пропуски. Но в то же время регулярное посещение занятий все-таки считается обязанностью студента, и большое количество пропусков может привести к проблемам в сессию.

Студентам очно-заочного отделения по закону должны предоставляться дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи сессии, прохождения практики и подготовки и защиты дипломной работы. Если работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники повышали свой образовательный уровень – проблем не возникает. Но во многих случаях необходимость брать дополнительные отпуска становится жирным «минусом», снижающим ценность работника. Поэтому студенты-вечерники часто договариваются о том, что будут использовать во время сессии свой очередной отпуск. Или же сдают сессию «без отрыва от производства», отпрашиваясь с работы на несколько часов для сдачи экзамена или зачета.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

Правильный выбор

Термины очное обучение и заочное часто позволяет многим будущим студентам предполагать, что они одинаковы. В действительности, оба эти варианта имеют один подход к дальнейшему образованию, но значительно различаются по происхождению, ритму и взаимодействию между учениками и преподавателями.

Заочное является одним из видов дистанционного обучения. Информация курса в этом случае использует удаленные ежедневные уроки и учебные материалы онлайн, по почте. После того как интернет начал развиваться, переписка через электронные приложения бывает часто в качестве способа доставки лекций и принятия зачётов.

Дистанционное, заочное обучение является не новым, но включает в себя ряд дополнительных современных инструментов, таких как видео, онлайн-учебные группы, и всё это повышает гибкость получения материала для студентов. Основное различие между существующими формами — это темп занятий и часы уроков. Некоторые задания по дистанционному обучению выполняются через онлайн-чаты, есть тесты, что проводятся в режиме реального времени. Эти курсы также бывают в течение семестра, с определённым промежутком, необходимым для завершения образования и конкретными условиями обучения.

Ещё одним важным отличием является уровень взаимодействия между преподавателями и студентами. Как правило, проекты отправляются для оценки и дальнейшего обмена информацией, по поводу смысловых ошибок.

Все способы предлагают гибкую альтернативу традиционным процессам. Всегда необходимо взвесить преимущества и недостатки обоих вариантов, прежде чем выбрать лучший для себя. Стоит потрудиться понять, чего действительно требуется достичь в итоге учебного процесса. Если баллы по ЕГЭ невелики и средств на очное образование не так много, можно отправиться на заочное отделение. Стоимость ниже и есть возможность работать и платить за это самостоятельно. Легче сдавать экзамены. Но необходимо помнить, что большинство вузов указывают форму обучения в дипломе, и это может повлиять при дальнейшем поступлении на работу.

Дневная (или очная) форма

Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении ВУЗа в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:

  • желание ВУЗа предоставить учащимся возможность подработки в утренние часы;
  • недостаточный аудиторный фонд;
  • недостаточное количество человеческих ресурсов (недостаток преподавательских кадров) и т.д.

Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).

Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).

Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:

  • превосходный «багаж» теоретических знаний;
  • возможность получить отсрочку от армейской службы;
  • возможность для студента поучаствовать в активной жизни учебного заведения: соревнования, олимпиады, диспуты, проведение праздников, то есть, говоря простыми словами, возможность полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;
  • возможность получать стипендию (речь о бесплатном отделении в ВУЗе).

Студенты дневного отделения могут получать стипендию

Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с дипломом высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.

Когда лучше заочное обучение

Несколько лет назад заочно учиться предпочитали лишь те, кто не смог поступить на дневное. Сейчас ситуация практически не изменилась. Действительно платное образование по карману далеко не всем, а удаленная форма обучения стоит немного дешевле и дает возможность самостоятельно, без участия родителей, заработать на взнос за семестр.

Заочное обучение хорошо выбирать в случаях:

  • если есть начальное образование;
  • при наличии хорошей самодисциплины;
  • при возможности трудоустроиться без опыта.

На подготовку к экзаменам у студентов, обучающихся удаленно, как правило, больше времени. Например, зимняя сессия на очном отделении в большинстве ВУЗов проходит в течение декабря, а у студентов-заочников время ее проведения обычно отличается. Сдача экзаменов и курс лекции обыкновенно начинаются после новогодних праздников. У студентов есть две недели государственных выходных, в течение которых желательно заняться повторением ранее изученного материала и подготовкой к сессии, например, в тот период вы можете написать необходимые контрольные.

Поступать на заочное отделение лучше всего детям из малообеспеченных семей, которым не удалось поступить на бюджетное место на дневном. Первые годы, чтобы оплатить учебу, можно устроиться на любую работу, а к третьему курсу лучше всего найти компанию, в которой есть вакансия, связанная с вашей будущей специальностью. Так вы удастся лучше овладеть практическими навыками и к моменту выпуска стать востребованным сотрудником.