На какую профессию могут переобучиться уже взрослые люди?

Доступные программы обучения

Университет «Синергия» предлагает абитуриентам более 70 программ дополнительного образования по направлениям:

  1. Педагогика.
  2. Психология.
  3. Госзакупки.
  4. Соцработа.
  5. Управление.
  6. Маркетинг.
  7. IT-технологии.
  8. Экономика и финансы.
  9. Юриспруденция.
  10. Культура и искусство.

Кроме этого учебное заведение ведет набор студентов на 28 программ магистратуры. Магистратура также позволяет повысить квалификацию или освоить новую специализацию.

1. Веб-программирование

Курс дает возможность освоить востребованную и перспективную профессию «Программист». Студенты учатся создавать веб-порталы, мобильные приложения, лендинги. Выпускникам помогают трудоустроиться в крупнейшие IT-компании России.

Характеристики:

  • Вид — переподготовка.
  • Форма — дистанционная.
  • Продолжительность — 5 месяцев.

Кроме краткосрочных курсов Синергия предлагает поступить в магистратуру на факультет IT-технологий.

2. Психолого-педагогические основы деятельности педагога

Курс рассчитан на педагогов и позволяет освоить актуальные знания в сфере особенностей обучающихся и педагогической деятельности, повысить эффективность взаимодействия с учениками.

Характеристики:

  • Вид — повышение квалификации.
  • Форма — дистанционная.
  • Продолжительность — 1 месяц.
  • Условия: наличие профобразования.

3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

Получить право ведения оценочной деятельности позволяет наш курс оценки стоимости бизнеса. Курс разработан в соответствии с требованиями закона и предназначен для оценщиков, финансистов, сотрудников госструктур.

Характеристики:

  • Вид — повышение квалификации.
  • Форма — очно-заочная.
  • Продолжительность — 1 месяц.
  • Условия: наличие высшего профобразования.

4. Маркетинг и управление продажами

Управление продажами — самый важный сектор деятельности любого предприятия. Специалист должен знать последние тенденции в сфере маркетинга, уметь разрабатывать и использовать технологии продвижения и рекламы.

Характеристики:

  • Вид — переподготовка.
  • Форма — дистанционная.
  • Продолжительность — 7 месяцев.
  • Условия: наличие высшего или среднего профобразования.

Также Синергия предоставляет возможность поступить в магистратуру на факультет интернет-маркетинга.

5. Правовое регулирование адвокатской деятельности

Курс ориентирован на актуализацию знаний законодательства в сфере адвокатуры, нотариата и государственного регистрирования актов гражданского состояния.

Характеристики:

  • Вид — повышение квалификации.
  • Форма — дистанционная.
  • Продолжительность — 1 месяц.
  • Условия: наличие высшего или среднего профобразования.

6. Театральный менеджмент и продюсирование. Новая Школа МХАТ

Факультет театра, кино и телевидения предлагает освоить программу магистратуры, направленную на получение образования в сфере театрального продюсирования.

Характеристики:

  • Вид — магистратура.
  • Форма — очная.
  • Продолжительность — 2−2,5 года.
  • Условия: наличие высшего профобразования.

7. Система государственного и муниципального управления

Данный профиль магистратуры позволяет работать в органах госвласти, органах местного самоуправления. Студенты осваивают знания в сфере экономики, менеджмента, права, обществоведения.

Характеристики:

  • Вид — магистратура.
  • Форма — очная, дистанционная, выходного дня.
  • Продолжительность — 2−2,5 года.
  • Условия: наличие высшего профобразования.

Другие сферы

Университет «Синергия» предлагает поступить на самые востребованные курсы допобразования и обрести диплом:

  • социолога;
  • экономиста;
  • психолога;
  • менеджера;
  • учителя;
  • юриста.

Повысить квалификацию в нашем университете не сложно. Это могут сделать педагоги, сотрудники соцсферы, руководители, налоговики, бухгалтеры, юристы, программисты, работники индустрии гостеприимства.

Программы магистратуры доступны на факультетах экономики, интернет-маркетинга, юридическом, управления, спортивного менеджмента, IT, театра, кино и телевидения, дизайна, лингвистики, психологии.

Поступить в магистратуру можно только имея диплом об окончании специалитета или бакалавриата. Магистратура позволяет продолжить обучение по имеющемуся профилю или освоить новый.

Контрольный экзамен в автошколе

Когда водитель полностью прошел подготовительный курс, автошкола должна проверить качество усвоения предоставленного материала. Для этого существует контрольный экзамен. По сравнению с экзаменом в ГИБДД он несколько упрощен и укорочен. Однако все равно позволяет в полной мере проверить знания учащегося.

Практическая часть проверки включает в себя только управление грузовым ТС на полигоне. Выезжать в город и двигаться по учебному маршруту, в отличие от итогового испытания, не обязательно. Однако если водитель не сможет выполнить хотя бы одно испытание в условиях закрытого автодрома, он не сможет получить допуск к экзамену в ГИБДД. В этом случае ему придется пересдавать контрольный экзамен в автошколе.

Кому и на кого можно переучиться?

Главное требование для освоения программ переподготовки — это наличие любого профессионального образования: высшего или среднего профессионального. Гражданин, у которое уже есть диплом по первой специальности может легко получить диплом о переподготовке по новой специальности.

Для некоторых групп профессий имеются определённые ограничения. Например, нельзя получить медицинскую специальность тем, у кого нет первого медицинского образования. Тоже касается фармацевтов и провизоров. Есть еще несколько групп профессий где имеются подобные ограничения. Но в остальном, пожалуйста… любую профессию за 3 месяца. Подробно о том, на какую специальность можно переобучиться с вашим первым средним профессиональным или высшим образованием, можно узнать у специалистов центров переподготовки

Обратите внимание, что эти центры должны иметь образовательную лицензию, которую можно легко проверить на сайте Рособрнадзора

High variance и high bias[править]

Bias — ошибка неверных предположений в алгоритме обучения. Высокий bias может привести к недообучению.

Variance — ошибка, вызванная большой чувствительностью к небольшим отклонениям в тренировочном наборе. Высокая дисперсия может привести к переобучению.


Рис 9. High variance и high bias

При использовании нейронных сетей variance увеличивается, а bias уменьшается с увеличением количества скрытых слоев.

Для устранения high variance и high bias можно использовать смеси и ансамбли. Например, можно составить ансамбль (boosting) из нескольких моделей с высоким bias и получить модель с небольшим bias. В другом случае при bagging соединяются несколько моделей с низким bias, а результирующая модель позволяет уменьшить variance.

Дилемма bias–varianceправить

Дилемма bias–variance — конфликт в попытке одновременно минимизировать bias и variance, тогда как уменьшение одного из негативных эффектов, приводит к увеличению другого. Данная дилемма проиллюстрирована на Рис 10.


Рис 10. Дилемма bias–variance

При небольшой сложности модели мы наблюдаем high bias. При усложнении модели bias уменьшается, но variance увеличится, что приводит к проблеме high variance.

Специальности

Современная система переподготовки располагает огромным выбором обучающих программ и дает возможность получить практически любую профессию. Например, большим спросом пользуются следующие специальности:

Направления Специальности профессиональной переподготовки Необходимый образовательный уровень Требования к профилю базового образования
На базе высшего профессионального образования На базе СПО
ИТ-технологии Программист + + Технический, математический
Системный администратор + + Желательно технический
Веб-дизайнер + + Желательно художествен-ный или технический
Администратор баз данных + + Желательно технический или математический
Юриспруденция Юрисконсульт, налоговый юрист, медицинский юрист, семейный юрист, адвокат и т. д. + + Желательно юридический
Финансы и бухгалтерский учет Бухгалтерский учет + + Любой
Бухгалтерский учет и аудит + + Любой
Внутренний аудит + Финансовый или экономический
Охрана труда и безопасность Инженер по пожарной безопасности + + Любой
Специалист по ГО и ЧС + Любой
Техносферная безопасность + + Любой
Информационная безопасность + + Технический или ИТ-профиль
Специалист по охране труда + + Любой
Психология Психолог-тренер (коуч) + Желательно психологический
Педагог-психолог + Педагогический или психологический
Дошкольный психолог + Педагогический или психологический
Семейный психолог + Психологический
Психоаналитик + Медицинский или психологический
Клинический психолог + Медицинский или психологический
Социальный психолог + Психологический
Социальная работа Специалист по работе с семьей + Педагогический, психологический
Руководитель организации соцобслуживания + + Любой
Госслужба Государственное и муниципальное управление + + Любой
Управление закупками + + Любой
Менеджмент Менеджмент в ритейле, в СМИ, в промышленности, в туризме и т.д. + + Любой
Оценочная деятельность Специалист в оценочной деятельности + + Любой

Возможностями системы дополнительного профессионального образования широко пользуются медицинские работники. Они не только постоянно проходят обязательные курсы повышения квалификации, но и нередко меняют специализацию, пройдя профпереподготовку. Например, терапевты переквалифицируются в педиатров, аллергологи и иммунологи – в инфекционистов и т. д.

Подготовкой и переподготовкой кадров регулярно занимаются силовые ведомства – Министерство обороны и ФСБ. Например, для военнослужащих, которые уходят в запас, курсы переподготовки организуются непосредственно при военных вузах. Выбор гражданских специальностей достаточно широк:

  • управление персоналом;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • менеджмент;
  • педагогика высшей школы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • радиосвязь, радиовещание и телевидение;
  • компьютерная графика и веб-дизайн;
  • защита информации и т. д.

Сотрудники ФСБ при уходе со службы никак не ограничиваются в выборе учреждения ДПО и новой гражданской специальности.

Чем отличается второе высшее образование от курсов переподготовки

По сути оба работника могут в равной степени занимать одну и ту же должность и выполнять одинаковый функционал. Единственное различие между ними — это способ получения новой специальности.

Первое различие касается названия выдаваемых документов о профессиональном образовании. При этом оба работника, что с дипломом о втором высшем, что с дипломом о профессиональные переподготовки дают право заниматься деятельностью по профессии. Образец диплома о переподготовке (можно найти внизу страницы).

Время обучения. Для получения второго высшего потребуется несколько лет, а для переподготовки от 3 месяцев до 6 месяцев (в зависимости от учебной программы).

Затраты на обучение. Второе высшее всегда платное, как и профпереподготовка. Но отличаются они по затратности. За диплом о втором высшем придётся выложить от 350 тысяч рублей и более. За диплом о переподготовке — от 45 000 до 120 тыс. рублей.

Объем учебной программы. Главное отличие заключается в количестве академических часов и перечне дисциплин. Для второго высшего предусмотрены общеуниверситетские дисциплины и общепрофильные. Они составляют до 50-70% всего перечня. Например, обязательно — иностранный язык и естествознание. На курсах переподготовки нет этих предметов. Проходя курсы переподготовки, слушатель будет изучать только необходимые для профессии предметы, включающие специальные знания и навыки.

Когда переобученный новичок полезнее опытного

Человек с опытом в совершенно другой профессии может взглянуть на рабочие процессы в своей новой специальности с иного ракурса, не знакомого тем, кто всю жизнь работает только в этой сфере. Его «хард-скиллы» из прежней специальности тоже могут принести большую пользу и коллегам в новом деле. Так случилось, например, в отделе Data Science (дата-сайенс) компании QIWI.

Профессия Data Scientist предполагает набор компетенций из различных областей: математики, статистики, обработки больших данных (SQL-запросы), знания фреймворков проверки гипотез, ML-алгоритмов. В том числе программирования, порой даже не на одном языке. Однако дата-сайентисты, в отличие от разработчиков, меньше времени уделяют написанию кода. Поэтому мы были рады, когда узнали, что к нам хочет присоединиться опытный разработчик Perl со знанием Python. У него сильное техническое образование и больше десяти лет опыта программирования. Мы были уверены, что его знания будут полезны. Поэтому решили обучить его компетенциям Data Science, которым он раньше не занимался. И это того стоило. За год работы он вырос до Senior Data Scientist.

А ещё мы взяли в команду экономиста и бизнес-консультанта в области системного бюджетирования. Его работа была косвенно связана с IT, — приводит Александра другой пример. — Для нас были важны его развитые софт-скиллы и возможность погрузиться в предметную область. Ведь Data Science — это прежде всего аналитика, а значит, и тесная работа с заказчиками. И мы не прогадали с выбором: впоследствии он стал одним из лучших специалистов в нашей команде.

Александра Белова, менеджер по персоналу компании QIWI

Как получить категорию водительских прав С, если уже есть В?

Водитель в первую очередь обязан пройти медосмотр. По новым правилам (ФЗ №437 ст.1), для управления разными типами ТС потребуется осмотр разных врачей. Так для переподготовки с категории В на С (грузовых автомобилей) перечень будет следующим:

  1. Офтальмолог.
  2. Психиатр.
  3. Нарколог.
  4. Отоларинголог.
  5. Невролог.

Также потребуется пройти электроэнцефалографию. По результатам обследований, терапевт принимает решение о том, может ли человек управлять автомобилем. Если не пройден хотя бы один врач из списка, гражданин не может получить справку, а значит, и до сдачи экзаменов после переподготовки он допущен не будет.

Что дает

Стандартный путь переобучения на другую специальность – поступление в соответствующий профильный вуз или колледж и получение второго образования. Но такая траектория занимает несколько лет, и далеко не всегда значительная трата времени целесообразна. Поэтому во многих случаях более логично пойти более короткой дорогой.

Продолжительность профессиональной переподготовки во многом зависит не только от объема программы, но и от интенсивности занятий. В целом на переобучение уходит от 3 до 12 месяцев. В редких случаях, когда программа особенно насыщенна, оно занимает 1,5 года (3 семестра, примерно 1 000 часов).

По итогам аттестации слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Это полноценный документ установленного образца, который равноценно заменяет диплом о втором высшем или среднем образовании. Срок его действия неограничен.

Таким образом, профессиональная переподготовка дает возможность сменить специальность с минимальными временными и финансовыми затратами. Наличие дополнительного диплома значительно повышает конкурентоспособность на рынке труда, а в некоторых случаях может даже повлиять на размер заработной платы. Например, бухгалтер с дипломом налогового юриста будет «стоить» выше своих обычных коллег.

Как оценить потенциал «зрелого новичка»

Есть несколько особых правил, важных для того, чтобы решение «нанять и переучить» принесло хорошие результаты.

1. Разглядеть потенциал

Основная сложность при подборе сотрудника, который идёт в новую для него профессию, заключается в том, что стандартные методы оценки не подходят

Тут важно оценивать потенциал, а не опыт. Для этого есть специальные методики

Бессмысленно давать новичку такие же тестовые задания, как и опытным профессионалам, — гораздо важнее оценить, подходит ли его тип мышления для ваших рабочих задач.

Если кандидат из другой области, мы не требуем от него идеального исполнения технического задания. Мы подготавливаем задачи таким образом, чтобы можно было увидеть логику мышления соискателя: с чего он начинает решение, в каком направлении двигается и как анализирует результаты.

Александра Белова,менеджер по персоналу компании QIWI

2. Убедиться в интересе

Искренний интерес к новой специальности — серьёзный мотиватор для того, чтобы человек быстро овладел знаниями и навыками. Допустим, компания готова обучать с нуля. Но как понять, что интерес есть не только на словах? Очень просто: если конкретная сфера человека действительно привлекает, то он, скорее всего, уже пытался разобраться самостоятельно — проходил какие-то курсы, читал книги, практиковался на профильных сервисах.

Нам важно, чтобы у соискателя были желание и рвение развиваться в новой профессиональной области. Кандидат должен самостоятельно получить базовые навыки до интервью

Для этого не обязательно проходить дорогостоящие курсы. Многие образовательные ресурсы сейчас легкодоступны и бесплатны: статьи, видеоролики, курсы, каналы в Telegram и так далее. Если человек хочет получить знания, практику и впоследствии работу — возможности найдутся.

Александра Белова,менеджер по персоналу компании QIWI

3. Проверить коммуникативные способности

Для быстрого обучения очень важны коммуникативные навыки, даже если новая профессия сама по себе не предполагает много общения. Тому, кто легко идёт на контакт, проще перенять знания у коллег — такой человек не будет стесняться задавать вопросы.

4. Учесть прежнюю среду

Особая история — если кандидат пришёл из совершенно другой области, где все рабочие процессы устроены по-иному. Условно говоря, был врачом-реаниматологом — и переходит в офисную профессию

Тогда очень важно выяснить, насколько его ожидания совпадают с реальными задачами, которые нужно выполнять в новой должности, и как он в целом представляет себе рабочее взаимодействие с коллегами, клиентами и так далее

Если человек до этого не сталкивался с такой спецификой работы, он может просто не понимать, что его ждёт. На первой встрече необходимо подробно описать будущие задачи и проговорить дальнейшие шаги. Иначе вы рискуете вскоре увидеть его заявление на увольнение.

Александра Перепелица, менеджер подготовки персонала компании Skyeng

Для быстрого переобучения важна атмосфера

Гибкие навыки и потенциал кандидата, конечно, имеют огромное значение, но успех переобучения во многом зависит и от среды, в которой он окажется. Наши T&D-эксперты отметили три ключевых условия, которые способствуют более быстрому погружению новичка в профессию.

1. Сильная команда

Новичку нужно экспертное окружение для развития, чтобы перенимать опыт профессионалов и получать помощь и подсказки

Для этого важно, чтобы рядом с ним были коллеги с высоким уровнем профессиональных знаний и готовностью делиться ими

В подходе «70-20-10» в рамках развития сотрудников получение новых знаний — это только 10% успеха; 20% — это социальное обучение и 70% — развивающие задачи. Теории недостаточно. Нужно, чтобы сотрудник получал практический опыт через общение с профессионалами и обратную связь.

Александра Белова, менеджер по персоналу компании QIWI

2. Культура передачи знаний

Многие компании заявляют, что в них создана система менторства: опытные сотрудники помогают новеньким. Но если на самом деле не сформирована культура передачи знаний, то менторство существует только в HR-отчётах для галочки. Менторство по-настоящему работает, когда создана атмосфера взаимной помощи, а не конкуренции, и коллеги помогают друг другу не потому, что такое указание спущено сверху, а потому, что сами хотят делиться опытом.

3. Прозрачность данных на всех уровнях

Для быстрой адаптации любого нового члена команды, даже если он опытный профессионал в своём деле, нужно, чтобы ему была легко доступна вся необходимая для работы справочная информация:

  • об устройстве компании и процессов в ней;
  • о том, к кому из коллег по каким вопросам можно обратиться;
  • о том, где искать те или иные сведения.

Конечно, это азбучная HR-истина. Но при найме человека — новичка не только в компании, но и в профессии, — она критически важна.

Словом, общий принцип прост: если в команде хорошо встречают новых коллег, есть кому помочь и поддержать, выстроены процессы, то тот, кто делает первые шаги в профессии, быстро во всём разберётся. А если для новичков действует правило «бросили в воду — плыви», то, сами понимаете, быстрых результатов ждать не стоит даже от человека с большим потенциалом.

Из каких профессий чаще всего бегут?

Чаще всего меняют свою профессию молодые педагоги, которые не дорабатывают в педагогической сфере и 5 лет. В свою очередь такая картина свойственна не всем регионам России. Например, в Москве труд педагогов хорошо оплачивается. Подобная ситуация складывается в среде медицинских специалистов, а также тех, кто имеет среднее профессиональное образование.

Чаще всего получать второе образование приходится тем, кто переезжает на новое место жительства. Среди них те, кто переехал из сельской местности в город, а также те, кто переехал из периферии в мегаполисы: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Самару.

В последнее время усилилась профессиональная миграция из медицины. Чаще всего это специалисты, проработавшие в системе здравоохранения от 15 и более лет. Врачи и средний медицинский персонал меняют не просто свою специальность, а профессию целиком.

Длительность переподготовки

Законодательство устанавливает определенные требования к обучению водителей (Приказ Минобрнауки от 26.12.2013 №1408, приложение 17). В частности, регулируется количество часов, которое должно быть отведено для прохождения каждой из дисциплин, входящих в перечень обязательных.

Так, для изучения устройства грузовых ТС отводится 24 часа. При этом на практические занятия должно быть потрачено не менее 4 часов из них. Основы управления преподают 12 часов. Из них 4 также отводятся на практику. А чтобы получить допуск к экзамену, переобучающийся с категории В на С должен наездить за рулем автомобиля не менее 38 часов (если подготовка идет на ТС с автоматической трансмиссией, то это число может быть сокращено до 36ч).

Время на изучение профессионального цикла программы также строго регламентируется. Поэтому водителю придется провести 6 часов за изучением организации перевозки грузов. Из них 2ч – отводится на практику. Также потребуется пройти квалификационный экзамен (2ч практики и 2ч теории).

Таким образом, переподготовка водителя с категории прав В на С занимает от 82 до 84 часов (в зависимости от типа трансмиссии). Из них придется потратить 34 часа на изучение теоретической части, а оставшееся время провести на практических занятиях. Как это время будет распределено и как будет проходить учебный процесс – зависит от конкретной автошколы. Но количество часов должно остаться без изменений.

Виды

Существует несколько форматов обучения на курсах переподготовки:

  • Очная форма. Основная учебная нагрузка приходится на аудиторные занятия. Они проводятся несколько раз в неделю, обычно в вечернее время, или по выходным.
  • Очно-заочная форма. Нагрузка распределена между аудиторными и самостоятельными занятиями. Это может выглядеть так: сначала проводится установочная очная сессия, а затем слушатели отправляются на самостоятельную подготовку к аттестации. Другой вариант – несколько очных сессий, которые перемежаются самостоятельной работой.
  • Дистанционная форма. Учебные программы полностью реализуются в онлайн-формате. Слушатели самостоятельно изучают материал, доступ к которому открывается после зачисления. Это могут быть видеолекции, текстовые лекции, электронные учебники, онлайн-семинары и т. д. Часто за каждым слушателем закрепляется личный куратор, который отвечает на возникающие вопросы и помогает осваивать программу.

Дистанционная форма обучения стоит дешевле других и пользуется наибольшей популярностью. Однако не все специальности могут качественно преподаваться таким образом

К тому же очные курсы часто дают важное преимущество – многие учреждения ДПО взаимодействуют с работодателями и помогают своим выпускникам с трудоустройством после переподготовки

Кроме того, все программы профессиональной переподготовки можно разделить на две условные группы:

  • переподготовка для смены профиля деятельности в рамках уже имеющейся профессии (получение смежной специальности) – такие программы обычно не слишком превышают минимальное количество часов, установленное законом, – 250; 
  • профессиональная переподготовка для получения совершенно новой квалификации – такие курсы более объемны, от 700 до 1 000 и больше академических часов. Именно они по содержанию и качеству подготовки считаются аналогом второго высшего образования.

Экзамен в ГИБДД

Когда водитель полностью освоил программу переподготовки и успешно прошел все внутренние испытания, он получает возможность сдать экзамен в ГИБДД (порядок его проведения регулируется п83-123 Приказа МВД от 20.10.2015 №995 и Постановлением Правительства от 24.10.2014 №1097). Проверка мало чем отличается от аналогичного теста для категории В.

Сначала соискатель должен сдать теорию. Она включает в себя 40 билетов, в каждом из которых присутствует по 20 вопросов. Отвечая на них, водитель должен показать, что он освоил программу подготовки и знает ПДД, основы безопасности движения, методики оказания первой помощи, и правила эксплуатации ТС. Оценка «Не сдал» (Приказ №995 п97-98) ставится в том случае, если при ответе было допущено 3 ошибки, 2 ошибки в одном тематическом блоке или 1 ошибка в дополнительных вопросах (согласно п98 Приказа №995, за каждый неправильный ответ в основной части дается 5 дополнительных вопросов).

После успешной сдачи билетов, водитель попадает на автодром. Здесь он должен выполнить ряд упражнений. Сюда входит параллельная парковка, «бокс», змейка, троганье на подъеме и разворот (в этом программа для грузовых и легковых ТС не различается).

Если автодром сдан без ошибок, водитель получает экзаменационный лист. С ним он отправляется на сдачу «города». В отличие от полигона, здесь в кабине грузовика будут также присутствовать инструктор и инспектор ГИБДД. В ходе проверки водитель должен показать свои навыки управления, проехав регулируемый и нерегулируемый перекрестки, пешеходный переход и остановку. Также потребуется выполнить разворот, перестроение и обгон. За каждую ошибку дается определенное количество баллов (грубые ошибки – 5 баллов, средние – 3, мелкие – 1). Экзамен считается сданным, если набрано менее 5 баллов (Приказ №995 п129-130).

Пересдать теорию и практику можно будет только через неделю. Но если на сдачу теории дается неограниченное число попыток, то «город» можно выполнять только 3 раза подряд. Если водитель так и не смог его выполнить, то до следующего экзамена ему придется ждать 30 дней. В случае, когда испытания не сданы за 6 месяцев, соискатель отправляется на переобучение.

Ход экзамена и его результаты обязательно должны быть оформлены в виде протокола.

Если водитель успешно сдаст все экзамены, он сможет заменить имеющееся водительское удостоверение. Сделать это можно в день сдачи экзамена или на следующий день (результаты теоретического экзамена действительны в течение 6 месяцев). Владельцу ВУ потребуется посетить отделение ГИБДД (выдача производится по месту обращения) и сфотографироваться. В течение нескольких минут будет изготовлен новый документ, где помимо уже открытых, будет присутствовать категория С и подкатегория С1. С этого момента водитель может вполне легально управлять грузовыми ТС.

Кому подходит

  • выпускники высших образовательных заведений и учреждений СПО;
  • студенты вузов или колледжей.

Таким образом, существует только образовательный ценз – переподготовка возможна исключительно на базе профессионального образования. Никаких ограничений по возрасту для поступающих нет.

Однако студентам нужно иметь в виду, что большинство учреждений ДПО принимает на переподготовку только старшекурсников. Кроме того, документ о прохождении курсов будет выдан на руки лишь после получения основного диплома.

В некоторых случаях при зачислении на программы переподготовки смотрят на профиль основного образования. Например, на курсы по психотерапии принимаются только медики, а на переобучение по дошкольной психологии – дипломированные педагоги или психологи.

Порядок

  • учитывать профстандарты, разработанные для конкретной специальности, или требования к квалификации, указанные в справочнике ЕКДС;
  • учитывать ФГОС – образовательные стандарты, разработанные для соответствующих программ высшего или среднего профессионального образования.

Зачисление на курсы проводится по заявлению, без вступительных экзаменов. Главное требование при поступлении на переподготовку – наличие диплома вуза или колледжа.

Учеба по программам профессиональной переподготовки обязательно должна завершаться итоговой аттестацией. Согласно пункту 19 приказа № 499 учреждение ДПО вправе самостоятельно решать, каким образом она будет проводиться. Чаще всего ее организуют в форме тестирования, чуть реже – в виде междисциплинарного экзамена. В некоторых случаях выпускники пишут и защищают квалификационную работу.

Если аттестация проходит успешно, учебное заведение выписывает диплом установленного образца. Если же выпускник заваливает выпускной экзамен, он получает справку об обучении с указанием перечня дисциплин и количества прослушанных часов. Однако многие учреждения ДПО дают возможность повторного прохождения итоговой аттестации, а некоторые и вовсе не ограничивают количество попыток.

Новички с бэкграундом — особая история

В этом-то и фокус: если нанять не вчерашнего студента, а опытного специалиста — но с опытом в другой сфере, — решившегося на смену профессии, то времени на погружение в новую специальность ему потребуется меньше, чем уйдёт у вас на безуспешные поиски готового редкого профессионала. А расходы на переобучение могут получиться гораздо меньше потерь, которые бизнес несёт от нехватки нужных специалистов.

В чём секрет такого эффекта? Каждая специальность предполагает определённый набор гибких и жёстких навыков — «софт-скиллов» и «хард-скиллов», как их сейчас называют (от англ. — soft skills и hard skills). У опытного человека полезные «софт-скиллы» уже наработаны. «Достроить» к ним нужные «хард-скиллы» — уже дело техники, особенно если он очень заинтересован в новой профессии и «умеет учиться». Поэтому главное — выбрать кандидата с нужными гибкими навыками, сильной мотивацией и хорошей способностью к обучению (что, кстати, тоже один из важнейших «софт-скиллов»).

А ещё человеку со стажем, пусть и непрофильным, не надо объяснять, как устроены элементарные базовые рабочие процессы. Если в его прежней сфере они были такими же, то он отлично знает, как договариваться с коллегами и заказчиками, и, скорее всего, умеет пользоваться универсальными рабочими инструментами (такими как Trello, Jira, Active Collab). Это тоже значительно облегчает и ускоряет его адаптацию в сравнении с теми, кто только начинает свой карьерный путь.

Мы собрали мнения нескольких T&D-экспертов о таком подходе.

Нюансы

В целом, программа переподготовки с B на C мало чем отличается от обычной сдачи экзаменов на категорию С. Немало общего у нее и с обучением управлению легковыми автомобилями. Однако и здесь существуют свои нюансы и особенности.

  • В настоящее время существует не так много автошкол, занимающихся подготовкой водителей грузовиков (далеко не каждая компания может позволить себе купить и обслуживать такой транспорт). Организаций, занимающихся переподготовкой – еще меньше. Поэтому следует внимательно отнестись к поиску учебного заведения. Следует тщательно изучить договор и проверить наличие лицензии. Только так можно застраховать себя от лишних расходов и гарантировать получение ВУ. Программа подготовки для водителей легковых автомобилей существенно сокращена, а стоимость обучения в несколько раз ниже.
  • Не стоит обращаться в автошколу, если имеются серьезные проблемы со здоровьем. Требования к водителям грузовиков более строгие, а медкомиссия включает нескольких дополнительных врачей. Поэтому наличие ВУ не гарантирует прохождение медосмотра. Также нужно быть готовым к тому, что придется оплатить оформление справки (стоить она будет около 2000 рублей).
  • Одно из главных условий для получения прав – это успешная сдача экзаменов. В целом, они мало чем отличаются от аналогичных испытаний на категорию B. Разница лишь в том, что здесь водитель сидит за рулем многотонного грузовика. Как правило, бывалые автомобилисты справляются с экзаменами в ГИБДД с первого раза. Если же сделать это по каким-то причинам не удалось, всегда можно пройти пересдачу. Главное – не затягивать. В противном случае гражданина могут направить для повторного прохождения обучающего курса.
  • Для получения нового водительского удостоверения требуется оплатить госпошлину. В настоящее время ее размер составляет 2000 рублей. Но и здесь можно сэкономить. При подаче электронной заявки на портале Госуслуг и безналичной оплате, гражданин получает скидку в размере 30%. Таким образом, размер пошлины сократится до 1400 рублей.

Это были основные нюансы переподготовки водителей. На самом деле, открыть категорию С не так сложно. Большинство людей, уже имеющих ВУ, справляются с этим с первого раза. Все, что нужно – это серьезно отнестись к учебному процессу и заранее позаботиться о подготовке необходимых документов.

Практическое обучение вождению

К управлению учебным автомобилем допускаются только лица, не имеющие для этого медицинских противопоказаний. А это значит, что еще до начала практических занятий потребуется обзавестись медицинской справкой. В противном случае завершить переобучение на категорию С не удастся.

Уроки вождения проходят отдельно от изучения теории. Ученики самостоятельно выбирают удобное для них время. Весь учебный процесс делится на две части:

  1. Закрытый полигон.
  2. Движение по городу.

В ходе переподготовки с категории водительского удостоверения В на С, учащийся должен изучить определенную программу. Она разбивается на отдельные упражнения (как это сделать – решает сама автошкола). Когда водитель получит минимальные навыки управления грузовиком, он сможет выехать в город и начать движение по учебному маршруту.

Кривые обучения[править]

Кривая обучения — графическое представление того, как изменение меры обученности (по вертикальной оси) зависит от определенной единицы измерения опыта (по горизонтальной оси). Например, в примерах ниже представлена зависимость средней ошибки от объема датасета.

Кривые обучения при переобученииправить

При переобучении небольшая средняя ошибка на обучающей выборке не обеспечивает такую же малую ошибку на тестовой выборке.


Рис 7. Кривые обучения при переобучении

Рис. 7 демонстрирует зависимость средней ошибки для обучающей и тестовой выборок от объема датасета при переобучении.

Кривые обучения при недообученииправить

При недообучении независимо от объема обучающего датасета как на обучающей выборке, так и на тестовой выборке небольшая средняя ошибка не достигается.


Рис 8. Кривые обучения при недообучении

Рис. 8 демонстрирует зависимость средней ошибки для обучающей и тестовой выборок от объема датасета при недообучении.