О центре

Профессии будущего и тренды на рынке труда

Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.

Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.

О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management. 

Профессии будущего. Рынок труда в 2025 году | Наталья Емченко

Руководители Центра

Александр Георгиевич Шмелев
научный руководитель ЦТР «Гуманитарные технологии»
профессор МГУ, доктор психологических наук
тел./факс: (495) 502-9394, 514-3115 ags06@ht.ru

Алексей Георгиевич Серебряков
президент ЦТР «Гуманитарные технологии»
тел./факс: (495) 252-0730, (495) 988-1933, моб.: +7 (925) 505-4544 director@proforientator.ru

Виктория Николаевна Кононова
генеральный директор ЦТР «Гуманитарные технологии»
кандидат психологических наук
тел./факс: (495) 252-0730, (495) 988-1933, моб.: +7 (903) 577-9365 kvn@proforientator.ru

Кирилл Геннадьевич Кузнецов
исполнительный директор
кандидат психологических наук
тел./факс: (495) 252-0730, (495) 988-1933kgkuznetsov@yandex.ru

Кто проводит консультацию?

Я, Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических
наук, консультант по карьере.

Образование:

1979—1984 гг. — МГУ (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова),
факультет психологии.
1992—1995 гг. — Психологический институт РАО. Аспирантура. Кандидат психологических
наук.
1997г. — Экзистенциальный институт (Сан-Франциско, США).

Опыт работы:

С 2008 по настоящее время: директор центра «ПрофГид».
С 1998 по 2008 гг хозяйка и директор кадрового агентства РЕККОНС.Читала на факультете психологии МГУ спецкурс «Учет индивидуальных различий в выборе
профессии» (2008—2011 гг.).

Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией

Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой.

Она включает в себя:

  • информирование о возможных специальностях, нужных для них навыках и способностях, учебных заведениях;
  • профессиональное консультирование;
  • диагностику — чаще всего это тестирование;
  • психологическую поддержку.

Основная цель профориентации подростков — подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.

Рынок труда развивается и трансформируется так быстро, что узнать про все современные и появляющиеся профессии в кругу знакомых уже не получается. Десятки специальностей перестают быть нужными, зато многие новые направления становятся перспективными.

С другой стороны, многие школьники толком и не знают, что делают представители той или иной специальности, и их возможности для карьерного роста. Они думают, что работа подойдет, потому что там «хорошо платят» или «не нужно особо напрягаться». Для подростков это нормально, ведь у них сложно с долгосрочным планированием. Но если снабдить их полной информацией, то сделать выбор будет легче. Как выделить важные предметы и навыки для успеха в выбранной профессии?

Помощь консультанта по карьере экономит время. Не нужно учиться несколько лет специальности, которая вскоре исчезнет или перестанет пользоваться спросом. Можно сразу выбрать то, что подходит по темпераменту, типу мышления, способностям и виду деятельности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Типичные ошибки выбора профессии

  1. Ориентация на престижность профессии – одна из самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.
  2. Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности
  3. Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.
  4. Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.
  5. Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.
  6. Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.
  7. Учитывание только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.
  8. Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.
  9. Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то,  выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.
  10. Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.

Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — Типичные ошибки выбора профессии.

Что еще посмотреть о рынке труда и популярных профессиях

Получить больше информации о выборе профессий и положении на рынке труда можно в следующих видео:

  • Профориентационные фильмы от проекта «Навигатум» — короткие ролики о профессиях будущего;
  • 5 шагов осознанного выбора профессии от Smart Course;
  • документальный фильм о том, какой станет работа в будущем и как технологии будут изменять привычный мир;
  • краткий обзор основных IT-профессий: разработчиков, администраторов, дизайнеров и менеджеров;
  • Популярные творческие и гуманитарные профессии;
  • Выступления на TEDx о том, как выбрать занятие по душе и какой должна стать школа.

О том, как выбрать профессию →

Как выбрать профессию? | Ализа Шайх | TEDxYouth@AbaySt

Поиск призвания: 5 выводов, которые сохранят 10 лет вашей жизни

«Как изменится образование в ближайшем будущем?» | Дамель Мектепбаева | TEDxShahterovAve

Школа умерла, да здравствует школа | Mikhail Kazinik | TEDxSadovoeRing

В каком возрасте стоит определиться с профессией

Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.

Экономика образования

Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка

Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.

Для начала профориентации некоторые специалисты возраст 10-12 лет. Это еще не «колючие» подростки, дети в этом возрасте наиболее отзывчивы, открыты и уже достаточно сознательны, чтобы воспринимать сложную информацию и думать о будущем.

Начинать определяться с делом жизни можно еще раньше: существуют опросники для младших школьников — 2-4 класса. Американские исследователи Ричард Аугер, Энн Блэкхерст и Кай Хертинг Уаль отмечают, что уже в четыре года дети с интересом играют «в работу», обсуждают, кем станут, когда вырастут. Правда, у такого подхода есть существенный минус: велик риск лишить своего ребенка детства. Кроме того, с тех пор предпочтения могут еще не раз поменяться.

Суть профориентации

Мы преднамеренно не ограничиваем профориентацию исключительно выбором профессии просто потому, что за последние годы произошло много изменений в традиционном понимании содержания большинства профессий. К тому же постоянно появляются новые профессии, которые 20 лет назад было невозможно предсказать.

В 90-е годы 20 века такие профессии как SEO-специалист или SMM-менеджер просто не могли появиться ввиду слабой распространенности Интернета и отсутствия социальных сетей. В начале 2000-х было трудно представить, какое количество специалистов может «впитать» IT-сфера. И если в последние 50 лет при слове «учитель» все представляли школу и класс с детьми, то начиная с 2020 года можно представлять практически что угодно, потому что формат онлайн-обучения находится в стадии становления, и как будет выглядеть профессия учителя в ближайшие 10 лет, в деталях не знает никто.

Именно поэтому сегодня более актуальным является не столько формальный выбор профессии, сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы. И, соответственно, развитие универсальных или надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, которые позволяют быстро адаптироваться в большинстве актуальных профессий из той сферы деятельности, которую вы для себя выбираете.

По данным различных экспертных оценок, 65% школьников, учившихся в 2017-2018 годах в начальных классах, в перспективе будут работать по специальностям, которых сегодня не существуетJournalist, 2018]. Как выбрать профессию, которой пока не существует? А ведь по ним тоже кто-то должен будет работать! Какую выбрать профессию: ту, где все понятно на годы вперед, или ту, что дает возможности постоянно узнавать что-то новое?

В любом случае, сегодня профориентационная работа будет носить несколько иной характер, нежели 20 или даже 10 лет тому назад. Разница в следующем. Ранее профориентация носила некий ограничивающий характер, предполагающий выбор одной специальности на всю жизнь из всем известного и десятилетиями не меняющегося списка профессий.

Сегодня шанс проработать по одной специальности всю жизнь ничтожно мал и касается только ряда традиционных профессий: врач, учитель, военный. Да и здесь придется постоянно принимать новые вызовы и осваивать новые навыки, учиться работать с компьютерными технологиями и новой техникой.

Таким образом, суть профориентации не только и не столько в выборе профессии, сколько в понимании того направления, в котором стоит двигаться в профессиональной сфере, и готовности постоянно осваивать новые навыки и новые специализации в выбранной или смежной сфере деятельности. Достичь этого понимания помогают разные виды профориентации.

Что такое профориентация?

Существует множество определений такого понятия как профориентация, или профессиональная ориентация. В целом, суть термина понятна из слов, из которых сложился термин «профориентация». Термин произошел от английских слов profession (профессия) и orientation (ориентация). И практически во всех европейских языках эти слова звучат и переводятся одинаково.

В самом общем виде:

Профориентация – это комплекс научно обоснованных мер и различные мероприятия, позволяющие человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда.

Возможности школьной профориентации

— Судя по тому, что вы рассказываете, было бы очень полезно профессионально ориентировать каждого ребёнка и делать это последовательно на протяжении всей учёбы в школе. Но обеспечить хорошими профконсультантами все школы пока вряд ли возможно. Как вы считаете, если ввести хотя бы только тестирование, это поможет сделать выбор профессии и вуза более осознанным?
— Нет, если просто раздать тесты, даже не обсуждая результаты, пользы от этого не будет. Я вам больше скажу: консультации после тестирования тоже недостаточно. Нужна комплексная, последовательная работа по самоопределению и профориентации.

Например, надо вводить специальные занятия, которые знакомили бы детей с профессиями и ситуацией на рынке труда — какие специалисты сейчас востребованы, а у каких огромная конкуренция за рабочее место, какие новые профессии появляются. Можно дать возможность детям самим поразмышлять, пофантазировать, обсудить, кто будет нужен лет через десять.

И надо для начала вообще заинтересовать детей этой темой, вдохновить их идеей своего профессионального самоопределения, показать, что, вообще-то, выбор профессии — это прикольно, интересно.— А существуют какие-то методики, которые помогают заинтересовать?
— Конечно. Есть такой профессор Николай Сергеевич Пряжников, он всю жизнь посвятил разработке методик, активизирующих профессиональное самоопределение, придумал игры и упражнения, которые можно делать с классом. Эти занятия вдохновляют детей на размышление о том, чем им заниматься в будущем.— Какие средства профориентации может применять обычный педагог? Ведь если профориентация — психологическая услуга, у консультанта должно быть соответствующее образование, но не у каждого учителя оно есть.
— В профориентации существует много разных технологий. Чтобы применять психологические методики (тестирование, консультация), требуется психологическое образование и, кроме того, дополнительная подготовка в качестве профконсультанта

Это важно, потому что, применяя диагностический инструмент, надо хорошо понимать, как он работает и что показывает, разбираться в технометрике. Консультация проводится в русле психологического консультирования, так что это тоже требует психологической базы.
Однако есть и такие профориентационные технологии, которые вполне может применять педагог, не будучи психологом: например, поручить детям подготовить доклады о профессиях родителей, тем самым подтолкнуть их к изучению этой темы, организовать экскурсии в вузы или какие-то игровые активности

Но желательно всё же подготовить педагога и к таким мерам тоже. Ведь мало сводить ребят в университет — надо сначала настроить их так, чтобы они продумали и записали вопросы, которые хотят там задать, а после экскурсии обсудить с ними, что они там увидели, хорошим им показался этот вуз или не очень, что он может им дать, а чего от него ждать не стоит.

Моя методика работы

Лучше, чем тест

Во время консультации я НЕ прошу вас пройти тест. Потому что тест не учитывает вашу
индивидуальность:
он не слышит вашего голоса, не чувствует вашей реакции, он не сочувствует вам, он не гибкий и не
творческий.

В отличие от теста я могу глубоко копать в определённом месте,
где и лежит ваше настоящее сокровище (глубоко запрятанный интерес или способность) и не
успокоюсь до тех пор,
пока не будет ясно — что это за сокровище. А потом мы вместе решаем, что с этим интересом можно
сделать,
в какой профессии его можно применить и в какой мере.
Тесту вы не можете возражать. А мне можете. И мне ваши возражения нужны, как фонарь во тьме.
Именно они нас и ведут по коридору к свету.

Самая подходящая профессия

Благодаря вашим возражениям вырисовывается круг ваших предпочтений и возможностей.
И мы приходим к одной профессии, с которой вы горячо или тепло соглашаетесь.
Конечно, она соответствует и вашим способностям, и вашим жизненным обстоятельствам.
В отличие от теста я реалистична и понимаю, что происходит сегодня в жизни.

Да, мы обоснованно приходим к одной профессии. Ведь у вас нет списка жизней, чтобы испробовать
список профессий.

Экзистенциальная психология + знание современных профессий

Итак, с одной стороны я экзистенциальный психотерапевт, с другой — знаток профессий и рынка труда
и образования.
Поэтому моя профориентация — эффективнее.

Что после консультации?

Вы всегда можете мне позвонить или написать и задать уточняющие вопросы.
Также вы получите материалы по выбранной профессии.
При необходимости мы сделаем вам хорошее резюме и сопроводительное письмо.

Моя и ваша ответственность

Встреча со мной — работа. Серьезная работа ваша и моя. Мы вместе работаем над вашей ситуацией и
вашей профессиональной судьбой. Эта работа потребует от вас бодрости сознания и духа. Потому что
именно вам, в конечном счёте, придется потом трудиться над поставленной целью. Очень надеюсь,
что встреча со мной внесёт вклад в этот громадный труд строительства вашего профессионального
будущего. Если ВЫ НЕ ГОТОВЫ взять на себя ответственность за вашу судьбу и трудиться ради своего
будущего — Вам не ко мне.

Рекомендательные письма

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России о проведении профориентации с использованием комплекса «Профориентатор»

    (от 06 февраля 2003г.)

  • Уведомление о признании ЦТР «Гуманитарные технологии» победителем конкурса «Проведение тестового экзамена в компьютеризированной форме»

    (от 29 июня 2005г.)

  • Письмо о передаче и использовании оригинальных демонстрационных вариантов КИМов ЕГЭ в ЦТР «Гуманитарные технологии»

    (от 29 декабря 2005г.)

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России о проведении профориентации с использованием комплексов «Профориентатор» и «Профкарьера»

    (от 12 сентября 2007г.)

  • Письмо Комитета Государственной Думы по делам молодежи

    (от 22 сентября 2008г.)

  • Рекомендательное письмо Департамента молодежной политики об использовании профориентационных комплексов ЦТР «Гуманитарные технологии»

    (от 25 февраля 2009г.)

  • Рекомендательное письмо Минспорттуризма РФ о Комплексной программе оценки и развития молодежи

    (от 25 мая 2010г.)

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О реализации мероприятий по оказанию консультативной помощи учащимся в области профессиональной ориентации в системах НПО и СПО

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О реализации мероприятий по оказанию консультативной помощи учащимся в области профессиональной ориентации в системах НПО и СПО

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О расширении спектра услуг вузов по консультированию выпускников в области содействия трудоустройству

  • Рекомендательное письмо Минобрнауки России О расширении спектра услуг вузов по консультированию выпускников в области содействия трудоустройству

  • Письмо Минобрнауки России О применении проекта «Всероссийская профдиагностика» в образовательных организациях РФ

    (от 07 июня 2017г.)

Профессии будущего

Какие специалисты будут необходимы через 15-20 лет, предугадать практически невозможно. Мир меняется очень быстро и непредсказуемо. К примеру, одна из самых популярных сегодня профессий — ИТ-специалист. «Работа.ру» и «СберИндекс» провели совместное исследование, согласно которому каждый восьмой россиянин (13%) назвал профессию айтишника самой перспективной в 2021 году. На программистов приходится 11%, еще по 1% опрошенные отдали разработчикам и системным администраторам.

Экономика образования

100 профессий будущего

Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации Центра «Гуманитарные технологии»:

«Сама специальность «программист» — это очень широкое понятие. Есть backend-разработчики, frontend-специалисты, есть более универсальные full-stack developers. У каждого — свои язык программирования и функционал. Языки программирования — это вообще целая вселенная. Они трансформируются и, возможно, что дальше будут очень серьезно меняться. Если я знаю только один язык и не учу второй — вряд ли мне это может серьезно помочь. Но если я хорошо понимаю в алгоритмах, то дальше выучу любой язык либо создам новый. Поэтому самый главный навык программиста — это умение выстраивать сложные алгоритмы».

Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.

Экономика образования

Какой язык программирования учить прямо сейчас: 9 самых востребованных

Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.

Кирилл Кузнецов:

«Я бы осторожно предположил, что на горизонте пяти-десяти лет полезным окажется навык предпринимательства. Его не хватает уже сейчас

Активно будет развиваться все, что связано с продажами. Сюда входит огромное количество профессий, среди которых популярны маркетолог, менеджер по продажам. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня 60% занятости находится в сфере услуг. С постепенным переходом к ней связана любая постиндустриальная экономика. Я бы также выделил медицину, как перспективное направление будущего. В прошлом году мы все могли видеть резкий рост спроса на медиков. Люди все больше будут заботиться о своем здоровье. Россия — стареющая страна, поэтому направление семейных врачей набирает обороты. Причем, думаю, что слово за частным сектором, который на рынке медицинских услуг сейчас не очень развит (не берем в расчет крупные города и стоматологов, востребованных даже в небольших населенных пунктах). И, думаю, будет спрос на педагогов и психологов».

Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.

Онлайн-школы, где можно получить профессию будущего

«Фоксфорд» — онлайн-школа. После прохождения теста и консультации специалиста ученик обучается по индивидуальному образовательному маршруту. Доступно для экстерната.

«Технополис. Школа современных навыков» — обучение детей и подростков работе с соцсетями, блогингу, дизайну, программированию, финансовой грамотности.

Prime online — можно пройти курс по профориентации и дополнить обучение важными для будущей профессии предметами.

Deti-MBA — обучение основам менеджмента и маркетинга, созданию и реализации стартапов, решению бизнес-кейсов.

Компьютерная академия «ШАГ» — обучение детей программированию, созданию игр, разработке мобильных приложений, диджитал арт и 3D-анимации. Онлайн и офлайн.

Hello World — детская онлайн-школа программирования. В игровой форме дети обучаются созданию игр, языкам программирования и веб-дизайну.

«Академия профессий будущего» — обучение детей и подростков программированию, анимации, видеоблогингу и разработке игр.

Типичные ошибки взрослых

Многие родители, стремясь помочь своему чаду определиться в жизни, совершают ряд типичных ошибок:

  1. Советуют идти по их стопам. Ведь это уже проверенная сфера деятельности, да и можно помочь потом выпускнику устроиться на работу. Вот только ребёнку эта профессия может быть совсем не по душе, в то время как мама или папа мыслит только в рамках своей узкой отрасли.
  2. Обратный вариант. Родитель работает на нелюбимой работе, которая доставляет ему дискомфорт и поэтому запрещает идти в эту сферу своему ребёнку, хотя он, возможно, и проявляет к ней интерес.
  3. Ориентируются на престижные профессии недавнего прошлого. Например, настаивают идти учиться на юриста или экономиста, которыми современный рынок труда просто перенасыщен, поэтому работодатели выбирают кандидатуру на вакансию из опытных специалистов.
  4. Выбирают вуз по принципу «туда проще поступить». Мама и папа рассуждают, что лучше учиться на нелюбимой и неинтересной специальности, только чтобы не пропустить год или не оплачивать обучение.
  5. Подгоняют профессию под любимый школьный предмет. Конечно, бывают дети — ярко выраженные техники или гуманитарии, и это следует учитывать при выборе профессии. Но, к примеру, если ребёнку хорошо даётся английский язык, это не значит, что непременно нужно становиться переводчиком. Отличное знание языка будет подспорьем почти в любой современной профессии. Или девочка имеет «пятёрку» по русскому и хорошо пишет сочинения — значит, нужно учиться на филолога. Правильный подход — подгонять знания под цель, а не выбирать работу исходя из знаний. Кроме того, не нужно забывать, что иногда успеваемость по определённому предмету зависит от учителя (часто, если нам нравится педагог, то нравится и его предмет), а в вузе будут совсем другие преподаватели.

  6. В выборе профессии слишком полагаются на психологические тесты по профориентации. Такое тестирование шаблонно, просто помогает разобраться в интересах, сильных сторонах личности. Однако оно совершенно не учитывает положения дел на рынке труда, игнорирует множество современных профессий.
  7. Рассматривают только вузы. А ведь диплом о высшем образовании — ещё не гарантия престижной и высокооплачиваемой работы. Хорошо трудоустроиться можно и после колледжа, а уже потом при необходимости заочно выучиться в вузе.

  8. Рассматривают только вузы в родном городе. Конечно, всегда нелегко отпустить ребёнка далеко от себя, но это нужно сделать ради его успешного будущего.

Моя одноклассница не могла определиться с профессией, и в 11-м классе вдруг решила стать экологом (опять-таки без особого понятия, что эта профессия не слишком востребована, таких специалистов в некрупном городе требуется крайне мало). С помощью родителей она поступила в вуз на соответствующую специальность. Через год её сестра-погодок также пошла учиться в этот же вуз на эколога (как говорится, по проторённой дорожке). В итоге обе девушки после окончания института стали работать менеджерами в салоне сотовой связи, где наряду с ними трудились выпускницы школы, вообще не имеющие какого-либо образования.

Другая моя одноклассница с детства очень любила немецкий язык, знала его на «пять с плюсом». Задолго до окончания школы она твёрдо решила поступать на факультет иностранных языков местного университета. У этой школьницы была закадычная подруга, и она подала документы на ту же специальность просто за компанию, хотя немецкий ей никогда особо не нравился. Как и следовало ожидать, первая девочка сдала все вступительные экзамены на «отлично», вторая же — с треском их провалила (поступила в первый попавшийся техникум, просто, чтобы не терять год). Так что при выборе специальности не нужно всецело полагаться на других людей, в частности, следовать примеру сестры или лучшей подруги.

Как пройти тестирование на профориентацию?

Профтесты распространяются бесплатно, для их прохождения не нужна регистрация или авторизация на официальном сайте. Доступен большой выбор профтестов:

  • для конкретной профессии;
  • по методике Е. А. Климова, Э. Х. Давыдовой, расширенные, другие;
  • на профориентацию по школьным предметам;
  • на определение профессионального типа (Дж. Голланд);
  • карта интересов, сильные стороны характера, иные.

Прохождению теста предшествует подготовка, которая обеспечит более точный результат:

  • не давайте ответы на вопросы, пребывая в плохом настроении;
  • старайтесь выбирать ответы, соответствующие мировоззрению, вкусам, жизненным целям, планам на будущее;
  • сохраняйте легкость и силу духа, давая ответы интуитивно.

Длительность прохождения зависит от выбранного теста, проверка и расчет результатов выполняются автоматически. Результат отображается сразу, его можно увидеть без регистрации и ввода контактных данных.

В каком возрасте лучше проходить тест?

Ребятам школьного возраста стоит позаботиться о выборе профессии во время обучения в 7-8 классе. Такой подход поможет понять, поступать ли в 10 класс или лучше подавать документы в ссуз. Взрослые люди могут захотеть изменить специальность в любом возрасте, решить эту задачу им помогут результаты профтестов.

Важные качества

  • знание профессий;
  • знание стремительно меняющегося рынка труда и стремительно меняющегося рынка образования;
  • владение психологическими методами диагностики личностных, познавательных, темпераментных свойств человека;
  • большая эрудиция в различных областях человеческого знания (различные науки, политика, экономика) и человеческих практик (искусства, политика, бизнес и проч.);
  • чувствительность к слову, к звуку, к визуальному изображению;
  • высочайшая доброжелательность и клиентоориентированность;
  • хорошая философская подготовка;
  • знание психологии человека;
  • навыки психотерапии, знакомство с психиатрией, нейропсихологией;
  • чувство юмора;
  • быстрая реакция;
  • способность признавать свои ошибки;
  • твердость воли;
  • колоссальное трудолюбие;
  • вера в человека;
  • честность;
  • креативность;
  • неутомимость в работе с человеком;
  • умение говорить публично;
  • большой объем памяти;
  • способность все время приобретать новые знания;
  • знание английского языка на уровне Intermediate, поскольку многие современные профессии, их название и функции описываются на английском языке.