Список профессий, связанных с психологией

Спорт

Если раньше на себя нагрузку психолога брал тренер, то всё чаще в команды приглашают спортивного психолога. Ведь во многом успех в соревнованиях зависит от «боевого настроя» и психологической подготовки участника. Психолог помогает мотивировать спортсмена, учит контролировать эмоции и справляться со страхом или паникой перед соревнованиями. Спортивных психологов (по совместительству и тренеров) готовит только БГУФК. Выпускники этой специальности могут работать в спортивно-оздоровительных и реабилитационных центрах, клубах, в высших и средних специальных учебных заведениях.

https://youtube.com/watch?v=yyKPpeoIaMI

Должностные обязанности

К числу должностных обязанностей, вменяемых педагогу-психологу, можно выделить следующие:

  1. Привитие социальных норм поведения и социальная адаптация детей,
  2. Выстраивание стабильности в психологическом развитии,
  3. Личностный подход к каждому воспитаннику,
  4. Проведение психологических тестов и диагностики,
  5. Взаимодействие с родителями,
  6. Мероприятия по налаживанию взаимопонимания внутри коллектива (также и педагогического состава),
  7. Работа по коррекции поведения ребёнка, при наличии явных отклонений,
  8. Просветительская деятельность в области детской психологии (работа как с коллегами, так и с родителями).

После ознакомления со списком стандартных задач, с которыми должен справляться педагог-психолог, становится ясно, что это не только интересная работа. Зона ответственности психолога огромна. Формирование юных характеров дело трудное, но благородное.

Профессиональное взаимодействие

Такой специалист взаимодействует в работе со всеми сегментами образовательного процесса. С коллегами по цеху необходимо выстроить высокопрофессиональный диалог

Важно, чтобы другие преподаватели воспринимали психолога, как авторитетный источник информации. В таком случае, вероятность плодотворного сотрудничества повышается в разы

Работа с родителями – одна из важнейших задач. Процесс формирования личности ребёнка происходит как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Родители – самый прямой рычаг воздействия на ребёнка. Они могут как помочь в решении возникающих проблем, так и усугубить их. Необходимо взаимодействовать с родителями ребёнка, нуждающегося в психологической поддержке.

В функционал педагога-психолога включается и обязанность по общению с органами власти и полиции по делам несовершеннолетних. В процессе знакомства с окружающим миром, юный разум может выбрать неверную дорогу, которая приводит его к нарушениям законодательства. Часто возникают подобные ситуации: курение или распитие алкогольной продукции в общественных местах, мелкие кражи, хулиганство и драки с нанесением вреда здоровью другого человека, нарушение правил дорожного движения и прочие.

При наступлении перечисленных выше обстоятельств, ребёнок оказывается в детской комнате полиции. Органы контроля за порядком обращаются в учебные заведения. Далее в ситуацию обязан вмешаться педагог-психолог. Его главная задача – узнать личные причины антисоциального поведения и устранить их для последующего гармоничного развития ребёнка.

Как работать по специальности психология на фрилансе

Получение дополнительного заработка. Получив специальность педагог-психолог, можно проводить и личные консультации, тренинги и семинары. Область для деятельности необъятна. Подобные услуги пользуются бешеным спросом среди населения, готового теперь обращаться к специалистам, а не обсуждать проблему с подругой на кухне.

В соответствии с выбранной сферой деятельности (частная или бюджетная сфера), разнится и график работы. Никто не запрещает совмещение разных направлений. Допустим, утро и дневное время занимает работа в школе или детском саду, а свободные вечера можно посвящать дополнительным мероприятиям. Можно проводить тренинги и консультации по выходным. Здесь уже всё зависит от активности конкретного человека, его личных убеждений и желаний.

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Как поступить?

На направлении «Психолого-педагогическое образование» студенту предстоит серьезная подготовка по анатомии, возрастной физиологии, педиатрии и гигиене, психологии и социальной педагогике. Для того чтобы усвоить данный перечень дисциплин, необходима база в виде школьной программы по дисциплинам:

  • русский;
  • математика;
  • биология.

Именно эти предметы необходимо заранее выбрать для сдачи ЕГЭ тем, кто поступает после одиннадцатого класса.

Поступающим на базе среднего профессионального (после техникумов, колледжей), не нужно сдавать ЕГЭ. Для успешного зачисления данной категории абитуриентов необходимо пройти вступительные экзамены. Их организует учебное учреждение (ВУЗ), вопросы для подготовки публикуются заранее, поэтому у вас будет время на подготовку.

По окончании ССУЗа или 11 класса вам необходимо собрать перечень документов, в который обязательно войдут:

Плюсы и минусы профессии

Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы:

  • возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
  • приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
  • профессия считается творческой и интересной;
  • возможность реально помогать людям в решении их проблем;
  • познание самого себя и глубин своего сознания.

Как стать психологом?

Обучение на психолога сегодня предлагают огромное количество ВУЗов, и если речь идет о платном образовании, то получение профессии психолога обходится недешево. Тем не менее, такие предложения являются лишь следствием повышенного спроса на эту специальность.

Чтобы стать психологом, можно получить профильное высшее образование, но если у вас есть огромный интерес к этой профессии, но нет возможности учиться в институте (например, уже есть диплом по другой специальности), можно довольствоваться какими-то обучающими семинарами и курсами, которых тоже сейчас предостаточно. Конечно же, надо понимать, что при трудоустройстве диплом ВУЗа будет иметь больше веса, чем свидетельство об окончании курсов психолога. Но даже «чисто для себя», как я уже писал, хотя бы поверхностное знакомство с психологией уж точно не будет лишним, причем, получить нужные знания в этом случае можно даже бесплатно — на специализированных сайтах.

Также следует понимать, что для того, чтобы стать хорошим психологом, недостаточно просто пройти обучение. Здесь, как и в любой специальности, необходимо иметь своего рода талант, обладать определенными личностными качествами, которые я рассмотрю немного позже, ну и, конечно, опытом.

Как поступить на факультет психологии? | Проходной балл факультета психологии?

Планируя поступление на факультет психологии, что сдавать – первый вопрос, которым задаются будущие студенты. Психологическое образование в последние пару десятков лет становится особенно востребованным среди абитуриентов. Это во многом объясняется распространением в массах такой серьезной и содержательной науки, как психология: в последнее время отмечается повышенный интерес к внутриличностным психическим процессам и их влиянию на все сферы жизни и деятельности человека и общества. Еще одной причиной, по которой идут за дипломом психолога – желание научиться разбираться в себе и в окружающих, чтобы стать успешным и счастливым самому и оказывать помощь в обретении душевного благополучия другим.

Однако сегодня к специалисту с психологическим образованием обращаются не только в частном порядке: расцвет профессии связан с тем, что потребность в квалифицированных психологах стали испытывать частные и государственные организации. Сотрудник, оказывающий психологическое сопровождение персонала, отвечает не только за подбор кадров, но и за решение таких задач, как мотивация сотрудников, формирование гармоничного психологичного климата на производстве, в компании или организации, развитие и обучение персонала, разрешение конфликтных ситуаций.

Должность штатного психолога или собственная психологическая служба есть в каждой крупной компании, которая сохраняется даже в период кризиса, поскольку осознается важность работы специалиста-психолога. Вчерашние выпускники не испытывают серьезных проблем с трудоустройством: психологическое образование позволяет найти себе применение в различных областях – начиная от индивидуального консультирования и заканчивая бизнес-тренингами

Абитуриенты факультета психологии интересуются, что предстоит сдавать, ведь карьера психолога – независимо от сферы его деятельности – начинается с успешного поступления. Стандартный набор предметов, знания по которым предстоит продемонстрировать будущим психологам, – это русский язык, биология и математика. На самом деле эти предметы сдаются еще в школе – по окончании 11-го класса, в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ). И если испытания по русскому языку и математике являются обязательными для всех учеников, завершающих обучение в школе, то дополнительные предметы – а в данном случае это биология – придется сдавать на добровольной основе.

Стоит иметь в виду, что в ряде случаев высшее учебное учреждение может дополнительно назначить свой собственный внутренний экзамен по одному из этих предметов. Однако для успешного поступления сертификат о прохождении ЕГЭ все равно потребуется по каждому из предметов.

https://youtube.com/watch?v=ivTkDgJ_RVE

Проходной балл на факультете психологии

Для поступления на факультет психологии проходной балл не устанавливается ни Минобрнауки, ни собственно вузом в индивидуальном порядке. Этот показатель складывается по итогам общего конкурса в процессе зачисления, поэтому знать заранее, являетесь ли вы конкурентоспособным абитуриентом, вряд ли получится, если, конечно, набранное вами количество баллов на ЕГЭ по требуемым предметам не выше среднестатического. Чтобы оценить свои шансы на поступление, можно ознакомиться с проходными баллам по выбранному факультету за предыдущие годы.

Таким образом, если вы поступаете на факультет психологии, проходной балл в вашем вузе за текущий год вы узнаете только в период поступления, и даже если он ниже результата вашего личного ЕГЭ, это не может являться гарантией зачисления. Впрочем, поступающим на контрактную основу или на заочную форму обучения будет гораздо проще выдержать конкурс с другим абитуриентами: в первом случае обычно достаточно минимальных баллов по профильным предметам, а во втором – барьер по балам существенно ниже.

А если у вас есть какие-либо сомнения, знайте, что в приемной комиссии выбранного вуза вам ответят на все вопросы!

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии: Телефон

График работы приёмной комиссии: Пн – Пт: 08:30 – 22:10; Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

synergy.ru

Рекомендации для поступающих учиться на факультет психологии

Профессионализм не заканчивается на подготовке к экзаменам, и тем более после получения долгожданного заветного диплома. Мы расскажем о качествах и навыках психолога, важных при работе с пациентами. А также дадим список знаний, отличающих дилетанта от настоящего мастера.

Личностные качества специалиста

Качества психолога:

  1. Ответственность. Советы психолога могут оказать большое влияние на жизнь человека. И поэтому, нужно вырабатывать индивидуальный подход, давая конкретизированные наставления определенному клиенту. При этом, полностью осознавая, что за ошибки в консультировании будет отвечать психолог — ведь если быт клиента ухудшится, то виноват — именно специалист.

    Не всегда к этому можно подвести юридически, поэтому ответственность — как внутренне чувство — должно быть развито, как и нравственность.

  2. Эмоциональный интеллект. Сюда относится развитая эмпатия — умение чувствовать переживания собеседника. Плюс, умение слушать и понимать между строк — пациенты далеко не всегда прямо объясняют моменты своей биографии или проблемы, комплексы. Также важна тактичность и бережное отношение к чувствам человека, способность понять, почему его задевают те или иные проблемы.
  3. Пластичность психики и мировоззрения. Слушая собеседника, иногда проскакивает вопрос в голове: «Почему его вообще беспокоят такие пустяки?». В работе психолога подобные рассуждения недопустимы. Напротив, нужно иметь полностью входить в положение пациента, понимать его глубинные мотивы поведения, центральные потребности и интересы.
  4. Умение успокоить. Порой, в процессе рассказа, человек может сорваться на плач или наоборот — начать вести себя агрессивно. Задача психолога — ввести собеседника в стабильное, спокойное состояние разума. Сюда же можно добавить конфликтоусточивость — качество, полезное не только для психолога, но и для любого взрослого человека.

    Вместо настаивания на собственной точке зрения и подливания масла в огонь, специалист должен уметь ослабить напряженность и свести возникновение конфликта к минимуму.

  5. Коммуникабельность. И умение налаживать контакт. Позволяет найти общий язык, в некоторых случаях — подстроиться под собеседника. Вести диалог на понятном ему языке.
  6. Наблюдательность. Способность видеть, замечать изменение настроения в ходе консультации, закрытость, изменение в голосе или интонациях — и правильно их интерпретировать для себя.

Знания

В народе сформировалось мнение, что психолог — это просто некий собеседник, который не прочь поболтать об отношениях или другой проблеме клиента. При этом он будет давать советы а-ля из книжек по саморазвитию.

Тогда как профессионал — твердо подкован именно в научных и медицинских знаниях. Каких именно, описываем дальше:

Курс общей психологии. Преподается по направлению специальности, в педагогических вузах.

Нормальная физиология человека. И весьма важная под отрасль — физиология нервной деятельности. Вся информация посвящена мозгу, закономерностям взаимодействия инстинктов и сознания. Крайне важный, почти основной базис знаний для психолога.

Биохимия. Связана с веществами, которые функционируют в организме. Если вы наслышаны про серотонин, дофамин, адреналин — то догадываетесь о чем речь. Польза от понимания веществ и гормонов заключается в успешном назначении медикаментозного лечения.

Патофизиология. Изучает серьезные нарушения в работе внутренних органов и головного мозга, помогает в обнаружении и последующем лечении патологических изменений в организме.

Фармакология. Знакомая многим отрасль, занимающаяся классификацией лекарственных препаратов. В работе психолога имеет место быть назначение антидепрессантов и прочих седативных препаратов

Поэтому крайне важно знать перечень современных таблеток, помогающих при заболеваниях и расстройствах.

Педагогика. Особенно ценный предмет для детских или школьных психологов

Позволяет проявить закономерности поведения, психического развития ребенка.

Для получения этих знаний рекомендуется специальная психологическая научная литература, учебники.

В них, пусть и сложным языком, но изложены важные данные, найти которые в научпопе и книгах по популярной психологии невозможно.

Описание профессии педагога-психолога: обязанности, плюсы, минусы

В обязанности специалиста входит, в том числе:

  • Диагностика и коррекция отклонений в развитии детей.
  • Помощь в профилактике и преодолении конфликтов.
  • Определение и коррекция скрытых механизмов поведения.
  • Профилактика/прекращение травли детей. Помощь жертвам буллинга.
  • Выявление неблагополучных семей и работа с ними.
  • Психологическая поддержка одаренных детей.

Недостатки профессии:

  • Невысокая зарплата. Впрочем, педагог-психолог может зарабатывать больше, если станет работать с детьми в индивидуальном порядке.
  • Ненормированный рабочий день.
  • Педагогам-психологам нередко приходится работать с конфликтными людьми. При этом не всегда родители или опекуны будут прислушиваться к вашим рекомендациям.

Преимущества профессии:

  • Моральное удовлетворение. Не все дети и родители будут вам благодарны, не в каждой ситуации удастся одержать победу. Но будут те, кому удастся помочь, и те, кто станет тепло вспоминать вас еще много лет.
  • Особенность и большой плюс профессии педагога-психолога — универсальность. Если не подойдет работа по конкретному профилю, вы сможете переквалифицироваться и стать школьным медиатором или детским психологом, вести лекции для родителей и учителей, преподавать психологию студентам.
  • Знания и опыт, которые вы получите, пригодятся при выстраивании взаимоотношений с окружающими, в работе с собственными детьми.

Социальный педагог в школе

Социальные педагоги МАОУ «СОШ №40» осуществляют работу по 6 основным направлениям:
— работа с детьми «группы риска»;
— работа с правоохранительными органами;
— работа с социально-незащищенными категориями обучающихся;
— работа с родителями;
— работа с педагогическим коллективом;
— работа по профилактике употребления ПАВ.
В основе работы с обучающимися «группы риска» заложен индивидуальный подход в воспитании, предполагающий организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальные педагоги изучают контингент подростков и их семей, начиная с младших классов. Взаимодействуют с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Социальные педагоги проводят беседы с подростками, состоящими на различных видах учета и с обучающимися, нарушающими дисциплину и устав школы, осуществляют работу по нормализации взаимоотношений между родителями и детьми в неблагополучных, проблемных семьях. В течение года школа осуществляется взаимодействие с общественными организациями и правоохранительными органами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и формированию правовой зоны в микрорайоне школы (педагогические рейды).
На Совете профилактики рассматриваются поведение и успеваемость обучающихся школы в присутствии администрации школы, классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога и родителей обучающихся.
Проводятся педагогические рейды по охране общественного порядка в местах массового отдыха подростков, посещаются квартиры обучающихся, состоящих на ВШК и ОДН УВД. В данных рейдах участвуют также учителя-предметники, классные руководители и представители милиции.
Таким образом, работа с детьми «группы риска» включает в себя:
— формирование банка данных «трудных» подростков и обучающихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
— социально-педагогическую помощь и поддержку в работе классных руководителей и учителей предметников;
— коррекционную индивидуальную работу с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
— постановку на Внутришкольный контроль;
— введение наставников-кураторов над обучающимися, склонными к правонарушениям;
— привлечение дезадаптированных подростков к проведению внеклассных мероприятий и акций, отслеживание организации их каникулярного отдыха.
Одним из направлений деятельности социального педагога является работа с детьми социально незащищенных категорий: опекаемыми, детьми-инвалидами, детьми из многодетных и малообеспеченных семей. Для выявления этих категорий детей в начале учебного года составляются социальные паспорта классов, на основе которых формируется «Банк данных социально незащищенных категорий».
В начале учебного года составляются списки детей из малообеспеченных и многодетных семей, утверждаются управлением социальной защиты населения. Кроме того, для обеспечения льготным питанием детей, состоящих под опекой и попечительством, составляются ходатайства, предоставляемые в управление образования Старооскольского городского округа. На основании всех перечисленных документов обучающимся данных категорий выделяются дотации на питание.
Кроме того, социальные педагоги ежемесячно оформляют документацию на оказание материальной помощи детям из многодетных семей по программам Российского Красного Креста.
В течение всего учебного года социальные педагоги ведут работу по оказанию консультационной помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям, отслеживают посещаемость и успеваемость, проводят работу по обследованию социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья. Социальные педагоги оказывают помощь выпускникам школы из числа опекаемых в вопросах профориентации.
Обширным направлением работы социальных педагогов является профилактика употребления психоактивных веществ, которая включает в себя: социализацию подростков, профилактику табакокурения, алкоголя, наркомании, преступлений и правонарушений среди подростков, предупреждение травм пешеходов на дороге, формирование толерантного поведения у детей и молодежи, раскрытие природы экстремизма, пропаганда здорового образа жизни, волонтерского движения и спорта. Одним из факторов успешной социализации подростков является вовлечение обучающихся в волонтерское движение, где дети могут реализовать себя в каких-либо социальных проектах.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя

Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.