Интересные и полезные книги для развития интеллекта

Играйте в компьютерную игру «Dual N-Back»

Должно быть, вы уже заметили, что в последнее время буйным цветом расцвела индустрия развивающих игр — ну так имейте в виду, что открытие нейропластичности имеет прямое отношение к этому тренду. Ученые подтверждают, что игра «Dual n-back» улучшает как краткосрочную память, так и показатель IQ, причем в некоторых случаях весьма существенно.

Игра «Dual n-back» заключается в запоминании последовательности произнесенных программой букв в сочетании с положением мигающего сегмента квадрата. По мере того, как вы продвигаетесь в этой игре, она становится сложнее, так как вам приходится запоминать все более и более длительные последовательности сочетания букв с положением сегмента квадрата.

Способы повышения интеллекта детей

Можно ли развить интеллект ребенка, или это свойство «дано сверху»? Обе возможности действительны. Основа детского ума предопределяется генетически. Однако научные исследования показывают, что все не совсем безнадежно. Хотя врожденные способности – это «отправная точка» для развития мыслительных навыков, способность детей мыслить эффективно и логически может развиваться.

Логические игры

Кроссворды, криптограммы, головоломки, шашки, судоку, шахматы – это способы развлечений и одновременно простой метод повышения интеллекта. Такие игры подходят для учеников начальных и старших классов, т.е., практически, для всех возрастных групп. Игроки должны планировать, строить стратегии, решать сложившиеся ситуации, принимать решения.

Видеоигры

Конечно, речь не идет о бессмысленных «стрелялках», но о стратегических играх. С их помощью дети набираются опыта, тренируют творчество, ищут возможности, планируют, формируют коалиции, учатся групповому сотрудничеству, развивают наблюдение.

Как продемонстрировало исследование, проведенное в Рочестерском Университете Нью-Йорка, игроки видеоигр способны быстрее воспринимать визуальные стимулы в повседневной жизни.

Игра на музыкальном инструменте

Если у вашего ребенка имеется хоть минимальный музыкальный слух, запишите его (хотя бы на пару лет) в музыкальную школу. Исследования Университета Торонто убедительно показали, что игра на музыкальном инструменте увеличивает IQ. И чем дольше дети играют, тем больше польза для мозга. Маленькие музыканты были более успешными студентами университета в старшем возрасте, чем дети, никогда не занимавшиеся игрой на музыкальном инструменте.

Чтение

Чтение – это простой, недорогой, но проверенный и эффективный метод поддержки мозга, повышения интеллекта.

Несмотря на то, что в последнее время, из-за присутствия других современных, динамичных высокотехнологичных методов, чтение начало недооцениваться, оно значительно улучшает способность учиться. Чтение развивает логику, воображение, причем, это относится к детям всех возрастов.

Эксперты согласны с тем, что, если родители поддерживают любознательных детей, побуждают их придумывать новые пути решения повседневных задач, они дают им четкий сигнал: знание важно. Поэтому не закатывайте глаза при очередном вопросе «Почему?», поддерживайте различные детские увлечения, хобби, интересы

Поэтому не закатывайте глаза при очередном вопросе «Почему?», поддерживайте различные детские увлечения, хобби, интересы.

Похвала

«У тебя все получится!». Это предложение ребенок должен слышать так часто, как это возможно. Родительская поддержка мотивирует детей. Но она должна попадать в границы, данные врожденными способностями.

Физическая активность

Старый, но проверенный совет. Исследование Университета Иллинойса показало тесную связь между физической активностью и интеллектуальными способностями, особенно среди детей младшей школы. Занятия коллективными видами спорта повышают уверенность в себе, учат командной работе, тренируют лидерские способности. Об этом свидетельствует тот факт, что 81% женщин, занимающих руководящие должности, в детстве занимались коллективным спортом.

Чего следует избегать?

Необходимо не только стремиться узнать, как развить интеллект

Советы и рекомендации по этому поводу содержат в себе информацию о том, что не менее важно избавиться от того, что мешает на пути к поставленной цели. Следует выделить несколько моментов, которые становятся главными препятствиями:

  • Просмотр телевизора, как уже говорилось, не приводит ни к чему хорошему. Большинство каналов показывают передачи, засоряющие мозг и не несущие никакой полезной информации. Необходимую программу или фильм можно посмотреть в онлайн-режиме, тем более что сейчас с этим нет никаких проблем.
  • Недосып является одним из главных врагов развития интеллекта. Не следует тешить себя иллюзиями, что время сна можно «наверстать» на выходных, а в будни можно его уменьшить. Это не только не полезно, но и вредно как для всего организма, так и для клеток головного мозга.

Физическая активность увеличивает продуктивность интеллектуальной деятельности. Занятия фитнесом, йогой, простой бег способны насытить кровеносную систему необходимым кислородом, что положительно отражается на всем состоянии человека.

Лень считается главной причиной жизненных неудач. Любые занятия, чтобы принесли хороший результат, должны быть периодичными. Это касается как чтения книг, так и физических нагрузок. Даже единичный пропуск занятия или небольшое послабление может свести на «нет» эффект от предыдущих упражнений.

Не следует думать, что мозг не требует тренировок. Еще одним заблуждением является то, что развивать психические познавательные функции необходимо лишь в детстве, а зрелым людям это не нужно. Любая остановка может привести к обратному ходу, тем более что существует большое количество рекомендаций, следование которым позволит повысить свой интеллектуальный уровень, не затрачивая на это много времени.

Эмоциональные компетенции

Перечень внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций современного взрослого человека, который был разработан на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований ученых, включает следующие составляющие.

Внутриличностные эмоциональные компетенции

осознавать влияние эмоциональной сферы на жизнедеятельность, а эмоциональные переживания воспринимать как ценности, относиться с уважением к ним;
объективно воспринимать реальность;
проявлять интерес к познанию мира, его закономерностей, а также к самопознанию;
быть открытым для новых впечатлений, событий и жизненных перемен;
стремиться к гармонии, психологическому благополучию, здоровым отношениям;
творчески относиться к жизни и межличностным отношениям;
объективно оценивать и признавать свои достоинства и недостатки через самоанализ;
быть ответственными за собственные эмоциональные реакции;
идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции, переживаемые в конкретный момент за телесными реакциями, мыслями и тому подобное;
анализировать собственные эмоции, чувства; причины их возникновения;
насыщать себя, то есть использовать эмоции для самомотивации, облегчения процесса мышления, принятия решений, достижения целей;
оптимистично мыслить – акцентировать внимание на положительных аспектах жизни;
конструктивно относиться к ошибкам, приобретать жизненный опыт;
владеть приемами психофизиологической саморегуляции;
управлять вниманием, воображением.

Межличностные эмоциональные компетенции

  • осознавать себя как равноценного субъекта коммуникативного взаимодействия, быть ответственным за его процесс и результат;
  • идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции других;
  • анализировать эмоции, чувства других людей, причины их возникновения;
  • воспринимать и понимать невербальный язык тела и движений (жесты, мимика, интонация голоса и тому подобное), использовать этот опыт для улучшения коммуникации;
  • владеть навыками активного слушания;
  • понимать эмоции, чувства другого человека, поставив себя на его место (эмпатия);
  • оказывать и принимать эмоциональную поддержку;
  • вербализировать эмоции, чувства без оценки, обвинения людей или ситуаций;
  • сопротивляться немедленным желаниям выплеснуть эмоции (контроль над импульсами);
  • задавать вопросы для понимания эмоционального состояния другого человека;
  • адекватно и толерантно реагировать на положительные и отрицательные эмоции со стороны других;
  • конструктивно защищать собственные психологические границы, свою точку зрения;
  • отказывать, не обижая другого человека;
  • оказывать мотивирующую как положительную, так и отрицательную обратную связь: искренне выражать похвалу, комплименты, критику, претензии и недовольство;
  • адекватно воспринимать обратную связь со стороны других: как критику, претензии и недовольство, так и комплименты, похвалу;
  • выбирать аутентичные и адекватные ситуации способы эмоционального самовыражения;
  • прощать, освобождаться от обиды;
  • сотрудничать, владеть способами совместной деятельности, приходить к согласию;
  • разрешать эмоционально напряженные ситуации, конфликты, преодолевать барьеры в общении;
  • проявлять высокий уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании

Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков

Экономика инноваций

Тонкая душевная организация: чем эмоциональный интеллект поможет бизнесу

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Образ жизни

Важнейшим фактором, без которого невозможно увеличение интеллекта, является образ жизни человека. Если он неправильный, то развивать мозг будет очень тяжело, а обзавестись крепким разумом не удастся

Поэтому следует обратить внимание именно на свой образ жизни, изменить его в случае надобности, а уже потом заниматься развитием разума и эрудированности

Качество сна

Недостаток сна или его низкое качество оказывают прямое влияние на жизнь человека. Недосып приводит к снижению мозговой активности, ухудшению памяти и внимательности. Хороший сон – главное условие для достижения целей в жизни, а также развития мозга. Что нужно:

  • Ложиться до 00:00;
  • Вставать не позднее 08:00;
  • Продолжительность сна – минимум 8 часов;
  • Небольшие перерывы на сон днем.

Это касается даже выходных дней. Если нарушать режим один раз в неделю, то организм будет испытывать лишний стресс.

Физическая активность

При прогулках на свежем воздухе и занятиях активными видами спорта мозг получает большое количество кислорода, который необходим для правильного кровообращения и способности ясно мыслить. Человек, занимающийся спортом, более спокоен, рассудителен, легко справляется со сложностями. Отлично подойдут следующие виды физической активности:

  • Прогулки;
  • Спортивная или скандинавская ходьба;
  • Йога;
  • Бег.

Людям, которые занимаются спортом, намного чаще удается реализовать себя в жизни и добиться успеха.

Вредные привычки

Если иметь вредные привычки, то высокого интеллекта добиться не получится. Регулярное употребление алкоголя или курение значительно замедляют все процессы в мозге человека, что становится критичным для развития ума. Никотин с алкоголем проникают в кровь, из-за чего и происходит такой негативный эффект. Не менее вредно часами смотреть передачи по телевизору или играть в компьютерные игры, не требующие серьезного задействования интеллекта. Расширять свои умственные способности нужно только после отказа от вредных привычек.

Общение

Правильное окружение подскажет, как повысить интеллект. Поэтому нужно стараться общаться только с умными и образованными людьми, при этом пытаться стать лучше них. Хорошие люди всегда тянут вверх, а плохие – вниз. Поэтому вопрос общения и окружения очень важен для человека, желающего добиться развития ума. Рядом всегда должны быть люди, которые обладают более развитым интеллектом. Они помогут тянуться в лучшую сторону.

Медитация

Отдых позволяет мозгу расслабиться и подготовиться к работе, тренировкам, новым испытаниям. Это оказывает благоприятное влияние на мозговую активность, способность к улучшению интеллекта и укрепление памяти. Достаточно заниматься медитацией по 20 минут ежедневно, чтобы добиться успеха в развитии ума. Дополнительную пользу человек увидит в упорядочивании мыслей, прояснении ума, увеличении творческих навыков. Срабатывание такого эффекта происходит уже через несколько дней медитации.

Интеллектуальные и логические игры

Универсальный способ развития интеллекта заключается в использовании различных игр. Среди наиболее популярных занятий можно отметить шахматы. Эта игра способствует развитию логического и абстрактного мышления

Она положительно влияет на память и внимание

Шахматы подразумевают анализ возможных ходов противника, что помогает развивать прогностические способности. Игра способствует формированию абстрактного мышления. К тому же, шахматы просто позволяют насладиться приятно проведенным временем, особенно в случае выигрыша очередной партии.

Логические игры могут представлять собой головоломки, шарады, разгадывание кроссвордов и многое другое. Эти занятия активизируют различные познавательные процессы. Не менее интересны такие игры, как нарды, преферанс, покер.

В настоящее время в интернете существуют различные ресурсы, предлагающие проходить задания для развития интеллектуальных способностей в режиме он-лайн. Большинство из них представляют собой упражнения на определение логических связей. Именно они составляют основу теста Айзенка на исследование уровня IQ.

Что такое интеллект?

В соответствии со специалистами, интеллект – это здравомыслие, умение самостоятельно разрешать ситуации, способность изучать новые вещи на основе собственного опыта, адаптироваться, правильно определять основные контексты и отношения (в т.ч. социальные), посредством которых решаются повседневные проблемы. Интеллект – это умственная развитость, мыслительная способность, характерная для человека и животных.

Степень интеллекта чрезвычайно важна для жизни. Это ключевой фактор успеха в работе, отношениях, учебе, бизнесе, а также в развлечениях (шахматы, судоку и т.д.). Уровень развитости разума можно измерить с помощью теста IQ (эта аббревиатура означает коэффициент интеллекта).

Йога для интеллекта

С помощью йоги каждый человек может развить свой интеллект и повысить продуктивность работы. Причем необязательно выполнять долгие медитации или сложные упражнения. Начинающим занятия предлагаются простые техники, которые помогут расслабиться и вернуть вдохновение. Им требуется уделять всего несколько минут в день, а результаты станут заметными достаточно быстро.

Перевернутые позы способствуют тому, что кровоток притекает к голове, а кровообращение улучшается. Это помогает улучшить концентрацию и благоприятно воздействует на развитие интеллектуальных способностей. Можно отметить следующие позы, которые пригодятся для приведения себя в тонус:

  • стойка на голове;
  • наклон при широко расставленных ногах;
  • поза собаки с мордой, направленной вниз и др.

Одной из самых устойчивых асан является наклон вниз при широко расставленных ногах. Она способствует удлинению позвоночника и снятию зажимов, что, в свою очередь, улучшает тонус и поднимает настроение. При повышении уровня подготовки позу можно варьировать, наклоняясь меньше с опорой на руки. Для того чтобы делать наклон глубже, необходимо сложить руки за спину. Асана способствует увеличению ясности мышления и стабильности ума.

Определение уровня

Проблема определения уровня интеллекта является актуальной в контексте профессионального отбора кадров. С этой целью широко используются тесты, а особенно тесты структуры интеллекта. Распределяется интеллект среди населения не равномерно, а согласно закону нормального распределения (кривой Гаусса).

Лишь незначительная часть людей имеет очень низкий уровень умственных способностей, так же и очень высокий. Почти 70% людей имеют коэффициент интеллектуальности в пределах 85-115 пунктов, то есть в целом доминирует средний показатель умственных способностей. Успешность профессиональной деятельности будет определяться не когнитивными способностями, а настойчивостью, личностными качествами индивида, системой ценностей, готовностью к трудностям.

Многочисленные научные исследования подтверждают, что студенческий возраст является чрезвычайно сензитивным для реализации интеллектуальных возможностей и особенно влияет на развитие интеллекта и памяти. Например, на этот возраст приходится наиболее высокий уровень интеллектуальных функций, а именно – 19 лет для памяти и 20 лет для мышления.

Не требует доказательства тот факт, что математика, более чем другие учебные дисциплины, способна помочь в формировании и развитии интеллектуальных умений. Например, умения проводить обоснованные, последовательные, непротиворечивые рассуждения, высказываться четко, кратко, убедительно и тому подобное.

При организации и планировании обучения, составлении учебных программ и подготовке книг и учебников для учащихся учитывается структура индивидуального интеллекта, поскольку она являются основой, определяющей успешность усвоения учебного материала.

Поскольку у людей разный тип интеллекта, то при планировании их обучения следует опираться на сильные стороны их ума и акцентироваться на развитии при этом слабых, насколько это возможно. Очевидно, что существует положительная связь между способностью учиться и интеллектом. Способность к обучению определяет успешность овладения новыми знаниями, а интеллект – успешность применения этих знаний для решения задач

Высокий уровень интеллектуального развития человека характеризуется не только повышенными вниманием, сообразительностью и успеваемостью (производительностью) умственной работы, но и меньшими, нежели в иных случаях, энергетическими затратами тела на осуществление процесса умственной деятельности

Почему нет единой концепции

Проблему-задачу повышения мирового интеллекта заметили уже давно, и сразу стали предлагать варианты ее решения. Например, развивать soft skills, hard skills, выбрать конкретный навык и обучить ему все человечество. Но дело не в скиллах и компетенциях. Задача — не только обучить человека навыкам, но и сделать так, чтобы эти навыки активизировались в нужные моменты. Помогали и прибавляли уверенности перед задачами, которые его никто не учил решать.

Пион Медведева: манифест усиления интеллекта

Неудачи неудивительны: развитие настолько фундаментальных функций мышления трудно оценивать.

Мы пользуемся подходом, который в черновом варианте выглядит так:

  1. Размечаем концептуальное пространство согласно этапам и компетенциям расширенного problem-solving цикла.
  2. Смотрим, какие из этих компетенций на каком этапе работают неудовлетворительно. Развиваем их по индивидуальной траектории.
  3. Измеряем новизну следующей решенной проблемы относительно предыдущих.

Полноценный отдых

Концентрация внимания и мыслительные процессы значительно ухудшаются в результате потери сна. Взрослому человеку необходим ночной отдых не менее 8 часов. При этом ученые говорят о том, что тот, кто раньше ложится и встает, работает гораздо продуктивнее. Человек, который засыпает в 12 часов ночи и позже, не сможет нормально выспаться, даже если время отдыха составит более 10 часов. В течение дня тоже рекомендуется делать небольшой перерыв. Он может длиться 10–15 минут, но позволит стать бодрее и добавит ясности ума.

Полноценное питание не следует отодвигать на второй план. Голодный человек малопродуктивен так же, как и тот, кто слишком много внимания уделил еде. Следует употреблять достаточное количество жидкости, чтобы поддерживать организм в необходимом тонусе.

Отдых перед экраном телевизора совершенно не задействует умственные способности человека и тем более не дает им развиваться. Следует помнить, что ТВ негативно воздействует на подсознание. Принцип работы телевидения строится на том, что если необходимо, чтобы человек во что-то поверил, то это необходимо повторить ему сотни раз. Гораздо полезнее для развития умственных способностей почитать книгу, посмотреть хороший фильм или просто пообщаться с друзьями и близкими. Активные занятия спортом принесут лучший результат, позволят отдохнуть и активизировать дополнительные функции организма.

Обучение

Развития умственных способностей наиболее эффективно добиваться с помощью обучения. При регулярных тренировках таким способом человек сможет стать умнее и эрудированнее, благодаря чему он будет более привлекательным собеседником для окружающих. Существует несколько вариантов достижения цели с помощью обучения.

Иностранные языки

Изучение иностранных языков обеспечивает хорошую стимуляцию мозга, а также помогает улучшать память. Достаточно выучить один дополнительный язык, чтобы почувствовать положительные изменения. Рекомендуется отдавать предпочтение распространенным и полезным языкам:

  • Английский;
  • Немецкий;
  • Испанский;
  • Итальянский.

Обучение желательно проводить, используя все современные методы, что повысит эффективность изучения.

Точные науки

Занятия точными науками могут серьезно развить ум. Изучать их нужно даже гуманитариям. Главное, начать с правильного уровня, постепенно повышая сложность изучаемых тем. Заниматься точными науками можно дома самостоятельно, но существуют специальные курсы, где люди объединяются в группы по уровню имеющихся знаний. После нескольких недель тренировок возрастет интеллект, разовьется скорость мышления, улучшится логика, укрепится память.

Любознательность

Проявление интереса ко всему окружающему миру – один из лучших способов развития мозга. У детей и подростков это происходит на подсознательном уровне, а взрослым придется воспользоваться силой воли, чтобы любознательность принесла свои плоды. Проще всего добиться пользы при взаимодействии со всеми окружающими предметами, регулярном обучении новым навыкам, чтении полезных статей, энциклопедий, прослушивании хорошей музыки или просмотре фильмов.

Что такое IQ

Показатель IQ определяет, насколько развит интеллект. Он имеет 4 уровня: высокий, достаточный, средний, низкий.

Уровни развития интеллекта

Люди с высоким уровнем интеллекта – это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Средний уровень развития интеллекта характеризуется тем, что личность:

  • способна определенным образом распознавать, оценивать, определять причины, объяснять значение своих эмоций и чужих;
  • не всегда сдерживает свои эмоции;
  • проявляет адекватное отношение к оценке собственных эмоций другими;
  • недостаточно гибкая в их проявлении;
  • склонна к интроверсии;
  • отличается положительными эмоциями;
  • не всегда способна строить позитивные отношения с людьми, используя свой эмоционально-интеллектуальный потенциал.

Низкий уровень развития интеллекта у взрослых характеризуется тем, что личность не до конца осознала значимость умственных способностей в жизни человека, не способна сдерживать собственные эмоции, имеет низкий уровень критического мышления, неспособна воспринимать критику адекватно поступкам и строить отношения с людьми на положительной основе.

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах»

Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Развитие интеллекта у детей

В условиях современного общества вследствие совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными в образовательно-воспитательном процессе. Ведь именно уровень интеллекта является определяющим в признании индивида как личности в социальной среде.

Проблема исследования развития умственных способностей у детей является актуальной, ведь отечественные и зарубежные исследователи высказывают противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального исследования

Важно отметить, что актуализирует данную проблему и непрерывное развитие информационно-коммуникативных технологий, владение которыми необходимо каждому человеку

Занятия по развитию интеллекта должны проводиться после определения уровня интеллектуального развития ребенка в соответствии его возрастом.

Для развития способностей быстро воспринимать и понимать окружающий мир детям школьного возраста рекомендуется задавать специальные задачи на интеллект. Математические задачи являются самыми эффективными при развитии умственных способностей у детей.

Существует также необходимость подготовки ребенка к восприятию и пониманию устной речи, ведь это сложный интеллектуальный процесс.