Технология авторской школы самоопределения (а.н. тубельский)

История школы[править | править код]

Школа была построена к 100-летию В. И. Ленина и открыта 4 мая 1970 года. Первым директором стала Искра Васильевна Тандит. Первыми завучами — Т. М. Кубарева и М. Т. Нестеркина.

С самого начала в школе были заложены основы демократии и свободолюбия. В первые годы существования школы возникли многие традиции, которые сохраняются в ней и до сих пор: празднование Лицейской годовщины, День рождения школы, Посвящение в старшеклассники и другие. С 1982 года по 1985 директором школы была Конова Инна Константиновна.

С 1985 года директором стал Тубельский Александр Наумович. Считая, что школа должна готовить новых людей для демократической России, Тубельский отстаивал уважение, свободу от догм, сотрудничество и сотворчество учеников, учителей и родителей как основные принципы образовательного процесса.

С его приходом к руководству школы, начали проводиться многочисленные эксперименты. Среди них: переход на 35-минутные уроки, попытки работы методом «погружения», отмена домашнего задания, замена педсовета на педагогические пленумы, на которых обсуждались проблемы современной педагогики и поднимались вопросы, связанные с личностью ребёнка. В эти годы были созданы трудовое объединение, школьный театр «Фантазия», и Совет Справедливых, позже переименованный в Суд Чести, главной функцией которого было решение конфликтных ситуаций самими учениками.

В конце 80-х годов школа приняла участие в фестивале инновационных школ в Ижевске и стала одними из победителей. После этого школа перешла под эгиду сначала Академии педагогических наук, а потом Министерства образования.

В 2000 году «Школа самоопределения» стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, призванной оказывать помощь в создании демократического уклада. В Ассоциацию вошло 15 регионов (Мончегорск, Владимир, Электросталь и другие) Возглавлял Ассоциацию А. Н. Тубельский.

С мая 2007 года, после смерти А. Н. Тубельского, по май 2017 школу возглавляла Юлия Владимировна Грицай, ученица А. Н. Тубельского, которую он готовил несколько лет к этой должности и выбранная педагогическим коллективом, согласно Уставу школы и Федеральному Закону.

С мая 2017 года директором школы назначен Сергей Александрович Москаленков, назначенный на должность учредителем школы — Департаментом Образования г. Москвы, а не советом учителей, как происходило до этого. При Москаленкове были признаны нелегитимными органы самоуправления и разобран спортивно-игровой комплекс, что привело к череде скандалов и забастовок в школе, в том числе с требованиями отставки директора. Петиция, которую в январе 2018 года подписали более 15 тыс. человек, требуют возобновить работу школьных институтов самоуправления, отменить демонтаж спорткомплекса и ряд других требований. 11 января 2018 года в школе прошла забастовка учеников. В результате 23 января 2018 года Москаленков подал заявление об увольнении, и Департамент образования города Москвы назначил временно исполняющим обязанности директора Курачеву Ирину Михайловну. С декабря 2018 года исполняющим обязанности директора является Стёпина Елена Евгеньевна, ранее занимавшая должность заместителя директора школы 734 по качеству образования. С сентября 2019 года на должность директора Департаментом Образования и Науки г. Москвы назначен Евгений Анатольевич Мокин, ранее занимавшим должность директора в школе 1925 и заместителя директора в школе 1505.[источник не указан 449 дней]

О школе[править | править код]

Главное основание экспериментальной работы школы было сформулировано так: «Воспитание гармоничной и социально активной личности в школе сверхкрупного города предполагает построение такой системы деятельности, в которой главным направлением становится формирование способности личности к самоопределению. Эта способность выражается в умении и желании личности управлять собой, растить себя, отвечать за себя».

«Школа самоопределения» стремится к тому, чтобы вся её жизнь формировала у детей опыт ненасилия и нормального, демократического поведения. Для этого школа уже на протяжении многих лет создает и поддерживает действующую модель сообщества, в котором можно было бы приобретать опыт демократии.

В школе существует свой свод законов, который называется «Имею право», каждый ученик школы является её гражданином и может участвовать в управлении ею. Уже много лет в школе действуют органы самоуправления, выборы в которые проходят каждый год. Входят в данные органы и учителя, и ученики.

Управляющий Совет  — выборный орган самоуправления, выполняющий следующие функции: разработка Устава школы, рассмотрение текущих проблем школы, рассмотрение целесообразности финансирования тех или иных проектов и др. В Управляющий совет входит различных комитетов: образовательный, финансово-хозяйственный, здравоохранительный и комитет общих дел.

«Общий Сбор» — высший орган самоуправления. «Общий Сбор» принимает Конституцию, законы и поправки к ним.

«Совет Школы» — (до создания Управляющего совета) выборный орган самоуправления, выполняющий следующие функции: внесение изменений в школьную Конституцию, разработка и принятие школьных законов, рассмотрение текущих проблем школы, организация общешкольных дел, рассмотрение целесообразности финансирования тех или иных проектов и др.

«Суд чести» (первоначальное название «Совет справедливых»), основанный на идее Януша Корчака, — выборный орган, уполномоченный рассматривать конфликтные ситуации между гражданами школы. Деятельность Суда чести основывается на «Законе о защите чести и достоинства», в котором прописаны ситуации, оскорбляющие честь и достоинство. В состав этого органа входят старшеклассники и учителя, которых выбирает вся школа. «Суд Чести» последний раз переизбирался осенью 2013 года, хотя официально не был отменен.

Большое внимание в «Школе самоопределения» уделено организации общешкольных дел, то есть праздников и мероприятий, в которых участвует и младшая, и средняя, и старшая школы. За организацию каждого из таких мероприятий отвечает определённая параллель:. 8 класс — за организацию Нового Года ,

8 класс — за организацию Нового Года ,

9 класс — за организацию «Лицейской недели» (середина октября),

10 класс — за организацию 1 сентября и Дня Рождения школы (конец апреля).[источник не указан 1318 дней]

Примечания[править | править код]

  1. Светлана Цикулина. . MK.RU (11 января 2018). Дата обращения: 19 февраля 2018.
  2. ↑ (4 декабря 2016). Дата обращения: 19 февраля 2018.
  3. ↑ . ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (11 февраля 2017). Дата обращения: 19 февраля 2018.
  4.  (недоступная ссылка). Вести образования. Дата обращения: 19 февраля 2018.
  5. (25 января 2018). Дата обращения: 19 февраля 2018.
  6. Тубельский, А. Н. Школа самоопределения: первый шаг: Из опыта работы коллектива школы № 734 г.Москва в первом экспериментальном учебном году: Материал для обсуждения: Часть I. — М.: ВНИК «Школа», 1989. — С. 5. — 157 с.
  7. Грицай, Ю.В., Державин, В.Б., Бирюкова, Г.А., Касаткина, З.Н. Уклад школы будущего, в двух частях с приложением. — М.: НИИ школьных технологий, 2007. — 464 с. — ISBN 978-5-91447-006-4.
  8. ↑  (недоступная ссылка). www.schools.keldysh.ru. Дата обращения: 19 февраля 2018.

Инновационные проекты[править | править код]

В моделях прогрессивного развития школьного и дошкольного образования России методика, разработанная Виктором Рольбиным, принята обязательной для гармоничного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия столярным делом для дошкольников и младших школьников стали обязательными предметами в таких суперсовременных школах, как Хорошкола, основанная руководителем Сбербанка РФ Германом Грефом, и Новая школа на Мосфильмовской, проект благотворительного фонда «Дар».

Практики воспитания в детском саду Школы самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского входят по исследованию Рыбаков фонда в ТОП лучших практик дошкольного воспитания России.

Детский сад Школы самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского является членом Ассоциации «Наше детство».

По независимой экспертизе (шкала SACERS/School-Age Care Environment Rating Scale) образовательные пространства в детском саду Школы самоопределения № 734 им. А.Н.Тубельского, в том числе и мастерская Папы Карло (Виктора Рольбина) несколько раз получали самые высокие оценки (последнее исследование проводилось осенью 2019 года). Такие оценки имеют ещё 4 дошкольных образовательных учреждения г. Москвы.