Что такое ГВЭ
ГВЭ — это разновидность , которую сдают школьники 9 и 11 классов в Российской Федерации.
В статье 59 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» написано, что итоговая аттестация — это форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Понятие ГВЭ прописано в отдельном приказе Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора.
ГВЭ–9 — это вариация ОГЭ в 9 классе, а ГВЭ–11 — вариация ЕГЭ в 11. Как ясно из приказа, главное отличие государственного выпускного экзамена от обычной аттестации в том, что он предназначен для учеников, которые подходят под определённые критерии:
- дети-инвалиды, ученики с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- школьники, отбывающие наказание в исправительных колониях;
- воспитанники специализированных школ или интернатов закрытого типа.
Как подготовиться к изложению ГВЭ 2020?
Сначала решите, какого алгоритма придерживаться во время его написания. Самый эффективный и простой — метод трех шагов.
Первый шаг. После первого прочтения текста определите на черновике его тему. Постарайтесь понять, в чем хочет убедить вас автор.
Второй шаг. После второго прочтения выделите микротемы – то есть основные смысловые части текста. На этом этапе вы должны почувствовать, что текст состоит из кусочков. Содержание каждого кусочка нужно сформулировать одним небольшим предложением – это и есть наши микротемы. К концу второго шага у вас должен получиться краткий план текста из нескольких предложений-микротем.
Третий шаг. Во время третьего прочтения запишите опорные слова каждой смысловой части. Постарайтесь еще раз понять, в чем заключается позиция автора.
После этого вам останется собрать все наработки в один текст. Проверьте его на наличие ошибок и перепишите в чистовик.
Метод трех шагов отлично помогает разбирать текст и правильно писать изложение. Но лучше тренироваться вместе с преподавателем, который поможет скорректировать ошибки.
Начните с плана подготовки
В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?
По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет.
Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.
Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?
Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.
Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).
Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться.
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников
ГВЭ как альтернативная форма аттестации за 11 лет учёбы в школе существует уже давно. Многие об этом не знают, но ГВЭ каждый год сдают (вместо ЕГЭ) школьники с ОВЗ, воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и ученики, находящиеся в местах лишения свободы.
Схема поступления в вузы у выпускников, сдавших ГВЭ, другая. Они имеют право участвовать в конкурсе на бюджетные места в вузах не по баллам ЕГЭ, а по результатам внутренних вузовских экзаменов. Этот алгоритм очень похож на систему поступления в вузы в советское время: сначала сдаёшь экзамены в школе, получаешь аттестат и затем сдаёшь вступительные экзамены в вузе.
ГВЭ — это всегда облегчённый вариант экзамена (по сравнению с ЕГЭ), но не надо думать, что всё так просто. Во-первых, получить возможность сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ можно только при условии прохождения ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссии), и любой желающий до 2021 года не мог получить право заменить ЕГЭ на ГВЭ без справки от ПМПК.
Во-вторых, многие выпускники с ОВЗ, имеющие полное право не сдавать ЕГЭ, всё равно не подают документы на сдачу ГВЭ, поскольку проще сдать один раз ЕГЭ, чем сначала ГВЭ, а затем вступительные в вузах. У каждого такого школьника есть выбор (ГВЭ или ЕГЭ), и многие выбирают ЕГЭ с целью экономии времени и сил.
Как будут сдавать ГВЭ школьники с ОВЗ в 2021 году
В этом году выпускники с ОВЗ будут сдавать только два обязательных экзамена: ГВЭ по русскому языку и ГВЭ по математике. Успешно сдав ГВЭ, выпускники с ОВЗ получат аттестаты и смогут подать заявления на участие в конкурсе на бюджетные места высших учебных заведений. Для поступления в вузы они должны будут, как и во все предшествующие годы, пройти вузовские вступительные испытания.
Задания ГВЭ-2021 у выпускников с ОВЗ будут свои
Демоверсии этих ГВЭ для выпускников с ОВЗ давно опубликованы разработчиками ФИПИ:
Ещё раз обращаем внимание: эти задания не подходят для основной массы выпускников 2021 года, которым дали возможность в этом году сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ. Об этой категории выпускников тоже рассказываем подробно, чтобы не было путаницы
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное.
Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути)
Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир»
Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.
Система оценивания ГВЭ
Результаты ГВЭ-9, как и стандартного ОГЭ, оцениваются по всем известной пятибалльной системе. Сначала за выполнение каждого из заданий КИМов основного государственного экзамена (точно так же, как и ЕГЭ) выставляется определенное количество первичных баллов, затем они суммируются, а полученный результат переводится в привычную всем школьникам и родителям 5-балльную шкалу. Для этого используются рекомендованные ФИПИ таблицы.
Результаты единого госэкзамена одиннадцатиклассников (кроме базовой математики – за нее тоже, как и на ОГЭ, в итоге выставляется от нуля до пятерки), переводятся несколько иначе: в тестовые баллы (от 0 до 100). А вот ГВЭ-11 тоже оценивается по 5-балльной системе.
Критерии оценки
Всё, что учитывается при проверке выполнения каждого письменного задания или в содержании устного ответа на экзамене по любому из 12 предметов, вынесенных на ОГЭ, подробно изложено в демоверсиях ГВЭ, которые можно скачать на сайте ФИПИ.
Работы и ответы участников ГВЭ с ОВЗ оцениваются по критериям, детально разработанным с учетом специфики заболеваний и особых состояний здоровья выпускников.
- С порядком и методикой проверки и выставления отметок по всем дисциплинам на ГВЭ-9 можно ознакомиться в методических рекомендациях ФИПИ – документ довольно объемный (215 страниц), но после его прочтения точно не останется никаких вопросов.
- Система оценивания ГВЭ-11 подробно представлена в приложении к письму Рособрнадзора № 10-870.
Приемы сжатия текста
Это необходимый навык, чтобы написать изложение ГВЭ 2020. Среди основных приемов – исключение, упрощение и обобщение.
Исключать нужно подробности и детали – в сжатом изложении им нет места. Так же это относится к иллюстрациям, цитатам, примерам, причастным оборотам и однородным членам.
Упрощение подразумевает замену прямой речи косвенной, разбивку сложного предложения на простые и короткие.
Обобщение используйте в случае, если слышите однородные члены. Просто заменяйте их на одно обобщающее слово.
Используя эти приемы, вы приведете текст изложения в тот вид, который наиболее высоко оценится экспертами.
Сочинения с ГВЭ
Элемент сочинения к рассказу В.П. Астафьева(вариант 1).
Человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово. Тётка В.П. Астафьева в рассказе «Худого слова и растение боится» произносит бранные слова. Эти слова воздействуют на растения и делают землю пустой и безжизненной. А добрые слова писателя, его забота, выражение благодарности и раскаяния возвращают на огород красоту, плодородие и радость.
Человек – часть природы, поэтому его мысли и слова могут воздействовать на окружающий мир. Приведу пример из лирики Ф.И. Тютчева. В конце своего творческого пути поэт написал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Слово, по мнению автора, живёт своей жизнью, обладает волшебством и магией и может изменить мир. Это стихотворение – результат жизненного и поэтического опыта поэта.
Люди всегда знали о волшебных свойствах слова, доброго и мудрого. Эти слова сложили люди в молитвы и стали читать их в церкви. И слово, сказанное с добром и от души, волшебным образом меняло их жизнь.
Народ придумал чудесные слова: спасибо, здравствуй, благодарю, пожалуйста. Скажешь человеку спасибо – пожелаешь «спаси тебя Бог»; скажешь «благодарю» — пообещаешь подарить добро и радость; скажешь «здравствуй» — пожелаешь здоровья и в ответ услышишь такое же пожелание. И с отличным настроением, легко и радостно продолжишь путь.
Знахари словом лечили болезни, заговаривали боль. А в народных песнях, сказках, прибаутках не найти дурных слов, потому что опыт человеческий говорил: «Доброе слово человеку — что дождь в засуху».
Таким образом, следует всегда помнить об ответственности за произнесённые слова, следить за своей речью, стараться пробуждать добрые чувства и никого не обижать.
Элемент сочинения к рассказу В,П. Астафьева(вариант 2).
В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Худого слова и растение боится» рассказывается о том, как слово может повлиять на окружающую нас жизнь. Согретая добрым словом рябинка ожила, стала цвести, давать плоды. Она всех радовала и веселила своим пышным нарядом и яркими ягодами. Она была посажена с добрым словом. А доброе слово, как говорят в народе, и кошке приятно. И птицы её полюбили, и цветы.
А вот злое слово погубило цветы. Весь огород стал грустным. Обидела его тётка писателя: она не подумала и обругала медуницу и календулу грубыми слова. Возможно, она не задумывалась никогда о том, что слово имеет силу и может влиять на судьбу человека, природы, мира.
После прочтения рассказа следует задуматься о том, что слово – мощный инструмент воздействия на природу и человека. Чтобы не навредить никому и ничему, этим инструментом нужно уметь пользоваться.
Вспоминаются слова поэта Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти». Он в своём стихотворении говорит о том, как слово может изменить всё вокруг.
Приведу ещё один пример. В конце двадцатого века учёные исследовали влияние слов на живые организмы. Они провели опыт. Одни зёрна пшеницы поливали водой, над которой читали молитвы. Другие – водой, над которой произносили бранные слова. Зёрна, политые благословлённой водой, быстро взошли и росли лучше.
Следовательно, нужно употреблять в речи слова, которые несут радость и добро, чтобы жизнь продолжалась.
Жукова Наталья
Основные правила
1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
Сочинение должно быть написано самостоятельно
Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022
По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи. Присоединяйтесь к курсам подготовки в MAXIMUM Education: на годовом курсе ЕГЭ включена подготовка к итоговому сочинению. Обучаясь на полном курсе для 11 класса, вы убиваете 2 зайцев — ЕГЭ и декабрьское сочинение. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно.
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.
Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.
Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!
Подготовка
Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:
- подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
- описание экзаменационных материалов;
- инструкции для учащихся.
Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ
В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке
В чём основные отличия ОГЭ и ГВЭ?
1. ГВЭ – это почти всегда большая контрольная работа, а не тест по КИМам (хотя облегченные варианты тестирования тоже встречаются).
Форм экзаменов несколько. Например, по русскому языку, это может быть и диктант, и изложение, и сочинение. По математике предусмотрены контрольные работы как в устной, так и в письменной формах. В каком формате будет тот или иной выпускник с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) сдавать экзамен, определяется на основании заключении медицинской комиссии. Иногда право выбора формы экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения. Обычно выпускники выбирают то задание, которое показалось им проще и понятнее.
2. Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.
3. Участники ГВЭ-9 и ГВЭ-11 могут пользоваться необходимыми им техническими средствами (списывать при помощи смартфона, правда, всё равно не получится).
4. В аудитории экзамена вместе с участников ГВЭ может находиться ассистент, оказывающий помощь.
5. Для участников ГВЭ с ограниченными возможностями здоровья организуется питание и перерывы на экзамене (причём это время не будет засчитываться как время экзамена).
6. Иногда ограничивается число выпускников, находящихся в одной аудитории во время экзамена, их количество может быть уменьшено, например, с 15 до 5 человек.
7. Для тех выпускников с ОВЗ, которые не могут явиться на экзамен, организуется сдача ГВЭ прямо на дому: приходят 2 организатора, а квартира или дом оснащаются системой видеонаблюдения оффлайн.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления
Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?
Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).
Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).
Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.
Особенности проведения
Для участия в ГВЭ-9 в школе нужно написать заявление, в котором указываются две выбранные дисциплины и предполагаемая форма аттестации по каждому предмету. Срок подачи – до 1 марта.
Стандартные формы ГВЭ-9
Государственный выпускной экзамен по любому предмету может быть письменным и устным. Испытания проводятся по разработанным ФИПИ билетам и заданиям.
Письменный ГВЭ по русскому языку предполагает три варианта:
1.Диктант. | 335–350 слов. Его пишут только участники с отклонениями психики аутистического характера. |
2.Изложение. | Размер текста, который выпускниками предлагается для прослушивания, – от 280 до 400 слов. Итоговый объем письменной работы – от 30 (для участников с ОВЗ) до 200 слов. Этот вариант проведения ГВЭ предполагает обязательное творческое задание – аргументированный ответ-сочинение на вопрос, близкий к тематике текста, использовавшегося для изложения. Размер не менее 70 слов. |
3.Сочинение. | Предлагаются на выбор три темы философской или нравственной проблематики и одна, предполагающая анализ художественного произведения из курса литературы. Объем – от 70 (для детей с ОВЗ) до 250 слов. |
Участники ГВЭ-9 без отклонений в состоянии здоровья для письменного экзамена могут выбирать сочинение или изложение – это допускается делать прямо в ППЭ в день, когда проводится ГИА.
Независимо от того, как именно пишется ГВЭ по русскому языку, экзамен длится 3 ч. 55 мин., школьникам с ОВЗ допускается добавлять на выполнение работы 1,5 часа.
Для учеников с ОВЗ
Экзамены проводятся в ППЭ (обычно это школы), в которых создаются все необходимые условия, в отдельных случаях возможна аттестация на дому (для тех, кто находился на домашнем обучении). Особенности организации ГВЭ зависят от вида отклонений здоровья:
- Слепым ученикам экзаменационные материалы (индивидуальные комплекты с КИМами и бланками ответов) предоставляются в электронном или печатном (шрифтом Брайля) виде. Письменную работу выпускники выполняют на ПК либо тактильным шрифтом. По желанию ГВЭ можно сдать устно.
- Слабовидящим участникам ГВЭ выдаются экзаменационные материалы, распечатанные укрупненным шрифтом. В ППЭ обязательно должны быть увеличительные устройства.
- Участники ГВЭ с нарушениями функционирования опорно-двигательного аппарата выполняют задания на специально адаптированных компьютерах. Также возможна устная аттестация.
- Выпускникам с расстройствами слуха и речи разрешено прибегать к помощи сурдопереводчика. При тяжелых речевых расстройствах возможна письменная сдача всех экзаменов.
Различие между ГИА, ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ
Всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд: ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ – это установленные законом об образовании способы проведения ГИА (этой аббревиатурой сокращенно называется государственная итоговая аттестация). Она дважды завершает изучение взаимосвязанных программ: сначала основного (9-летнего), а потом и общего среднего образования (всего школьного курса).
ГИА-11 – это преимущественно ЕГЭ, который сдается одиннадцатиклассниками (но по географии можно «отстреляться» и после 10-го, так как весь курс уже изучен и в 11 классе не преподается). Чтобы получить аттестат, хватит проходных отметок (троек и соответствующих им итоговых тестовых баллов ЕГЭ) по двум обязательным экзаменам: русскому и базовой математике. Для поступления в любой вуз придется сдавать как минимум еще одну дисциплину – какую именно, зависит от требований конкретного университета или института. При желании можно попробовать силы хоть во всех 14 предметах, но пока на такой бессмысленный подвиг не решился еще ни один российский выпускник: чтобы подать документы на разные направления, достаточно достойных результатов ЕГЭ по двум-трем дисциплинам.
ГИА-9 тоже обязательна абсолютно для всех школьников (без ее результатов не получить аттестата – выдадут только справку, кроме того, не переведут в 10 класс), но знания проверяются в формате ОГЭ – под этой аббревиатурой подразумевается основной государственный экзамен.
Для некоторых категорий выпускников и 11, и 9 классов предусмотрено проведение ГИА в виде ГВЭ – государственного выпускного экзамена.
ГВЭ-2021 для выпускников, не поступающих в вузы и не имеющих ОВЗ
Выпускники, не планирующие поступать в вузы и не имеющие ограничения по здоровью, подтверждённые справкой ПМПК, тоже будут сдавать в 2021 году два обязательных ГВЭ по русскому языку и математике, но совсем по другим заданиям и без возможности потом поступать в вузы.
Если выпускник не имеет справки от ПМПК и сдаёт ГВЭ для получения аттестата, то он проходит экзамены по русскому языку и математике в формате «облегчённого ЕГЭ». Что это значит?
ГВЭ по русскому языку 2021 года для не поступающих в вузы
ГВЭ по русскому языку, согласно новому пресс-релизу Рособрнадзора, для такой категории выпускников пройдёт в своей школе, а не в ППЭ. Проверку этих контрольных работ будут осуществлять учителя-предметники школы.
Содержание нового экзамена — это привычные нам задания ЕГЭ по русскому языку, только выполнить надо будет не все задания, а только с 1 по 24. Все эти задания можно посмотреть в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2021 года, размещённой на сайте ФИПИ:
ГВЭ по математике 2021 года для не поступающих в вузы
Согласно новому пресс-релизу Рособрнадзора содержание ГВЭ-2021 по математике для не поступающих в вузы будет состоять из некоторых заданий базового ЕГЭ по математике. Какие именно задания будут исключены из демоверсии ГВЭ, пока не сообщили. Пока вы можете ознакомиться с официальной демоверсией ЕГЭ по базовой математике 2021 года:
ФИПИ должно опубликовать демоверсии ГВЭ-2021 для не поступающих в вузы до 10 февраля 2021 года. Когда это произойдёт, мы будет иметь исчерпывающее представление о количестве заданий и уровне их сложности. Также мы надеемся, что ФИПИ и Рособрнадзор подробно разъяснят, сколько баллов необходимо будет набрать выпускникам, чтобы преодолеть минимальный порог для получения аттестата. А пока продолжаем готовиться к экзаменам. Кстати, ГВЭ пройдёт в этом учебном году с 24 по 28 мая.
Какие произведения прочитать для итогового сочинения
Забвению не подлежит
- М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
- А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
- “Слово о полку Игореве” (18 минут)
- М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
- А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)
Я и другие
- А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
- К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
- М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
- В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
- А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)
Время перемен
- С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
- А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
- Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
- А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
- М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)
Разговор с собой
- “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
- “Герой нашего времени (2006)
- “Мастер и Маргарита” (2005)
- “Отцы и дети” (2008)
- “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)
“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
- А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
- А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
- А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
- В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
- Дж.Роулинг “Гарри Поттер”
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения
1 абзац
Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису). Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.
То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме. Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.
2 абзац
Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.
В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.
В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).
3 абзац
Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”
Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.
Секреты и лайфхаки итогового сочинения
- Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
- Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
- Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
- Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
- Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот.