Структура и органы управления театрального института имени бориса щукина

История создания

Щукинское театральное училище было открыто в 1914 году, когда впервые Евгений Вахтангов провел свое первое занятие в любительском актерском кружке.

Сам Евгений Вахтангов когда-то был учеником Станиславского, но выбрал немного другую линию обучения и уже в 1913 году поставил свой первый спектакль. Однако его учителя не слишком оценили данную постановку, так как не видели в режиссере самостоятельную личность, а только своего ученика. Но Вахтангов долго и упорно трудился, находясь в поисках своей системы образования, идя от простого к сложному, чтобы донести до зрителя суть постановки.

Первое название «Московская драматическая Студия Е. Б. Вахтангова» было присвоено после того, как в 1917 году состоялась премьера спектакля. К сожалению, в эти годы Вахтангов болел раком и практически перестал присутствовать на занятиях, а свой самый известный спектакль «Принцесса Турандот» даже не смог увидеть и в 1922 году скончался от продолжительной болезни. Его последователи долго отстаивали здание и право на существование актерской школы и смогли получить статус Государственного театра им. Вахтангова, при котором существовала актерская школа.

В 1932 году школа получила статус среднего учебного заведения, в 1939 году ему присвоили имя Бориса Щукина, а в 1945 году — звание высшего театрального училища. Только лишь в 2002 году училище было переименовано в институт.

ОБЪЯВЛЯЮТ НАБОР ЦЕЛЕВОГО КУРСА

по специальности «Артист музыкального театра»
 

К конкурсным испытаниям допускаются лица, имеющие полное общее (средне) или среднее специальное образование, обладающие музыкальным слухом и вокальными данными, в возрасте: мужчины — до 26 лет, женщины — до 22 лет.

 
Конкурсные экзамены проводятся в следующем порядке, установленном и утверждённом Учёным советом института на 2007-08 учебный год:
 

1.     Творческие конкурсные испытания:

К первому прослушиванию абитуриенты готовят вокальные номера, которые можно исполнять под аккомпанемент концертмейстера или под фонограмму.

К следующему прослушиванию, последующим трём творческим турам и конкурсу абитуриенты, допущенные Приёмной комиссией к дальнейшим испытаниям, должны подготовить для чтения:
 
• басню, стихи, небольшой прозаический отрывок:

• вокальные номера:

• танцевальные номера

В период творческих испытаний будут оцениваться также речевые и пластические данные абитуриентов. Абитуриенты, прошедшие творческие испытания будут допущены к общеобразовательным вступительным экзаменам
 

2. Общеобразовательные вступительные экзамены:

• русский язык (сертификат ЕГЭ);

• литература (сочинение);

• коллоквиум (проверяется уровень знаний абитуриентов в области культуры и искусства, истории Отечества и др.. оценивается личностный потенциал будущего актёра).

Запись на прослушивание производится в помещении института.

Адрес института 119002, МОСКВА, Большой Николопесковский пер., дом 1

Адрес театра 125009, МОСКВА, Большая Дмитровка, д.6

Уровни образования и продолжительность обучения
в Театральном институте имени Бориса Щукина:

  Бакалавр  4 года,
  Специалист  4-5 лет,
  Магистр  6 лет.

Международный статус диплома Института подтверждается Министерством образования России и Комиссией ЮНЕСКО.
Театральный Институт имени Бориса Щукина объявляет набор аспирантов по специальности 170009 Теория и история искусства (с возможностью присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы»).

Для допуска к приемным экзаменам в аспирантуру до 15 октября необходимо предоставить реферат. Вступительные экзамены проводятся в первой декаде ноября: — Философия, — Иностранный язык, — Специальность (теория и история искусства).

Срок обучения – 3 года (очно) и 4 года (заочно). Обучение платное.

 
По окончании аспирантуры выдаётся свидетельство о квалификации педагога высшей школы по соответствующим направлениям.

В рамках послевузовского образования действует школа повышения квалификации педагогов театральных ВУЗов в форме практической стажировки (от 1 месяца до 2-х лет).
Второе высшее образование — платное.

Действуют подготовительные курсы для поступающих в театральные ВУЗы.

Чем привлекает этот вуз?

Главное преимущество этого вуза — особенности преподавания. Все основано на трех главных факторах.

Первое — это выстраивание элементов актерского мастерства в строгой логической последовательности.

Второе — целый учебный год посвящают созданию сценического образа. Студенты с преподавателями занимаются наблюдением, выполняют упражнения на фантазию, учатся перевоплощению, разыгрывают этюды, основанные на классическом литературном материале.

И наконец, последнее, но не менее важное. В Щукинском институте не действует система разрозненных творческих мастерских, как это бывает в других театральных вузах. Воспитание и обучение будущих артистов проводится централизованно

С каждым трудится вся кафедра актерского мастерства

Воспитание и обучение будущих артистов проводится централизованно. С каждым трудится вся кафедра актерского мастерства.

В этих составляющих и заключается секрет успеха института.

История

К моменту встречи в декабре 1913 года со студентами московских вузов, образовавшими любительский театральный кружок («Студенческую студию»), Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922) был сотрудником МХТ, студийцем Первой студии МХТ и им уже было написано знаменитое: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — всё. Проверить систему Станиславского на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить, или убрать ложь». Принимая приглашение любителей, главную свою задачу он видел в распространении системы Станиславского, оставляя за собой право на собственный поиск.

Студенты мечтали освоить азы системы сразу в процессе постановки спектакля[источник не указан 241 день]. И уже 26 марта 1914 года в помещении Охотничьего клуба состоялся спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Б. К. Зайцева. После громкого провала Е. Б. Вахтангов, считавший, что артиста нужно не столько учить, сколько воспитывать, предложил начать изучение системы Станиславского постепенно.

23 октября 1914 года состоялось первое занятие (лекция) Е. Б. Вахтангова в студии. Этот день и считается днём рождения института.

Свой следующий спектакль, «Чудо святого Антония» по пьесе М. Метерлинка, студия, в разное время называвшаяся по-разному — «Студенческая», «Мансуровская» (по местонахождению в Мансуровском переулке), «Студия Е. Б. Вахтангова» — сыграла только 15 сентября 1918 года, когда сформировалась студийная этика, были освоены элементы школы, сложился сильный — и не любительский, а уже вполне профессиональный[источник не указан 241 день] — коллектив.

В 1920 году, понимая, что он тяжело болен, и желая спасти студию, Е. Б. Вахтангов попросил своих учителей включить её в число студий МХТ. Так она стала 3-й студией МХТ, открывшейся в 1921 году новой редакцией спектакля «Чудо святого Антония». Новый адрес студии — Арбат, дом 26 — маленький полуразрушенный особняк, который студийцы[] своими силами превратили в театр. Е. Б. Вахтангов успел поставить здесь сказку К. Гоцци «Принцесса Турандот», спектакль, в котором наиболее ярко выразилось то творческое направление, которое он сам назвал «фантастическим реализмом».

29 мая 1922 года Евгений Багратионович умер. С первой встречи со студийцами[] в декабре 1913 года не прошло и десяти лет, но за это время Вахтангову удалось заложить основы школы и театра, которые живы и сейчас[источник не указан 241 день]. Его личность, его идеи, его восприятие системы Станиславского и способы воспитания были настолько мощными, что, оставшись одни, студийцы[] смогли и сохранить школу, и отстоять её самостоятельность.

В 1925 году руководителем школы стал Борис Евгеньевич Захава (1896—1976).

В 1926 году театр-студия получил статус государственного театра. До 1937 года школа существовала внутри театра. Студенты принимались в школу только в том случае, если у театра была необходимость в новых артистах. Они учились и одновременно играли в спектаклях театра, причём сразу, с самого начала обучения. Их педагогами были прямые ученики Вахтангова: Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, В. К. Львова, А. И. Ремизова, Л. М. Шихматов, А. А. Орочко, Ц. Л. Мансурова, Р. Н. Симонов.

В 1937 году школа переехала во вновь построенное здание по адресу: Большой Николопесковский переулок, дом 12а, — и отделилась от театра. Школа существовала на правах техникума, но период обучения уже был четырёхгодичным.

В 1939 году в возрасте сорока пяти лет Борис Васильевич Щукин скоропостижно скончался. В память о нём в том же году училищу присвоено его имя.

В 1945 году училище получило статус вуза.

С 1953 года появились национальные студии — группы студентов из союзных и автономных республик. Национальные коллективы сохраняются в Щукинском институте до сих пор.

В 1959 году создано заочное режиссёрское отделение.

В 1964 году возник Театр на Таганке во главе с Ю. П. Любимовым, выпускником училища, актёром театра имени Е. Вахтангова и педагогом школы имени Щукина.

После смерти Б. Е. Захавы в 1976 году десять лет училищем руководил Г. А. Пелисов, придавший развитию училища новый импульс[обтекаемое выражение].

С 1987 по 2003 год училище возглавлял народный артист СССР, профессор В. А. Этуш (позднее — художественный руководитель училища).

В 2003 году ВТУ имени Б. В. Щукина переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.

В 2003 года ректором института стал народный артист РФ, профессор Е. В. Князев.

С 2009 года в институте действует отделение дополнительного образования с двухлетним курсом обучения по программе «Мастерство актёра» для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.