Егэ по литературе: задание № 17

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

  1. … ….

II. Аргументация

  1. … …
  2. … …

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1. Эта тема давно волнует человечество; 2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

3. (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»;

4. Эта тема интересует многих писателей.

Обозначение проблемы 1. (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …; 2. (Название проблемы) актуальна и по сей день;

3. Данную проблему автор затрагивает в своём произведении.

Комментарий проблемы 1. Эта/данная проблема означает… 2. Автор хочет донести до нас…;

3. Суть проблемы состоит в том, что…

Авторская мысль 1. Авторская позиция заключается в том, что…; 2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

4. Автор убеждает нас в том, что…

Собственное мнение 1. Я полностью разделяю точку зрения автора; 2. Позиция автора близка и мне;

3. Нельзя не согласиться с (имя автора);

4. Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения.

Литературная аргументация 1. Основная мысль чётко выражена в произведении (название); 2. Данная тема отображена в (название произведения);

3. Эта проблема/тема волновала многих писателей;

4. Эта тема встречается во многих произведениях.

Заключение 1. Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность; 2. Сложно не согласиться с авторским мнением;

3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4. Подводя итог, можно сказать, что….;

5. Как мы видим…

Тема воинского подвига в отечественной литературе в.п. 20 века

(418 слов) Тенденция доминирования темы воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века исторически обусловлена: советский народ победил «коричневую чуму» и избавил Европу от фашизма. Но эта победа далась ему нелегко. Многочисленные жертвы подсчитываются до сих пор. Литература отразила немыслимые страдания людей, которые выше себя поставили нравственный долг по отношению к Родине

Благодарные потомки должны уделить особое внимание анализу послевоенной литературы, где поднимется тема подвига, важная для сохранения исторической памяти

Одним из наиболее известных и резонансных произведений о народном подвиге является повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Автор описал героический поступок отряда зенитчиц, которые своими недостаточными силами удерживали вражеских диверсантов и сорвали их операцию. Под командованием старшины Васкова молодые девушки храбро боролись с солдатами, не жалея своей жизни. Все они погибли, но каждая героиня внесла свой вклад в успех операции… Или не каждая? Собственно, вклад и операция в книге находятся на заднем плане. Автор повествует не о подвиге в традиционно-официозном значении этого слова. Нет в сюжете грандиозных батальных сцен, горы вражеских трупов и феноменальных успехов, как во множестве современных фильмов. Лиза, например, не сделала по врагам ни одного выстрела, она утонула в болоте. Галя и вовсе струсила и выдала свое место положения. Соня попала в засаду и ничего не успела предпринять. Героизм Риты, Сони, Жени, Гали и Лизы заключается именно в том, что они не были героями и не должны были ими быть. Неподготовленные к серьезному бою зенитчицы были специально направлены в тихое место, где ничего не случалось. Однако они не дрогнули перед опасностью и встретили ее достойно, хотя за робость женщин никто бы не осудил. Они же задержали диверсантов своими силами и одержали нравственную и фактическую победу над оккупантами: обычные люди, не озверевшие от крови, не наделенные мощным оружием, смогли остановить вооруженных до зубов бойцов, закаленных в жестоких сражениях. Безликая и бесчеловечная машина фашизма была выведена из строя и кем? Вчерашними школьницами, которые вздрагивают от выстрелов и влюбляются в командиров. За свою землю, за свои идеалы в строй встали даже девушки, сила которых заключается в любви, а не в ненависти. Этот пример позволяет сделать вывод, что подвиг советского народа заключается в человечности и стойкости, которые помогли закончить войну, а не развязать еще одну.

Таким образом, тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины 20 века раскрывается в свойственном русским писателям гуманистическом направлении. Б.Л

Васильев, как и многие авторы, акцентировал внимание не на фактическом результате героического поступка и не на его идеологической роли. Они писали о простом человеке, который сделал нравственный выбор и пожертвовал всем, но не своей человечностью

В этом и состоит его сила.

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему. Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию. Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения. Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы. Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины – композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту – там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты. Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ. С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема. Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное. По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Как писать аргументы в сочинении?

Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.

Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.

Выпускники часто интересуются: «можно ли написать сочинение без аргументов?». Можно, но тогда вы потеряете до 6 баллов, которые могут стать решающими при поступлении.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

  1. … ….

II. Аргументация

  1. … …
  2. … …

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Как формулируются темы?

Тема-вопрос. Содержание сочинения предполагает ответ на этот вопрос. Уходить от заданного вопроса в сторону очень опасно. Подменить его другим — тоже неправильно. Подумайте, какой ответ дать, как его аргументировать, вспомните, есть ли другие мнения по этому поводу.

Тема-провокация

предполагает дискуссию, диалог с воображаемым оппонентом — здесь важно доказать свою точку зрения. Тема-понятие

Тема-понятие.

От того, как ученик трактует понятие, зависит его успех на испытании

Поэтому так важно раскрыть значение ключевой фразы, объяснить ее и представить свое толкование. А после перейти к углублению и раскрытию темы

Тема-цитата.

Это могут быть две точки зрения — пересечение мнения автора цитаты и точки зрения ученика. В таком сочинении тоже, безусловно, есть место диалогу.

Какую роль в раскрытие образа Чацкого играют монологи героя?

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов затронул актуальную для дворянства проблематику. Главный герой, Александр Андреевич Чацкий — человек прогрессивный, но пока одинокий в своих начинаниях. Он произносит несколько монологов, которые характеризуют и окружающих, и его самого. Этот образ откроет галерею «лишнего человека» в русской литературе.

При разговоре с Фамусовым Чацкий обличает «век минувший», характеризуя его рабскими представлениями о продвижении в карьере. Только лесть могла помочь, подлинному таланту не было места среди высших чинов. «Век нынешний», по словам Чацкого, отличается большей свободой, отсутствием поголовного раболепства. Герой признает, что подлецы остались, но их сдерживают смех и стыд. Эти горячие речи характеризуют Чацкого как благородного и смелого, но далекого от жизни человека (позже он поймет, что «век минувший» не совсем отошел от жизни дворян).

На похожую тему рассуждает Чацкий в знаменитом монологе «А судьи кто?». Здесь герой порицает авторитеты минувшего века, так как эти люди заслужили уважение подлостью, лживостью, награбленным состоянием и барскими причудами. Герой уже не так наивен в мыслях, что все это прошло. Он говорит, что человек новой формации испытывает колоссальное давление со стороны этих авторитетов, которые хранят свою власть. В монологе показываются наблюдательность, благородство и ум Чацкого, он резко отличается от влиятельных и подлых людей.

В финальном монологе Чацкий находится в подавленном состоянии: Софья отвернулась, его объявили сумасшедшим. Герой уходит, но перед этим произносит самый обличительный монолог. Здесь уже нет места светским приличиям, только жесткая правда. Он порицает Софью за то, что она не сказала ему прямо о своем увлечении Молчалиным, порицает последнего за его льстивость и угодливость ради личных благ. В итоге Чацкий обобщает обличение до всего общества, не видя в этих людях тот самый «век нынешний» с его свободой, правдой. Здесь показано крушение идеалов героя, все его положительные качества оказываются ненужными. Общество еще не готово меняться, потому Чацкий уходит.

Таким образом, монологи главного героя показывают его живой ум, наблюдательность, смелость, устремленность к лучшему. Переходя от монолога к монологу, можно заметить, что Чацкий постепенно понимает свое одиночество. Однако молча принимать несовершенства общества он не может. Благородный и честный герой уходит, но его дело улучшения общества остается в веках.

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

Расскажите своему маленькому школьнику про трёх основных «китов», на которых строится творческая работа: введение, основная часть и заключение.

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Задание 9 из ЕГЭ по литературе

Задание 9 ЕГЭ по литературе относится к разряду довольно сложных. Его суть заключается в умении описать литературный процесс, сопоставить события, провести анализ и определить связи.

Особенности

Девятое задание единого госэкзамена по литературе часто становится камнем преткновения для выпускников. Все дело в том, что сопоставительное литературоведение – сложный и многогранный процесс, с множеством понятий, определений и методов. К тому же в рамках общей школьной программы оно изучается не достаточно глубоко, что и приводит к сложностям при сдаче итогового испытания по предмету.

Чаще всего в этом задании приводится отрывок из известного произведения. Тогда экзаменуемым предлагается сравнить его с другим произведением – найти сходства и отличия, а также сделать выводы и сформулировать грамотный полный ответ на поставленные вопросы. Еще один вариант – привести два примера из литературных произведений, в которых раскрывается отображенная в задании тема. И затем также произвести анализ и сопоставление по заданным параметрам.

Как правильно выполнить?

Для успешного выполнения задания 9 ЕГЭ по литературе следует придерживаться алгоритма:

  • изучить вопросы, поставленные в задаче;
  • внимательно изучить представленное произведение – вспомнить название и автора, определить основную тему, характерный конфликт;
  • определить произведение для сравнительного анализа;
  • найти сходства и различия в сюжетах, мотивах, образных средствах, лексических оборотах, изобразительных средствах;
  • сформулировать последовательный, содержательный ответ.

Для получения высокого балла выпускникам необходимо дать прямой ответ, а также провести подробное сопоставление.

Критерии оценки

В зависимости от того, насколько глубоко проработано задание, оно может принести разное количество баллов. Максимальная оценка – 10 баллов.

  • верно указаны автор и название первого произведения, тексты сопоставлены, проведен анализ, нет искажения позиции автора – 2 балла;
  • правильно названо второе произведение, проведены анализ и сопоставление, не искажена авторская позиция – 2 балла;
  • нет фактических ошибок, выполнен развернутый, всесторонний анализ произведений, правильно выбраны для сравнения ключевые моменты – отображены основные мотивы, микротемы, важные детали – 4 балла;
  • при ответе отсутствуют речевые и логические ошибки – 2 балла.

На заметку

при подготовке к единому государственному экзамену по литературе уделите особое внимание сопоставительному литературоведению – изучите дополнительные источники информации, при необходимости воспользуйтесь услугами репетитора;
учитесь анализировать текст – находить его суть, мотивы, отмечать выразительные средства и детали, влияющие на его смысл;
для успешного выполнения задания необходимо владеть хорошей базой русской литературной классики, ориентироваться в наиболее известных произведениях и авторах.

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему. Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию. Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения. Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы. Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины – композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту – там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты. Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ. С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема. Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное. По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение 8

В приведенном фрагменте проявляются отрицательные черты характера Тихона Кабанова.

Во-первых, показана духовная слабость героя. Он беспрекословно подчиняется матери и не может возразить ей, отстоять свою точку зрения. Тихон признает свою бесхарактерность, но не может ничего сделать с этим и продолжает смиряться с самодурством Кабанихи: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!».

Во-вторых, автор отмечает двуличие героя. Кабанов говорит матери, что уважает и любит ее, но на самом деле он с трудом выслушивает ее нравоучения. В силу своей трусости Тихон не может сказать Марфе Игнатьевне, что испытывает неприязнь по отношению к ней: «Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!».

Итак, в данном фрагменте проявляется не только слабость характера, но и двуличие Тихона.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
  4. Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
  5. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.

Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.

Основные требования к сочинению

Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:

  • Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
  • Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
  • Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
  • Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.