Десять полезных онлайн-ресурсов для учителей

Название и концепция

Нейминг и брендинг — важные вещи не только в позиционировании товаров, но и для создания имиджа специалиста. Образовательные услуги — тоже товар, который заслуживает того, чтобы его оценивали в соотвествии с вашими компетенциями.

Скорее всего, с помощью сайта вы хотите рассказать о своих достижениях и подходе к учительству. В чём ваш уникальный метод? Может быть, вы выстраиваете занятия таким образом, чтобы дети учили друг друга, или уверены, что изучать иностранный язык только по книгам не имеет смысла? Что, по-вашему, главное в изучении предмета? Усидчивость, воображение, развитие логического мышления, умение видеть красоту, практика?.

Мы уверены, что вы сформулируете что-то более оригинальное и важное именно для вас. Краткий и содержательный текст имеет смысл разместить на главной странице

Объяснение того, чем вы отличаетесь от десятков других учителей английского языка (математики, истории…) пригодится, в частности, тем, кто занимается репетиторством. Продвигая частные уроки в сети, вы расширяетете аудиторию и помогаете заранее понять, подходит ли потенциальным ученикам ваша методика. Поэтому текст должен быть вдохновляющим, но правдивым. Если вы любите классические подходы, не нужно создавать образ учителя, который поёт с учениками под гитару.

Не называйте плод своих трудов «Персональный сайт учителя Иванова Е.А.» или «Сайт учителя математики шк. 257» — это звучит очень сухо, а иногда отдаёт манией величия.

Лучше придумать оригинальное, но не слишком вычурное название, а информацию о себе вынести в соотвествующий раздел. Чтобы на ум пришло что-то свежее и точное, будьте искренним — что нравится вам в своём предмете? Красота математики, парадоксы физики, или то, что биология — наука о самой жизни? Именно это можно вынести в заголовок. Ещё один источник названий — назначение и формат ресурса. Журнал заметок, интерактивный учебник, картинная галерея? Пусть это будет понятно из названия.

В шапке сайта лучше не размещать приевшиеся цитаты великих, которые и так кочуют по школьным стенгазетам из года в год. Если всё же цитируете кого-то, пусть цитата будет редкой и действительно остроумной.

Мария Терешкова
дизайнер интерфейсов

— Я была удивлена, обнаружив на сайтах российских учителей сведения о курсах валют, погоде, рекламные баннеры и счётчики посещаемости. Для отслеживания активности на своём сайте достаточно просто подключить Яндекс.Директ или Google Analytics, статистика которых будет куда информативнее, чем у Livejournal и uCoz.

Современные дети и подростки — довольно продвинутые интернет-пользователи, им тоже важно быстро и просто получить необходимую информацию. Поэтому я рекомендую учителям избавиться от старой трёхколоночной вёрстки

Как минимум, по той причине, что современный веб стремится к легкости и простоте восприятия

Три колонки создают много «визуального шума» и рассеивают внимание

Сейчас появляется много удобных онлайн-конструкторов для сайтов. В большинстве таких сервисов уже предусмотрены хорошая типографика и внешний вид блоков. Вам будет достаточно просто настроить под себя цвета, отступы и вид отображения блока. Да, дети у нас всегда ассоциируются с яркими и позитивными цветами, но не стоит злоупотреблять ими на сайте, добавлять крупные и яркие картинки на фоне, анимированные гиф-изображения цветов и растений. Старайтесь в изображениях сайта отражать специфику вашей преподавательской деятельности.

Фон сайта на «народе». Котик бегает.

Где сделать сайт?

Это может быть интересно


5 сервисов для создания видеопрезентаций

Сайты учителей, созданные на uCoz (бывший Narod.ru) часто выглядят не лучшим образом. Их отличают однообразная, узнаваемая структура, устаревший стиль и ядерные сочетания цветов, которыми владельцы украшают свои странички. На бесплатном сайте будет появляться навязчивая реклама. У административных и образовательных учреждений есть возможность избавиться от баннеров, но не все ею пользуются. Однако uCoz’ом пространство возможностей не ограничивается.

Существуют различные бесплатные CMS, например, WordPress, Drupal или Joomla.

Можно воспользоваться конструктором сайтов Wix — в базовом варианте платить не нужно. Однако по красоте и современности он проигрывает сервису Tilda, с помощью которого можно выбирать шаблоны на любой вкус и элементы, сочетающиеся с ними по стилистике. Базовый аккаунт Tilda бесплатный, но его функции будут урезанными. Пробного режима достаточно, чтобы понять, захотите ли вы оплачивать аккаунт. Возможно, Tilda больше подойдёт для отдельных проектов, страницы которых можно будет экспортировать на ваш сайт.

Ещё один вариант — сервис Blogger. В записях можно размещать тексты, видео и фотографии, упорядочивая их по темам с помощью тэгов. Для Blogger тоже делают множество тем. Например, такие жизнерадостные шаблоны для учителей начальных классов и преподавателей творческих студий для самых маленьких (тут тоже лучше выбрать что-то поспокойнее). Никто не мешает использовать таким образом любой современный сервис для ведения блогов. Это менее профессиональный, чем создание сайта, но простой и не затратный вариант.


Михаил Художилов
директор студии дизайна

— Нормальный сайт учителю нужен, чтобы собственные ученики над ним не издевались. Потому что на фоне остального интернета сайты учителей выглядят приветом из 2004 года, когда такое было приемлемо. Сейчас это оформление кажется нелепым.

Чтобы сайт выглядел хорошо и современно, лучше всего его, конечно, купить. Суммы обычно небольшие, до 3000 рублей. Хостинг Timeweb может предоставить и бесплатно, если им об этом написать: объяснить, что вы работник образования и хотите сайт на WordPress. Для учительских сайтов существует огромное количество и платных, и бесплатных решений. Здесь многое зависит от вкуса и типа контента — у кого-то больше картинок, у кого-то больше текстов. Стоимость хостинга будет примерно 100 рублей в месяц, шаблон с установкой и помощью разработчика 3500 — 5000 рублей однократно.

Ещё можно обратиться в студии и попросить оказать помощь. Многие согласятся сделать сайт бесплатно, чтобы пополнить портфолио добрых дел. И шаблон настроят, и покажут, как всё работает.

Назначение и структура

Первое, что спрашивают веб-разработчики у клиентов — зачем вообще нужен сайт. В зависимости от этого выбирается подходящая структура. Сайт учителя может служить школьной летописью, методической копилкой, рабочим фотоальбомом, папкой с документами и наградами, сборником интерактивных заданий, а также помогать в поиске учеников для частных занятий и единомышленников для совместных проектов.

Самый популярный и удобный формат для сайтов учителей — это визитка (если ваша цель — разместить базовую информацию о себе, расписание и избранные материалы) или блог (если вы собираетесь часто и много писать о школьной жизни, интересных методиках, книгах по специальности и многом другом). Возможны более специализированные варианты — например, сайт-галерея (например, вы учитель МХК или просто хотите сконцентрироваться на изображениях), либо онлайн-портфолио с таймлайном, где вы будете отмечать важные события.

Если вы намерены использовать сайт как полноценный учебный проект (например, для организации смешанного обучения или выстраивания индивидуальных траекторий), подход будет ещё более серьёзным. Такой ресурс должен быть интерактивным онлайн-учебником с возможностью обратной связи, содержащим всё необходимое для самостоятельной работы учеников.

Раскидать весь контент, который у вас есть, по десяткам неупорядоченных страниц и увенчать всё это собственной фотографией в обрамлении клип-арта — не самая лучшая стратегия.

Пользователю должно быть удобно искать информацию. Продумайте и начертите разветвлённую структуру сайта: сперва основные разделы, потом страницы в них. Для этого можно воспользоваться майндмэп-сервисом. Кстати, не спешите удалять черновики, даже когда разделы на сайте будут созданы: возможно, результат получится таким удачным, что вы захотите разместить материал о том, как шёл творческий процесс.

Электронные школьные дневники

Дневник.ру

Цифровая образовательная платформа

Дневник.ру — закрытая защищённая цифровая образовательная платформа для образовательных организаций, в которой зарегистрировано большинство школ страны. В этой электронной системе установлена связь между учителями, учениками и родителями. Участники сети могут следить за успеваемостью и отправлять друг другу сообщения. Ученики следят за оценками, расписанием и домашними заданиями, а родители — за успехами своих детей прямо через телефон или компьютер. 

Московская электронная школа 

Электронный журнал и дневник МЭШ 

Это один из ключевых сервисов проекта «Московская электронная школа». С помощью дневника и журнала МЭШ администрация школы эффективно управляет образовательным процессом, определяет аттестационные периоды, формы промежуточной аттестации, а также обеспечивает автоматическое формирование отчётов об успеваемости. Учителя формируют календарно-тематический план и составляют поурочное планирование, распределяют элементы содержания по урокам, связывают их с учебниками и сценариями уроков, проводят промежуточную аттестацию. Родители же имеют полную информацию о ходе и результатах обучения своих детей. 

Петербургское образование 

Электронный дневник 

Сервис «Электронный дневник» на портале Петербургское образование обеспечивает оперативное, надежное и безопасное информирование родителей и обучающихся о ходе обучения детей в школах Санкт-Петербурга. Возможности для родителей: электронный дневник, расписание и успеваемость, общение с учителями 

1dnevnik.ru 

Электронный журнал школы 

Ресурс объединяет в себе целую сеть общеобразовательных и специализированных школ из разных уголков РФ и СНГ. Электронный дневник сможет поведать родителям все подробности учебной деятельности ребенка: от домашнего задания на ближайшие дни до оценок за контрольные. С помощью системы родители смогут следить за  успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий,  домашними заданиями, оценками, общаться  онлайн с учителями и администрацией школы.

Примеры сайтов учителей

Для наглядности и более детального понимания приведем несколько примеров сайтов для учителей. 

С точки зрения содержания многие сайты выглядят достаточно информативными. Однако не стоит забывать, что важную роль играет также и визуальная составляющая. 

При создании любого персонального сайта для учителя рекомендуем использовать следующие принципы: 

  • ставьте ясную цель (вы должны понимать, зачем вам нужен сайт и для кого он);
  • не копируйте тексты из Интернета (пишите о себе, своем опыте самостоятельно);
  • придерживайтесь установленного формата структуры сайта (если вы создали сайт-визитку, не стоит превращать его в блог, и наоборот);
  • не игнорируйте добавление фото на сайт (используйте личные фотографии или фотографии из фотостоков).

По материалам блога для учителей и репетиторов образовательной компании MAXIMUM Education.

Платформы и сервисы для организации дистанционного обучения

Использование обучающих платформ и систем помогает учителям перенести классную работу в онлайн в практически неизменном виде.

Учи.ру

Образовательная онлайн-платформа

Учи.ру — популярная российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной формеКаждый ученик получает возможность самостоятельно изучить курс в комфортном для себя темпе с необходимым именно для него количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки, социальных и географических условий.Также здесь доступны и другие функции: обучение программированию; подготовка к ВПР; подготовка к ОГЭ; организация олимпиад.Сервис отличается красочным интерактивным контентом, работают системы пояснений и рекомендаций для достижения образовательных целей.

СберКласс

Школьная цифровая платформа

Платформа СберКласса спроектирована на базе персонализированной модели образования (ПМО) — комплексного педагогического, цифрового и управленческого решенияОсобенности: свобода ученика в выборе образовательной траектории и темпа ее освоения, вариативный и адаптируемый контент, соответствующий требованиям ФГОС, уровневая система сложности заданий, индивидуальная и групповая форма работы, интерактивность и геймификация

Интерактивная рабочая тетрадь

Интерактивный сервис для школы

Интерактивная рабочая тетрадь — совместный проект АО «Издательство „Просвещение“» и онлайн-школы Skysmart поможет сформировать и разослать ученикам задание и просмотреть результаты его выполнения. В ней можно найти задания для учеников 5–11 классов по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку. С этими тетрадями можно переводить обучение в онлайн-формат, не меняя учебный план. Она позволяет учителю быстро выбирать и отправлять задания, а потом сама проверяет их в автоматическом режиме, анализируя ошибки и формируя для учителя статистику по классу. 

Виды учительских сайтов

Сайты учителей могут быть разных видов, о каждом из них мы подробнее расскажем.

С точки зрения функциональности:

  1. Сайт-визитка. Сам по себе очень напоминает портфолио учителя, только в электронном формате. На такой странице можно найти основные сведения о педагоге, контактные данные, расписание занятий и, например, учебные материалы. 
  2. Блог. На таком сайте размещаются истории из учебной жизни, фото и видеоотчеты, материалы о различных методиках преподавания и другая подобная информация. Наиболее актуален этот формат для тех, кто планирует регулярно рассказывать о своей деятельности. 

С точки зрения целевой направленности:

  1. Для учеников. В данном случае учитель может размещать информацию для учеников, которым он преподает предмет. 
  2. Для других учителей. На таком сайте располагается информация с полезными методическими материалами, советами и темами для обсуждений. 
  3. Для аттестационной комиссии и работодателей. Сайт может включать в себя различные достижения учителя.

Функционал

Главная задача личного кабинета «Учителя будущего» заключается в возможности повышения квалификации с использованием современных способов и методик. Но предлагаются также и сопутствующие услуги:

  • Запись на курсы, чтобы улучшить свое качество взаимодействия с учениками. Также есть курсы повышения знаний и навыков в профильных областях;
  • Проходить обучение в дистанционной форме, в удобное для себя время. Так можно будет составлять график, который не будет отвлекать педагога от основного процесса образования;
  • Принимать участие в конкурсах, записываться на них. Чтобы это сделать, педагог должен подходить под требования, равно как соблюдать заданные условия. В противном случае он не сможет принимать участие;
  • Проходить различные тестирования. Некоторые из них требуются для того, чтобы лично убедиться в своих знаниях. Остальные же нужны для повышения квалификации или сдачи экзаменов по пройденным курсам. Результаты тестирования отображаются в личном кабинете;
  • Активное использование и внедрение в практику цифровых технологий, чтобы упростить образовательные процессы, равно как улучшить взаимодействие между учителями и учениками;
  • Пользоваться форумами и другими площадками на сайте, чтобы обмениваться опытом и накопленными знаниями с остальными работниками сферы образования.

Что размещать?

Наполнение сайта тоже зависит от целей назначения ресурса, предмета и специфики работы. Хорошо, если на сайте, кроме формальных вещей (сведения о повышении квалификации, об участии в конкурсах, наградах), будет что-то практически ценное для учеников. Ресурс, где есть книги для загрузки, тренировочные задания и оперативно обновляемая информация, окажется в их закладках между социальной сетью и онлайн-кинотеатром (это почётное место). 

Вот только некоторые идеи возможного контента:

  • ссылки на русскоязычные и зарубежные ресурсы по вашему предмету;
  • список избранной литературы, ссылки для скачивания книг;
  • отчёты о школьной жизни учеников, фотографии с внеклассных мероприятий;
  • расписание занятий, организационная информация;
  • интерактивные задания, благодаря которым сайт может стать онлайн-учебником;
  • задания ЕГЭ;
  • описание опытов и экспериментов, которые можно повторить дома;
  • список ваших публикаций;
  • научно-методические материалы;
  • видеозаписи открытых уроков;
  • авторские эссе, заметки и статьи о педагогике и предмете;
  • ваши вебинары — онлайн-занятия по какой-то теме (их можно дополнить текстами и заданиями);
  • анкеты и опросники для учеников и родителей, если вы хотите получать обратную связь;
  • ваши контакты и виджеты соцсетей.

Восстановление пароля

Если требуется восстановить доступ к личному кабинету проекта «Учитель будущего», тогда необходимо выполнить следующее:

  1. Зайти на стартовую страницу проекта и перейти через нее в раздел идентификации учителей.
  2. На https://e-learning.dppo.edu.ru/login/index.php нажать на «Забыли логин или пароль».
  3. Открывается https://e-learning.dppo.edu.ru/login/forgot_password.php, где начинают ввод, и система автоматически ищет профиль. Можно вводить или логин, или электронный адрес.
  4. После поиска нужного адреса появляется кнопка с возможностями для восстановления.
  5. Нажать на нее, и получить письмо с дальнейшими инструкциями.

Инструменты для создания личных сайтов учителя

Как мы уже говорили ранее, чтобы создать сайт бесплатно или с минимальными вложениями, не нужно обладать навыками программирования. Сейчас существует множество базовых шаблонов, которые можно подстроить под любую тематику. Портфолио учителя не является исключением.

Наиболее популярные и простые в использовании конструкторы:

Современный рынок предлагает также и специализированные шаблоны учительских сайтов. Они более просты в использовании, но имеют ограниченный круг форматов и стилей. К тому же, вполне вероятно, что подобный сайт уже принадлежит одному из ваших коллег.

Школьный сайт. За 900 рублей есть возможность создать стандартный личный сайт учителя, например, для аттестации.

Немного о дизайне

Давайте прислушаемся к совету эксперта — вряд ли изображение радостной скрепки или анимация с танцующей собачкой действительно необходимы. При этом не нужно отказываться от изображений совсем. Пусть они будут удачно размещены на странице и выглядят скорее так, чем вот так. Бабочки, цветы, искорки — об этом лучше забыть сразу. Подобные клип-арты и разделители, как и цветные нечитаемые надписи, были настолько дискредитированы, что даже вошли в моду снова — в рамках интереса подростков к китчу и ретро-интернету. Если вы осознанно делаете ироничный сайт в стилистике «вебпанк», лучше сразу создавать блог на Tumblr, как ваши ученики.

Тексты должны легко восприниматься. Вы же не хотите, чтобы читатели испортили себе зрение? Советуем обойтись без тёмного фона страниц и проследить, чтобы в оформлении было не больше 4-х цветов. Принципу благородной сдержанности советуем следовать и при выборе начертаний. Откажитесь от всего слишком заковыристого. Простые варианты — Times New Roman, Verdana и Arial —не подведут. Словом, в оформлении сайта применимы те же принципы, что и для презентаций в Power Point.

Чтобы обзавестись готовым стилем и не попасть под обаяние искрящегося славянского шрифта, воспользуйтесь шаблонами.

Там уже будет профессиональная типографика, а о многих вещах подумают за вас. Например, для WordPress есть очень достойные стили, в том числе, сделанные специально для образовательных нужд — как платные, так и бесплатные. Экспериментировать с шаблонами, меняя все цвета и элементы — занятие увлекательное, но не для новичков, легко перестараться и всё испортить. Поэтому мы советуем для начала пойти по пути наименьшего сопротивления и довериться выбору дизайнеров.

Мы уверены, что в любой работе есть то, о чём хочется рассказать, и то, что действительно вдохновляет. Пусть вдохновение и искренность будут уравновешены чёткой структурой правильно выбранной визуальной формой, а подбор материалов сделает ресурс по-настоящему полезным.

Надеемся, что какие-то из этих идей пригодятся вам в освоении веба. Главное, не делать объёмный текст с эффектами. Никогда.