Система оценок в американских школах: отличие от российской системы

Синдром отличника

Дети любознательны от природы. Дошкольникам всё интересно, всё хочется попробовать. Ситуация меняется, когда ребёнок идёт в школу и знакомится с «Её величеством» оценкой.

Школьные оценки разрушают мотивацию, поскольку поощряют не за усилия, а за результат. Получил «пятёрку» — молодец, «двойку» — плохой.

Постепенно ребёнок начинает мыслить и действовать только в рамках пятибалльной шкалы. За задание будет отметка? Тогда сделает. А если нет, то найдёт дела поважнее. И зачем стараться по математике, если взрослые говорят, что он гуманитарий, а учитель выше «тройки» никогда не ставит?  

Работа на оценку превращает отстающих учеников в списывальщиков, а у тех, кому учёба даётся легко, порождает синдром отличника.

Синдром отличника — это стремление достигать исключительно превосходных результатов ради похвалы и одобрения окружающих.  

Казалось бы, что плохого, когда прилежная девочка или мальчик старается получать только «пятёрки»? Психолог «Домашней школы Фоксфорда» видит в этом несколько опасностей и советует избавляться от синдрома отличника.

«Ребёнком с синдромом отличника движет страх огорчить значимых для него взрослых. Он усердно учится не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы избежать нареканий. Проблема такой мотивации в том, что она ограничена по времени. Сегодня выучил и получил “пятёрку”, а завтра забыл. Потому что цели уяснить материал не было, было желание заработать отметку. Но самое плохое, когда этот ложный перфекционизм переносится во взрослую жизнь. Это одна из причин, почему школьные отличники часто не успешны в карьере и отношениях. Они не побороли свои страхи, не научились адаптироваться к обстоятельствам и воспринимать ошибки как точки роста».

Дело не в количестве баллов

Главные аргументы против введения новых систем оценивания связаны с общим пессимистическим настроем учителей и родителей: оценки в любом случае, по целому ряду причин, не отражают реальной картины, и пять это баллов или пятнадцать, не так важно.    . Марию Большакову, члена Общественной палаты Московской области и маму шестиклассницы, существующий порядок устраивает

Она считает, что увеличение шкалы поможет лишь усилить конкуренцию между детьми, но не улучшить успеваемость. Есть и другая причина: «Большая чуткость предполагает большую субъективность, – говорит Мария. – А оценка – это вообще не совсем про знания»

Марию Большакову, члена Общественной палаты Московской области и маму шестиклассницы, существующий порядок устраивает. Она считает, что увеличение шкалы поможет лишь усилить конкуренцию между детьми, но не улучшить успеваемость. Есть и другая причина: «Большая чуткость предполагает большую субъективность, – говорит Мария. – А оценка – это вообще не совсем про знания».

«Оценки детей сейчас не сильно мотивируют, – считает Ольга, мама пятиклассника, репетитор по немецкому языку. – Многие из них уже понимают, что главное – знания, которые они получают, а не баллы». Ольга говорит, что переход на новую шкалу себя не оправдает: «Оценка в любом случае субъективна, часто зависит от отношения и даже настроения учителя, настроения ребенка, везения. Поэтому вводом дополнительных баллов мы все равно не получим объективный на 100 % срез знаний».

С другой стороны, некоторые родители считают, что пятибалльная система мотивирует детей своей простотой и понятностью. Они боятся, что детям будет сложно ориентироваться на более чуткую шкалу, особенно поначалу. Дополнительных трудностей опасаются и учителя: порой непросто объяснить родителям, почему у ребенка четверка, а не пятерка; с восьмеркой и девяткой вряд ли будет проще. 

Подведем итог. Пятибалльная шкала, особенно в сегодняшних условиях, действительно отличается грубостью, тем более на фоне стобалльной шкалы ЕГЭ. Возможно, переход на другую систему сделал бы оценки в дневниках несколько более справедливыми и объективными. Однако уверенности в этом нет, ведь с оцениванием связан целый комплекс проблем, и недостаточная чуткость шкалы – только одна из них. Между тем сам процесс перехода на новую систему несомненно оказался бы болезненным. 

Двойка за поведение – возможно ли?

Как часто мы встречаем истории о том, что учитель поставил двойку за плохое поведение или отсутствие учебника на парте… Если вы оказались в подобной ситуации – знайте, что учителю КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается выставлять текущие отметки (помните, что они предназначены для оценки знаний?) за:

• поведение на уроке или на перемене;
• отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов;
• отсутствие письменного домашнего задания (см. пункт выше);
• работу, которую обучающийся не выполнил, в связи с отсутствием на уроке, на котором эта работа проводилась.

Оценка за поведение может быть выставлена лишь при соответствующих локальных актах, на основании четких нарушений Правил внутреннего распорядка для обучающихся и в отдельную графу. А в вашей школе ставят двойки за поведение, отсутствие учебных материалов или домашнего задания, которое «съела собака»?

Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.

Снижение отметки за почерк – это нормальная практика?

Сколько я видела тетрадей, безжалостно перечёркнутых красной ручкой с надписями об ужасном почерке и оформлении – не счесть. Родители в шоке, ребенок в еще большей стрессовой ситуации, а все от того, что педагогу не нравится почерк ребенка, который далёк от каллиграфического, но вполне читаем. Что же на данный вопрос говорят локальные акты школы?

Рассмотрев различные документы, мы поняли, что все зависит от школы – где-то о почерке и небрежности в выполнении говорится лишь в плане «правильно и аккуратно оформлены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделаны выводы», кто-то ставит «два» при неряшливо написанной работе. Остается разобраться непосредственно с учителем и локальными актами школы – какой почерк они считают небрежным и что подразумевает под неряшливо написанной работой конкретный педагог.

Я не согласен с отметкой – что делать?

Если вы увидели неправомерную отметку в ученическом дневнике или электронном журнале, хотите опротестовать выставленную оценку, то алгоритм действий прост:

• внимательно изучите все локальные акты школы на сайте образовательного учреждения в разделе «Сведения об образовательной организации» — «Документы» и «Образование»;

• поговорите с учителем и уточните все детали проставления отметки, реально ли она была проставлена в соответствии с локальными актами;

• если отметка была поставлена за, допустим, поведение – отметьте, что вы, как родитель (законный представитель) ребенка такие действия педагога считаете неприемлемыми и нарушающими нормативно-правовую базу образовательного учреждения;

• при неадекватных реакциях педагога, направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы (можно воспользоваться электронной приемной на сайте образовательного учреждения) и в комиссию по урегулированию споров, созданную на базе школы.

Как организовать формирующее оценивание

Специалист по управлению образованием Самарского филиала РАНХиГС Галина Голуб отметила, что при формирующем оценивании очень важно, чтобы ученик сам выбирал планку, к которой хочет стремиться. Преподаватель не должен заставлять его работать больше, чем тот хочет.. Она также выделила несколько базовых принципов формирующего оценивания

Вот что требуется для этого от учителя:

Она также выделила несколько базовых принципов формирующего оценивания. Вот что требуется для этого от учителя:

  • Планировать образовательные результаты по каждой теме.
  • Определять точки контроля для каждой темы.
  • Предъявлять ученикам планируемые образовательные результаты.
  • Продумать механизм обратной связи с учениками. Может казаться, что это лишь дополнительная работа, но на самом деле она упрощает процедуру оценивания. Галина Голуб рекомендовала использовать листы оценивания с конкретными критериями, понятными и учителю, и учащемуся.
  • Итоговое оценивание образовательных результатов в рамках темы. Вот здесь возможно выставление отметки.

Ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Марина Пинская отметила, что формирующее оценивание очень многолико и для его организации существует много инструментов. Главное, что оно даёт возможность развиваться ученикам с разным уровнем подготовки.

Пинская также выделила особую роль обратной связи от ученика к учителю. Можно просто спросить детей, поняли ли они учебный материал, а можно использовать способы получше, чтобы убедиться в том, что они действительно разобрались в теме. 

  • Применить креативные инструменты — такие, как матрица словесных и визуальных ассоциаций. Учитель называет термин и спрашивает ученика, как он его понимает: можно предложить придумать ассоциацию, нарисовать комикс, показать образно.
  • Рисовать карты понятий — схематичное описание изученных терминов и  связи между ними.
  • Предложить ученикам составить тесты друг для друга.

На первый взгляд может показаться, что эти инструменты сложно связать с оценкой, однако в реальности именно они позволяют увидеть прогресс ученика. Просто воспринимать их в таком качестве нам пока непривычно.

Конечно, по словам Пинской, никто не ожидает от учителей быстрого перехода на новый формат, поэтому, если поставить отметку всё же нужно, очень важно делать это по конкретным критериям, которые понимают и сам преподаватель, и ученик.

Васильева не видит необходимости в изменении системы оценок в школах России

В Руководстве сказано, что дети имеют различия, и описано какими бывают ученики:

  • Всё понимают, хорошо помнят и выученное употреблять умеют.
  • Одарены хорошей памятью, но имеют мало рассуждения.
  • Слабая память.
  • Которые мало понимают и помнят.

Для каждого типа учеников даются рекомендации по поведению с ними учителя.

Сегодняшним ученикам повезло гораздо больше, чем их далеким предкам. Ведь использование ГДЗ поможет лучше усвоить материал и повысить оценку. ГДЗ — готовые домашние задания с 1 по 11 класс на сайте https://resh.me/

Единой системы оценивания успехов учеников в школах и училищах долгое время не было. Успеваемость и поведение характеризовались словами: «даровит, тих, ост, понятен, старателен» и т.д.

В начале 19 века появление школьных оценок в их современном понимании. Первый класс использовал 6-балльную система, а во втором применялась восьмибалльная. Чтобы стать отличником, нужно было набрать по всем предметам определенную сумму.

В 1918 году ввели запрет на цифровые оценки. Лаконичные «изучал» и «не изучал» теперь характеризовали знания ученика.

СССР

Довольно быстро пришло осознание, что отметка не отражает реальную картину знаний, поэтому на местах стали появляться неофициальные оценки.

30-е годы 20 века вернули «неуд», «уд.» (удовлетворительно), «хорошо» и «отлично» в дневники и зачетки учебных заведений.

Согласно Постановлению СНК РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения РСФСР № 24 от 10 января 1944 года введена пятибалльная система школьных оценок: от 2 до 5.

В 1992 году Закон об образовании дал право учебным заведениям самостоятельно выбирать систему оценивания учеников.

Закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 и Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют систему оценки в российских школах. Она является 5-балльной от 2 до 5.

В России действует пятибалльная система оценки знаний школьников, где «5» – это отлично, а «1»– очень плохо. В нашей стране обозначать успехи учеников цифрами стали в начале XIX века, а до этого существовала трехразрядная словесная система. За хорошее знание материала учителя писали похвальные отзывы, а за слабое – отрицательные. В разное время в стране использовали трех-, пяти-, восьми-, десяти- и двенадцатибалльные системы оценки знаний, однако прижилась 5-балльная шкала.

Также пятибалльную систему используют в школах Венгрии, Сербии, Чехии, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины.

Цифры, буквы, плюсы и минусы

Система оценивания знаний с помощью баллов возникла в иезуитских школах XVI–XVII веков. В XXI веке она используется практически повсеместно, хотя далеко не в первозданном виде. Привычный нам вариант – пять баллов – прижился в Австрии, Македонии и других странах. В Германии и Польше используется шестибалльная шкала, в Румынии и Албании – десятибалльная. В Финляндии шкала тоже от 0 до 10, но оценки ниже четверки не ставят. Десятибалльная система применяется с начала 2000-х и в Беларуси, но несколько отличается от систем в вышеперечисленных странах. В Сингапуре в старших классах шкала имеет девять делений. В Дании шкала пятнадцатибалльная, причем минимальный балл – -3, а максимальный, соответственно, 12. Двадцатибалльная шкала используется в школах Бельгии, Франции и Перу, а по стобалльной системе учеников оценивают в Израиле и Ираке.  

Помимо целых чисел в некоторых странах используются десятичные дроби, плюсы и минусы. При этом порядок «от высшего балла к низшему» может быть обратным. Например, в Германии лучшая оценка – 1, а худшая – 6. 

Кроме цифровых, используются буквенные и комбинированные системы. Иногда берутся первые буквы латиницы, а в других случаях это сокращенные словесные оценки. В США один принцип накладывается на другой: последовательность из A, B, C и D может завершаться как E (следующей буквой алфавита), так и F (от fail), и даже N (nocredit) или U (unsatisfactory). А сочетание букв и цифр хорошо знакомо всем, кто сдавал IELTS или TOEFL, международные экзамены по английскому. 

Оценивание до 10 баллов

Эта система более гибкая и позволяет показать ученику, что его уровень знаний изменился, даже если этот прогресс незначителен. Так ребенку проще контролировать собственную успеваемость, а родители могут заметить учебные проблемы намного раньше, чем в 5-балльной системе оценок. Смысловые характеристики у отметок тоже есть:

0 – никакой учебной активности;

1 и 2 – распознавание материала поверхностное;

3 и 4 – школьник запоминает часть материала и может его воспроизвести, но с ошибками;

5 и 6 – осознание материала, понимание теории;

7 и 8 – отличное владение теоретическим материалом;

9 и 10 – ученик использует творческий поход, легко интерпретирует и применяет полученные знания.

На твёрдую десятку

Белгородский Центр образования № 6 – молодое учреждение, открыто в 2018 году. Всё новое здесь воспринимают с энтузиазмом. А потому решили сразу внедрить десятибалльную систему оценивания, по ней работают уже третий год.

Суть в том, что на привычные пятёрки, четвёрки, тройки и двойки приходится по 2 балла: пятёрке соответствует десятке и девятке; четвёрке – восьмёрка и семёрка и т. д., то есть вместо пятёрки с минусом можно поставить девятку, а когда ответ действительно безукоризненный, это уже твёрдая десятка.

Баллы ставят в дневники, заносят в журнал и выставляют в качестве четвертных и годовых оценок. Педагоги и школьники уверяют: времени на привыкание к такой системе оценивания требуется немного. А эффект заметен сразу.

Имеет ли школьная оценка альтернативу?

Очень многие философы и ученые часто пытались сделать все возможное для отмены оценочной системы. К примеру, Л. Н. Толстой в своей время основал на Ясной Поляне учебное заведение, в котором преподаватели попросту не производили проверку умений учеников, а понятия посещаемости и вовсе не существовало. Их цель была до предела простой — привлечь детей к знаниям, чтобы они по своей воле посещали школу и по-настоящему хотели осваивать новые горизонты. Толстой просил учителей излагать более сложный материал с каждым последующим уроком, дабы учащиеся самостоятельно ощутили прогрессивную динамику. Увы, такой подход к образованию не вышел за границы Ясной Поляны ввиду особой специфичности. Сама школа продержалась на плаву не более декады.

Иной попыткой устранить традиционный способ проверки познаний отличился Луначарский. В стране, жившей по принципам всестороннего равенства, нельзя было наблюдать разделений на лучших и худших. По этой причине деятелем было принято постановление, которым он отменял все виды экзаменационных мероприятий, наказаний учеников и даже баллы. Однако, составители документа забыли о самом главном — альтернативе. Требуя устранить все непременные атрибуты учебного процесса, они не предоставили преподавателям иной методики обучения. Результат был предсказуем: уровень успеваемости значительно снизился, а представители государственной власти вновь вспомнили о традиционной пятибалльной шкале.

Сегодня тоже можно наблюдать альтернативные учебные заведения, отказавшиеся от баллов. В них нет ни классической пятибалльной системы, ни иных методик начисления баллов. В уже упомянутом Вальдорфе не предполагается даже использование учебных пособий — все базируется лишь на индивидуальном развитии каждого ученика в условиях отсутствия общеобязательных норм. Такая методика находит применения не только в Вальдорфе, но и в некоторых программах обучения на дому. Такая концепция ожидаемо вызвала массу громких дискуссий, ведь очень редкий родитель рискнет опробовать ее на своем ребенке.

В России пятибалльная шкала также является далеко не единственной градацией отметок — с каждым днем появляется все больше частных школ и кружков, отказавшихся от подобного образовательного инструмента.

Критика пятибалльной системы

Вопрос об оценивании как таковом оставим за скобками. Отказаться от него могут позволить себе разве что школы, использующие альтернативные педагогические системы. Оценок не было, например, в школе Льва Толстого в Ясной Поляне, не было и нет в вальдорфских школах. В условиях же массовой школы на безотметочное обучение рассчитывать не приходится; в России оно стало нормой только для первого класса и воспринимается как своего рода послабление для малышей, впервые севших за парты. Но это не значит, что пятибалльная система – единственный или лучший вариант. 

Пятибалльную – а фактически трехбалльную – многие педагоги считают слишком грубой. Не секрет, что у детей из одного класса с одной и той же четвертной отметкой (напомним, плюсы и минусы при выставлении оценок за четверть и за год не используются) уровень знаний может быть очень разным. Например, кто-то из-за неудачно написанной контрольной недотянул до четверки и получил тройку, а его одноклассника, наоборот, после долгих мытарств на тройку вытянули: ведь двойку за четверть ставить нельзя. Первый будет остро переживать несправедливость школьных порядков, а второй убедится, что оценки можно получать без особых усилий (хотя это в большей степени связано с другой проблемой – необходимостью любой ценой доучить и выпустить каждого ученика). В результате мотивация может снизиться у обоих.  

Затем выпускники с одним и тем же средним баллом оказываются в равных условиях при поступлении в колледж или техникум, куда принимают по аттестату без дополнительных испытаний. А те, кто остается в школе и начинает готовиться к ЕГЭ, обнаруживают, что школьная четверка и даже пятерка не гарантируют высоких баллов на экзамене. Выясняется это на первых же пробниках. Каждый репетитор, занимающийся подготовкой к ЕГЭ, может подтвердить: нельзя ориентироваться на школьную оценку и делать какие-то прогнозы, не проверив уровень знаний ученика самостоятельно. Не только потому, что оценки ставят несправедливо: просто пятибалльная система слишком далека от стобалльной. Но для родителей результаты такой проверки нередко становятся неприятным сюрпризом, особенно для родителей хорошистов и отличников. 

Как рассчитать средний балл аттестата?

В основном рассчитывать средний балл аттестата может понадобится только тем школьникам, которые решили обучаться в техникумах и колледжах. В настоящее время в России введено особое правило, которое предполагает, что в ссузы могут быть зачислены ученики без обязательной сдачи вступительных экзаменов. При этом в приемной комиссии смотрят исключительно на средний балл аттестата, но вообще не учитывают результаты ЕГЭ. В некоторых техникумах и колледжах вступительная система может и несколько отличаться. к примеру, учеников могут попросить сдать вступительный экзамен. после которого он может получить зачет или незачет. Конечно, в случае, если тот не справился с заданием ему будет отказано в поступлении. Но вот при зачете абитуриент уже может рассчитывать на участие в конкурсе аттестатов. Но как же рассчитать средний балл аттестата? На самом деле процедура расчета не такая уж и сложная. Для этого необходимо просто взять вкладыш, который прилагается к документу и далее просчитать все количество дисциплин, которые школьник изучил за все время обучения. Дальше нужно просчитать все оценки, полученные по каждой из дисциплин. Для расчета среднего балла необходимо сумму оценок разделить на количество изучаемых предметов. Максимально возможное значение среднего балла может быть равно только 5. Такой средний бал имеют только круглые отличники.

Высокий средний балл аттестата

Круглым отличникам задумываться о том, как рассчитать средний балл аттестата даже не стоит задумываться. Таким ученикам открыты двери в любые техникумы, колледжи и ВУЗы. Если средний балл равен 5, то подавать документы можно абсолютно в любые учебные заведения и на абсолютно любые факультеты. На любых специальностях, где нет дополнительных вступительных испытаний таким людям гарантировано зачисление. Конечно, не исключена вероятность того, что на образовательные программы с дополнительными тестами и всевозможными творческими заданиями не поступить. Но эта вероятность ничтожно низка. Поскольку круглые отличники всегда готовятся к экзаменам и зачетам, то незачет возможен только лишь в случае волнения абитуриента.

Низкий средний балл аттестата

С низким средним балом аттестата ситуация куда хуже. С такими оценками на бюджет поступить практически нереально, разве что на выбранной специальности окажутся лишь слабые ученики. Однако такие в основном собираются только в невостребованных заведениях, в престижных же собираются только лучшие абитуриенты. Поэтому, если средний балл аттестата низкий, то подавать документы стоит в такие учебные заведения, которые пользуются невысоким спросом. Еще один альтернативный вариант в таком случае – это поступление в колледж после 11-го класса. Поскольку большинство абитуриентов подают документы в ссузы после 9-го класса, конкуренция там будет очень большой. А вот после 11-го класса стать студентами техникумов и колледжей желают только единицы. Так как основная часть выпускников ставит перед собой задачу поступить в высшее учебное заведение.

Как узнать средний балл, если учеба еще не завершена?

Те, кто хочет поступить на обучение в зарубежный Вуз знают, что в них поступление начинается за год или полотора. Если в этот момент школьник еще продолжает свое обучение, он может самостоятельно подсчитать свой средний балл на основе промежуточных оценок. Чтобы оценить заранее свои шансы на поступление в высшее учебное заведение нужно сделать следующее:

  1. Взять за основу оценки только за завершенные предметы;
  2. Взять для подсчетов все завершенные и самые последние оценки за незавершенные предметы.

Для отправления официальной заявки в ВУЗ , будущему студенту нужно будет предоставить транскрипт письма с оценками, в котором средний балл уже укажет учебное заведение. Но здесь  стоит учитывать один момент, для разных зарубежных университетов правила подсчета могут отличатся. В некоторых из них оценки не учитываются оценки с первых курсов, а в некоторых вообще средний балл считают с учетом кредитных часов, которые набрал студент. Поэтому, если студент хочет поступить именно в зарубежный ВУЗ, ему понадобиться не только подсчитать свой средний балл, но и попытаться перевести его в другую образовательную систему. Кроме того, при желании поступить в такой ВУЗ абитуриент должен будет предоставить ему информацию о точных сроках получения им итоговых оценок.

Подробнее о том, как рассчитать средний балл аттестата будет рассказано в этом видеоролике. Не забывайте высказывать пожелания и оставлять к материалу.

Правила выставления оценок в школе закон

Контрольные работы нередко являются причиной серьезных переживаний ребенка.Так, многие дети на уроках, предполагающих контроль знаний, чувствуют себя совсем иначе, чем на обычных уроках: волнуются, испытывают неуверенность в себе, боятся получить низкую оценку.

Нередко у родителей учеников возникает желание ознакомиться с заданиями в контрольных работах или с ответами ребенка в контрольной тетради.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 189) предусмотрен целый ряд требований к организации контрольных работ. Пожалуй, одно из первостепенных требований — в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы (п

На основании рекомендаций, изложенных в Приложении 3 к Сан Пи Н, проверку знаний учащихся лучше проводить во вторник или среду, так как умственная работоспособность обучающихся нарастает к середине недели, а в начале (понедельник) и в конце (пятница) она ниже.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает родителю право ознакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
В этом случае важно знать, что статья 44 Федерального закона от г.
Однако закон также защищает учителя от вмешательства в его профессиональную деятельность.
При этом рекомендуемое время для организации контрольной работы – это 2 — 4 уроки (п. Еще одно важное положение Сан Пи Н — контрольные работы не рекомендуется проводить после уроков физической культуры.

В соответствии со статьей 47 указанного Федерального закона педагог обладает академическими правами и свободами, такими как: свобода преподавания, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы и др.Следовательно, родитель, безусловно, имеет право знакомиться с работой ребенка, его оценками и с текстами заданий контрольной работы.Но родитель не может давать им свою оценку по содержанию или сложности материала и т.д., так как организатором учебного процесса является учитель.

И это не удивительно, ведь так или иначе контрольная работа для ребенка – это проверка его знаний.Для минимизации стрессовых воздействий на детей, а также для распределения учебной нагрузки Сан Пи Н 2.4.2.2821-10 (утв.

Как по правилам должны выставляться оценки в четверти?

Четвертные оценки выставляют в соответствии с рекомендациями Министерств образования и принципом объективности.Родители и ученики часто думают, что результат за четверть — всего лишь среднее арифметическое от баллов, полученных за это время.

На самом деле учителю приходится осуществлять куда более сложные расчеты.Согласно Письму Министерства общего и профессионального образования РФ №1561/14-15 от 19.11.1998, четвертные оценки относятся к итоговому контролю. Однако под этим понятием обычно понимают промежуточную и итоговую аттестацию. Под последней имеется в виду государственная итоговая аттестация (ОГЭ и ЕГЭ).

Поэтому для ясности будем называть выставление оценок за четверть промежуточной аттестацией.В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации РФ» от 29.12.2012, порядок промежуточной аттестации необходимо закрепить в локальном нормативном акте школы.

Положения такого документа не должны ущемлять прав учащихся.В СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденном 29.12.2010, указано, что в первых классах оценивать знания нельзя. Соответственно, нет текущих — нет и четвертных.В упомянутом письме №1561/14-15 есть рекомендации относительно выставления оценок в четверти учащимся 2-11 классов:

  1. Четвертная оценка является переводной. Поэтому предпочтение следует отдавать более высокому баллу.
  1. Если текущие оценки дают очевидную картину знаний школьника, неудачно пройденное промежуточное испытание — не повод снижать баллы за четверть. Например, «тройка» за контрольную не ухудшает итог стабильного хорошиста.
  2. Если текущий контроль не выявил очевидной картины, ориентироваться нужно на балл за промежуточную аттестационную контрольную работу.

    К примеру, учитель сомневается, выходит у ученика «четыре» или «пять».

    Если четвертной диктант он напишет на «отлично», этот балл и можно выставлять в табель.

Все остальное зависит от того, какие положения закреплены в локальном акте конкретного учебного заведения.Ограничиваться определением среднего арифметического эксперты в области образования не рекомендуют.

Насколько важен контроль за учениками?

Теоретически можно проучиться все 12 лет и без сверхусилий скрывать свою успеваемость. Хотя вся информация о ней и содержится в электронном кабинете на сайте школы. Но, никто не зачитывает список с оценками после контрольной работы, к примеру.

Вспомните родительские собрания в наших школах, где учителя разбирают по косточкам каждого и во всеуслышание. Не с этого ли начинается неуважение к ученику? 

В отношениях с учениками и родителями американский учитель максимально корректен и вежлив и подчеркнуто формален. Совершенно невозможно представить его задающим вопрос вроде: «А голову ты дома не забыл?», не говоря уже о тыкании указкой или пальцем в голову. В таком случае, тут 200% вероятности, что учителю попадет в судебных разбирательствах и он лишится лицензии.

Что делать в таких случаях.

Неправильная реакция родителей.

«Ничего из тебя не выйдет! Я ничего хорошего от тебя не жду!» — никогда не говорите подобные фразы своим детям. Наоборот, вы должны протянуть руку помощи своему ребёнку

Окажите ему должную заботу, поддержку и внимание. Ваш малыш должен знать, что вы всегда поможете ему и примите его мнение

Как правило, ребёнок считает, что взрослые критикуют его личность, а не его учебу или знания. Следовательно не рекомендуется читать нотации с умным видом, говорить насмешки, а уж тем более угрозы. Все это в комплексе может привести к весьма плачевным результатам. Ребёнок до ужаса боится наказания и в связи с этим он то вдруг теряет дневник, то обманывает родителей и т.д. А самое страшное — это когда родители теряют детское доверие. И все это может привести к огромным проблемам в подростковом периоде. Маме и папе будет крайне сложно найти общий знаменатель со своим ребёнком подростком. Однако здесь нельзя допускать и полную безразличную реакцию на плохие оценки. А ещё хуже будет, если вы сами будете выполнять домашнее задание за ребёнка, чтобы исправить отметки.

Есть ли будущее у формирующего оценивания

Научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании МГПУ Галина Савиных постаралась переложить «идеальную» теорию формирующего оценивания на реальные условия преподавания в России. Конечно, одномоментно полностью отказаться от отметок в наших школах не получится — хотя бы потому, что сейчас вся работа учителей завязана на электронных дневниках. Но новые практики, по мнению эксперта, можно вводить параллельно с привычными.

В частности, Галина упомянула методику HADI-циклов, в рамках которой преподаватель:

  • формулирует некую гипотезу, например: «Если я буду объяснять что-то так-то, то мои ученики будут реже ошибаться»;
  • приступает к конкретным действиям (корректирует план уроков);
  • собирает данные о результатах (анализирует тренировочные тесты учеников, оценивает, сократилось ли время на повторение объяснения материала);
  • делает выводы — работает ли его новый подход, стоит ли применять его дальше.

Это способ проанализировать, как практики формирующего оценивания работают для учителя и учащихся.

Пожалуй, главный вывод обсуждения: сейчас формирующее оценивание применяют редкие энтузиасты, и при всей своей привлекательности эта практика вряд ли сможет широко распространиться у нас без должной поддержки. Причём поддержки не только на уровне администрации школ, но и на уровне государственной образовательной политики.

Общие сведения

Если в России с 1 по 11 класс все ученики находятся в одном здании, то в Соединенных Штатах начальная, средняя и старшая школы существуют отдельно, со своей собственной администрацией. Такое разделение обеспечивает безопасное содержание детей разных возрастов. Смысл заключается в заботе о личности ребенка и его надежном развитии.

Кроме различия в количестве отметок, в американских школах используются не цифры, а латинские буквы, которые в порядке убывания указывают проходные баллы.

Буквенная система отметок.

На заметку! В деловых бумагах Гарвардского университета зафиксировано первое использование буквенных оценок в 1884 году. Именно тогда одному из учащихся выставили оценку «B», которая означала «хорошо».

Давайте разберемся, как выглядят оценки в Америке. Перевод латинских букв к российским эквивалентам, а также их расшифровка (цифровое представление, письменное описание и процентное соотношение выполненного задания):

  • A — «5» — 4 балла – «отлично» — 90-99%
  • B — «4» — 3 балла – «хорошо, выше ожидаемого» — 80-89%
  • C — «3» — 2 балла – «удовлетворительно» — 70-79%
  • D – «2» — 1 балл – «плохо» — 65-69%
  • F – «1» — 0 баллов – «неудовлетворительно» — 0-64%

У всех отметок, кроме оценки F, могут стоять плюсы и минусы. В некоторых школах вместо «F» может выставляться оценка E, так как в алфавитном порядке она идет после D, но логичнее использовать «F», поскольку это сокращение от слова «fail», что переводится как «провал». Тех, кто учится на D, в России называли бы «двоечниками». Если задание выполнено идеально, что бывает довольно редко, ученику присваивается оценка «A+». В соответствии с данными статистики, большинство учащихся получают отметки B и C.

Кое-где можно встретить другие буквы:

  • P – означает «зачтено»
  • S – «средний показатель»
  • N – «не зачтено»
  • U – «неудовлетворительно»

В различных учреждениях используется своя отдельная шкала оценок. Она может зависеть от образовательной программы или от организации. Нет единой договоренности между регионами в том, какие буквы использовать и в каком количестве.

Каждый штат самостоятельно устанавливает собственные рамки системы оценивания для начальных, средних и высших образовательных организаций. При переходе из одного заведения в другое обязательно должны учитываться данные отличия. Такое правило устанавливает 10 поправка в Конституции Соединенных Штатов.

Важно! Учебная программа одинакова для всех школ и ВУЗов. При переезде ученик может спокойно влиться в процесс

Однако выбор принципа работы и учебной литературы остается за учителем.