Менеджмент в киберспорте

Кто такой киберспортсмен?

Киберспортсмен – это человек, который принимает участие в официальных киберспортивных соревнованиях.

Он может находиться в одной из организаций или являться самостоятельным игроком, получая зарплату и деньги со спонсорских контрактов.

Специализация

На данный момент нет официальной профессии «киберспортсмен». Нет никаких образовательных учреждений, в которых делался бы уклон на подготовку киберспортсменов.

Единственное исключение – частные школы киберспорта, но там помогают развить только навыки в определенной игре, не давая общего образования.

Тренировки

Тренировки в большинстве случаев проводятся самостоятельно до момента попадания в организацию.

Киберспортсмены делают то же самое, что и обычные игроки – просто играют в игру, но делают это намного дольше и гораздо больше усилий прикладывают к тому, чтобы увеличивать свой скилл.

Трансферы

Трансферы в киберспорте проводятся так же, как и в обычном спорте.

Для разных дисциплин действуют свои правила, но во многих переходить между командами можно только между крупными турнирами.

Сама процедура такая же: руководства клубов договариваются между собой и с игроками об условиях и сумме трансфера, после чего оформляется сделка по переводу игрока в другой состав.

Рейтинг лучших по версии HLTV

  1. Mathieu «ZywOo» Herbaut (France)
  2. Aleksandr «s1mple» Kostyliev (Ukraine )
  3. Nicolai «device» Reedtz (Denmark)
  4. Jonathan «EliGE» Jablonowski (United States)
  5. Emil «Magisk» Reif (Denmark)
  6. Denis «electronic» Sharipov (Russia)
  7. Keith «NAF» Markovic (Canada)
  8. Vincent «Brehze» Cayonte (United States)
  9. Russel «Twistzz» Van Dulken (Canada)
  10. Robin «ropz» Kool (Estonia)
  11. Nikola «NiKo» Kovac (Bosnia and Herzegovina)
  12. Özgür «woxic» Eker (Turkey)
  13. Jere «sergej» Salo (Finland)
  14. Andreas «Xyp9x» Højsleth (Denmark)
  15. Justin «jks» Savage (Australia)
  16. Peter «dupreeh» Rasmussen (Denmark)
  17. Freddy «KRIMZ» Johansson (Sweden)
  18. Tsvetelin «CeRq» Dimitrov (Bulgaria)
  19. Ludvig «Brollan» Brolin (Sweden)
  20. Ethan «Ethan» Arnold (United States)

Дистанционное обучение

Киберспортивная организация Progress Gaming в Алматы, @progress_gaming

Первая академия, которая появилась в Казахстане. С игроками изучают различные аспекты командных тактик и повышают индивидуальный уровень игры.

Сейчас делятся информацией по турнирам, проводят розыгрыши профессиональной техники.

Онлайн-сервис MOREMMR, moremmr.com

Обучение киберспорту проходит онлайн. На платформе учат играть в Dota 2. Больше 100 часов видеоуроков от PRO-игроков для любых рангов, охватывающих множество тематик, от базовых игровых механик до психологии командной игры.

Можно получить разбор ошибок после каждой игры от искусственного интеллекта на основе данных, полученных после анализа более 30 миллионов матчей. Также проводят турниры среди пользователей.

Киберспортивная школа F1, @cschool_f1

Онлайн-школа киберспорта — образовательный проект, где можно получить знания и повысить свой skill от опытных наставников. Обучение проходит онлайн, и по его итогам можно будет проследить достигнутый именно вами результат. Всех учеников школы сопровождает команда профессионалов.

Школа обучает по собственной авторской программе. По прохождению обучения ученики получают удаленно доступ к обновлениям информации о дисциплине, поддержку и консультацию наставников. Преподаваемые дисциплины на данный момент: Dota 2, CS:GO, PUBG.

CTRL PLAY ACADEMY, academy.ctrlplay.ru

Академия CTRL PLAY — часть целой экосистемы, включающей в себя сеть компьютерных клубов в городах России, учебные классы на территории главного киберспортивного телеканала Е, регулярные разноформатные турниры и соревнования. С учениками будет работать профессиональная команда тренеров, менеджеров, психологов. Вы получаете помощь в трудоустройстве, попав в список лучших студентов. Офлайн- и онлайн-форматы обучения.

Факультет игровой индустрии и киберспорта в Университете Синергия

Обучают менеджменту в киберспорте, основам игровой индустрии и киберспорта, а также основным дисциплинам. Обещают практику на крупных киберспортивных событиях. Можно обучаться очно и онлайн.

Не бороться с неизбежным

Слова президента приняли как руководство к действию. Российское движение школьников (РДШ) на днях презентовало несколько проектов для школьников, в том числе и «Кубок РДШ по киберспорту». Финальный турнир планируется провести уже будущей весной

Как отметила исполнительный директор РДШ Ирина Плещева, можно сколько угодно бороться с киберспортом, а можно проявить внимание к такому увлечению школьников

«Киберспорт — это командные игры, они развивают коммуникативные способности, учат выстраивать стратегию. И это тот формат, которого не хватает традиционной системе образования», — заявила представитель РДШ.

Инициативу решили поддержать и в Минпросвещения, но, как заметил глава ведомства Сергей Кравцов, «будем смотреть, чтобы это направление способствовало развитию школьников, не забывалась учеба, чтобы был баланс».

«Мы понимаем, что есть офлайн, есть онлайн, и понятно, что поколение школьников интересуется в том числе и киберспортом, и различными играми

Очень важно, чтобы такая активность несла развитие и несла позитив», — заявил журналистам Сергей Кравцов

Спортивный интерес

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Как пояснила «Известиям» Ирина Плещева, сейчас ведутся переговоры с партнерами о создании серии вебинаров от представителей кибериндустрии, чтобы не только познакомить ребят с секретами успеха, но и привить им культуру работы в киберпространстве.

«Программа самого проекта и вебинаров по киберспорту будет учитывать рекомендации психологов и специалистов по детской гигиене, с которыми РДШ начало тесное сотрудничество по подготовке «Кубка РДШ по киберспорту», — заявили в организации.

К слову, турниры среди школьников уже проводятся — например, сейчас идет регистрация на третий сезон Всероссийской интеллектуально-киберспортивной лиги (Школьной лиги). Участие в соревнованиях могут принять ребята строго от 14 лет, состязание проходит по пяти направлениям. В прошлом сезоне приняли участие 2 тыс. школьников: ребята сами объединяются в команды, тренируются и приходят на соревнования.

Кто такие киберспортсмены

Киберспортсмены — это профессиональные компьютерные игроки, зарабатывающие на успешных выступлениях в турнирах. Возраст спортсменом — от 14 до 28 лет. Киберспорт и его сообщество очень молоды. Человек может еще школу не окончить, а уже зарабатывать большие деньги играя.

Киберспортсмен — это не профессия, это стиль жизни, способ заработка и хобби одновременно. Если вам нравятся компьютерные игры, у вас легко получается следить за быстро меняющейся ситуации, активно действовать и побеждать, это ваше дело.

В соревнованиях киберспортсмены чаще играют командами, т.к. это престижнее и выгоднее — командные чемпионаты имеют больший призовой фонд. Однако игрок может выбрать индивидуальное соперничество, такие турниры тоже проводятся.

Как стать киберспортсменом

Чтобы стать профессиональным киберспортсменом нужно играть, играть и еще раз играть. Помимо этого, есть ряд рекомендаций начинающим игрокам.

Хорошая техника

Мощный компьютер, отличный монитор, клавиатура, удобная мышь, наушники, рабочий стол, кресло, освещение, посторонние шумы… Важно все
От этого зависит ваше внимание и концентрация.

Тренируйтесь и анализируйте игры. Ваши игры должны быть не просто играми, а занятиями с последующим разбором ваших игр, анализом ошибок и постановкой задач на будущие баттлы.

Регулярно занимайтесь
Не обязательно каждый день играть, но обязательно держать ритм и заниматься несколько раз в неделю

Дисциплина и спорт — это практически синонимы.

Изучайте игры других спортсменов. Особенно признанных профессионалов. Что и как они делают, зачем, как взаимодействуют с командой. Изучайте их стратегии и старайтесь повторить в своих играх.

Следите за здоровьем и отдыхайте. Компьютерные увлечения связаны с сидячим образом жизни, поэтому важно не только гробить свое здоровье и убивать позвоночник, но и восстанавливаться. Активный спорт, двигательное разнообразие, развлечения на природе очень хорошо дополнят вашу жизнь.

Будьте в тусовке. Помимо трепа и эмоциональной поддержки, вы можете обмениваться опытом с другими киберспортсменами.

Не покидайте реальную жизнь. Друзья, семья, работа (пока вы еще не начнете зарабатывать играми) — это ваш баланс. Не обменивайте реальную жизнь на виртуальную. А то вдруг у вас не получится с киберспортом, и вы вообще останетесь ни с чем…

Успехов в новых начинаниях.

Бесплатные уроки

На канале eZstah видеоматериалы собраны в плейлист «Гайды по CS:GO». Многие имеют миллионы просмотров. В лидерах туториал «Обязательные бинды», где автор рассказывает, как быстро биндить гранаты, бросать флешку и избавляться от бомбы. Чуть менее 2 млн на счету детального обзора по стрельбе – пользователи могут познакомиться с принципами организации результативной тренировки. Наряду с мини-уроками по конкретным техническим аспектам, в подборке присутствуют и обобщенные лайфхаки

Например, стоит обратить внимание на рекомендации «как начать побеждать» или «мотивация в игре и жизни». 

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Этот вуз стал первопроходцем, решившись открыть специальность «Теория и методика компьютерного спорта». Сейчас на 4 курсах очно обучается 56 студентов.

На первом и втором курсах студенты проходят предметы из основной программы: анатомию, философию, биохимию, психологию. На третьем – начинаются специализированные предметы: киберспортивный менеджмент, организация соревнований, теория и методика киберспорта, история компьютерного спорта и другие.

Для поступления на специальность абитуриенту нужно:

  1. сдать ЕГЭ по биологии и русскому языку;
  2. пройти тест на уровень когнитивных способностей и моторики;
  3. пройти спортивное испытание: подтягивание на перекладине или бег на 1000 метров, или прыжки в длину.
  • Сроки обучения: 4 года (бакалавриат) и 2 года (магистратура).
  • Наличие бюджетных мест: да.
  • Формы обучения: очная, заочная, очно-заочная.
  • Возможности трудоустройства: организаторы турниров, судьи, тренеры.
  • Стоимость: 120 000 руб. в год.
  • Документ по окончании: государственный диплом.

Киберспортивные игры

Есть множество киберспортивных игр, но некоторые из них занимают особое место и играют значимую роль в развитии этой индустрии.

Dota 2

Игра в стиле фэнтези, в которой игроки оказываются на карте с двумя противоборствующими сторонами, за каждую из которых играет 5 человек.

Каждый выбирает себе героя и развивает его в рамках одной игры, чтобы добиться главной цели – разрушения вражеского главного здания.

Самые крупные турниры проводятся именно по Dota 2. 

Counter Strike: Global Offensive

Противостояние террористов против спецназа, по 5 игроков в каждой команде.

Задача террористов – взорвать объект, а спецназ должен всячески препятствовать в этом.

Здесь проводятся турниры, в среднем, на $1 млн, но при этом зарплаты у киберспортсменов обычно выше, чем в других дисциплинах.

League of Legends

Игра, сделанная по примеру Dota 2 и имеющая такой же принцип – 2 команды с пятью игроками в каждой, а ключевая цель заключается в разрушении главного здания противника.

Крупнейший турнир по League of Legends имеет призовой фонд в размере $2.2 млн.

Overwatch

Overwatch – командный шутер, в котором перед игроками ставятся разные задачи в зависимости от типа карты.

Все герои могут не только стрелять, но еще и использовать различные способности.

Киберспорт здесь не очень развит, и единственный турнир, к которому стремится большинство игроков – Overwatch League, в которой разыгрывается $275 000.

Fortnite

Fortnite – шутер, в котором 100 игроков оказываются на острове, из которого выберется только один (или двое, если запустить командную игру).

Epic Games активно занимаются развитием киберспорта и провели в 2019 году турнир с общим призовым почти $10 млн.

World of Tanks

World of Tanks – аркадный симулятор, где игроки, управляя танками, захватывают точки и уничтожают друг друга на картах, приближенных к реальным военным локациям.

Сейчас World of Tanks сложно назвать полноценной киберспортивной дисциплиной.

Кому подходит профессия

Профессия подойдет всем, кто интересуется индустрией или уже занят в ней и хочет углубить свои знания. Чтобы ее освоить, не нужны какие-то особенные навыки. Достаточно, чтобы у человека были:

  • Коммуникабельность (по большей части электронный спорт — это командная работа).
  • Знание английского (или желание/готовность его выучить).
  • Аналитическое мышление. Думаете, у вас его нет? Не спешите ставить крест на карьере киберспортсмена, его можно в себе воспитать.
  • Любовь к компьютерным игровым проектам.
  • Желание путешествовать.

Иногда важно уметь не только анализировать, но и выстраивать, быстро менять стратегии, просчитывать противника, запоминать визуальные образы, быстро обрабатывать информацию. Все это воспитывает любимая игра

И всему этому можно научиться.

Южная Корея – лидеры в области кибер образования

В Южной Корее на протяжении нескольких лет работают колледжи по киберспорту. Уже с 12 лет можно учиться в профильном заведении, готовясь к поступлению в университет. Именно в этой стране киберспорт развит максимально сильно, а студенты университетов нередко становятся членами различных кибер команд по всему миру.

Российские высшие учебные заведения решили идти в ногу со временем и не отставать от университетов других стран и ввели возможность получить образование в области киберспорта.

Самое большое количество профессиональных киберспортсменов в Южной Корее, поэтому в американских командах по киберспорту часто можно встретить легионеров из этой страны

Как стать кибератлетом

Как уже было упомянуто ранее, киберспорт — это не просто компьютерные игры. Это настоящий, изнурительный спорт, который уже признан в качестве официального вида спорта во многих странах мира. В частности — и в Российской Федерации. Соответственно, не следует думать, что достаточно просто играть в любимую игру по вечерам, чтобы добиться успеха в этом деле.

Большое значение в становлении киберспорстмена имеет изучение опыта игры других игроков. Именно поэтому во многих командах сейчас имеются тренеры — как в официальных олимпийских видах спорта. Тренер позволяет получить на игру взгляд со стороны, указать на незаметные ошибки и определить моменты, над которыми следует поработать. Значительную часть времени киберспортсменов занимает и анализ матчей — как собственных, так и других игроков. Все кибератлеты регулярно стремятся изучать самые новые тенденции в своей игре и использовать зачастую неочевидные решения для достижения максимальной эффективности.

Также, каждому будущему кибератлету следует задуматься и о команде. Большинство игроков, входящих в список наиболее высокооплачиваемых, являются членами тех или иных объединений. Кроме этого, наибольшие призовые сейчас предусмотрены именно в командных играх. Поэтому поиск команды является также одной из важнейших задач кибератлета.

По достижении определенного уровня известности, следует задуматься и над поисками спонсора — либо присоединением к уже действующей команде. Это позволит уделять больше времени игре и развиваться, не задумываясь об обеспечении своих ежедневных потребностей.

Киберспорт, как и обычный спорт, на профессиональном уровне отнимает очень много времени и сил. Именно поэтому, как и у профессиональных спортсменов, кибератлетам приходится часто сталкиваться с непониманием со стороны близких людей и семьи. В некоторых случаях вопрос может стоять прямо — для достижения успеха в киберспорте нужно будет пожертвовать практически всеми социальными связями и другими видами удовольствия и развлечения.

В целом же следует помнить, что сейчас киберспорт развивается крайне стремительно. Однако профессия кибератлета всегда таит в себе определенные риски. Сначала нужно будет искать возможности для развития и привлечения внимания к себе. Потом — всегда задумываться о возможном выходе новых игр и снижении интереса к своей сфере деятельности. Тем не менее, это достаточно перспективное направление для профессиональной самореализации, поэтому следует помнить, что далеко не всегда видеоигры — это просто игры и развлечения, а не что-то более серьезное. Этот стереотип наверняка уже сломал возможность построить карьеру сотням детей, родители которых не понимали их увлечения и считали их простым баловством.

Что значит киберспорт? Несет ли он пользу

Киберспорт, его еще называют e-Sport, – это виртуальные состязания по компьютерным играм. Игроков, которые соревнуются, называют геймерами. Если раньше игры были офлайн, игроки устанавливали софт на ПК или ноутбук и сами планировали стратегию, выполняли задания, заданные алгоритмом игры, то сегодня киберспорт признан виртуальным видом спорта, по которому проводятся онлайн турниры и LAN-турниры (команды геймеров собираются в установленном месте и проводят соревнования). Тренировочные встречи, отборочные, квалификационные соревнования, турниры, главные чемпионаты, призовые, спонсоры – киберспорту также присущи эти составляющие, как и игровым видам спорта. Поговорим о том, что значит – киберспорт. Можно ли на нем заработать и сделать это основной статьей дохода? Как стать профессиональным геймером? Как и на что делать ставки?

Что такое киберспорт

Что такое киберспорт? Это вид виртуального состязания по какой-либо компьютерной игре. В зависимости от геймплея соревнование может быть:

  • командным. В игре принимают участие две команды по 4-5-6 геймеров. Есть капитан, есть тренер, менеджер в команде;
  • индивидуальным. Каждый геймер отвечает только за себя и свои действия и состязается с таким же геймером из команды соперника.

Существуют киберспортивные команды, в которых есть отдельные составы геймеров, специализирующиеся на определенных играх. Часто киберспортсмен сосредоточен на одной конкретной киберспортивной дисциплине. Но случается, что он занят в нескольких видах виртуального спорта.

Что такое киберспорт, чем он полезен? Это не просто хобби. Благодаря Эйнджелу Муньезу, который создал в 1997 году профессиональную киберспортивную лигу (Cyberathlete Professional League – CPL), киберспорт перерос из развлечения в признанный, в том числе и Россией, официальный вид спорта. Позже появились другие лиги: Electronic Sports World Cup, World Cyber Games и пр.

Рекламодатели, инвесторы, спонсируя турниры и чемпионаты, способствуют развитию игровой и компьютерной индустрии. На деньги, оставшиеся после выплаты призовых, создаются, прокачиваются, обновляются старые и новые компьютерные игры. Часто часть суммы жертвуется в различные благотворительные фонды, идут на поддержку больных, престарелых, животных, экологии.

Кто такой киберспортсмен

Кто такие киберспортсмены? Это игроки, которые участвуют в соревнованиях по киберспорту. С одной стороны, геймеры много времени проводят за компьютерами. С другой стороны, это их работа. В эпоху кибернетики, нано-технологий, компьютеров и интернета такой вид заработка, если речь идет о профессиональных командах, имеет право на существование.

Киберспортсмены постоянно тренируются, то есть работают над повышением собственной квалификации. В день они проводят за ПК от 6 до 12 часов, изучая игру, постоянно следя за гайдами, новостями, участвуя в тренировочных встречах, квалификационных турнирах. С тем, чтобы позже выехать на турнир, который часто проводится в другом городе или даже стране. 

Самый большой призовой фонд в киберспорте

Что такое киберспорт? Это вид спорта. Логично, что за победу в турнире профессиональные геймеры получают, если не зарплату, то призовые. Чем статусней турнир и чем выше место команды в турнирной таблице, тем выше гонорар. Сумма может исчисляться сотнями и миллионами долларов США.

Ежегодно самые большие призовые фонды приходятся на важные международные турниры по киберспорту, например на The International – состязания по Дота 2, Blast Premier Spring Series – состязания по Counter Strike GO. 

Самый большой призовой фонд за победу в Дота 2 был в 2019 году. Разыгрывалось 3 млн. $. В 2020 году призовой фонд по CS GO ожидается  1,375 млн. $.

Конечно, весь призовой фонд одной команде не достанется. Его распределят между чемпионами, командами, которые вошли в тройку лидеров, и теми, кто занял более низкие места. Таким образом, компьютерный спорт также может приносить дивиденты, поэтому стоит развиваться, работать, чтобы пробиться в важные чемпионаты.

Сообщество женщин в киберспорте

Одно время считалось, что киберспортивные игры являются мужским развлечением. Не было женских команд или игроков-женщин в мужских командах. Сегодня состязания проводят между женскими командами, как и между мужскими. В Америке, например, около 40-43% всех команд – женские.

Правда, в одной паре не встретишь противостояние женской и мужской команд. И это не шовинизм, организаторы объясняют закономерность различным подходом женщин и мужчин к решению задач, разную степень эмоциональности, стрессоустойчивости, сосредоточенностью, скоростью реакции.

Топ 15 лучших онлайн-курсов киберспортсменов: дистанционные университеты, академии и школы

Огромная империя с широким представительством, высокоранговыми турнирами, разнообразием дисциплин и миллионными призовыми фондами – компьютерный спорт признан официальным во многих странах мира. Пробиться на World Cyber Games (аналог Олимпийских игр) мечтают не только профессиональные игроки, но и начинающие геймеры, делающие первые шаги в освоении Dota 2, CS:GO, FIFA, League of Legends, World of Tanks и другие топ-игры.
 

Чтобы пройти длинный путь от новичка до топового профессионального киберспортсмена и превратить хобби в деятельность, которая принесет доход и удовлетворит амбиции, нужны знания и упорство. И если характер – это то, над чем можно работать самостоятельно, то за знаниями стоит обратиться к экспертам.
 

Upskill

Интернет-ресурс Upskill предлагает приобщиться к опыту и знаниям корифеев, которые научат побеждать в Dota 2, CS:GO, PUBG и других популярных играх. Зайдя в профильный раздел, посетители сразу получают приглашение на бесплатный вводный урок, где можно познакомиться с тренером, определить собственный уровень, услышать лайфхаки и подготовиться к персональной тренировке. Затем, исходя из имеющейся базы, предлагаются варианты разной сложности – «Начало пути», «Испытание», «Превосходство». У пользователя есть возможность самостоятельно определиться с типом тренировок. На выбор аудитории – разбор реплея, индивидуальное занятие, командная работа, урок на английском, психологический тренинг.
 
 

GOSU.AI

Тренировочная платформа была основана в 2017 году с целью создать простую и удобную платформу для занятий киберспорстменов, участвующих в соревнованиях. Разработчики рекомендуют инструменты, которые позволят игроку оценить свой вклад в игровой результат, узнать эффективность фарма, сэкономить время при помощи хоткеев. Система работает на основе искусственного интеллекта – подробно анализирует матчи и дает соответствующие рекомендации. 
 

Онлайн-школа по Dota 2

Школа обещает потребителям поднятие ММР и личного скилла, удовольствие от игры и продуктивное общение в экспертном комьюнити. Приобрести перечисленное можно во время 3-месячного обучения на специализированной онлайн-платформе. Кроме традиционного метода «лекция и домашнее задание», студенты дополнительно получают подробный конспект, доступ к библиотеке и общение в закрытом чате потока. Лучшему ученику недели вручается аркана. Для отработки навыков будут сформированы команды. В финале – турнир с призовым фондом. 
 
 

W.A.S.D.

Слоган школы W.A.S.D. – «делаем из обычных геймеров киберспортсменов». Разработчики сервиса предлагают всем, кто увлекается Дотой и FIFA, превратить хобби в профессиональную деятельность и участвовать в турнирах разного уровня. В основе методики – авторские приемы по совершенствованию игровых наработок. Делается акцент на развитие реакции и мышечной памяти, изучаются азы тактики и стратегии, нарабатывается командное взаимодействие. 

Для того, чтобы стать слушателем онлайн-курса, надо оставить заявку. Затем для определения уровня будет выслано тестовое задание. По его итогам – бесплатное собеседование. После успешного прохождения всех испытаний пользователь приступает к учебе. 
 
 

Online-школа киберспорта F1

Под патронажем опытных тренеров у посетителей интернет-ресурса F1 есть шанс не только освоить азы CS:GO, но и получить спортивные разряды. Обучающие программы дают возможность разобраться в тактическом маневрировании и стратегическом планировании, развить игровое мышление, научиться грамотно взаимодействовать с партнерами. Прежде чем приступить к прохождению курса, можно посмотреть его бесплатную презентацию.

Headline

Свыше 11 тыс. человек получили образование, воспользовавшись онлайн-услугами портала Headline. Школа предлагает изучить анимацию, цифровой рисунок, японский язык, геймдизайн, аниме и др. Дополнительная познавательная информация – в официальной группе в социальной сети. 
 

Отдельный курс посвящен Counter-Strike. Обучение строится по принципу «от простого к сложному»

За 10 уроков под руководством тренера, игрока и стримера Антона Губаря студенты пройдут путь от настройки ПК и знакомства с актуальными картами до позиционирования, разбора клатч-ситуаций, выработки стрессоустойчивости и способов попадания в профессиональные команды.
 

Как бы ни было сильно увлечение, важно не забывать, что за пределами виртуала существует реальная жизнь. Найти компромисс между этими мирами важно не только для сохранения психологического здоровья, но и для достижения больших побед.