Итоговое сочинение 2021-2022: темы и аргументы

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт. 

Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.

В плане пропишите:

  1. Тезис — главную мысль вашего сочинения. Его нужно написать во вступлении.
  2. Аргумент 1 — какое произведение, какую мысль подтверждает.
  3. Аргумент 2 — то же самое.
  4. Вывод — кратко поясните, какие заключения можно сделать. Не забудьте «закольцевать» тезис — обратиться к нему.

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека?

В жизни человека любовь играет главную/важную роль.В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Как и когда проходит?

Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:

  1. 1 декабря — основная дата;
  2. 2 февраля — запасная дата;
  3. 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);

Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…

  1. Не явился по уважительной причине;
  2. Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
  3. Не получил зачет.

warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.

В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.

За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.

Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.

Порядок написания

Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:

  1. Участников сажают в порядке шахматных клеток;
  2. Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
  3. Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
  4. Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
  5. Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
  6. Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
  7. За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
  8. Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.

Правила

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…

  1. Форсить инфу в интернете;
  2. Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
  3. Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
  4. Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
  5. Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.

Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…

Направления

Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки

Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности

Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века

Русская литература:

  • Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
  • Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
  • Бабель И. — «Конармия»
  • Бианки В. — «Рассказы о животных»
  • Блок А. — «Двенадцать»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
  • Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  • Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
  • Воробьев К. — «Немец в валенках»
  • Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
  • Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
  • Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
  • Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
  • Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Дудинцев В. — «Белые одежды»
  • Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
  • Железняков А. — «Чучело»
  • Жигулин А. — «Черные камни»
  • Закруткин В. — «Матерь человеческая»
  • Замятин М. — «Мы»
  • Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
  • Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
  • Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
  • Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
  • Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
  • Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
  • Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
  • Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
  • Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
  • Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
  • Никитин А. — «Хождение за три моря»
  • Носов Е. — «Трудный хлеб»
  • Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
  • Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
  • Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
  • Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
  • Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
  • Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
  • Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
  • Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
  • Пришвин М. — «Кладовая солнца»
  • Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
  • Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
  • Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
  • Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
  • Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
  • Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
  • Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
  • Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
  • Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
  • Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
  • Успенский Г.И. — «Выпрямила»
  • Фадеев А. — «Молодая гвардия»
  • Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Чернышевский Н. — «Что делать?»
  • Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
  • Чуковская Л. — «Софья Петровна»
  • Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
  • Шаламов В. — «Колымские рассказы»
  • Шварц Е. — «Дракон»
  • Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Преступление и наказание — вечная тема

Комментарий от ФИПИ

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • Литература
  • Темы
  • Аргументы
  • Цитаты

Комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021 учебного года

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Темы итогового сочинения в 2022 году

В 2021/2022 учебном году утверждены следующие темы итогового сочинения:

1) «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»;

2) «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;

3) «Преступление и наказание — вечная тема»;

4) «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»;

5) «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».

Есть официальный комментарий ФИПИ, где содержатся разъяснения к каждой из теме ИС 2022. Он подтолкнёт тебя к более конкретным вопросам, которые можно рассмотреть в сочинении. Также советуем посмотреть на YouTube видео с ещё более подробной расшифровкой тем итогового сочинения. Там же ты найдёшь подсказки, например, к каким литературным произведениям стоит обратиться в ходе подготовки к итоговому сочинению.

https://youtube.com/watch?v=p0jMU9RhWvo

Как оценивается итоговое сочинение

В 2013 году сочинение по литературе вернулось наконец обратно в школьную экзаменационную практику и стало определенным допуском, своеобразным рубежом, после которого каждый выпускник может выйти на финишную прямую и сдать ЕГЭ.

Итоговое сочинение (изложение) в новом формате выпускники школ написали в 2019 году уже шестой раз.

По предварительным результатам стало известно, что итоговое сочинение 2019-2020 года  смогли написать 98% выпускников. В этом году этот экзамен сдавали 670 тысяч человек.

Итоговое сочинение оценивается по системе «зачет-незачет» и служит допуском для ЕГЭ. Чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку» и выше. Тем, кто не справится с этой задачей, даются ещё две попытки пересдачи итогового сочинения.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат (незачет), не явившиеся на итоговое сочинение или изложение (последнее могут писать вместо сочинения школьники с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому, и некоторые др. категории) или не завершившие его написание по уважительным причинам, смогут написать работу в дополнительные сроки. В текущем учебном году это можно будет сделать 5 февраля и 6 мая 2020 года. Таким образом, всего дается три попытки.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям:

— соответствие теме;

— аргументация, привлечение литературного материала;

— соответствие необходимому минимальному объему: сочинение должно состоять не менее чем из 250 слов (при этом рекомендуемый объем итогового сочинения — не менее 350 слов).

«Незачет» можно получить за грамотность, если количество ошибок более пяти на 100 слов. При оценивании учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Основная причина, по которой школьники не могут хорошо написать итоговое сочинение – плохая подготовка. Чтобы получить «зачет», нужно регулярно выполнять задания, которые помогут формированию умений, необходимых для написания эссе.

Списывание или воспроизведение по памяти чужого текста также может стать причиной того, что выпускник получит «незачет». Если у экзаменатора возникнут сомнения, то он может проверить уникальность такой работы.

Также «незачет» поставят, если работа выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста.

По словам педагогов, ежегодно без «зачета» остается 2-5% выпускников.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11-х классов допуском к государственной итоговой аттестации. Согласно приказу Минпросвещения и Рособрнадзора № 190 «О порядке проведения ГИА по программам среднего общего образования», «незачет» за итоговое сочинение является причиной недопуска к ЕГЭ.

К итоговой аттестации также не допустят в случае академической задолженности — отсутствия годовой отметки по какой-либо дисциплине, изучавшейся в выпускном классе, и неудовлетворительной годовой оценке по любому из предметов программы 10-11 классов. «Вердикт» о допуске учащихся к ЕГЭ педагогический совет школы выносит до 25 мая.

Где и когда узнавать результат итогового сочинения

Из официальных документов по проведению ИС:

Итоговое сочинение (изложение) проверяется в той образовательной организации, где его писали участники. После написания проверяются работы всех участников, вне зависимости от того, влияет результат оценивания на допуск до ГИА или нет.

Участники итогового сочинения (изложения), которым необходимо получить допуск к ГИА-11, при получении неудовлетворительного результата («незачета») пишут работу в дополнительные сроки (в первую среду февраля и первую рабочую среду мая).

Прием апелляций о несогласии с результатом оценивания итогового сочинения (изложения) не предусмотрен. Для предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) при получении неудовлетворительного результата, участник вправе подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений.

Участникам, для которых сочинение не является допуском до ГИА, получают результат оценивания («зачет» или «незачет») только для информации. Оценка работы таких участников не влияет на их поступление в вуз, т.к. при подаче документов в вуз, приемная комиссия оценивает сочинение самостоятельно по собственным критериям оценивания.

Узнать свой результат можно несколькими способами:

В своей школе, где ученик писал итоговое сочинение.

Бланки итогового сочинения будут загружать на специальные порталы. В Москве итоги сочинения несколько лет публикуют на официальном сайте мэра Москвы. Для других регионов бланки будут доступны на официальном сайте ЕГЭ.

Выпускники прошлых лет, учащиеся колледжей, техникумов и иностранных образовательных организаций могут узнать результаты итогового сочинения или изложения в том отделении Регионального центра обработки информации (РЦОИ), где они подавали заявление на сдачу ЕГЭ.

Результаты итогового сочинения не публикуются в открытом доступе. Каждый ученик имеет право узнать только свой результат. Информация о том, как справились с работой другие выпускники, ему недоступна.

Чтобы узнать результаты экзаменов лично в школе или в РЦОИ, вам понадобятся следующие документы:

сдававшему экзамен — паспорт;
родителю сдававшего экзамен — свой паспорт и паспорт ребенка. Если ребенок не вписан в паспорт, то для подтверждения родства дополнительно понадобится свидетельство об его рождении;
доверенному лицу — свой паспорт, паспорт ребенка и доверенность.

Как оценивается итоговое сочинение?

За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и т. п.).

Далее, если требования № 1 и № 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».

https://youtube.com/watch?v=vO75CneXd5o