Современные методики конструирования одежды
На территории СНГ применяются несколько расчетно-графических методик:
- ЕМКО СЭВ для массового производства;
- ЕМКО ЦОТШЛ;
- ЕМКО для индивидуального пошива;
- ВДМТИ для трикотажных изделий;
- Немецкая «Muller & sohn».
Каждая страна имеет свои школы кроя и портновского искусства, которые работают с признанными местными методиками. Каждая из них имеет свои особенности.
Следующий этап в развитии методов проектирования чертежей одежды – усовершенствование САПР, систем автоматизированного производства одежды. САПР используют в своей основе различные расчетные методики. Выбор конкретной системы проектирования зависит от типа производства и предпочтений конструктора. Преимущества САПР в современном производстве одежды заключаются в быстром использовании стандартных операций конструирования: изменение баз, моделирование, градация лекал.
Существуют и активно применяются трехмерные проекции и развертки одежды. Современные методы 3D-конструирования и моделирования используются с помощью компьютерных программ в промышленном дизайне любых объемных объектов, а не только одежды и аксессуаров.
История возникновения методов конструирования
Первыми методами создания одежды были муляжные способы кроя. Принцип муляжа – это накалывание материала на фигуру для создания объема, драпировок, целого изделия или деталей. После фиксации ткани контуры переносят на бумагу для корректировки или работают непосредственно с тканью. Он также известен как макетный, муляжный или метод наколки. Такой способ применяется и сегодня для некоторых типов изделий:
- для копирования исторического костюма;
- в корсетных изделиях;
- при индивидуальном пошиве;
- в изделия уровня «haute couture» со сложными драпировками;
- при использовании новых материалов.
Позже, в начале 19 века возникли расчетно-графические методы построения конструкций одежды. Впервые их создали портные-практики, которые перенесли опыт ручного кроя в простейшие формулы. Каждая страна в то время уже имела своих умельцев и свои системы кроя. В Европе известность получили:
- британская система «дриттель»;
- французская система;
- немецкая методика «Muller & sohn».
С началом 20 века в период индустриализации методы для индивидуального пошива постепенно были переработаны для использования на швейных фабриках. В СССР и странах СЭВ была разработана единая методика ЕМКО СЭВ, которой следуют в России и сегодня.
Швейное материаловедение (ТКАНИ)
— обзор современных тканей, материалов и их свойства;
— требования к материалам для одежды различного назначения;
— принципы работы с ПРОСТЫМИ ТКАНЯМИ (поплин, хлопчатобумажные, рубашечные, льняные, плотный трикотаж, плотная шерстяная ткань, деним);
— принципы работы со СЛОЖНЫМИ ТКАНЯМИ (шелк, шифон, бархат, замша и т.п);
— подкладочные материалы (бортовки, флизелины, дублерины);
— нитки (разновидности, характеристики и свойства);
— варианты переплетения нитей и комбинирование тканей;
— швейная фурнитура (Функциональная: тесьма, пуговицы, крючки, резинки, контактные ленты, молнии и т.п. Декоративная: кружево, ленты, шнурки, подвески, пайетки, бисер, пряжки, стразы, клепки и т.п).
Форма отчетности: ЗАЧЕТ (Устный опрос)
Конструирование и моделирование
Каждый человек, а особенно женщина, хочет всегда красиво одеваться и выглядеть привлекательно. Модные юбки, брючные костюмы, летние платья, красивые блузки – все это можно купить и в магазине или на рынке. Но бывает так, что модель нравится, но не нравится цвет, или размер не тот, который нужен, или юбка немного длиннее, чем хотелось бы. А так хочется, чтобы вещь сидела на фигуре красиво, и цвет был именно тот, который бы хотелось. Как же быть в этом случае? Как научиться шить самостоятельно? Лучше всего научиться шить с нуля. Сначала нужно познать азы шитья – это машинные швы, ручные стежки, способы обработки изделия, а также ознакомиться с разновидностями тканей и особенностями работы с ними. После того, как азы шитья были изучены, можно постепенно переходить к освоению технологии и пошива, например, юбки. Качество готового изделия зависит от того, как правильно были сняты все мерки и сделана выкройка юбки. Поэтому, нужно быть особенно внимательным при снятии мерок, чтобы потом сделать правильные расчеты и выкройку. Конечно, научиться шить с нуля, да еще и самостоятельно, это трудоемкий и нелегкий труд. Но потом, этот труд будет оправдан. Никакая кофточка или блузка итальянской фирмы не сравнится с той, которая будет сшита своими руками. Подобранный цвет и фасон, правильно снятые размеры сделают вещь красивой, которая превосходно будет сидеть на Вашей фигуре. И не нужно будет ходить по магазинам, и тратить время на поиски нужной вещи или обращаться в ателье, куда потом нужно будет несколько раз бегать, чтобы примерить вещь и все равно, она будет сшита не так, как Вам этого хотелось бы. Научившись шить самостоятельно, можно подобрать и сшить для себя такой наряд, который не только поможет скрыть недостатки фигуры, но и хорошо подчеркнуть ее достоинства.
Конструирование одежды — разработка конструкции (построения, взаимного расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следующих этапов: выбор методики, разработка чертежей изделия для эскизного проекта, расчет, построение чертежа (с использованием индивидуальных или стандартных мерок), изготовление лекал, составление рабочей документации.
Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.
Фартук (от нем. Vortuch через польск. fartuch) (или передник, запон, иногда подол) — предмет домашней и спецодежды, предназначенный защищать от попадания грязи на основную одежду. Обычно завязывается на поясе, иногда дополнительно закрепляется на шее тесьмой. Это широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.
Несмотря на простоту кроя этого изделия, существует бесчисленное множество моделей фартуков. И, уверяю вас, еще большее количество можно смоделировать. Здесь все зависит от конкретного назначения этого фартука, от имеющейся у вас в наличии ткани, от дополнительных материалов на отделку (тесьма, кружево, ленты и пр.) от вашего умения, наличия свободного времени, а главное, от вашего желания. Фартук можно пошить из оставшихся обрезков разноцветных тканей, можно вышить на нем различными техниками какой-нибудь узор или ограничиться вензелем с Вашими инициалами. Даже на кухне можно чувствовать себя, если не королевой, то, по меньшей мере, знатным шеф-поваром.
Как построить чертеж фартука, можно изучить в следующих разделах:
Юбка, сшитая своими руками, вдвойне радует ее обладательницу. Во-первых, своей красотой и индивидуальностью. Во-вторых, гордостью за прекрасно выполненную без чьей-то помощи работу. А грамотно построенный чертеж юбки всегда является гарантией отличного результата. Существует базовый чертеж выкройки юбки, на основе которого конструируются различные варианты моделей.
Подробное описание, как сделать чертеж юбки, можно изучить в следующих разделах:
Методы конструирования одежды
Творческий процесс создания одежды имеет глубокие корни. Известно, что конструирование одежды имеет многовековую историю, и на протяжении столетий разрабатывались разные его методы. Существуют две большие группы методов конструирования одежды: приближенные и инженерные.
Приближенные методы тоже могут быть разными. Самыми старинными из них считаются муляжные, когда измерения производятся на фигуре человека или с помощью манекена.
Надо сказать, что конструирование одежды в привычном нам понимании стало складываться только в двадцатом веке, до этого точных измерений для посадки на фигуре просто не существовало. Одежда создавалась с помощью складок и сгибов.
Методы конструирования одежды получили свое развитие в начале девятнадцатого века, когда лондонский закройщик Мишель придумал первую «сетку» для чертежей одежды. Он применил принцип масштаба: исходный рисунок делился на клетки с одинаковой стороной, и по желанию его можно было увеличивать или уменьшать. В 1840 году возникла известная система кроя Г. А. Мюллера, который использовал для построения чертежа принцип сферической тригонометрии.
В 1959 году конструирование и моделирование одежды изучала центральная опытно-техническая швейная лаборатория, которая и применяла расчетно-аналитический метод. Недостаток его состоит в том, что графические построения в нем громоздкие, точность построения основы относительная, сложно выбирать прибавки на свободное облегание.
ЗАЩИТА
— пошив и показ своей коллекции
Форма отчетности: ЭКЗАМЕН (Создание своей авторской коллекции)
ВСЕГО: 510 часов Предметов всего: 10Экзаменов всего: 5Зачетов всего: 5
По окончанию обучения выпускники получают ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке.
Диплом дает право на ведение профессиональной деятельности.
АДРЕС ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
г. Москва, м. «Красные ворота» или м. «Комсомольская», 1-й Басманный переулок дом 3 (здание «Институт Мировых Цивилизаций», 5 этаж, кабинет 506.
Тел: 8 (495) 771-16-31; 8 (495) 988-01-81; 8 (495) 509-35-61
(в будни с 10:00 до 20:00, суббота с 10:00 до 17:00, воскресенье-выходной)
Как нас найти: м. «Красные ворота», выход в сторону ул. Новая Басманная, далее перейти через дорогу на светофоре в сторону парка, и двигаться по ул. Новая Басманная. Далее ориентиром по левой стороне будет стоять церковь Св. Петра и Павла. Продолжаете двигаться далее, прямо до дома 23/1 по ул. Новая Басманная. На первом светофоре повернуть налево по указателю 1-ый Басманный пер. Дом 3 будет по левой стороне. Входите на территорию Института, далее 5 этаж, 506 каб.
Дни приема: с понедельника по пятницу с 10:00 до 20:00., суббота с 10:00 до 17:00.
После успешного окончания обучения в «Школе политики, бизнеса и дизайна» (ШПБД), все желающие могут продолжить обучение и получить высшее образование по выбранной специальности.
Макетирование
— макетирование. Муляжный метод (основные понятия, методы);
— метод наколки ткани на манекен (основные понятия);
— макетирование юбки методом наколки (изготовление выкроек в М 1:1), оформление выкроек, раскрой, работа с поясными изделиями и т.д.);
— макетирование лифа методом наколки (изготовление выкроек спинки, полочки и втачного рукава в М 1:1, оформление выкроек);
— макетирование рукава (рукав реглан, с погончиком «полуреглан», рукав из 2-х частей);
— макетирование плечевых изделий;
— проведение примерки, нанесение изменений после примерки.
Форма отчетности: ЗАЧЕТ (Построение изделия на манекене)
Лекала как единица измерения
Главной единицей измерения в моделировании и конструировании считается лекало. Они бывают следующих видов: лекала-оригиналы, контрольные и рабочие.
Основой создания любого костюма является базовое лекало. Опытный специалист может по первому взгляду определить фирму-производителя одежды, учитывая качество базового лекала. Лекала создаются с учетом всех особенностей человеческой фигуры.
Сейчас при создании лекал специалисты обращаются к современным технологиям, в особенности к компьютерам. Использование компьютеров при изготовлении лекал имеет свои преимущества. Так, это возможность точно приспособить лекала к особенностям той или иной фигуры, это возможность показать результат работы клиенту на любом этапе. Такой вид лекала можно использовать гораздо дольше, чем бумажные, они не изнашиваются и не подлежат замене.
Лекало, изготовленное в электронном виде, дает возможность проводить виртуальную раскладку материала на ткани, что может упростить процесс раскроя.
Формы обучения:
Отвечая на вопрос «Куда пойти учиться, где пройти курсы переподготовки и получить модную профессию в области дизайна?» АНО ДПО Международный институт моды и бизнеса предлагает обучение по специальностям, посвященным моде, конструированию одежды, технологии ее изготовления и менеджменту в индустрии моды.
С нашим образованием вы можете реализовать себя в таких профессиях как:
- Модельер — конструктор,
- Портной — закройщик,
- Дизайнер костюма,
- Директор VIP-ателье,
- Арт-директор бутика модной одежды,
- Дизайн-проектировщик в компьютерной среде (САПР одежды, 3D-моделирование, графический дизайн),
- Технолог на малых и крупных швейных предприятиях,
- Специалист по закупке модной одежды,
- Специалист по стилевому подбору костюма,
- Дизайнер текстильного интерьера.
Для желающих посвятить себя любимому делу в области дизайна, есть уникальная возможность пройти курсы переподготовки кадров по художественному моделированию и конструированию одежды всего за три года обучения! В программу обучения входят только специальные дисциплины по конструированию, художественному моделированию одежды и технологии ее изготовления.
В процессе обучения Вы получите знания по таким дисциплинам, как конструирование женской, мужской, детской одежды, технология изготовления швейных изделий, материаловедение и конфекционирование материалов, технология изготовления головных уборов и изделий из кожи и меха
Большое внимание уделяется композиции и графике костюма, истории моды и стилей
Серьезным преимуществом в Международном институте моды и бизнеса является обучение компьютерному конструированию и моделированию одежды в САПР «Грация», которая по многим параметрам превосходит ведущие мировые аналоги. Знание данной программы имеет большое практическое применение, как для предприятий массового производства одежды, так и при индивидуальном выполнении заказов. Модельер-конструктор с помощью данной программы может по любой методике строить базовую конструкцию изделия и на ее основе разрабатывать модельные конструкции. Впоследствии программа сама быстро и точно размножает построенные лекала в требуемом диапазоне размеров и ростов, автоматически контролируя и корректируя при этом сопряжения деталей. Программа позволяет автоматически перестраивать лекала при изменении прибавок и рельефов; оперативно изменять ассортимент при изменении направлений моды; а также мгновенно создавать лекала серийной модели на индивидуальную фигуру.
Международный институт моды и бизнеса отличается глубиной подхода в обучении конструированию и технологии изготовления одежды, особенностями промышленного производства – основами будущего профессионала. Недостаточно придумать красивую модель, нужно в первую очередь понимать, насколько сложна эта модель одежды в производстве, как поведёт себя при носке, различных нагрузках и стирке.
Во время выполнения итоговой выпускной работы студенты воплощают в жизнь дизайнерские и практические разработки на действующих швейных предприятиях страны или получают возможность организовать собственный бизнес-проект по производству модной и стильной одежды!
Выбирая для своего обучения Международный институт моды и бизнеса, вы приобретаете прекрасную возможность получить профессиональное образование, востребованное именно сегодня, на этапе стремительного роста и развития индустрии моды, производства модной одежды и других направлений легкой промышленности. Во время обучения вы сможете участвовать в российских и международных конкурсах молодых дизайнеров, раскрыть свой творческий потенциал на показах мод в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге и других городах, посетить мастерские профессиональных дизайнеров.
Какую методику конструирования я буду использовать?
В конструировании я использую метод ЕМКО. Он расшифровывается как Единый метод конструирования одежды, его придумали еще в советскую эпоху, он проверен временем и до сих пор его с успехом используют в работе ведущие ателье и Дома мод.
На самом деле, в конструировании существует множество технологий — это английская система, Мюллер и сын, ЦОТШЛ и прочие. И в конечном итоге при построении по одной из них, получается лекало для той модели, которое запланировано. Но с высоты своего многолетнего опыта могу сказать, что лучшая методика — это опыт! Только пробуя и экспериментируя, постоянно работая и изучая новое можно найти ту самую систему для построения идеальных выкроек.
Метод конструирования — это инструмент в руках портного. Поэтому можно не останавливаться на одной системе, брать для себя лучшее из каждой и черпать новое.
Поэтому советую вам не грешить на методику, если ваше изделие не село на фигуру идеально, проанализируйте свою работу, возможно вы допустили ошибки в расчетах.
Понятие конструкции одежды
Процесс конструирования заключается в создании базовой конструкции на основе индивидуальных или стандартных измерений. Цель конструирования – проектирование чертежа, который максимально точно описывает форму тела, воплощает силуэт, конструктивные и модельные линии изделия. Качество готового изделия зависит от точности взятых измерений фигуры, от выбранной методики конструирования и правильности расчетов.
Корректная конструкция швейной и трикотажной одежды должна соответствовать определенным критериям.
- Учитывать технические свойства материала, от гигроскопичности до пластичности.
- Иметь правильный баланс и посадку на фигуре.
- Обеспечивать комфорт изделия в носке.
- Отражать идею дизайнера в пропорциях и линиях.
- Быть технологичной в производстве.
Для реализации качественного изделия необходимы базовые навыки конструирования, знания технологии и материаловедения.
Этапы конструирования и моделирования одежды
- Анализ технического рисунка, созданного дизайнером.
- Анализ тканей и материалов, из которых будет изготовлено изделие.
- Изучение технологических приемов и узлов, применяемых для отшива конкретного изделия.
- Выбор методики конструирования.
- Снятие мерок с фигуры или выбор стандартных измерений.
- Построение сетки чертежа и базовой конструкции.
- Моделирование основы.
Моделирование – это один из этапов проектирования деталей, который выражается в нанесении дополнительных, модельных линий на основу чертежа. На одной базе с помощью моделирования можно создать множество вариаций изделий.
В зависимости от способа изготовления и поставленных задач, следующие этапы заключаются в изготовлении лекал, проверки конструкции на макете.
Если модель одежды готовится для массового производства, то доработанные лекала градируются по размерам и ростам. Крайние из них проверяют еще раз, с отшивом и примеркой изделия.
Методы конструирования одежды
Творческий процесс создания одежды имеет глубокие корни. Известно, что конструирование одежды имеет многовековую историю, и на протяжении столетий разрабатывались разные его методы. Существуют две большие группы методов конструирования одежды: приближенные и инженерные.
Приближенные методы тоже могут быть разными. Самыми старинными из них считаются муляжные, когда измерения производятся на фигуре человека или с помощью манекена.
Надо сказать, что конструирование одежды в привычном нам понимании стало складываться только в двадцатом веке, до этого точных измерений для посадки на фигуре просто не существовало. Одежда создавалась с помощью складок и сгибов.
Методы конструирования одежды получили свое развитие в начале девятнадцатого века, когда лондонский закройщик Мишель придумал первую «сетку» для чертежей одежды. Он применил принцип масштаба: исходный рисунок делился на клетки с одинаковой стороной, и по желанию его можно было увеличивать или уменьшать. В 1840 году возникла известная система кроя Г. А. Мюллера, который использовал для построения чертежа принцип сферической тригонометрии.
В 1959 году конструирование и моделирование одежды изучала центральная опытно-техническая швейная лаборатория, которая и применяла Недостаток его состоит в том, что графические построения в нем громоздкие, точность построения основы относительная, сложно выбирать прибавки на свободное облегание.
Какую методику конструирования выбрать?
- Не ищите идеальную методику. Поиски методологии без погрешностей обречены на неудачу, как поиски философского камня. При любой методике проектирование круглого на плоское будет иметь погрешности.
- Выбирайте любую методику. Все методики основаны на одном и том же принципе: измерить фигуру и отложить конструктивные отрезки на бумаге. Отличаются они лишь последовательностью нанесения этих отрезков на чертёж, по большому счету.Другими словами, если вы смотрите на чертеж и понимаете,что любой карандашный отрезок соответствует конкретной мерке на теле, то строить вы будете легко и непринуждённо.
Почему новички пасуют перед изучением конструирования.
Дело в том, что учебники написаны тяжелым кондовым языком. Новичков отпугивает хрестоматийное сухое изложение, длинные формулы и жуткая графика в учебниках. Нужно сидеть с карандашом в руках и медленно, абзац за абзацем, листая туда-сюда от текста к картинке, теряя нить изложения и т.д.
Убедительно прошу вас не усложнять процесс создания выкройки.
Всё просто на самом деле, все очень просто. Гораздо проще, чем разгибать интегралы, и чем это видится на старте освоения материала.
Усадите себя за стол и, не торопясь, с «милимметровкой», масштабной линейкой и калькулятором в руках пройдите построение от начала до конца. Вначале на черновике, а затем переходите к листу ватмана и стройте в натуральную величину. Отшейте пробник, внесите коррективы, — а они непременно будут. Постройте 2-3 раза, после чего методику запомните, поймёте и полюбите именно эту, свою. И будете рассказывать начинашкам, что именно ваши ЛинЖаки или Мюллеры дают самые классные результаты.
Идеальная методика та, к которой вы привыкли. Начинайте с простой «облипки», без прибавок на свободу движения.
Почему бывает много погрешностей в построении.
Виновата вовсе не система конструирования, а ваши ошибки при снятии мерок.
Начинайте изучение методики с правил измерения фигуры.
Как исправить неправильный баланс изделия.
Заломы в боковых швах на спинке или полочке – это неправильный баланс. Самый простой вариант исправления и самый эффективный: – распороть боковой шов и дать лечь изделию так, как оно попросит. Соединить, сколоть боковые швы прямо на фигуре. Проследите, чтобы линии полузаноса полочки (средина переда) были вертикальными полу и хорошо совмещались. Иногда заломы на полочке получаются из-за недостаточного раствора нагрудной вытачки. Наколкой можно легко исправить любой дефект построения. Закалывайте дополнительные вытачки на макете , где они “просятся”, а потом внесите исправления в чертёж и размоделируйте. Отшивайте пробники, пока чувствуете себя неуверенно.
Неудача № 3.
Глубина проймы. Углубить её легко, а вот если «распахали», то исправить сложнее. Попробуйте сделать контрольный замер не глубины проймы, а длины бока –от линии талии до подмышки с учетом 1-1,5 см на свободу движения.
выбрать методику конструирования
Зачем нужно изучать другие методики.
Отнюдь не для поиска лучшей школы, а для того, чтобы «образовывать» голову. Почти все опытные конструкторы, изучив несколько систем построения, останавливаются на своей «сборной солянке». В каждой из методик есть что-то любопытное и рациональное.
Мне нравится в школе Злачевской распределение талиевых вытачек с учетом персональных анатомических изгибов , а не усредненным способом, как в других методиках.
Очень нравится красивый плечевой пояс у Мюллера. По-европейски элегантный, именно его я и беру за основу построения в своей практике.
Не нравится у Мюллера широкая линия плеча, поэтому мерку ШП я беру не табличную, а анатомическую, которую измерила
Если юбки, то –Злачевская, без вариантов. Брюки – Мюллер, но хвалят и другие методики.
По Лин-Жак никогда не строила, потому что у меня, как в том стишке «а вот пингвина он не трогал, тот сразу вышел хорошо». Своя методика меня вполне устраивает. Но слышала только положительные отзывы от практикующих Лин-Жак. Что хочется сказать по методикам старых школ. Из любопытства изучила несколько конспектов из серии «нам так давали в училище 40 лет назад».
По большому счету, основу-облипку построить можно по любой системе, но настоящее конструирование начинается тогда, когда в модели есть прибавки на свободное облегание (а строить нужно сразу с их учетом!)
Так вот, по старым советским методикам у меня получается … советская одежда.
Вроде бы «костюмчик сидит», баланс на месте, но так и тянет «доработать напильником» кургузую неудобную одежду.
По устаревшим методикам получаются устаревшие лекала, а хочется красивых. Дело в том, что мастера с большим опытом конструируют уже «на глаз», прямо на ткани и красоту будущей вещи они видят, ещё не коснувшись ножниц.
Но если вы выбираете методику для себя здесь и сейчас, то я советую не брать старые советские учебники, а обратиться к современным школам. Благо, недостатка в них нет, – на любой вкус и кошелёк. Вполне можно пойти и по пути готовых выкроек. Но насколько шире возможности, когда умеешь строить базовые конструкции!