Вузы по специальности культурология , специальности, стоимость обучения, отзывы, проходной балл егэ 2021

Дисциплины, входящие в курс обучения

Программа обучения будущих бакалавров-культурологов представляет собой органический синтез важнейших элементов мировой образовательной практики с важнейшими достижениями российской высшей школы, ориентируя студента не только на получение теоретического багажа, но и способствуя усвоению будущими профессионалами новой информации, способствуя развитию творческих и эвристических возможностей, формируя умения синтезировать разобщенные знания о мире.

Реализация образовательной программы подразумевает получение фундаментальных теоретических знаний по таким дисциплинам курса, как:

  • философия, теория культуры;
  • история культуры;
  • массовая культура;
  • культура массовых коммуникаций;
  • межкультурные коммуникации;
  • мифология праздничной культуры;
  • визуальная культура;
  • менеджмент социально-культурной сферы;
  • история культурологии;
  • история отечественного, зарубежного искусства и проч.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.

Цели и задачи культурологии

Данная наука решает большое количество задач. Среди них наиболее важными можно назвать такие задачи как:

  • полное, точное и глубокое объяснение культуры, её сути, содержания и основных функций;
  • поиск ответов на вопросы о происхождении и развитии культуры;
  • изучение отдельных культурных явлений и процессов;
  • объединение знаний из других научных дисциплин, изучающих отдельные аспекты человеческой культуры;
  • создание методов и средств для изучения культуры;
  • определение роли человека в культурных процессах;
  • обобщение знаний о культуре, заимствованных из искусства, религии, философии и прочих областей;
  • изучение развития разных культур и зависимости этого процесса от внешних условий.

Основная цель культурологии заключается в том, чтобы изучить культуру и обеспечить её понимание. Для достижения этой цели производится изучение фактов культуры, связи между отдельными культурными феноменами, динамики различных культур. Также изучаются процессы, приводящие к возникновению и развитию специфических культурных феноменов, типы культур и свойственные им нормы морали, ценности и культурные коды.

Культурологические школы

Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:

  1. Символическая. Самое молодое и популярное направление в культурологии. Любой культурный элемент в этой концепции представляет собой знак, символ, с помощью которого индивид или социальная группа пытаются коммуницировать с другими участниками общества. Развитие этой школы связано с ростом влияния на культуру средств массовой информации. Ярким представителем этой школы является известный философ Эрнст Кассирер.
  2. Натуралистическая. Также известна как психоаналитическая. Ее становление связано с именами Зигмунда Фрейда, Карла Юнга. Главное утверждение этой школы — культура обусловлена психобиологической природой человека, его бессознательной стороной. Такие выводы представители направления сделали на основе долгих исследований человеческого поведения с помощью различных психотехник: гипноза, метода свободных ассоциаций и др.
  3. Аксиологическая. В основе этого направления лежит ценностный подход. И хотя первое упоминание о ценностях встречается еще у Канта, он не считается основоположником этой школы. Главным теоретиком аксиологического направления является немецкий философ Виндельбанд. С его точки зрения, культура — это множество духовных и материальных ценностей.
  4. Социологическая. Согласно принципам этой школы, культура происходит из общественной природы и организации. К этой школе относятся такие видные учёные, как Альфред Вебер (младший брат более известного Макса Вебера), Питирим Сорокин, Томас Эллиот. Последнему принадлежит высказывание, определяющее культуру прежде всего как образ жизни конкретного народа.
  5. Антропологическая. Эта школа представлена Франсом Боасом, Брониславом Малиновским и Лесли Уайтом. Они рассматривают культуру как способ приспособления человека к природе, способ программирования деятельности людей в обществе. Из теории этого направления вышел знаменитый термин «культурный шок» — резкое погружение человека в незнакомую культуру.
  6. Общественно-историческая. Самое раннее по времени возникновения направление базируется на концепциях Канта и Гегеля. Но самый значительный вклад внес немецкий философ Шпенглер. В своей знаменитом книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер представляет историю как чередование отдельных культур, каждая из которых, умирая, превращается в цивилизацию, где господствуют массовые ценности, техника и спорт.
  7. Марксистская. Основоположником школы является Карл Маркс, а продолжателями — Энгельс и Ленин. Во главу угла эта школа ставит материальные отношения. Прежде чем обратить взор к культуре, человек должен удовлетворить свои базисные потребности. Сторонники школы выступали за сознательное управление культурой, в противном случае, если отдаться в руки стихии, то результатом будет пустыня.

Немного истории

Слово «культура» начали использовать еще в эпоху Средневековья – на первых порах так назывался метод выращивания зерновых. В 17 столетии термин получил новое значение: его применяли, чтобы указать на улучшение, совершенствование, в том числе и уровня образования и воспитания человека.

Термин «культурология» предложил Лесли Уайт, американский антрополог. Им он обозначил новую дисциплину, которая оформилась в самостоятельную социальную науку. Вместе с тем зарубежная классификация отраслей академического знания не предусматривает ее обособления в отдельное учение.

В России значительный вклад в развитие культурологии сделал армянский ученый Эдуард Маркарян (1929–2011). Его первые труды в этой сфере датируются периодом с 1960-го по 1970-й год. Именно они заложили фундамент для формирования нового самостоятельного научного направления. Уже в 1980–1990-е годы культурология была официально признана, а в высших учебных заведениях России появились отдельные программы подготовки по новой специальности.

В 1992 году состоялось открытие научно-исследовательского Российского института культурологии (преобразованный НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры). А в 2006-м, благодаря объединению достаточно большого количества российских ученых, появилась новая организация – Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО).

Предмет культурологии

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

Описание специальности

Культурология как наука изучает закономерности куль­турного процесса, памятники и явления материальной и ду­ховной культуры, а также культурные интересы и потребности людей, их участие в сохранении, приумножении и пере­даче культурных ценностей.

Культурология как учебная дисциплина родилась в мно­гостепенном переплетении с философией, археологией, ис­торией, психологией, этнографией, религиоведением, соци­ологией, искусствознанием и поэтому с полным основанием может быть названа интегративной сферой знания. Это социогуманитарная наука, которая ориентируется на бытие и деятельность человека и общества. Этимологически слово «культурология» переводится на русский язык как наука о культуре.

Специальность объединяет теоретические знания и практическую работу в сфере культуры. За время обучения студенты получают обширные знания во всех направлениях культурной деятельности, а также практические навыки в области маркетинга и менеджмента. 

Студенты этой специальности учатся:

  • Изучать историю возникновения и развития различных видов искусства (архитектуры, живописи, прикладного творчества и т.д.)
  • Писать научные материалы, подготавливать обзоры, аннотации и библиографии, писать статьи и создавать презентации по тематике проводимых исследований
  • Систематизировать научную и социально-культурную информацию и создавать словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных
  • Работать в государственных учреждениях и общественных организация,  разрабатывать и реализовывать инновационные проекты по сохранению художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
  • Готовить и осуществлять творческие планы и художественные программы
  • Создавать социально-культурные программы и проекты в СМИ
  • Консультировать сотрудников рекламно-информационных агентств, туристических фирм, бизнес-структур и учреждений культуры по вопросам истории и современного положения искусств, памятников культурного и природного наследия и т.д.
  • Вести педагогическую деятельность в высших учебных заведениях, колледжах и профессиональных лицеях
  • Разрабатывать для учебных заведений образовательные программы

Выпускники могут работать в органах управления культуры, международных туристических бюро, рекламных агентствах, сфере шоу-бизнеса, художественных галереях, музеях, дворцах культуры, клубах, городских парках, центрах эстетического воспитания, средствах массовой информации, на телеканалах и радиостанциях, киностудиях, киновидеопрокате, театрах, концертных организациях, учреждениях системы образования, санаторно-курортных учреждениях.

Описание профессии

Профессия культуролога тесно связана с научной работой. Ее представители занимаются исследованием разных видов искусств, народных традиций и социальных течений, а также определением особенностей их возникновения и развития. Работа культуролога предполагает изучение документов, хранящихся в архивах, редких изданий и произведений искусства.

Многие путают культурологов с искусствоведами. Эти профессии действительно очень близки. Разница состоит в том, что первый исследует культуру в целом, без акцента на каждом ее компоненте в отдельности. Второй изучает художественные виды культурного наследия: живопись, литературу, кино, театр, музыку. Культурология как наука является совокупностью многих предметов. Искусствоведение – один из ее разделов.

Обязанности

Культуролог может работать в одном из четырех направлений или же сочетать их все:

  • научные исследования;
  • преподавательская деятельность;
  • проведение экскурсий;
  • написание научных статей и книг научно-популярного жанра.

Основная задача представителя этой профессии – научные исследования. Так как одинаково хорошо разбираться во всех направлениях культурологии практически невозможно, специалист выбирает для себя определенную проблему в сфере мировой культуры и обстоятельно ею занимается.

В обязанности культуролога входит изучение истории возникновения и особенностей быта одного этноса или разных народов. Для этого ему нужно анализировать данные, получаемые из разнообразных источников – хранящихся в архивах документов, научных трудов ученых. Но работа не только бумажная и теоретическая – культурологи часто проводят опросы населения, участвуют в этнографических экспедициях.

Кроме основных обязанностей, есть и дополнительные. Культурологи могут проводить экскурсии по старинным сооружениям и музеям, читать лекции в вузах, писать и издавать научно-популярные книги.

Личностные качества

Первое, что, кроме знаний необходимо культурологу для успешной работы и карьеры, – это любовь к искусству. Без нее в этой профессии придется крайне сложно. Специалист должен тратить достаточно много времени на исследование разных культурных ценностей. Ему понадобятся:

  • наблюдательность;
  • трудолюбие;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • хорошая память;
  • аналитический склад ума;
  • развитое воображение;
  • ответственность.

К тому же очень нужно уметь одинаково хорошо работать и индивидуально, и в команде. Культурологу необходимо одновременно быть коммуникабельным и готовым принимать самостоятельные решения. Нелишними будут организаторские способности, умение грамотно вести переговоры и знание хотя бы одного иностранного языка.

Где учиться

Обязательное условие для трудоустройства – наличие диплома о высшем образовании по соответствующему или же смежному направлению подготовки. «Культурология» – специальность классическая. Поэтому учебная программа предполагает изучение гуманитарных, философских, естественно-научных дисциплин. Студенту в процессе обучения предстоит углубиться в мировую историю, искусство- и религиоведение, лингвистику, литературу, теорию и практику межкультурных коммуникаций. Особый акцент делается на изучении языков, в частности восточных и древних.

Получить образование культуролога можно во многих российских высших учебных заведениях. Несколько примеров:

  1. НИУ «Высшая школа экономики». Факультет гуманитарных наук (Школа культурологии).
  2. Санкт-Петербургский госуниверситет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Гуманитарный факультет (кафедра истории и регионоведения).
  3. Владивостокский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Факультет культуры.
  4. Российский гуманитарный госуниверситет (РГГУ). Факультеты: культурологии; истории искусства. Институт восточных культур и античности.
  5. РГУ им. Косыгина. Институт славянской культуры.
  6. Московский государственный институт культуры. Факультет государственной культурной политики.
  7. Московский педагогический госуниверситет. Институт социально-гуманитарного образования.

При поступлении можно выбрать разные специальности: культурологию, искусство и гуманитарные науки, историю искусств, музеологию, регионоведение, социально-культурную деятельность.

Курсы

Российский институт профессионального образования “ИПО” Российский институт профессионального образования “ИПО” – проводит набор учащихся на получение специальности “Культуролог” по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение в ИПО – это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ Культурно-творческие проекты (Факультет культуры и искусства).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Культурология (Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова).

Оренбургский государственный университет Культурология (Факультет гуманитарных и социальных наук).

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Культурология (Уральский гуманитарный институт УрФУ).

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Культурология (Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ).

Происхождение слова «культура»

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался «De agri cultura». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т.д.
Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово «культура» в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.
В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.В 18 веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture , противопоставляя его слову naturale — природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития , самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать «культурой». В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И.К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа, Кант и Гегель, почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином «Buildung» (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Литература[ | ]

  • Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. — 2010. — № 1.
  • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. — М.: Академический проект, 2005. — С. 10-47.
  • Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю. Н. Солонина и Е. Г. Соколова. СПб., 2003;
  • Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов. М: Проект, 2004.
  • Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).
  • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. — Орел: Изд-во ОрелГТУ, 1999. — 234 с.
  • Иконникова С. Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996;
  • Иконникова С. Н. История культурологических теорий. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — («Учебное пособие»). — ISBN 5-469-00310-8
  • Кармин А. С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997;
  • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2009. — № 11 — Высшее образование для XXI века.
  • Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., 2000;
  • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2012. — № 2.
  • Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 28—32.
  • Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995;
  • Культурология. ХХ век: Словарь / Гл. ред., сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с. — (Культурология. ХХ век). — 1500 экз. — ISBN 5-7914-0018-7.
  • Культурология. ХХ век: Энциклопедия / Гл. ред., сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — (Культурология. ХХ век). — ISBN 5-7914-0027-6.
  • Культурология как наука: «за» и «против» : круглый стол. Москва, 13 февраля 2008 г. СПб., 2009;
  • Куренной В. А. Исследовательская и политическая программа культурных исследований // Философско-литературный журнал «Логос». — 2012. — № 1. — С. 14—79.
  • Луков Вл. А. Субъектная культурология // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2008. — № 2. — С. 155—159.
  • Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2000;
  • Монин М. А. Культурология и/или Cultural studies // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2021, № 1.
  • Пелипенко А. А. В защиту культурологии.
  • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С. С, 2005. — 608 с. — ISBN 966-8613-06-6.
  • Розин В. М. Введение в культурологию: учебник для высшей школы. М.: ИД «ФОРУМ», 1998. (2-е изд. М.: Гардарики, 2003)
  • Розин В. М. Теоретическая и прикладная культурология. М., 2007;
  • Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 2. — С. 155—159.
  • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2-е изд. перераб. — М.: Согласие, 2010. — 672 с. — ISBN 978-5-86884-134-7
  • Флиер А. Я. Культурология // Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0022-5.
  • Флиер А. Я. Культурология. — М.: Согласие, 2011. — 560 с. — ISBN 978-5-86884-141-5
  • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. — 2011. — № 2. — С. 4-19.
  • Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 43—45.
  • Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2005. — № 4. — С. 24—28.

Кемгик

Направление: Профессии науки

Понятие «культура» (от лат. «culture») появилось ещё в средние века: так называли способ возделывания зерновых. К 17 веку оно приобрело иное значение. Его стали использовать, когда хотели обозначить улучшение, совершенствование чего-либо. Так, ещё с давних времён культурный человек – тот, кто воспитан и образован.

В настоящее время существует множество определений культуры. Прежде всего, она понимается как совокупность ценностей, созданных на протяжении всей истории человечества. Наука, посвящённая изучению культуры, называется культурологией.

Культурологи занимаются научной работой. Они исследуют различные виды искусств, народные традиции и социальные течения, определяют особенности их формирования и развития. В культурологии можно выделить несколько направлений и областей, поэтому у каждого представителя данной профессии для подробного изучения есть своя узкоспециализированная тема. Культурологи часто работают с архивными документами, редкими библиографическими источниками, произведениями искусства.

Главная задача культуролога – осуществление научно-исследовательской работы. Он изучает различные предметы и явления культуры. Для этого специалист анализирует данные различных источников: от исторических документов до трудов других культурологов. Не исключены выезды в различные командировки, этнографические экспедиции, участие в опросах населения. Результатами его работы становятся различные публикации, лекции. Многие представители данной профессии занимаются преподавательской деятельностью. Некоторые проводят разнообразные экскурсии или становятся кураторами выставок.

Специальности:

Востоковедение и африканистика
Квалификация: Бакалавриат

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Востоковедение и африканистика» включает:комплексное, основанное на интердисциплинарном…

Зарубежное регионоведение
Квалификация: Бакалавриат

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Зарубежное регионоведение» включает предоставление информационных, коммуникационных, ан…

Искусства и гуманитарные науки
Квалификация: Бакалавриат

Направление 50.03.01 «Искусства и гуманитарные науки» принимает абитуриентов, которые увлекаются классическим и современным искусством, фило…

История искусств
Квалификация: Бакалавриат

Направление подготовки 50.03.03 «История искусств» ведет набор активных молодых абитуриентов, которые увлечены историей и происхождением все…

Культурология
Квалификация: Бакалавриат

Человек, обладающей степенью бакалавра культурологии, в своей профессии может заниматься: организационной, управленческой, педагогической, экспертной, а…

Культурология
Квалификация: Аспирантура

Аспирант данной специальности занимается, в большей степени, научно-просветительской деятельностью в различных областях науки, творчества, культуры и об…

Культурология
Квалификация: Магистратура

Магистр специальности подготовки «Культурология» имеет гораздо больший спектр рабочих сфер, где может успешно развиваться и продвигаться в с…

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Квалификация: Бакалавриат

Степень бакалавра направления «Музеология и охрана объектов культурного и природного развития» обеспечивает трудоустройство и работу в …

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Квалификация: Магистратура

Степень магистра специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного развития» дает возможность с большой эффективност…

Социально-культурная деятельность
Квалификация: Бакалавриат

Бакалавр социально-культурной деятельности занимается – проектной, творческой, организационной, научно-методической, а также педагогической д…

Социально-культурная деятельность
Квалификация: Магистратура

Магистр специальности «Социально-культурная деятельность», имеет широкие возможности в последующем трудоустройстве и может выбрать для дальн…

Сценография и театральная технология
Квалификация: Ассистентура

Выпускники данного направления занимаются сценическим оформлением сцены. Для поступления необходимо сдать творческий экзамен, показать хорошие знания ин…

Театроведение
Квалификация: Бакалавриат

История театра насчитывает уже очень много веков. Выпускники данного профиля занимаются тем, что формируют общественное мнение по поводу тех или иных по…

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Бакалавр-культуролог может продолжить собственное самосовершенствование в магистратуре по любому профилю гуманитарного цикла. При выборе направления культурологии по завершении магистратуры ему будет присвоено звание магистра культурологии. Диплом магистра позволяет осуществлять профессиональную деятельность за пределами страны без прохождения переаттестации и дополнительных процедур. Продолжение обучения в магистратуре позволит Вам продолжить формирование научной компетенции, углублять знания выбранной отрасли, приступить к педагогической деятельности, написанию и оформлению собственных научных публикаций. Магистерская диссертация может стать первым шагом для последующего обучения в аспирантуре, докторантуре, получения почетного звания профессора.

Кто такой культуролог и чем он занимается? Разобраться в этом, пожалуй, не так легко: чаще всего в интернете можно видеть лишь расплывчатые описания и скудные определения профессии. А ведь на деле эта довольно редкая профессия охватывает целую сферу — сферу культуры. Так как же именно можно реализовать себя в этом направлении?

Специалисты по культурологии, испытывающие неудержимую жажду к науке, увлечённо занимаются научными исследованиями, пишут статьи для научных и научно-популярных изданий, ведут преподавательскую деятельность, работают над созданием учебных и методических пособий. Подготовкой таких специалистов (квалификация «Культуролог-исследователь. Преподаватель») успешно занимаются в (специальность «Культурология. Фундаментальная культурология») и в (специальность «Теория и история культуры»).

Большую популярность сегодня набирают специальности, на которых культурология изучается как дисциплина прикладная. В таком случае присваивается квалификация «Культоролог-менеджер». Само слово «менеджер» произошло от английского глагола «manage», что означает «управлять». Такой специалист имеет возможность устроиться на работу в различные компании, издательства, СМИ в качестве консультанта по вопросам культуры. Коммуникабельность и умение устно излагать свои мысли открывают и другие возможности, такие как работа в музеях, архивах, библиотеках, художественных галереях. Проведение экскурсий, реализация инновационных культурных проектов (в том числе и международных), организация мероприятий и праздников, а также прочая деятельность, связанная с культурой, по силам культурологу-менеджеру. Не стоит забывать и о Министерстве культуры, где на самом высшем уровне специалисты по культурологии заботятся о сохранении и развитии национальной культуры и традиций.

Квалификацию «Культуролог-менеджер» можно получить в (специальность «Культурология. Прикладная культурология»), (специальности «Информационные системы в культуре», «Менеджмент рекламы и общественных связей», «Менеджмент социальной и культурной сферы», «Менеджмент международных культурных связей») и (специальность «Культурология. Прикладная культурология»).

В средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях есть возможность получить квалификацию «Организатор культурно-досуговой деятельности», причём как на основе общего среднего (11 классов), так и на основе общего базового образования (9 классов). От профессии культуролога-менеджера эта квалификация отличается привязкой к конкретному виду искусства — музыка, хореография и пр. Таких специалистов готовят по всей Беларуси.

Заключение

Культурология – это молодая наука, появившаяся меньше века назад, несмотря на то, что предмет её изучения интересовал философов и исследователей с древних времён

Впрочем, и сегодня многие высказываются пренебрежительно об этой научной дисциплине, считая её не особо важной и полезной, а иногда даже называя ненаучной

Но в современном мире она очень важна и востребована. Процессы глобализации и культурного проникновения создают новые сложности, с которыми человечество никогда раньше не сталкивалось. И культурология является тем инструментом, который может помочь разрешить сложности, связанные со взаимодействием разных культур.