Знаменитые имена
Любая наука – это, прежде всего, имена. История развития мехмата неотделима от великих ученых, определивших основные тенденции в сфере математики и механики не только в нашей стране, но и во всем мире. Интересный факт: на механико-математическом факультете работали практически все знаменитые математики, создавшие советскую (а после российскую) математическую школу. Вряд ли это можно считать совпадением.
«Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом».
Карл Вильгельм Вейерштрасс
Владимир Арнольд
Владимир Арнольд (1937 – 2010) – крупнейший ученый XX века, член шести международных Академий наук, обладатель докторской степени университетов Парижа, Болоньи, Мадрида, Торонто, автор четырехсот статей, множества монографий и учебников, переведенных на десятки иностранных языков. Хорошо известны исследования Арнольда в таких сферах математики как теория динамических систем, теория катастроф, топология, алгебраическая геометрия и теория сингулярностей. Именно у Владимира Арнольда, по данным на 2009 год, был наивысший индекс цитирования среди российских ученых.
Игорь Шафаревич
Игорь Шафаревич (1923 – 2017) – не только известнейший математик, но и философ, публицист, общественный деятель. Экзамены механико-математического факультета сдавал экстерном в школе, поступил сразу на последний курс. В том же темпе продолжил обучение и научную работу: в 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, в 23 года – докторскую. Игорю Шафаревичу было всего 36, когда он получил самую престижную в то время Ленинскую премию за цикл работ по решению обратной задачи теории Галуа над полями алгебраических чисел. В 1991 году он был избран академиком РАН. Член Лондонского Королевского общества, Американской академии искусств и наук, Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Национальной академии деи Линчеи (Италия).
Лев Понтрягин
Лев Понтрягин (1908 – 1988) — крупнейший математик XX века. Невозможно представить современную науку без его работ в области алгебраической и дифференциальной топологии, теории колебаний, вариационному исчислению, теории управления. Автор математической теории оптимальных процессов, в основе которой лежит так называемый принцип максимума Понтрягина. Исследования самого Понтрягина и его учеников серьезно повлияли на развитие теории управления и вариационного исчисления.
Израиль Гельфанд
Израиль Гельфанд (1913-2009) — один из величайших математиков XX века, автор множества теоретических работ и прикладных исследований с применением математического метода в области физики, сейсмологии, биологии, нейрофизиологии, медицины. Поступил в аспирантуру механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова после окончания девятого класса и уже в двадцать семь лет стал доктором наук, а в сорок — членом-корреспондентом Академии наук СССР. Гельфанд — почетный доктор семи иностранных университетов, включая Гарвард и Оксфорд; почетный иностранный член Американской академии искусств и наук. Организовал цикл семинаров по математике и экспериментальной биологии, которые, по мнению научного сообщества, определяли пульс научной мысли России.
Андрей Колмогоров
Андрей Колмогоров (1903 — 1987) — один из крупнейших математиков XX века, академик, почетный член нескольких западных академий наук, один из создателей современной теории вероятностей. Впечатляет список тех областей, в которых Колмогоровым были сделаны значимые научные открытия: геометрия, математическая логика, классическая механика, теория турбулентности, теория сложности алгоритмов, теория информации, теория функций, теория тригонометрических рядов, функциональный анализ. Он стал профессором МГУ в 28 лет, а академиком — в 35. О его феноменальной памяти и эрудиции ходили легенды: Колмогоров помнил поименно всех римских понтификов, мог описать дорогу из Пекина до Ленинграда со всеми встречными городами и реками.
Общежитие
Иногородним, имеющим постоянную регистрацию за пределами 5-й зоны Московской железной дороги (это примерно 40–50 км от Москвы в зависимости от направления), предоставляется общежитие. Бюджетникам место в общежитии выделяется бесплатно, студенты, которые учатся на коммерческой основе, могут заселиться за плату при условии наличия свободных мест.
Как правило, первокурсников мехмата заселяют в «Дом студентов на Ломоносовском» по адресу Ломоносовский проспект, дом 27, корпус 11. Это современный многоэтажный жилой корпус, рассчитанный на 2700 студентов, в нём есть столовая, прачечная, тренажёрный и актовый залы, зоны отдыха и медицинский кабинет. Комнаты в общежитии двух-трёхместные, с отдельными кухнями и санузлами. От метро «Университет» до общежития ходит автобус 447, а до главного здания — 15 минут пешком по территории МГУ.
Приём документов у поступающих на специалитет в 2021 году
С 20 июня по 14 июля 2021 года проходит приём документов у поступающих на специалитет механико-математического факультета.
Приём документов производится только в дистанционной форме на платформе webanketa.msu.ru (а в исключительных случаях – по почте). Для подачи документов электронная цифровая подпись не требуется.
Перед подачей документов рекомендуем вам ознакомиться со следующей информацией:
Вступительные испытания для поступающих на специалитет (проводятся с использованием дистанционных технологий с обеспечением идентификации личности поступающего), график проведения, технические требования и рекомендации для прохождения вступительных испытаний, регламент проведения вступительных испытаний, проводимых МГУ имени М.В.Ломоносова самостоятельно, для поступающих на первый курс на обучение по программам бакалавриата и специалитета с использованием дистанционных технологий в 2021 году.
Льготы для поступающих на специалитет (индивидуальные достижения, особая квота, победители и призёры олимпиад)
Одновременно с приёмом документов на специалитет происходит приём документов на второе высшее образование; подробнее см. здесь.
Учебный процесс
Есть ли в МГУ военная кафедра?
При Московском университете работает факультет военного обучения. Начиная с пятого семестра (3-й курс) на него на конкурсной основе принимаются студенты мехмата (не имеющие ограничений по здоровью) и посещают занятия по военной подготовке. После четвёртого курса проводятся сборы, сдаётся выпускной экзамен, а при получении диплома выпускникам, успешно прошедшим курс военной подготовки, присваивается звание лейтенанта (род войск ВВС и ПВО).
Какие языки программирования изучаются на мехмате?
При обучении программированию на мехмате основное внимание уделяется не изучению конкретных языков программирования, а умению разрабатывать и оптимизировать алгоритмы, которые могут быть реализованы на любом языке программирования. В процессе обучения студентам предлагается реализация алгоритмов на примере языков С и С++
Однако можно смело сказать, что выпускники мехмата могут при необходимости самостоятельно в короткие сроки освоить новый язык программирования. При желании возможно изучение основ работы с базами данных в формате спецкурса.
Что такое механика?
Слово «механика» происходит от греческого μηχανικος — умелый, изобретательный. Можно поэтому сказать, что механик — умелый, изобретательный математик. Известен шутливый афоризм: «Математик делает то, что можно, и так, как нужно. Механик делает то, что нужно, и так, как можно». Школьникам знакома механика, как раздел физики, посвященный движению тел под действием гравитационных сил, упругих сил и сил трения. Но та механика, которая изучается на механико-математическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова — совсем другое. Наша механика — это математическое моделирование широкого класса явлений окружающего мира средствами классической механики Ньютона и релятивистской механики.
Именно в рамках такой механики активно работают ученые факультета, охватывая в своих исследованиях практически все сферы человеческой деятельности. Именно такая механика служит основой многих научных проектов, определяющих без преувеличения передовое положение нашей страны в таких областях, как авиа- и кораблестроение, освоение космоса, энергетика, добыча полезных ископаемых, робототехника, разработка новых оборонительных вооружений. Именно такой механике обучают студентов.
Механик университетского профиля, в отличие от механика-инженера, создает математические модели и ставит сложные математические задачи, связанные с различными механическими явлениями, а также разрабатывает общие методы их решения. Эти результаты потом используются инженерами-механиками как фундамент для конкретных разработок. К примеру, в 1936 году М. В. Келдыш и М. А. Лаврентьев с использованием сложного математического аппарата теории функций комплексного переменного решили задачу о движении подводного крыла. И через четверть века были созданы (этим занимались уже «механики-инженеры») корабли на подводных крыльях. Для современной механики характерно широкое привлечение самого разнообразного математического аппарата. А такие направления, как теория устойчивости, теория нелинейных колебаний, методы качественного анализа движения систем, выходят на такой уровень абстракции, что уже трудно сказать — механика это или математика.
Механика изучает общие закономерности, связывающие движение и взаимодействие тел, находящихся в различных состояниях — твердом, жидком и газообразном. В соответствии с этим ее можно условно разделить на две части: механику абсолютно твердого тела и механику сплошной среды (которая в свою очередь включает в себя механику жидкости и газа и механику деформируемого твердого тела). Разделами механики являются теоретическая механика, механика деформируемого твердого тела, гидромеханика, газовая механика, прикладная механика, небесная механика, теория управления, мехатроника и др. В качестве примеров объектов изучения механики можно вспомнить движение объектов Солнечной системы, полет космического аппарата, обтекание потоками воздуха крыла самолета, течение воды на турбине гидроэлектростанции, гироскопы, навигационные приборы, взрывы, трещины в материалах, опорно-двигательную систему человека и др. Механика стала неисчерпаемым источником задач для математики и стимулом её развития. Подробнее о механике можно прочитать в научно-популярной лекции академика Г.Г. Черного «Слово о вечной механике».
Вступительные экзамены для иностранных абитуриентов специалитета, поступающих на контракт
Вступительные испытания (собеседования) для иностранных абитуриентов специалитета, поступающих на контракт,
в июне 2021 года будут проходить в соответствии с представленным ниже расписанием
в дистанционном формате на платформе Zoom.
Предмет | Дата | Результаты |
---|---|---|
Русский язык (для выпускников ИРЯиК*) | 24.06.2021, четверг | Результаты |
Русский язык (для абитуриентов, не являющихся выпускниками ИРЯиК*) | 25.06.2021, пятница | Результаты |
Математика | 28.06.2021, понедельник | Результаты |
*) ИРЯиК – Институт русского языка и культуры МГУ
Время начала экзаменов и технические подробности их проведения будут сообщаться абитуриентам,
подавшим документы в приёмную комиссию на сайте webanketa.msu.ru.
Иностранные абитуриенты, которые не примут участия во вступительных испытаниях в июне, смогут
пройти аналогичные вступительные испытания в июле:
- математика – 12.07.2021, понедельник (опубликованы результаты);
- русский язык – 13.07.2021, вторник (опубликованы результаты).
О резервных днях сдачи вступительных экзаменов см. здесь.
Олимпиада школьников «Ломоносов» в 2020/2021 учебном году
С 15.10.2020 на портале olymp.msu.ru открыта регистрация на олимпиаду школьников «Ломоносов» на 2020/2021 учебный год. Регистрация является обязательным условием участия.
Обратите внимание на график проведения отборочного этапа олимпиады. В частности:
- отборочный этап по математике –– с 22 по 29 октября 2020 года;
- отборочный этап по механике и математическому моделированию –– с 5 по 12 ноября 2020 года;
- отборочный этап по робототехнике –– с 12 по 19 ноября 2020 года.
Отборочные этапы проходят онлайн. Начало и конец отборочного этапа по каждому предмету –– в 12:00 (ПОЛДЕНЬ) по московскому времени. Задания будут доступны в личном кабинете участника на портале олимпиады.
На портале олимпиады также доступно положение об олимпиаде, регламент олимпиады и положение об апелляциях.
Обращаем ваше внимание, что согласно регламенту олимпиады к участию в заключительном этапе олимпиады допускаются победители и призеры отборочного этапа олимпиады 2020/2021 учебного года, а также победители и призеры заключительного этапа олимпиады 2019/2020 учебного года, продолжающие освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования. На дипломантов олимпиады 2019/2020 года за 5–9 классы это не распространяется, так как победителями/призерами они не являются
Зачем поступать на Механику?
Механика является основой техники. Механики исследуют и разрабатывают математические модели движения и взаимодействия тел и частиц, а также взаимодействия масс, изучают механические характеристики различных сред. Не имея дело с конкретной конструкцией, специалисты по механике создают теоретическую основу для применения в других науках, в машиностроении и в промышленности. Достижения школы механики МГУ признаны во всем мире, они повлияли на развитие современного машиностроения. Для современной механики характерны разнообразные приложения математических знаний, в том числе наиболее недавно разработанные разделы теоретической и вычислительной математики. Численный эксперимент стал одним из наиболее эффективных методов для инженеров-механиков. Связь между механикой и математикой заметна. Механика стимулирует развитие многочисленных отраслей математики, формулируя задачи, которые математике предстоит решать. Это плодотворное взаимодействие объясняет преподавание этих наук на том же факультете МГУ.
Университет предлагает 6-летние программы специалиста по механике и математике.
Механика и Математическое моделирование
Ученые кафедры разработали уникальные курсы по механике твердого тела, аэромеханике и гидромеханике, механическому и компьютерному моделированию, нанотехнологиям, чтобы обеспечить студентов передовыми знаниями и навыками, необходимыми для разработки инженерных решений. Механики каждый год имеют право туда записаться.
История мехмата
История механико-математического факультета началась… с философии. Сегодня подобное сближение наук кажется странным, но в 1755 году, когда был открыт Московский университет, это было в порядке вещей, и лекции по математике читались на философском факультете. Отдельной кафедры не было, о высшей математике не знал даже Ломоносов. В Санкт-Петербургской академии положение было не лучше: туда, правда, пригласили великих европейцев – Леонарда Эйлера и Даниила Бернулли, но студентов, желающих изучать математику, было так мало, что профессора читали лекции друг другу. Ни в Москве, ни в Петербурге не было ни семинаров, ни практических занятий; студентам не доводилось решать задачи, они слушали лекции, причем, до 1768 года – на латыни.
Почти столетие математика считалась вспомогательным предметом. И лишь к концу XVIII века в Московском университете появилась отдельная кафедра, где читались два курса — чистой и прикладной математики. К математике чистой относили арифметику, элементарную алгебру, геометрию и тригонометрию. К математике прикладной — элементарные сведения из механики, астрономии, оптики и гидравлики, а порой добавляли кое-что из геодезии и даже военной архитектуры.
К 1860-м годам в Московском университете уже существовал первый в России центр математических исследований, а в 1864 году появилось Московское математическое общество — одно из старейших в мире. К началу XX века математические разработки Московского университета были хорошо известны во всей Европе: это были достижения в области теоретической механики и гидро- и аэродинамики, дифференциальной и проективной геометрии, теории чисел, теории функций комплексного переменного.
Первая мировая война и Октябрьский переворот стали катастрофой для всего научного сообщества России. Бедственная ситуация с топливом и продовольствием поставила преподавательский состав и студентов на грань выживания: сохранились сведения о том, как в 1921 году студент второго курса Андрей Колмогоров (один из знаменитых математиков двадцатого столетия, будущий профессор мехмата) получил в качестве стипендии шестнадцать килограммов хлеба и килограмм масла.
Положение стало улучшаться лишь к концу 20-х годов XX века. После Гражданской войны вузы Советской России были реорганизованы; в апреле 1933 года коллегия Наркомата просвещения восстановила факультетскую систему, и 1 мая в Московском государственном университете появился механико-математический факультет.
Так началась история одного из самых престижных учебных заведений в области математики и механики.
«Математика — это язык, на котором написана книга природы».
Галилео Галилей
Математический центр и Малый мехмат
В 2019 году в России было создано 4 математических центра мирового уровня. Основной целью было объединение ученых, работающих в разных областях. Два математических центра находятся в Москве, один в Санкт-Петербурге и один — в Новосибирске.
Московский центр фундаментальной и прикладной математики был создан на базе консорциума МГУ (исследователи мехмата и вычислительного центра МГУ), Института прикладной математики им.М.В.Келдыша и Института вычислительной математики им. Г.И. Марчука. Математический центр уже опубликовал множество серьезных научных работ, запустил новые образовательные программы. В рамках этого глобального проекта выделяются гранты на научные исследования в области математики и механики. К примеру, сотрудник факультета, опубликовавший статью в высокорейтинговом журнале, может получить денежное поощрение из средств центра; есть возможности финансировать поездки сотрудников, аспирантов и студентов за рубеж на научные мероприятия.
Мехмат тесно сотрудничает с фондами «БАЗИС» и «Вольное дело». Именно при поддержке фонда «БАЗИС» организуется новая программа специалитета, а также разработка курсов по математике и механике.
Малый мехмат – это прекрасная возможность для студента попробовать себя в роли преподавателя: здесь проводятся занятия для школьников, в первую очередь – тех, кто планирует в будущем поступать именно сюда. Малый мехмат – это, в первую очередь, нестандартная олимпиадная математика и возможность расширить свой математический кругозор. Есть здесь и лекторий по математике. Малый мехмат ориентирован на школьников с 5 по 11 класс.
«Высшее назначение математики – находить порядок в хаосе, который нас окружает».
Норберт Винер
Студенческая жизнь
Гандбольная команда
Секция гандбола появилась в МГУ в 1960-х годах. Сегодня гандбол в МГУ возглавляет Александр Юрьевич Степанов, который выступал за сборную команду МГУ в одном из первых составов. На базе университета действуют мужская и женская команды.
Из рядов гандболистов МГУ вышло много известных людей: космонавт Рязанский С.М., профессор биологии Чемерис Ю.К., проректор МГУ Марченко В.Л., первый вице-премьер РФ Рогозин Д.О. Секция участвует в Студенческом чемпионате Москвы по гандболу среди мужских и женских команд, любительском чемпионате Москвы по гандболу и в различных турнирах.
Театр современного танца
Театр современного танца «Примадонна» создан в 1991 году на базе секции спортивно-танцевальной аэробики. В репертуаре театра классические и характерные танцы, романтические сюиты, эстрадные и спортивные композиции, джазовые постановки. Разнообразие и уникальность танцевального репертуара дополняются великолепными эксклюзивными костюмами.
Интеллектуальные игры
Студенты мехмата – постоянные участники интеллектуальных игр, творческих встреч. Несколько раз в месяц проводится игра «Что? Где? Когда?»
Льготы при поступлении на мехмат
Какие льготы при поступлении на факультет предоставляются победителям и призёрам Всероссийской олимпиады школьников (заключительного этапа, регионального этапа)?
Согласно п. 18 Правил приёма в МГУ имени М. В. Ломоносова в 2017 году, победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют следующие льготы при поступлении на факультет: зачисление без экзаменов – для победителей (призёров) по математике, физике и информатике; зачет наивысшей оценки (100 баллов) за ЕГЭ по русскому языку – для победителей (призёров) по русскому языку. Льготы победителям и призёрам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников не предоставляются.
Какие льготы при поступлении на факультет будут иметь победители и призёры олимпиад «Ломоносов» по математике и по механике, а также других олимпиад из Перечня?
Согласно п. 19 Правил приёма в МГУ имени М. В. Ломоносова в 2017 году, победителям и призёрам олимпиад, льготы предоставляются в соответствии с Перечнем льгот, утвержденным Центральной приемной комиссией МГУ. Для получения льготы требуется предоставить диплом победителя (призера) олимпиады или его электронную форму, которую можно получить на портале РСОШ: rsr-olymp.ru), а также иметь результат ЕГЭ по предмету олимпиады не менее 75 баллов (для олимпиад по комплексу предметов не менее 75 баллов по тому предмету из комплекса по которому вы рассчитываете получить льготу).
Нужно ли предоставлять результаты ЕГЭ, если я имею право на зачисление без экзаменов?
В 2017 году, согласно п. 19 Правил приема, для поступления без вступительных испытаний необходимо наличие результатов ЕГЭ не менее 75 баллов по одному из общеобразовательных предметов из числа соответствующих профилю олимпиады.
Требуется ли предоставлять результат ЕГЭ по предмету, за который мне в соответствии с Перечнем льгот засчитывается 100 баллов?
Да. Более того ваш результат должен быть не менее 75 баллов по тому предмету, по которому Вы хотите засчитать льготу.
Имеют ли льготы при поступлении на факультет выпускники СУНЦ МГУ, либо других математических школ?
Нет. Выпускники СУНЦ МГУ и других математических школ поступают на общих основаниях.
Имеются ли льготы при поступлении на мехмат абитуриентам, окончившим школу с золотой (серебряной) медалью?
В 2017 году начисляются 5 баллов за наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью или диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Также существуют иные индивидуальные достижения, за которые начисляются дополнительные баллы.
Структура обучения
Два отделения факультета – математики и механики – отличаются программой, составом кафедр и, соответственно, получаемой в итоге специальностью. Но при этом фундаментальная база (первые два курса) одна и та же, все основные предметы читают на двух отделениях. В целом, разницу между отделениями можно сформулировать так:
В области механики больше занимаются задачами, имеющими в первую очередь прикладное значение, будь то обтекание крыла самолета воздушным потоком, динамика ударных волн или механизм извержений вулканов. На отделении математики идет работа с абстрактными объектами, конструкциями и тенденциями.
«Физику наших дней не обязательно знать физику, ему достаточно знать математику».
Лев Ландау
Структура
Специалитет
Магистратура
Срок обучения
6 лет
2 года
Форма обучения
Очная
Очная
Начальный уровень
Абитуриенты
Выпускники бакалавриата
Направление подготовки
Фундаментальные математика и механика
Математика
Механика и математическое моделирование
Математика и компьютерные науки
Образовательные программы
Математика, Фундаментальная математика и математическая физика, Механика
Количество мест
380 бюджетных мест:
Математика – 250, Фундаментальная математика и математическая физика – 25, Механика – 105
Контрактные места: математика – 60,
Фундаменатльная математика и математическая физика – 2, Механика – 30
28 бюджетных мест: математика – 5, Механика и математическое моделирование – 8,
Математика и компьютерные науки – 15
Контрактные места: математика – 8, Механика и математическое моделирование – 8, Математика и компьютерные науки – 14
Содержание обучения
Первые 4 года отводятся в основном на общеобразовательные курсы. Последние 2 года выделены на спецкурсы и семинары по той специальности, которую выбрал студент, и на написание научной работы.
В течение первых двух лет студенты изучают те базовые дисциплины, которые будут необходимы, независимо от того, какое направление они выберут в дальнейшем. С третьего курса происходит распределение по кафедрам, студенты выбирают научного руководителя и специальные курсы в зависимости от своих научных интересов.
Выбор кафедры – это своеобразный многоуровневый квест: дело в том, что каждая кафедра заинтересована в том, чтобы привлечь лучших. Для этого проводятся семинары, практикумы, при необходимости выделяются дополнительные места. В последние годы на мехмате существует уникальная практика: если у студента есть желание, то уже на первом и втором курсе он может написать курсовую работу. И даже после этого можно сменить кафедру и руководителя и попробовать себя в других областях.
Для всех студентов проводятся компьютерные практикумы – их организует кафедра, исходя из специфики направления. На первых трех курсах есть и общий предмет – программирование; на 4 курсе появляется дисциплина «Численные методы».
Для студентов отделения механики на 3-4 курсе проводится физико-механический практикум в Институте механики МГУ: здесь ставят различные эксперименты и учатся обрабатывать результаты наблюдений. Это обязательная часть программы обучения на отделении механики.
Курс английского языка длится 2 года. На старших курсах студенты также слушают лекции и сдают экзамены на иностранном языке: это спецкурсы по математике или механике. Помимо английского есть курсы на французском и немецком языках и специальный семинар «Методика подготовки научного доклада и ведения дискуссии на иностранном языке».
Методика обучения на механико-математическом факультете — традиционная для советской математической школы. Ее основная особенность – глубокая связь с так называемой научной школой; именно так развивалась математика в России. Научная школа — это своеобразный клуб, во главе которого стоит ученый, академик или профессор. Это уникальное сообщество, с атмосферой аристотелевского Ликея, отчасти даже домашней, где студент попадает в большую научную семью. Живое общение — ключевая особенность обучения на мехмате. Студенты мехмата проходят именно такие «научные школы» с 3 курса, после того как проходит распределение по кафедрам и выбор научного руководителя.
Поступление на бюджет
Самостоятельная подготовка
- математик;
- механик.
Курсы по математике от Альфа-школы хороший вариант подготовки к ЕГЭ по математике. У тебя будет репетитор который будет постоянно направлять тебя. Подготовка и поступление в университет — очень важный шаг, поэтому к обучению следует подойти серьезно. Правильно планируй время занимайся каждую неделю и не отходи от плана, так как будет весьма обидно , если тебе не хватит пару баллов, чтобы поступить на мехмат. Наиболее действенный и проверенный способ — онлайн-репетитор по математике. У тебя будут большие преимущества: репетитор уделяет время только тебе и ты не тратишь время на дорогу, которого у тебя и так мало. Профессионалы своего дела — репетиторы Альфа-школы знают как лучше подготовить тебя к такому сложному экзамену как математика.
Михаил Финкельберг
выпускник Гарвардского университета и профессор факультета математики НИУ ВШЭ
С 6-го по 8-й класс я учился во 2-й школе, а в 9-10 классе – в 57-й. Мои родители хорошо понимали, что абитуриентов-евреев на мехмат не принимают, поэтому к поступлению начали готовиться сильно заранее. Когда мне еще не было 16 лет, то есть до того, как я должен был получить паспорт, папа и мама специально заранее развелись, мама взяла обратно свою девичью фамилию Сорокина, и я, получая паспорт, взял ее фамилию – специально чтобы поступать на мехмат. Под маминой фамилией я ходил на Московскую физическую олимпиаду, чтобы не стало известно, что есть сильный абитуриент, которого нужно готовиться заваливать. И, кстати, когда я заполнял анкету абитуриента на мехмате, я указал данные отца: Владлен Михайлович Сорокин, хотя на самом деле он оставался Владленом Моисеевичем Финкельбергом.
Кроме того, я ходил на «спецподготовку»: добровольцы из круга правозащитника и математика Валерия Сендерова занимались с будущими абитуриентами, специально разбирая трудные задачи, так называемые «гробы».
В 9-м классе, когда я уже учился в 57-й школе, к нам специально приходила директор Нина Евгеньевна Лапушкина и очень настойчиво не советовала идти на мехмат МГУ. Она говорила примерно так: «А зачем, собственно, идти на мехмат? Его заканчивают четыреста человек в год, но они математиками не становятся. В основном, они становятся учителями, а учителем быть трудно. Вот я учительница черчения, и у меня, в мои 50 лет, болят ноги, расширение вен, нужно каждый день стоять у доски». Она приводила в пример предыдущих выпускников, которые успешно поступили на географический факультет или еще куда-то.
И на самом деле в 1984 году, когда я поступал, из 57-й школы на мехмат приняли, может быть, трех человек при том, что поступало примерно пятьдесят. Думаю, что завалили не только по национальному признаку, но и по номеру школы. Хотя это тоже было связано с еврейской темой. За несколько лет до этого – в 1978-м или в 1979-м году – получилось так, что поступившие на мехмат ученики 57-й школы образовали на факультете целую группу: то есть фактически весь класс целиком попал в одну группу на мехмате. Среди них был еврейский мальчик, который ходил в синагогу. Его поймали, выследили и решили отчислить. А для этого было необходимо сначала исключить его из комсомола. Эта стандартная процедура начиналась с решения низовой организации, то есть в данном случае группы. А вся группа отказалась его исключать. И это был ужасный скандал! Начальство запомнило, что из 57-й школы по крайней мере нельзя принимать детей в одну группу. А потом постепенно решили не принимать вовсе – от греха подальше.