Что такое национальный исследовательский университет
Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:
- обладает высоким кадровым потенциалом;
- имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
- участвует в международных проектах по обмену;
- представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.
Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.
Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:
- Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
- Московский институт стали и сплавов (МИСИС).
По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается. В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.
Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .
Оценка деятельности НИУ
, по которым оценивается развитие НИУ:
- доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
- число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
- доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
- доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
- уровень технической базы;
- наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.
В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:
- в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
- научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
- на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
- успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.
Структура института
- Факультет журналистики
- Социально-теологический факультет им. митр. Макария
Реализацию образовательных программ института обеспечивает работа пяти выпускающих кафедр. Все кафедры укомплектованы кадрами высокой квалификации: в институте работают 20 докторов и 60 кандидатов наук, а также опытные преподаватели-практики – представители журналистского сообщества, руководители государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций.
Научная деятельность института осуществляется в исследовательских центрах и лабораториях. Эти структуры позволяют объединять усилия научных и педагогических работников в исследовательской деятельности, организации научных и научно-просветительских мероприятий, выстраивании деловых коммуникаций с российскими и зарубежными партнерами.
Распространение по всему миру
В рейтинг QS World University Ranking на 2021 год вошли 1002 исследовательских университета. Регион с наибольшим показателем — Европа (39,8%), за ней следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (26,7%), США и Канада (15,6%), Латинская Америка (10,8%) и Ближний Восток и Африка (7%). Все регионы, кроме Ближнего Востока и Африки, были представлены в первой сотне. Наибольшее количество новых участников рейтинга было из Восточной Азии и Восточной Европы, за которыми следовала Южная Европа. По отдельным странам в США больше всего вузов — 151, за ними следуют Великобритания — 84, Китай — 51 и Германия — 45. В 200 лучших вузах наблюдается аналогичная картина: в США — 45 университетов, в Великобритании — 26 и в Германии — 12. Для сравнения, Классификация высших учебных заведений Карнеги (2015) определяет 115 университетов США как «докторские университеты: высшая исследовательская деятельность» и еще 107 как «докторские университеты: высшая исследовательская деятельность», в то время как Альтбах подсчитал, что было проведено около 220 исследований. университеты США в 2013 году.
Академический рейтинг университетов мира показывает аналогичное распределение, с 185 из них 500 ранжированных учреждений в 2020 году , поступающих из Европы, 161 из Северной и Южной Америки, 149 из Азии / Океании и 5 из Африки. Опять же, все регионы, кроме Африки, представлены в топ-100, хотя Америка представлена исключительно университетами из США и Канады. В США снова больше всего университетов из одной страны — 206, за ними следуют Китай — 168, Великобритания — 65 и Германия — 49. В 200 лучших университетах наблюдается аналогичная картина: США — 65, Китай — 24, Великобритания — 20 и Германия с 10. Times Higher Education дает разбивку только по странам и только для своих 200 лучших; в этом списке снова лидируют США с 62, за которыми следуют Великобритания с 31, Германия с 20 и Нидерланды с 13. В топ-200 входит один университет из Африки ( Университет Кейптауна ), но ни один из Латинской Америки. В Новости и США World Report Best Global Вузы Рейтинг 2021 дает номера по стране 1500 вузов , ранжированных из 86 стран мира: США снова сверху, с 255, за ней следуют Китай с 176 и Великобритании с 87. 2020 CWTS Leiden Рейтинг включает в себя В рейтинге представлены 1176 университетов из 65 стран: Китай впервые возглавляет список с 204, за ним следуют США с 198, Великобритания с 58 и Германия с 54.
История
Старт проекту национальных исследовательских университетов был дан 7 октября 2008 года указом Президента России «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». В этом же указе статус вне конкурса был присвоен двум университетам: МИФИ (Национальный исследовательский ядерный университет) и МИСиС (Национальный исследовательский технологический университет).
13 июля 2009 года вышло постановление Правительства России о проведении открытого конкурса среди университетов Российской Федерации на получение статуса НИУ, и 31 июля конкурс был официально объявлен. Было подано 110 заявок, из которых сначала были определены 28 финалистов, из которых путём голосования членов конкурсной комиссии 17 октября были определены 12 выигравших университетов, получивших статус.
5 февраля 2010 года издан приказ о проведении второго конкурса. На этот конкурс было принято 128 заявок, из которых в финал было отобрано 32. После обсуждения и голосования конкурсной комиссии 26 апреля 2010 года статус НИУ получили ещё 15 университетов, соответствующий список был утверждён правительством 20 мая 2010 года.
Список
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Белгородский государственный национальный исследовательский университет
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
- Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
- Московский авиационный институт
- Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
- Московский государственный строительный университет
- Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
- Московский физико-технический институт
- Национальный исследовательский университет «МЭИ»
- Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
- Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
- Санкт-Петербургский горный университет
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Национальный исследовательский университет ИТМО
- Санкт-Петербургский академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН
- Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
- Томский политехнический университет
- Томский государственный университет
- Южно-Уральский государственный университет
Социальная сфера
Большое внимание в педагогическом институте уделяется социально-воспитательной работе, которая проводится в различных формах и по разным направлениям. На всех факультетах института действуют Студенческие советы, формируемые на ежегодном общем собрании обучающихся факультета
Члены студенческих советов организуют, активизируют и включают студентов в дела факультета, института, университета, координируют реализацию важных направлений деятельности института
На всех факультетах института действуют Студенческие советы, формируемые на ежегодном общем собрании обучающихся факультета. Члены студенческих советов организуют, активизируют и включают студентов в дела факультета, института, университета, координируют реализацию важных направлений деятельности института.
Жизнь студентов педагогического института многогранна и насыщенна, не ограничивается посещением только лишь аудиторных занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.
Вместе с кураторами студенты посещают Ботанический и Зимний сады НИУ «БелГУ», концерты областной филармонии, театр, выставочные залы, а также участвуют в играх КВН, смотрах и конкурсах, таких как: «Посвящение в студенты», «Мистер и Мисс факультета», «Последний звонок», «Смотр талантов первокурсников» и т.д.
Студенты института являются активными членами университетских творческих коллективов: студии современного танца «DanceХаос», шоу-группы «Эксклюзив», вокально-хореографической группы НИУ «БелГУ» «31-й Регион», академического хора и др.
На факультете дошкольного, начального и специального образования регулярно организуются сменные выставки художественного творчества студентов, обучающихся по профилю «Изобразительное искусство» – картин, скульптур, изделий из папье-маше, оригами и др.
Волонтеры института оказывает посильную помощь всем тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации; проводят встречи с ветеранами, которым оказывается различного рода помощь; принимают активное участие в традиционной акции «Теплым словом, добрым делом» и благотворительных акциях для подопечных подшефных детских домов.
Неотъемлемой частью воспитания и обучения становятся учебные экскурсии в места славного прошлого Белгородчины, России, (Прохоровка, Поныри, Дивногорье, Тула, Москва, Санкт-Петербург и др.) и зарубежья.
Серьезное внимание уделяется адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ВУЗе. Постоянно проводятся кураторские часы, беседы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций, а также соблюдению законодательства РФ, нормативных актов НИУ «БелГУ»
Студенты принимают участие в спортивных университетских соревнованиях. Спортивная жизнь студентов организуется в секциях Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной и Спортивного комплекса «Буревестник». Призовые места занимают студенты института, принимая участие в командных первенствах по баскетболу, футболу, волейболу, шахматам, плаванию, легкой атлетике и т.д. Факультет физической культуры постоянно организует встречи со знаменитыми спортсменами и людьми, пропагандирующими здоровый образ жизни
Большое внимание уделяется «Дням здоровья» в институте, насыщенная программа которых вовлекает практически каждого студента института
В институте проводится большая профориентационная работа, осуществляется помощь в трудоустройстве выпускников посредством сотрудничества со среднеобразовательными учреждениями в ходе педагогической практики.
За достижения в учебе, участие в общественно-полезной деятельности, активную научную и спортивную деятельность студенты награждаются стипендиями Ректора НИУ «БелГУ», Губернатора Белгородской области, Президента РФ и Правительства РФ, Фонда «Поколение» и др.
Информацию предоставила О.М.Хорева 11.11.2019
Об институте
Начало истории Медицинского института положено в 1996 году постановлением Главы Администрации Белгородской области Савченко Е.С. от 1 августа 1996 г. № 459 об открытии в Белгородском государственном педагогическом университете медицинского факультета. В этом же году был осуществлен первый набор студентов на бюджетную основу в количестве 75 человек.
Ровно четверть века назад произошло событие, которое открыло новую страницу в истории нашей Белгородской медицины, существенно активизировало ее развитие. За это время появились новые научные школы и направления, факультет лечебного дела и педиатрии, подготовивший 75 первых выпускников, стал медицинским институтом в составе классического университета, который пробивает дорогу в Мировое научно-образовательное пространство и становится в нем узнаваемым. На сегодняшний день в медицинском институте обучается около 4 тысяч студентов, ординаторов и аспирантов, треть из которых иностранные обучающиеся из 53-х стран мира.
Мы имеем развитую материально-техническую базу, которая постоянно совершенствуется. В структуре медицинского института 23 кафедры, из которых 17 клинические, НИИ «Фармакологии живых систем», институт последипломного медицинского и фармацевтического образования, медицинский колледж, симуляционный центр и клинические базы крупных ЛПУ суммарной коечной мощностью около 4 тысяч коек в том числе 3 перинатальных центра.
В рамках НОЦ мирового уровня «Инновационные решения в АПК», якорным университетом которого выступает наш университет, кафедрами медицинского института успешно развиваются научные исследования по клеточной биологии и генному редактированию.
С 2017 года в институте начинает работу отдел симуляционного обучения и оценки профессиональной квалификации. Полномасштабное укомплектование центра современным учебным, цифровым и медицинским оборудованием обеспечивает возможности внедрения в учебные программы симуляционных технологий высокого уровня реалистичности, эффективного проведения первичной и специализированной государственной аккредитации.
Активное развитие фармацевтического направления подготовки позволяет сформировать в университете новый институт: в 2018 году фармацевтический факультет выходит из структуры Медицинского института и на его основе создается Институт фармации, химии и биологии. В медицинском институте создается Научно-исследовательский институт «Фармакологии живых систем», с центром доклинических и клинических исследований и лабораторией геномного редактирования.
Знаковым событием в истории Медицинского института и здравоохранения Белгородской области, в целом, явилось открытие в 2018 году базовой кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья на базе Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, кафедры семейной медицины и Научно-образовательного центра Семейной медицины.
Непосредственное управление работой института осуществляет дирекция, в составе которой: директор института, заместитель директора института по учебной и методической работе, заместитель директора по научной работе и международной деятельности, декан факультета медико-профилактического дела, руководители направлений подготовки «Лечебное дело и педиатрия» и «Стоматология».
Высшим коллегиальным органом в институте является Собрание работников и обучающихся. Также для принятия коллегиальных решений в структуре института сформированы:
- Ученый совет;
- Аттестационно-кадровая комиссия;
- Редакционно-издательский совет;
- Этический комитет;
- Аттестационная и апелляционная комиссия;
- Стипендиальная комиссия;
- Комиссия по формированию списков обучающихся на поселение в студенческие
общежития университета.
В институте работает профсоюзный комитет. Развито студенческое самоуправление и действует Студенческий совет. Заседания советов и комиссий проводятся согласно соответствующим Положениям и планам работы, утвержденным на текущий учебный год. Институт осуществляет взаимодействие с региональными органами исполнительной власти, руководителями муниципальных образований, руководителями медицинских организаций и предприятий области по вопросам потребности в подготовке кадров, организации целевого обучения, развития клинических баз и научных подразделений.
Сегодня в Медицинском институте поступательно укрепляются научные позиции института, растет его конкурентоспособность на Российском и международном рынках образовательных услуг.
Эмблема института
Стипендиальная программа НИУ «БелГУ»
Распоряжение от 15.07.2015 №350-РУ «Об установлении сроков выплат стипендий в НИУ «БелГУ»
Загрузить
Описание:
Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающихся в НИУ «БелГУ» по очной форме обучения (утв.24.03.2017)
Положение: Загрузить / Изменения в Положение от 27.11.2017: Загрузить / Изменение в Положение от 23.03.2018: Загрузить / Изменение в Положение от 28.05.2018: Загрузить / Изменения в Положение от 07.04.2020: Загрузить / Изменения в Положение от 30.11.2020: Загрузить
Описание:
Положение о стипендии Ректора НИУ «БелГУ» (утв.29.11.2017)
Положение: Загрузить / Изменения в Положение (утв. 09.04.2018): Загрузить
Описание:
Положение о стипендиальных комиссиях НИУ «БелГУ» (утв.28.05.2018)
Загрузить
Описание:
Порядок отбора претендентов на назначение стипендий Президента РФ и Правительства РФ (утв. 07.09.2018)
Загрузить
Описание:
Распоряжение от 05.06.2019 №322-РУ «Об установлении срока выплаты стипендий за июнь 2019 года»
Загрузить
Описание:
Виды стипендий для обучающихся НИУ «БелГУ» на 2020-21 уч.г.
Загрузить
Описание:
Приказ от 07.09.2021 №1040-ОД «О размерах стипендий»
Загрузить
Описание:
Департаменты, управления
-
Аппарат ректора
- Отдел протокола
- Проектный офис
- Управление правовое
- Управление по связям с общественностью и СМИ
- Управление по развитию персонала и кадровой работе
- Департамент воспитательной деятельности
- Департамент довузовской подготовки и организации приема
- Департамент научно-исследовательской работы
-
Департамент научной коммуникации и издательской деятельности
Издательский дом «БелГУ»
-
Департамент образовательной политики
- Управление учебно-методическое
- Управление электронных образовательных технологий
- Центр иноязычного образования и академического письма
- Департамент подготовки и аттестации научно-педагогических кадров
-
Департамент социальной политики
- Студенческий городок
- Общежития №1 и №3
- Общежитие №2
- Общежитие №4
- Общежитие №5
- Общежития №6 и №7
- Департамент управления имуществом и организации закупок
- Департамент цифрового развития
- Дирекция программ стратегического развития и повышения конкурентоспособности
- Управление бухгалтерского учета
- Управление комплексной безопасности
- Управление ландшафтных работ и обслуживания территорий
- Управление международного сотрудничества
- Управление по обслуживанию и ремонту инженерных сетей
- Управление транспортного обеспечения
Образование
Реализация образовательных программ в НИУ «БелГУ»
Перейти
Описание:Содержит информацию:
— о реализуемых уровнях образования,
— о формах обучения, нормативных сроках обучения, сроке действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации),
— об описании образовательной программы с приложением ее копии,
— об учебном плане с приложением его копии,
— о рабочих программах дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии),
— о календарном учебном графике с приложением его копии,
— о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса,
— о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой,
— о языках, на которых осуществляется образование (обучение).
Соответствие установленным нормам обеспеченности основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательных программ высшего образования по всем специальностям и уровням подготовки специалистов, учебных предметов, факультативных и элективных курсов отражено в каждой рабочей программе дисциплины.
Направления научной (научно-исследовательской) деятельности
Перейти
Описание:Содержит информацию о направлениях научной (научно-исследовательской) деятельности
Результаты научно-исследовательской деятельности
Результаты НИД за 2018 г.: Загрузить / Результаты НИД за 2019 г.: Загрузить / Результаты НИД за 2020 г.: Загрузить
Описание:Содержит информацию о результатах научной (научно-исследовательской) деятельности
Научно-исследовательская база НИУ «БелГУ»
Перейти
Описание:Содержит информацию о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Инфраструктура инновационной деятельности
Перейти
Описание:Содержит информацию о научных подразделениях, ведущих научную (научно-исследовательскую) деятельность
Наличие в НИУ «БелГУ» публикаций и объектов интеллектуальной собственности
Загрузить
Описание:Содержит информацию:
— количество изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за отчетный период;
— количество патентов, полученных на разработки за последние 5 лет: российских/зарубежных;
— количество свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за отчетный период.
Результаты приема по каждому направлению подготовки или специальности ВПО и СПО с различными условиями приема
Перейти
Описание:
Содержит информацию о результатах приема по каждой профессии, специальности СПО
(при наличии вступительных испытаний),
каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема
(на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов,
по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц)
с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям
Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам
Загрузить
Описание:Содержит информацию:
— о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.
Результаты перевода, восстановления и отчисления студентов
Загрузить
Описание:Содержит информацию:
— о результатах перевода;
— о результатах восстановления и отчисления.
с 01.10.2020 до 01.04.2021
Лицензия на право ведения образовательной деятельности
Перейти
Описание:
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.