Какие ошибки возникают на экзамене?
В заданиях с развернутым ответом нужно написать 2 примера функций, принципов из текста. Ученики переписывают в бланк кусок текста вместо того чтобы кратко ответить на вопрос. Проверяющий не будет искать нужные фразы и баллы не будут засчитаны. Нужно писать структурировано и ставить нумерацию.
В задании, где нужно назвать вид и привести примеры, так же нужно отвечать лаконично, чтобы проверяющие понимали к чему что относиться.
Школьники используют материалы с уже готовыми вариантами планов, однако энциклопедические знания не требуется. Никаких дополнительных баллов заучивание идеальных эссе не принесет.
Невозможно знать назубок тот или иной материал. Главное в процессе подготовки ознакомиться с теорией и научиться приводить аргументы своей позиции. При составлении развернутого ответа нужно показать, как ученик понял мысль, обосновать ее и привести пример. Чтобы с легкостью справляться с написанием ЕГЭ нужно потренироваться в этом не меньше десяти раз.
Часто ошибки совершаются по невнимательности. Там где нужно написать одно слово школьники пишут предложения
При выполнении КИМов важно внимательно читать задание и выполнять то, что требуется. Дополнительная работа не принесет дополнительных баллов на егэ
Требования
Основой для организации подготовки к ЕГЭ по обществознанию должны служить материалы ФИПИ
Обычно выпускники обращают внимание на четыре источника:
- демоверсию КИМ – дает представление о структуре экзамена и критериях оценивания;
- спецификацию – поясняет принципы построения заданий и отбора материала для них;
- кодификатор – содержит перечень тем, проверяемых на ЕГЭ, и тех умений, которые надо применить при выполнении работы;
- открытый банк заданий – в нем собраны вопросы для самостоятельного повторения теории по обществознанию.
Следует дополнить этот список двумя поистине бесценными документами – методическими рекомендациями для учителей и для экспертов предметных комиссий, которые проверяют задания с развернутым ответом. Скачать оба файла можно тоже на сайте ФИПИ, в разделах «Аналитические и методические материалы» и «Для предметных комиссий субъектов РФ» соответственно.
Конечно, формально они не рассчитаны на учащихся, но изучить их очень полезно: в первом документе подробно разобраны работы прошлого года и перечислены все ошибки, а во втором – разъяснены критерии оценивания, а также приведены примеры реальных развернутых ответов и эссе и перечислены все их плюсы и минусы.
Для тех, кому лень углубляться в изучение «первоисточников», ФИПИ подготовил краткий обзор заданий, вызвавших наибольшие трудности во время последнего экзамена по обществознанию. Из него следует, что чаще всего выпускники ошибаются, отвечая на вопросы правового блока, а в других разделах:
- на базовом уровне по темам о налогах и юридической ответственности;
- на заданиях повышенной сложности – о финансовых и избирательных системах;
- на уровне высокой сложности – о юридических лицах, конституционном строе, политических процессах и системе, об истине и ее критериях.
Соответственно, именно на эти разделы курса обществознания надо обращать особое внимание при подготовке к ЕГЭ. После ознакомления с методическими рекомендациями стоит посмотреть видеоконсультацию разработчиков КИМ в разделе «Для выпускников»
После ознакомления с методическими рекомендациями стоит посмотреть видеоконсультацию разработчиков КИМ в разделе «Для выпускников».
Особенности ЕГЭ: на что обратить внимание?
Если вы начали готовиться к ЕГЭ по обществознанию в девятом или десятом классе, взгляните на изменения в ЕГЭ по обществознанию 2021 года.
Например, в задании, где нужно составить план по теме, в каждом из пунктов теперь должно быть не меньше трех подпунктов.
Также в задании 29 есть новое требование – правильно сформулировать одну (или больше) идей, которую затронул автор и раскрыть с опорой на обществоведческие знания.
Чтобы готовиться к ЕГЭ по обществознанию эффективно, уделите время правилам написания эссе. Тщательно выбирайте примеры – должно быть не менее двух социальных фактов или примеров из источников:
- Из общественной жизни современного общества (факты, материалы СМИ)
- Из истории (в том числе из истории техники, науки и искусства)
- Из личного социального опыта (из прочитанных вами книг, фильмов, событий из жизни)
Цель и смысл жизни.
Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.
Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих на это: воспитание, образование, окружение, семья, эпоха, в которую живет человек, даже возраст и многое другое.
Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.
Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.
Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.
Концепции смысла жизни
Концепция | Суть концепции |
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) | Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти». |
Гедонизм (от греч. наслаждение) | Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие. |
Прагматизм (от греч. действие, дело) | Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами. |
Утилитаризм ( от греч. польза) | Жить – это из всего извлекать для себя пользу. |
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) | Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья. |
Альтруизм (от лат. другой, другие) | Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу. |
Занятия с репетитором
Репетитор нужен в двух случаях:
- когда не получается систематизировать имеющиеся знания;
- если знаний так мало, что практически надо подготовиться к ЕГЭ по обществознанию с нуля.
Первый вариант предполагает углубленную работу над заданиями повышенной сложности, второй – общую подготовку к экзамену. Идеальный способ найти репетитора – выбрать по рекомендации тех, кто набрал высокий балл. Начинать занятия лучше уже в 10 классе, но никак не позже первого полугодия 11-го, и заниматься не реже раза в неделю. Расценки сильно разнятся по регионам и зависят от опыта преподавателя, количества человек в группе, уровня знаний выпускников. Онлайн-репетитор, как правило, обходится дешевле.
Таким образом, чтобы эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, надо работать сразу в нескольких направлениях:
- систематически повторять теорию, попутно совершенствуя навык составления сложного плана;
- ежедневно выделять время для обзора СМИ и соцсетей;
- хотя бы раз в неделю писать эссе, сверяясь с рекомендациями экспертов.
И, к сожалению, быстро подготовиться к ЕГЭ по обществознанию не получится – все-таки нужна системная работа в течение хотя бы 3-4 месяцев.
Самореализация
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
Виды самопознания
- Непосредственное – самонаблюдение
- Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
Пути самопознания
- Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
Виды самооценки
- Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
- Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
- Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
Фоксфорд
Сайт: https://foxford.ruТелефон: +7 (495) 120-04-34, 8 (800) 500-80-11Стоимость: от 2000 р./месяц
Курсы ведут преподаватели МГУ, ВШЭ и МФТИ, члены жюри Всероссийской олимпиады и эксперты ЕГЭ.
Школа использует 2 подхода к проведению занятий:
- Занятия с репетитором
- Занятия на курсе
Обучение на курсах:
Обучение на курсе требует большей усидчивости и самоорганизации — занятие идёт 2 часа, конспекты нужно повторять самостоятельно, а домашнее задание проверяется автоматически.
Занятия проходят на сайте в режиме реального времени. На экране вы видите преподавателя, который ведёт урок у школьной доски. Вы можете задавать ему вопросы через текстовый чат и сразу получить ответ.
К каждому уроку доступны конспекты и материалы по теме. Записи и материалы всех занятий доступны в личном кабинете ученика до конца учебного года.
Занятия с репетитором:
Подойдёт тем, кому нужен индивидуальный подход. Продолжительность — до 60 минут, на занятии репетитор разбирает домашнюю работу ученика и прорабатывает сложные моменты.
Занятия проходят на интерактивной платформе Фоксфорд.Класс — вы общаетесь с репетитором в реальном времени. Репетитор видит, что пишет ребенок во время решения практических заданий, и сразу дает обратную связь. К каждому уроку есть конспекты и домашние задания.
Есть три способа закрепить знания:
- Выполняйте интерактивные задания — часть проверяется автоматически, а вторую посмотрит преподаватель и даст развёрнутые комментарии
- Читайте онлайн-учебник, чтобы запомнить все термины и формулы
- Используйте специальную систему подсказок, если попалось слишком сложное задание
Каждую неделю вы будете получать отчёт об успеваемости: занятия, домашка и рейтинг в группе.
Где брать полезную информацию
Ресурсы, которые помогут получить всю необходимую информацию:
- сайт ФИПИ;
- консультации с учителем;
- методические пособия и учебники;
- видеоконсультации от Рособрнадзора и Министерства Просвещения Российской Федерации;
- справочники и словари.
Среди учебников отдавайте предпочтение книгам в схемах и таблицах. Например, можно использовать пособие Р.В. Пазина и И.В. Крутовой «ЕГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы, 2019». Обращайтесь только к самым свежим изданиям, так как учебники по обществознанию быстро стареют.
Не стоит переживать. При должном усердии и сильной мотивации можно подготовиться к ЕГЭ с нуля всего за 2 месяца. Но, конечно, лучше начинать тренировки с сентября учебного года 2020. Тогда у вас точно хватит времени, чтобы изучить теорию и научиться применять свои знания на практике.
На сайте ФИПИ уже выложена демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2021, а также кодификаторы и спецификации. Там же можно найти тестовые материалы прошлых лет. Все это представлено архивами, которые доступны для скачивания. А на сайте Синергии со всем этим можно познакомиться в режиме онлайн.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
«Репетиторская империя»
Сайт: https://ri-ege.ruСтоимость: 4000 р./8 занятий
Подготовка к ЕГЭ по обществу на 80+ баллов даже «с нуля»:
8 занятий по 2 часа в мини-группах
2 316 слайдов с самой важной информацией
Домашние задания c подробной проверкой
80 занятий с полным разбором всех тем
Занятия ведут опытные преподаватели, а не вчерашние ученики. Репетиторы прошли сложные этапы отбора и умеют объяснять легко и интересно.
Особенности подготовки:
- Закрытые материалы по написанию плана, где собраны практически ВСЕ обязательные пункты для максимума баллов
- Секретная формула написания эссе, которая позволила сотням учеников написать его на 6 баллов из 6
- Авторские презентации, которые составлены на основе комментариев разработчиков ЕГЭ
- Доступ к специальному тренажёру по каждому блоку, который позволит запомнить даже самую сложную теорию
«СДАЕМ на 100»
Сайт:Стоимость: 8000 р./курс или 2300 р./мес.
Подготовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на 90 баллов и выше. Автор и преподаватель курса — один из лучших в России учителей по обществознанию, Александр Викторович Воронцов.
Это автор учебников и методических пособий, по которым к экзаменам готовится вся Россия. Средний балл его выпускников — 92.
Мастер группа «НА100»:
- Видеоуроки и вебинары с полным разбором тем кодификатора — 84 темы ЕГЭ 2021
- Подробные авторские конспекты
- Домашние задания и тренажеры
- Реальные пробники ЕГЭ с обратной связью Эксперта ЕГЭ
- Личный куратор 24/7
- Чат взаимопомощи
- Человек и общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
- 2-я часть ЕГЭ
«Умскул»
Сайт: https://umschool.netТелефон: 8 (800) 444-37-50Стоимость: от 3090 р./мес.
Готовят к ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы в режиме онлайн. Объясняют до тех пор, пока не станет понятно:
- 35 стобалльников по обществознанию
- Более 500 учеников написали ЕГЭ по обществознанию на 90+ баллов только в 2020 году
- Бесплатные онлайн-занятия каждую неделю
- Авторскую теорию и полезные материалы в рассылке
Все занятия проходят в формате онлайн-трансляций. 12 вебинаров в месяц по 2-2,5 часа. Обучение проводится на уникальной IT-платформе. Там: записи занятий, домашние задания, разборы, дополнительные варианты.
Каждый преподаватель объясняет материал по специальной методике, которая отработана на тысячах выпускников прошлых лет. Кураторы проверяют каждое домашнее задание и дают обратную связь. Они готовы ответить на любой вопрос в течение 2-5 минут.
К каждому занятию — продуманные рабочие тетради и домашние задания.
Для комфортного обучения предусмотрены:
- Подсказки при решении заданий на платформе
- Итоговые конспекты после каждого занятия
- Баллы за Д/З, которые можно обменять на реальные призы и скидки
- Ежемесячные вводные варианты ЕГЭ для практики на реальных примерах
- Индивидуальные домашние задания по тем темам, которые нужно закрепить
- Зачеты и проверки через звонки в WhatsApp (тарифы PRO и HARD)
Подготовка к заданиям разных видов
18 заданий первой части экзаменационного теста требуют краткого ответа в виде последовательности цифр, отвечая еще на два (1-й и 2-й вопросы) надо вписать в поле бланка слово или словосочетание. Все задания направлены на проверку знания теории по обществознанию.
Подготовиться к ним довольно просто даже с нуля: для начала надо скопировать из кодификатора таблицу с перечнем тем, по методическим рекомендациям для учителей с сайта ФИПИ отметить в ней самые трудные (то есть те, в которых выпускники допускают больше всего ошибок) – и регулярно и последовательно штудировать теорию.
Быстро набить руку на выполнении стандартных заданий помогут онлайновые тренажеры, например, «Яндекс.Репетитор». В сервисе вопросы распределены по разделам и сформулированы так же, как на настоящем экзамене по обществознанию, составляют их эксперты ЕГЭ, в том числе авторы закрытой базы «СтатГрада».
Вторая часть
Намного сложнее подготовка ко второй части, куда входят 8 заданий с развернутым ответом и мини-сочинение. Четыре из них – с 21 по 24 – построены на анализе предложенного текста.
- 21: нужно просто извлечь информацию;
- 22: надо дополнить ответ собственными пояснениями;
- 23: необходимо привести свои примеры, подтверждающие мнение автора;
- 24: требуется написать связное высказывание, аргументировав личное мнение.
Для выполнения этих заданий понадобится одно из так называемых метапредметных умений – функциональное чтение. Поэтому, готовясь к ЕГЭ по обществознанию, следует приучиться читать тексты общественно-политической и экономической тематики в СМИ, желательно в печатном виде и с карандашом.
Задания с 25 по 28 предполагают, что у выпускника есть не только глубокие знания теории, но и достаточный социальный опыт, чтобы:
- в задании 25 в трех предложениях объяснить указанное обществоведческое понятие (например, «юридическая ответственность») и составить два предложения, которые раскроют разные аспекты этого понятия;
- в задании 26 показать понимание сути и функций различных общественных институтов;
- в 27 решить предложенную задачу, установив связи социальных процессов и показав их на примерах.
Выполнить на отлично эти задания можно лишь в том случае, если знания выходят за рамки школьных учебников: нужно следить за дискуссиями в обществе на актуальные темы. Тут не надо изобретать велосипед – достаточно грамотно использовать соцсети, подписавшись на несколько тематических групп. Этим, кстати, можно убить двух зайцев сразу, ведь формат комментария позволяет отточить умение кратко формулировать свое мнение и доказывать его.
Задание 28 на первый взгляд кажется очень легким: вызубри готовые планы – и всё. На самом деле сложный план удастся только при отличном владении темой. Поэтому стоит подготовку к первой части КИМ ЕГЭ проводить, составляя планы по каждому пункту из таблицы кодификатора.
Мини-сочинение (задание 29)
Эссе по обществознанию пишется на основе одной из четырех цитат. Ее надо понять в соответствии с позицией автора, проанализировать проблему и убедительно объяснить собственную точку зрения. Требования к аргументам приведены в инструкции к заданию 29.
Очевидно: чтобы запастись аргументам для сочинения ЕГЭ, надо читать книжки, смотреть фильмы, не прогуливать уроки истории и литературы, интересоваться жизнью общества и тем, что пишут и говорят в СМИ. Высказывая свое мнение, надо придерживаться композиции сочинения-рассуждения: тезис и вывод должны быть сформулированы четко. Сделано только одно послабление: не учитываются ошибки по русскому языку.
Законы
Особое внимание надо уделить изучению нормативно-правовых актов. Их список содержится в приложении № 2 спецификации КИМов ЕГЭ по обществознанию
Чтобы правильно ответить на вопросы из всех пяти разделов, от выпускника требуется знать:
- Конституцию РФ.
- Гражданский, трудовой, уголовный, налоговый, семейный кодексы.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Кодекс административного судопроизводства.
- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- Уголовно-процессуальный кодекс.
- Гражданский процессуальный кодекс.
- ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
Конечно, все эти законы не надо выучить не от корки до корки: в спецификации указано, с какими именно статьями, главами и параграфами надо ознакомиться особенно внимательно – остальное можно почитать для общего развития.
Функции религии:
- Мировоззренческая – формируется религиозное мировоззрение.
- Регулятивная – регулирует поведение человека посредством норм и ценностей.
- Коммуникативная— общение верующих друг с другом и с Богом.
- Компенсаторная – это своего рода утешение, когда людям земные тяготы и лишения кажутся несущественными и даже оправданными.
- Целительная – религиозное исцеление души и тела
- Интегративная – религия способствует объединению людей именем Бога.
- Прогнозирующая – содержит совокупное представление верующих о будущем человечества (пророчество о конце света. Страшном суде).
- Управляющая и контролирующая – с помощью различных религиозных средств (посланий, поощрений, санкций) служители церкви руководят и направляют жизнь верующих
- Транслирующая – передача из поколения в поколение религиозной культуры, ценностей.
- Легитимная – поддержка существующего строя, порядка, «благословение» правителя, его деятельности.
Частное и публичное право
- Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны , им предоставлена возможность выбора ( семейное, трудовое, гражданское право).
- Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.
НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:
Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.
Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.
Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию
В первую очередь ознакомьтесь со структурой экзамена. Когда вы поймёте, каких знаний или навыков вам не хватает, начните подготовку к ЕГЭ по обществознанию с упором на эти недостатки.
ЕГЭ по обществознанию рассчитан на 235 минут. Работа состоит из 29 заданий. Они делятся по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий. Первая часть содержит задания с кратким ответом, а вторая — с развёрнутым. В экзамен входят темы из школьного курса, которые проходят с 5 по 11 класс.
Чтобы подготовиться к первой части ЕГЭ, нужно знать основные факты, явления и процессы, а также владеть терминологией. С помощью этих заданий проверяют, умеет ли школьник анализировать схемы и таблицы, искать нужную информацию на диаграммах и делать выводы.
Для второй части ЕГЭ по обществознанию важно уметь работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, формулировать своё мнение и аргументировать его, составлять план развёрнутого ответа. Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего
Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.
Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего. Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания.
Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать и грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками
Обратите на это внимание во время подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Отношение к жизни.
- Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.
- Пассивная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.
- Конформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.
- Нонконформизм — от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.
Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Институты социализации
Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.
К институтам социализации относятся:
- семья
- школа
- вуз
- армия
- спортивная школа
- музыкальная школа
- церковь
- СМИ и другие.
Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).
Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Как эффективно подготовиться?
Для успешной подготовки, потребуется структурировать теоретические знания, выработать систему прохождения испытаний. Решение демоверсий и пробных вариантов поможет рационально распределить время по блокам.
Тематические направления:
- Общество в связи с человеком;
- Социология и социализация;
- Основы экономики;
- Общественно-политическая структура;
- Законодательство и право.
Для успешного выполнения тестов нужны теоретические знания общественных явлений и процессов, владение спец. терминологией. Навыки: умение анализировать ситуации, диаграммы и графики.
Вторая часть заключается в демонстрации собственного мнения, основанного на аргументах и фактах. Навыки: работа с предоставленной информацией, аналитика, выявление причинно-следственных связей.
Эссе строится на умении логично, правильно и последовательно объяснить свою позицию по заданной теме. Третья часть объединяет предыдущие этапы, выступает самой сложной частью экзамена.
На что обратить внимание при подготовке
Многие школьники недооценивают значимость подготовки: «Да общество — это про жизнь. Сдам как-нибудь». На самом деле для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию нужно разбираться в политике, истории, экономике, культурологи, психологии, философии, праве. Этот предмет только кажется простым.
На что же обратить особое внимание при подготовке:
- Графики. В 10 задании первого раздела проверяются знания по экономике: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.
- Диаграммы и статистика. В 12 задании первой части выпускнику нужно изучить представленные данные и выбрать верные суждения (выводы) из предложенных.
- Нормативно-правовая база и структура органов власти. В 14 задании представлен вопрос на проверку знаний органов государственной власти или федеративного устройства РФ. В 16 задаче проверяется знание Конституции РФ, прав и свобод человека.
- Терминологический аппарат науки. В 20 задании первого раздела школьнику дается текст с пропущенными словами и список терминов, которыми и нужно заполнить пропуски.
- Работа с текстом (задания с 21 по 24 второго раздела). Отвечая, нужно опираться не только на свои знания, но и на текст в тестовых материалах.
- Научные определения. В 25 задаче второго раздела нужно дать определение представленному понятию и составить с ним два осмысленных, развернутых и достоверных предложения. Это должны быть реальные факты, а не вымысел.
- Разработка плана. В 28 задаче второго раздела нужно тезисно и достоверно раскрыть тему, указанную в задаче. При этом должно быть минимум 3 основных пункта, из которых хотя бы 2 содержат еще и подпункты.
https://youtube.com/watch?v=cFj0m0Hx0tU
Особенно важно кратко, но по существу оформлять ответы. Не стоит записывать в бланк «портянку» текста и надеяться, что проверяющий сам выберет нужные слова
Лучше на черновике зафиксировать все свои рассуждения, а в чистовик записать суть.
А также важно внимательно читать задания. Например, если нужно записать ответ двумя предложениями, то недопустимо объединять две мысли в одно предложение или растягивать на три и больше
О чем еще важно помнить? Не усложняйте ответ. Если от вас не требуют записать конкретные термины, понятия и определения, то отвечайте как можно проще
Оценивается правильность, а не формулировка.
Каким разделам уделить особое внимание
Задачи с 1 по 3 первого раздела проверяют базовые знания о человеке как биосоциальном существе, этапах и факторах социализации личности, закономерностях и тенденциях развития общества, основных социальных институтах и процессах.
Во втором разделе проверяется знание основ ряда наук. Эссе (29 задача второго раздела) пишется по одному из предложенных высказываний известных людей. Цитаты меняются, но разделы для выбора неизменны: философия, экономика, социология и социальная психология, политология, правоведение. Выпускник сам выбирает раздел.
Информатика
Кайзер Леонид Константинович, преподаватель математики, информатики и физики в Центре «Эврика»:
«К ЕГЭ по информатике за год с нуля подготовиться реально, так как для этого не потребуется учить большое количество теории, самое важное — отработка методов решения задач разных типов. Программа подготовки простая: начинаем с понятия информации, учимся работать с системами счисления и количеством информации, далее – занимаемся алгеброй логики, теорией графов, теорией алгоритмов и программированием
Программа подготовки простая: начинаем с понятия информации, учимся работать с системами счисления и количеством информации, далее – занимаемся алгеброй логики, теорией графов, теорией алгоритмов и программированием.
Для достижения высокого результата достаточно заниматься с педагогом от 1,5 до 3 часов в неделю.
За последние 2 года я подготовил пятерых ребят к ЕГЭ по информатике – все сдали экзамен в промежутке от 75 до 95 баллов и поступили в петербургские университеты на бюджет».