Призовое место на всеросе по химии: любовь к предмету и широкий кругозор

Способы подготовки к олимпиадам по химии

Первое, что нужно сделать перед подготовкой к олимпиаде – это определиться с тактикой, то есть решить, как вы будете заниматься: самостоятельно или с помощью преподавателей. Расскажем о том, как подготовиться к олимпиадам по химии.

Самоподготовка

Простой и доступный вариант. Можно найти в интернете вузовские учебники, научные статьи, другие учебные материалы и отзывы участников прошлых лет.

Но стоит иметь в виду особенность олимпиадных заданий – их непредсказуемость. На олимпиадах проверяют эрудицию, знание химии за рамками школьной программы, умение мыслить нестандартно. Вы не знаете заранее, какой вопрос попадется, поэтому готовиться придется «вслепую».

Онлайн-уроки с репетитором.

Опытный педагог еще на первом занятии протестирует вас, выявит пробелы в знаниях. После этого он составит индивидуальный план подготовки с учетом времени, которое осталось до олимпиады, и подберет учебные материалы.

Вместе с преподавателем вы научитесь решать сложные задания, узнаете, как правильно читать формулировки вопросов и оформлять ответы. Учитель также поможет морально подготовиться, расскажет, как вести себя на испытаниях.

Подготовительные онлайн-курсы.

Это самый эффективный способ подготовки. В онлайн-школах есть курсы, на которых разбирают олимпиадные задания по химии для всех классов. Занятия ведут преподаватели ВУЗов, организаторы и члены жюри различных олимпиад. Они дают знания вне школьной программы, проводят практикумы по органической и неорганической химии, учат решать нестандартные задачи.

Уроки можно смотреть онлайн или в записи — с планшета или ноутбуке в свободное время. После каждой темы задают домашнее задание.

Олимпиады по биологии

Летняя биологическая олимпиада

Не предоставляет льгот, но является отличной тренировкой перед Всероссом, поскольку проводится в начале июля по интернету. Участвовать могут школьники 7–11 классов. Задания — высокой сложности, требуют хорошей подготовки и знаний.

Всесибирская открытая олимпиада школьников по биологии

Олимпиада второго уровня. Проводится в три этапа: отборочный заочный, отборочный очный и заключительный очный. Чтобы пройти в финал, можно поучаствовать только в одном из отборочных туров.

Олимпиада школьников по биологии «Высшая проба» 

Даёт льготы при поступлении на биологический факультет Высшей школы экономики. Предлагает задачи, не требующие знаний сверх школьной программы, но поощряет умение творчески обрабатывать информацию.

Апелляция на Всеросе по химии

Об апелляции мне бы хотелось сказать отдельно, потому что на олимпиадах по химии она особенно важна и часто даёт участникам дополнительные баллы. За все 3 года участия в олимпиаде мои работы ни разу не оценивали полностью, что-нибудь всегда упускали.

Члены комиссии хорошо понимают, что можно придумать разные решения для одной и той же задачи по химии. Главное — объяснить им свой ответ. Не врываться в аудиторию и не кричать, а спокойно рассказать, что в вашей работе недооценили. Я на апелляции смог добавить 12,25 балла к своей изначальной оценке.

Но я ещё раз подчеркну, что главная ценность олимпиад — не баллы и призовые места, которые помогут при поступлении

Самое важное — это расширение кругозора и тренировка академического мышления, которые очень помогут во время учёбы в университете. Сейчас я на первом курсе МГУ, и мне намного легче учиться, чем однокурсникам, которые не привыкли к олимпиадным заданиям.

Советы для тех, кто готовится к олимпиаде по химии

Самостоятельно освойте школьный уровень химии летом или в начале года. Так у вас будут хорошие отношения со школьным учителем и теоретическая база, чтобы решать олимпиадные задания.

Прорешивайте побольше задач прошлых олимпиад. Задачи по химии требуют особой тренировки — нужно выделить много времени, чтобы начать в них разбираться.

Занимайтесь в школьной лаборатории. Практические опыты также помогут лучше понимать логику задач в практической части олимпиады.

Пройдите курс по биохимии. Я прошёл курс Никиты Сергеевича Шлапакова от Фоксфорда, и он мне очень помог продвинуться. Вопросы по биохимии встречаются именно на Всероссийской олимпиаде, а как их решать, в школе никто не объясняет.

Занимайтесь самостоятельно. Лекции и учителя — это хорошо, но именно при самостоятельной подготовке материал усваивается и запоминается лучше.

Тренируйте логическое мышление и изучайте другие предметы. Всероссийская олимпиада более сложная, чем остальные олимпиады по химии. Она требует логического мышления и знания по другим предметам: физике, математике и химии

Их не нужно изучать углублённо, но основные понятия важно знать.

Кирилл Старотиторов, призер, 9 класс

О химии: Химией я решил заниматься абсолютно спонтанно: увидев в детстве несколько выпусков «Галилео», я решил, что попробую изучать эту науку глубже.

О всероссе: Олимпиада была хорошо организована, даже имея некоторые ограничения, связанные с ковидом. Аудитории были удобными, как и лаборатории. Здесь я встретился со своими друзьями, с которыми познакомился на смене в Сириусе».

Об успехе: Результаты этого всеросса для меня показывают уровень моей подготовки: я смог получить получить диплом призера, что не может не радовать (моя подготовка не прошла бездарно), но все же хотелось бы в следующем году победить в олимпиаде, поэтому в этом году надо еще усерднее готовиться.Я считаю, что взять диплом призера мне помогли поддержка родственников и хорошая подготовка (как обучение в Химцентре, так и самообразование).

Об эмоциях: Я считаю, что призер всеросса звучит гордо, поэтому я, безусловно, рад этому событию. Это дает дополнительную мотивацию для подготовки.

О дальнейших планах: В дальнейшем я не собираюсь бросать химию и хочу постараться взять диплом победителя на всероссе.

Олимпиады по химии

Московская олимпиада школьников

Олимпиада первого уровня для 7–11 классов. Делится на отборочный и заключительный этапы. На сайте олимпиады можно найти разнообразные материалы для подготовки к олимпиаде, а также узнать, что включает в себя тот или иной этап.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Олимпиада от МГУ для ребят с 7 по 11 класс. Для решения задач требуются хорошие знания по школьной программе, а также умение мыслить творчески, находить нестандартные решения. Подготовиться к олимпиаде по химии можно по заданиям предыдущих лет.

‍‍

Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии

Олимпиада состоит из серии теоретических и практических туров, на которых школьники показывают свои знания, химическую смекалку и решают задания, составленные преподавателями и аспирантами вузов. 

Биология: лайфхаки по подготовке

Хорошая подготовка к олимпиадам по биологии невозможна без штудирования теории. Вот несколько классных пособий, которые могут вам пригодиться:

  1. Кюнель В. «Цветной атлас по цитологии, гистологии и микроскопической анатомии»;
  2. Фаллер А., Шюнке М. «Анатомия и физиология человека»; 
  3. Зитте П., Вайлер Э. В., «Ботаника»;
  4. Рупперт Э. Э. «Зоология беспозвоночных». 

Практикуйтесь

Сажайте сами растения, следите за животными, записывайтесь на выездные лабораторные практики в биологических кружках, чтобы основательно подготовиться к олимпиаде. 

Визуализируйте учебный материал

Визуальные заметки — это способ быстрой и эффективной фиксации важной информации при подготовке к олимпиаде по биологии. Визуализация повышает и ускоряет запоминаемость. 

  • Пишите наглядные конспекты. Их можно выполнять в виде схемы, диаграммы или скетча. Графические элементы и использование разных цветов создают в мозгу систему образов и помогают лучше усваивать информацию.
  • Структурируйте сложные темы при помощи майндмэпов. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.
  • Клейте стикеры по всей квартире. Так будет легче запомнить формулы и эффективно подготовиться к олимпиаде по биологии. 

Придерживайтесь принципа «Не победа, а участие!»

Помните, что главная ценность олимпиад — не баллы и призовые места, а расширение кругозора и подготовка к учёбе в университете. Многие олимпиадники отмечают, что первый курс даётся им легче, чем остальным одногруппникам. 

Как устроена Всероссийская олимпиада по химии

Я участвовал во всех возможных олимпиадах по химии — стал победителем Всесибирской олимпиады школьников и призёром в олимпиадах «Будущее Сибири», СПБГУ, Турнире Ломоносова и Всеросе.

Диплом призёра на Всеросе по химии

Нужно отметить, что для решения любых олимпиадных задач по химии нужны знания и в других областях: математике, физике, географии и биологии. Для Всероса это особенно актуально — там задачи требуют широкого кругозора и более тщательной подготовки.

Всероссийская олимпиада проходит в четыре этапа:

1. Школьный этап — для учеников 8–11 классов. В прошлом году проходил в один тур в сентябре. Задания показались мне лёгкими.

Пример задания на школьном этапе ВсОШ по химии

2. Муниципальный этап — для учеников 8–11 классов, проходил так же в один тур в октябре. Здесь мне попалось уравнение Аррениуса. Я его хорошо отработал, поэтому лёгко вывел все нужные формулы.

Пример задания на муниципальном этапе ВсОШ по химии

3. Региональный этап — только для учеников 9–11 классов, проходит в январе. Здесь добавляется ещё один тур — практический. В теоретической части 6 задач, там можно набрать максимум 100 баллов. На практическом этапе мне попалось задание на количественный анализ — здесь можно набрать максимум 40 баллов.

Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на региональном этапе ВсОШ по химии

4. Заключительный этап — проводится для учеников 9–11 класса с марта по апрель. Проходит в три тура: два теоретических и один практический. Задачи были действительно интересными и сложными, для меня заключительный этап стал испытанием на прочность.

Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии
Пример заданий на заключительном этапе ВсОШ по химии

Краткая справка по льготам

Какие бывают льготы. Каждый вуз сам определяет условия, на которых принимает победителей и призёров. Это может быть:

зачисление без вступительных испытаний;

100 баллов ЕГЭ по профильному предмету;

максимальный балл по ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям).

Учитываются победы за 11 класс, за 10–11 или сразу за 9–11. Также вуз сам устанавливает соответствие профиля олимпиады направлению подготовки — то есть по каким предметам олимпиад на какие образовательные программы вуз принимает льготников.

В большинстве вузов только приёмная комиссия окончательно решает, на каких условиях принимать победителей. Поэтому в нашей таблице сведения о льготах могут быть неполными. Обязательно уточняйте информацию об особых правах в приёмной комиссии. Её телефон есть на сайте каждого вуза.

Какие олимпиады дают льготы

Всероссийская олимпиада школьников — это главная олимпиада России, её курирует Министерство просвещения РФ, заключительный этап проводит Министерство образования и науки РФ. Победа или призовое место на заключительном этапе Всероса позволяет без экзаменов поступить по профилю олимпиады в любой вуз России. Не по профилю — получить максимальные баллы по ЕГЭ или ДВИ.

Такие же привилегии получают победители и призёры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад и международных олимпиад.

Вузовские олимпиады из Перечня Министерства науки и высшего образования РФ. Их проводят непосредственно вузы России. Победители и призёры этих олимпиад также могут получить привилегии при поступлении. Но здесь нужно учитывать правила самого вуза.

А что с ЕГЭ. Диплом победителя или призёра олимпиады школьников нужно подтвердить минимум 75 баллами по профильному ЕГЭ. Некоторые вузы устанавливают больший порог. Диплом Всероса нужно подтвердить только минимальными баллами по русскому языку и математике.

Школьные олимпиады по химии

Международная
Менделеевская олимпиада

  • XXXI 1997 год, г. Ереван (Республика Армения)
  • XXXII 1998 год, г. Чолпон-Ата (Кыргызская Республика)
  • XXXIII 1999 год, г. Минск (Республика Беларусь)
  • XXXIV 2000 год, г.Баку
  • XXXV 2001 год, г. Москва
  • XXXVI 2002 год, г. Алматы
  • XXXVII 2003 год, г. Москва
  • XXXVIII 2004 год, г. Кишинэу
  • XXXIX 2005 год, г. Душанбе
  • XXXX 2006 год, г. Ереван
  • XXXXI 2007 год, г. Минск
  • XXXXII 2008 год, г. Ташкент
  • XXXXIII 2009 год, г. Ашгабат
  • XXXXIV 2010 год, г. Баку
  • XXXXV 2011 год, г. Москва
  • XXXXVI 2012 год, г. Астана
  • XXXXVII 2013 год, г. Ташкент
  • XXXXVIII 2014 год, г. Москва
  • XXXXIX 2015 год, г. Ереван
  • L 2016 год, г. Москва
  • LI 2017 год, г. Астана
  • LII 2018 год, г. Минск
  • LIII 2019 год, г. Санкт-Петербург
  • LIV 2020 год, online
  • LV 2021 год, online

Московская олимпиада
школьников по химии

  • LVIII 2002 год
  • LIX 2003 год
  • LX 2004 год
  • LXI 2005 год
  • LXII 2006 год
  • LXIII 2007 год
  • LXIV 2008 год
  • LXV 2009 год

  • LXVI 2010 год
  • LXVII 2011 год
  • LXVIII 2012 год
  • LXIX 2012-2013 год
  • 2013-2014 год
  • LXXI 2014-2015 год
  • LXXII 2015-2016 год
  • LXXIV 2017-2018 год
  • 1997 год, г. Леноксвилль (Монреаль), Канада
  • 2000 год, г. Копенгаген, Дания
  • 2001 год, г. Мумбай (Бомбей), Индия
  • 2002 год, Гронинген, Нидерланды
  • 2003 год, г. Афины, Греция
  • 2004 год, г. Киль, Германия
  • 2005 год, г. Тайпей, Тайвань
  • 2006 год, г. Кёнсан, Корея
  • 2007 год, г. Москва, Россия
  • 2008 год, г. Будапешт, Венгрия
  • 2009 год, Кембридж, Англия
  • 2010 год, Токио, Япония
  • 2011 год, Анкара, Турция
  • 2012 год, Вашингтон, СЩА
  • 2013 год, Москва, Россия
  • 2014 год, Ханой, Вьетнам
  • 2015 год, Баку, Азербайджан
  • 2016 год, Тбилиси, Грузия
  • 2017 год, Накхонпатхом, Таиланд
  • 2018 год, Словакия и Чешская республика
  • 2019 год, Париж, Франция
  • 2020 год, Стамбул, Турция (дистанционная олимпиада)
  • 2021 год, Осака, Япония (дистанционная олимпиада)

Всероссийские олимпиады школьников по химии

  • 1997 год, г. Казань

  • 1998 год, г. Белгород

  • 2001 год, г.Ульяновск

  • 2002 год, г.Великий Новгород
  • 2003 год, г.Чебоксары
  • 2004 год, г.Челябинск
  • 2005 год, г.Белгород
  • 2006 год, г.Уфа
  • 2007 год, г.Уфа
  • 2008 год (региональный этап)
  • 2008 год (заключительный этап)
  • 2009 год, г.Архангельск
  • 2010 год, г.Казань
  • 2011 год, региональный этап
  • 2011 год, г.Архангельск (заключительный этап)
  • 2012 год, г.Магнитогорск
  • 2013 год, г.Курск
  • 2014 год, г.Казань
  • 2015 год, г.Новосибирск
  • 2016 год, г.Белгород
  • 2017 год, г.Саранск
  • 2018 год (региональный этап)
  • 2018 год, г.Архангельск (заключительный этап)
  • 2019 год (региональный этап)
  • 2019 год, г.Уфа (заключительный этап)
  • 2020 год (региональный этап)

Андрей Тырин, победитель, 11 класс

О подготовке: К 11 классу осталось достаточно мало теории, которую я еще не изучил, поэтому подготовка в основном заключалась в прорешивании задач прошлых лет, задач с Менделеевской и международной олимпиад.О химии: Химия у меня началась в 7 классе, и сначала я ее не любил. Но для того, чтобы перевестись в 8 класс, мне нужно было сдать зачет, и в процессе подготовки к нему я заинтересовался этой наукой.О всероссе: По сравнению со всероссом в 2019 году, этот был гораздо более нервный, но при этом гораздо более радостный. Было очень здорово увидеть старых знакомых и познакомиться с другими ребятами.Об успехе: Мне кажется, очень важным фактором является внимательное и тщательное прочтение заданий, которое позволяет увидеть все требования к той или иной задаче. На всероссе также нужно выбрать правильную стратегию решения задач

Например, во втором туре всего пять часов, а задач очень много, поэтому важно грамотно распределить время. Об эмоциях: Если честно, то я очень рад, но сильно устал за этот всеросс.О дальнейших планах: Хочется отдохнуть пару дней, полежать на диване, погулять, а потом начать подготовку к Менделеевской олимпиаде

Перечневые олимпиады по химии 2018-2019

1 уровень

  • Московская олимпиада школьников;
  • Олимпиада школьников «Ломоносов»;
  • Всесибирская открытая олимпиада школьников;
  • Многопредметная олимпиада «Юные таланты».
  • Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии;

2 уровень

  • Открытая межвузовская олимпиада школьников «Будущее Сибири»;
  • Олимпиада «Высшая проба»;
  • Олимпиада «Гранит науки»;
  • Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки»;
  • Межрегиональные предметные олимпиады федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
  • Открытая химическая олимпиада.

3 уровень

  • Олимпиада «Газпром»;
  • Университетская олимпиада школьников «Бельчонок»;
  • Турнир имени М. В. Ломоносова.

Дистанционная онлайн-олимпиада по химии

Всероссийская олимпиада школьников по химии — это не только контроль умений и знаний на самостоятельной основе, но и драгоценнейший опыт, получив который, вы сто процентов отыщите интересные моменты для себя. Самым главным преимуществом дистанционных олимпиад по химии «Отличник» является по праву то, что участником может стать совершенно любой желающий, у которого имеется любое портативное устройство с доступом в интернет.
У участника любого возраста есть способности и возможность эффективно провести время за обучением, благодаря огромной базе знаний «Отличник» и онлайн доступу.

Но решить все задания олимпиады по химии с первого раза – задача не из самых простых. Она лишь самым подготовленным, целеустремленным и непоколебимым. Олимпиада по химии — это отличный тренажер для детей, которые хотят научиться в кратчайшие сроки и в режиме ограниченного времени быстро находить ответы даже на самые сложные вопросы. Это крайне необходимо любому человеку в современном мире.

Любите участвовать в соревнованиях и занимать высокие места? Приглашаем к участию в онлайн-олимпиадах «Отличник». Интересно, каким будет ваш успех?

Желаем удачи и отличных результатов!

Зачем человечеству химия?

Ключевая роль химии и науки в повседневном мире безумно велика. А ведь действительно, химические процессы можно встретить вокруг нас везде, и сейчас мы говорим не только о заводах, химических фабриках или просто о бытовых моментах в жизни каждого человека.

Только в организме самого человека в каждый момент времени протекает миллионы химических реакций, вода и углекислый газ в которых получаются из невообразимых более сложных химических веществ. Все это требуется для получения энергии, которая тратится на совершение базовых и простых действий.

Играет ли химия важнейшую роль в процессе существования человека. Зачем она нужна?

День за днем рождаются сложные вещества, требующиеся для процесса жизнедеятельности и правильной работы всех органов и микроорганизмов. И процессы, происходящие в организме останавливаются только после полной его остановки. Как многие знают, растения являбтся источников питания и полезных веществ и микроэтементов для всех живых организмов, способных создавать органические вещества из простых элементов типа воды и углекислого газа. Не самые простые химические реакции и превращения находятся в основе этих процессов. Глюкоза, целлюлоза, клетчатка и другие биополимеры являются итогом сложнейших химических реакций.

Химия: лайфхаки по подготовке

Подготовка к олимпиадам по химии подразумевает, что вы учите не только саму науку, но и олимпиадный формат

Важно знать, что именно от вас хотят, и быть готовым соответствовать. . Не заглядывайте далеко вперёд

Не заглядывайте далеко вперёд

Некоторые ученики способны решать задания заключительного этапа Всеросса, но не могут пройти муниципальный. Чтобы избежать подобного, не думайте о финале на самом старте. Сосредоточьтесь на задачах, стоящих перед вами здесь и сейчас. Попытка в ответ на простой вопрос вписать что-то очень сложное может выйти боком.

Ищите любые возможности учиться

Не переживайте, если не всё получается

Почти все задачи на олимпиадах делятся на несколько частей: предварительные расчёты и рассуждения, основной вопрос, дополнительные вопросы. Чтобы победить на олимпиаде, необязательно (хотя и желательно) решать все задачи до конца! Предварительная часть обычно не сформулирована как задача, но за неё часто дают до 30% баллов. Могут оценить любую разумную мысль, любую полученную цифру: напишите уравнение реакции, пересчитайте массу в количество вещества — и часть баллов уже в кармане.

От самоутверждения до любви к химии

К 11 классу я понял, что хочу заниматься только химией. Меня восхищало, что человек при помощи этой науки сделал жизнь более комфортной: научился синтезировать лекарства, создавать стекло и другие материалы, получать красители и прочие полезные вещества

Особенно привлекла органическая химия — эта часть кажется мне наиболее важной, потому что достижения в это области химии мы чаще всего применяем на практике.

Также я считаю химию очень красивой наукой, потому что она объединяет логическое мышление и творческий подход. Ученый-химик свободно может решать задачу так, как сам придумает, потому что в этой области не может быть единого решения: важен не конечный результат, а логика, которой руководствуешься в процессе.

К 11 классу олимпиады стали для меня уже не способом самоутвердиться, а инструментом для изучения любимого предмета. Изучать химию на школьном уровне было уже не интересно.

Доверие преподавателей

Я учился в обычной школе Новокузнецка, но в старших классах заинтересовался биологией. Тогда я перевёлся в лицей с профильным химико-биологическим классом. К сожалению, мой новый преподаватель биологии оказался не очень требовательным, и мой интерес к предмету стал пропадать. А учительница по химии сразу дала понять, что на её занятиях расслабиться не получится. Я стал усердно заниматься и неожиданно для себя заинтересовался этой дисциплиной.

Участвовать в олимпиадах я тоже стал благодаря новому учителю. Услышал, как в 9 классе она называет некоторых ребят из класса «олимпиадниками» и как-то по-особенному к ним относится. Стало обидно, что меня нет среди них. Я решил участвовать и приступил к подготовке.

Тогда преподаватели меня не знали, и я не был так уверен в химии, как сегодня. Но сразу решил стать для них заметным: первое время много занимался и по школьной программе, и по олимпиадным заданиям.

Я придерживался принципа «выполняй маленькие правила, нарушай большие».

Например, в начале учебного года выделил несколько месяцев, чтобы тщательно заниматься теми школьными предметами, по которым отставал. В течение этого времени выполнял домашние задания, не пропускал уроки и выстроил хорошие отношения с преподавателями. В результате доверие, которое я заслужил среди учителей, начало работать на меня: через несколько месяцев прилежной учёбы я смог договориться о свободном посещении. Так, большую часть года я готовился к олимпиадам, а домашние задания делал по возможности.

Материалы для подготовки к олимпиаде

Для участников разных возрастных групп (классов) предусмотрены разные наборы заданий. Вот некоторые темы, которые могут встретиться в заданиях:

Олимпиада по химии 7-8 класс

  • Основные понятия химии
  • Атомы химических элементов
  • Простые вещества
  • Соединения химических элементов
  • Изменения, происходящие с веществами
  • Растворы и свойства растворов электролитов

Олимпиада по химии 10 класс и 1 курс СПО

  • Теория строения органических соединений
  • Углеводороды и их природные источники
  • Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
  • Азотсодержащие органические вещества
  • Биологически активные органические соединения
  • Искусственные и синтетические полимеры

Ярослав Тимофеев, победитель, 11 класс

О подготовке: Я готовился, как и все: решал задачи всероссов и межнаров прошлых лет, читал литературу. Среди книжек могу выделить Гринвуда по неорганике, Дильмана Смита по органической химии. Базу по физхимии я получил благодаря книжке В. В. Еремена «Теоретическая и математическая химия. Его учебник для студентов тоже очень полезный, но он скорее для ребят, которые хотят в будущем заниматься физхимией». Есть потрясающая розовенькая книжка по кинетике «Практическая химическая кинетика». К биохимии, сказать честно, я не был готов на должном уровне. Я прочел всего несколько глав Кольмана и прорешал все задачи раздела «Химия и жизнь» за последние несколько лет.

О химии: Я встал на путь истинный где-то во второй половине девятого класса, до этого я занимался математикой и даже становился призером на региональных этапах. В девятом классе я прошел на региональный этап по химии и написал его весьма неплохо, но недостаточно хорошо, чтобы пройти на всеросс, не хватило совсем немного. Моя первая неудача сильно меня раззадорила, я понимал, что так это оставлять нельзя, и отправился на смену в «Сириус», дабы подтянуть свою теоретическую базу. Там я познакомился с интересными людьми, вела занятия неподражаемая Диляра Раисовна. Со своим первым сириусовским преподавателем я общаюсь до сих пор.

В десятом классе я поступил в 131-й физико-математический лицей. Там я начал ходить на кружок к Булату Камилевичу Курамшину. Первое время было нелегко, на его кружке приходилось решать невероятно сложные на тот момент задачи, со временем я привык, начал уделять самоподготовке куда больше времени, чем раньше. В 10 классе мне удалось пройти на всеросс, но его отменили по понятным причинам. Я не забросил химию в 11 классе, уделял подготовке намного больше времени и старался глубже изучать материал. 

О всероссе: Поскольку это был мой первый всеросс, мне не с чем его сравнить. Прошел он довольно быстро, я даже не заметил, как пролетели эти 6 дней. На первом туре, прочитав задания, я понял, что вряд ли стану призером, настолько меня напугала задача про торий, но все обошлось. После тура я пообщался с приятелями и понял, что слил первый тур не только я. Второй тур был чуть приятнее, однако без гробов не обошлось, неорганика опять была тяжелой. Самый волнительный момент был перед практическим туром, так как практика всегда была для участников своего рода русской рулеткой (только с пятью патронами), но, на удивление, третий тур был довольно простым.

Об успехе: Я смог победить благодаря совокупности факторов. Во-первых, подготовка, бесконечное количество часов, проведенных за решением задач и заучиванием материала. Во-вторых, поддержка преподавателей, родителей и друзей, я за это им очень благодарен. Возможно, они верили в меня даже больше, чем я сам. В-третьих, это, конечно же, хорошая музыка, она сопровождала меня в поездке, настраивала меня перед турами. 

Об эмоциях: Эмоции, честно сказать, смешанные. Я, безусловно, рад тому, что стал победителем, но потерянный год и потерянный всеросс уже не вернуть, а так хотелось съездить еще разок на заключительный этап.

О дальнейших планах: Я планирую поступить на химический факультет МГУ и связать свою жизнь с органической химией — это один из моих самых любимых разделов. 

Владислав Винокуров, победитель, 9 класс

О всероссе: Самое запоминающееся на всероссе — это постоянное чувство какого-то волнения. Кто лучше всех с ним справляется, тот и пишет хорошо. Девятиклассников сильно потрепали оба тура, а практика добила, хотя после региона ожидать можно было чего угодно.Об успехе: Выиграть помогла, наверное, уверенность в себе, чувство, что я должен выиграть и просто никак иначе, хотя постоянно приходилось себя в этом убеждать. И, конечно, подготовка! Без этого никуда.Об эмоциях: Эмоции смешанные, потому что это само по себе очень круто: получить БВИ в 9 классе, но следом возникает вопрос: что вообще дальше делать? Здесь этом пока конкретики нет.О дальнейших планах: В следующем году буду прикладывать все усилия, чтобы попасть на межнар, возможно, попробую начать исследовательскую. А пока просто планирую отдыхать.

Индивидуальный маршрут в Фоксфорде с возможностью подготовки к олимпиадам

Если вы горите биологией и химией, любите исследовать окружающий мир и хотите построить карьеру в этой области, то вам подойдёт естественно-научный образовательный маршрут домашней онлайн-школы «Фоксфорда». В него наряду с базовой программой входит специализированная подготовка школьников к олимпиадам по химии и биологии. 

Кроме того, в маршрут входит курс экспериментальной физики. Сейчас эта наука рука об руку идёт с химией и биологией. Неспроста на факультетах биоинженерии в последние годы такой высокий конкурс. 

В 8 классе к маршруту добавляются практикумы по химии — общей, органической и неорганической, олимпиадной. Ребята продолжают углублять знания вплоть до 11 класса. 

Подготовка к олимпиадам происходит по всем трём направлениям: биология, химия, физика. Курсы ведут члены жюри олимпиад, преподаватели МГУ, МФТИ, участники научных экспедиций.

Где помогут разобрать олимпиадные задания

В детских онлайн-школах есть курсы подготовки к олимпиадам по химии. Их основные плюсы:

  • Вы получите знания, которые не дают в школе. Программа подготовки к олимпиаде более сложная, чем базовый курс по химии.
  • Заниматься можно в удобном графике дома. Не обязательно смотреть уроки онлайн, можно и в записи.
  • Онлайн-занятия не помешают основной учебе, их можно совмещать со спортивными секциями, кружками и хобби.
  • Ваши вопросы не останутся без ответов – на них ответит преподаватель по ходу урока или куратор через онлайн-чат.

Ниже расскажем подробнее, на каких онлайн-курсах вам помогут подготовиться к олимпиаде.

8-9 классы

Ученикам 8-9 класса можно готовиться по курсам школы Фоксфорд, например, пройти интенсив «Олимпиадная химия: практикум для 8-11 классов». Программа состоит из 6 видеоуроков в записи, на которых разбирают задачи из экспериментальных туров ВсОШ по химии прошлых лет, учат проводить качественный анализ органических и неорганических веществ.

10-11 классы

Школьники 10-11 классов могут подготовиться к олимпиаде по химии с помощью годового курса Фоксфорда, посвященного ВсОШ. Он проводится онлайн ежегодно, но можно пройти его в записи.